КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 29.01.2013
23:46  Чокан Лаумулин: Куманы, или Кипчаки-Половцы, безуспешно пытались овладеть Венецией, начиная с 9-го века, но...
22:49  А.Реутов: Экс-президент Гватемалы Монтта ответит суду за геноцид индейцев майя
22:10  В.Ахмедов: Армия и арабские революции на Ближнем Востоке. Часть 1
20:07  "Синьхуа": Все смешалось в Сирии – арабы, курды, оппозиция и исламисты
19:43  В сирийском Алеппо, на территории подконтрольной "демо-исламистами", найдено 65 тел казненных
19:27  Бауыржан Абдишев назначен акимом Карагандинской области
18:43  В Баку презентована книга "Кавказ и Великие Тюркские империи"
18:37  Д.Ашимбаев: Опять усиливаются "алматинцы" и "карагандинцы". Последние структурные и кадровые изменения в Казахстане
18:08  Ф.Мироглов: "Мегаполис"-ный pussy riot. В казахстанской газете появились статейки и картинки оскорбляющие православных
18:03  "Жаны ордо": "Трусливый президент… Об Атамбаеве, молящем о смерти узбекского президента"
18:00  Комузист-виртуоз Нурак Адбрахманов придумал вечный двигатель - "самодвижущееся устройство "Акнур" (не юмор)
17:49  С.Василенков: Турция берется за кино, науку и образование
16:47  Журнал France Football обвинил Катар в покупке ЧМ по футболу и требует нового расследования
16:21  Я.Филимонова: Чему могут научить туземцы "западное цивилизованное общество"?
16:15  Д.Еремина: Тибетская автономная резервация. Власти КНР отобрали у жителей региона паспорта
14:25  Ж.Тулибаева: Сведения о Чагатайском улусе в "Улус-и арба-йи чингизи" (история)
14:22  А.Веселов: Ирак - кризис за кризисом, или стабильная нестабильность
13:56  Министру обороны Туркменистана Гундогдыеву второй раз в жизни присвоено воинское звание генерал
13:44  В Кыргызстане создадут региональную лигу КВН. Жогорку Кенеш-2?
13:12  А.Оторбаева: Кыргызстан. Кто вскрывал сейф? Мутная финансовая история
12:38  Близ Алматы разбился пассажирский самолет
12:35  В Астане горит Центральый рынок. Площадь пожара - 1000 квадратных метров
11:19  Н.Малишевский: Экономическая война за новый мировой порядок
11:13  В Узбекистане создают "Специальное управление по контролю за недопущением обращения наличной иностранной валюты в розничной торговле и сфере услуг"
11:07  Б.Кагарлицкий: Элиты растаскивают Европу. Чего на самом деле добиваются сепаратисты Каталонии и Шотландии
11:03  В военном параде в Душанбе 23/02 впервые примут участие женщины - "коробка" из сотрудниц центрального аппарата...
10:47  Пак И.Т. - "Из истории развития информатики в Казахстане"
10:44  Косят (курят?) трын-траву. Жители Таджикистана с невиданным оптимизмом смотрят на 2013 год
10:38  С.Усмон: Зачем ташкентские власти переименовали улицу генерала Собира Рахимова?
10:09  А. дель Валль: Можно ли верить Сирийскому центру прав человека?
10:08  Роберт Дрейфус: США и Иран "капризничают, как малые дети"
09:36  А.Макаров: Прощание с Кабулом. США покидают Афганистан в статусе проигравших военную кампанию
09:31  Т.Аширмурадов: Морозы и воровство - две беды ашхабадских коммунальщиков
08:47  С.Абдрашитова: Греф Монте-Кристо. Что не поделили казахстанские банкиры с российскими?
08:31  Кремль отважно посадил главой Дагестана мутного Рамазана Абдулатипова
08:25  В.Панфилова: Над "Байконуром" – космическая напряженность. Космодром оказался в центре спора с политической подоплекой
08:18  Э.Султанов: Исход войны в Сирии может серьезно повлиять на развитие европейского газового рынка
08:14  "Къ": Киргизия нашла в золоте примеси взяток. Иностранный инвестор обвинен в подрыве государственных интересов
05:25  Алматы тряхнуло на 4-5 баллов. Сирену не включили, смс-оповещение не сработало...
00:27  Э.Таривердиева: Результаты "экономики сопротивления" Ирана
00:26  К.Орлов: Багдад-Эрбиль - "нефтяная война" продолжается
Понедельник, 28.01.2013
23:03  75-летняя Королева Нидерландов Беатрикс объявила об отречении от престола
22:38  В Казахстане произошло землетрясение магнитудой 6,1
22:35  Д.Верхотуров: Иран нашел "афганский выход" из-под давления западных санкций
22:32  Иран запустил в космос обезьяну - готовятся к полету человека
22:16  Госэкотехинспекция Кыргызстана уличает китайскую компанию, строящую нефтеперерабатывающий завод, в нарушениях
22:12  Т.Исаханов: Латиница для казязыка. Войдем в реку дважды?
22:03  В Туркменистане молодоженов обязали фотографироваться на фоне портрета президента
22:01  А.Бекназаров "вспомнил", куда умотал 16 млн сомов, изъятые из сейфа управделами президента во время апрельской революции
21:57  Гузель Шагулыева: "Аркадага рука! Аркадага рука! Она звезд лучезарней, Длинней, чем река"
21:29  Слабый пол в боевых частях - "кастрация армии США"?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Афганистан   | 
А.Макаров: Прощание с Кабулом. США покидают Афганистан в статусе проигравших военную кампанию
09:36 29.01.2013

Вопреки ожиданиям США покидают Афганистан в статусе проигравших военную кампанию

Барак Обама объявил об ускорении передачи ответственности за ситуацию в Афганистане местной армии и готовности возобновить переговоры с "Талибаном". Похоже, США могут фактически завершить афганскую кампанию уже в этом году.

Инициативы американского президента (см. справку ниже) не являются принципиальным изменением позиции США в афганском вопросе. Они лишь свидетельствуют, что США приступают к заключительной стадии вывода войск из Афганистана, подготовка к которому велась нынешней администрацией все последние годы, несмотря на сопротивление американских военных и оппонентов из Республиканской партии.

Уход из Афганистана не только был одним из основных предвыборных обещаний Барака Обамы, но и вписывается в общую линию его администрации на приведение внешнеполитических амбиций США в соответствие с экономическими возможностями страны. Задачей на данном этапе является завершение проигранной афганской кампании с наименьшим для США политическим ущербом.

Провал операции США и НАТО в Афганистане давно является секретом Полишинеля. По свидетельству бывшего советника президента Брюса Ридела, стоявшего у истоков афганской политики нынешней администрации, еще четыре года назад Барак Обама отдавал себе отчет в том, что "получил в наследство катастрофу в Афганистане - войну, которую Америка стремительно проигрывала". В дальнейшем признания этой реальности звучали все чаще. Получили широкую известность, в частности, выводы доклада военных экспертов базы Баграм в начале 2012 года о том, что войска НАТО потерпели поражение в афганской войне и что талибы после ухода войск международной коалиции быстро вернут власть в Кабуле. Аналогично ситуацию оценил и сенатор Майкл Роджерс, посетивший Афганистан в прошлом году.

Однако выйти из войны оказалось гораздо труднее, чем ее начать. По словам Брюса Ридела, целью афганской политики Барака Обамы стала подготовка приемлемых условий для завершения войны: на первом этапе блокировать попытки талибов свергнуть правительство Хамида Карзая, а затем сформировать по возможности боеспособную афганскую армию, которая могла бы заменить в будущем иностранные войска. Другой задачей стало "умиротворение" талибов, попытка смягчить последствия их неизбежного возвращения во власть путем аккуратной интеграции "Талибана" в будущую афганскую политическую систему.

Возможно, уже в 2014 году Хамиду Карзаю придется справляться с народными волнениями (на фото) и противостоять талибам, полагаясь лишь на собственные силы Фото: Reuters
Но если поначалу США пытались выстраивать осмысленную стратегию выхода из афганского тупика, то уже в 2011 году, по словам бывшего госсекретаря Генри Киссинджера, упор все в большей степени стал делаться "скорее на выход, чем на стратегию". Сохранявшиеся некоторое время иллюзии, что вывод войск можно будет производить по мере повышения боеспособности создававшейся афганской армии, все больше превращались в стремление буквально бежать из Афганистана со сдачей всех позиций и отказом от ранее выдвигавшихся условий.

Сдача позиций по параметрам и условиям вывода войск западной коалиции происходила постепенно, но неуклонно. В решениях лиссабонского саммита НАТО 2010 года о постепенной передаче ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане правительственным силам содержалось требование, чтобы темпы этого процесса зависели от "конкретных обстоятельств, а не от графика" вывода войск. Однако уже в резолюциях чикагского саммита НАТО 2012 года речь шла в первую очередь о соблюдении именно графика и непременном завершении процесса к концу 2014 года.

Одновременно менялись представления о количестве американских военных, которые должны были остаться в Афганистане после 2014 года. Командующий войсками США и НАТО в Афганистане Джон Аллен еще недавно предлагал оставить там 15 тыс. из нынешних 66 тыс. военнослужащих. По сообщениям американской прессы, в Белом доме теперь чаще говорят уже о 6-9 тыс. А непосредственно накануне приезда Хамида Карзая в Вашингтон заместитель советника президента по национальной безопасности Бен Родс сообщил, что администрация не исключает и полного вывода американских войск в 2014 году.

Корректировка позиции США происходит не в последнюю очередь под влиянием настроений среди их партнеров по коалиции, которые один за другим принимают решения об ускорении вывода своих военнослужащих из Афганистана и не желают раскошеливаться на поддержание афганских сил безопасности в период после вывода основного западного контингента. Об ускорении вывода своих воинских подразделений в апреле прошлого года заявила Австралия, в августе - Новая Зеландия, в декабре - Великобритания, а Франция в ноябре досрочно завершила свое участие в боевых действиях, оставив в Афганистане лишь 1500 военнослужащих для вывоза оборудования и инструктажа афганской армии.

Возможно, уже в 2014 году Хамиду Карзаю (на фото) придется справляться с народными волнениями и противостоять талибам, полагаясь лишь на собственные силы
Фото: AP
Не лучше выглядит ситуация и с финансированием афганской армии и полиции в период после 2014 года. На это члены коалиции должны ежегодно тратить $4 млрд. При этом, по данным американского Heritage Foundation, Великобритания готова выплачивать не более $110 млн, Германия - $195 млн, в то время как США выделяют $2 млрд (в настоящее время Вашингтон расходует на афганскую операцию те же $4 млрд каждые 12 дней). Аналитики Heritage Foundation отмечают, что негативные настроения партнеров США по афганской операции отражают их общее недовольство американским подходом к сотрудничеству в рамках НАТО в условиях, когда "американская администрация осуществляет так называемый разворот в сторону Азии, теряет интерес к европейской ПРО и сокращает численность своих войск в Европе".

Объявленное в ходе визита Хамида Карзая согласие США на учреждение представительства движения "Талибан" в столице Катара Дохе означает лишь формализацию переговорного процесса с движением, который идет не первый год.

Старт переговоров с талибами означал принципиальный сдвиг в позиции США, который открывал дорогу талибам в будущие афганские властные структуры. Причем уже тогда было очевидно, что следствием этого станут ослабление позиций непуштунских этнических группировок (таджиков, узбеков и шиитов-хазарейцев, объединенных в возрожденном антиталибском Северном альянсе; см. карту) и уход с политической арены Хамида Карзая. Не случайно в ходе визита в Вашингтон афганский президент официально заявил, что не пойдет на выборы 2014 года.

Заинтересованность в мирных переговорах с талибами США проявляли еще с 2010 года. Как отмечал Брюс Ридел, поначалу у Вашингтона были большие сомнения в результативности таких контактов, поскольку отсутствовала уверенность, что талибы захотят обсуждать что-либо помимо освобождения заключенных в Гуантанамо соратников и исключения членов "Талибана" из ооновского списка террористов. Однако в администрации президента полагали, что "не было причин не сделать такую попытку".

Развитие переговорного процесса с талибами подробно описано в докладе исследовательской службы Конгресса США, выпущенном в январе 2013 года, за несколько дней до начала визита президента Афганистана в Америку. Согласно докладу, именно после выдвижения в сентябре 2010 года инициативы Вашингтона о необходимости поиска путей национального примирения в Афганистане был создан Высший совет мира, руководителем которого Карзай назначил Бурхануддина Раббани - бывшего президента Афганистана и лидера противостоящего талибам Северного альянса.

Одновременно американцы сами начали неформальные контакты с талибами, которые отказывались признавать правительство Хамида Карзая, считая его марионеткой Запада. В первой половине 2011 года при посредничестве Германии и Катара состоялось не менее трех раундов переговоров с представителями руководства "Талибана", что было подтверждено на официальном уровне тогдашним министром обороны США Робертом Гейтсом. Процесс был прерван в сентябре того же года после убийства Раббани и инцидента с убийством американскими солдатами пакистанских пограничников. Однако уже в декабре 2011 года контакты США с талибами возобновились. Тогда же было принято решение об учреждении в Катаре политического офиса "Талибана" для облегчения ведения переговоров, хотя он с тех пор так и не был создан из-за возникших на переговорах проблем.

Одной из конкретных тем, обсуждавшихся на переговорах, были предложенные США меры по созданию атмосферы доверия между сторонами. Речь шла о передаче пяти узников Гуантанамо под домашний арест в Катар в обмен на освобождение талибами американского военнопленного Боуи Бергдаля. Кроме того, Вашингтон настаивал на том, чтобы "Талибан" публично заявил о разрыве связей с "Аль-Каидой" и другими террористическими группами, а также обсуждал перспективы переговоров талибов напрямую с представителями правительства Хамида Карзая. Контакты были прерваны в марте 2012 года якобы из-за того, что Катар не смог предоставить гарантий надежного содержания талибов под домашним арестом. Однако представители "Талибана" с тех пор оставались в Катаре, хотя и в отсутствие формального представительства.

Важным фактором, позволившим руководству США перевести решение афганской проблемы в завершающую стадию, стало существенное изменение позиции Пакистана, являющегося ключевой стороной урегулирования. Как заявлял бывший премьер Пакистана Раза Гилани, в Афганистане "ничто не может произойти без нашего участия, потому что мы являемся частью решения проблемы". Пакистан известен тесными связями с "Талибаном" и неоднократно вступал в конфликты с США из-за того, что предоставлял талибам убежище на своей территории. Однако, стремясь к выводу иностранных войск из Афганистана и возвращению талибам контроля над основной частью страны, пакистанские власти, судя по всему, пришли к выводу, что ускорить этот процесс можно, только предоставив США возможность "сохранить лицо". А для этого надо создать видимость успешного внутриафганского политического урегулирования.

На пути подключения "Талибана" к политическому диалогу оказалось немало проблем. Как отмечают эксперты американской аналитической компании Stratfor, во-первых, необходимо было исключить "Талибан" из международного списка террористических организаций. Во-вторых, попытаться выделить из движения некое умеренное политическое крыло, что непросто, поскольку эта организация состоит в основном из боевиков и не привыкла действовать как политическая партия. Тем не менее первые шаги по включению талибов в политический процесс уже сделаны. В июне 2011 года после официальных подтверждений переговоров США с талибами были приняты резолюции Совета Безопасности ООН N1988 и 1989, которые формально отделили "Талибан" от "Аль-Каиды". А уже в феврале 2012 года Пакистан впервые публично призвал "Талибан" к переговорам о мирном завершении афганского конфликта.

Следствием этих усилий стало то, что уже в июне 2012 года представители "Талибана" провели две встречи с чиновниками афганского правительства (в Париже и Киото), в августе состоялись еще одни переговоры, а в декабре во Франции в неформальном диалоге с талибами участвовали также представители Северного альянса. Эти контакты продемонстрировали, что "Талибан" под нажимом Пакистана готов вести переговоры с нынешними афганскими властями, в том числе о будущем политическом устройстве и новой конституции страны. В ноябре 2012 года Исламабад предпринял дополнительные усилия по стимулированию этого процесса. После консультаций с представителями афганского правительства и Высшего совета мира пакистанские власти освободили из заключения 18 высокопоставленных членов "Талибана", являющихся сторонниками национального примирения, а в декабре на свободу вышли еще 8 умеренных талибов.

Таким образом, к моменту объявления Бараком Обамой инициатив по ускорению завершения военной операции в Афганистане необходимые для этого политические предпосылки формально созданы. Большая часть территории страны передана под контроль афганских правительственных войск, и уже весной они возьмут на себя основную ответственность за все боевые операции; идет процесс национального примирения с участием основных афганских политических сил; уменьшается присутствие иностранных воинских контингентов и сокращается их участие в боевых действиях.

Однако следует признать, что маневры вокруг политического урегулирования в Афганистане не обманывают никого из участников этого процесса. Силы внутри Афганистана, противостоящие талибам, уже активизируют работу по мобилизации своих вооруженных формирований, готовясь к новому разделу страны на зоны влияния. А сами американцы относятся к факту переговоров с талибами достаточно цинично. Как заявлял еще в начале переговорного процесса с талибами Брюс Ридел, даже в случае неудачи мирного политического урегулирования "будет гораздо лучше, если это произойдет по вине "Талибана", а не по вине США".

Увеличить

О чем договорились США и Афганистан
Визит Хамида Карзая в Вашингтон проходил с 8 по 11 января и завершился совместной пресс-конференцией афганского и американского президентов. Главным решением, о котором сообщил Барак Обама, явилась готовность США полностью передать афганским силам ответственность за боевые операции в стране уже весной этого года, а не в середине года, как было запланировано на чикагском саммите НАТО. Силы западной коалиции с этого момента оставят за собой функции подготовки, консультирования и помощи афганским национальным силам безопасности, а в боевых операциях будут участвовать лишь в случае необходимости. В связи с этим решением президент сообщил о намерении ускорить вывод из Афганистана основного американского воинского контингента, обещав объявить о конкретных параметрах очередной фазы сокращения войск в ближайшие месяцы - после консультаций с военными.

Оба президента отметили, что в ходе визита много внимания было уделено обсуждению перспектив обеспечения безопасности в Афганистане после 2014 года и заключения соответствующего двустороннего договора. Причем, отвечая на вопросы журналистов, Барак Обама подтвердил, что как заключение соглашения, так и присутствие американских войск в Афганистане после 2014 года будет невозможно без гарантий юридического иммунитета для американских военнослужащих.

Президенты сообщили, что для обеспечения прогресса в примирении между афганским правительством и "Талибаном" они согласились на открытие офиса "Талибана" в Катаре. А Хамид Карзай впервые официально признал, что не будет участвовать в президентских выборах в апреле 2014 года. По возвращении в страну Карзай проинформировал Совет национальной безопасности Афганистана о других итогах переговоров. В частности, иностранные войска будут выведены из афганских сел, под контроль местных властей передадут тюрьмы и заключенных талибов, Афганистану будет передан контроль над воздушным пространством страны, США поставят стране военно-транспортные самолеты С-130 и будут ежегодно оказывать помощь афганскому бюджету в объеме от $800 млн до $1 млрд.

Журнал "Коммерсантъ Власть", №3 (1008), 28.01.2013
Андрей Макаров

Источник - Власть
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1359437760
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх