КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 03.01.2013
19:23  Американский беспилотник уничтожил полевого командира талибов Муллу Назира
19:07  Казахстанская "токал" рассказала о своей жизни
19:03  Экс-глава генштаба Турции генерал Карадайы арестован по делу о военном перевороте 1997г.
18:55  Узбекистан запретил транзит сжиженного газа через свою территорию
17:12  Узбекский ученый А.Абдуразаков написал "Историю стеклоделия Центральной Азии в древности и Средневековье"
16:38  К.Овезгулыев: Сбудутся ли предсказания туркменской "Ванги"
16:33  Д.Минин: Не оказались ли сами Соединенные Штаты в положении позднего Советского Союза?
16:28  AFP: Россиянкам, работающим на Бушерской АЭС, доплачивают за хиджаб
16:11  Путин поменял законы о гастарбайтерах: дал им гарантии и позволил работать без разрешения
15:45  Душанбе. Вырубленные деревья будут переданы на обогрев школам и больницам
15:34  А.Мамадазимов: Таджики в поисках национальной идеи
15:13  Бурул Жакеева: "Кто возьмет на себя ответственность за существование кыргызов и кыргызского языка?"
15:06  О.Токтосунов: Кыргызская власть в течение года
14:59  В.Путин, своим указом, принял Жерара Депардье в гражданство России
13:55  М.Ниязова: Криминальный Кыргызстан-2012
13:03  З.Зубайдов назначен послом Таджикистана в Кувейте, Ш.Джононов - в Пакистане, З.Саидов - в Азербайджане
12:34  Д.Кучера: Войны 2013. Оглядываясь на год прошедший, устремляя взор в год наступивший
11:57  Д.Подольская: Кыргызстан-2012. Что о нас пишут? Часть I
10:38  У лидера Северной Кореи Кима III родился наследник Ким IV
07:42  США создадут совместное с Афганистаном предприятие по нефтепереработке
Среда, 02.01.2013
23:38  Умер известный казахстанский журналист Геннадий Дильдяев
22:31  Число жертв войны в Сирии превысило 60 тысяч. Похищен американский журналист Дж.Фоли
19:55  Саакашвили прилетел в Афган и пообещал семьям всех погибших там грузин пожизненную пенсию
19:42  Список евразийского преступного синдиката "Братский круг", - по данным американской юстиции
18:35  Конгресс США одобрил решение по предотвращению "финансового обрыва"
17:53  Таджикский оппозиционер У.Куватов направил на волю обращение из дубайской тюрьмы
17:50  Узбекистан полностью прекратил подачу природного газа в Таджикистан. За 12 часов до срока окончания контракта
16:16  Гульбеддин Хекматиар обозвал британского принца Гарри "пьяным шакалом"
14:26  "Bugun": Турки как предвестники конца света
13:36  Первый год президентства Атамбаева принес Кыргызстану $4 млрд инвестиций
13:08  Б.Ахмедханов: Узбекистаном меньше. Москва меняет тактику формирования Евразийского союза
12:13  Н.Назарбаев: "День первого президента РК не является личным праздником Назарбаева"
11:28  "Guardian": Американцы покидают Афганистан, не оплатив аренду земли
10:53  Airbus A320 вернулся в "Домодедово" из-за взбесившегося в небе над Самарской областью таджика
09:33  Все хорошо, прекрасная кыр-маркиза. Президент Атамбаев уверяет, что ведет Кыргызстан "в правильном направлении"
08:31  "New York Times": Пакистан снял запрет с YouTube – на 3 минуты
02:29  Р.Устраханов: "Палестинский" Иерусалим - путь к войне
Вторник, 01.01.2013
22:03  Праздничная елка сгорела в Актау в новогоднюю ночь
13:25  Два новых канала запущены на узбекском телевидении - "Маданият ва маърифат" и "Дуне бўйлаб"
12:59  Эль Мюрид: Невиданный враг. Конфликт в Сирии выбивается из всех ранее привычных сценариев ведения войны
12:52  Аркадаг не стал поздравлять свой народ с Новым годом. Его поздравил Путин
12:45  "Ускоряем добрый процесс облагораживания городов, районов и сел", - новогоднее поздравление Э.Рахмона
12:39  "В основе всех наших достижений лежат в первую очередь растущее сознание и мировоззрение", - новогоднее поздравление И.Каримова
12:37  "Поскольку мы единый народ, у нас есть и общие цели", - новогоднее поздравление Н.Назарбаева
12:33  "В истории большинства процветающих сегодня стран были трудности и унижения. Народы Японии, Германии", - новогоднее поздравление А.Атамбаева
12:27  Д.Кучера: Послужной список Джона Керри по Центральной Азии и Кавказу
12:24  Е.Иващенко: Кыргызстан: Обещанного три года ждут. Или не ждут
02:34  А.Чичкин: Мина под СССР. Многие предупреждали о потенциальной ущербности государственного устройства Советского Союза
01:19  В.Елкин: Время империй. Россию пытаются разрушить те же силы, которые уничтожили Советский Союз
00:58  Г.Сардарьянц: Лжехозяева чужой земли. Какой "подарок" приготовил Таджикистан гражданам Узбекистана?
00:40  Глобальный процесс перетока мирового богатства с Запада на Восток набирает обороты
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Таджикистан   | 
А.Мамадазимов: Таджики в поисках национальной идеи
15:34 03.01.2013

В поисках национальной идеи

Это история о формировании идеи о "справедливом шахе", которая была актуальна у наших предков много веков назад, актуальна и сейчас…
ЧТО касается поиска национальной идеи, то она несколько сложнее, чем разработка механизма (Шохрохи Вахдат) достижения национального единства, но, как говорится, игра стоит свеч.

Однако традиционная опора на историческую память и наследие наших предков (где мы выступаем как "копия великих оригиналов") несколько расширила территорию поиска идеи и вывела нас на необъятные просторы Центральной Азии и еще дальше. Дело в том, что во второй половине прошлого столетия новые суверенные государства после освобождения от колониализма стали усердно искать в своем доколониальном прошлом этническую идентичность и, особенно, этническую государственность. Стали гармонично развиваться те страны (Индия, Китай, Индонезия, Египет и другие), которые имели продолжительную этническую политическую историю, с опорой на автохтонную политическую культуру. В этот процесс стали включаться все государства постсоветского пространства (после развала СССР), перед которыми стояли идентичные проблемы и вызовы.
Близкое знакомство с политическими трансформациями бывших советских республик ЦА, а также Азербайджана и Турции, которые, спешно уходя от советских (коммунистических) ценностей, стали искать свою национальную идентичность (которая из-за незаконченности формирования нации во всех новых государствах выступала как этническая или этноцентристская идентичность), привело меня к интересному выводу. Все разновидности и вариации идеи национальной идентичности народов региона ("Ататюрк" - "Лидер турок" в Турции, "Эльбаси" - "Народный лидер" в Казахстане, "Юртбоши" - "Лидер страны" в Узбекистане, "Туркменбаши" - "Лидер туркмен" в Туркменистане и т.д.) стали опираться на один-единственный фундамент - древнеиранское наследие о "справедливом шахе".

"Революционность" (неустойчивость) соседнего Кыргызстана необходимо искать в шаманистско- тенгрианской "ереси" с енисейскими корнями, где народные богатыри могут бунтовать против "непопулярных ханов" (противоположность нашей концепции). Но как показывают последние события в этой дружественной стране, "народный баатур", став "новым ханом" (т.е. президентом), стал тяготеть к концепции "справедливого и заботливого правителя".

К истории вопроса

А ТЕПЕРЬ давайте окунемся в предысторию нашего славного региона. Воспевание этой идеи о справедливом шахе проходит красной нитью через всю бессмертную поэму "Шахнаме" великого Фирдоуси. Идея эта, ее зачатки стали формироваться уже при правлении великих шахов первой (но еще легендарной) династии Пешдадидов! Идея о богоизбранности личности правителя (идея "фарн", авестийская "хварна", т.е. "харизма" в политических науках) не только стала формироваться в "золотом (легендарном) веке" великих шахов Джамшеда, Фаридуна, Манучехра и др., но она выступила к концу их правления уже как твердый постулат о выборе шаха.

Яркий пример: правление Новзера (сына великого шаха Манучехра, предположительно начало I тысячелетия до н.э.) уже не подходит по концепции справедливого шаха. Поэтому возрастает недовольство жрецов и воинов в столице. Обеспокоенный шах призывает к себе легендарного богатыря Сама (деда Рустама), самого преданного богатыря своего отца. Вельможи царя уговаривают Сама самому занять трон Арианы (Центральной Азии). Он гневно отвергает их уговоры о захвате трона и призывает их вновь присягнуть шаху, обещая вернуть шаха на правильный (справедливый) путь.

Вероломство с целью захвата власти уже практиковались до богатыря Сама (пример братьев Эраджа Тура и Сальма), но он (народный богатырь) играет роль первого арбитра для восстановлении гармонии между властью и обществом, выступая гарантом концепции сохранения статуса справедливого шаха. Эту традицию в легендарную эпоху продолжают его потомки: Заль и Рустам, воистину гаранты данной концепции.
Читатель-интеллектуал может возразить, что это было давно и неправда. На что отвечаю, что из двух ведущих научных школ об идее нации и национализма - примордиализма и конструктивизма - предпочтение мы отдаем первому, где национальным корням отводится первоначальное и доминирующее значение. Хотя сторонники второго утверждают, что США (как и другие национальные государства) - это продукт некой конструкции, но и там есть консолидирующее начало - идеи и взгляды первых переселенцев с британских островов, которые составляют не только костяк языка общения, но и, преимущественно, европейские (и древнегреческие) политические взгляды. Яркий пример: демократические ценности древних Афин у Белого дома и Капитолия через передачу мыслителей, в основном из Туманного Альбиона.

Поэтому вернемся в доафинскую эпоху. Когда умер последний шах, бездетный Гаршасп из династии Пешдадидов, никакой междоусобицы не произошло, а состоялись выборы нового шаха. Интересный (но не исторический) факт, что данная концепция "справедливого шаха", находящаяся в зачаточном состоянии, уже допускала процедуру выборов, правда, в узком кругу полководцев и богатырей (военная демократия). В военном лагере выступает богатырь Заль (сын Сама), который призывает выбрать нового шаха, утверждая что "не может быть победы без шаха".
Концепция о справедливом шахе сильно совершенствовалась уже во всех доисламских государственных образованиях Ближнего и Среднего Востока, особенно при Ахеменидах и Сасанидах, которые, перешагивая через свои этнические (общеиранские) границы, стали приобщаться и к политической культуре многочисленных народов, которые входили в состав этих империй. Теперь не только иранские, но и многие другие народы Востока, испытавшие на себе общеиранское влияние, стали воспитываться под влиянием многочисленных легенд "жил да был справедливый шах…".
Если античный (западный) идеал о царе-философе воплотился в жизнь при правлении римского императора Марка Аврелия, то восточный (точнее, иранский) идеал о справедливом шахе - в долгие годы правления одного из знаменитых шахов Сасанидов – Хосрова I (531–579), прозванного Справедливым (Анушервон Одил).

Самое заметное его наследие - это запрет на наличие неполноценных семей по всей стране (устранение учения Маздака, рассматривающего женщин в качестве общественной собственности), который в настоящее время олицетворяется в обыденной жизни традиционных таджиков как недопущение наличия неполных семей. К огромному сожалению, данный важный неписаный закон таджикского общества стал деформироваться под натиском закономерностей и тенденций злополучной трудовой миграции.
Описание дел этого великого шаха, многократно приукрашиваясь воспеванием в многочисленных трудах великих мыслителей, донесло до наших дней древнюю по происхождению и по сущности идею о справедливом шахе.

Даже новая религия – ислам, стремительно развиваясь и поглощая на своем пути многочисленные народы и их наследия, стала прибегать к использованию административно-бюрократического наследия иранцев, среди которого концепция справедливого шаха имела ключевое значение.
Несомненно, арабы первоначально сами изобрели новую идею о "халифате", которая в силу различных объективных причин, таких как: расширение границ исламского мира, начало внутренней борьбы между различными династиями, течениями и движениями, стала разделяться на два учения.

Два учения

УЧЕНИЕ "о султанате" (идея светского доминирования у власти) и учение "об имамате", вырастая на обломках халифата, развиваясь, стали впитывать в себя не только иранское государственное наследие, но и модернизации (в шиизме).

Идеал о справедливом шахе был настолько силен и привлекателен, что его реставрировали в оппозиционном интеллектуальном движении шуубия (воспевание доарабского иранского наследия), где деяния великих шахов (совместно с народными богатырями) проходили лейтмотивом всех этих славных произведений.

Шуубия, как духовное воспевание иранской народной истории и идеала справедливого шаха, была так сильна, что сами Аббасиды вполне мирились с идеей о том, их халифат является продолжением иранской монархии. Шуубия стала исторической предтечей прихода к власти двух блестящих иранских династий - Саманидов в восточном ареале распространения ислама и Буидов в сердце самого исламского мира - в Багдаде (столица Аббасидского халифата).

Политическое наследие Саманидов выражалось в формировании и усилении идеи о султанате, где светский правитель своими подвигами, завоевав власть, своими заботами о своих подданных и справедливым правлением может узаконить свою власть (и власть своей династии). Другими словами, идея о справедливом шахе своим требованием о "правильном" правлении, где во главе угла стоит забота и справедливое отношение к подданным (к гражданам государства в средневековом понятии), смогла интегрироваться в исламскую концепцию власти.
Буиды пошли еще дальше в возрождении иранской монархии: Адуд ад-Давла, яркий представитель этой династии, в 977 году, после взятия Багдада, проводит собственный церемониал введения в должность амир ал-умара, где он, как истинный наследник идеи иранской монархии, относится к халифу как к своему главному жрецу (мобедан мобед). На его монетах появляется титул "шахиншах". Он даже не придает значения тому, чтобы его имя упоминалось в пятничных хутбах, что есть основной показатель лояльности местного сообщества к исламскому правителю, так как эту сферу он считает делом духовным, т.е. главного жреца, а не шахиншаха.
Однако начиная с эпохи правления Сефевидов в шиитской идеологии Ирана наблюдается постепенный отход в политической сфере от идеи справедливого шаха, место которой начинает занимать идея "об имамате". Согласно данной концепции не светский правитель, а духовное лицо (имам) имеет право на высшую власть в государстве.

С этого момента таджики, оставаясь традиционными суннитами, где предпочтение отдается не духовному лицу, а светскому правителю, становятся основным и единственным наследником идеи о справедливом шахе! Данная концепция с опорой на другое наследие таджикской политической мысли, как концепция "великий визир с диванами", и обязательное использование таджикского языка как языка делопроизводства стала успешно удерживать натиск чингизидского наследия о власти ("Великая Яса") и советской власти коммунистов ("диктатура пролетариата") и относительно успешно дожила до дней провозглашения независимости.
О современном состоянии идеи о справедливом шахе как основной национальной идеи ("президенти мардуми") в Таджикистане и в регионе – читайте в следующем номере "АП".

03/01/2013 Абдугани МАМАДАЗИМОВ, политолог

Источник - Азия-плюс
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1357212840
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх