КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 29.01.2013
23:46  Чокан Лаумулин: Куманы, или Кипчаки-Половцы, безуспешно пытались овладеть Венецией, начиная с 9-го века, но...
22:49  А.Реутов: Экс-президент Гватемалы Монтта ответит суду за геноцид индейцев майя
22:10  В.Ахмедов: Армия и арабские революции на Ближнем Востоке. Часть 1
20:07  "Синьхуа": Все смешалось в Сирии – арабы, курды, оппозиция и исламисты
19:43  В сирийском Алеппо, на территории подконтрольной "демо-исламистами", найдено 65 тел казненных
19:27  Бауыржан Абдишев назначен акимом Карагандинской области
18:43  В Баку презентована книга "Кавказ и Великие Тюркские империи"
18:37  Д.Ашимбаев: Опять усиливаются "алматинцы" и "карагандинцы". Последние структурные и кадровые изменения в Казахстане
18:08  Ф.Мироглов: "Мегаполис"-ный pussy riot. В казахстанской газете появились статейки и картинки оскорбляющие православных
18:03  "Жаны ордо": "Трусливый президент… Об Атамбаеве, молящем о смерти узбекского президента"
18:00  Комузист-виртуоз Нурак Адбрахманов придумал вечный двигатель - "самодвижущееся устройство "Акнур" (не юмор)
17:49  С.Василенков: Турция берется за кино, науку и образование
16:47  Журнал France Football обвинил Катар в покупке ЧМ по футболу и требует нового расследования
16:21  Я.Филимонова: Чему могут научить туземцы "западное цивилизованное общество"?
16:15  Д.Еремина: Тибетская автономная резервация. Власти КНР отобрали у жителей региона паспорта
14:25  Ж.Тулибаева: Сведения о Чагатайском улусе в "Улус-и арба-йи чингизи" (история)
14:22  А.Веселов: Ирак - кризис за кризисом, или стабильная нестабильность
13:56  Министру обороны Туркменистана Гундогдыеву второй раз в жизни присвоено воинское звание генерал
13:44  В Кыргызстане создадут региональную лигу КВН. Жогорку Кенеш-2?
13:12  А.Оторбаева: Кыргызстан. Кто вскрывал сейф? Мутная финансовая история
12:38  Близ Алматы разбился пассажирский самолет
12:35  В Астане горит Центральый рынок. Площадь пожара - 1000 квадратных метров
11:19  Н.Малишевский: Экономическая война за новый мировой порядок
11:13  В Узбекистане создают "Специальное управление по контролю за недопущением обращения наличной иностранной валюты в розничной торговле и сфере услуг"
11:07  Б.Кагарлицкий: Элиты растаскивают Европу. Чего на самом деле добиваются сепаратисты Каталонии и Шотландии
11:03  В военном параде в Душанбе 23/02 впервые примут участие женщины - "коробка" из сотрудниц центрального аппарата...
10:47  Пак И.Т. - "Из истории развития информатики в Казахстане"
10:44  Косят (курят?) трын-траву. Жители Таджикистана с невиданным оптимизмом смотрят на 2013 год
10:38  С.Усмон: Зачем ташкентские власти переименовали улицу генерала Собира Рахимова?
10:09  А. дель Валль: Можно ли верить Сирийскому центру прав человека?
10:08  Роберт Дрейфус: США и Иран "капризничают, как малые дети"
09:36  А.Макаров: Прощание с Кабулом. США покидают Афганистан в статусе проигравших военную кампанию
09:31  Т.Аширмурадов: Морозы и воровство - две беды ашхабадских коммунальщиков
08:47  С.Абдрашитова: Греф Монте-Кристо. Что не поделили казахстанские банкиры с российскими?
08:31  Кремль отважно посадил главой Дагестана мутного Рамазана Абдулатипова
08:25  В.Панфилова: Над "Байконуром" – космическая напряженность. Космодром оказался в центре спора с политической подоплекой
08:18  Э.Султанов: Исход войны в Сирии может серьезно повлиять на развитие европейского газового рынка
08:14  "Къ": Киргизия нашла в золоте примеси взяток. Иностранный инвестор обвинен в подрыве государственных интересов
05:25  Алматы тряхнуло на 4-5 баллов. Сирену не включили, смс-оповещение не сработало...
00:27  Э.Таривердиева: Результаты "экономики сопротивления" Ирана
00:26  К.Орлов: Багдад-Эрбиль - "нефтяная война" продолжается
Понедельник, 28.01.2013
23:03  75-летняя Королева Нидерландов Беатрикс объявила об отречении от престола
22:38  В Казахстане произошло землетрясение магнитудой 6,1
22:35  Д.Верхотуров: Иран нашел "афганский выход" из-под давления западных санкций
22:32  Иран запустил в космос обезьяну - готовятся к полету человека
22:16  Госэкотехинспекция Кыргызстана уличает китайскую компанию, строящую нефтеперерабатывающий завод, в нарушениях
22:12  Т.Исаханов: Латиница для казязыка. Войдем в реку дважды?
22:03  В Туркменистане молодоженов обязали фотографироваться на фоне портрета президента
22:01  А.Бекназаров "вспомнил", куда умотал 16 млн сомов, изъятые из сейфа управделами президента во время апрельской революции
21:57  Гузель Шагулыева: "Аркадага рука! Аркадага рука! Она звезд лучезарней, Длинней, чем река"
21:29  Слабый пол в боевых частях - "кастрация армии США"?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Я.Филимонова: Чему могут научить туземцы "западное цивилизованное общество"?
16:21 29.01.2013

Чему нас могут научить туземцы?

Может ли западное общество чему-то научиться у отсталых "туземцев" - жителей традиционных сообществ? В глубине души многие жители "цивилизованного" мира считают их примитивными дикарями. Но антропологи уверены - нам есть чему поучиться у племен Новой Гвинеи или Амазонии, хотя в некоторых аспектах их жизнь и выглядит отсталой или шокирующей.

Американский антрополог Джаред Даймонд с 1964 года подолгу гостит в Новой Гвинее. В этом удивительном уголке земного шара, несмотря на близость к экватору, нередко идет снег и сияют ледники. На небольшом кусочке земли там можно встретить несколько разных экосистем; а еще на этой территории проживают тысячи маленьких племен, и у каждого свой язык и уклад жизни. Цивилизация почти не тронула эти земли: до недавнего времени аборигены пользовались каменными орудиями труда.

В 1997 году Даймонд выпустил книгу "Ружья, микробы и сталь" (Guns, Germs, and Steel), которая предложила весьма любопытное объяснение причин доминирования западной цивилизации в мире и получила Пулитцеровскую премию. Следует заметить, что ученый далек от расистиских теорий. "Моей главной целью было дойти до предельных оснований, проследить цепь исторической причинности на максимальное расстояние вглубь времен", - пишет автор в предисловии к своему труду.

Версия для печати Шрифт Послать другу В настоящий момент ученый сфокусировался на традициях и культуре первобытных сообществ. Новая книга Джареда Даймонда так и называется - "Мир до вчерашнего дня: чему мы могли бы научиться у традиционных обществ" (The World Until Yesterday: What Can We Learn from Traditional Societies). Даймонд признается, что поначалу в психологическом плане туземцы казались ему похожими на представителей западного мира. Но, подолгу живя рядом с ними, он начал постепенно замечать отличия. Первое, что бросается в глаза - поразительная открытость туземцев, рассказывает Даймонд. Об этой же отличительной черте традиционных сообществ говорила Жан Ледлофф, которая прожила около четырех лет с в джунглях Амазонии с индейцами из племени екуана.

К примеру, по рассказам Ледлофф, "плакаться в жилетку" у екуана - совсем не метафора. Даже взрослый человек, если он расстроен, идет к близкой ему женщине: матери, тетке или жене, - и плачет в ее объятиях. Если мать взрослой женщины или неженатого мужчины умерла, сколько бы лет им в этот момент ни было, племя "назначает" им своего рода приемную мать, опекуна, которая берет на себя эмоциональные функции умершей. Можно сказать, что эту функцию в современном западном мире выполняют психотерапевты. (Кстати, по свидетельству Ледлофф, женщина, к которой приходят выплакаться, сохраняет видимое спокойствие, даже равнодушие. Она просто "принимает" чувства горюющего, не комментируя их и не останавливая поток слез, пока человек не успокоится самостоятельно - практически как психолог).

Бросаются в глаза существенные отличия в воспитании детей, рассказывает Даймонд. У племен из Новой Гвинеи совершенно другое отношение к опасности. В самом раннем возрасте дети получают право на самостоятельные решения, а также свободу перемещений. Западного человека приводит в ужас мысль, к примеру, оставить двухлетнего ребенка у костра. Как это можно допустить, негодуют "цивилизованные" родители: ведь малыш может обжечься, получить шрамы на всю жизнь и даже погибнуть! Однако новогвинейские туземцы справедливо полагают, что опыт - лучший учитель. Уследить за ребенком в каждую секунду его жизни невозможно, а значит, чем раньше он научится осознавать последствия своих поступков - тем целее будет. С этим трудно поспорить.

Жан Ледлофф сообщала о похожем отношении к детям у амазонскоих индейцев: "У екуана мать или тот, кто ее заменяет, очень спокойно относятся к ребенку и обычно заняты каким-нибудь не связанным с ним делом. Между тем они в любой момент готовы встретить малыша, ползком или на четвереньках возвращающегося после очередного приключения. Мать не перестает готовить или заниматься каким-нибудь другим делом, если только не требуется ее полное внимание. Она не бросается к малышу с распростертыми объятиями, но спокойно и по-деловому позволяет ребенку быть рядом с ней или, если она ходит с места на место, сажает его на бедро и носит с собой, поддерживая рукой".

А вот всякий практический опыт - мелкая помощь по хозяйству или присмотр за еще более младшими детьми - считаются у екуана делом, однозначно полезным для ребятишек. Никто не принуждает их к этому, и, возможно, потому дети охотно включаются во "взрослые" занятия. "Подражая мужчинам, мальчики узнают о своем месте в культуре и об устройстве своего общества. Чуть повзрослев, девочки станут следовать примеру женщин и активно участвовать в их занятиях. Ребенку дадут необходимые инструменты, если он еще не может смастерить их сам.

Например, малыш может грести в каноэ или играть в греблю задолго до того, как сможет сам вырезать для себя весло. Поэтому когда наступит время, ребенку дадут маленькое весло, сделанное взрослым. Мальчикам делают маленькие луки и стрелы еще до того, как они научатся говорить; и у них появляется возможность тренироваться и совершенствоваться в стрельбе", - рассказывает Ледлофф.

"В идеале взрослые подают ребенку пример не с тем, чтобы повлиять на него, но просто своим естественным поведением: сосредоточенно занимаясь обыденными делами, не обращая особого внимания на ребенка и замечая его только тогда, когда он того потребует, и только в необходимой мере", - добавляет она.

К изобретениям, которые должны рационализировать быт, у екуана тоже весьма особенное отношение. Они прежде всего оценивают придумку с точки зрения психологического комфорта. Ледлофф описывала, что, к примеру, соорудить водопровод из бамбуковых труб не было бы для екуана проблемой. Но женщины, по нескольку раз в день спускающиеся к реке, получали от этого видимое удовольствие - это время они использовали для общения, купались, обменивались новостями. И потому водопровод был просто признан ненужным: зачем лишать дам из племени их приятного досуга?

Идея сажать детей в некое подобие манежа тоже была отвергунта. Поскольку дети пугались и плакали, оказавшись в деревянной "клетке", племя единодушно сочло задумку вредной и отказалось от нее: "Я видела, как индеец Тудуду что-то мастерил. Оказалось, что это был почти законченный детский манеж. Он представлял собой вертикальные колышки, привязанные сверху и снизу лианами к квадратным рамам. (…) Затем он отправился на поиски своего сына Кананасиньювана, который начал ходить лишь неделю назад.

Завидев малыша, Тудуду схватил его и триумфально посадил в свое новое изобретение. Кананасиньювана, постояв пару секунд с непонимающим видом посреди манежа, двинулся в одну сторону, потом повернулся и понял, что он в ловушке. В следующее мгновение ребенок в ужасе заливался слезами, что нечасто увидишь в его племени".

Увидев реакцию сына, индеец, не колеблясь, разрушил манеж. Изобретение, полезное с точки зрения экономии времени (ребенок ограничен в пространстве, у матери свободны руки и она может заниматься хозяйством) было определено как вредное и травмирующее - а значит, ненужное.

Возможно, из-за такого отношения традиционные племена оказались намного более развиты эмоционально, но неразвиты технически - в противоположность нам?… В этих примитивных племенах есть много такого, о чем люди западного мира могут только мечтать: Ледлофф рассказывает об ощущении безмятежного счастья, которое излучают екуана, а Даймонд говорит об удивительной открытости аборигенов из Новой Гвинеи. Но есть и то, что шокировало бы европейца или американца: например, традиции инфантицида (детоубийства) или привычка избавляться от стариков.

Вообще, старых людей в традиционных сообществах ценят - ведь они обладают неоценимым опытом, накопленным за долгие годы жизни. Но только не тогда, когда племя должно кочевать. Молодые и здоровые члены племени несут оружие, скарб и детей, а потому те пожилые люди, кто уже не может самостоятельно передвигаться, оказываются обузой, рассказывает Даймонд. В некоторых племенах старики сами просят о том, чтобы их убили, в других с ними расправляются без разговоров или же выбирают более мягкий способ: бросают на месте прежнего поселения с минимальным запасом еды и воды. Нетрудно представить, что случается, когда эти запасы подходят к концу.

Детоубийство тоже до сих пор распространено во многих регионах. В обществе, где нехватка пропитания - обычное дело, с иждивенцами разговор короткий. В случае рождения физически неполноценного ребенка, который будет неспособен прокормить себя во взрослом возрасте, родители не станут тратить силы на уход за ним. Решать, здорово ли ее дитя и следует ли ему жить, считается прерогативой матери.

Яна Филимонова

29.01.2013

Источник - pravda.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1359462060
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх