КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 15.02.2013
21:16  В Алматинской области гражданин обстрелял из ружья райотдел КНБ
21:08  Казахстанские рабочие "АрселорМиттал Темиртау" выдавили из индуса-"хозяина" увеличение зарплаты на 3%
19:51  Х.Шодиев: Почему таджикская оппозиция не проявляет активности накануне выборов?
19:24  П.Джейкоб: Монголия. Крупнейшая в мире коллекция буддийских текстов под угрозой
19:22  Д.Кучера: Иран отрицает планы "вернуть себе" Таджикистан, Армению и Азербайджан
19:19  Р.Искужин: Штатам нужен Афганистан, чтобы продолжить наступление на республики Центральной Азии
19:16  Узбекистан. Функции махаллей планируется расширить
19:14  С.Маркедонов: Афганистан - новая повестка дня
19:11  А.Саркорова: Золотые кубки из папье-маше. Британский музей сделает копии артефактов Таджикистану
18:26  Даулет Оспанов - новый командующий аэромобильными войсками Казахстана
18:16  М.Адовшин: Восток – дело тонкое. Размышления о векторах внешней политики Кыргызстана
18:04  А.Евстратов: Вопиющие нарушения прав женщин в монархиях Персидского залива
17:23  Т.Эсенканов: Иждивенческий Кыргызстан
13:18  О.Гавриш: Восточные хитрости. Украина договаривается о поставках туркменского газа
12:24  "Премьер". Вышла в свет книга о Байкене Ашимове - председателе Совета Министров Казахской ССР (1970-84 гг.)
11:59  Д.Седов: Мышеловка для Центральной Азии
11:58  Российские хоккеисты обыграли сборную ОАЭ со счетом 60:0
11:33  М.Серов: Российская "Зарубежнефть" не дошла до Туркмении. Ее участие в проекте освоения шельфа страны заморожено
11:27  На кыргызском ТВ запускают свой "Прожекторперисхилтон"
11:24  КирТАГ: "Узбекские пограничники не выпускают из кыргызского эксклава Барак даже беременных и больных, кончились лекарства и продукты..."
11:22  Ученые Кыргызстана создали экологически чистое "зеленое" удобрение - "жидкое, гуминовое, из окисленного угля"
11:07  Украинским заложникам после освобождения в Таджикистане угрожают
11:05  Ш.Асылбеков: Киргизия - война против неверных не за горами
11:00  В.Гулевич: Тень Вашингтона над Южно-Китайским морем
10:43  А.Урманов: Экономика Казахстана в ожидании кризиса... растет. Пугающий оптимизм отчетов Нацбанка
10:41  Украина официально выступила против создания лиги СНГ по футболу. Клубам запрещено участвовать в новом чемпионате
10:26  Dialog.kz: Влип как муха. КазНУ опять в центре коррупционного скандала
10:21  А.Нуртазин: Не му-му. Австрия наотрез отрицает экспорт больных коров в Казахстан
10:08  А.Клевцова: "Плеть состояла из трех полос кожи, сплетенных вместе, с узлом на конце, чтобы сделать ее тяжелее и больнее...". Судьба иранского политзаключенного Хумана Мусави, рожденного в тюрьме
09:56  С.Меирманова: Откуда, почему и зачем? Внутренняя миграция казхской молодежи в Алматы
09:53  З.Гельман: Цифровое оружие XXI века. Кибервойны и "гики" невидимого фронта
09:51  Т.Вааль: Виртуально, но реально. В Казахстане будет внедрена система электронных "зерновых расписок"
09:50  Л.Артымович: Дефицит прозрачности. Казахстан оштрафовал недропользователей за неисполнение контрактных обязательств
09:46  Вышла в свет монография Б.Байтанаева "История города Шымкента: 2 200 лет по археологическим источникам"
09:24  В.Скосырев: Иран наращивает мощь атомной индустрии. Американские требования для Тегерана неприемлемы
09:23  Т.Ивженко: У Украины – новый газовый козырь. Договоренности Киева и Ашхабада могут сказаться на украинско-российских переговорах
09:18  "Къ": Египет принял закон о митингах. Граждан обязали согласовывать акции протеста
08:13  На Костанай упал метеорит. Россияне могли сбить его ракетой ПВО?
00:58  Т.Акеров: Если в Кыргызстане произойдет третья революция с помощью США, то...
00:22  В.Киреев: Для борьбы с повстанцами Индия выбирает беспилотную авиацию
00:20  А.Микаелян: Предвыборный Иран - консолидация консервативных сил
00:06  "Развод" на Байконуре: 45 космических специалистов Казахстана стажируются во Франции
00:02  "Мигрантки из Средней Азии переполнили питерские роддома", - полпред президента РФ на Северо-Западе
Четверг, 14.02.2013
21:40  Узбекистан оставит себе технику Британии в обмен на предоставление коридора для вывода войск
19:18  "Кереге": Кыргызская "секонд-хенд армия", генералы-"паразиты"
18:57  Р.Махмудов: Геополитические игры нефтью
18:44  А.Оторбаева: Парламент.kg - мое собачье дело
18:42  Наманганская правда: Бессмертное наследие странствовавшего правителя Мухаммада Бабура
18:40  Иран.ру: Санкционированный удар России по антииранским санкциям
14:55  С.Чериков: Что нам стоит ГЭС построить, без политики? Ситуация вокруг строительства Нарынского каскада политизирована донельзя...
12:30  Депутат Бакир уулу: "День Святого Валентина доведет Киргизию до однополых браков"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Седов: Мышеловка для Центральной Азии
11:59 15.02.2013

В свое время СМИ отмечали небывалую активность американских геологоразведчиков в Афганистане. Десятки геологических партий избороздили эту страну вдоль и поперек, исследуя все, что можно исследовать. Еще до начала интервенции 2001 года сведения о богатейших запасах полезных ископаемых в Афганистане имелись не только в Москве, но и в Лондоне, и Вашингтоне. Однако это были предварительные оценки. Сегодня, когда завершающий этап операции "Несокрушимая свобода" подходит к концу, появились более точные результаты работы американских геологов. Они потрясают. В недрах Афганистана лежат запасы ценнейших ископаемых стоимостью почти в триллион долларов. Из них:

железа – на 421 млрд долл.,

меди – на 274 млрд долл.,

ниобия – на 81,2 млрд долл.,

кобальта - на 50,8 млрд долл.,

золота - на 25 млрд долл.,

молибдена - на 24 млрд долл.

Обширное афганское бездорожье становится предметом схватки мировых и региональных сил. Речь идет о строительстве новых железнодорожных транспортных коридоров. Кто первым сумеет договориться с афганским правительством о прокладке таких коридоров к портам на побережье Индийского океана, тот и получит преференции в разработке залежей. И похоже, ни одна сторона не намерена инвестировать в строительство горнорудных комбинатов в самом Афганистане – слишком непредсказуемая ситуация. Лучше выкопать и вывезти. По данным Института Центральной Азии и Кавказа, до последнего времени Афганистан вообще не имел железных дорог, за исключением двух очень коротких одноколейных веток на границе с Туркменистаном и Узбекистаном. Обе эти ветки были построены в советское время для доставки предназначавшихся для Афганистана грузов до перевалочных терминалов, находившихся в пограничных пунктах на туркмено-афганской и узбекско-афганской границе.

Главную роль в создании новой инфраструктуры играет объединение ЦАРЕС (Центрально-Азиатское региональноe экономическое сотрудничество), в которое входят 10 азиатских государств и которое нацелило свои планы на Афганистан. А решающее слово в этой структуре принадлежит Пекину.

Афганистан является членом ЦАРЕС, и таким образом КНР автоматически получает преимущества в дележе пирога. В октябре прошлого года был одобрен так называемый Уханьский План действий 11-й Министерской конференции ЦАРЕС. План действий предусматривает вложение более $23 миллиардов в новые региональные проекты по транспортной инфраструктуре вместе с инициативами в областях энергетики и торговли. В соответствии с планом на шести маршрутах определены шестьдесят восемь проектов, и подавляющее большинство из них относится к Афганистану. В том числе создание транспортных коридоров, связывающих порты на востоке КНР с транспортными узлами в Карачи и Гвадаре в Пакистане.

Другой участник ЦАРЕС, Узбекистан, приступит в 2013 году к прокладке нового 230-километрового отрезка железной дороги между Мазари-Шарифом и Андхоем на западе Афганистана. В соответствии с Планом действий этот отрезок является частью планируемой железной дороги, которая пройдет по маршруту Шерхан – Бандар – Кундуз – Хульм – Найбабад – Андхой – Герат и обеспечит транспортировку добытого сырья большей части разведанных месторождений.

Этот же план предусматривает постройку Таджикистаном к 2015 году 50-километровой железной дороги Колхозобод – Дусти – Нижний Пяндж, а также строительство Туркменистаном и Афганистаном 126-километровой железной дороги Атамурат – Ымамназар – Акина – Андхой, которая должна быть введена в строй также в 2015 году.

По данным Азиатского банка развития, афганская железная дорога протяженностью в 1100 километров будет выводить к границам со всеми соседними государствами.

Не стоят в стороне от железнодорожных проектов и США. Американцы активно работают в афганском Министерстве железных дорог, которое является центральным штабом планирования и разработки всей железнодорожной инфраструктуры страны. На днях в Вашингтоне был распространен доклад, подготовленный для Конгресса США аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане (SIGAR). В докладе сообщается, что "Министерство обороны США оказывают Афганистану помощь в создании железнодорожной инфраструктуры, которая соединит его с соседними государствами Центральной Азии". Речь идет о создании Северного железнодорожного маршрута, который, открыв Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану выход на иранский порт Бендар-Аббас, предоставит им "новый железнодорожный коридор, свободный от влияния России и обеспечивающий такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было…" В докладе подчеркивается, что протяженность этого коридора "будет вдвое меньше маршрута, который традиционно используется этими странами и идет через Россию к побережью Балтийского моря".

Эксперт по Центральной Азии из Института международных исследований при Чарльзском университете в Праге Ян Шир, который является также научным сотрудником Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне, говорит по этому поводу: "Развитие транспортных сетей в Афганистане - это один из способов осуществить интеграцию Афганистана в более широкий региональный контекст, что имеет огромную важность в свете планируемого вывода союзных войск из Афганистана после 2014 года". Эксперт умалчивает лишь о том, что, включаясь в создание новой транспортной инфраструктуры в Афганистане, США "столбят" за собой значительную часть афганских природных богатств и стремятся свести к минимуму влияние России на эту страну.

Скорее всего, американские компании подождут вкладывать деньги в железнодорожные проекты до того времени, когда войска коалиции будут выведены из Афганистана и ситуация прояснится. А пока на этом поле активно действует Пентагон, стараясь "закольцевать" железнодорожные пути в обход России.

Казалось бы, для центрально-азиатских республик вполне логично иметь альтернативные пути выхода на мировые рынки, однако проблема заключается в том, что эту альтернативу для них и за них формируют США. Вспоминается фраза М.Тэтчер о "бесплатном сыре в мышеловке". Склонность к благотворительности никогда не значилась в числе отличительных качеств англосаксов, а, стало быть, отсечение центрально-азиатских государств от влияния России будет одновременно распространением на них американского влияния.

Дмитрий СЕДОВ | 14.02.2013 |

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1360915140
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх