КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 11.02.2013
23:29  Шишел-мышел... Экс-президент-демократ Украины Ющенко с позором изгнан из родной "Нашей Украины"
21:33  27/02 в подмосковном г. Реутов пройдет выставка фотохудожника Ольги Полесовщиковой "Сад расходящихся тропок" (анонс)
20:32  Умер бывший "газовый король" России Рем Вяхирев
20:27  ВВС: "Черный сад" - как начинался распад СССР
20:11  Н.Остроумов: Колебания во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае (история)
19:21  З.Бактыбаев: Афганистан-2014. Как будет развиваться ситуация?
18:35  Папа Римский Бенедикт XVI отрекается от престола
18:18  "Кыргызгаз" полон оптимизма. Отпускная стоимость узбекского газа составит $290 за 1 тыс. кубометров, казахского - $224
16:23  Ш.Тургаев: Чарбак.kg. Путешествие на край света
11:05  К.Риклтон: Центральная Азия. Взгляды эпохи холодной войны мешают борьбе с наркотиками
11:04  А.Кристи-Миллер: Турция. Православная церковь участвовала в заговоре с целью свержения правительства?
10:55  Осужденный экс-глава "Валют-Транзит-Банка" А.Беляев скончался в Карагандинской колонии
10:24  М.Рогова: Египет - они делают это впервые. Революция продолжается пока не выполнены все ее цели...
10:22  Иностранная валюта в Узбекистане продолжает стремительно падать по отношению к суму
10:19  "НГ": Лукашенко пострадал за дружбу с Ахмадинежадом. Белорусские оборонные компании попали под санкции США
10:13  В.Михин: Иран - обманчивое "затишье"
10:04  Г.Фасхутдинов: Таджикистан - выбор между кириллицей и арабской вязью
10:01  Начальник УВД города Оша запретил своим подчиненным "сидеть с уголовниками не только за одним столом, но и в одном кафе"
09:41  Писатель Юрий Поляков: "Таланту научить нельзя. Талант – это озорной дар Бога"
09:10  Д.Сарыгулов: "Кыргызы стесняется того, что они кыргызы, потеряли свою национальную гордость, уже более 20 лет отдают власть в своей стране то калмыку, то дунганину и т.п. некыргызам"
09:04  Узбекский дзюдоист Яхъе Имамов стал победителем турнира Большого шлема в Париже
09:01  В.Белаш: Война по-африкански. Военная операция в Мали завершается
08:57  Узбекистан в 2013 году приступит к строительству ж/д в Афганистан Мазари-Шариф-Андхой
08:47  Путин и Назарбаев договорились по Байконуру... на уровне невнятного заявления
08:44  Central Asia Monitor: Перевод казахского языка на латиницу - медленно, но верно
08:40  Вице-премьер Оторбаев предложил бороться с кыргызским трайбализмом путем привлечения иностранных менеджеров по примеру Грузии
08:18  Д.Седов: Сложнейшая ситуация на Ближнем Востоке и международная ответственность Турции
08:16  С.Чериков: Революционный пафос госпожи Спратлен. Янки в "Дудле"?
08:14  М.Кыдыралиев: Страна.kg. Депутаты озаботились сексуально озабоченными гражданами
08:10  Н.Зубов: Иранские элиты вновь воюют открыто
08:08  М.Юсин: В роли "вашингтонского обкома" выступил Париж. Тунисские исламисты обвинили в бедах страны внешнего врага
08:03  М.Богданова: Прощай, Балхаш? Проблема трансграничных рек становится для Казахстана все более острой
08:00  Б.Нурмухамедов: Союз Казахстана и Узбекистана: миф или реальность? Патология пуповины
07:55  Ахмадинежад: "Вашингтон должен убрать дуло пистолета от лица иранского народа"
07:21  В.Катасонов: Мировые ростовщики давно уже возомнили себя богами. Параллельный финансовый мир. Ч. I-я
01:05  Дело пенсионера Лопатина. Заниматься наблюдением за звездами в Узбекистане смертельно опасно
00:56  Э.Кыштобаев: Инвестиции по-кыргызски. Вход - рубль, выход - без копейки
00:32  М.Тажин (госсекретарь РК): В чем же заключается наше видение нового Казахстана?
Воскресенье, 10.02.2013
15:48  Назначен новый командующий силами НАТО в Афганистане - американский генерал морской пехоты Джозеф Данфорд
14:49  Мертвого осла уши. Россия требует с Ливии компенсации в "возмещение ущерба"
11:56  "Известия": Каирским торговцам хочется, чтобы эта революция никогда не кончалась (репортаж с мест)
10:45  Казахстанский боксер Азат Махметов стал победителем "Мемориала Башкая" в Венгрии
10:42  Е.Иващенко: Кыргызстан и "кайрылманы". Сюда тоже "понаехали"
00:44  "Фабула": У нас хватает богачей, которые могут купить анклав Сох за 2 млрд. долларов, но...
00:43  Олжобай Шакир: Мы сами враги родного языка
00:40  У.Касыбеков: Кыргызстан. Болезнь переходит в хронический недуг
Суббота, 09.02.2013
16:59  Силовики на Петербургском рынке выловили несколько сотен исламистов-экстремистов
13:19  И.Дудка: Укрощение процентов. Откуда приходят в Киргизию деньги
12:56  Ю.Костенко: Кыргыз"Востокэлектро". Только ветер гудит в проводах…
11:42  Супермодель из Астаны Айгерим Кожахан (на фото) вошла в список самых красивых людей Востока по версии Top peoplе
10:20  "Къ": Пентагон хотел снабжать сирийских повстанцев оружием. Леон Панетта отчитался перед американскими сенаторами
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Н.Остроумов: Колебания во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае (история)
20:11 11.02.2013

КАУФМАНСКИЙ СБОРНИК

ИЗДАННЫЙ В ПАМЯТЬ 25 ЛЕТ, ИСТЕКШИХ СО ДНЯ СМЕРТИ ПОКОРИТЕЛЯ И УСТРОИТЕЛЯ ТУРКЕСТАНСКАГО КРАЯ ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТА

К. П. ФОН-КАУФМАНА I-го

Типо-литография Т-ва И. Н. КУШНЕРЕВ и Ко Пименовская ул., с. д.

МОСКВА 1910.

Колебания во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае.

(хронологическая справка)

В широкий план перваго туркестанскаго генерал-губернатора, генерал-адъютанта К. П. фон-Кауфмана по устроению Туркестанскаго края входили и заботы его о русском образовании туземцев. К этому трудному и сложному вопросу покойный генерал отнесся с полным вниманием и осторожностью. Не будучи надлежащим образом осведомлен о современном ему положении туземных школ (мактабы и мадрасы) и о действительном влиянии их на туземное население, покойный устроитель края, отчасти по указанному недоразумению, а отчасти и по недостатку лиц, хорошо осведомленных с этим специальным вопросом,1 решил на первых порах игнорировать упомянутыя туземныя школы, в предположении, что эти школы, как остаток давней мусульманской старины, не жиз​неспособны и потому сами собою замрут, не имея в себе необходимых элементов для дальнейшаго раз​вития. Во внутреннюю силу мусульманства покойный ге​нерал-губернатор не верил, отчасти под влиянием господствовавшаго тогда представления о Турции, как о больном организме, и считал вообще мусульманскую культуру отжившею свой век и неспособною к пробуждению и дальнейшему прогрессу. Придавая значение только европейскому образованию, он верил только в это образование и, как убежденный русский администратор, имевший уже административный опыт по своей службе в северо-западном крае, в котором он отстаивал русския образовательныя и школьныя идеи от польской пропаганды, он и в Туркестанском крае был намерен держаться обрусительной политики при посредстве русской школы. В этих соображениях покойный генерал-губернатор, представляя косность мусульманскаго образования, не надеялся на проведение своего русско-государственнаго взгляда в среду туземцев через туземныя мусульманския школы. В то же время он знал, что в Туркестанском крае существует многочисленное киргизское население, составляющее самостоятельную этнографическую группу, которая, хотя и близка сартам и татарам по происхождению и языку, но еще не забита одностороннею, исключительно религиозною мусульманскою школьною мудростью и потому жизнеспособна и восприимчива в отношении образова​ния. Поэтому он решил сосредоточить все свое просвещенное внимание на устройстве в Туркестанском крае русских школ именно для детей киргизов и разсчитывал, что дети киргизов в русских школах обрусеют и примкнут к русской гражданственности, после чего узкое одностороннее мусульманство не будет уже в состоянии оказывать на них своего влияния, не соответствующаго идеям и принципам европейской цивилизации 2.

При таком взгляде на мусульманство и на киргизов, покойный генерал-губернатор находился под влиянием авторитетнаго профессора истории Востока В. В. Григорьева 3 и практическаго деятеля среди казанских инородцев Н. И. Ильминскаго. К сожалению, с Ильминским К. П. не мог войти в более подробныя объяснения по столь серьезному и сложному вопросу, а о взглядах проф. Григорьева только слышал от его бывшаго слушателя по восточному факультету А. Л. Куна, прибывшаго на службу в Туркестанский край, кото​рый сам отчетливо и основательно не представлял порученнаго ему учебнаго дела в новом крае. В министерстве народнаго просвещения к тому времени (1876 г.) также не было определенных и устойчивых взглядов на образование инородцев России. В Казани в это время только начали пробовать систему (В. В. Радлов) подготовления учителей для татарских (мусульманских) школ, но и к этой пробе относились неуверенно, а скоро и совсем разочаровались в ней. Что же касается христианской системы школьнаго образования среди крещенных инородцев, руководителем которой был Н. И. Ильминский, то она к Туркестанскому краю прямо не подходила, а на месте (в Казани) вызвала горячую полемику среди местных деятелей 4.

Неудивительно, что при таких условиях первому туркестанскому генерал-губернатору, озабоченному мно​гочисленными и разнообразными вопросами по устроению новозавоеваннаго и еще не замиреннаго края, некогда было самостоятельно изучить в деталях вопрос об инородческом образовании в России и о применении внутренне-россииской школьной практики к туркестанской окраине. Это должен был сделать тогдашний глав​ный инспектор училищ, г. Кун, но он ограничился только усвоением случайнаго решения генерал-губернатора относительно организации русских школ для детей киргизов: в 1879 году была учреждена в Таш​кенте учительская семинария, в которой вместе с рус​скими должны были обучаться дети местных киргиз 5. В согласии с этим взглядом на инородческое образование в курс вновь открытой семинарии было введено обучение воспитанников ея киргизскому языку, при посредстве русской транскрипции, оправданием ко​торой служит киргизская хрестоматия, сост. преподавателем киргизскаго языка Я. Лютшем 6 (Ташкент, 1883 г.)

При неустойчивости местных административных взглядов на образование туземцев Туркестанскаго края, препринятый опыт с обрусением киргиз скоро изменился: в 1883 было введено в курс семинарии преподавание сначала сартовскаго языка, а с 1885 г. и персидскаго. Преподавание арабскаго языка - о чем тоже хлопотали - не было разрешено, а преподавание сартов​скаго и персидскаго при посредстве арабскаго алфавита окончательно установилось взамен киргизскаго языка с русской транскрипцией. Но в семинарию продолжали поступать почти исключительно киргизы, которых таким образом, вопреки прежнему проекту, обучали мусульман​ской письменности на сартовском и персидском языках...

19 декабря 1884 года, под влиянием новаго взгляда на русское образование туземцев, в Ташкенте была открыта первая русско-туземная школа для детей тузем​цев 7. Этой новой школе была указана задача - дать туземному населению гор. Ташкента (сартам) возможность обучать своих детей русской грамоте и русскому языку, в чем сарты, как торговцы, чувствовали большую потребность. При этом детям туземцев, записанным в эту школу, была предоставлена возможность изучать арабско-персидский алфавит и мусульманское вероучение.

Открытию этой школы, придавалось столь большое значение, что генерал Н. И. Гродеков 8, в присутствии котораго происходило открытие этой школы, сказал тогда почетным туземцам: "Счастлив, для вас этот день вашей жизни! Да будет же благословен и тот час, когда последовало у вас открытие этого училища!" 9 Тогдашний директор семинарии Ю. Ф. Крачковский в своей речи, сказанной на том же торжестве, сказал, что вновь открытое училище, как прототип всех других подобных училищ, является маленьким зерном, роскошные и желанные всходы котораго должны все более и более покрывать дикия духовныя пустыни и дебри и повести к слиянию Азии с Европой, к удалению нравственнаго и духовнаго застоя и к вступлению (сартов) на путь истинной культуры, истиннаго прогресса...

Несмотря на это, уже в 1886 году генерал - адъютант Н. О. Розенбах нашел нужным подтвердить начальникам областей Туркестанскаго края, что открытием русско-туземных школ он желал способствовать зарождению и укреплению русскаго духа в туземном населении и развитию его в материальном и нравственном отношениях, чтобы поставить туземцев в наиболее выгодныя условия для развития их естественных спо​собностей, сгладить им путь, предоставив средства и все необходимыя и полезныя орудия прогресса для нрав​ственнаго материальнаго роста. Эти школы должны были ближайшим и самым верным путем объединять бытовые и экономические интересы всех народностей Туркестанскаго края с общегосударственными и содействовать прочному и окончательному слиянию всех этих народностей с великой семьей коренного русскаго народа в нашей могущественной метрополии. Генерал Розенбах верил, что в туземцах сказалось сознание того, что русская государственная власть - родная для них власть, что русский язык должен сделаться родным их языком. В то же время он надеялся, что приютившийся в мусульманских школах сепаратизм будет лишен почвы и что русско-туземная школа поведет к слиянию с ними старых мусульманских школ. Он думал также, что при помощи новых правительственных школ можно будет установить действительный и постоянный контроль за направлением мусульманских школ вообще, делать им необходимыя указания, помогать в их нуждах, а в случае и противодействовать злонамеренным проповедникам, которые среди кочевого населения проводят обманныя идеи и неправильно истолковывают распоряжения правительственной власти 10.

Вскоре затем была учреждена должность инспек​тора мусульманских школ, но была скоро снова закрыта... Вера в русско-туземныя школы росла, хотя рост самых школ подвигался вперед медленно, почему новый туркестанский генерал-губернатор 11, в конце 1891 года, нашел нужным предписать губернаторам обла​стей края, что настоящим положением русско-туземных школ довольствоваться нельзя и оставлять их в таком положении не следует. Число учащихся в каждой школе незначительно, даже в городах и кишлаках с населением в несколько тысяч человек. Ученики посещают русскую школу крайне неаккуратно, и многие, не утвердившись в знаниях, перестают учиться, когда хотят. Результаты от такого учения, за немногими исключениями, ничтожны и не соответствуют затрате значительных сумм (свыше 23.000 руб. в год), которыя расходуются на содержание туземных школ из государственнаго казначейства и из сбора с местнаго населения.

Еще большая разница во взглядах двух генерал-губернаторов на одне и те же школы усматривается из дальнейших разсуждений барона Вревскаго 12, высказавшаго в своем циркуляре: "Предполагать и надеяться, что жители Туркестанскаго края сами сознают пользу и восчувствуют удовольствие от изучения русскаго языка, от тех знаний, которыя сообщаются в русско-туземных школах, значило бы оставлять дело в обычной косности, надолго задерживать обрусение или духовное общение средне-азиатской окраины с русскою народностью и тем самым затруднять слияние этой окраины с империей. С другой стороны, привлечение туземных детей в школу только через посредство волостных управителей и аксакалов не приводит к желанной цели: дети, приступая к учению не по желанию родителей или родственников, а по внешнему понуждению, учатся неохотно, подневольно и безуспешно. Способ этот не соответствует досто​инству русской школы и русскаго правительства. Наста​ло время поставить дело так, чтобы в русской, и только в русской, школе туземцы видели носительницу и насадительницу знаний, необходимых для всякаго рода об​щественной службы и деятельности, чтобы знали о неприложимости к настоящему государственному и об​щественному строю их быта тех знаний, которыя выно​сятся из мадрасы и мактаба. Быт этот сам собою, силою неотразимых обстоятельств, предъявляет требования на такия знания и умения, которых не дают и не могут дать школы мусульманския. А туземцы, как и все простые люди, прежде и больше всего интересуются утилитарной стороной книжнаго учения, его приложимостью к практическим целям"... В этих соображениях ген. губернатор просил военных губернаторов принять настоятельныя меры к тому, чтобы туземцы, знающие руский язык, избирались и назначались на разныя административныя должности и службы, предпочтительно пред незнающими русскаго языка... 13

Изложенныя выше надежды и чаяния двух преемников К. П. фон-Кауфмана (генерала Розенбаха и ба​рона Вревскаго) на обрусение туземцев Туркестанскаго края, на слияние туркестанской окраины с метрополией не оправдались: в 1892 году произошел крупный скандал среди туземцев гор. Ташкента 14, а в 1898 году вся Ферганская область была охвачена возстанием, угрожавшим спокойствию всего края... Тогда-то в первый раз и вспомнили, между прочим, о коренных туземных школах, оказавшихся не только не вымирав​шими, как надеялись русские администраторы новозавоеваннаго мусульманскаго края, не признававшие мусульманскую культуру жизнеспособною. Была образо​вана специальная комиссия в Ташкенте для выяснения вопроса о том, как на будущее время относиться к мусульманским школам в крае. Были запрошены три военные губернатора коренных областей (Сыр-Дарьинской, Самаркандской и Ферганской), и все разсуждения были сведены в главном к тому, чтобы продолжать политику невмешательства во внутреннюю жизнь мусульманских школ и придерживаться устарелых статей и положений закона. А выработку новых норм и правил по надзору и управлению этими (нужно заметить - многочисленными) 15 школами считали излишнею.

Новый инспектор (потом директор) народных училищ Сыр-Дарьинской области С. М. Граменицкий, улучшивший методу преподавания русскаго языка в русско-туземных школах и составивший для них учебники, естественно не только отстаивал status quo, но и возражал против возстановления прекращеннаго надзора за мусульманскими школами, ссылаясь на краткий опыт такой специальной инспекции в Казани и Туркестане. Как математик по образованию и русский по убеждениям, он правильно думает, что обучение детей туземцев русскому языку в русско-туземных школах имеет для них культивирующее значение, но он продолжает ошибаться, не сознавая необходимости в установлении надзора за мадрасами и мактабами, в 30-ть раз превышающими своею численностью русско-туземныя школы.

Управление Туркестанским краем генерала С. М. Духовскаго, которому выпало на долю усмирять "андиджанское возстание", не изменило существенно прежняго взгляда на отношение русской администрации края к мусульманским школам, хотя в своем всеподданнейшем докладе, составленном в 1899 году, он отчетливо изобразил значение ислама в Туркестане. Он правильно также разсуждал, что русские чиновники, состоящие в штате управления краем, обязаны иметь общее представление о верованиях, нравах и обычаях туземцев-мусульман, и с этою целью предпринял издание "Сборника материалов по мусульман​ству" 16. На мусульманския же школы он предполагал распространить закон 1 марта 1893 года о еврейских хедерах, в этом пункте сказалось непосредственное влияние его помощника, а затем преемника - генерала Н. А. Иванова, как лично известно автору настоящих строк. Грустную улыбку вызывает такая мера после только что пережитаго возстания, и она совсем не вяжется с другими серьезными мероприятиями, изложен​ными в том же докладе.

При генерале Н. Н. Тевяшеве также не обращалось внимания на мусульманския школы, а была возбуждена переписка о распространении среди киргиз аульных школ по образцу таковых школ в Ханской ставке Астраханской губернии 17. Одновременно с этим в 1905 году была собрана особая комиссия в министерстве народнаго просвещения по вопросам образования восточных инородцев, под председательством члена совета министра А. С. Будиловича, которая выработала общия правила для начальнаго образования детей инородцев разных племен и религий 18; но правила этой комиссии не были введены в действие, по искусственному протесту инородцев-мусульман, и подверглись пере​смотру в другой комиссии, созванной также при мини​стерстве в 1907 году. К инородческим школам Туркестанскаго края правила означенной комиссии не применялись, и вопрос как об образовании детей туземцев в русско-туземных школах, так и о надзоре за мусульманскими школами оставался в прежнем положении. Но жизнь туземцев не стояла, а развивалась и поддавалась влияниям не только естественным, но и искусственным. Под последним я разумею начавшееся давно, с 70-х годов прошлаго столетия, но не замеченное русскими администраторами пробуждение передо​вой части российских татар, которые решили завладеть туземной школой (мактабы и мадрасы) и дать ей свое направление. Под влиянием и прикрытием политических "свобод", передовые татары стали издавать газеты, учебники, брошюры, организовали разныя просветительныя и благотворительныя общества 19 и, наконец, открыли в разных местах России и в Туркестанском крае так называемые "новометодные" мактабы, которые открывались без разрешения подлежащих властей и существовали вне всякаго надзора со стороны учебнаго начальства, как во внутренней России, так и у нас, в Туркестанском крае. Между тем движение, по внешнему виду только образовательное, стало принимать формы политическаго, панисламскаго характера. Тогда только было обращено внимание на это движение в Ташкенте, в связи с несомненным характером пропаганды политической, и при окружном штабе туркестанскаго военнаго округа, в конце 1908 года, была образована особая комиссия, на заседаниях которой был затронут и вопрос о старых мусульманских школах края, при чем представители учебнаго ведом​ства разделились в своих взглядах на этот безспорный вопрос 20. Затем, по предложению генерал-губернатора, в управлении местными учебными заведениями были выработаны новыя правила по надзору за мактабами и мадрасами и отправлены в министерство, которыя до сих пор не санкционированы.

В 1909 году прибыл в край новый генерал-губернатор, генерал А. В. Самсонов, который обратил серьезное внимание на постановку образования туземцев края и подверг этот вопрос сначала личному обсуждению, и в приказе по учебному ведомству от 8 ав​густа того же года, по поводу некоторых дефектов в деятельности русско-туземных школ Ферганской области, писал: "Русския и русско-туземныя училища, являясь разсадниками русскаго просвещения и проводниками русской культуры в новозавоеванном Турке​станском крае, должны вместе с тем служить первым и верным средством к сближению туземцев с русским народом и русским государством. По​этому учителя, руководящие этими школами, должны проникнуться сознанием важности возложеннаго на них правительством учебно-воспитательнаго дела и употребить все усилия к поддержанию учебнаго дела во вверенных им школах на высоте, соответствующей важности государственной задачи, осуществляемой этими школами. Они должны убежденно относиться к своему учительскому назначению, усердно выполнять лежащия на них преподавательския обязанности, заботясь в то же время о привлечении во вверенныя им училища воз​можно большаго числа детей, как русских, так особенно туземцев. При фактическом выполнении школь​ной программы народные учителя должны заботиться о развитии в учащихся не только умственных способно​стей, но и нравственных качеств, о воспитании детей вообще, в широком смысле слова. В этом последнем отношении народные учителя в школах обязаны пода​вать пример личным своим поведением не только детям, но и всему населению данной местности. Являясь почти единственными представителями русской образо​ванности, учителя русских и русско-туземных школ на своих уроках обязаны стремиться к закреплению в умах и сердцах детей туземцев мысли о величии и могуществе России, принявшей под свое покровитель​ство малокультурный, но многообещающий Туркестанский край, который пользуется внешним спокойствием и материальным благосостоянием"...21 В виду важности вопроса о народном образовании в Туркестанском крае, новый главный начальник края просил инспекторов народных училищ усилить наблюдение за низшими школами края, указывать и исправлять недостатки, замеченные в школьном деле, и побуждать учителей от​носиться к своим обязанностям не формально, но по сознанию лежащаго на них нравственнаго и служебнаго долга.

В созванной затем комиссии 22 вопрос о туземном образовании обсуждался в более широкой программе, при чем директор народных училищ отстаивал свою точку зрения на русско-туземныя школы, в курсе которых было предложено расширить программу туземнаго класса, что и было выполнено в начале 1910 года подкомиссией с участием туземных представителей. О над​зоре за мактабами и мадрасами подкомиссия не разсуждала, и будет жаль, если этот центральный вопрос останется неразрешенным, ибо жизнь мусульман не стоит в одном положении, а движется вперед. Для русскаго правительства не должно быть безразлично, в каком направлении продолжается это движение. Я с своей стороны могу только указать, что мусульманския школы, предоставленныя самим себе, продолжали жить и расширяться, а одушевляющий их ислам крепнет и предъявляет христианскому меру свою силу в форме открытаго перехода христиан в ислам. В газете "Каспий" недавно была напечатана выдержка из немецкаго жур​нала с добавлениями мусульманина Везирбея в следующих выражениях:

"Если ислам достиг расцвета во времена халифов внешним путем завоеваний, то успехи его распространения в настоящее время являются результатом интел​лектуальной работы и духовной эволюции. Насколько сильно повсеместное распространение ислама, видно из статьи в № 47 немецкаго журнала "Ueber Land und Meer", которую мы приводим с дополнениями г. Ве​зирбея в газ. "Каспий".

"В Германии ислам имеет передового борца в лице германскаго уроженца Мухаммед-Адиль-Шмица-де-Мулэн, который после долгаго пребывания на Востоке, в качестве инженера, женился на мусульманке и принял ислам. Он написал в защиту ислама труды: "Ислам", "В гареме" и "Стамбул", т. е. город веры, в которых он указывает, что ислам ближе стоит к идеям христианства, чем т. н. "христианский мир", со своей погоней за наживой и наслаждениями, с нищетой, бедствиями и пороками.

"Вслед за Мухаммедом-де-Мулэн весьма видными распространителями ислама являются Елена Фолау и ея муж Омар-Рашид-Бей в Мюнхене.

"Во Франции недавно образовалось общество под названием: "Мусульманское братство", в котором принимает горячее участие г-жа Азиз-де-Рошельрун, недавно принявшая ислам.

"Под ея же редакцией на французском языке изда​ется журнал "Обозрение Востока", цель котораго - ознакомление французов с исламом и содействие культурному развитию мусульман.

"Более значительные успехи ислам делает в англо-саксонском мире, где возникла в течение последних 10 лет масса мусульманских обществ в среде жите​лей британских островов и английских колоний. Ими выстроены великолепныя мечети в Лондоне, Ливерпуле и многих других городах, основаны мусульманския духовныя учреждения, детские воспитательные дома; из​даются периодическия издания, газеты, журналы; откры​ваются школы, организуются общества и союзы, так, например: детский приют "Медина", "Братство Ислама", "Братство полумесяца" и "Панисламское общество". Последнее является центральным союзом английских мусульман; цель его - содействие религиозным и социальным интересам мусульман и развитие в мусульманском мире борьбы против заблуждения и непонимания ислама.

"Самым видным представителем новаго мусульманскаго движения в Англии является прис. пов. Мухаммед-Абдулла-аль-Мамун-Сахраварди, индиец по происхождению. Он написал на английском языке "Изречения Магомета", "Начала мусульманской юриспруденции", "На​чала мусульманской теологии", "Шекспир и восточная литература", "Терпимость в исламе".

"Из англичан высшаго общества, принявших ис​лам, назовем наиболее видных: лорда Стэнли оф-Альдерлея, депутата верхней палаты Паркинсона, адво​ката Ле-Мезорье, А. Браунинга, Калита Шендрека, М. Леона.

"Видными последовательницами ислама являются англичанки: композиторша Дельбаст, художница А. Шлорнет. Но особеннаго внимания заслуживает г-жа Кваллеам, принявшая ислам со взрослыми дочерьми и сыновьями, из коих один - Ахмед Кваллеам-бей - турецкий консул в Ливерпуле, другой Сейки Кваллеам-бей - шейх-уль-ислам всех английских мусульман. По его стараниям издаются журналы: "The Crescend", "The Islam World". Он же написал массу книг: "Этюды Ислама", "Вера Ислама", "Фанатики и фанатизм" и т. д.

"Не менее значительны успехи ислама в Америке. Глава американских мусульман, шейх-уль-ислам Мухаммед Александр Руффель-Вебб, посвятил свою жизнь, силу и капиталы на пропаганду ислама в Америке. Он читает лекции, издает книги, в которых знакомит американцев с мусульманством; с этою же целью он издает весьма распространенную газету "The Muslim World".

"Число последователей ислама быстро возрастает и в силу этого в Нью-Йорке строится мечеть.

"За последнее время Австралия также обнаруживает большой интерес к мусульманству.

"Таковы результаты духовнаго влияния ислама в христианских странах".

К этому нужно прибавить, что и в нашем православном отечестве в последнее пятилетие ислам проявил если не силу, то во всяком случае необыкновенную энергию к обнаружению своей внутренней силы: десятки тысяч прежде крещеных инородцев обратно перешли в ислам; много инородцев-язычников вновь завербованы исламом и, - что особенно печально, - некоторые коренные русские люди принимают ислам, чему были примеры и в Туркестанском крае... Я бо​юсь быть плохим предсказателем, но думаю, что модные примеры перехода христиан и христианок в мусуль​манство в Западной Европе и Америке могут соблаз​нить, пожалуй, и каких-нибудь русских кавалеров и дам, когда в Петербурге будет окончена постройкой обширная и красивая татарская мечеть... Преосвященный ректор Казанской духовной академии, епископ Алексий, недавно участвовавший в комиссии, под председательством гофмейстера А. Н. Харузина, образованной при министерстве внутренних дел, для выяснения положения инородческаго населения в поволжском крае в культурном отношении, в своем докладе, представленном в комиссию, отстаивал то положение, что было бы большой ошибкой полагать, будто ислам дремлет, и что близок час его предсмертной агонии. Влияние Магомета на его последователей, как было, так и остается могучим, выдвигая время от времени из среды их целыя толпы вдохновенных проповедников ислама, сильных сознанием своего религиознаго единства, которые с дикой энергией стараются противодействовать распространению христианства и начал его культуры в Африке, в Азии и у нас в России. Такое именно пробуждение мусуль​манства наблюдается в последния 25 - 30 лет. Можно не соглашаться относительно размеров этого явления, и принципов, на которых оно развивается и проч., но самаго факта отрицать нельзя. "Мусульманский мир, говорит один из современных мусульманских публицистов, Ахмед-бек-Агаев, - идет по пути преобразовавания. Кто не признает этой истины, кто не соглашается с ней, - тот слеп. Всюду и идеи, и политическия партия сменяются новыми идеями, новыми партиями. По​чему же один ислам мог бы избежать этого закона? Почему он должен оставаться без изменения? От Китая до Марокко, от Каира до Уфы ислам находится в движении. Период невежества сменяется эпохой просвещения, угнетение и произвол уступают свое место свободе и справедливости. Мусульмане всего мира должны воспользоваться этим моментом: от этого зависит судьба их религии: или - возрождение, или полное разрушение". Другой мусульманский публицист, известный поборник идей панисламизма, Измаил Гаспринский, в своем органе (Возрождение) обращается ко всему мусульманскому миру с таким патетическим вопросом. "Мусульманский мир существуешь ли ты? Конечно, ты существуешь. Желаешь ли ты пробудиться и прогрессировать? Без сомнения, ты желаешь этого. Стремишься ли ты к цивилизации, жизни, долгоденствию? Да, ты стремишься ко всему этому, потому что от тебя требуют этого человечество и ислам. Религиозный и социальный долг мусульман всего света требует от них помо​щи всеми зависящими от них средствами созыву конгресса (всемирный мусульманский конгресс в Каире). Откликнитесь на призыв, апостолы блага и реформы!". В России это движение охватило все 30-тимиллионное мусульманское население: оно замечается в сильной сте​пени на Кавказе, в Крыму, в Волжско-Камском районе и в некоторых городах, напр., в Одессе 23. Заграничными газетами в свое время было замечено, что в связи с движением в среде русских мусульман находилось и то обстоятельство, что Турция в 1907 г. сосредоточила свои войска на кавказской границе. Но чтобы дать надлежащую оценку изучаемому движению, вполне его понять и определить его историческое значение, необходимо знать те принципы, около которых оно сосредоточивается, те идеи, которыми вдохновляются главные деятели и которыя они усиливаются привить сознанию народной массы мусульман, далее - самих этих деятелей, чтобы знать, в какия руки попало такое огромной важности дело, и, наконец, с какими практическими последствиями для общественно-политической жизни России соединяется изучаемое явление... Главный принцип, около котораго оно сосредоточивается, составляет душу его, - это объединение всего мусульманскаго мира под эгидой Турции, т. е. панисламизм... Выдающиеся турецкие и русские мусульманские публицисты в последнее время усиленно занимаются "открытием" племен, принадлежащих к одной с ними расе, чтобы присоединить их к обще-мусульманской федерации. Как на средство к достижению объединения всех мусульман, указывается на образование, которое должно быть религиозным и светским 24. Гаспринский советует учредить особое общество для объединения всех мусульман и сближения с Турцией, именно в Каире и Кон​стантинополе. Ахмед-бек Агаев (в Баку) в 1908 г. писал, что ислам некогда исчез из этого мира; те​перь он снова возвращается сюда. Государственная жизнь мусульман должна быть проникнута духом пророка. Мусульманам, если они желают создать из себя всемирное мусульманское царство, нужны две вещи - армия и деньги. Соединенные единством веры и узами брат​ской любви, мусульмане составляют армию, а деньги для содержания армии могут быть собраны в виде священ​ной подати. Для этого необходимо возвратиться к прошлым временам и вдохновиться истинными принципами ислама, столь долгое время находившимися в забвении 25.

Так взывает мусульманский публицист, ратующий за веяния свободы и за эмансипацию мусульманских женщин и неприлично отзывающийся о покойных и живых русских деятелях, коль скоро их взгляды не совпадают с его взглядами 26. Не нужно напоминать здесь, что значит для мусульманина возвратиться к прошлым временам мусульманскаго могущества, когда война с врагами ислама была "священною войной", когда весь человеческий род делился на два враждебных ла​геря и когда права христиан учитывались по особому регламенту, не допускавшему равноправия между мусуль​манами и кяфирами не только в суде, но и на улице, на базаре и даже в бане 27.

Чтобы затемнить русским читателям глаза, мусульманские публицисты очень усердно печатают и распространяют свои излюбленныя идеи не только в России, но и в Константинополе и даже в Париже. В обоих названных городах русскими мусульманами издаются особые еженедельные журналы, в которых они желают познакомить с своими прогрессивными задачами российских же читателей, при чем не скрывают и своих надежд на Японию. В парижском "Мусульманине" (№ 1, 1910 года) это высказано без всяких оговорок, - с уверенностью, что японцы примут ислам и примкнут к всемирному союзу мусульман 28. Тогда еще больше получит значения "Последнее слово ислама Европе", из котораго некоторыя мысли были опу​бликованы в Ташкенте, но не были достаточно оценены. И здесь не место повторять это 29. Нам отнюдь не следует забывать в настоящее время, что Турция ввела у себя конституцию; ея примеру последовала Персия; в соседних Бухаре и Авганистане были, по слухам, распро​страняемы прокламации, а в Индии внутреннее движение серьезно безпокоит английское правительство. И в Туркестане мы не можем считать себя застрахованными от подобнаго движения, в смысле панисламских вожделений, если не в скором времени, то не в отдаленном будущем. Это - мое личное убеждение, не пре​тендующее на всеобщее признание.

Какими же средствами располагаем мы для борьбы или пока для противодействия надвигающейся грозе, именно грозе? Школы, и прежде всего школы, могут помочь нам, как правителям обширной, разноплемен​ной и иноверной окраины, соприкасающейся с Турцией, Персией, Бухарой, Хивой, Авганистаном, Кульджей, Кашгаром и, пожалуй, Индией 30. Новый начальник края, по примеру своих предшественников, придает особенно важное значение начальному школьному образованию, считает его важным русско-государственным делом, от надлежащей постановки котораго зависит дальнейшее культурное развитие Туркестана, а вместе с тем и мощь России, принесшей столько жертв на овладение и устроение края. Но можно ли довольствоваться в этом случае только русско-туземными школами, игнорируя гораздо более многочисленные и, несомненно, более влиятельные среди населения мактабы и мадрасы.

Другого ответа, как отрицательнаго, в этом слу​чае быть не может и не должно. К 1 января 1909 г. во всех областях Туркестанскаго края русско-туземных школ не насчитывалось и одной лишь сотни с самым большим числом учащихся в них детей туземцев до трех тысяч 31, а мактабов считается 5543 с круглым числом учащихся в них до 70 тысяч. Кроме того, нужно иметь в виду 311 мадрас с 9 тыс. взрослых, иногда пожилых, учащихся. Я думаю, что всех старо-мусульманских школ (мактабы и мадрасы) в крае можно предполагать шесть тысяч с 80 тысячами уча​щихся, а может быть и более, особенно если принять в расчет незарегистрованные так называемые "ново-методные мактабы" и школы для девочек, обыкновенно учету не поддающияся. При этом соображении во всем Туркестанском крае можно считать до ста тысяч детей и взрослых обоего пола учащихся в старых мусульманских школах, на самое большое 3 тысячи мальчиков, обучающихся в русско-туземных школах. Прибавьте к этому несравнимое влияние учителей тех и других школ на туземное население: в одном случае - люди взрослые, иногда весьма ученые и авторитет​ные, а в другом - молодые юноши, редко взрослые и почти все русские, не могущие оказывать влияния на мусульманское население, да и не стремящиеся к этому, как почти все русские чиновники в крае.

Да простят мне соотечественники мое искренно-скорб​ное заключительное слово: огромное большинство нас - плохие культуртрегеры, не только не подготовленные к своей службе в иноплеменном и иноверном крае, но и не стремящиеся выходить из узкой рамки чиновников, смотрящих на службу в Туркестане, как на этап в своей служебной карьере. Особенно это заме​чается в последнее десятилетие, когда даже генерал-губернаторы сменяли один другого очень часто. Покойный устроитель края, К. П. фон-Кауфман, помимо своих выдающихся личных заслуг, дорог краю и своею долгой службой в нем, смертью и своею могилой: он находил для себя почетным быть похороненным в Ташкенте, так как и тут - "русская земля" и в ней "не стыдно лежать русскому человеку"...

Итак, возвращаясь к началу, скажу, что нельзя оставлять без внимания и без надзора многочисленные мусульманские мактабы и мадрасы. Пора сознаться в своей ошибке относительно их предполагавшейся нежизнеспособности и взять их в свои руки; под влиянием ошибочнаго взгляда на туземныя школы, мы не охра​нили киргиз от влияния сартов и татар, а в будущем можем не удержать под своим влиянием и сартов; если же мы, русские, откажемся от мусульманских школ, то оне подпадут под влияние татар и притом не тех старых татар, которых знал покойный К. П. фон-Кауфман, а новых татар, младо-татар, стремящихся к прогрессу и единению с мусульманами всего мира 32. Первый генерал-губернатор мог об этом и не думать, а нам, современникам "турецкаго единения и прогресса" нельзя закрывать глаза на действи​тельный и грозный факт и не принимать соответствующих мер; иначе мы останемся при одних словах, а татары сделают за нас дело, котораго поправить будет уже нельзя.

Н. Остроумов.

Ташкент 25 февраля 1910 года.

Примечания.

1. См. об этих школах наши статьи в "Журнале Министерства Народнаго Просвещения" за 1906 год (№ 2, 10, отд. 3) и за 1907 год (№ 1, отд. 3). В этих статьях указаны статьи и др. авторов, писавшие о том же предмете.

2. См. "К истории народнаго образования в Туркестанском крае. Константин Петрович фон-Кауфман. Личныя воспоминания Н. Остроумова". Ташкент, 1899.

3. Вас. Вас. Григорьев по его письмам и трудам (1876 - 1881 г.), состав. Н. И. Веселовский (С. Петербург, 1887).

4. См. Сборник материалов и статей по вопросу об образовании инородцев (С.-Петербург, 1869 г.); Воспоминания об И. А. Алтынсарине, Н. Ильминскаго (Казань, 1891); Письма Николая Ивановича Илыминскаго. Изд. П. Знаменский (Казань, 1895); Участие Н. И. Ильминскаго в деле инородческаго образования в Туркестанском крае. Состав. П. Знаменский (Казань, 1899); С. Граменицкий. Очерк развития народнаго образования в Туркестанском крае (Ташкент, 1896).

5. См. Отчет туркестанской учительской семинарии за 25 лет, ея существования. Состав. Н. Остроумов. (Ташкент, 1904).

6. Ныне российский императорский политический агент в Бухаре.

7. Главным инспектором училищ был тогда А. И. Забелин, врач по образованию, не имевший яснаго представления ни об одном из туземных языков.

8. В то время военный губернатор Сыр-Дарьинской области.

9. См. Туркест. Ведом., 1885 г. № 1.

10. См. Сарты. Этнографические материалы. Общий очерк - Н. Остроумова, (Ташкент, 1908), стр. 177 и след.

11. Барон А. Б. Вревский.

12. Главным инспектором училищ в то время был Ф. М. Керенский.

13. См. цитир. кн. Сарты, стр. 181 - 184.

14. Разумеется холерный бунт, причем был избит начальник города, полковник Путинцев.

15. См. в конце статьи.

16. Было издано два небольших тома: том первый - в 1899 году и том второй - в 1900 году.

17. Этот вопрос в истории туркестанскаго образования является случайным. Генерал Н. Н. Тевяшев служил в 1892 году в Астрахани одновременно с Вл. М. Лазаревским, переведенным затем в Турк. край. Здесь прежние со​служивцы по Астрахани вспомнили астраханския инородческия школы, и генерал-губернатор хотел пересадить школы астраханского типа на туркестанскую почву. Но пока шла переписка по этому вопросу, генерал Тевяшев заболел и скончался.

18. См. Труды особаго совещания по вопросам образования восточных инород​цев. С.-Петербург, 1905 г. и ст. М. А. Миропиева "Русско-инородческия школы системы Н. И. Ильминскаго" Жур. М. Н. Пр., февраль 1908).

19. См. ст. А. Е. Алекторова "Новыя течения в жизни магометанских школ". (Журн. М. Н. Пр., апрель 1909)

20. Автор настоящей статьи стоял за фактический надзор над мусульман​скими школами, а главный инспектор училищ и директор народных училищ не находили в этом надобности.

21. См. "Туркест. Ведом." от 21 августа 1909 г. № 177.

22. В августе 1909.

23. В Туркестанский край это движение также проникло, но пока резко не обозначилось.

24. О школе в Турции см. ст. Н. Каринцева в "Рус. Школе" за февраль 1909 г.

25. Желающие познакомиться с содержанием доклада преосв. Алексея могут прочитать его полностью в "Правосл. Собеседнике" за текущий год, а выдержки из него в "Колоколе" за 1910 год № 1150 - 1157.

26. Имеется в виду грубая статья Агаева, напечатанная в газете "Каспий" за 1908 год.

27. См. Права христиан на Востоке по мусульманским законам, сост. Вл. Гиргас. С.-Петербург, 1865.

28. Чтобы уяснить значение этого издания и то чувство, с каким относятся к нему российские мусульмане, приводим одно из писем в редакцию этого журнала, напечатанное в № 5-м от 2-го марта 1910 года:

"Дорогие единоверцы! Не нахожу слов выразить то чувство глубокаго удовлетворения, которое охватило меня при чтении вашего письма. В Париже, в мировом центре человеческой культуры и цивилизации, издается мусульманский журнал.

Какое великое, светлое дело!

Мусульманство, могучим потоком разлившись по всем частям света, имело и продолжало иметь противников, всеми силами стремящихся затемнить самыя светлыя стороны мусульманства. Благодаря отсутствию защиты, нападки противников крепнут и, надо сознаться, имеют успех. Необходимо дать отпор этим нападкам, нужно им ответить: нет, вы ошибаетесь, заранее торжествуя победу; мусульманство не кончило своей мировой роли, мусульманство не умрет, а напротив, возродится на новых основах и вернет свое былое величие. В нашем веке расцвета науки и интеллигентной мысли такой отпор, конечно, может дать только печатное слово, - слово, сказанное не на одном лишь нашем родном языке, но и на языках, завоевавших себе мировое распространение. Одним из таких языков в последнее время является также русский. Вы, дорогие едино​верцы, являетесь пионерами в этом великом деле в одной из самых культурнейших стран - во Франции. За это вам спасибо и душевное машалла... Ты​сячу тысяч пожеланий успеха. Работайте на объединение интеллигенции, работайте в пользу наших единоверцев, нашего миллета - Миллете хизмет бошкитмез!".

29. См. "Коран и прогресс", изд. в Ташкенте в 1901 году. Больше всего хлопот от этого движения мусульман приходится на долю России, самой историей и географическим положением поставленной в тесное соприкосновение с миром ислама.

30. Автор ст. "Фабричное производство и кустарное изделия" (№ 5 журн. "Мусульманин") говорит: "нужно позаботиться о молодом поколении и подгото​вить его к борьбе социальной. Самое верное средство, это - школы, школы и еще раз школы. Кроме научных предметов, в них должны изучаться ремесла, способныя дать окончившему курс средства к жизни"...

31. Точной статистики нет, потому что во многих школах число учащихся детей в течение года очень заметно колеблется, а в некоторых многие ученики только числятся, как приходилось слышать.

32. Полезно при этом иметь в виду ст. Багина о деятельности татар в последния пять лет (напечатана в "Прав. Собеседнике", 1909 г. июль - сентябрь).

Материал получен от - Э.Ханымамедова

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1360599060
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх