КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 19.02.2013
22:49  В Алматы на 98-м году жизни скончалась известный общественный деятель Гульнар Дулатова
22:43  Муфтий Хафизов назвал чушью возможность захвата городов Ямала и Югры отрядами ваххабитов
19:04  В Гааге начался суд над экс-президентом Кот-д`Ивуар Гбагбо. За террор против собственного народа
17:42  Н.Назарбаев: "Служители мечетей должны уметь вести работу с населением... государство признает место и роль ханафитского мазхаба"
17:18  В правительстве Кыргызстана вводится новая должность вице-премьер-министра по вопросам безопасности границ
17:11  А... не треснет? Члены правительства Кыргызстана хотят получать денежную компенсацию в случае развала парламентской коалиции
17:08  Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обвинило Китай в массовом производстве допинга
17:01  Сенсация! Казахстанские археологи раскопали под Таразом гробницу сакского вождя
16:46  С.Чериков: Учебник по "Истории Кыргызстана" – не полигон для политизированных экспериментов
16:39  Н. Балкашин: "Среднеазиатские мусульмане" (1887 г.)
16:34  На городскую площадь столицы Йемена упал истребитель Су-22. Есть жертвы
13:21  В.Панов: Несостоявшаяся евроимперия. Повторит ли Евросоюз судьбу СССР?
13:09  Э.Кабулов: Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии
13:07  Н.Малишевский: Возможна ли гражданская война в США?
13:03  А.Кудиярова: "Казахстан должен взять на себя расходы на лечение... педофилов"
12:58  Все по-честному. Евразийская экономическая комиссия создает антимонопольный орган
12:53  М.Мамаев: Погода в доме. Приобретение квартир остается проблемой для казахстанцев
12:07  В Подмосковье задержаны двое подозреваемых в вербовке боевиков - граждане Узбекистана
11:27  Госдума РФ установит мигрантам несколько экзаменов по русскому языку
11:24  Казашка-красавица Альмира Турсынбаева (фото) возглавила Центрально-азиатский конгресс деловых женщин
11:17  Прощальное австрийское "му-му". Казахстан забивает всех "элитных" коров с диареей Шмаленберга
11:15  В Шымкенте разом распахнули двери сразу две "Назарбаев интеллектуальные школы"
11:14  Киргизия скорбит. Умер 30-й сын саудовского короля Абдель Азиза - принц Саттам
10:50  Россию на "Евровидении-2013" представит победительница проекта "Голос" молодая певица из Татарстана Дина Гарипова
10:45  Т.Самандаров: А еще они хотят строить Рогунскую ГЭС. По вине Таджикистана на плотине Фархадской ГЭС может случиться авария
10:35  "Космические" цены на авиабилеты в Таджикистане. Подорожание горючего, или сезон миграции?
10:33  "РА": Нужен ли России визовый режим с ЦА?
10:31  О.Диловаров: Таджикская медицина шагнула далеко вперед, а больные остались там, где были
10:25  М.Ниязова: Фемида.kg. А судьи кто? "Черное" правосудие
10:23  Китай, секретная речь Си Цзиньпина: "Мы рискуем закончить, как Горбачев"
10:21  Die Presse: Эротика и ислам - сексуальная нужда масс
10:09  Нового Верховного муфтия избрали в Казахстане. Им стал малоизвестный семейский имам Ержан Маямеров
09:29  New York Post: Почему Иран падает в объятия России
09:24  Из Казахстана выдворят более 20 гражданок Кыргызстана и Узбекистана за проституцию
09:11  Т.Чоротегин: Спор об учебнике Кыргызской истории с (бес)пристрастием
09:00  "The Diplomat": Турция бросит ЕС ради ШОС?
08:46  М.Калишевский: Казахстан обозначил границы "евразийской интеграции"
08:44  А.Солодовникова: "Роснефть" открылась Азии. Компании из Китая и Южной Кореи помогут ей освоить шельф
08:27  Ю.Костенко: "Инфоком".kg - вернуть контроль. В Кыргызстане вновь назревают проблемы в паспортизации
07:06  Узбекистан. Откажемся от импортного, не имея своего?
00:59  А.Олжас: Депутатовожатая, или Кому нужен парламент одного депутата - Дариги Назарбаевой?
00:53  К.Пензев: Ислам под контролем. Часть 2
00:47  Китайские компании захватили рынок буровых услуг в нефтяной отрасли Казахстана
00:27  "Я согласен быть отчисленным из..., и не буду...". Клятва туркменского студента (текст)
00:14  70% школ и половина детсадов в Кыргызстане не имеют центральной канализации
Понедельник, 18.02.2013
22:53  По данным еxit-polls на президентских выборах в Армении уверенно в 1-м туре побеждает действующий глава С.Саргсян (58%)
22:18  К.Орлов: Сирия - когда же конфликт разрешится мирным путем?
22:06  Отдайте наши горы! В Алматинской области взбунтовались... беркутчи
21:49  Айткали Олжабек: Период апокалипсиса. Казахстанские партии давно превратились в живых мерт­вецов, восстающих из праха...
21:02  CAM: Между Сциллой политики и Харибдой экономики. Какой должна быть государственная политика в отношении казахов оралманов?
20:35  Кыр-омбудсмен обвинил начальника медслужбы ГКНБ в вымогательстве взятки в $50 тыс. у подследственного
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Э.Кабулов: Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии
13:09 19.02.2013

В новом ежеквартальном докладе для Конгресса CША, подготовленном аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане, сообщается, что США оказывают содействие этой стране в создании железнодорожной сети, которая будет соединена с железными дорогами Центральной Азии.

В докладе говорится, что Афганистан до сих пор является белым пятном на железнодорожной карте Азии, а новые маршруты дадут возможность приграничным с Афганистаном республикам региона - Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану – получить выход на мировые рынки через иранский порт Бендар-Аббас. Он также "создаст новый железнодорожный коридор для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было".

Согласно проекту Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (Central Asia Regional Economic Cooperation), в Афганистане должно быть построено порядка 2 тысяч километров железных дорог. За финансирование отвечают Азиатский банк развития, ООН, Всемирный банк и Международный валютный фонд. При этом деньги в другие железнодорожные проекты на территории Афганистана вкладывают и отдельные страны (например, Индия). Как сообщается, "Индия планирует построить то, что могло быть самой опасной железной дорогой в мире от богатого минералами центра Афганистана до иранского порта на Аравийском море в попытке открыть новый торговый маршрут и уменьшить зависимость Кабула от Пакистана". Согласно тем же сообщениям, "Вашингтон убедил Индию, Пакистан и Афганистан сотрудничать в создании нового Великого Шелкового пути". Индия заинтересована, прежде всего, в разработке месторождений афганских железных и медных руд; через эти месторождения, согласно проектам, и будут проходить маршруты, связывающие их с морскими портами Ирана.

А еще в марте 2012 года на конференции в Душанбе, отмечает британская The Telegraph, лидеры Таджикистана, Афганистана и Ирана согласились в отношении необходимости сотрудничества с тем, чтобы "ускорить строительство железной дороги от Ирана до Таджикистана через Афганистан". В Вашингтоне одобрили и эту инициативу, так как она согласуется с американским проектом нового Великого Шелкового пути. Соединенным Штатам, пишет британская газета, нужен Северный маршрут поставок, так как их отношения с Пакистаном, который все больше отдаляется от курса внешней политики Вашингтона, основательно испорчены.

Вряд ли при этом США стремятся помочь Ирану развивать его морские порты. Задача состоит в другом: оторвать Центральную Азию от России в сфере транспортных коммуникаций. Для этого и создается железнодорожная сеть в Афганистане. Точно так же США не противодействуют Китаю в его намерениях построить железную дорогу через Киргизию в Узбекистан для транспортировки товаров на Ближний Восток.

"При кажущейся экономической выгоде такого проекта для республик Средней Азии, они, как и Россия, получат новые проблемы, - говорит Михаил Чернов, специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа. - Новая структура переформатирует весь регион. Коммуникации обеспечат резкое увеличение наркопотока, а также новых каналов распространения радикальных исламских салафитских течений... Киргизия, Таджикистан и Узбекистан… не имеют иммунитета против этих угроз. В советское время границы были закрыты, авто- и железнодорожное сообщение практически отсутствовало. Сейчас ситуация объективно меняется. Регион открывается, процесс не остановить – и это хорошо. Просто он должен идти при участии России и будущего… Евразийского Союза Народов. И дело вовсе не в мифических имперских амбициях РФ, которых нет. Это вопрос выживания для России и для Средней Азии… России необходимо соединить свою железнодорожную сеть через Казахстан, Киргизстан, таджикский и афганский Бадахшан с железнодорожной сетью Пакистана, обеспечив выход в порт Гвадар".

Отношение руководителей центрально-азиатских государств к американским планам содействия созданию железнодорожной сети в Афганистане пока еще определилось не вполне. В то же время ясно, что Таджикистан, например, заинтересован в устойчивой транспортной связи с Ираном как с одним из основных торговых партнеров и родственной по языку и культуре страной. Узбекистан также хотел бы получить выход на новые рынки и уже активно занимается строительством и эксплуатацией железных дорог в Афганистане: в 2010 году было закончено строительство ветки от узбекской границы до Мазар-и-Шарифа протяженностью 75 километров и стоимостью 165 миллионов долларов за счет средств Азиатского банка развития.

Больше всего споров новые железнодорожные проекты вызывают в Киргизии. К намерениям Китая построить железную дорогу через территорию республики, чтобы выйти к узбекскому городу Андижан, далее до Ташкента и Термеза, откуда уже идет ветка до афганского Мазар-и-Шарифа, вызывают тревогу у определенной части общества. Наряду с экономической выгодой от эксплуатации транзитной дороги есть большая вероятность, что Китай не ограничится только строительством "железки", ведь в качестве оплаты проекта, который оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, Пекин просит отдать месторождения меди и других металлов.

Эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев из Бишкека утверждает, что Китай и США уже нашли "точки соприкосновения" по вопросу строительства железной дороги через Киргизию. "Этот маршрут для Китая важен тем, что китайцы получают выход на рынки Европы и Азии, минуя Транссибирскую магистраль, а это выгодно и Соединенным Штатам. Вдобавок параллельно пойдут и маршруты трубопроводов, а в иранских и туркменских углеводородах заинтересованы Пакистан, Индия и, главное, Китай. Если говорить о США, то ни о каких товарах центрально-азиатских республик в крупных объемах здесь говорить не приходится… Для американцев железнодорожная сеть Афганистана – политический инструмент для изоляции Центральной Азии от России…"

"России, - продолжает эксперт, - нужна Центральная Азия так же, как и этому региону нужна Россия. Если говорить, например, о Киргизии, то без поддержки России наша республика очень скоро превратится в третьесортную страну. Экономически мы связаны, прежде всего, с Россией". Т.Какчекеев полагает, что Москва должна подключиться к железнодорожным проектам в Киргизии и в других республиках региона. Он, как и Михаил Чернов, считает, что процесс уже не остановить. "В свою очередь, лидерам стран региона, - говорит эксперт, - давно пора прекратить играть в многовекторную политику. Расчет на сотрудничество только с Западом не принес особых дивидендов. В то же время ориентация на Москву нынешнего Бишкека уже приносит видимые экономические и политические выгоды".

* * *

Дискуссии о том, как изменится геополитический ландшафт Евразии после создания в Афганистане железнодорожной сети, которая объединит все дороги Центральной и Южной Азии, Китая и Ближнего Востока, еще будут продолжаться, но сам проект уже запущен. Рано или поздно, считают специалисты, все будет построено. Вопрос лишь в том, кто возьмет на себе основное бремя строительства и как распределятся выгоды и потери от переориентации больших товарных потоков на новые транспортные маршруты...

Эгамберды КАБУЛОВ | 16.02.2013 |

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1361264940
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх