КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 11.01.2012
20:45  Лапрайс разбился, Мардеев сломался. Казахстанский экипаж на "Камазах" уверенно идет на 3-м месте в разряде грузовиков "Дакара-2012"
13:53  Б.Мусаев: Узбекистан. Шаг вперед, два назад... в ослепляющее светлое будущее
13:35  Т.Жакыпов: Кыргызстан – между халифатом и анархией
13:17  Гульнара Каримова (аккаунт в Твиттере @GulnaraKarimova) обвинила кыргызстанских пользователей Твиттера в национализме и провокации
13:12  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Как самогон "бозо" породнил кыргызов с англичанами (продолжение)
13:03  Т.Азык: Кыргызстан. "Новое правительство" Бабанова, т.е. Бакиева
13:01  С.Малеев: Казах-таун. В Поднебесной прижились казахскоязычные СМИ
12:39  Д.Тайнан: США увеличит выплаты за транзит центральноазиатским странам, больше всех получит Узбекистан
12:05  Арестован статс-секретарь службы госрегистрации Киргизии Дуйшонбаев. За фальсификацию тендера
11:53  "АП": Шальвары вместо штанов. В правительстве Таджикистана женщины пришли на смену мужчинам
11:47  На выборы - под Красной Звездой. Казахстанские коммунисты раздают избирателям наклейки
11:45  Д.Седов: Геополитическая диспозиция. В 2012 году влияние исламистов усилится
11:41  В КНДР перед судом предстанут те, кто не скорбел и вяло оплакивал Ким Чен Ира
11:37  WikiLeaks: Как разъяренный Максим Бакиев стрелял в родного отца
11:31  А.Токмаков: Киргизским казино закон не писан
11:30  Х.Мирсаидов: Мобилизация через социальные сети по-таджикски
11:28  Малик Бобоев: Узбекистан. Предчувствие перемен
11:18  Г.Бендицкий: Картошка в мундире. Человек, объявленный в розыск за крупные хищения в России, делает блестящую карьеру в... МВД Казахстана
10:20  Т.Гани: Какого органа им надо? Сенаторы не захотели даровать казахстанским чекистам неприкосновенность
10:09  "Фабула": Новый состав правительства Киргизии не доживет/доживет до весны?
09:47  В.Овчинский: В Египте хотят казнить человека, который сделал для страны больше, чем все фараоны вместе взятые
09:42  Т.Осмонгазиева: Ставки поздно менять, господа? Чем обернется для Киргизии запрет казино
09:20  И.Решетников: Его звали Альфрагани. Гордость ферганской науки
08:25  Китай потратит на проект по повороту рек еще 10 млрд долларов
02:06  В казахстанский прокат выходит фильм о первом сексуальном опыте алматинцев
01:59  Известный богослов Тураджонзода не связывает убийство в Таджикистане Деда Мороза с религией
01:56  Казахстан определил для Кыргызстана цену на природный газ в $281 за тысячу кубов
01:48  Экс-президенту Турции К.Эврену грозит пожизненный срок за военый переворот
01:22  Лидер Пиратской партии Казахстана закончил свою избирательную кампанию, едва начав
01:18  Нацбанк Казахстана не видит предпосылок для кризиса
01:17  Представители КНПК рассказали о приоритетах своей программы
01:16  С.Бандура: Агро-барбара… агро-абракадабра… агро-коррупция в Казахстане?
01:13  Л.Артымович: В рядах казахстанских партий продолжается перегруппировка сил
01:11  Ренат Байтов. Как из устькаманского слесаря швейцарским миллионером стать. Часть II
01:09  Мыльная опера по-руханиятовски
01:02  Н.Еримбетов: Казахстанская политическая элита оторвана от современных реалий
01:01  И.Дудка: Энергетика Кыргызстана - пациент скорее мертв, чем жив…
00:55  Ашиш Кумар Сен: В сирийской оппозиции продолжается раскол
00:54  "Washington Post": Как и Буш, Обама хочет укрепить роль США в качестве мирового жандарма
00:34  А.Реутов: Ливия примеряет шариат. Исламисты начинают поход во власть
00:18  Foreign Policy: Как Запад не замечает геополитических амбиций Китая
00:15  В Баку вышла в свет книга во славу нацистского "Азербайджанского легиона"
00:14  Чавес об Ахмадинежаде: "Это глыба, стоящая на пути империализма"
00:10  Власти Ирана запретили слово "доллар" во имя риала
00:09  Таджикский узник Гуантанамо А.Эрашев: "Афганцы продали меня за 5 тысяч долларов"
00:06  С.Тарасов: Переворот у дверей - арест генерала Башбуга толкает Турцию к политическому кризису
Вторник, 10.01.2012
22:55  Назарбаев наложил вето на решение Конституционного Совета о невозможности проведения выборов в Жанаозене
16:31  КНБ Казахстана предлагает наделить сотрудников спецслужбы неприкосновенностью
15:21  Б.Каримов: Таджикистан. Экономические итоги 2011 года - пребываем в шоке
14:40  Б.Абилов ("Бутя") снят с выборов и исключен из партийного списка ОСДП Казахстана из-за недостоверности сведений о доходах
14:26  В Казахстане выпущены две монеты посвященные 100-летию со дня рождения Д.А. Кунаева (фото)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Как самогон "бозо" породнил кыргызов с англичанами (продолжение)
13:12 11.01.2012

Аттила – предок кыргызов
(часть XII)

К материально-предметным артефактам гуннского периода кыргызской истории также можно отнести конкретные предметы и их наименования, до сих пор имеющие в германских (немецком) и гуннских (кыргызском) языках сходные значения и звучания и параллельное хождение.

Например: 1/ "Алтын". Данное кыргызское и древнекыргызское слово, по все вероятности, в соответствии с фонетическими законами пратюркского периода, имело в гуннском языке фрикативное, а именно, выдыхательно-клокочущее заднеязычное начало и артикулировалось как: халтын [Севортян Э.В. "Этимологический словарь тюркских языков", М., 1974, с. 142–143]. Из гуннского языка оно попадает в язык готский в звуковой форме galtyn (ср. англ. golden), а позже в немецкий язык Golden и в усеченном виде Gold (золото).

2/ "Бозо". Почему-то принято считать, что "бозо" – это исконно кыргызский напиток и никто, кроме кыргызов, его производство никогда не культивировал. Но мы можем полагать, что бозо – это напиток, имеющий начало в гуннском периоде кыргызской истории, поскольку он имел и имеет ареал приготовления и употребления именно в тех местах, где некогда кочевали гунны и где остались их потомки. Однако не будем голословны и представим доказательства. Замечательного русского советского писателя К. Паустовского представлять не надо. Его юность прошла в Екатеринославе (г. Днепропетровск) в Восточной Украине в начале XX в.

"В Екатеринославе я снял угол в предместье Чечелевке, невдалеке от – Брянского завода.

Денег у меня было всего двенадцать рублей.

Угол я снял на кухне у вдового рабочего-токаря. С ним жила его единственная дочь Глаша – девушка лет двадцати пяти, больная туберкулезом.

Кроме меня, на кухне жил еще клепальщик с Брянского завода – высокий малый с дикими глазами. Я ни разу не слышал от него ни слова. На вопросы он тоже не отвечал, так как был совершенно глухой.

Каждый вечер, возвращаясь с завода, он приносил с собой бутылку мутной екатеринославской бузы – хмельного напитка из пшена, выпивал ее, валился, не раздеваясь, на рваный тюфяк на полу и засыпал мертвым сном до первого утреннего гудка" [Паустовский К. "Далекие годы. Беспокойная юность", Киев, 1987, с. 438] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Классик советской детской литературы В. Беляев описывает события конца 20-х годов прошлого века в Западной Украине:

"– Около вокзала? – вмешиваясь в наш разговор, уже серьезно спросил Маремуха.

– Ну да, возле вокзала,– поспешно проговорил Бобырь, – он бузу пил…

Это было уж слишком, и мы с Петькой громко расхохотались.

– Ты слышишь, Василь?– спросил Петро, давясь от смеха. –
Он видел Печерицу, Печерица пил бузу, а буза ударила этому этому конопатому бузотеру в голову, и он прибежал сюда морочить голову нам…

– Да, да!– окончательно обижаясь, закричал Саша. – Не хотите верить – не надо. Только я ничего не выдумываю! Буза – это питье такое, здешнее, из проса, кислое и белое. Во всех будочках продается.
Я уже пробовал, а если вы не знаете, так я не виноват…" [Беляев В. "Старая крепость". Трилогия, кн. 3., М., 1971, с. 171] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Известный в XIX в. французский писатель Жерар де Нерваль, современник и друг А. Дюма (отца), а также В. Гюго, в 1843–44 гг. совершил путешествие по землям Османской (Турецкой) империи и заехал после Стамбула в Каир (Египет тогда был провинцией Турецкого государства):

"В деревне сабейцев, откуда открывается этот великолепный вид, среди рожковых деревьев, стоит белостенный окель, террасы которого спускаются прямо к воде: по ночам лодочники, плывущие вверх и вниз по Нилу, видят, как в доме горят огоньки. Любопытный путешественник, находясь в фелюге посередине реки, может рассмотреть сквозь кружево решеток океля, как вокруг столиков на маленьких ящиках, сплетенных из пальмовых прутьев, или на диванах, крытых циновками, расположились завсегдатаи, чье поведение вызывает удивление наблюдателя. Возбужденная жестикуляция, сменяющаяся тупой неподвижностью, бессмысленный смех, нечленораздельные крики говорят о том, что перед ним один из тех домов, где, пренебрегая запретом, неверные возбуждают себе вином, бузой
(пивом) или гашишем" [Нерваль де Ж., "Путешествие на восток" (пер.
с франц), М., 1986, с. 65] [подчеркнуто нами. А.Б.].

"Он думал открыть кабачок и торговать там вином, в то время еще не известным в Египте, поскольку христиане и евреи употребляли лишь водку, арак и бузу – разновидность пива " [цит. соч., с. 275] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Более того, кыргызский исследователь Г.А. Тургунова, исследовавшая проблему переводного воссоздания национальных кыргызских этнолингвистических реалий в английском языке, однозначно отказывает кыргызам в брендовом праве на бозо, поскольку аналогичный напиток имел хождение и в Англии в XX в.:

"Бозо. В английском языке есть слово с идентичной семантической сферой: booze, которое также обозначает спиртной напиток, выпивку. Кыргызский народ с древних времен готовит национальный напиток бозо и употребляет его. Что касается реалии, обозначаемым английским словом booze, то она тоже является национальным спиртным напитком. В таких случаях переводчику необходимо подчеркнуть, что в английском языке понятие ′бозо′ требует развернутого объяснения, включающего указания на состав напитка и способ его приготовления. На примере слова ′бозо′ выявляются значительные различия в членении окружающего мира между кыргызским и английским языками. Несмотря на эти различия, в данном случае описывается одна и тоже действительность, и понятие ′бозо′ не может быть признано кыргызской реалией" [Тургунова Г.А. "Проблемы переводного воссоздания национальных этнолингвистических реалий в разносистемных языках (на матер. кырг. и англ. яз.)", АКД, Бишкек, 2008, с. 11–12] [подчеркнуто нами. А.Б.].

То, что бозо воспринимался в Англии как английский национальный напиток вплоть до XX в., можно объяснить следующим историческим фактом: часть балтийских древнесаксонских племен находилась под власть гуннов в IV-V вв., даже сражалась вместе с гуннами против Рима на Каталаунских полях, и только в конце V в. переселилась на остров Британия.

3/ Чөп (чуп, чуб). Слово знатоку гуннского и готского языков
А. фон Беку, который описывает семь правил поведения знатных гуннок; и в одном из них в качестве основной семантической составляющей употребляется это слово.

"Пятое правило гласит: чуп кароо249 (Почему-то и гунны, и готы, и анты называют волоса сходными словами: "цуп250" и "чуб251"). Оно предусматривает, что гуннские девушки должны очень бережно относиться к своим волосам на голове и отращивать их как можно длинее и гуще. По количеству кос и драгоценных украшений в них определяется степень знатности девушки. Гунны считают, что у девочек особенно хорошо и благоприятно растут волосы с двенадцати до пятнадцати лет.
И потому бабушки, матери, старшие сестры и снохи помогают девочкам в этом возрасте ухаживать за волосами, смазывают тончайшим слоем айрана, который отменно способствует их росту и блеску" [Бек фон А. "Гунны", кн. III, т. 1, с. 198].

И на этой же страницы внизу даются пояснения:

"Чуп кароо249 – по-гуннски: смотреть (кароо) за волосами (чуп).

Tzup250 – по-готски: волосы, коса.

Чуб, чуп251 – по-старославянски: прядь волос" [цит. соч., там же].

В современном немецком языке употребляется Zopf (коса),
а в кыргызском у "чөп" осталось только одно значение "трава, прядь травы", значение же "прядь волос " сошло на нет.

К материально-предметным артефактам гуннского периода кыргызской истории можно отнести наименование с мысленно-предметными, признаковыми и процессными значениями:

4/"Алп". Гунны и готы верили, что существует некий злой великан "алп", который способен навредить праведному человеку, убить и задушить его в беспомощном состоянии во сне, но этот злой великан, зачастую принимающий бестелесную сущность, боится острых предметов – для обережения человека, а особенно, маленьких детей, надо ложить под голову нож.

В современном немецком языке сохранились два значения слова: "Аlp: 1. миф. домовой, злой дух (душащий людей во сне); 2. кошмар, удушье (во сне); угнетенное состояние" ["Большой немецко-русский словарь", под рук. О.И. Москальской, т. 1, М., 2008, с. 83]. В кыргызском же языке сохранилось одно значение: "Албарсты – демоническое существо в образе женщины(якобы вредящее роженице и сжимающее горло спящего)" [Юдахин К.К. "Кыргызско-русский словарь", кн. 1, Фрунзе, 1985, с. 47].

Кыргызское "албарсты" расчленяется на: алп + басты (злой дух + навалился).

5/"Морт, мерт, мүрт". В готском и немецком языках имеется аналогичное по значению и по звучанию слово Mord, основное значение которого "убийство, умерщвление". Однако первоначально оно имелось в языке гуннов: "Гунны говорят о войнах, погибших в скоротечном жестоком бою "морт кетеди"– "внезапно ушел (на небеса)", готы также переняли слово "морт" в значении "внезапная смерть", "вас фадар морт" – "отец внезапно умер (стал мертвый)"… Was fadar mord- по-готски: стал (was) отец (fadar) мертвый (mord)" [Бек фон А. цит. соч., кн. 3, т. 1, с. 13].

В кыргызском языке слово это сохранилось в звуковой форме "мүрт" (внезапная смерть). Имеются устойчивые словосочетания с этим словом, но в несколько видоизмененной форме: "мерт болду, мерт тапты" (погиб), и "Жаның бек болсун, киймиң морт болсун" (при покупке какого-либо нового товара, например, одежды, кыргызы высказывают пожелание: Пусть ты будешь здоров, а одежда пусть пропадает).

6/"Наам". В гуннском и готском языках имелось слово "наам" (name)- "имя", которое безо всяких видоизменений перешло в кыргызский язык и язык немецкий- Name, а также через посредство древнесаксонского вошло и в английский язык.

7/"Наар". Данное слово имелось и в гуннском, и в готском языках в значении "пища, еда, питание". Оно сохранилось в современном кыргызском языке в этом же самом значении: "Наар – тамак: Эртең биздикине келип наар татып кеткиле" ["Кыргыз тилинин сөздүгү", Бишкек, 2010, 958 б.]., а также и в современном немецком, но только с добавлением позднего немецкого женского родового суффикса – ung: "Nahrung – пища, питание, пропитание" ["Большой немецко-русский словарь", под рук. О.И. Москальской, т. II, М., 2008, с. 133].

Говоря о пище и еде, нельзя не упомянуть готско-немецкие соответствия для исконных гуннско-кыргызских лексем:

Гуннско-кыргызские лексемы - Готско-немецкие лексемы

1. Шекери (сладости) - Tsukeri, Zucker (ср. англ. sugar)

2. Сорпа (суп) - Suppe (ср.англ. soup)

3. Йохурт, курут (мягкий сыр) - Jogurt

Отметим, что в четырех книгах часто цитируемой нами трилогии "Гунны" А. фон Бека насчитывается около полутысячи гуннско-кыргызских и готско-немецких языковых соответствий в лексемах, словосочетаниях и словооборотах, и даже во фразеологизмах.

Таким образом, на этногенетико-культурологическом уровне взаимосвязь и взаимоотношения древних гуннов и готов очевидны. Предки кыргызов – гунны и предки немцев – готы оставили в наследство многие совместные исторические артефакты, созданные их материально-предметной и духовно-интеллектуальной деятельностью, а точнее, как сами эти артефакты, так и их словесные обозначения.

Продолжение следует

Амангельды Бекбалаев, доктор филологических наук, профессор, декан гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета

11.01.2012

Источник - АКИпресс
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1326273120
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх