КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 23.02.2012
22:55  Власти Узбекистана не признают факта нарушения воздушного пространства Казахстана
18:33  От трех до пяти лет. Бободжон Гафуровский суд Таджикистана посадил еще 7 членов "Джамоати таблиг"
16:44  С.Ежков: Экономика Узбекистана. Куда ни кинь – всюду клин
16:39  США могут использовать базу "Манас" против Ирана
16:38  "БЛ": Кто в СНГ для России дороже других. В чем тайна российского-узбекских отношений?
16:37  А.Саркорова: Таджикистан - дресс-код для учителей вызывает споры
16:31  А.Бешов: В Киргизии хотят реформ по-грузински?
16:29  Жуткая ж.д.катастрофа в Буэнос-Айресе - пассажиры умирали стоя
14:55  А.Князев/З.Мураталиева: Перспективы Ирана в Центральной Азии и фактор ШОС
14:47  "РГ": В Киргизии сокращено финансирование внутренних войск
14:11  Open Democracy: Весна - "арабская волна" надвигается на Центральную Азию?
13:26  Asia Times: Туркестанские "террористы" вредят уйгурскому движению
13:21  Лети с приветом! Иран готовит ракеты, которые способны долететь до США
11:54  Т.Мадылбай: Саки-древнекыргызы первыми в мире освоили плужное земледелие и соорудили боевые колесницы
11:51  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов и казахи. Братья-казахи уже с детских школьных лет "вбивают" в головы своих детей..
11:45  Заиграли? Из коммерческих банков Таджикстана будет изъята часть "Рогунских денег"
11:42  Таджикистан уверяет, что успешно "согласовал" с Узбекистаном линию госграницы. Где правда?
11:14  С.Амиршоев: Таджикистан. Национальная программа подготовки гастарбайтеров
10:55  КНР призывает Турцию осадить террористов "Восточного Туркестана"
10:53  Кара-майор Борис Керимбаев. Первый командир легендарного мусульманского батальона отмечает только один праздник – 23 февраля
10:47  Е.Ертысбаев: "Сравнивать ситуацию в Казахстане с нацистским режимом – это переступить черту!"
10:45  С.Ибодова: Таджики гибнут от бешенства
10:43  М.Сергалиев: "Железный занавес" олигарха Прохорова. Для кого?
10:37  Парламент Киргизии. Женщины-депутатки подарили коллегам мужчинам белые колпаки и алые гвоздики. Лучше б тапки?
10:36  На таджикско-узбекских переговорах по делимитации границы ни одна сторона не пошла на уступки
10:29  С.Каломов: Новое в таджикско-узбекских отношениях. Надо продолжать сотрудничество
10:01  Кандидат в президенты Туркменистана Язмурадов назначен вице-премьером
09:47  Э. Рахмон: "Мы создали армию из ничего"
09:35  Х.Мирсаидов: Таджикистан. Досуг только для VIP- персон?
08:03  Аркадаг переформатировал прпвительство Туркмении: новые вице-премьеры и министры
07:17  Российский сайт "Фергана" заблокирован в Киргизии "во исполнение постановления парламента Кыргызстана"
01:57  Экс-мэра Алматы и министра ЧС Казахстана Храпунова объявили в международный розыск по линии Интерпола
01:51  А.Малахов: Техника без... молодежи. В скором времени про квалифицированный рынок труда в Казахстане можно будет забыть
01:20  Аркадаг разом сменил всех министров транспортного блока Туркмении
01:17  "Ол жiгiт, красавчик". Составлен рейтинг самых популярных шала-казахских фраз
01:14  Министр просвещения Израиля Гидеон Саар едет на родину деда – в Узбекистан
01:12  "Братья-мусульмане" назовут своего кандидата в президенты Египта
01:10  П.Тарасенко: Афганистан обиделся за сожженный Коран. Извинения высшего военного командования США афганцев не удовлетворили
00:53  А.Логинов: Чего жаждет недопосаженный банкир Аблязов и кто его к этому подталкивает?.. (конспирологическая версия)
00:23  В Туркменистане отключен Gmail
00:18  В.Сотников: Пакистано-американские отношения - по пути дальнейшего улучшения?
00:03  Умер экс-аким Южно-Казахстанской области и министр экономики Казахстана Марс Уркумбаев
Среда, 22.02.2012
23:19  Генпрокуратура РК: Иных безвестно пропавших 16 декабря 2011 года и после этого по городу Жанаозен не значится... (заявление)
21:14  Ю.Щегловин: Ситуация в Сирии - новые важные моменты (продолжение)
20:13  Е.Дунаева: Иран накануне парламентских выборов. Есть ли шансы у реформаторов
19:58  Крупнейший импортер фруктов России JFC обанкротился из-за "арабской весны"
19:41  А.Гасанова: Экономический кризис, трубопроводы и проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии
19:20  Der Standard: Восстание в Сирии - весна на гражданской войне
18:18  Die Presse: Загадка первоклассной фальшивки. Кто-то научился виртуозно подделывать купюру в $100
17:11  Скончалась Народная артистка СССР Людмила Касаткина
14:36  Казахстан построит и подарит кыргызскому Ошу современную школу. Будет что сжечь...
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   |   Кыргызстан   | 
А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов и казахи. Братья-казахи уже с детских школьных лет "вбивают" в головы своих детей..
11:51 23.02.2012

Аттила – предок кыргызов
(часть XVII)

5. Казахи. Расскажем о работах тюркских казахских историков особо, поскольку гуннология в Казахстане в последнее время набрала большие обороты.

В начале нашего очерка мы говорили о большом отменно изданном германском путеводителе-справочнике по гуннологическому музею в Пфальц-Шпейере "Attila und die Hunnen". Еще раз отметим, что современными потомками гуннов европейские историки, археологи и устроители выставки однозначно признают кыргызов и казахов, в связи с чем книга красочно иллюстрирована фотографиями из современной сельской "кочевой" жизни означенных народов. Например, нижеследующее фото №3 снабжено пояснением: "Die Jagd mit Adlern oder Falken hat bei den Kirgisen und Kasachen eine lange Tradition, die noch heute lebendig ist" ["Attila und die Hunnen", Stuttgart, 2007, S. 7].

"Охота с орлами и коршунами имеет у кыргызов и казахов древнюю традицию, которая жива и поныне" [Перевод наш. А.Б.].

Фото 3

На приведенном выше фото можно идентифицировать кыргыза: во-первых, снежные вершины, однозначно, Тянь-шаня; во-вторых, наличие у некоторых мужчин на заднем плане белых кыргызских колпаков; и, в-третьих, наличие у охотника на коне на голове головного убора "тебетей", который носят большей частью кыргызы, независимо от времени года – казахи предпочитают носить зимой малахаи, а летом – колпаки, но не белого цвета, а обычно темных тонов. Тебетей, таким образом, более предпочтителен у кыргызов. А теперь обратим внимание на художественное изображение гуннов на рисунке 4 в представлении европейских историков XIX века:

Рисунок 4. "Anstürmende Hunnen. Holzstich nach einer Zeichnung von Alphonse de Neuville (um 1850)" [из цит. соч., с. 371].

"Гунны в атаке. Изображение на дереве Альфонсе де Нейвилле (1850)" [Перевод наш. А.Б.].

На обоих изображениях мы видим идентичный головной убор – тебетей, который является, и всегда являлся, принадлежностью одеяния кыргызского мужчины.

Вначале гунны описывались в учебниках по истории Казахстана в связи с географическим фактором – их государство существовало некогда на территории Казахстана, а сами они считались предшественниками казахов на этих землях, но никак не предками. "С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка" [Кузембаулы А., Абилев Е. "История Казахстана: Учебник", Алматы, 1996, с. 40].

Отметим, что такая же точка зрения – о том, что гунны являлись предшественниками кыргызов как на Енисее, так и на Тянь-шане, но никак не предками – господствовала во времена Союза, а также имеет место и сегодня в учебниках и трудах по кыргызской истории [см.: "История Киргизии", т. I, Фрунзе, 1956, с. 61–62; Чоротегин Т.К., Омурбеков Т.Н., Марченко Л.Ю. "История кыргызов и Кыргызстана: Учебн. для 6 кл. средн. шк.", Бишкек, 2001, с. 40; Солтоноев Б. "Кыргыз тарыхы", Бишкек, 2003, 29–30 б.].

Первые упоминания о схожести гуннского и казахского языков мы находим в совместной монографии российского ученого С.Г. Кляшторного и казахского историка Т.И. Султанова, которые отмечают "… тюркскую языковую принадлежность населения одного из древних государств, существовавшего на территории Казахстана во II–V вв. Можно определенно утверждать, что с этого времени на огромном пространстве казахстанских степей, вместе с племенами "северных" гуннов, появляется население, говорившее на древнем языке (языках?) из той же языковой семьи, что и казахский" [Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. "Казахстан: Летопись трех тысячелетий", Алма-Ата, 1992, с. 72].

В 1999 году появляется, можно сказать, основополагающий труд по истории Казахстана и казахов известного современного казахского государственного деятеля, основоположника и создателя казахского государства Н. Назарбаева. Данный труд имеет важное значение не только для истории казахского народа, но также и для истории кыргызов, поскольку в нем в наиболее систематизированном виде изложена вся древнейшая, древняя, средневековая, новая и современная история почти всех родственных кыргызам тюркоязычных народов.

"История наша логически и географически связана незримыми нитями со множеством других имен и народов, которые в той или иной степени оставили свой след в генной памяти многих современных культур евразийского "хартланда", в том числе и в культурном коде казахов. Возьмем развитие духовности на нашей территории в течение 6 тысяч лет. При анализе можно выделить следующие этапы…" [Назарбаев Н. "В потоке истории", Алматы, 1999, с. 273] [подчеркнуто нами. А.Б.]

Автор выделяет 12 этапов казахской истории, ровно половина которых связана с историей других тюркских народов:

1-этап: около 6 тыс. лет тому назад начинается "освоение всей территории сегодняшнего Казахстана неисчислимыми племенами древних ариев-скотоводов" [цит. соч., с. 273–274];

2-этап: примерно 4–5 тыс. лет назад их правопреемниками и отчасти потомками выступают саки;

3-этап: 3–4 тыс. лет назад на историческую сцену выступают хунну-гунны, являющиеся тенгрианцами, они образовали две мощные империи: восточных хунну и западных гуннов;

4-этап: 1,5 тыс. лет назад появляются потомки хунну-гуннов – древние тюрки из рода Ашина;

5-этап: 1300–1100 лет назад в качестве потомков древних тюрков выступают древние кыргызы;

6-этап: 1100–900 лет назад мощное влияние на праказахов арабо-исламского духа, особенно на юго-западе Казахстана;

7-этап: XI в., широкая исламизация севера и востока Казахстана;

8-этап: XII–XIV вв., "начало великой драмы казахских предков – нашествие Чингизидов. Это была мощная разрушительная волна, первая колонизация казахского народа, которая сильно деформировала его историческое тело, его дух…" [цит. соч., с. 279];

9-этап: XV-XVII вв., примерно в 1466 г., возникает "первое Казахское ханство" [там же, с. 282];

10-этап: XVII–XIX вв., 1723–1727 война с Джунгарией, "казахский народ попадает в объятия Российской империи" [цит. соч., с. 285];

11-этап: XX в., Российская империя рушится в 1917 г., попытка строительства казахского государства "Алаш-Ордо"; Казахстан входит в состав СССР;

12-этап: конец ХХ – начало ХХI в., построение современного казахского государства.

И именно после появления в свет означенной фундаментальной работы Н. Назарбаева в Казахстане посыпались, как из рога изобилия, труды, в которых казахи объявлялись потомками гуннов и наследниками их имени. Это – научно-исторические изыскания, учебники по истории, большие словарные статьи в энциклопедиях и даже произведения художественной литературы.

Например, в своем историческом исследовании казахский ученый А. Бахти считает, что шумеры, древний народ в Междуречье Тигра и Ефрата, были древними тюрками, от них произошли скифы, от скифов – гунны, а от гуннов – казахи [см.: Бахти А. "Шумеры. Скифы. Казахи", Алматы, 2002, с. 207].

Казахский историк К.К. Данияров изучает историю гуннов с их раннего периода и до распада гуннского государства после завершения их похода в Европу. Попеняв в "Предисловии" своего труда на то, что "…подлинной истории в бывшем СССР и его колонии Казахской ССР нет; все историки выполняли только заказ Центрального Комитета Компартии Советского Союза и писали фальшь" [Данияров К. "История гуннов", Алматы, 2002, с. 4], автор анализирует через призму своего представления многие этнографические, этнокультурные и исторические аспекты двух гуннских государств в Азии и в Европе.

"Воинственный и энергичный этнос, каким являлись гунны, уже не мог пребывать в относительном бездействии, его накопленная энергия должна была найти применение, но для этого нужен был лидер – гениальный, деятельный, решительный, обладающий весьма крупным военным талантом и государственным умом. И такой лидер нашелся. Им был новый шаньюй гуннов Аттила (Едил). Гунны под водительством Аттилы стремительно вошли в мировую историю, причем на самые высшие ее вершины" [цит. соч., с. 174].

Часть гуннов, оставшаяся после распада гуннского государства в Европе, еще долгое время назывались гуннами; ушедшие назад в казахские степи стали называться тюрками, а позднее самоидентифицировались как казахи [см.: цит. соч., с. 247–248].

Школьные учебники по истории Казахстана уже однозначно описывают гуннов как предков казахского народа: "Об их месте и роли, как далеких предков казахского народа в истории человечества, об их вкладе в мировую культуру есть немало письменных свидетельств" [Турлыгул Т., Толеубаев А., Кунапина К. "История древнего Казахстана: Учебн. для 6 кл. общеобраз. шк.", Алматы, 2002, с. 66] [подчеркнуто нами. А.Б.].

"Гунны – одно из степных племен, которые составили затем основу казахского народа" [цит. соч., с. 72] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Представляет несомненный интерес составленный авторами данного школьного учебника список произведений деятелей культуры мира, в которых художественными средствами описывается образ Аттилы:

"1. Трагедия, написанная в стихотворной форме отцом французского театра известным поэтом-драматургом Корнелем (1606–1684), была представлена в Париже в 1667 г.

2. Немецкий драматург Вернер Цахариас (1768–1823) написал пятиактную трагедию "Царь гуннов – Аттила". Она была переведена на многие языки мира.

3. Известный итальянский композитор Джузеппе Верди (1813–1901) написал оперу "Аттила", которая впервые была поставлена в 1846 г. Она по сей день исполняется в оперных театрах многих стран мира.

4. Французский историк Тьерри Амеди написал двухтомную книгу "История Аттилы и его наследников", которая вышла в Париже в 1856 г.

5. Поэма неизвестного автора "Первый поход Аттилы в Галлию" была написана в VI веке на латинском языке. Объемную поэму (1777 строк) неизвестного автора нашел немецкий историк в Баварском архиве в Италии.

6. Яркий представитель эпохи Возрождения Рафаэль Санти (1483–1520) создал картину "Встреча святого Леона с Аттилой". Эта картина-фреска украшает одну из стен зала эллинов Ватикана.

7. Французский историк Тьерри Амеди в своем историческом труде ставит Аттилу в истории человечества наравне с Ганнибалом, А. Македонским, Ю. Цезарем, считает его великой личностью. Эту книгу впервые из ученых ввел в научный круг Ш. Уалиханов.

В театрах нашей страны также ставятся оперы и драматические произведения об Аттиле" [цит. соч., с. 72–73].

Отметим пункт 3, в котором речь идет об опере Дж. Верди "Аттила": русскоязычному слушателю она известна более под названием "Оттело" (итальянское акцентное произношение с артикуляцией на "о").

Детская энциклопедия по древней казахской истории повторяет историческую канву, заданную в программном основополагающем труде Н. Назарбаева, и содержит большие разделы по описанию арийского, сакского, гуннского и тюркского периодов казахской истории. Раздел гуннов охватывает длительное время со II в. до н.э. по V в. н.э. ["Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки: Детская энциклопедия", Алматы, 2002, с. 81–112]. Представим лучше в тезисной форме выдержки из данного раздела:

"Могущество армии гуннов, ее сила и воинский дух дали толчок к постройке китайцами Великой Китайской стены. На западе причиной падения Римского государства были также гунны" [цит. соч., с. 83].

"Аттила – историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. Народы Европы признали его как смелого, выдающегося человека. Об этом свидетельствуют золотые и серебряные монеты с изображением Аттилы, которые чеканились в течение шести веков в европейских государствах" [цит. соч., с. 94].

"Восточная и Западная Римская империя вынуждены были считаться с гуннами. Европейские народы, избавившись от гнета римлян, воспевали справедливого царя Аттилу в таких поэмах, как "Эллада", "Сказание о Хильдебранте", "Песнь о Нибелунгах" и превратили его имя в легенду" [цит. соч., с. 106].

"А в следующем, 453-ем году, покоривший всю Европу наш предок Аттила неожиданно умирает. Европейские драматурги написали десятки пьес о смерти Аттилы" [цит. соч., с. 109] [подчеркнуто нами. А.Б.].

"Вот, дорогой юный друг, так повествуют исторические летописи о наших предках гуннах. Оставив после себя многочисленные летописи и различные легенды, гунны покидают историческую арену" [цит. соч., с. 112] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Таким образом, наши соседи братья-казахи уже с детских школьных лет "вбивают" в головы своих детей, что гунны, бывшие великим и победоносным народом, являются предками казахов, и сведения эти представляются программными и обязательными для запоминания и заучивания. Более того, создаются красочно иллюстрированные книги для детей младшего школьного возраста, которые в доступной форме повествуют о великом предке казахов вожде гуннов Аттиле (Едил), сумевшим собрать воедино различные разрозненные племена, стать великим повелителем многих народов под эгидой древних казахов.

Писатель-историк С. Утениязов описывает пути переселения гуннов в Европу, рождение Аттилы, его детство, отрочество и юность, его становление и зрелые годы. В книге приводятся различные притчеобразные сюжеты о героизме, скромности, человеколюбии и мудрости Аттилы. Например, о том, как гуннский воин нарушил воинскую дисциплину, уединившись в боевой обстановке с молодой римлянкой:

"Следом стража привела двух молодых людей: гуннского воина и римлянку.

– Люди сражаются, а эти воркуют в укромном месте, словно голубки, – доложил стражник.

Аттила изучающе посмотрел на жигита и девушку. Оба молоды. Чтобы испытать прочность их чувств, он с напускным гневом принялся обвинять их:

– Девушки – создания нежные и скромные! А ты вот не смогла сохранить свою честь! Поэтому будешь казнена. А ты, воин, можешь идти!

Не ожидая столь сурового решения, девушка растерялась и заплакала, а жигит тотчас упал на колени и стал умолять:

– Ваше Величество, в таком случае лучше меня убейте вместо нее! Я так люблю ее и хочу, чтобы она была счастлива! Я не могу жить без нее!

Суровое лицо Аттилы преобразилось. Он остался доволен тем, как повел себя воин. Его поразила искренность жигита и его готовность пожертвовать собой ради любимой. Аттила не стал наказывать их и велел отпустить обоих. Поведи себя жигит иначе, то он был бы убит за то, что не совладал со своими чувствами.

Благословив молодых и пожелав им счастья, Аттила стал разбираться с пленными римлянами" [Утениязов С. "Аттила: История. Личность. Время", Алматы, 2005, с. 91].

Дело пропаганды гуннских предков в Казахстане доходит даже до того, что переиздания зарубежных авторов об Аттиле и гуннах предваряются соответствующим курсивным добавлением. Например, исторический роман англичанина Томаса Костейна "Аттила – властелин мира" на обложке и суперобложке снабжен произвольным добавлением: "Исторический роман о жизни великого гуннского вождя АТТИЛЫ – предка тюрков и казахов" [Костейн Т. "Аттила – властелин мира" (пер. с англ.), Алматы, 2002], хотя во всем тексте книги мы не смогли обнаружить не только указаний, но даже намека не только на казахский след в гуннской истории, но даже на общепринятый тюркский, а точнее, древнетюркский.

Продолжение следует

Амангельды Бекбалаев, доктор филологических наук, профессор, декан гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета.

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1329983460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх