КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 21.01.2013
23:50  Выявлена коррупционная схема вывода бюджетных средств в Министерстве финансов Киргизии
22:30  Минсвязи Таджикистана Бег Зухуров: Я свободен от президентских амбиций
22:28  Руководство "Таджик Эйр" просит правительство списать многомиллионные долги
22:26  Э.Жусуматов: Конфликт в Сохе - кто виноват и что делать?
22:03  Борис Акунин: Собиратель вееров. Мировым рекордсменом-политзаключенным (55 лет в тюрьме) по праву считается китайский маршал Чжан Сюэлян...
21:50  Агентство по делам спорта и физкультуры Казахстана возглавил Ерлан Кожагапанов
21:48  24.kg: От перемены мест слагаемых… Кырправительство опять идет под нож
11:50  Как живется кинематографисту в Афганистане, - рассказывает Сиддик Бармак
11:44  М.Агаджанян: Переговоры Обамы и Карзая - только предварительные договоренности
11:43  А.Филоник: Вокруг "арабской весны" - социально-экономические процессы в арабском мире (общее и особенное). Часть 1
10:53  М.Мукашев: Кто присвоил бакиевские миллионы? Главная тайна "кыргызской революции"
10:35  "Авторитета" Деда Хасана мочканул бывший офицер-"таджикистанец"?
10:32  "РО": Средняя Азия и проблемы анклавов - "менять нельзя", "резать по живому"?
09:26  "РГ": "Арабская весна" дала метастазы. Алжир провел операцию, которая обойдется ему в миллиарды долларов
09:18  "Око": Борьба за души детей. Несовершеннолетние Казахстана не защищены от вовлечения в религиозные секты
09:13  Альпинист аскарпазу не товарищ. Казахстанцы критикуют перевод международных терминов на казахский
09:05  Р.Генте: Празднование дня памяти защитников крепости Геок-Тепе выходит за рамки идеи туркменского национализма
09:01  "НВ": Революции в Пакистане не будет?
08:56  А.Сигаладзе: Интересы США угрожают стабильности ЦентрАзии. Кто разжигает приграничные и межэтнические конфликты в регионе?
08:55  Р.Эббигхаузен/А.Варкентин: Применение беспилотников - убийство без суда и следствия?
08:46  На юге Таджикистана магазины пытаются приспособить под мечети
08:36  К.Саякбаев: Сох. Бочка бензина в тлеющий конфликт
08:21  А.Костюхин/В.Гаврилов: Центральная Азия - отход от России или интеграция в рамках Евразийского союза?
08:18  Д.Лавникевич: Евразийская недоинтеграция
07:48  О.Никифоров: Африканские урановые войны. За любой политической риторикой в современном мире стоят битвы за природные ресурсы
07:43  Э.Шень/Сяо Чень: "Антихрупкие" амбиции Китая
07:41  Невзат Челик: Может ли Эрдоган стать турецким Линкольном?
07:37  М.Маргелов: Сахель может превратиться в большое Сомали
07:34  Н.Сурков: Арабская весна помогла исламским радикалам. Издержки от использования джихадистов все очевиднее
07:31  М.Юсин: Алжирский завод поработал на войну. Властям страны не удалось остаться в стороне от операции в Мали
07:29  Острова без права передачи. США поддержали Японию в территориальном споре с Китаем
05:30  О.Карпович: Иранская киберугроза – миф или реальность
00:42  Д.Кучера: Узбекистан. Каримов предостерегает о "соперничестве внешних сил" в Центральной Азии
00:38  Е.Иващенко: Приграничные конфликты в ЦА. Воспитание кровью
Воскресенье, 20.01.2013
21:39  Российские "Камазы" взяли все 3 первых места на "Дакаре-2013" в классе грузовиков
16:23  Н.Назарбаев: "В переходе казахского языка на латиницу нет политического подтекста. Задача - превратить казахстанскую культуру в сегмент глобального..."
14:53  Президент ФИФА Блаттер: "Проведение чемпионата СНГ по футболу невозможно"
14:10  9-летний индуc Пранав Кальян успешно выдержал экзамен и стал штатным IT-сотрудником Microsoft
13:37  Вл.Жириновский: "Вся Средняя Азия покрылась мечетями и идет террор, сталкиваются таджики, узбеки, киргизы и казахи..."
13:30  В Южном Казахстане 8 директоров школ уволили за драки учеников на ножах
12:51  В Ливии пытались расстрелять кортеж министра обороны аль-Баргхати. Успел удрать
12:20  Михаил Леонтьев: Америка успешно воюет сама с собой - к взятию заложников в Алжире
11:19  А.Дандыгулов: Этноним "казах" произошел от "Каз ак/гусь белый". Версия "вольный человек" - "отрыжка постколониализма"
11:08  Мишель Фокен: Способен ли Китай прокормить свое население?
11:03  "Страна, которой принадлежит будущее". Вышел в свет труд Г.Куликовой "Россия-Китай: Народная дипломатия"
10:31  А.Храмков: Прогноз-2013. Казахстан в этом году ждет пассивное развитие
10:27  Asia-Plus: Таджикистан. Переименования. Зачем они нужны и сколько это стоит?
10:20  Скончался зампредседателя Конституционного суда Таджикистана Мустафо Назаров
10:18  М.Ниязова: Апрельский суд в Киргизии. В поисках героев…
10:07  Боевики в Сирии впервые применили танки против курдских ополченцев
09:33  Казахстанский боксер Головкин победил американца Росадо техническим нокаутом и защитил титул чемпиона мира по версии WBA
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Э.Шень/Сяо Чень: "Антихрупкие" амбиции Китая
07:43 21.01.2013

ГОНКОНГ – Китай вновь стоит на распутье на своем пути к полноценному, устойчивому процветанию. На ноябрьском съезде Коммунистической партии Китая новый руководитель поставил задачу наметить путь страны на ближайшие 10 лет, что влечет за собой модернизацию социальной, политической и экономической систем Китая в рамках ограничений, налагаемых его историей и меняющимся геополитическим контекстом.

По любым меркам данные реформы можно оценить как амбициозные – особенно учитывая хрупкую и не очень миролюбиво настроенную внешнюю среду. В течение следующего десятилетия китайские лидеры должны разработать и привести в жизнь реформы по борьбе с коррупцией, поддержке миграции в города (например, либерализация системы домашней регистрации), содействию технологическим инновациям, балансированию источников экономического роста, повышению качества экологических и трудовых стандартов, а также выстроить систему социального обеспечения страны, включая здравоохранение, образование и социальное обеспечение.

Для обеспечения устойчивости системы ее конструкция должна учитывать то, что Насим Н. Талеб назвал редкими событиями "черного лебедя", которые, как показал глобальный финансовый кризис, происходят и оставляют разрушительные последствия. Но меры, делающие систему более "упругой" или "надежной" будут недостаточными. Они должны не только быть в состоянии противостоять нестабильности, они должны быть сделаны таким образом, чтобы извлекать прибыль из стресса и хаоса.

В последнее время Талеб придумал термин "антихрупкость" для описания системы, которая извлекает выгоду из существующих неопределенностей, нестабильностей и беспорядка. Он отметил, что в то время как жесткие системы могут казаться более стабильными, они не оснащены для того, чтобы справляться с неожиданными потрясениями, что делает их хрупкими в долгосрочной перспективе. С другой стороны, частое воздействие локализованных, временных изменений вынуждает системы становиться более динамичными и гибкими, повышая их возможность процветать в условиях стресса.

Учитывая это, а не позволяя требованиям максимальной эффективности толкать структуры к своим пределам, в систему должен быть встроен принцип избыточности (эквивалентные возможности, реализованные несколькими способами). Эти недорогие меры создают долгосрочную "антихрупкость", и пока они обеспечивают будущие прибыли в случае роста рынка, они гарантируют некоторую компенсацию событий черного лебедя.

"Антихрупкость" имеет решающее значение для крупных стран, например Китая, где администрация в значительной степени централизована, однако деятельность распределена среди семей, гражданского общества, рынков и различных уровней власти. Главной проблемой Китая является установление баланса между его децентрализованными традициями и централизованным управлением, тем самым развивая в своих учреждениях один из видов "антихрупкости", который уже присутствует в его культуре.

Китай стремится к балансированию централизации и фрагментации, то есть контроля и неопределенности, на протяжении всей своей долгой истории подъемов и падений династий, упадков страны по внутренним причинам и иностранных вторжений. В то время как открытые, меритократичекие выборы "ученых-чиновников" способствовали сохранению замкнутой династической структуры правления Китая на протяжении более чем 2000 лет, они не смогли компенсировать растущую уязвимость системы при династии Цин, когда территориальные приобретения увеличили население империи со 150 до 450 миллионов. Безудержная коррупция, рост социальных волнений и неспособность противостоять современным западным державам, в конце концов, в 1912 году привели к обрушению династии и самой "долгоиграющей" бюрократической системы в мире.

Националистическое правительство, которое пришло после обрушения и создало Китайскую Республику, было также не в состоянии разрешить противоречия между централизацией и фрагментацией, проблемой, которую макро-историк Рэй Хуан назвал китайской "математической неуправляемостью". Действительно, они так и не разработали инфраструктуру прав собственности, или денежно-кредитные и налогово-бюджетные политики, необходимые в управляемой семьями в аграрной экономике, при наличии элитарного правительства.

При помощи эффективного обеспечения прав собственности и реализации государственной политики Коммунистическая партия Китая стала институциональным механизмом, который соединил разрыв между элитами (партией) и массами. Однако в 1958-1961 годах чрезмерное централизованное планирование в поддержку Большого скачка (интенсивной кампании Мао Цзэдуна по индустриализации и коллективизации экономики Китая) породило системную хрупкость.

Ситуация начала улучшаться в 1978 году, когда Дэн Сяопин сделал экономику открытой и начал осуществлять рыночные реформы, давая Китаю доступ к новым возможностям для экономического роста и занятости. При помощи так называемых Четырех модернизаций были усилены важные сектора сельского хозяйства, промышленности, национальной обороны, науки и техники.

В то же время, Китай медлил с тем, чтобы сделать открытой свою финансовую систему – даже в то время, когда другие страны Восточной Азии последовали эффективным путем либерализации счетов своего капитала в 1990-х. В результате, когда в 1997 году ударил азиатский финансовый кризис, Китай был изолирован от нестабильности, которая разорила его хрупких соседей. В результате, кризис стал возможностью, побудив Китай присоединиться к Всемирной торговой организации, провести реформы финансовой системы и государственных предприятий, составить официальный список своих крупнейших банков и приватизировать строительство жилья для государственных служащих.

Но многие меры Китая по обеспечению "антихрупкости" были разрозненными и неполными. Например, на повестке дня остается необходимость обширной ревизии государственных предприятий, что вызвано корыстными групповыми интересами, противостоящими дальнейшей приватизации и рыночным реформам.

Теперь китайским лидерам необходимо определить конкретные области внедрения мер обеспечения "антихрупкости" и разумно проводить необходимые реформы. Помимо того, что они должны гарантировать комплексный характер реформ, им также следует избегать слишком обширных и быстрых действий, поскольку это может вызвать сопротивление со стороны глубоко укоренившихся игроков или непреднамеренно спровоцировать опасную цепную реакцию.

К счастью, относительно сильная финансовая и валютная позиция Китая может защитить экономику от краткосрочных шоков. И, несмотря на вызванную коррупцией хрупкость, бюрократическая система достаточно мощна для проведения подобной политики.

Одной из основных задач будет разграничение функций и обязанностей партии, государства, рынка и гражданского общества. Учитывая, что правительство доказало свою способность вмешаться, во время кризисов управление по умолчанию должно полагаться скорее на административные меры, нежели на рыночные силы. Чтобы дать возможность рынкам пользоваться беспорядочной самокоррекцией, требуется доверие на всех уровнях управления, начиная от центрального правительства и заканчивая сельскими администрациями и госпредприятиями.

Кроме того, лидерам Китая необходимо построить достаточную институциональную власть в рамках судебной системы, гражданского общества и средств массовой информации для повышения обеспечения законности и повышения долгосрочной "антихрупкости". Это повлечет за собой предупреждение административных нарушений, создание равных условий для государственных предприятий и других компаний, а также развод в разные структуры регуляторов и регулируемых субъектов.

В случае проведения структурных реформ в различных секторах китайские лидеры смогут укрепить долгосрочное процветание своей страны. Но успех требует сохранения баланса между поддержанием стабильности системы и созданием возможностей адаптации и роста для массивной экономики страны – решения задачи, с которой Китай боролся на протяжении веков.

Эндрю Шень – президент Fung Global Institute, возглавлял Hong Kong Securities and Futures Commission, в настоящее время адъюнкт-профессор университета Циньхуа в Пекине. Его последняя книга – "От азиатского к мировому финансовому кризису" (From Asian to Global Financial Crisis).

Сяо Чень - директор пор науке Fung Global Institute.

Оригинал публикации: China’s Antifragile Ambitions

Опубликовано: 16/01/2013

("Project Syndicate", США)
Эндрю Шень (Andrew Sheng), Сяо Чень (Xiao Geng)

Источник - project-syndicate.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1358739780
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх