КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 06.01.2012
22:01  Шымкент стал городом "миллионником"
21:38  Суровым оком. Представители Таджикистана будут наблюдать за парламентскими выборами в Казахстане
21:03  Самые счастливые люди Земли живут на Фиджи
20:47  Агитбригады КНПК взяли курс на село
19:35  Дзайбатцу-до. Путь офис-самурая
19:30  В Саудовской Аравии зреет "революция трусов и бюстгальтеров"
19:19  Питер Леонард: Владимир Путин вынашивает замысел создания Советского Союза "лайт"
18:47  В Актау задержана активистка забастовки в Жанаозене Айжангуль Амирова
18:17  На севере Таджикистана от энергоснабжения отключено несколько китайских предприятий
17:44  Libеration: Узбекистан. Запад повторяет старые ошибки
17:38  Китай начинает выпуск уникальных гражданских "высотных" вертолетов
13:44  EurasiaNet: Узбеко-таджикский железнодорожный инцидент. Осмотр места взрыва ставит под вопрос версию о теракте
13:28  О.Слепынин: 2012. Запад или Восток. Кто – кого?
13:20  Московский облсуд отпустил и оправдал родственника Э.Рахмона, обвинявшегося в организации наркотрафика
13:18  В Казахстане принят новый закон "О национальной безопасности"
13:12  Н.Магжанов: Родные стены помогут? Алматы впервые примет чемпионат мира по бенди (русскому хоккею)
13:06  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Типологические черты фонетико-фонологических систем немецкого и кыргызского языков (продолжение)
12:59  На старт, внимание, гольф! Кыргызы нашли себе новую забаву
12:57  Легендарный ученый Стивен Хокинг: "Есть опасность, что у компьютеров появится интеллект и они покорят мир!"
12:54  "КП": Кузбасский йети, найдя рюкзак с тушенкой, не смог ее открыть...
12:49  Сергей Лукьяненко (фантаст): "В Таджикистане вчера убили... Деда Мороза! Как социально и религиозно чуждый элемент. Вот уровень демократии..."
12:40  Модернизация банковской системы Узбекистана
11:37  А.Халилов: Подключится ли Азербайджан к санкциям США в отношении финансового сектора Ирана?
11:29  Голосование на парламентских выборах в Жанаозене проводиться не будет
11:14  Муж Ю.Тимошенко попросил политического убежища в Чехии
10:39  Нурани: Ормузский пролив - напряженность растет
10:35  С.Жалилов: Кыргызстан - ад для узбеков?
10:29  П.Искендеров: Еврошизофрения – 2011
08:33  В Иссык-Кульской области младенцев продают за 10 тыс. сомов
08:31  Узбекистан возобновил поставки природного газа в Таджикистан
03:55  Жанаозен многим оказался …на руку
02:53  БТА: не в коня корм
02:25  Г.Илеуова: Популизма в избытке. Особенности национальных выборов в Казахстане
01:51  Диалог.Кз: Лидеры Алматинского филиала ОСДП заявили о своем выходе из партии
01:20  "РС": Изнасилованные женщины Оша. Жертвы июньской резни рассказывают
01:16  Туркмения без СССР. Почему бывшая советская республика стала ЦентрАзийской Северной Кореей?
00:59  В Петропавловске народные коммунисты пели избирателям о любви
00:58  Д.Доэрти/А.Левайн: Пакистан готов к перезагрузке?
00:57  И.Бреммер/К.Капчен: Иран блефует, но Америка не ведется
00:53  Д.Кучера: Талибан открывает офис в Катаре специально для переговоров с США и правительством Афганистана
00:51  Крис Риклтон: Китай укрепляет свое влияние в Кыргызстане, студент за студентом
00:22  Убийство "Деда Мороза" - это провокация
00:16  М.Зайниев: Реформа для проформы. Как изменяют религиозное образование в Таджикистане
00:08  "Associated Press": Разоружение повстанцев в Ливии стало насущной проблемой
00:04  В Швеции копирование информации признано... религией
Четверг, 05.01.2012
22:09  Киргизы так весь бюджет сольют в статуи. В Оше открыт очередной монументальный комплекс - "Манас"
19:07  Прокуратура требует для Мубарака смертной казни
19:01  В Узбекистане с 1 января акцизы на производство алкоголя и табака увеличены на 21%. Минздрав устал предупреждать...
18:57  М.Искандаров: Таджикистан. Гарант безопасности - рот на замке
18:51  Вице-премьер Алимардон пытается выклянчить у Ташкента газ для Таджикистана
17:39  Иран выходит из интернета. Взамен "будет действовать собственный внутренний национальный интернет, которым..."
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Модернизация банковской системы Узбекистана
12:40 06.01.2012

Модернизация банковской системы

Спрос на банковские услуги будет расти

В течение 2000–2010 годов среднегодовые темпы экономического роста в Узбекистане составляли 6,7%, инвестиций – 11. Доля малого бизнеса в структуре ВВП возросла с 31 до 52,5%.

Такая динамика обеспечила высокие темпы прироста реальных денежных доходов населения – в среднем на 21,4% в год1. Почти половина доходов получена от предпринимательской деятельности (47%). Доля накоплений и сбережений в структуре совокупных доходов составила 20% к 2010 году, увеличившись в 10 раз по сравнению с 2000-м2. Объем сбережений населения в банках в течение 2000–2010 годов вырос в 97,9 раза и достиг 4,45 трлн. сумов (7,2% к ВВП).

На начало 2011 года в Узбекистане функционировали: 31 коммерческий банк, 9,3 тыс. учреждений и пунктов обслуживания банков, включая 810 филиалов и 3967 мини-банков и сберегательных касс. Количество банковских учреждений на 100 тыс. взрослого населения составило 49.

Капитал банков на начало 2011 года достиг 4,1 трлн. сум., активы – 20,8 трлн. сум., остатки кредитных вложений в реальный сектор – 11,5 трлн. сум. (в том числе субъектам малого бизнеса – 2,7 трлн. сум.) и депозитная база – 13,2 трлн. сумов.

Это не предел. Спрос на банковские услуги будет увеличиваться. Только 7% населения, имеющего сбережения, хранит их в банках, и лишь 14% предпринимателей пользуются услугами банков (кредиты)3.

Денег куры не клюют

В 2010 году инвестиции в основной капитал достигли 15,4 трлн. сумов. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий и населения (47,3%) и иностранные инвестиции и кредиты (28,8). Доля кредитов отечественных коммерческих банков составила 9% (см. табл. 1).

Высокий объем иностранных инвестиций и кредитов (4,4 трлн. сум.), троекратно превышающий объемы банковских кредитов (1,4 трлн. сум.), при наличии депозитной базы в размере чуть меньше годового объема инвестиций в стране (13,2 трлн. сум.), говорит о нехватке в экономике "длинных" денег, хотя ресурсы для их создания имеются.

При рентабельности капитала в среднем по экономике – 14,4% (см. табл. 2) средневзвешенная процентная ставка по кредитам4 составляет 15,8% (см. рис. 1). Такой уровень не является оптимальным для экономики.

Очевидно, что с учетом наличия системы льготных кредитов процентная политика по-разному сказывается на инвестициях в различные отрасли.

Добывающие отрасли не испытывают недостатка в инвестициях, так как источниками финансирования выступают государственные и прямые иностранные инвестиции, а также льготные кредиты. Однако в обрабатывающих отраслях высокие процентные ставки завышают издержки производства и снижают конкурентоспособность по ценовому фактору. Соответственно, предприятия обрабатывающих отраслей кредитуются меньше и/или реже, чем предприятия добывающих (см. рис. 2).

Конъюнктура новая – модель старая

Сложившаяся модель процентной политики ставит целью аккумулирование ресурсов и направление их в локомотивные отрасли. К сожалению, в рамках этой модели доступ неприоритетных отраслей к кредитным ресурсам усложняется.

К примеру, в отраслевой структуре кредитного портфеля банковского сектора сохраняется высокая концентрация кредитов в промышленность – более 40%5, тогда как доля отрасли в ВВП составляет около 24%, но низкая доля сферы услуг – всего 8,4%, хотя доля отрасли в ВВП составляет 49%.

Применение такой политики оправдано лишь в ограниченный период времени. По достижении целей должен быть осуществлен переход к более устойчивым и перспективным моделям.

В жестких рамках

Центральным банком Узбекистана установлены достаточно жесткие ограничения для коммерческих банков. С одной стороны, они нацелены на снижение рисков и повышение устойчивости банковской системы. С другой – избыточно жесткие ограничения могут снижать доступность кредитных ресурсов для бизнеса.

К примеру, норма резервирования по привлеченным депозитам в банках установлена на уровне 15%, что значительно выше, чем в большинстве стран мира. Этот норматив представляет собой косвенное налогообложение для банков и приводит к повышению их издержек. Банки стремятся перенести свое бремя на клиентов через более высокие процентные ставки. В итоге это выражается в увеличении уровня процентной ставки по кредитам, размера процентного спрэда и комиссионных.

Не менее важным нормативом является уровень достаточности капитала. Последний в банковской системе Узбекистана в течение 2008–2010 годов держится на уровне 23%, хотя минимальное требование Базельского комитета по банковскому надзору к адекватности капитала составляет 8%. Слишком высокий показатель достаточности капитала снижает эффективность использования привлеченных средств.

Без альтернативы

Показатель рыночной оборачиваемости фондового рынка (акции и корпоративные облигации) составляет в Узбекистане менее 13%. Для сравнения: в Венгрии – 93%, Чехии – 81, Польше – 69, России – 45.

Капитализация рынка по номинальному объему эмиссии корпоративных ценных бумаг составляет 10–11% к ВВП, однако по рыночному обороту не превышает 1,5% к ВВП.

Фактически, альтернативных дееспособных источников инвестиций, кроме банковской системы, пока нет. В таких условиях банковская система играет роль монополиста на рынке финансовых услуг, что не способствует снижению процентного спрэда.

Обремененные льготами

Для финансирования льготного кредитования существуют специальные фонды: Фонд льготного кредитования, создаваемый за счет отчислений от прибыли банков, Фонд содействия занятости при Министерстве труда и социальной защиты населения, Фонд расчетов за сельхозпродукцию, закупаемую для государственных нужд и другие.

Удельный вес льготных кредитов в кредитном портфеле составляет от 1% у частных и совместных банков, до 24–45% у крупных банков. Диапазон льготных процентных ставок – от 2 до 12% годовых в зависимости от цели кредита, целевой отрасли и вида деятельности заемщика.

Льготные кредиты выдаются предприятиям ведущих отраслей, производителям потребительских товаров, сельскохозяйственным производителям, экспортерам, субъектам малого бизнеса. Предоставление льготных кредитов предусмотрено по 29 позициям. Из них по 16-ти – для предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства. Похоже, что в число хозяйствующих субъектов, имеющих право претендовать на получение льготного кредита, входит большинство действующих в стране хозяйствующих субъектов. Но льготных ресурсов на всех не хватит ни в одной стране.

Кроме того, что объемы кредитных ресурсов, которые могут быть выданы на льготных условиях, очень ограничены, нужно учитывать, что формирование депозитной базы обходится коммерческим банкам дороже, чем они могут заработать на кредитовании. В 2010 году средняя процентная ставка по кредитам не превышала 16%, а средняя процентная ставка по срочным депозитам населения составляла 20–22%.

Отрицательную разницу между процентными ставками по кредитам и по срочным депозитам населения банки пытаются возместить за счет более дорогих кредитов, выдаваемых предприятиям нельготных отраслей экономики и частного бизнеса, увеличения тарифов на другие банковские услуги, а также привлечения средств из других источников.

Либерализация в нужном месте и в нужное время

Спрос на кредитные ресурсы в Узбекистане будет возрастать. Но сохранение существующей модели процентной политики не позволит обеспечить адекватное увеличение предложения кредитных продуктов. Более актуальной является модель, направленная на поиск перспективных инвестиционных проектов для кредитования.

Здесь особого внимания требуют, во-первых, выбор момента начала реформ и, во-вторых, последовательность их проведения.

Выбор момента. Способность адекватно реагировать на быстрый рост спроса на банковские услуги станет основным вызовом. В 2011–2015 годах ожидается увеличение капитала банков в 2,1 раза, объема депозитов в 2,5 раза, выпуска пластиковых карточек в 1,5 раза, расширение объемов кредитования инвестиционных проектов в 2,8 раза, кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в 2,7 раза6. Достижение таких высоких показателей требует диверсифицированной стратегии развития. Она предполагает:

1) обслуживание не только традиционных корпоративных клиентов (предприятий, концернов, ассоциаций), но и широкого круга розничных клиентов (разные слои населения и бизнеса);

2) либерализацию процентных ставок для расширения доступа к финансовым услугам.

Последовательность проведения либерализационных мер. Представляется, что финансовая либерализация в Узбекистане должна осуществляться в три этапа.

Первый этап. 11–15-е годы

Данный этап должен предусматривать следующие направления.

1. Оптимизация государственной кредитной поддержки.

На данном этапе должна быть продолжена активная кредитная поддержка банками модернизационных процессов, проводимых в соответствии с Программой о приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан на 2011–2015 годы. В ее рамках за счет кредитов банков финансируются 1864 проекта на сумму более чем 1,6 млрд. долл. США.

Вместе с тем, в целях повышения эффективности распределения и освоения ограниченных дешевых кредитных ресурсов перечень категорий получателей льготных кредитов должен быть сокращен. В первую очередь, путем снижения приоритетности проектов, имеющих ограниченный, узкоотраслевой эффект. К примеру, такие как приобретение терминалов по приему платежей пластиковыми карточками, модернизация предприятий – производителей жженого кирпича и другие.

2. Предотвращение шоков от либерализации процентных ставок.

Опыт других стран, уже прошедших либерализацию банковской системы, показывает, что либерализация процентных ставок может спровоцировать их рост на краткосрочный период. Учитывая высокий уровень процентных ставок по депозитам населения и высокий спрос на кредиты, процентные ставки по кредитам в Узбекистане после либерализации могут подняться до 22–24% годовых (при неизменной ставке рефинансирования Центрального банка).

Для противодействия подобным шокам и стабилизации структуры и рисков кредитного портфеля банков потребуется, с одной стороны, усиление банковского регулирования, с другой – развитие рынка долгосрочных кредитных ресурсов.

В частности, необходима разработка рекомендаций по процедурам и методам формирования процентной и тарифной политики коммерческих банков.

3. Развитие денежного рынка.

В целях передачи ясных сигналов рынку об уровне процентных ставок ЦБУ может стать активным участником межбанковского электронного денежного рынка. Это позволит использовать рыночные инструменты регулирования процентных ставок.

4. Поэтапное снижение нормы резервирования позволит активизировать рынок межбанковских кредитов.

Первым шагом может стать внедрение практики выплаты Центральным банком процентов коммерческим банкам по обязательным резервам. Это предоставит возможности банкам снизить процентные ставки по кредитам и увеличить ставки по депозитам.

Второй этап. 16–18-е годы

На данном этапе потребуется следующее.

1. Дальнейшее сокращение льготных кредитов. Усилия должны быть направлены на реструктуризацию кредитного портфеля в зависимости от отраслевого спроса на кредитные ресурсы.

2. Активная работа Центробанка на денежном рынке, в том числе операции с казначейскими облигациями, облигациями ЦБУ, операции на условиях репо и валютного свопа.

3. Создание фундамента для "длинных" денег. Для этого необходимо, чтобы страховой и пенсионный рынки были сопоставимы с рынком банковских услуг. В этом случае пенсионные и страховые рынки создают капитал, а банки трансформируют его в долгосрочные кредиты.

Третий этап. 19–21-е годы

В этот период потребуются:

1. Отказ от директивного регулирования процентных ставок по кредитам и депозитам. Наряду с этим должны быть сняты ограничения на "нижний" порог ставок по депозитам.

2. Стимулы для усиления конкуренции. ЦБУ совместно с Ассоциацией банков могут предложить рынку регулярно обновляемые индикаторы банковской конкуренции. Последние могут включать уровень прибыльности, процентных ставок по депозитам и кредитам, рост клиентской базы, количество внедренных банковских продуктов и другие. Такая система индикаторов позволит регуляторам проводить своевременные интервенции на денежном рынке или применять иные инструменты.

Подготовлено на основе аналитического доклада "Совершенствование процентной политики в Узбекистане: конкурентоспособность экономики и общества" Центра экономических исследований (www.cer.uz), 2011

Примечания:

1 С учетом корректировки на ИПЦ.

2 Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан.

3 Ежеквартальный индекс деловой активности (ИДА). – ЦЭИ, 2010.

4 Без учета процентных ставок по льготным кредитам.

5 В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан №1442 "О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011–2015 годах" от 15 декабря 2010 года.

6 В соответствии с Комплексными мероприятиями по дальнейшему реформированию и повышению устойчивости банковской системы в 2011–2015 годах и достижению высоких международных рейтинговых показателей (постановление Президента Республики Узбекистан №1438 от 26 ноября 2010 года).

Источник - "Экономическое обозрение"
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1325839200
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх