КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 28.02.2011
19:29  Скончалась знаменитая французская актриса Анни Жирардо
17:56  Личный самолет Каддафи совершил секретно-загадочный рейс в Минск
13:45  Россию охватили арабские настроения
13:30  Фальшивый внук Н.Назарбаева попал за решетку
12:58  ИГНПУ: Как задерживают, арестовывают, проводят следствии, пытают и судят верующих в Кашкадарье…
11:07  "ХТ": Прокуратура Туркмении восстановила справедливость. Педагоги с зарубежными дипломами смогли отстоять свои права
10:30  Г.Косач: Ближний Восток - из прошлого в будущее
10:13  Р.Отунбаева: "В нашей жизни стало слишком много политики, давайте просто жить, просто читать стихи..."
10:10  М.Эшимбеков: Дух джигита у кыргызов в крови
10:05  "РГ": В Кувейт пришел коммунизм. Эмир Сабах пытается отвлечь народ от революции бесконечными праздниками
09:58  А.Васильев: Битва не за кусок хлеба. Мирная революция в Ливии переросла в гражданскую войну?
09:48  Новым главой Туниса стал 85-летний старикан и экс-министр Себси
09:42  Проституция, детская порнография и торговля людьми в Узбекистане: итоги 2010 года
09:39  Х.Бабакр: Перспективы арабских революций - новое Средневековье или "демократия сообществ"?
09:36  Почему так быстро взорвался весь Ближний Восток? - обзор ТаджСМИ от "Регнум"
09:31  Аждар Куртов: Доберется ли "арабский смерч" до оазисов Центральной Азии?
09:28  Эван Фейгенбаум: Семь важнейших принципов внешней политики США в Центральной Азии
09:22  Б.Сейдахметова: Блок "НАДО". Каково будущее Шанхайской организации сотрудничества?
09:19  "НП": Каддафи навсегда? Волнения в арабских странах - это результат парадокса...
09:13  Ж.Канафина: Взятки в вузах Казахстана - глаза боятся, а руки берут
09:09  "КП": Мир приговорил Каддафи - его ждет суд
09:05  "Къ": Китайскую оппозицию лишили доступа к беспорядкам. Акция протеста в Пекине сорвалась, даже не начавшись
08:59  Революции в арабском мире обойдутся России в миллиарды
08:57  Е.Черненко: Муамара Каддафи загнали в бункер. Его готовы признать военным преступником
08:54  Киноакадемия США присудила главный "Оскар" 2010 года фильму Тома Хупера "Король говорит!"
08:36  В.Скосырев: В Ливии установилось двоевластие
07:46  В.Волков: Они ИДУт. Лидеры центральноазиатских государств до сих пор не ведают, что оказались в середине "дуги кризиса"
05:08  Последняя песнь Какабаева. В Туркменистане сажают в тюрьму за исполнение песен про любовь
01:08  Н.Кузьмин: Электоральные традиции Казахстана
00:59  А.Клыч: Сарез. К 100-летию катастрофы на Памире
00:52  Н.Замараева: Пакистан – центральное звено газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан - Индия
00:51  New York Times: Автократы сами не уходят...
00:50  И.Берг: Северная Африка - движение к демократии?
00:49  Н.Замараева: Пакистан и переговоры по урегулированию ситуации в Афганистане
00:45  Е.Омаров: Отрарская библиотека не погибла, книги - под слоем песка
00:40  В.Князев: Без реального "лоха" жизнь по-прежнему плоха? Кошельки казахстанцев вынуждены оберегать уже члены правительства
00:38  С.Каппарова: Афера с нахрапом. Создание казахстанских энергетических монополий в первую очередь выгодно их реальным владельцам
00:37  Фон Нейман: Мы свой, мы новый... Ливия. Кому это выгодно?
00:28  Washington Times: Ушел в пассив. Обама капитулировал перед педерастами
00:26  В.Антипин: Гражданин Сибири. Почему русские за Уралом больше не хотят быть русскими
00:23  Д.Ювачев: Эхо Масимова. ВВП и золотовалютные резервы могут быть хорошими, а жизнь у простого человека – плохой
00:20  С.Туник: Про то, что недовыдрессировывается? Путь к сердцу избирателя всегда лежит через желудок
00:16  К.Смирнов: Почетный донор - Россия. Должны ли мы помогать деньгами беднейшим странам?
00:13  Д.Мекебаев: Левый поворот в мировой политике
00:12  В Facebook идет подготовка еще одной революции - сирийской
00:11  Опять протестующие туниссцы прогнали с поста премьера М.Ганнуши
00:10  Новое Ливийское революционное правительство возглавил Хафиз Гхога
00:04  Депутат Т.Бердонгаров: "Я всегда буду праздновать 23 февраля..."
Воскресенье, 27.02.2011
23:47  И.Берг: Политический кризис в Ливии и вероятность экономических потрясений
23:46  ЦИК зарегистрировала Ж.Ахметбекова кандидатом в Президенты Казахстана
22:48  И.Свистунова: Реакция Турции на события в Египте
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Х.Бабакр: Перспективы арабских революций - новое Средневековье или "демократия сообществ"?
09:39 28.02.2011

Хошави Бабакр: Перспективы арабских революций: новое Средневековье или "демократия сообществ"?

Представитель Иракского Курдистана в Москве Хошави Бабакр. Иллюстрация: ezdixane.ruВолна революций в арабском мире вызывает неоднозначные реакции. Оптимисты и радикалы видят в ней предвестие наступления демократии на Ближнем Востоке, пессимисты и консерваторы - знак нового Средневековья, наступления эры исламистских режимов. Западные страны встревожены, Израиль откровенно напуган. Согласно господствующему скептическому взгляду, свергаемые ныне правители, каковы бы они ни были - будь то вполне прозападные Бен Али и Мубарак или такой специфический персонаж, как Муаммар Каддафи - хороши были уже тем, что держали в узде арабские массы, представляющие собой силу абсолютно деструктивную, антилиберальную, враждебную прогрессу и способную лишь ввергнуть регион в хаос и породить новых тиранов, по сравнению с которыми любой прежний диктатор покажется ангелом демократии.

Исходя из этого, Запад десятилетиями делал ставку на "стабильность" в лице коррумпированных диктаторских режимов, стараясь не думать, что такая "стабильность" сама в себе несет свою гибель, ибо эти режимы генерируют проблемы, мирно разрешить которые они не в состоянии. До некоторой степени это осознали окружавшие Буша-младшего "неоконы", разработавшие план "нового Ближнего Востока". Они исходили из предпосылки, что именно застойные коррумпированные режимы порождают все проблемы, включая терроризм, и что ликвидация этих режимов и предоставление народам Ближнего Востока возможности самоопределения сама собой решит все проблемы. В этом было несомненное рациональное зерно, но, к сожалению, также слишком много либерально-фундаменталистского догматизма и слишком мало понимания особенностей региона. Эксперименты по демократизации Ирака, Афганистана и сектора Газа дали настолько негативные результаты, что был сделан вывод: "пусть лучше все идет, как шло".

Однако, как показывают последние события, "реальная политика" оказалась столь же провальной. Самосожжение тунисского торговца зеленью положило начало тектоническим сдвигам, к которым оказались равно не готовы как либеральные идеологи, так и "реальные политики". И очевидно, что то что мы наблюдаем - далеко не конец, что сюжет будет разворачиваться и далее на пространстве от Марокко до Пакистана. Что же, в конечном итоге, происходит на Ближнем Востоке и во что это выльется?

То, что мы наблюдаем - это третья революционная волна, после волны "пробуждения Азии" в начале ХХ века и волны 1950-х годов. Прежняя волна "арабских социалистических" революций в Египте, Сирии, Ираке и Ливии была антилиберальной, отменив те слабые либеральные институты, которые существовали в этих странах; но в смысле социальном ее можно назвать демократической, в том отношении, что в первый момент она свергла господство узких традиционных элит, привела к власти выходцев из "низов" и провела ряд реформ, направленных на удовлетворение чаяний этих низов. Однако придя к власти, новые элиты, в свою очередь, перекрыли социальные лифты, установили жесткие авторитарные режимы и предались необузданной коррупции, чем и вызвали новый социальный взрыв.

То, что происходит сейчас, можно рассматривать как очередной этап демократизации Арабского Востока, на этот раз социальной и политической одновременно. К понятию "арабская демократия" многие относятся более чем скептически; скептиков подкрепил недавно проведенный в Египте социологический опрос, по которому оказалось, что подавляющее большинство египтян выступает за побивание камнями неверных жен, ампутацию рук за воровство и смертную казнь за переход из ислама в другую религию. Однако, как бы ни был узок круг сторонников западных либеральных и модернистских ценностей, арабский мир кажется все-таки способным создать демократические институты и уже в рамках этих институтов эволюционировать в сторону цивилизации постмодерна. Как ни странно это прозвучит для многих, но образцом таких институтов еще недавно являлся Ирак.

Ирак - как известно, общество, чрезвычайно разделенное в этническом, племенном и религиозном отношениях. Иракская государственность покоилась на диктатуре арабско-суннитской элиты; со свержением этой диктатуры, казалось, в стране безвозвратно наступит хаос. Однако жизнь показала, что хаос в целом был преодолен и разные группы, еще недавно готовые уничтожать друг друга, учились договариваться и находить консенсус в рамках демократических институтов, и, прежде всего, парламента. Таким образом, формировалась (вслед за Ливаном, кстати) своеобразная демократия, в которой реальными субъектами политического процесса являлись не партии и другие структуры гражданского общества, а традиционные общности - этнические, религиозные, кланово-племенные и т.п. Если раньше государственная власть играла роль верховного арбитра в спорах этих сообществ, то теперь сообщества учились непосредственно договариваться друг с другом в рамках парламента и деля власть на принципах "консенсусной демократии". Конечно, все шло далеко не идеально: каждая группа подчас достаточно агрессивно пыталась "тянуть одеяло на себя", сильные (шииты) время от времени проявляли поползновения на диктатуру, слабые (христиане) оказывались перед угрозой физического уничтожения. В этом нет ничего удивительного: ведь и становление европейской демократии происходило достаточно кроваво и неоднозначно. Однако тренд определялся, и можно было надеяться, что по мере того как группы будут набираться политического опыта, осознают выгоду компромиссов и перестанут воспринимать политику, как игру с нулевой суммой, эта система "демократии сообществ" могла бы быть отрегулирована.

Дальнейшими условиями демократического развития Ирака являются решение территориальных споров и споров о разделении власти, способы урегулирования которых уже записаны в иракской Конституции, пункты которой остается лишь соблюсти. Эффективными рычагами здесь станут: предоставление регионального и этнического права на самоопределение, вплоть до отделения; ослабление "крепкой" центральной власти; решение основных накопившихся исторических вопросов; отказ от любых силовых и военных воздействий. Это основополагающие пункты федерализма, при котором слабость центральной власти отнюдь не ведет к хаосу и распаду, но укрепляет власть и ответственность регионов.

Хотя, процесс насильственного захвата власти со стороны пробаасистски и шовинистически настроенных слоев, захлестнувший Ирак в последние дни, ставит под сомнение то, что накопленный опыт этнического сосуществования даст созреть плодам иракской демократии. Камни, летящие из рук агрессивно настроенной суннитской части населения, ведут к возврату старых устоев и и грозят уничтожить весь демократический урожай.

Не только иракское общество представляет собой систему различных, часто враждебных, сообществ. Разве все арабские общества не разделены на группы, кланы, племена, этнические и религиозные меньшинства? В Сирии можно выделить курдов, друзов, алавитов и христиан; в североафриканских странах половину населения составляют берберы - потомки древнего доарабского населения; Египет в этом смысле более однороден (хотя десятую часть его населения, как известно, составляют христиане), но и египетское общество делится на свои сообщества. В этой ситуации, сосредоточению власти в руках одной группы становится невозможным, и поэтому, между прочим, не следует опасаться всевластия религиозных фанатиков. Безусловно, исламисты будут играть определенную, и видимо заметную, роль в новой системе власти; но это будет далеко не единственная группа во власти, и всякие ее попытки установить свою диктатуру будут блокироваться действиями конкурирующих групп. Конечно, международному сообществу будет непросто с такого рода "новыми демократиями", и они могут преподнести немало неприятных сюрпризов, которые заставят пожалеть о свергнутых диктаторах; но следует признать, что это - единственный путь, который открывает перед арабскими обществами возможности реального социального прогресса.

Источник - ИА REGNUM
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1298875140
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх