КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 24.01.2012
23:06  М.Кабденов: Шок и трепет. Вольготное существование на заграничных хлебах для казахстанской оппозиции заканчивается
21:00  М.Иволгин: Казахстанские подмастерья идеологической войны. Питомцы зарубежных фондов так и не научились добросовестно отрабатывать свои "сребреники"
20:49  Осужденного брата экс-президента Киргизии Бакиева почти до смерти заморозили в колонии
20:29  Le Figaro: "Эмбарго на импорт иранской нефти контрпродуктивно"
20:26  Newsweek: Джордж Сорос предрекает классовую войну в США
20:23  Бедуины захватили курорт в Египте. За якобы свои земли они требуют выкуп в сотни тысяч долларов
20:22  В Ливии снова идут бои. "Каддафисты" наступают и выигрывают
19:31  Шариф Рахимзода стал Министром экономразвития, Ширинов возглавил Нацбанк Таджикистана
16:41  Госкомиссию по делам религий Киргизии возглавил Абдилатиф Жумабаев
16:31  Однажды, в студеную зимнюю пору... 60 лучших ученых Киргизии сели писать новую 10-томную историю страны
16:28  Ш.Айтматова: В детских домах Киргизии у девочек регистрируется сифилис. Цена на школьниц-проституток в Оше - 50 сомов
16:23  "Это он пролил кровь". Азербайджанская диаспора в России готовится подать на Горбачева в суд
16:20  "Foreign Policy": Все Шелковые Пути ведут к Тегерану. От сотрудничества США выиграют больше, чем от конфронтации
16:11  "Guardian": Запад давит на Иран, но облизывается при виде его нефти
15:52  К.Нарбаев возглавил Госагентство по архитектуре и строительству Киргизии
15:35  Не срать под заборами! Турки наведут порядок в Бишкеке
15:25  На 4,5% азербайджанских товаров найдены надписи на армянском языке. Ужас-то какой)
13:45  Б.Мусаев: Лики узбекского авторитаризма. Часть 3
13:36  Председателем правления АО "Самрук-Энерго" назначен Алмасадам Саткалиев
13:09  Сотни заключенных в Кыргызстане зашили рты в знак протеста
12:01  "РС": Кому мешает Дододжон Атовуллоев
11:59  Ланга Черешкайте: Бесбармак на дне морском. В Актау появятся канатная дорога и... подводный ресторан
11:46  КНБ Казахстана ведет расследование в отношении жанаозенской активистки А.Амировой, журналиста И.Винявского и других
11:25  Казахская певица Толкын Забирова стала автором... книги ""Формирование национальной певческой школы: поиск новой парадигмы"
11:20  В США оправдан казахстанский хоккеист Б.Руденко, обвинявшийся в убийстве друга
10:42  М.Ростовский: Путин и "пятый элемент". Новая "национальная идея" ВВП - апофеоз бессмысленного балабольства последних лет
10:24  В.Крючкова: Против течений. В Кызылорде открыли Центр психологической помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений
10:22  О.Лысенко: Для милых мам. Казахстанки получили новые гарантированные государством права
10:04  А.Акталов: Истоки и корни национализма среди этносов Кыргызстана
09:57  Ю.Костенко: Снять нельзя оставить. Хронические проблемы энергетической отрасли Кыргызстана
09:42  И.Павлова: Кыргызстанские бомжи. Жители подземного мира
09:31  Ф.Плещунов: Европа и ислам - преждевременный ренессанс толерантности
09:23  Д.Ашимбаев: Уход Кожамжарова – попытка перезагрузить всю систему. В Казправительстве чудовищный дефицит практиков
09:19  "КП": Футбольные фанаты на 1 час захватили подмосковный город Малоярославец. Протестуя против мигрантов и властей
08:19  Американский университет в Центральной Азии открывает специально для юных кыргызстанцев "Академию нового поколения"
07:59  В Киргизию пришли 40 градусные морозы. В Чон-Алае уже рекордные -42
05:38  Б.Норджигитов: Киргизо-узбекская граница. Нерождественская история или разбой, как образ жизни
01:08  World Politics Review: Несбыточная ядерная мечта Тегерана – и Вашингтона
00:37  Ф.Виелмини: Выясняется, что Казахстан нестабилен. Игра началась, возможен любой поворот событий
00:36  "Рогунские деньги" принесли дивиденды в размере 25 млн. сомони, - утверждает Минфин РТ
00:31  А.Сагадиев: Феникс-Карлыгаш. Загадочная жизнестойкость казахстанского правительства
00:30  Ю.Паниев: Иранской нефти перекрыли путь в Европу. С помощью санкций страну хотят заставить отказаться от ядерной программы
00:27  В Баку утверждают, что предотвратили покушение иранских спецслужб на израильского посла
00:23  Н.Сурков: Асад не последовал примеру йеменского президента. Противостояние Сирии и монархий Персидского залива продолжает набирать силу
00:03  Брат замглавы таджикского КГБ Умаров задержан за наркоторговлю
Понедельник, 23.01.2012
20:55  Амангельды Шабдарбаев назначен командующим Республиканской гвардией Казахстана
19:48  В Казахстане создано "многофункциональное научно-аналитическое и гуманитарно-просветительское государственное учреждение "Назарбаев-центр".
18:44  Партизаны-каддафисты атаковали ливийский город Бани-Валид
17:31  Бухарско-еврейский олигарх Фаттах Шадиев спас уникальную коллекцию кимоно мастера Итику Кубота и... подарил ее Японии
17:25  Г.Боиров: Канибадамская идиллия. Новая мода таджикских начальников - несовершеннолетние русские проститутки
17:22  Властелины "копий". Партия интернета основала новую религию
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Лики узбекского авторитаризма. Часть 3Б.Мусаев: Лики узбекского авторитаризма. Часть 3
13:45 24.01.2012

Бахадыр Ф. Мусаев.

ЛИКИ УЗБЕКСКОГО АВТОРИТАРИЗМА.

Заключительная 3-я часть.

Итак, являемся ли мы людьми бесхребетными?

Еще не приступил я к намерению, чтобы дать предварительно свое понимание названного слова ("бесхребетные") в привязке к нашему обществу и закончить, задуманное про лики …, как позвонил мне мой приятель Вячеслав Ахунов (В.А.)

В.А. - Я заглянул в твои две части заметки. Не в обиду будет сказано: Бахадыр, ты не рационально используешь площадку интернета. Да, в целом понял твой ход мыслей и к чему хочешь подвести свои рассуждения. Однако, всегда затягиваешь….

Б.М. - Слава, можешь не продолжать. Критику принимаю. Я и сам слышал анекдот про водителя, который погиб в результате аварии. Поставили ему могильный памятник со словами эпитафии: Он не тормознул, а сникерснул.
Все же, высказал бы лучше мнение относительно идеи бесхребетности общества.

В.А. - Тебе ли напоминать, что "бесхребетное общество", это метафора, впервые ее употребил испанский философ Хосе Ортега –и- Гассет. Думаю, ты сам знаешь, каким образом использовать это слово применительно к сегодняшнему дню, ведь мир кардинально изменился. Вот ты цитировал немецкого социолога Макса Вебера. Теперь и следует озадачиваться серьезно, каким образом воспринимать, понимать наш мир, все человеческое общество в целом. Ведь, то, о чем размышляли и писали мыслители на исходе XIX в. и начала минувшего XX cтолетие, это одно, а ныне…. Бери за точку отсчета статью Френсиса Фукуямы "Конец истории?" и через призму изменения соотношения между сакральным и профанным, их места в современном человеческом обществе.

Б. М. - Правильно, Слава, слушаю тебя и вижу: глядим в одном направлении, судя по твоей подсказке насчет конца истории. Согласен, без четкого представления об этом не приблизиться к адекватному пониманию: в каком мы обществе живем и какое лицо у нашего авторитаризма, в каком смысле можно (или нельзя) использовать понятие "бесхребетное общество" применительно к современному государству республики Узбекистан, к ее гражданам, точнее, народонаселению.

Напомню читателю, что речь идет о статье профессора Ф. Фукуямы (США), вышедшей в свет летом 1989 г. На русском языке она была опубликована впервые в №3 журнала "Вопросы философии" за 1990 г. Названная работа стала сенсацией, ибо вызвала широкие отклики во всем мире, дала затравку сообществу ученых - гуманитариев и политиков для обсуждения многих сложных проблем современности. Это было вызвано тем, что Ф. Фукуяма констатировал факт конца проекта человеческой истории, согласно которому человеческое общество пришло к точке не возврата, что миру угрожает неизбежная гибель, если он не мобилизуется и не будет успешно развивать технологию..Утверждая, что мир уже разделен на две части: одна, в основном, страны третьего мира, принадлежащие к истории; другая – постистории, ученый делает следующее не очень оптимистическое резюме.

"Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала…Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями…"
(Френсис Фукуяма. см. указ. соч.// ж. "Вопросы философии" №3, 1990, с. 148).

Читатель, теперь настала пора нам вернуться в мир истории, т.е. опуститься на нашу благодатную землю – Узбекистан. Не знаю, как Вы, а я со смешанными чувствами.
Во – первых, конечно, любви, потому, что это Родина или мой дом, где меня родила моя любимая мама, потому что, когда я думаю о нем – моем доме, то перед моими глазами встают берега Кара Дарьи - реки моего благословенного детства под Андижаном, сияние цветущих абрикосовых, вишневых и яблоневых садов в местечке Джудам в Фергане…Меня охватывает волнение, когда ощущаю запах джуды…И также переполняет, непонятно откуда взявшаяся доброта, нежность, когда слышу смех незабвенной сестренки, песню "Она" (Мама), которую тихо, будто только для меня напевает моя дочь…
Во – вторых, не без горечи и грусти, иных испытываемых эмоций, противоположных любви. Тогда, откровенно говоря, есть желание написать о нашем обществе по классическому методу лермонтовского варианта: "Прощай, немытая Туркия…"

Я раньше размышлял совершенно в другом ключе. Помнится, начиная с конца 80 –х гг. прошлого столетия, писал в солидные журналы статьи с названиями: "Думать о будущем", "Формирование национальных кадров рабочего класса Узбекистана (об этнокультурных ресурсах региона)", "Я никому не хочу зла, только справедливости прошу..", "Паритет или Приоритет? Размышления о свободе, правах нации и правах человека…", "Узбекистан на пороге XXI века".. и другие, где меня всецело занимали проблемы, тенденции развития региональных социальных процессов….

20 лет спустя…Они, эти годы пролетели быстро, но их, на мой взгляд, хватило, чтобы мы, делая шаг вперед, два назад, т.е. пятясь, приблизились к черте, за которой….Сколько еще долгих лет ждать, что, если ничего не изменить существенно в порядке вещей, то…
Заговорили теперь, что вот – вот произойдет социальный взрыв, о предчувствии перемен.
Упаси нас от первого в условиях отсутствия политически организованных демократических сил, способных направить в цивилизованное русло спонтанные выступления масс. А писать же о предчувствии перемен, по меньшей мере, наивно

Природа нашего общества, т.е. облик "верхов" и низов", всех социальных институтов, содержание нравов, указывают на совершенно другое. Это другое, я именую одним словом "бесхребетность". Поясню. Надо ли доказывать очевидность доминирования в облике общества следующих характеристик, преобладающая часть которых генетически присуща его ментальности. С одной стороны, правовой нигилизм на уровне общественного и индивидуального сознания, низкий авторитет власти и утрата ею легитимности в глазах "низов", репрессивное сознание первых и вторых, помноженное на редукционисткий тип мышления и поведения человека, с другой – инертность всего общества и терпеливость масс, граничащая со смирением, покорностью. Это можно отслеживать, наблюдать в логике повседневности, хода нашей жизни, которые, читай, есть прямое отражение лика узбекского авторитаризма. Правда, было бы вернее говорить о его многоликости.
Откуда взялось и как понимать все это? Не надо быть аналитиком, чтобы догадаться: все перечисленное продукт нашего полувекового пребывания под началом российского царского самодержавия, 74-х летнего – под пятой большевизма, открывшего шлюзы для многих дурных архетипов, низменных инстинктов животного происхождения и не лучших сторон природы человека в плане его социальных характеристик. Провозглашение независимости и 20 лет, скажем так, в условиях функционирования национальной государственности, к сожалению, ничего важного, по сути нового, которое бы изменило нас кардинально, не произошло. Потому что были лишь слова -фикции, отсутствовали реальные дела.. В итоге не состоялась перекодировка нашего сознания. Оно на прежнем уровне заболоченности. В этом, собственно, и заключается, на мой взгляд, понимание и объяснение настоящей нашей "бесхребетности". Я бы еще выразился так: в этом не вина, а беда народа, как части общества, что другая часть, которая у власти, по обыкновению, оказалась не из лучших его представителей, если не из худших. В результате мы имеем то, что имеем, а именно, "бесхребетное общество", точнее, хребет есть, но он, не то, чтобы не гибкий, а безнадежно закостенел. Возьмем, к примеру, государство. Оно заявило о себе в качестве реформатора. В действительности же занимается лишь имитацией реформ. Естественно, в таком обществе нет малейших сдвигов вперед в направлении становления гражданского общества. Имитируется все и вся, включая и идеологию, ибо и здесь пустышка….ибо "идеологи" не привнесли ничего, что могло бы консолидировать людей. Под стать "идеологам" во главе их главного жреца и их "идеология", с нелепым названием "идеология независимости". Она вращается вокруг старых идей советской идеологии типа "светлое будущее", призывами к консолидации, единству, больше похожими на заклинания, хотя у людей это подобие идеологии с ее лозунгами, не подкрепленные реальными делами, давно - на длину целого поколения - вызывают аллергию. Идеология, если она претендует быть действенной, в частности, должна создаваться с учетом таких составляющих социальной психологии, как практичность в дополнении к теоретичности, ориентации и на близкие цели и обязательно на то, что волнует человека, переживается как личное в повседневной жизни, на которые он ищет ответа. Вместо этого, талдычат день за днем, месяц за месяцем - все эти годы, о светлом будущем, государстве с великим.., цитируют президента, мало того, составляют государственные программы к нечто сказанному им некогда и как-то, пусть и невзначай. Но это худо – бедно работало в эпоху классического тоталитаризма, когда вождь, вожди, государство чуть ли не обожествлялись, преподносились как объекты поклонения. Сегодня во дворе иные времена, когда у людей, в т.ч. наших, произошел сдвиг в сознании, отражающий в целом ситуацию в общечеловеческом масштабе и, без сомнения, сопряженный напрямую с тем, что наблюдается уже не вчера в странах, относящихся к миру историческому, так и постисторическому. Это факт, что сакральное, т.е., то, что имеет отношение к Божественному, возвышенному и потустороннему, опрокинулось в профанное или в мир повседневных вещей. Их реально и абсолютно волнует просто очень человеческое или суета будней, заботы о хлебе насущном и т.п. Нелепо и глупо было бы представлять, что люди наши остались на уровне того тоталитарного общества, где они искреннее уверовали и в этом им помогли большевики, что государство – Бог. Вот как описано у Андрея Платонова темное сознание людей той поры.

"Без государства ты бы молочка от коровы не пил!- А куда же оно делось бы? – Кто же его знает, - куда? Может, и трава бы не росла… В африканской Сахаре вон нету государства, и в Ледовитом океане нет, от этого там не растет ничего – песок, жара и мертвые льдины….
- Позор таким местам! - твердо ответил Леонид…"

На основе сказанного не будет откровением признать: наши люди ничем существенно не отличаются в плане здравомыслия, абсолютным предпочтением удовлетворению повседневных потребностей, от людей, живущих в странах, относящихся к постисторическому миру. На самом деле, каждого из нас по жизни больше занимают мысли и заботы о семье, детях и т.п. нормальные вещи, которых хотят желать нормальные люди в этой единственной и неповторимой земной жизни с их земными благами. Как люди здравомыслящие они не могут не верить себе, своим глазам и ушам, наблюдая все то, что происходит вокруг. Они понимают, какое у нас государство, поэтому, несомненно, далеки от фетишизации его как Высшего Существа, видят целую армию чиновников, т.н. "государства – реформатора", подающих пример, как жить, то бишь, каким образом искать и находить блага. Ну, если, эти золотые кадры, с точностью наоборот, своими делами подтверждают содержание известного принципа "кадры решают все", а их журит президент И. Каримов, обращаясь со словами" "эй, барака топкунлар" ("ищущие блага"), то, как говорится, комментарии излишни. Лично на меня тягостное впечатление производит не столько то, что плодятся чиновники и растет их численность, устроившихся на всех ветвях власти, присосавшихся, как черви –ришта в теле, а сколько факт принятия "низами" правил игры. Сложилась ситуация, когда, кто может себе позволить по статусу, тот грабит, а кто не может - ворует. Налицо тотальная коррупция, воровство и дача взяток. Должно с сожалением признать правоту замечания Вячеслава Ахунова, который, давая интервью корреспонденту Uznews. net Наталье Бушуевой, заметил, что коррупция и взятки, по сути, являются выражением национальной идеи узбекского общества.

Зато, судя по данным официальной статистики, выступлений с трибуны различных Форумов президента страны, якобы в Узбекистане последовательно фиксируются рост ВВП, динамичность развития экономики и соответственно подъем жизненного уровня народонаселения. Сомневаюсь в критерии адекватности этих оценок развития экономики, состояния развития социальной сферы, социальной инфраструктуры. В конце концов, какие могут быть здесь достижения, если серьезно о них можно было бы говорить, что у нас имеет место развитое капиталистическое общество открытого типа. Известно, только на таком уровне общества, оно дает благо (блага) большинству своих членов.
Например, читал днями доклад президента Узбекистана на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2001 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. Читал, потрясающие воображение цифры о достижениях, а перед глазами будто маячил фасад помпезного здания с позолотой. Ясно, как день, здесь демонстрация перед странами Западами, другими продвинутыми государствами мнимых успехов экономической модели, стратегии реформ в сферах политической, социальной жизни на основе подъема экономики.
Для тех же, кто живет в Узбекистане, ощущающих воочию на своей шкуре эти достижения, что видят они?
Перед ними лик иной реальности.
Надо ли им говорить о том, как продвинула страну, так называемая узбекская модель по пути социального прогресса?
Надо ли – о том, что принесла обществу, его народонаселению названная модель?
Надо ли, …каково действительно положение малого и среднего бизнеса?
Почему богатый стремится вывезти свои капиталы за пределы республики?
Быть может, правда в том, что основа основ, перечисленных и не приведенных "достижений" страны, объясняется реальным состоянием политической системы. Тогда есть основание продолжать сюжет на предмет "надо ли говорить…"
В частности, надо ли говорить, о прописанном в Основном Законе статьи, где утверждается, что государственная власть устойчива и имеет глубокие корни в народе и вытекает из принципа народовластия, развитии в направлении совершенствования парламентаризма, формирования гражданского общества, разделение ветвей власти и превращении СМИ в пятую власть …
Есть ли необходимость здесь и сейчас в этой связи развивать сюжет на предмет об узбекском парламентаризме, о свободе слова, совести, многопартийности, вести разговор, как из под палки работают "команда" первого лица и его семьи, каким образом и кто назначается на должности, штрафуется, идет в "ссылку", как назначаются на должности, что это за кадры, кто и за что штрафуется, идет в "ссылку"….
Какой бы из этих вопросов не затронуть, если придерживаться законов формальной логики и сопоставить, провозглашенное Конституцией с тем, что есть и происходит в жизни, то в перечисленной последовательности получится: про махаллю, как генной клетке узбекского авторитаризма; про наш парламентаризм - клон фиктивной демократии; про государственные СМИ, являющимися фактически отделом аппарата президента, инструментом для распространения полуправды, дезинформации и лжи; про то, что нет в Узбекистане журналистов, так как они по статусу суть государственные служащие; про то, повторю вновь, что из года в год растет армия чиновников….Наконец, также о том получится, что множатся полки начальников, пополняются ряды национальных героев и орденоносцев…Но все же не скрыть: подобного рода рост количества не перешел в качество…Почему? Все потому, что едем на старом багаже административно-командной системы. Надо ли тогда говорить о преступлениях, извиняюсь, о том, как преступают и любые нравственные законы.
Думаю о нашей стране, мучительны размышления. Удручающая картина: отсутствие инициативы, новаторства, в целом духа новизны в структурах государственности, включая аппарат…; дефицит креативных людей, выброшенные за борт, включая молодых, получивших современное образование в учебных заведениях Европы и не нашедших места на Родине применения своим знаниям, талантам ….
Эта картина сложилась не "вдруг", а начала складываться с первых дней провозглашения независимости. И ныне, с высоты, пролетевших 20 лет, отчетливо видны и упущенные возможности по созданию проекта, осуществление которого позволила создать условия для предоставления всем равные шансы жить хорошо позволила каждому искать свой шанс жить хорошо, стремиться, чтобы каждый человек независимо от национальной принадлежности и вероисповедания почувствовал уверенность, что Узбекистан истинно является нашим общим домом, где все его обитатели, пользующимися благами земной жизни доме готовы на проявление солидарности…
Словом, как показывает уровень жизни - основной интегральный показатель состояния экономики, главный менеджер оказался никудышным.
И мы все с вами, так и остаемся "бесхребетными", извиняюсь, имеем окостеневший хребет, который не гнется, и вот – вот, может треснуть, надломится.
Государство, заявившее о себе как реформаторе, есть банкрот. Нет ему оправдания государству, персонам власти, которые не проявили политической воли к проведению полноценной демократической реформы. Не станем же ставить им в заслугу, что появилась на политической карте мира 20 лет назад суверенная Республика Узбекистан и продолжается процесс идентификации узбеков, начатый еще 1924 г. Не выдавать же за достижения независимости, за путь пройденный, равный десятилетиям, читай, принимать за реформы и при том, глубоко демократические, следующие текущие дела правительства. Будь –то, ремонт жилых домов, строительство школ, дорог, бань, общественных туалетов и т.п. Лично я согласен лишь с одним непреложным фактом, который все же нельзя оценивать во всем однозначно: режим проявил гибкость в проведении многовекторной внешней политики и не позволил никому контролировать течение социальных, экономических и политических процессов на территории Узбекистана.
Государство, позиционирующее себя в качестве реформатора, заявившее, что оно начнет с наведения элементарного цивилизованного порядка в экономике и далее будет проводить политику модернизации, индустриализации, обеспечения политических свобод, цивилизованного порядка, оказалось, мало сказать, банкротом, а банальным симулянтом, имитирующем все и вся, о чем на протяжении 20 лет выступает, как показатель данного факта (симуляции), бесконечная череда монологов президента Узбекистана И.Каримова. Не была проявлена политическая воля к проведению полноценной демократической реформы.
В итоге результатом, который не на бумаге и выступлениях известной персоны власти со словами– фикциями и "гнусной статистики", выступает реальная жизнь. Она показывает обнищание народа. Это и есть прямой путь накопления в обществе потенциала социальных настроений недовольства. Постепенное нарастание последних ведет к превращению названных настроений в доминантный признак, пусть и в форме проявлений пассивного сопротивления, не исключая и различные виды социальных отклонений в поведении людей, ибо установленный порядок жизни по понятиям ставит их в такие нормы – рамки. В таковых обстоятельствах, налицо и вотум недоверия к правительству. Индикатором этого, в частности, выступает и уход людей в религию.
Что дальше? Поглотит ли нас некая "черная дыра"? Быть может все же еще не вечер, и "бесхребетность" не станет роковой в нашей судьбе, где все будто предрешено? Успеем ли, сумеем выправить наш позвонок?

23 -25. 01. 2012
Ташкент. Тузель -2

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1327398300
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх