КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 20.02.2013
19:43  С.Никитин: Саудовская Аравия - главный спонсор международного терроризма
19:35  Эмиры Бухары - создатели Соборной мечети Санкт-Петербурга
19:26  Узбекская милиция - хроника разложения
19:24  "ХТ": История одной девушки или почему молодежь уезжает из Туркменистана
19:22  Письмо 66-ти. Интеллигенция Казахстана выступила против перехода на латиницу
19:16  Д.Лиллис: Казахстан. Растущее социальное расслоение усиливает протестные настроения
19:14  Н.Холзода: Будут ли США создавать свою военную базу в Таджикистане?
19:12  В Актобе троих подростков осудили за подготовку взрыва... ликероводочного завода. За выпуск водки "Аллах"
19:09  Беременные женщины с высокими зарплатами едва не разорили Казахстан!
19:07  Из архивов минюста Кыргызстана исчезли оригиналы соглашений по золотому "Кумтору". Мышки съели?
18:32  Рахмон раздал ордена и лампасы верным силовикам
18:30  М.Бушуев: Немецкий бизнес уходит из Узбекистана
18:29  Л.Савин: Дети - сирийские "машины для убийства"
18:25  Бывший пресс-секретарь посольства Таджикистана в Москве Саттори опроверг все версии покушения на него
12:08  С.Исабаева: Моя хата с краю. К чему призывает казахстанская Концепция развития местного самоуправления?
11:03  И.Дудка: Тупиковый туризм Кыргызстана. Гуляя по улочкам Каракола (Пржевальска)
10:03  А.Аалыев: Претензии на вес золота. Кыргызские власти подсчитывают несуществующий ущерб
09:31  Тысячи мигрантов не могут пересечь казахстанско-узбекскую границу
09:28  "Известия": Нелегальные мигранты просят Путина об амнистии. ФМС обещает бюджету дополнительные миллиарды
09:21  Дэвид Коэн: Чему Советский Союз научил Китай
09:16  КырПарламентаризм. Суд не пустил депутата Жапарова на пленарное заседание опасаясь, что он... сбежит
09:11  Обманувший казахстанские банки российский депутат Михеев лишен думского мандата
09:06  Талант Султанов возглавил Национальный институт стратегических исследований Киргизии
08:46  Премьер-министр Туниса аль-Джибали ушел в отставку. Под давлением исламистов
08:42  Иван Лизан: Против кого намерен воевать Ислам Каримов?
08:40  Д.Минин: Возвращение империй. "Большие пространства" против хаоса в международных отношениях? Ч. 1-я
08:33  В.Мальцев: Ислам зачищают от нелегалов. Россия расширяет силовую поддержку официального духовенства
08:28  В.Панфилова: Душанбе заигрывает с Вашингтоном. В угоду США Эмомали Рахмон тянет с подписанием соглашения по 201-й российской военной базе
08:26  Ю.Паниев: Кибервойну с Америкой ведут китайские хакеры в погонах
07:36  "Къ": Власти Сирии готовы к диалогу с "кровавой оппозицией". Дамаск пересматривает стратегию по урегулированию
00:58  "ХТ": Чиновники - вымогатели. Из опыта Ашхабадского хякимлика
00:56  Д.Лиллис: Узбекистан. Неразбериха в сфере обмена и хождения валют помогает "бизнесу" на границе
00:49  "РО": В Таджикистане подорожали даже иголки
00:38  Вопрос отключения подачи газа в Кыргызстан из-за неоплаты остается открытым, - миннефти Казахстана Мынбаев
00:32  КырДепутаты поддержали предложение "общественности" построить в Бишкеке центр манасоведения стоимостью в $42 млн
00:27  $3 млрд готова вложить китайская корпорация "Годьян" в строительство каскада ГЭС на кыргызской реке Сары-Джаз
00:25  Катарские ваххабиты запускают новый инвестфонд для скупки активов по всему миру. Емкостью $12 млрд
00:23  А.Гушер: Актуальные проблемы и темы геополитики 2013 г. Часть 1
00:21  М.Агаджанян: США-Иран. Взаимные гарантии и прямые переговоры
00:05  Крал подковы? За серьезные недостатки в работе уволен гендиректор "Туркмен атлары/Туркменские кони"
00:04  Строительство сети железных дорог может сделать Афганистан конкурентом... России?
00:03  А.Девятов: Про Орду проклятую и благословенную. Наследие Чингисхана неотделимо от России (жуть)
00:02  Книга Дыр. В Душанбе презентовали "Путеводитель по бюджету Таджикистана"
Вторник, 19.02.2013
22:49  В Алматы на 98-м году жизни скончалась известный общественный деятель Гульнар Дулатова
22:43  Муфтий Хафизов назвал чушью возможность захвата городов Ямала и Югры отрядами ваххабитов
19:04  В Гааге начался суд над экс-президентом Кот-д`Ивуар Гбагбо. За террор против собственного народа
17:42  Н.Назарбаев: "Служители мечетей должны уметь вести работу с населением... государство признает место и роль ханафитского мазхаба"
17:18  В правительстве Кыргызстана вводится новая должность вице-премьер-министра по вопросам безопасности границ
17:11  А... не треснет? Члены правительства Кыргызстана хотят получать денежную компенсацию в случае развала парламентской коалиции
17:08  Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обвинило Китай в массовом производстве допинга
17:01  Сенсация! Казахстанские археологи раскопали под Таразом гробницу сакского вождя
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
М.Агаджанян: США-Иран. Взаимные гарантии и прямые переговоры
00:21 20.02.2013

В преддверии очередного раунда переговоров по ядерной программе Ирана, который на этот раз пройдет в Казахстане, вопрос налаживания прямого политического контакта между Вашингтоном и Тегераном получил новые проявления.

Тональность и содержание темы сдерживания Ирана не претерпели качественных изменений в заявлениях и оценках американских источников. Как и прежде, они выстраиваются в общую линию необходимости поиска дипломатических путей урегулирования противоречий с Ираном, однако до того момента, когда последний непосредственно приблизится к возможности создания ядерного боезаряда. Если Иран подойдет вплотную к условной "красной линии", то дипломатия уступит место военным методам оказания давления.

Указанная общая схема подхода США к урегулированию противоречий с Ираном примерно на рубеже 2011-2012 гг. стала все больше включать возможность прямых переговоров между ними. В Вашингтоне ощущают деструктивность подхода сведения всех противоречий с Ираном лишь к ядерному досье. Это ведет к пониманию целесообразности расширения рамок возможного диалога с Ираном до круга региональных тем, по которым стороны могли бы выйти на компромиссные развязки. Но подойти к началу прямого формата переговоров не удастся без хотя бы минимального, но сближения позиций вокруг ядерной программы Тегерана.

Получается некий замкнутый круг, преодоление которого настраивает США на поиск нестандартных решений. Одно из предложений последних дней, прозвучавших из Вашингтона, было сделано бывшим заместителем председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США Джеймсом Картрайтом. Генерал высказал мнение о целесообразности применения к Ирану т.н. гарантий "расширенного сдерживания".

Малая реалистичность идеи Картрайта была сразу же отмечена представителями экспертного сообщества. По сути, генерал экстраполировал идею "расширенного ядерного сдерживания", задействованную США в отношениях с их союзниками в годы "холодной войны" (к примеру, с Австралией, Японией, Южной Кореей, Саудовской Аравией) на нынешнюю ситуацию в зоне Ближнего и Среднего Востока.

Как известно, существует условная градация гарантий безопасности на "позитивные" и "негативные". Если в рамках много- или двусторонних международных договоров государства принимают на себя обязательства защищать друг друга в случае нападения на одного из участников соглашений, то это "позитивный" вид гарантий безопасности. Такое гарантирование безопасности чаще всего проявляется через создание и деятельность военно-политических блоков (НАТО, ОДКБ). "Негативными" гарантиями безопасности называют обязательства одного государства или группы государств не применять силу в отношениях с другими странами. Проще говоря, государство обязуется воздерживаться от военного нападения на своего оппонента, с которым у него имеются серьезные противоречия.

Задействование со стороны США по отношению к Ирану формата "позитивных" гарантий безопасности абсолютно нереалистично. Идея же взаимных гарантий США и Ирана о ненападении представляется гипотетически возможной, но и на пути ее реализации лежит целый ряд ограничительных факторов. Последние, прежде всего, проявляются в региональной плоскости противостояния в связке Израиль-Иран, а также в присутствующих противоречиях Ирана с другим флангом союзников и партнеров США в регионе (арабские монархии Персидского залива).

Можно предположить, что выдвижение идеи Картрайта преследует цель продвинуться на пути именно такого разрешения ситуации в американо-иранских отношениях (взаимные гарантии ненападения расширенного свойства) и устранения угрозы масштабной военной эскалации на Ближнем и Среднем Востоке.

Задача настолько важна и масштабна, что для ее реализации нужны усилия всех крупных государств мира. Уже сейчас можно спрогнозировать, что Иран попытается расширить рамки гарантирования своего суверенитета и безопасности взамен исключения любых попыток обрести ядерный боезаряд, вовлечением всех постоянных членов Совета Безопасности ООН. Особую ценность для Тегерана в создании эффективной системы взаимного гарантирования представило бы участие в ней Москвы и Пекина, что придаст общей конструкции гарантий устойчивый, завершенный вид.

К сожалению, нынешний этап не настраивает на оптимизм в вопросе скорого налаживания механизмов американо-иранского прямого диалога. Прагматично мыслящих экспертов и политиков не покидает ощущение, что выдвижение Вашингтоном неких идей, озвучивание заявлений о целесообразности урегулирования противоречий с Ираном путем задействования прямого переговорного канала не выходит пока за рамки зондирующих информационных "пробросов". Реальными предпосылками для обращения сторон к предметным обсуждениям темы прямого диалога текущий этап не отмечен.

На определенном этапе активных обсуждений вопроса прямого американо-иранского контакта (указанный нами выше временной рубеж 2011-2012 гг.) было больше оснований надеяться на предметную отдачу от данных обсуждений. Здесь можно вспомнить отрезок времени в первой половине 2012 г., когда США и Иран подали миру объективные признаки своей заинтересованности в прямом диалоге.

В январе прошлого года стало известно о послании президента США Барака Обамы высшему руководителю Ирана Али Хаменеи. Тогда в СМИ просочились некоторые фрагменты послания хозяина Белого дома. Иранские источники отмечали, что "первая часть письма содержала угрозы" (вокруг темы закрытия Ормузского пролива), а "вторая часть - предложение о диалоге".

Вторым эпизодом в опосредованном общении руководства США и Ирана стало послание Обамы аятолле Хаменеи, переданное в апреле 2012 г. через турецкого премьера Реджепа Эрдогана. На этот раз некоторые СМИ (в основном - турецкие) сообщили, что Вашингтон якобы не станет противодействовать реализации ядерной программы Ирана, если иранское руководство докажет, что оно никогда не будет создавать ядерное оружие. В том же послании, если верить турецким источникам, американская сторона одобрила заявления Хаменеи о том, что создание оружия массового уничтожения противоречит принципам ислама.

Тем не менее, дальнейший ход событий показал возвращение Вашингтона и Тегерана к привычной диспозиции в их отношениях последних десятилетий – не взаимное гарантирование безопасности, а взаимная демонстрация военной силы.

Долгосрочный прогноз в вопросе склонения США и Ирана к необходимости прямого диалога - позитивный. Об этом свидетельствует, в частности, тот фактор, что даже в "неоконсервативные" времена администрации Белого дома в Пентагоне и Госдепартаменте преобладали прагматичные подходы в отношении Ирана.

Все последние годы в военном ведомстве США наиболее разделяемой точкой зрения оставалась констатация ожидающих США и их ближневосточных союзников самых серьезных испытаний в случае предпринятия военных ударов по ядерной и военной инфраструктуре Ирана. С середины 2000-х гг. в военно-политическом руководстве США не потеряла актуальности точка зрения о том, что военные удары по соответствующим объектам Ирана не закроют его ядерную программу, а лишь отбросят ее на определенное время назад. В дальнейшем же США ждет еще более эскалационный виток в регионе, т.к. руководство Ирана примет принципиальное решение о необходимости обладания ядерным боезарядом.

Упомянутого Картрайта, как и других видных представителей военно-политического руководства США, можно отнести именно к таким прагматикам по "иранской теме". Известны следующие его оценки, озвученные в предыдущие годы.

Весной 2010 г., еще будучи в должности заместителя главы Объединенного комитета начальников штабов, Картрайт заявил, что если Иран перейдет на выработку урана с 90-процентным обогащением (необходимым для изготовления бомбы), то потребуется несколько лет, чтобы ее создать и провести необходимые испытания.

Покинув высокий пост в военной иерархии США (ушел в отставку в августе 2011 г.), генерал не перестал быть прагматиком, трезво осмысливающим ситуацию. 29 февраля 2012 г. в интервью "The New York Times" Картрайт выразил свою убежденность в способности Ирана держать ситуацию под контролем в случае нанесения по нему военных ударов. Более того, по мнению генерала годичной давности, на военную атаку Иран ответит ракетным обстрелом Израиля и, возможно, тщательно продуманными точечными ударами по базам США на Ближнем Востоке, но не региональной ядерной войной.

"Иранцы отличаются высоким умением контролировать и направлять эскалацию напряженности", – подчеркнул тогда Картрайт.

В Тегеране прагматичный ход осмысления региональной ситуации и перспектив прямого американо-иранского диалога также преобладает. На это указывают как смягченные по тональности заявления иранского руководства, так и его конкретные действия. Высший руководитель и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в январе с.г. издал фетву о запрете ядерного оружия в Исламской республике. После очередного испытания ядерной бомбы в Северной Корее иранская сторона присоединилась к международному сообществу в его осуждающей Пхеньян оценке. Также можно вновь вспомнить еще один принципиальный жест иранского руководства, сделанный в начале ноября 2012 г. Тогда традиционные антиамериканские шествия в годовщину захвата посольства США в Тегеране (4 ноября 1979 г.) были наименее массовыми и наименее враждебными в адрес Вашингтона.

Если в Казахстане продолжится предыдущий тренд безрезультатности переговоров в формате "5+1 и Иран", то в Тегеране еще больше будут склонны к переговорам. Но не с "шестеркой", а со своим главным оппонентом в ее составе - США.

Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик - специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

20.02.2013

Источник - Новое Восточное Обозрение
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1361305260
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх