КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 20.02.2013
19:43  С.Никитин: Саудовская Аравия - главный спонсор международного терроризма
19:35  Эмиры Бухары - создатели Соборной мечети Санкт-Петербурга
19:26  Узбекская милиция - хроника разложения
19:24  "ХТ": История одной девушки или почему молодежь уезжает из Туркменистана
19:22  Письмо 66-ти. Интеллигенция Казахстана выступила против перехода на латиницу
19:16  Д.Лиллис: Казахстан. Растущее социальное расслоение усиливает протестные настроения
19:14  Н.Холзода: Будут ли США создавать свою военную базу в Таджикистане?
19:12  В Актобе троих подростков осудили за подготовку взрыва... ликероводочного завода. За выпуск водки "Аллах"
19:09  Беременные женщины с высокими зарплатами едва не разорили Казахстан!
19:07  Из архивов минюста Кыргызстана исчезли оригиналы соглашений по золотому "Кумтору". Мышки съели?
18:32  Рахмон раздал ордена и лампасы верным силовикам
18:30  М.Бушуев: Немецкий бизнес уходит из Узбекистана
18:29  Л.Савин: Дети - сирийские "машины для убийства"
18:25  Бывший пресс-секретарь посольства Таджикистана в Москве Саттори опроверг все версии покушения на него
12:08  С.Исабаева: Моя хата с краю. К чему призывает казахстанская Концепция развития местного самоуправления?
11:03  И.Дудка: Тупиковый туризм Кыргызстана. Гуляя по улочкам Каракола (Пржевальска)
10:03  А.Аалыев: Претензии на вес золота. Кыргызские власти подсчитывают несуществующий ущерб
09:31  Тысячи мигрантов не могут пересечь казахстанско-узбекскую границу
09:28  "Известия": Нелегальные мигранты просят Путина об амнистии. ФМС обещает бюджету дополнительные миллиарды
09:21  Дэвид Коэн: Чему Советский Союз научил Китай
09:16  КырПарламентаризм. Суд не пустил депутата Жапарова на пленарное заседание опасаясь, что он... сбежит
09:11  Обманувший казахстанские банки российский депутат Михеев лишен думского мандата
09:06  Талант Султанов возглавил Национальный институт стратегических исследований Киргизии
08:46  Премьер-министр Туниса аль-Джибали ушел в отставку. Под давлением исламистов
08:42  Иван Лизан: Против кого намерен воевать Ислам Каримов?
08:40  Д.Минин: Возвращение империй. "Большие пространства" против хаоса в международных отношениях? Ч. 1-я
08:33  В.Мальцев: Ислам зачищают от нелегалов. Россия расширяет силовую поддержку официального духовенства
08:28  В.Панфилова: Душанбе заигрывает с Вашингтоном. В угоду США Эмомали Рахмон тянет с подписанием соглашения по 201-й российской военной базе
08:26  Ю.Паниев: Кибервойну с Америкой ведут китайские хакеры в погонах
07:36  "Къ": Власти Сирии готовы к диалогу с "кровавой оппозицией". Дамаск пересматривает стратегию по урегулированию
00:58  "ХТ": Чиновники - вымогатели. Из опыта Ашхабадского хякимлика
00:56  Д.Лиллис: Узбекистан. Неразбериха в сфере обмена и хождения валют помогает "бизнесу" на границе
00:49  "РО": В Таджикистане подорожали даже иголки
00:38  Вопрос отключения подачи газа в Кыргызстан из-за неоплаты остается открытым, - миннефти Казахстана Мынбаев
00:32  КырДепутаты поддержали предложение "общественности" построить в Бишкеке центр манасоведения стоимостью в $42 млн
00:27  $3 млрд готова вложить китайская корпорация "Годьян" в строительство каскада ГЭС на кыргызской реке Сары-Джаз
00:25  Катарские ваххабиты запускают новый инвестфонд для скупки активов по всему миру. Емкостью $12 млрд
00:23  А.Гушер: Актуальные проблемы и темы геополитики 2013 г. Часть 1
00:21  М.Агаджанян: США-Иран. Взаимные гарантии и прямые переговоры
00:05  Крал подковы? За серьезные недостатки в работе уволен гендиректор "Туркмен атлары/Туркменские кони"
00:04  Строительство сети железных дорог может сделать Афганистан конкурентом... России?
00:03  А.Девятов: Про Орду проклятую и благословенную. Наследие Чингисхана неотделимо от России (жуть)
00:02  Книга Дыр. В Душанбе презентовали "Путеводитель по бюджету Таджикистана"
Вторник, 19.02.2013
22:49  В Алматы на 98-м году жизни скончалась известный общественный деятель Гульнар Дулатова
22:43  Муфтий Хафизов назвал чушью возможность захвата городов Ямала и Югры отрядами ваххабитов
19:04  В Гааге начался суд над экс-президентом Кот-д`Ивуар Гбагбо. За террор против собственного народа
17:42  Н.Назарбаев: "Служители мечетей должны уметь вести работу с населением... государство признает место и роль ханафитского мазхаба"
17:18  В правительстве Кыргызстана вводится новая должность вице-премьер-министра по вопросам безопасности границ
17:11  А... не треснет? Члены правительства Кыргызстана хотят получать денежную компенсацию в случае развала парламентской коалиции
17:08  Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обвинило Китай в массовом производстве допинга
17:01  Сенсация! Казахстанские археологи раскопали под Таразом гробницу сакского вождя
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Минин: Возвращение империй. "Большие пространства" против хаоса в международных отношениях? Ч. 1-я
08:40 20.02.2013

Возвращение империй (I)

"Большие пространства" против хаоса в международных отношениях?

Французские экспедиции последнего времени в Африке, явно отдающие неоимперским, а точнее неоколониалистским духом, побудили многих задуматься о том, не являются ли эти действия началом нового цикла мировой политики, в котором на смену уходящей однополярности, возможно, грядет не всеми ожидаемая многополярность, а нечто иное - новое или, возможно, хорошо забытое старое, но в обновленной упаковке? Нечто такое, что позволит, например, Соединенным Штатам, "уходя, не уйти", а продолжить осуществлять свои глобальные замыслы в более сложной системе межгосударственных отношений? И тогда востребованными окажутся, казалось бы, навсегда канувшие в лету имперские проекты и вассальные отношения прошлых времен.

Одним из первых эту тенденцию еще в начале первого мандата президента Б. Обамы заметил и определил известный немецкий философ Юрген Хабермас. Он отмечал, например, что вернувшая свое влияние после Буша в Вашингтоне "реалистическая" школа международных отношений отличается от "неоконов" не столько по целям сохранения мировой гегемонии США, сколько по выбору средств осуществления этих целей. Желательному миропорядку этой школы в наибольшей степени отвечает, по мнению Ю.Хабермаса, теория "большого пространства" Карла Шмитта. Последний мыслил "большие пространства" как сферы влияния главенствующих имперских держав и их "сильных идей". "Прирожденная", отличающаяся историческими достижениями центральная держава, согласно Шмитту, "должна утверждать свое первенство перед периферией зависимых наций и групп народов согласно критериям собственной и при этом ни с чем несоизмеримой концепции справедливости". Равновесие между этими современными наследниками старых империй должно было бы устанавливаться "благодаря порядку больших пространств, который переносит принцип невмешательства с мира классического международного права на субъекты международного права нового типа". (1)

Можно сказать, что в течение первого мандата Б. Обамы Америка все еще находилась на перепутье, ведя арьергардные бои по сохранению мирового лидерства, но все более убеждаясь в неэффективности и обременительности этих попыток, особенно в условиях глобального финансового кризиса. С началом второго срока президентства Обама приступает к решительному переформатированию мира. Проблема Вашингтона не только в том, что поддержание однополярности для него становится невозможным, а многополярность нежелательна. Его уже не устраивает и то, что при сохранении действующего порядка со временем на место глобального гегемона придет Китай, который может повести себя так, как это делает сама Америка. Ю.Хабермас прозорливо замечал: "Скорее в собственных интересах Америки попытаться сегодня связать завтрашние мировые державы таким международным порядком, для которого уже не нужна никакая сверхдержава". (2)

При этом на Западе появляется все больше исследований, доказывающих, что в ответ на деволюцию мирового лидера - США и нарастающего хаоса мировой политики начался процесс стихийного возрождения имперской политики ряда прежних метрополий и зачастую не в том направлении, которое устроило бы Америку. О возврате империй образно сказано в геополитическом итальянском журнале "Лимес": "Империи никогда не умирают, если только их основания не выкорчеваны с корнем и не засыпаны солью. Их дух живет во многих поколениях как потомков господствующих, так и подчиненных народов. Они готовы вновь возродиться при первом удобном случае, как только геополитическое давление на них ослабнет, а порядки, провозглашенные вечными, окажутся хрупкими и обветшалыми". (3) Не имея возможности противостоять этому "урагану", Белый дом, согласно предлагаемым рецептам, должен возглавить этот процесс и направить его в "нужном направлении". Стихийному складыванию новых империй рекомендуется противопоставить организованное строительство таких, с которыми Америка сможет выступать совместно, а создание потенциально враждебных образований по возможности притормозить.

Так, бывший заместитель министра обороны и главный финансист Министерства обороны США Дов Закхейм в журнале National Interest указывает на "усиливающийся триумфализм ряда павших в свое время империй". По его словам, "в Восточной Азии Китай все чаще демонстрирует свои политические, экономические и военные мускулы как доминирующая держава, перед которой другие должны подобострастно преклоняться. На Ближнем Востоке и в Центральной Азии Турция использует свою новообретенную экономическую и политическую мощь для распространения влияния на многочисленные страны, некогда входившие в состав Османской империи. А Москва использует власть и влияние, которые дают ей энергетические ресурсы, и проводит в Европе и в примыкающих к России регионах из состава бывшей Российской империи политику царизма в новом варианте. Не следует также забывать о влиянии Индии в Южной Азии. В регионе, где когда-то правили Великие Моголы, ее экономика затмевает собой соседей. Следует помнить и о той имперской мантии, которую унаследовала у Португалии Бразилия, воспользовавшись своей растущей экономической мощью. Имперское наследие этих государств дает им стимул для усиления собственной значимости не только в своих регионах, но и на мировой арене. Во время посещения этих стран и встреч с представителями их элит все больше усиливается ощущение, что они возвращаются к своей традиционной роли ведущих держав".

А главное, что беспокоит Д. Закхейма, они "все верят в то, что Соединенные Штаты, а тем более - Европа не должны больше монополизировать процесс принятия решений, оттесняя мировое сообщество. Они отвергают порядок, сложившийся после Второй мировой войны, называя его устаревшим, и не согласны автоматически принимать американское лидерство по каким бы то ни было вопросам. Вашингтонские политики и государственные деятели, одержимые в настоящее время другим наследником империи – Ираном, должны понять и признать, что у этих государств есть нечто большее, чем впечатляющий экономический рост, военная экспансия и политическое влияние. Американцы хорошо известны отсутствием у них восприимчивости к истории. Но им понадобится вся восприимчивость, которую они способны аккумулировать, чтобы успешно разобраться с теми государствами, чьи претензии на более значимую роль в мире обусловлены не только нынешними успехами, но и былой славой". (4) Не трудно заметить, что опасения Закхейма сродни тем, которые высказывал еще Сэмюэль Хантингтон в своих пророчествах о грядущем "Столкновении цивилизаций".

Одной из основных дилемм, которая стоит именно сейчас перед имперской политикой Соединенных Штатов, по мнению немецкого ученого Херфрида Мюнклера, высказанного в книге "Империи: логика мирового господства от древнего Рима до Соединенных Штатов", является расхождение между признанием ненужности дальнейшей экспансии и боязнью, что это будет воспринято другими как проявление слабости. "Трудно отказаться от империалистической, цивилизаторской, гуманитарной миссии, распространяющей ценности, на которой основывается идентичность империи, - так, чтобы и население, и соседи не сочли это свидетельством упадка". Еще одной особенностью Америки, по определению Мюнклера, является то, что она по своей природе – "спешащая империя", что является следствием короткого четырехлетнего избирательного цикла. "Вероятно, растущая в последнее время склонность Вашингтона решать проблемы военным путем отчасти связана с давлением времени, порожденным демократическими механизмами. Военные решения обычно выглядят быстрыми и окончательными, и поэтому "спешащая империя" может прибегать к ним чаще, чем было бы разумно или уместно". (5)

Отчетливые черты имперскости исследователи усматривают и в политике Евросоюза. В статье "Имперское изменение границ в Европе: случай с Европейской политикой соседства" (Саmbridgе Rеviеw оf Intеrnаtiоnаl Аffаirs, июнь 2012) указывалось, например, что Европейскую политику соседства можно трактовать как декларацию имперских намерений ЕС. К имперским стратегиям можно, в частности, отнести то, что в соответствии с заложенными в указанную политику схемами интеграционных отношений соседи ЕС являются скорее подчиненными объектами, а не равными партнерами Евросоюза. В соответствии со стратегией мультикультурной империи, через Европейскую политику соседства Евросоюз создает новые границы и линии разделения между своими соседями по примеру Балкан. По мнению автора, имперская политика трансформации границ, проводимая Евросоюзом, использует менее заметные, но более назойливые инструменты контроля, базирующиеся на добровольном подчинении и принятии навязываемых норм. (6)

Итак, построение "больших пространств" в мировой политике началось. Безусловно, не следует ожидать какой-либо формализации границ этих новых/старых империй или официального провозглашения их таковыми. Речь ведь идет не о прямом их восстановлении со всей атрибутикой (это смахивало бы на фарс), а о возвращении соответствующего способа действий, или modus operandi в проецировании интересов бывших метрополий. Возникающая по воле Вашингтона грядущая мировая иерархия будет всячески избегать отождествления себя с колониальными империями прежних времен, чтобы не растравлять память народов. И не только в бывших колониях, подвергавшихся нещадной эксплуатации, но и в самих имперских столицах, жители которых не очень жаждут взвалить на себя скинутое в прошлом бремя и увидеть прибытие новых широких потоков мигрантов с этих территорий. Каких-то конвенций или договоров, похожих на режимы капитуляций или акты о вассалитете, тоже ждать не приходится, современные юридические путы могут быть куда прочнее свидетельств о зависимости прежних времен. Неоимперский ренессанс западных держав легче проследить по логике их идей и поступков, не придавая большого значения "высоким моральным принципам", которыми они прикрываются.

(1) Хабермас Юрген. "Ах, Европа", Весь Мир, М. 2012, стр. 96-97.
(2) Там же, стр.100.
(3) "Il ritorno del sultano", Limes, 4, 2010, 19.
(4) http://nationalinterest.org/commentary/old-empires-rise-again-7074
(5) http://nationalinterest.org/blog/paul-pillar/why-empires-fail-7320
(6) http://inosmi.ru/belorussia/20120711/194779406.html

Дмитрий МИНИН | 20.02.2013 |

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1361335200
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх