КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 25.02.2011
18:31  Бои в Ливии переместились на окраины Триполи
16:09  М.Недоступ: Нефть и кровь - мир расплачивается за Каддафи
15:09  Рахман Алшанов: "Комплексовать по поводу отсутствия реальных конкурентов нет смысла"
15:08  "Я тебя породил...". Младший из семи сыновей Каддафи Саид аль-Араб перешел на сторону восставших
14:39  М.Ганапольский: В Багдаде не все спокойно. Даже в самых заскорузлых и утрамбованных диктатурах народ начинает осознавать - ими руководят не боги, а мошенники
14:36  Ю.Калинина: Не националистические настроения расколют Россию. Глупость и тупость властей - вот что ее погубит...
12:50  Д.Орлов: "От революций спасет сталинизм". После Египта перед постсоветскими режимами во всей неприглядной наготе встал вопрос: стрелять в народ или нет?
11:01  А.Яшлавский/Р.Абдуллин: Каддафи меж огней. Лидер ливийской революции полагается на наемников
10:58  "Нью-Йорк таймс": Беспорядки в мусульманских странах приводят к усилению влияния Ирана
10:46  С.Тарасов: Демократизация Арабского Востока: "Аль-Каида" у власти в "подбрюшье" Европы
10:43  "Голос Америки": Обама проводит консультации. США "не исключают возможность отправки" войск в Ливию
10:41  З.Исмаилиен: Экологи в парламенте Таджикистана - наш ответ противникам Рагуна?
10:35  "МК": Каддафи готов к самоубийству. Сил у ливийского лидера осталось только для удержания Триполи
10:26  П.Караваев: "Тройка" и перестройка. Предложение Казахстана реформировать ОБСЕ находит все больше сторонников
10:23  Uzmetronom: На рынках Ташкента. Кушать хочется, но цены кусаются
09:51  "ЭО": Полюса роста узбекской экономики. Какими им быть?
09:50  И.Адясов: NABUCCO и Нагорный Карабах. Россия выходит на первый план в деле...
09:49  Р.Меджидов: Шиитский фактор на Ближнем и Среднем Востоке в начале XXI века
09:43  "РА": На улицах Душанбе запретили продавать газеты
09:30  С.Кургинян: Обама снимает маску! Египет и Тунис - лишь начало большой игры Америки
09:27  А.Хе: Формат развития. Свое десятилетие ШОС будет отмечать в нелегкий период
09:26  A.Саркорова: Влияние духовенства растет. Таджики идут в шариатский суд вместо гражданского
09:23  В Актау разгорается жилищный скандал. Оралманов выселяют из центра социальной адаптации
09:17  С.Строкань: Муамару Каддафи почти нечего терять. Противники ливийского лидера расширяют контроль над страной
09:06  Маулид – день рождения пророка. С 14 февраля по 14 марта мусульманский мир отмечает один из главных праздников
08:52  Интерпол объявил в розыск... действующего заместителя генпрокурора Казахстана Асхата Даулбаева
08:45  Таджикские студенты отказались покинуть Ливию. Есть чему поучиться?
08:37  Business Insider: США сильно пострадали в Центральной Азии
08:31  К.Конырова: Заводская проходная. Войдут ли российские компании в качестве партнеров на Павлодарский нефтехимический завод?
08:19  Желтая энергия. Китайская CYPC будет строить ГЭС и ТЭЦ в Сибири
07:46  С.Епифанцев: Казахстан и Киргизия – сообщающиеся сосуды… Где суждено упасть очередной костяшке домино?
07:35  "КП": Китайцы теснят русских в дорогих бутиках Европы
07:22  Е.Надеждин: "Китайские страсти" по "пятому поколению"
06:39  Союз мусульман Казахстана послу Ливии: "Проявите сострадание к собственному народу или убирайтесь из нашей страны!"
00:40  Я.Норбутаев: Когда у народов ЦА вскипит возмущенный разум?
00:39  Снежный плен. Согдийскую область полностью отрезало от остального Таджикистана
00:38  Властитель совершенно независимый. 300-летний юбилей казахскому хану Абылаю
00:37  Татары Средней Азии засобирались на родину
00:34  Ошская милиция объявила в розыск... российского олигарха-узбека Алишера Усманова
00:30  П.Белов: Триполи против Ливии. В Ливийской Джамахирии идет гражданская война
00:28  М.Каддафи обвинил в беспорядках в стране "настоящего преступника" У.бен Ладена и... галюциногенные таблетки в кофе
00:25  Berliner Zeitung: Безумный мир Каддафи
00:23  Е.Сатановский: Придется смириться с ядерным Ираном
00:19  Ципи Ливни: Кодекс для молодых демократий Ближнего Востока
00:15  Н.Сурков: Каддафи приготовился дать отпор оппозиции. Мятеж в Ливии неудержимо превращается в гражданскую войну
00:12  В.Скосырев: Жасмин еще не зацвел. Условий для революций по арабскому образцу в Китае и Индии пока нет, но власти начеку
00:05  "Правда": Китай готовит интервенцию в КНДР?
Четверг, 24.02.2011
19:37  Казахстан создал 30-метровую "зону отчуждения" вдоль границы с Узбекистаном
19:33  А.Беляев: Пороховая бочка Рогуна
18:11  Бабадурмазцы били в ладоши. Г.Бердымухамедов ознакомился с условиями жизни в генгешлике Бабадурмаз
18:07  В ливийском городе Эз-Завия идут ожесточенные уличные бои - сотни жертв
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
"ЭО": Полюса роста узбекской экономики. Какими им быть?
09:51 25.02.2011

Полюса роста. Какими им быть?

Процветание государства зависит от уровня его конкурентоспособности на мировом рынке, а основа конкурентоспособности зависит от эффективного использования потенциала регионов.

Население Республики Узбекистан и ее экономика – одни из наиболее быстрорастущих в Центральной Азии. Фокус экономической стратегии страны перемещается к центрам роста, от экстенсивных методов развития – к интенсивным. Главные задачи модернизации технического и технологического перевооружения предприятий базовых отраслей – ускорение перехода к индустриально-аграрной экономике, дальнейшее совершенствование территориального развития и оптимизация размещения производительных сил.
Опыт развитых государств свидетельствует о том, что трансформация экономики на этапе перехода на новый качественный уровень предполагает в том числе использование механизмов "полюсов роста". Они служат инструментом более эффективного раскрытия потенциала регионов. Полюса роста вносят кардинальный вклад в развитие городов, рациональное использование трудовых ресурсов, улучшение качества социальных услуг и инфраструктуры за счет целостного развития территорий и выбранных отраслей экономики. Это выявление нового пространственного каркаса развития, включая создание зон опережающего роста, способных вовлечь в свою орбиту как агломерации, так и дотационные и депрессивные районы.

Территориальное развитие:
новые требования

Схема территориального развития и размещения производительных сил в Узбекистане сегодня ориентирована на удовлетворение запросов аграрно-индустриальной экономики, которая находится на стадии перехода на индустриально-аграрную форму развития.
География размещения производительных сил за последние годы претерпела значительные изменения. Эти перемены сопровождались:
усилением ориентации регионального хозяйства в рыночном направлении;
развитием внешнеэкономических связей;
повышением во внутреннем валовом продукте доли субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;
ростом объемов прямых иностранных инвестиций;
интеграцией экономики в международную кооперацию;
активным привлечением крупнейших международных корпораций в проекты развития промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций и других ключевых отраслей экономики Узбекистана.
За последние годы расширена материально-техническая база регионов. Расширены полномочия и выросла ответственность местных органов власти и управления за комплексное социально-экономическое развитие территорий. В результате достигнуто некоторое уменьшение разрыва между регионами в сфере производства промышленных и потребительских товаров и розничной торговли. Однако по объему валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, производства сельскохозяйственной продукции и платных услуг дифференциация усиливается (см. рис. 1).
Территориальное развитие, рост ВВП, объемы привлекаемых прямых иностранных инвестиций, внешнеторгового оборота прямо пропорционально связаны с уровнем развития системы транспортирования и транспортных коммуникаций. Узбекистан по протяженности автомобильных и железных дорог входит в число тридцати ведущих стран мира. Между тем, транспортные расходы узбекских импортеров в расчете на один контейнер в 2,8 раза превышают расходы импортеров из стран Восточной Европы и Центральной Азии, а сумма официальных платежей при экспорте в расчете на один контейнер – в 2,5 раза. Для сравнения: затраты китайских, иранских, турецких экспортеров по данной статье меньше, чем затраты узбекских экспортеров, соответственно в 6, 4, 3 раза. Основные причины высокой стоимости транспортировки грузов – это невысокое качество инфраструктуры, наличие физических и юридических барьеров, удаленность от морских портов.
Анализ показывает, что межрегиональная дифференциация и транспортные проблемы продолжают оказывать неблагоприятное влияние на темпы роста ВРП, объемы ПИИ, экспортного потенциала субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, на комплексное использование экономического потенциала регионов. В идеале территориальная политика должна быть нацелена на равномерное развитие регионов. Однако возможности для обеспечения равномерного и динамичного роста экономики регионов недостаточны. В результате основная часть ПИИ, как правило, концентрируется в Ташкенте и Ташкентской области и, частично, в инвестиционно привлекательных регионах. В этих условиях, исходя из опыта развитых государств, а также с учетом развития свободной индустриально-экономической зоны "Навои", полезно изучить экономическую целесообразность запуска новых пилотных полюсов роста.

Полюса роста: оценка возможностей

Концепция полюсов роста доказала жизнеспособность во многих странах, находящихся на различных этапах социально-экономического развития. Полюса роста – это концентрация предприятий в определенных зонах, где экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс отличаются высокой интенсивностью. Стимулирование создания и развития инновационных предприятий внутри полюсов сближает промышленность, научные разработки и образование.
Другими словами, полюса роста – это стимулируемые государством территориально-производственные объединения с регулируемой отраслевой структурой.
Базовые условия для создания полюсов роста:
производственный потенциал региона;
наличие минерально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, информационно-коммуникационных ресурсов;
уровень развития социально-экономической инфраструктуры, логистики и транспорта;
инвестиционная привлекательность;
экспортный потенциал;
бизнес-климат;
наличие НИИ и высших учебных заведений;
уровень участия региона в международной кооперации;
потенциал развитых отраслей промышленности;
уровень урбанизации;
демографические, миграционные тренды;
потенциал "стягивания территорий".
Критически важен выбор места дислокации полюсов роста. Успешные полюса роста в Австралии, Германии, Словении, Турции и Хорватии дислоцируются в пределах или вблизи крупных городов. Это вызвано тем, что на создание инфраструктуры в зонах, расположенных в менее развитых районах, направляются довольно значительные средства. Однако уровень привлечения новых предприятий и иностранных инвестиций в эти районы гораздо ниже, чем в зонах, расположенных в экономически развитых регионах.
Формируются полюса роста различных видов:
свободные индустриально-экономические зоны;
зоны освоения высокотехнологичного производства;
зоны технико-экономического освоения;
особые экономические зоны;
технопарки;
зоны освоения высокотехнологичного сельхозпроизводства;
индустриальные зоны;
малые индустриальные образования.
Во всех случаях они представляют собой специально выделенные территории, где при содействии государства создается необходимая инфраструктура. Они различаются масштабами, отраслевой принадлежностью, пакетом предоставляемых государством льгот и преференций.
Главные цели зон: содействие развитию инноваций, промышленности, рациональное планирование городов, модернизация предприятий, удешевление строительства и эксплуатации инфраструктуры.
В настоящее время существует географический дисбаланс: предприятия сосредоточены в одних регионах страны, исследовательские институты – в других. Одно из назначений полюсов роста – обеспечить интеграцию между индустрией, инновациями и наукой, опираясь в этом на регионы.
Принципиально важно оказание услуг в таких областях, как управление бизнесом, маркетинг, технологический обмен и инновации, продвижение продукции на экспорт. В этих целях могут быть созданы бизнес-инкубаторы и центры технологического развития. Их задача – максимальная интеграция производства, науки и высшего образования, приобщение предприятий, в том числе субъектов малого бизнеса к новым технологиям, е-commerce, повышение качества ведения бизнеса, обеспечение доступа к информационным ресурсам.
Поощряя с помощью финансовых и иных рычагов объединения предприятий в полюсы можно оптимизировать издержки через совместную политику закупок, общее оборудование, исследовательские лаборатории.
Емкость внутреннего рынка Узбекистана в сельскохозяйственной и промышленной продукции ограничена 28,4 млн. населения, увеличивающимися примерно на 380–400 тыс. человек ежегодно. В развитии экономики важную роль играет внешнеэкономическая деятельность. Доля экспорта в структуре ВВП составляет около 40%, а соотношение внешнеторгового оборота к ВВП – 70%. Одна из важных составляющих полюсов роста в развитых странах – использование потенциала регионального экспорта. Он формируется, в основном, субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства.
Следует отметить, что в 2009 году доля регионального экспорта в совокупном экспорте Узбекистана составила около 12%. В сфере регионального экспорта доминируют Ташкент и Ташкентская область, на долю которых приходится свыше 51% всего экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства страны. На одном уровне – объемы регионального экспорта Самаркандской, Навоийской, Джизакской, Бухарской областей и областей Ферганской долины. Важная особенность регионального экспорта – высокая доля областных центров (минимальная доля приходится на Фергану – 24%, а максимальная – на Наманган – 67%). В Ташкентской области 80% регионального экспорта равномерно распределены между двумя городами и шестью районами.
В Каракалпакстане и во всех других областях насчитывается всего по одному-двум городам/районам, которые обладают долей около 10% в региональном экспорте. Это указывает на то, что в названных регионах еще не сформировались предпосылки эффективных "полюсов экспорта". Там не создано необходимых условий для привлечения ПИИ и запуска экспортоориентированных производств. Критерии повышения экспортного потенциала регионов тесно связаны с выбором отраслей промышленности. В числе отраслей для создания полюсов роста следовало бы назвать информационно-коммуникационные технологии, энергетику, машиностроительную, фармацевтическую, химическую, нефтехимическую и текстильную промышленность. Создание полюсов роста, особенно на базе материалоемких производств, нуждается в тщательном исследовании транспортного фактора.

Транспортный фактор

Одна из главных целей создания полюсов роста – снижение транспортных расходов, синхронизация параметров системы транспортирования с потребностями индустрии, тенденциями грузооборота и пассажирских перевозок. Транспортно-транзитная, таможенная и административная составляющие инфраструктуры должны обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг в координатах "время – цена – качество и безопасность доставки".
В США, например, эти задачи решаются на базе системных мер, направленных на концентрацию ограниченных государственных ресурсов на тех сегментах транспорта, которые являются критическими для экономики и качества жизни населения. Следует отметить, что на протяжении последних двадцати лет транспорт и транспортные коммуникации Узбекистана развиваются темпами, опережающими темпы роста экономики. В результате строительства крупных автомобильных и железных дорог в новую фазу вступила концентрация производительных сил вдоль экономических осей "Восток-Запад" и "Юг-Север".
Вдоль Узбекской национальной автомагистрали протяженностью 1501 км концентрируется около 3/4 городского населения страны. Этот процесс усиливается развитием полимагистралей, формированием газопроводов, нефтепроводов, линии электропередач, водоводов, сотовой, спутниковой и оптико-волоконной линии связи. Параллельно выстраивается система придорожной инфраструктуры, которая ежегодно создает десятки тысяч новых рабочих мест. Согласованность осей развития с полюсами роста позволила бы существенно расширить ареалы влияния, потенциал урбанизации и градостроительного освоения. Для этого важно обеспечить корреляцию районов дислокации полюсов роста с планировочными осями, экономически соединяя территории. Настало время сконцентрировать финансовые ресурсы для формирования малых коридоров, развития дорог местного значения, которые катализируют спрос на межрегиональные поездки, поездки в обоих направлениях, увеличение коммерческих и грузовых перевозок.
Эти требования вызваны тем, что отрасли высокотехнологичного производства меняют типологию перевозок и предъявляют повышенные требования к обеспечению скорости и надежности грузовых перевозок. Так, в связи с вводом в эксплуатацию межконтинентального хаба на базе международного аэропорта "Навои" резко повысились требования к наземному транспорту. Груз, прибывший в течение 5 часов воздушным транспортом из Сеула или Милана, должен быть доставлен до конечного пункта в Узбекистане или в Центральной Азии в самые сжатые сроки. Иначе девальвируется сам принцип создания хаба. В этой связи необходимо:
продвигать в местах создания полюсов роста мультимодальные схемы транспортирования, связывать планирование объектов инфраструктуры с инвестиционными планами полюсов роста; улучшать доступ к рынкам, стимулировать рост торговых, деловых и туристических поездок;
идентифицировать источники финансирования проектов усовершенствования автомобильных дорог местного значения; изучить возможность развития государственно-частного партнерства в сфере строительства дорог в формате "построил – эксплуатировал – передал", "построил – обеспечил содержание"; рассмотреть целесообразность внедрения платных скоростных дорог или участков, оборудованных средствами интеллектуальных систем контроля;
принять меры по улучшению интермодальных соединений между полюсами роста и международными транспортными коридорами; увязать региональные и местные транспортные маршруты; развивать услуги "от двери до двери".
Программа действий должна быть нацелена на обеспечение равновесия спроса и предложения во всех сегментах рынка перевозок и сопряженных с ними услуг, поддержание эффективной экономической связи между центром и полюсами роста, между полюсами роста и внешними рынками.
Важно обеспечить связи полюса с внешним миром за счет эффективных транспортных коммуникаций и высокоскоростных средств связи.
Анализ транспортных индикаторов показывает, что наиболее привлекательными городами для создания полюсов роста в транспортном измерении могли бы стать Чирчик, Ахангаран, Алмалык (Ташкентская агломерация). Во вторую группу могли бы войти Коканд, Бухара, Термез и Асака. Однако Коканд и Асака, как и любой другой город Ферганской долины, пока не могут претендовать на обретение конкурентного преимущества в сфере транспортировки внешнеторговых грузов. В следующую группу городов входят Гузар, Шахрисабз, Хива и Нукус.
Наиболее перспективные

Анализ основных экономических и социальных индикаторов регионов позволяет выделить ряд городов, которые могли бы стать базой для создания полюсов роста.
Это города с хорошим потенциалом, для полной реализации которого не хватает внедрения новых принципов организации.
Алмалык. Располагает выгодными стартовыми возможностями для создания здесь зоны освоения высоких технологий в области цветной металлургии, химической промышленности, производства сельхозмашиностроения и трансформаторов. Город имеет развитую инфраструктуру, налаженные связи с НИИ. Располагает квалифицированными трудовыми ресурсами.
Ангрен. Постепенно становится центром, связывающим центральные и восточные регионы Узбекистана. Промышленный Ангрен смог обрести новые функции и трансформироваться в другой тип города – со средним уровнем индустриализации, но высоким транспортно-логистическим и торгово-посредническим потенциалом.
Андижан. Может принять зону освоения высокотехнологичных производств в сфере автомобильной промышленности, нефтехимии, текстильной промышленности, промышленности строительных материалов для собственных нужд Ферганской долины и экспорта в соседние регионы и страны. С учетом сильных традиций можно проработать вопросы формирования зоны освоения новых сортов зерновых, семян хлопчатника, шелкопряда, плодоовощных культур, элитных пород скота и птиц.
Карши. Рассматривается в качестве полюсной матрицы для перспективных городов Шуртан, Гузар и Шахрисабз. Имеются возможности создания технопарка для освоения товаров с высокой добавленной стоимостью на базе сырья и полуфабрикатов, производимых Шуртанским газохимическим комплексом. Карши может, на основе технопарков, существенно нарастить глубокую переработку хлопкового волокна, шелка-сырца и плодоовощной продукции.
Термез и Коканд. Средний уровень промышленного развития. Могут быть отнесены в подкатегорию городов, где можно создать полюса роста.
Самарканд. Играет ключевую роль в интеграции предприятий соседних областей в сфере переработки свежей плодоовощной продукции. Здесь накоплен большой опыт запуска мини-технологий, производящих экспортоориентированную и конкурентоспособную продукцию. Самарканд обладает главным конкурентным преимуществом в сфере туризма. Идеальный город для создания инновационной зоны международного туризма.
Ташкент. Обладает объективными предпосылками и высокими потенциальными возможностями. Призван охватить агломерацию городов в радиусе 100 км и придать новый импульс развитию Алмалыка, Чирчика, Ангрена, Ахангарана и Янгиюля. Важно запустить пилотные проекты – зоны освоения высокотехнологичных производств, парки инновационных технологий и обеспечить привлечение крупных международных корпораций.

Технологический прорыв

Создание полюсов роста – лучший метод укрепления благоприятного инвестиционного имиджа страны, освоения высокотехнологичных производств, развития науки и технологий, повышения экспортного потенциала, минимизации транспортных и иных затрат, ускорения внедрения новых открытий в производство. Один интересный проект способен произвести свою собственную маленькую революцию. Большое число увлекательных проектов совершит технологический прорыв.
Полюса роста предоставляют эффективный механизм размещения трудовых ресурсов, регулирования миграции и урбанизации. Они – базовый стратегический ресурс развития, который может дать серьезный кумулятивный и мультипликативный эффект, причем в весьма короткие сроки.

Бахтиер Эргашев,
Абдулла Хашимов,
Зульфия Давыдова

Статья подготовлена
на основе аналитической записки Центра экономических исследований (www.cer.uz) "Территориальное развитие и формирование полюсов роста в контексте индустриализации и урбанизации в Узбекистане: проблемы и перспективы"

Источник - Журнал "Экономическое обозрение"
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1298616660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх