КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 20.01.2012
21:13  Рахмон раскритиковал подхалимаж и попирание законов чиновниками
20:01  Е.Арын - аким Павлодарской области, Т.Донаков - глава Высшего судебного совета Казахстана
18:43  Р.Тусупбеков возглавил финполицию, К.Келимбетов - вице-премьер, Б.Имашев - минюст, Б.Сагинтаев - минэкономразвития Казахстана
18:36  В Западно-Казахстанской области новый аким - Нурлан Ногаев
18:30  Именем президента Медведева назвали улицу в библейском Иерихоне. В Содоме улиц не осталось...
18:18  Глава МВД Киргизии запретил подчиненным проводить юбилеи за счет бюджетных средств
18:06  Ташкент установил для Таджикистана непомерную цену на газ в размере $300 за 1 тыс. куб
17:40  З.Гулиев: Азербайджанский истеблишмент - суть и коллизии
16:59  Уланбек Исмаилов возглавил фонд госматрезервов Киргизии
16:56  Задержан альтеративный мэр ("смотрящий") за Бишкеком Тилеберди
16:46  Акимом Костанайской области назначен Нуралы Садуакасов
16:30  О.Буторина: Сильные кадры. Евразийской интеграции не нужны миражи из прошлого
14:34  Новым 1-м вице-премьером Казахстана стал Серик Ахметов, акимом Карагандинской области - Абельгазы Кусаинов
14:27  Daily Mail: Обама пытался начать тайные переговоры с Ираном?
13:01  ЗАСлуженный РАботник КУЛЬтуры. Дариге Назарбаевой доверили рулить комитетом по культуре нового Мажилиса
12:58  Карим Масимов останется премьер-министром Казахстана
10:50  Брат-2. Новым спикером Мажилиса Казахстана станет Нурлан Нигматулин, близнец сенатора Ерлана Нигматулина
10:37  "Atlantic": Ситуация требует интервенции в Сирию
10:36  "Jamestown": Атамбаев стремится вовлечь Турцию в решение проблемы авиабазы "Манас"
10:16  М.Бхадракумар: Империализм в эру безденежья - подземный шторм. Ч. I-я
10:13  Д.Седов: Большая региональная война у границ ЦентрАзии
10:04  Е.Сатановский: Империя и варвары. "Аль-Каида" стала ядром субкультуры джихада
09:47  Б.Мусаев: Деньги и/или Власть... Лики узбекского авторитаризма. Часть 2
09:44  И.Марченко: "Прощай, безработный Кыргызстан!". Казиномания...
09:41  М.Ниязова: СИЗОн посещений. Каково быть з/к в Киргизии?
09:40  М.Бушуев: Как немецкие режиссеры сняли фильм о детском труде при сборе хлопка в Узбекистане
09:15  А.Цыганок: Как поведут себя соседи Сирии в случае атаки на нее со стороны НАТО
09:14  С.Акимбеков: Почему на выборах провалились казахстанские оппозиционеры
09:08  Е.Пахомов: Пакистан откроет дороги. "Адский союзник" снова будет доставлять грузы "сатаны" в Афганистан
09:07  И.Каримов: 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины (доклад оптимиста)
09:03  "РР": На кого делают ставку московские учителя, у которых половина учеников - мигранты. Репортаж из ШРЯ
08:55  А.Ярошинская: США - Иран. От любви к ненависти
08:39  А.Габдрахманов: Ближневосточное урегулирование - анатомия стагнации
08:30  Ю.Паниев: Вашингтон уговаривает Тель-Авив не бомбить Иран
08:27  "РГ": Не речью единой. Что происходит вокруг статуса русского языка в Киргизии?
07:59  "МН": Назарбаев обиделся на наблюдателей ОБСЕ
06:56  Финансовую разведку Киргизии возглавил Мэлис Мамбетжанов
06:36  Морнингстар в пессимизме. США уже сомневаются в полномасштабной реализации газопровода Nabucco
00:37  Карагадинская область. Пострадавший вызвал полицию, сообщив, что на него напали тараканы
00:34  И.Дорохова: "Жена декабриста" в степях Казахстана. Приключения современной россиянки, ставшей алматинкой
00:31  Д.Давидович: Есть ли жизнь в Каракуме? Путешествуя в казахстанскую глубинку
00:28  "Эхо": Между Азербайджаном и Ираном началась кибервойна?
00:25  Нурани: Говорим "Иран", подразумеваем "Азербайджан". К вопросу о стратегии Москвы
00:20  С.Чериков: "Китай зашевелится, эпоха дрогнет". Что миру готовит родина Огненного Дракона?
00:16  Вetter.kz: Комендантский час и беспокойный элемент Жанаозена
Четверг, 19.01.2012
23:23  ЕСПЧ приговорил Францию выплатить семье беженцев из Казахстана Поповых 13 тысяч евро
21:15  А.Логинов: Чьи уши торчат за событиями в Жанаозене?
20:12  Счетный комитет РК уличает акимат Атырауской области в бюджетном раздолбайстве
20:01  З.Ахтамшоев: Таджикистан. Нездоровая нация – начало деградации
19:06  Таджикский строитель Х.Холов в Санкт-Петербурге стал академиком словесности
18:46  Л.Папырин: Современное состояние Сарезского озера представляет наибольшую опасность для государств ЦА (ответ Д.Икроми)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
"РР": На кого делают ставку московские учителя, у которых половина учеников - мигранты. Репортаж из ШРЯ
09:03 20.01.2012

На черной-черной улице стоит черная-черная школа…
На кого делают ставку учителя, у которых половина учеников - мигранты
В столице учатся 70 тысяч детей мигрантов, большинство из которых плохо знают русский язык. Гастарбайтеры со всего Восточного округа Москвы везут детей в школу № 1076 - единственную в округе, где русский преподают как иностранный. Да, уровень образования снижается, признают учителя, но не из-за иностранцев, а из-за русских школьников. Администрация делает ставку на тех, за кем истинное будущее района: помимо русского их обучают музыке, танцам, теннису и бесплатно кормят.

Район Гольяново на северо-востоке Москвы - один из самых опасных, лидер по числу квартирных краж - в числе рекордсменов по количеству трудовых мигрантов. Пока иду к школе, не встречаю ни одного славянского лица. Из-за пятиэтажек и расписанных граффити гаражей проглядывают обшарпанные стены школы № 1076. Металлоискатель на входе преодолевают две мусульманки в хиджабах.

Школа как школа, только ремонта давно не было: обшивка на дверях ободрана, линолеум расцарапан так, что можно споткнуться. Кубки, выставленные в холле, завоевала на спортивных соревнованиях команда, почти целиком состоящая из афганцев. В школу принимают любых детей иностранцев: нужны только медицинская справка и свидетельство о рождении.

В кабинет директора влетает полненькая учительница.

- Ну не напишем мы этот диктант! У меня пятый класс писал - шесть двоек!

Дверь закрывается, голоса стихают, проблемы школы, где 200 из 500 детей - мигранты из ближнего зарубежья, улягутся, как в любой другой школе, за чаем и тортиком.

Черные чумазые чертята

В классе маленькие столы и стульчики, над партами возвышаются шестнадцать одинакового угольного цвета детских головок. Мы на уроке русского языка для самых младших мигрантов, в первый класс они пойдут только в будущем году.

- Давайте сделаем гимнастику для язычка. Почистим язычком верхние зубки, - говорит молодая светловолосая учительница. - Молодцы! Теперь нижние. Теперь губки вытянули трубочкой: "У-у-у-у".

Как дети понимают речь педагога - загадка: месяц назад они не знали по-русски ни слова.

- А теперь давайте прочитаем стихотворение про мышку. Повторяйте за мной: "Ышка-ышка, я мышка-малышка, - педагог делает паузу, чтобы услышать класс. - Жу-жу-жу, я с кошкой не дружу. Ош-ош-ош, у меня от кошки дрожь".

На стенах класса плакаты с цифрами, временами года, животными.

- Я беру свою волшебную палочку, - учительница берет указку и показывает на нарисованную на плакате репку.

- Кто правильно скажет название сказки?

Кудрявая девочка с угольными волосами тянет руку с упорством Гермионы из "Гарри Поттера".

- Русская народная сказка "Репка"! - говорит она четко и без южного акцента.

- Молодец! А кто назовет мне персонажей этой сказки? - учительница примагничивает к доске лица Деда, Бабки, Внучки, морды Жучки и остальных зверей.

- Иди сюда, Икрамжан. Кто первый тащит репку?

- Дедка! - указывает полненький мальчик на бороду Деда.

- А второй?

- Бабка!

- А кто еще поможет Икрамжану?

- Внучка!

- Мышка!

- Нельзя кричать с места. Надо тянуть руку. А что помогло вытянуть репку?

- Дружба! - хором отвечают дошкольники.

Уроков русского языка у детей 38 часов в неделю. Их также обучают петь русские песни и танцевать. Это примерно то же самое, чему наших малышей учат в группах детского сада, в духе "танца маленьких утят". Но с этими детьми никто не занимался, они росли на рынках. Теперь с каждым из них индивидуально работает логопед.

- Родители удивляются, жестами спрашивают, сколько стоит, и не могут понять, что бесплатно, - шепчет мне директор школы Светлана Фомичева, с которой мы слушаем урок. Она громко говорит учительнице:

- Вы в следующий раз хоть репку им принесите, чтобы знали, о чем рассказывают…

Школа русского языка (ШРЯ) работает при школе № 1076 с 2006 года как отдельное подразделение. Дети в ШРЯ целый день изу­чают только русский. Обучение длится год, после чего иностранец переходит в обычный русскоговорящий класс в соответствии со своим возрастом, а ходить на занятия по русскому языку продолжает по вечерам. Специализацию по преподаванию русского языка как иностранного получили 16 учителей, в том числе учителя музыки и группы продленного дня. Потому что дети гастарбайтеров есть в каждом смешанном классе.

- У нас в третьем "Б" один русский остался, и тот Мухамеддинов. Для нас теперь иностранные имена произносить - в порядке вещей. А раньше не то Перманганат его зовут, не то Перманент, - смеется директор. Она шустрая и поджарая, похожа на мышку. По специальности - преподаватель математики на английском, она несколько лет проработала в разных странах Африки и среди иностранцев чувствует себя как рыба в воде. Или, вернее, как миссионер.

Петр Титаренко/Agency.Photographer.ru- Если мы хотим, чтобы мигранты адаптировались и успешно работали, они должны учиться вместе с русскими детьми. Когда мигранты будут знать, что ребенок может получить здесь образование, миграция будет качественнее.

В школе больше всего детей из Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Азербайджана. Приезжие из бывших русскоговорящих рес­публик типа Грузии или даже Украины русского языка тоже уже не знают, их приходится учить в этих же группах.

"Я проснулся ранним утром", - коряво выводит на доске мальчик лет одиннадцати с раскосыми глазами. Он уже пишет, а месяц назад едва мог поздороваться. Мы в старшей группе ШРЯ. Его одноклассник, не стесняясь, подбегает к доске и рассматривает кривые буквы - эти черноглазые мальчишки явно более раскованны, чем наши: могут встать, когда захотят, подойти к товарищу. Или бросить что-нибудь на пол и совершенно искренне не понимать, почему нужно это поднять.

- Я иду. Ты идешь. Он идет, - по очереди вслух спрягают они глагол.

Педагог видит во мне ревизора. Она берет несколько тетрадок и идет хвалиться. В них идеально ровно написан русский алфавит. Вот только дети не понимают, зачем учительница отбирает у них тетрадки и подсовывает мне.

- Это хорошо? - спрашивает девочка, у которой забрали тетрадку.

- Хорошо, хорошо, ты умница, - успокаивает ее учительница.

Родительское собрание в школе - это славянские мамы и неславянские папы. Потому что русский язык в иностранной семье знает только отец: женщины-мусульманки сидят дома и учить его не собираются.

- Я спрашиваю у одного отца: "Ваша жена ведь не работает, почему в школу не приходит?" А он отвечает: "Она у меня такая красивая, я ее не могу одну на улицу выпустить", - вздыхает директор.

О школе мусульманские мамы если и узнают, то друг от дружки. Поэтому более действенный метод рекламы образования - пойти к директорам рынков с просьбой оповестить отцов. Неблагополучные семьи мигрантов никак не выявляются. Дети без образования обнаруживаются случайно.

- Один ребенок в 9 лет впервые в школу пошел, потому что матери-узбечке сказали, что в Москве таких детей не учат. За дверьми их квартир бог знает что кроется, они же по семь человек в комнате живут… - разводит руками директор.

Вырождающееся поколение

Петр Титаренко/Agency.Photographer.ru- Какие с ними проблемы? Да девки за ними бегают, - вздыхает Светлана Фоми­чева. - Но меня больше травмируют проб­лемы не с этими, а с нашими. Ты дойди до остановки и попробуй не встретить пьяного и не услышать мат. Таджики хоть работают…

Мы идем мимо раздевалок. Ведро уборщицы кем-то опрокинуто, в воде плавает мусор. Мимо проходят несколько "наших" старшеклассниц - с пирсингами, макияжем, на каблуках. Провожают меня, одетую в неприметный свитер, уничтожающими взглядами. Перехватываю ответный взгляд директора и понимаю, что опрятно и скромно одетые девочки из восточных стран явно кажутся администрации школы удачной альтернативой отечественным нимфеткам.

- У нас в первом классе есть русская девочка, которую пьющая мама родила в 15 лет. Так эта девочка за месяц не выучила, как буква "А" пишется, - жалуется Фомичева.

Директор встречает бывшую ученицу.

- Вот девочка из Пакистана, поступила в медицинский колледж, - знакомит она меня с очередной чернобровой-черноглазой.

"Высокий уровень интеллектуального развития, хороший уровень учебной мотивации, заинтересованность в информации, значимость мнения о себе, творческие способности" - это результат психологического тестирования детей мигрантов в отчете о работе школы за прошлый год. Ниже психолог добавляет: "Вместе с тем у значительной части учащихся отмечается тревожность к окружающим, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Отмечаются случаи повышенной агрессивности, вызванной боязнью интолерантного отношения со стороны других детей".

- Нет у нас межнациональных конфликтов в школе, - утверждает директор. - Проблема национализма - для взрослых. Дети-то не виноваты, когда их друг на друга натравливают. Конечно, находятся бабки, которые говорят: "Мы своих детей к вам не поведем - у вас одни черные".

- А учителя как относятся к "черным"?

- Ругают их иногда за поступки, которые для них естественны. К примеру, в средне­азиатских языках нет слова "вы", они начинают обращаться к учителям на "ты" - те визжат. Я объясняю: вы не ругайте ребенка, он же не понимает, объясните, как правильно. Некоторые педагоги уходили. Потом возвращались в ШРЯ: группа маленькая, зарплата на 20% больше, и, главное, всегда виден результат работы. А учителям обычных классов я говорю: не нравится - уходи в гимназию. Одна ушла. Давно еще, когда ЕГЭ были пробными. Она 60% двоек на ЕГЭ дала. В классе без иностранцев.

- Почему вы утверждаете, что уровень образования не снижается из-за иностранцев? Разве им не надо по семь раз повторять то, что наши усвоят с первого раза?

- По семь раз им повторяют после уроков, на занятиях в группах русского как иностранного. А когда они находятся на уроке, им внимания уделяют не больше, чем русским, требования тоже одинаковые. У нас есть образовательный стандарт, и мы его выполняем.

Мы заходим на урок русского языка в обычном шестом классе. На вопрос, кто приехал из других стран, полкласса тянут руки. Учитель диктует слова, которые нужно разобрать по морфемам. Дикция идеальная, голос громкий: те учителя, которые про­шли обучение для работы с иностранцами, выгодно отличаются от моих бывших педагогов. Ребенка-иностранца здесь могут принять в любое время в любой класс. Даже в девятый.

- У меня учительница русского языка пятерых взяла в девятый. Сказала: "Выпущу". Занималась с ними отдельно очень много. И выпустила! - гордится директор. Кажется, что она относится к воспитанию детей из ближнего зарубежья как к своей социальной миссии и отдает им предпочтение перед русскими. Правда, в ее речи восхищение сменяется порой странными жалобами. Выясняется, что вьетнамцы, например, часто обманывают и приносят фальшивые документы об образовании на родине. Свидетельства о рождении, выданные на родине учеников, вообще отдельная песня: пишут, например, "родился летом в ночь на понедельник" или ставят 17-й месяц рождения.

Петр Титаренко/Agency.Photographer.ruСогласно внутреннему тестированию процент успеваемости среди славян и неславян одинаковый. Мы заходим в кабинет к заместителю директора по воспитательной работе Евгении Григорьевой, мне показывают изложения "наших" и иностранцев - разницы мало: безграмотные славяне встречаются так же часто. "Самая большая ценность народа - язык, на котором он говорит", - пишет девятиклассник Омар Алиджан. Все изложение без единой ошибки.

Учительницы угощают меня тортиком. Они устали. Они забывают свои роли. Директор нервно закуривает:

- Гимназии и спецшколы нас оголяют. Мос­квичи стремятся отдать детей туда, потому что там "этих" меньше. Ну нельзя так! Продвинутый ребенок в любой школе будет учиться нормально. А в итоге у нас остаются те, которых надо вытягивать. Но пусть хоть троих из десяти вытянем - можно гордиться.

В глазах директора с морщинками в уголках появляется специфический учительский блеск - инстинктивное желание взять и вытащить всех куда-то наверх, к свету.

- Я не хочу сказать, что у нас учатся только неуспешные дети, - у нас есть блестящие ученики. Но их мало. Одна-две медали в год, а несколько лет не было вообще. Потому что те, кто в старших классах определился со своим будущим, уходят в продвинутые школы.

- Наша проблема - всеобуч, - кивает полненькая седовласая заместитель. - Все дети разные, а требования сверху спускают одинаковые. Ну, мы им и возвращаем сплошное вранье. Потому что все приличные дети ушли в гимназии! У нас самое дно осталось. Многие из русских - дети алкоголиков, совершенно неразвитые. Конечно, и иностранцы неразвитые, с ними не занимались, но если бы хоть наши показывали пример, те подхватили бы… Но если вы уберете иностранцев, успеваемость в школе останется такой же. Потому что неблагополучные русские дети были, есть и будут!

- Очень снизился образовательный уровень родителей, - добавляет директор. - В школу идут дети торговок. Корреспонденты очень хотят услышать, что понижается уровень образования, но я не могу сказать, что он понижается из-за иностранцев. Понижается общий уровень. Вон в одном классе у нас за диктант три двойки - и все у русских.

- А какой менталитет у мальчиков из Средней Азии!.. - мечтательно добавляет замдиректора. - Я иду с двумя книжками - они сразу бросаются: "Вам помочь? Вас проводить?"

У меня складывается впечатление, что в школе делают ставку именно на них. Но никто не знает, оправдаются ли вложенные средства. Для некоторых мигрантов
Россия лишь перевалочный пункт. Несколько школьников проучились год и уехали в Америку. Двое даже не забрали аттестаты. Выпускница-афганка уехала в Германию к афганскому жениху. Остальные, по словам директора, поступают в колледжи и вузы. Учителя сходятся во мнении: дети гастарбайтеров более активны и более мотивированы.

- Они жутко расстраиваются, когда им ставят тройки и даже четверки. Ведь им здесь нужно закрепиться, - говорит учительница "смешанного" начального класса Татьяна Нагиева.

Выросла репка

В актовом зале концерт, подготовленный младшими воспитанниками ШРЯ. Группа "черненьких чумазеньких чертят" со смехом вбегает на сцену. Глаза-угольки горят.

- Первокла-а-ашка, первокла-а-ассник, у тебя сегодня пра-а-а-аздник, - фальшиво, но очень четко заводит малышня под клацанье пианино. Они поют еще пять песен и с выражением читают стихи.

Петр Титаренко/Agency.Photographer.ruКонцерт смотрят несколько мусульманок, завернутых в хиджабы. Почти у каждой на руках еще минимум один малыш. Они не понимают, о чем поют на сцене их дети. Матери мигрантов приходят в школу редко, а если приходят, слова учителя им переводят собственные дети.

На сцене спектакль по "Репке", роль которой играет стул с картинкой. Шестилетние дети уже общаются между собой по-русски.

- Бабка, сюда! - руководит Дедка из Киргизии своей сказочной "женой", которая по ошибке встала за Внучкой.

Стул надо опрокинуть, когда Бабка возьмется за Дедку, Внучка - за Бабку, звери - за Внучку. Девочки и мальчики держатся за спины друг друга и, выкрикивая в зал цитаты из сказки, опрокидывают "репку". На лицах родителей смятение: в их странах девочки и мальчики никогда не станут держаться за спины друг друга.

В конце представления одна из мусуль­манок приподнимается и с трудом читает по листочку русское предложение: "Спасибо учителям школы за их великий труд".

К выходу меня провожает светловолосая ученица шестого класса.

- Мы нормально относимся к иностранцам, хотя конфликты бывают. У нас мальчик из Дагестана всех обзывает разными нехорошими словами, "шашлыком" называет, а потом говорит, что его обидели. А не надо было обзываться!

Я пожимаю плечами. Обычные возрастные конфликты. Спрашиваю в группе "ВКонтакте", посвященной школе № 1076: "Стоит туда детей отдавать?" К моему удивлению, реплик вроде "Да там же одни черные!" не следует. "Я эту школу закончил и поступил на бюджет в государственный вуз, следовательно, чему-то да научили. Ну, а насчет злачного контингента - так он везде есть", - написал бывший ученик.

На жалком подобии стадиона во дворе школы подростки лет тринадцати играют в футбол пластиковой бутылкой. Среди них лишь двое пацанов славянского вида. Рядом громко выясняет отношения смуглая компания постарше.

Спрашиваю, как пройти к метро, у двух парней лет семнадцати кавказской наружности. Один из них прощается с девушкой явно младше себя.

- Э-э, давай с нами, мы тебя проводим, - говорит он уже мне. - А ты где живешь-то? В Бутово? Оставайся у меня, я завтра на машине тебя в Бутово отвезу!

Петр Титаренко/Agency.Photographer.ruЯ пытаюсь отделаться от заманчивых предложений и рассказов о дяде с внедо­рожником и вдруг соображаю, что говорю со школьниками.

- Вы в этой школе учитесь?

- Ну да, в одиннадцатом классе.

- И как?

- Да это ужасная школа, здесь даже руки нельзя помыть! Как их можно помыть, если нет воды в туалете? А контингент? Здесь же одни черные!

- Так вы же сами черные!

- Ну да, мы про это и говорим.

- И что, бывают у вас конфликты на межнациональной почве?

- Раньше были. Теперь нет. Теперь мы в одиннадцатом классе.

- Все мысли о ЕГЭ?

- Нет. Просто теперь мы эту школу контролируем. Слюшай, должен же быть кто-то в школе хозяином, да?

- Я думала, что хозяин школы - директор.

- Да мы ее раз в год на линейке видим! Директор! Что такое директор? А у меня травмат есть.

----------------------------------------

Справка РР

Русский для детей-мигрантов

С 2006 года в Москве действуют более двухсот "групп русского языка" для детей и 13 школ русского языка, в том числе две вечерние, - такие данные предоставила "РР" руководитель методической лаборатории "Русский как иностранный в школе" кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования Ольга Каленкова.

Но все ведомства дают разную статистику. Так, миграционная служба утверждает, что в Мос­кве всего 68 школ, где есть курсы русского языка как иностранного. А в конце августа де­партамент образования города сообщил об открытии в нынешнем учебном году 245 школ с курсами русского языка для мигрантов-дошколь­ников. Подтвердить или опровергнуть факт открытия этих школ "РР" в департаменте отка­зались, несмотря на официальный запрос. Так или иначе, единая программа обучения детей-иностран­цев и специальные учебники утверждены в Москве еще шесть лет назад. Преподавателей русского языка как иностранного готовят в Институте открытого образования - на кафедре ЮНЕСКО, на курсах повышения квалификации и курсах переподготовки.

Социологи изучили питерских "чужаков"

Специалисты из Высшей школы экономики, исследовав учеников 104 школ всех районов Санкт-Петербурга, пришли к выводу, что у школьников-мигрантов мотивация к учебе выше, а уровень враждебного отношения к школе низок по сравнению с их русскими одноклассниками. Причина, по мнению исследователей, в том, что большинство детей мигрантов учатся в школах, которые посещают дети из неблагополучных русских семей. На их фоне мигрантские семьи выделяются вниманием и уважением к школе. И учителя относятся к ним лучше.

К нерусским этносам относятся около 9% школьников Северной столицы, к неславянским - около 7%. Опросы учителей и родителей показали, что те не считают мигрантами детей с Украины и из Белоруссии, зато относят к таковым детей россиян с Северного Кавказа. Поэтому составители доклада ввели понятие "заметные меньшинст­ва" - группы населения, воспринимаемые большинством как "чужие" (мигранты из Средней Азии, из Закавказья и республик российского Северного Кавказа).

Социологи не выявили различий в успеваемости между российскими детьми и иностранцами, привезенными в Россию в дошкольном возрасте. Но дети, переехавшие в Россию в возрасте старше 7 лет, учатся хуже, чем их русскоязычные сверстники. Однако надо учесть, что исследование проводилось в основном в школах, где нет специальной программы для мигрантов.

Что касается взаимоотношений самих школьников, специалисты пришли к выводу, что ни отверженность, ни популярность каждого конкретного ученика никак не связаны с его этнической принадлежностью. При этом русские дети при выборе друзей не обращают внимания на их этническую принадлежность, а вот дети мигрантов стараются общаться преимущественно с другими мигрантами.

Алеся Лонская 18 января 2012, №01-02 (230-231)

Источник - Русский репортер
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1327035780
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх