КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 22.02.2011
16:27  "В связи со смертью в конце лета прошлого года Бободжона Лакаева предложено приостановить его полномочия", - парламент Таджикистана за работой
16:16  Е.Забродина: Буря в пустыне Сахара. Каддафи, как выясняется, не знал собственного государства...
16:13  Ролан Дюма: М.Каддафи рассчитывает на поддержку гвардии и родного племени аль-каддафа
16:10  "Сценарий арабской революции в России не пройдет", - Д.Медведев наложил... вето
14:37  "Э-К": Невесткой Орбакайте стала казашка
14:35  А.Исаев: Лежите, голуби, лежите. В Астане массовый мор птиц
13:57  Н.Рысмамбетова: Доколе кыргызам молиться на русских?
13:46  Ю.Кучкина: Исламские революции взорвали мировой рынок нефти
13:42  Д.Каримов: Политика.kg. Мордовекторность?
13:39  "Они - псы!" Каддафи-старший уверяет, что еще никуда не удрал
13:35  Ливийских солдат казнили за неповиновение. Найдены сотни тел военных, отказавшихся участвовать в расстрелах мирных граждан
13:29  "Литер": Принцип домино. Нерешенные социально-экономические проблемы вновь выводят арабскую молодежь на улицы
13:24  13 смелых и один самый... Завершился этап выдвижения кандидатов на пост президента Казахстана
13:22  Политбюро ЦК Компартии Китая сохранит стабильные цены в стране
13:20  "Труд": Что будет с Ливией после Каддафи?
12:42  Сomedy Club kz - смех на грани фола. Стартует новый ТВ-проект
12:36  И.Свистунова: Визит президента Турции А.Гюля в Иран и турецко-иранские отношения
12:35  В.Месамед: Каирская "Ат-Тахрир" и тегеранская "Азади"
12:00  С.Одинаев/В.Назаров/З.Нурахмедов: Движущие силы (партии) терроризма в Центральной Азии. От Джумы Намангони до Мухитдина Кабири. Ч.2
10:27  "Independent": Похоже, у властей Ливии есть свои зондеркоманды
10:26  Associated Press": Интернет-акция всполошила Пекин. Китай пытается подавить "Жасминовую революцию"
10:22  "Russia Profile": Отношения между Москвой и Ташкентом омрачил скандал, связанный с гражданином России
10:16  Р.Тимирьязов: Сами мы местные… Помогайте нам… Спикер КырКенеша считает, что международные организации помогают "не тем"
10:13  "Мухоморы вкусные, но опасные". Наконец-то экранизирован культовый роман Виктора Пелевина "Generation П"
10:10  А.Саркорова: Почему Таджикистан отменяет преподавание основ ислама в школах?
10:02  Der Spiegel: Тегеран - дипломатическая эквилибристика
09:37  Скончался брат Аллы Пугачевой. В прошлом - офицер Семипалатинского ядерного полигона
09:31  "МК": Ливия огня. Удержит ли полковник Каддафи власть?
09:07  А.Шустов: Геополитические виражи Узбекистана
09:00  "Wall Street Journal": Умные диктаторы не подавляют интернет. Мубарак понятия не имел, как противостоять власти социальных СМИ
08:53  "КП": Забудьте про отстойный "Контакт". "Москомприватбанк" вводит новую систему денежных переводов по СНГ
08:14  "Къ": Муамара Каддафи валят из страны. Его режим сыпется на глазах
08:10  Al Arabiya: Каддафи-младший разгоняет демонстрантов авиабомбами - в Ливии массовые жертвы
07:59  WikiLeaks разоблачает. Как Чубайс и Дерипаска ппали в Таджикское кидалово
07:54  "КП": Исламский террористический Варшавский Договор
00:37  "Казахстан нас объединяет". Вышла в свет книга документов и мемуаров узниц, томившихся в Акмолинском лагере жен изменников родины
00:29  Пора писать Муамары. Ситуация в Ливии развивается по худшему для Каддафи сценарию
00:25  "РГ": Побег в Париж. Судьбы свергнутых диктаторов складываются по-разному
00:22  В.Панфилова: Пяндж остается под таджикским контролем. Душанбе не нуждается в услугах российских пограничников
00:16  Christian Science Monitor: США и Иран могли бы стать стратегическими союзниками при помощи Индии
00:10  РБК: Постреволюционный Ближний Восток - больше ислама и радикализма
00:09  Д.Триллинг: Ашхабад сверкает новыми зданиями, стирая с лица земли старые кварталы
00:08  Н.Сурков: США договариваются с талибами. Вашингтон хочет интегрировать умеренных исламистов в афганское правительство
00:05  В.Мухин: Постсоветский военный неоглобализм. Страны СНГ и Грузия удивляют мир ростом военных расходов
Понедельник, 21.02.2011
23:25  Каддафи-старший бежал из Ливии вместе с любимой украинской медсестричкой Галей Колотницкой
21:06  Еurasianet: Кыргызстан вытесняет русский язык из общественной жизни
11:21  Г.Инандж: Турция сильный друг и жесткий враг
11:13  Король Марокко Мухаммед VI объявил о реформах. Пока не погнали...
11:05  Н.Назарбаев с государственным визитом отбыл в Китай
10:53  И.Войцеховский: Плановое опоздание казахстанской нефтепереработки
10:52  Н.Кузьмин: Ручное управление политикой. Предвыборная кампания в Казастане движется в направлении, намеченном...
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Таджикистан   | 
С.Одинаев/В.Назаров/З.Нурахмедов: Движущие силы (партии) терроризма в Центральной Азии. От Джумы Намангони до Мухитдина Кабири. Ч.2
12:00 22.02.2011

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ (ПАРТИИ) ТЕРРОРИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

От Джумы Намангони до Абдулло Нури
От Тахира Юлдашева до Мухитдина Кабири
От ИДУ (Узбекистон) до ПИВТ (Таджикистан)

Или же краткий экскурс по совместным "подвигам" и преступлениям ПИВТ и ИДУ

Часть 2. Цели оправдывают средства

Излагая многочисленные факты причастности членов Партии исламского возрождения Таджикистана к террористическим деяниям, которые они совершили за последнее время в стране с длинным списком ее членов, привлеченных к ответственности за различные преступления террористического характера, мы в первой части статьи воздержались от конкретных выводов, давая этим возможность читателю самому поразмыслить о роли и месте этой так называемой "политической" организации в современном обществе Таджикистана. Тем не менее, считаем своим долгом довести до читателя и свою точку зрения на этот вопрос.

VI. Истинное лицо ПИВТ-а и главные цели

Известно, что ПИВТ - эта партия, становление которой непосредственно приходится на период активности в регионе Ал-Каиды, Талибан и ИДУ. Некоторые исследователи, исходя из тактики и стратегии партии, ее подходов к вопросам совмещения ислама и власти, сравнивают ее с известным на Ближнем Востоке исламским движением "Братья-мусульмане" (Ихвон-ул-Муслимин).

Анализ последних событий в стране (в Согдийской области, Раштском регионе) свидетельствует о том, что степень причастности ее членов к дестабилизации ситуации в стране начинает приобретать угрожающий характер. ПИВТ и ее вдохновители в лице глобальной сети международного терроризма создают опасную тенденцию превращения Таджикистана в опорную базу своей преступной деятельности и стратегический пункт для дальнейшего расширения своей активности в других странах Центральной Азии и даже СНГ. А там, где терроризм, там и организованная транснациональная преступность, и контрабанда наркотиков и оружия, являющиеся основными источниками финансовой подпитки террористических и экстремистских группировок различной направленности.

Таким образом, как в этом смысле, так и по преступлениям своих членов за все годы существования, ПИВТ действительно "заслуживает" того, чтобы поставить ее в один ряд с Аль-Каидой, Талибан, ИДУ, а ее предводителей наряду с Усамой бен Ладен, Мулло Умаром, Джумой Намангани и Тохиром Юлдошом.

На данном этапе Правительство страны и ее силовые структуры сумели разрядить создавшуюся напряженность и взять ситуацию под свой контроль. Но где гарантия того, что это надолго? По мнению независимых экспертов, еще рано говорить о полной победе над террористическими силами в Таджикистане.

И вот почему. Активизация на севере Афганистана деятельности различных террористических групп и объединений, в том числе ИДУ, говорит о явном выборе маршрута переноса вооруженной борьбы в глубь региона на северном направлении. По имеющейся информации, в этой части Афганистана при поддержке Талибан и Аль-Каиды укрепляются силы ИДУ, идет усиленное формирование других этнических боевых группировок по типу "Силы исламского джихада". Это свидетельствует о том, что силы международного терроризма во главе с ИДУ, которое, как отмечалось, уже координирует свои безжалостные действия с террористическим крылом ПИВТ, после долгого базирования и соответствующей подготовки в зарубежных лагерях выходят на тропу войны.

Резонно возникает вопрос, почему ПИВТ, несмотря на свой экстремизм и изоляционизм, на начальном этапе своей деятельности, привлекала к себе внимание определенной части населения?

Как было отмечено в первой части статьи, главной целью Партии исламского возрождения Таджикистана является создание исламского государства. Об этом свидетельствует как история ее борьбы со дня основания, так и последние требования лидеров ПИВТ об изымании из Конституции РТ положения о светском характере государства.

После подписания в 1997 году мирного соглашения между Правительством республики и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) и включения представителей последней стороны в различные структуры власти, исследователями написано много трудов, в которых приводится мнение о трансформации позиции исламской оппозиции по вопросу государственности. Сравнительный анализ стартовых взглядов руководства ПИВТ по данному вопросу в 1999-2000 гг. действительно свидетельствует о некоторой позитивной эволюции их позиции в сторону умеренности и прагматизма. В этот период лидерами партии различного уровня повсеместно декларировалась мысль о том, что в ближайшее 50 лет построение исламской формы государственности в Таджикистане является невозможным, позиционируя себя, тем самым, как политическая сила, которая строит свою деятельность, основываясь исключительно на современных реалиях таджикского общества.

Более того, такая позиция исламских политических лидеров в дальнейшем была закреплена в Уставе и Программе ПИВТ, которая в конце 1999 г. получила официальную регистрацию. В своем Уставе ПИВТ декларировала приверженность Конституции и действующим законам РТ, которые имеют светскую сущность и направление. Таким образом, проблема существования исламской партии в светском государстве казалась, нашла свое идейно-теоретическое и политико-правовое решение.

По мере укрепления позиций в обществе ПИВТ начал перерождаться, иными словами открывать свое истинное лицо и намерения, со временем начал оспаривать отдельные положения основного закона страны. Она ведет активную, повсеместную пропаганду, целью которой является внесение изменений в традиционные устои общества и Конституции Таджикистана. Главным вопросом всей деятельности ПИВТ, на первых порах, является устранение конституционного препятствия в виде положения о светском характере государственности, которое закрепляет неизменность светской сущности государства.

Одновременно с этим, ПИВТ, ратуя за реализацию исламских ценностей в обществе, требует, в частности, узаконения многоженства и разрешения ношения хиджаба женщинами, ведет активную пропаганду возвращения норм исламского халифата. В этом контексте ПИВТ выражает недовольство новым законом страны "О свободе совести и религиозных объединениях", который строго регламентирует вопросы посещения мечетей несовершеннолетними, создания мечетей в небольших населенных пунктах и т.д.

На наш взгляд, на активную борьбу за создание исламского государства партию вдохновляют примеры из история второй половины ХХ века Среднего Востока и Южной Азии, когда на политической карте мира в результате настойчивой борьбы появились новые суверенные объединения с исламской формой управления. Это, прежде всего, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Иран. Сюда же можно отнести и пример Афганистана, где в результате длительных междоусобиц и разрушительных войн светский, по сути, строй демократической республики был заменен на исламскую форму правления.

Возрождение и становление международного исламского движения, следовательно, и ПИВТ по времени совпадают с этими событиями. Предводители этого движения, формировав идеологическую базу исламизации на южных границах Центральной Азии, повернули вектор своей деятельности в северное направление, в направление центрально-азиатских республик бывшего Советского Союза.

VII. Эволюционный путь возвращения ПИВТ на политическую арену

Организовав в феврале 1990 года беспорядки под надуманном предлогом выступления против размещения в Таджикистане беженцев-армян, исламисты укрепились в своих убеждениях и поверили в свои силы. Была пролита кровь. Февральские события стали генеральной репетицией перед длительными выступлениями исламских сил, приведшей впоследствии к гражданской войне. Требование о выдворении беженцев - армян в действительности, как выяснилось позже, было лишь поводом для демонстрации сил фундаменталистских исламистских организаций.

События 1992 года показали, что они преувеличили свои возможности. После начала гражданской войны в Таджикистане лидеры ПИВТ покинули страну. В 1993 году, как было отмечено выше, таджикская оппозиция создала в Афганистане Движение исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ) со штаб-квартирой в г. Талукан, председателем которого был избран С.А.Нури, первым заместителем - Ходжи Акбар Тураджонзода и заместителем - Мухаммадшариф Химматзода. Основу этого движения составляли ПИВТ и новые военизированные структуры, сформированные непосредственно под их началом для борьбы против правительства Таджикистана.

Находясь в эмиграции, первоначально в северном Афганистане, они предпринимали попытку получить официальное признание за рубежом, прежде всего, со стороны исламского мира. С этой целью лидеры ДИВТ расположили свои соответствующие штабы в Афганистане (С.А.Нури), Иране (Х.А.Тураджонзода, он первоначально в 1993 году находился и в Саудовской Аравии), Пакистане (М.Химматзода). Они нашли активную поддержку в странах пребывания нисколько в высших политических кругах, сколько у нелегальных экстремистских и клерикальных неправительственных организаций. ПИВТ получала техническую, материальную и военную помощь из различных мусульманских стран. По мнению исследователей, значительная поддержка шла по неофициальным каналам из Саудовской Аравии, Пакистана, Ирана, Судана, от международных исламских организаций. Их поддерживали группировки Гульбеддина Хекматиара, Бурхануддина Раббани и др. По мнению тех же исследователей, они восстановили связи с различными националистическими движениями и фундаменталистскими организациями Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, Судана, международными группировками "Братья-мусульмане", "Взаимодействие", "Совет по исламской координации", "Всемирная исламская лига". К тому же, поддержки официальных властей Афганистана оказалось недостаточным и ДИВТ активные переговоры проводила с Талибаном. Тесные связи у Партии исламского возрождения были с людьми Шамиля Басаева и других террористических группировок из Чечни.

Лидеры ДИВТ обосновали свои штабы в вышеупомянутых странах с целью поддержки вооруженной борьбы оставшейся части исламистов на территории Таджикистана и захвата власти в стране. Им, по уже существующим каналам связи, также удалось вовлекать в боевые действия на стороне ДИВТ на территории Таджикистана отдельные группировки Ал-Каиды, чеченских сепаратистов, Талибан, "Северного альянса".

Постепенно осознав безнадежность военного пути решения и столкнувшись с реалиями международной политики, лидеры ДИВТ перешли от односторонней ориентации на исламский мир к более широким контактам. Обличивщись в маски псевдодемократов они наладили контакты с ООН, ОБСЕ, их принимали в Госдепартаменте США, МИД Франции, Европейском Союзе, Узбекистане и т.д. Лидерам ДИВТ удалось создать имидж умеренного исламского движения, признающего ценности демократии, хотя в стране они все еще продолжали вооруженную борьбу за власть.

Таким образом, начался фиктивный процесс трансформации ДИВТ из военно-политического объединения в исламско-демократического союза. Этому способствовало объединение демократических сил страны наряду с ПИВТ под началом новообразованного формирования Объединенной таджикской оппозиции. С этого момента ОТО начала выдвигать новые более демократичные лозунги, которые завуалировали их истинные цели экстремистской организации.

Данный подход также способствовал началу мирного переговорного процесса. В результате подписания мирного соглашения и признания ПИВТ в качестве полноценной политической партии, она уже к 2000 году активно участвовала на парламентских выборах. Большинство должностей из 30% квоты, выделенной ОТО во властных структурах, заняли представители этой партии.

Наследие того компромисса - возвращение ПИВТ к политической борьбе, единственной в Центральной Азии политической партии на религиозной платформе. Тот компромисс, достигнутый под давлением России и Узбекистана, до сих пор воспринимается как проявление слабости таджикского государства. Повторное возвращение ПИВТ на политическую арену Таджикистана расценивается многими экспертами в качестве мины замедленного действия, которая рано или поздно должна взорваться.

VIII. Тайная подготовка достойных последователей ПИВТ

Система обучения, созданная исламскими деятелями в Таджикистане, пользуется высокой эффективностью в подготовке будущих религиозных деятелей. У них индивидуальный подход к каждому. Эту систему активно использует и ПИВТ. В результате пропаганды ПИВТ в последние годы в Таджикистане усиливается религиозное давление на детей. Дело дошло до того, что студенты высших учебных заведений и школьники образовательных школ бросают занятия ради пятничной молитвы.

По мнению исследователей, по своей организационной структуре ПИВТ напоминает организацию "Братьев-мусульман". Как вспоминал в свое время основатель ПИВТ С.А.Нури, первые ячейки этой организации были созданы в середине 70-х гг. в подполье и действовали в условиях глубокой конспирации. Вопреки запретам советской власти, их последователи проходили религиозное обучение в нелегальных школах. Такой подход, т.е. тайное религиозное обучение умело используется пивтовцами.

Учеба в таких религиозных школах для пивтовцев получает приоритет над современными школами, они предпочитают начать преподавание с малых лет. Дети в малом возрасте легко подаются всякому внушению и поучению. Действительно, такая тактика применяется, прежде всего, при подготовке террористов-смертников в зарубежных лагерях.

ПИВТ активно борется за души и сердца таджикских школьников, защищая якобы права школьниц и студенток посещать учебные заведения в мусульманских платках, а также читать молитву в мечетях в раннем возрасте.

Для пивтовцев даже выгоднее, если дети вообще не будут посещать светские школы. Так, многие дети, в основном, в регионах традиционного распространения влияния ПИВТ, обучившись до 5 класса, прекращали учебу в образовательных школах.

Преследуя цели подготовки убежденных последователей, а также активных пропагандистов своих идей, ПИВТ, пользуясь своими связями с Пакистаном, Ираном, Саудовской Аравией и другими странами, а также своими финансовыми возможностями, оказывает всестороннюю помощь в выезде граждан Таджикистана для учебы в сомнительные религиозные учреждения этих стран.

Процесс учебной миграции в основном имеет организованный характер. В этом процессе помимо ПИВТ замещаны их представители в иностранных государствах, которые за определенное вознаграждение регулируют вопросы поступления в вузах, оформления виз и организации пребывания посланцев. Так, этими процессами в Египте до поры, до времени курировали бывшие беженцы из Таджикистана - Махмадали, Худжа, Кори Ахмад и Бурхануддин.

Активную работу ПИВТ проводит в направлении Пакистана, поскольку эта страна стала ее основной кадровой базой. Из-за специфики этой страны невозможно установить местонахождение и возвратить в Таджикистан всех находящихся там по заданию ПИВТ граждан. Продолжают все еще там оставаться и получать всевозможную религиозную и боевую подготовку дети беженцев из Таджикистана, покинувших страну в годы гражданской войны под руководством ПИВТ. Их родители в свое время эмигрировали в Пакистан через территорию Афганистана. И в настоящее время этот канал эффективно функционирует для реализации стратегических планов этой партии.

Практикиуется вывоз новорожденных и несовершеннолетних детей с целью дальнейешго получения выкупа от террористических и экстремистких групп в иностранных государствах. Террористические организации в свою очередь используют этот материал для подготовки шахидов (камикадзе) и их использование при совершении терактов, о чем свидетельствует взрыв в Худжанде.

По данным, опубликованным СМИ, со ссылкой на начальника штаба МВД РТ, в ходе проведенной операции в Таджикободском районе в январе текущего года был убить Мазори Фатхиддинов по кличке "Мазори", участник нападения на автоколонну Министерства обороны в Камаровском ущелье 19 сентября 2010 года. В соответствии с обнародованными данными он в 13-летнем возрасте выехал в Пакистан, где проходил специальное обучение в террористических центрах.

По сообщению СМИ недавно в Кабадиянском районе были задержаны две группы последователей запрещенного течения "Салафия", которые имели непосредственное отношение к международным террористическим сетям Ал-Каида и ИДУ. Руководители этих групп планировали нелегальными путями под предлогом религиозного обучения переправить заграницу более 60 несовершеннолетних детей.

Следует отметить, что существует немало примеров примыкания выпускников религиозных учебных заведений Пакистана к эктремистским, террористическим группировкам Ал-Каиды, ИДУ, Талибан, Хизб-ут-Тахрир и нежелательным течениям, как "Салафия", "Джамоати таблиг".

Все это, видимо, побудило Правительство Таджикистана принять решение о возвращении таджикских студентов из сомнительных религиозных учебных заведений иностранных государств. Доподлинно известно, что граждане Таджикистана под предлогом религиозной учебы, в неофициальных школах в зонах племен и Южном Вазиристане на территории Пакистана проходят специальную боевую подготовку и впоследствии включаются в ряды террористических группировок как в Пакистане, Афганистане, так и в Таджикистане.

По официальным данным в религиозных школах заграницей обучались около 3000 граждан Таджикистана, в том числе, несовершеннолетние дети.

Как сообщают СМИ со ссылкой на официальные органы Таджикистана, большинство студентов уже возвращены из Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, Египта и других арабских государств. Естественно, что ярым противником такого подхода Правительства Таджикистана первым выступила ПИВТ. Нетрудно догадаться, что выпускники зарубежных теологических вузов иностранных государств по возвращении вливаются в ряды этой партии и становятся активными ее пропагандистами.

В этих условиях ПИВТ, почувствовав угрозу своим интересам в выдвинутый президентом страны законопроекте "Об ответственности родителей в воспитании детей", жестко протестует против него. ПИВТ, прежде всего, беспокоит положение законопроекта, запрещающего посещение несовершеннолетними мечетей и религиозных объединений. По мнению лидеров ПИВТ, данная норма противоречить ценностям исламской религии ханафитского толка, в действительности же ограничивает поле для ее деятельности. Кстати, против данного положения резко выступили и А.Тураджонзода со своими братьями. В чем причина такой реакции? В свое время Аятолла Хомейни - предводитель исламской революции в Иране четко обозначил функцию мечетей для себя и своих сторонников: "Мечеть - пропагандистский центр", а что касается ислама, то он говорил, что "весь ислам - политика". И логично, что лишаться такой аудитории намного осложняет пропагандистскую деятельность тех, которые в исламе видят только политику. Недавно внимательно слушали выступления Нуриддина Тураджонзода в мечети перед прихожанами. Его "наставления" полны ругательных и оскорбительных слов, своих оппонентов со злобою проклинает, желает их скорейшей смерти, называя их "проклятыми собаками". Настораживает тот факт, что такие выступления слушает многотысячная аудитория с возгласами в поддержке проповедника. Действительно, мечеть для него стал настоящим пропагандистским центром и, судя по тому, с каким энтузиазмом слушают его проповеди люди, можно заключить, что в случае призыва к джихаду те с таким же энтузиазмом могут последовать за ним. На наш взгляд в мечети "Мухамадия", которая принадлежит братьям Тураджанзода, такая подготовка идет уже давно.

IX. Различия и сходства ПИВТ с ИДУ, Хизб-ут-Тахриром, Союзом исламского Джихада, Братьями-мусульманами и др.

ПИВТ, хотя и отрекается от нелегальных экстремистских и террористических организаций, как Исламское движение Узбекистана, "Хизб ут-Тахрир", Джамоати таблиг, Союз исламского джихада, Джамоати Ансорулло, Братья - мусульман, тем не менее, она имеет очень много общего и тесные с ним связи. Наблюдается явная координация их деятельности и активных практических действий. В период активизации членов ПИВТ на востоке и севере Таджикистана при ощутимой поддержке международных террористических группировок, о своем содействии неоднократно заявили новый эмир ИДУ Усман Адил, руководитель Джамоати Ансорулла и т.д.

Многие параллели сближают ПИВТ с этими преступными объединениями. Прежде всего, единая цель у всех этих партий и движений - создание исламского государства, средневекового образца. Если ИДУ, Хизб-ут-Тахрир, Союз исламского Джихада борются за создание общемирового исламского халифата, первоначально на историческом пространстве, то ПИВТ может довольствоваться пока в зависимости от отведенной ей роли, по определению вдохновителей красного террора, территорией отдельно взятой страны.

Наблюдения показывают, что все эти партии и движения, имеют много общего и борются похожими методами и средствами. Так, причастность членов ПИВТ к совершению террористических актов, как и ее главных вдохновителей, давно уже доказана. Главный же принцип "для достижения цели все средства хороши" выбран ими для оправдания своих гнусных злодеяний и гадких поступков любыми методами. Они ради достижения своих целей готовы пойти на любые новые и новые ухищрения, чтобы убедить мусульманское население последовать за ними. Их не могут остановить жертвы среди мирного населения, женщин и детей, с этой целью они внедряют новые и новые механизмы убийства вплоть до использования террористов-смертников. Что касается средств борьбы, то Партия исламского возрождения, разочаровавшись в успех демократической борьбы, для скорого достижения своих целей, ввиду дискредитации ПИВТ на глазах у мирового сообщества за ее преступления, также снимает маску и активно начинает вооруженную борьбу за власть, призывая при этом на помощь своих "братьев-близнецов".

По мнению экспертов, ПИВТ в своей борьбе выбирает тактику и стратегию "Братьев-мусульман". В частности, отдельные подготовленные и преданные члены партии ушли в глубокое подполье с целью вхождения во власть под разными предлогами, чтобы в нужный момент оказать поддержку своей Партии.

Различия между ПИВТ и Исламским движением Узбекистана, "Хизб ут-Тахриром", Союзом исламского джихада и другими экстремистскими и террористическими организациями не могут помешать противоправной деятельности, а наоборот способствуют ее эффективности. Одним из отличий является нелегальное функционирование ИДУ, тахрировцев и джихадистов и наоборот вполне законное функционирование ПИВТ. Деятельность первых запрещена, и они действуют нелегально, а что касается ПИВТ, то она осуществляет свою деятельность на законных основаниях. Партия исламского возрождения Таджикистана жестоко боролась за свою легализацию оружием в руках. Ей ценной 150 000 жизни мирного населения удалось заставить власть легализовать свою деятельность на территории Таджикистана. Предпринимаемые ныне шаги ПИВТ еще раз свидетельствуют о том, что она не так уж и далеко ушла от своей стратегической линии и готова в любое время поднять свой вооруженный потенциал для достижений истинных целей.

Другим отличием ПИВТ от своих "близнецов" является, то что ИДУ, "Хизб ут-Тахрир", Союз исламского джихада, Джамоати Ансорулло громко заявляют о своих совершенных преступлениях. ПИВТ же нет. Просто она дорожит своей легитимностью и не вправе заявлять о своих преступлениях. Но от этого ничего не меняется. Преступления совершаются как в первом, так и во втором случаях. Она не вправе открыть истинное лицо ввиду важности ее миссии в регионе Центральной Азии.

Важным фактором, сближающим упомянутые террористические организации является их общая цель, а главным оружием - жестокость беспощадность. Взаимодействие между ПИВТ и ИДУ было апробировано в период Баткенских событий в июль-августе 1999 года, когда боевики Исламского движения Узбекистана вторглись на территорию нынешней Баткенской области Кыргызстана, стремясь сохранить и даже расширить сферу своего влияния, включая и маршруты транспортировки наркотических средств. Отдельные группы ИДУ, воевавшие в течение пяти лет на стороне Партии исламского возрождения на территории Таджикистана, тогда проникли и на территорию Узбекистана. Тогда только совместными усилиями удалось предотвратить распространение боевых действий по всей Центральной Азии.

В период гражданской войны при поддержке ПИВТ Раштская долина становилась реальным плацдармом международных исламских террористов для вооруженной экспансии против других стран региона. Резкая активизация исламских радикальных группировок в последние десятилетия в масштабе всего мирового сообщества способствовала смыканию ПИВТ с исламскими радикалами и слиянию этих факторов воедино.

ИДУ под предлогом отправки на заработки предпринимала попытку вербовать с целью привлечения к террористической деятельности 50 граждан Таджикистана из Согдийской области, многие из которых по пути осознав истинные цели организаторов мероприятия вернулись к своим родным местам.

Х. Долой толерантности: религиозная и этническая нетерпимость ближе к телу

Как считают исследователи, религиозная и этническая толерантность неприемлемы для вдохновителей ПИВТ. Позиция ПИВТ в данном случае совпадает с позицией "Братьев-мусульман". ПИВТ-у, как и "Братьям-мусульманам", присущи тенденции экстремизма, изоляционизма в этих вопросах. Экстремизм ПИВТ проявлялся в годы гражданской войны, прежде всего, в их непримиримости к иноверцам, в распространении ислама в "неисламских странах" мира насильственными методами, а изоляционизм - в стремлении обособить себя от всего неисламского мира, замкнуться в исламском обществе.

Изоляционистская политика фундаменталистов ПИВТ на митингах 1992 года и последующие антирусские, выступления, теракты против военнослужащих Российской Федерации, случаи взятия в заложниках русскоязычных школьников (например, школа №8 в Душанбе), диверсии против церкви на территории Таджикистана, убийство руководителя общества зороастрийцев Рудакии Самади свидетельствуют о религиозной и национальной нетерпимости ее последователей. ПИВТ ревностно относится даже к национальным ценностям времен зороастризма - давно умерщвленной религии на пространстве Центральной Азии, принимая их в качестве напоминания о тех временах.

В результате преступного отношения к представителям других религий и национальностей, со стороны последователей ПИВТ, русские и другие христиане с началом гражданской войны почти полностью эмигрировали из Таджикистана. Если по данным всесоюзной переписи 1989 г. в Таджикской ССР проживали 388,5 тыс. русских, а общая численность некоренного, в массе своей европейского, населения достигала 0,5 млн. (12%), то сегодня численность русских не превышает 50 тыс. чел., или менее 1% населения.

ПИВТ и поныне проявляет, как и подобает экстремистской организации, жесткое отношение ко всему неисламскому в обществе. В них она видит угрозу исламским ценностям и своим интересам. Выстраивание альтернативной исламу светской идеологии арийской тематики принимается пивтовцами в штыки. В то время, когда провозглашенного Правительством Таджикистана "Года арийской цивилизации" в 2006 году, Партия воспринимала как отход от исламских ценностей, она с вдохновением относилась к инициативе о проведении "Года Великого Имама Абу Ханифы" в 2009 году.

Эта партия не способна адекватно воспринимать даже другие течения в исламе. Она активно поддержала Правительства РТ в его решении летом 2009 года запретить деятельность религиозного движения "Салафийя", которого обвинили в разжигании межнациональной и религиозной розни. ПИВТ также поступила при запрете "Хизб-ут-Тахрир" преследуя цель избавления от конкурентов на политическом пространстве Таджикистана. Недовольство ПИВТа вызвало разрешение Правительства РТ на строительство Исмаилитского центра в г.Душанбе, официально признанного течения в стране помимо ханафитского ислама, число последователей которого достигает 200 тыс. чел.

Однако Партия поддержала "Джамоати Таблиг", признавая его в качестве союзника в пропаганде и умножение исламских ценностей в таджикском обществе. ПИВТ выступает в качестве главного покровителя Джамоата в таджикском обществе, запрещенного правительством Таджикистана в 2006 году. В Таджикистане, по мнению исследователей, представители "Джамоати Таблиг", возникшей в конце 1940-х гг. на территории Индии, появились в 1997 г. после подписания мирных соглашений с Объединенной таджикской оппозицией. До этого они скрывались в Афганистане и Пакистане. Главная цель организации - призыв к историческому исламу и исламизации всей планеты.

Как считают многие эксперты, деятельность религиозного движения "Салафийя", экстремистских организаций "Хизб-ут-Тахрир" и "Джамоати Таблиг" превратилась в постоянный фактор внутриполитической жизни Таджикистана, заставляющий власти более лояльно относиться к ПИВТ.

Партия всегда и во всем подчеркивает свою исламскую принадлежность и превосходство перед другими политическими партиями. В своих заявлениях, в вопросах касающихся международной политики не отходит от этих принципов, поддерживает субъектов международного права, в основном, по религиозному признаку.

Так, в интервью SalamNews (http://vatan.org.ru/news/mukhiddin_kabiri), лидер ПИВТ, член таджикского парламента Мухиддин Кабири касаясь азербайджано-армянского вопроса, руководствуясь именно исламской солидарностью заявлял, что "Армения должна понести наказание по всем нормам международного права", назвав при этом страну агрессором, хотя нормы международного права говорят о другом.

В целом, подход у партии, как и у других мировых религий к решению национального вопроса состоит в их обращение в собственную веру. В данном случае, религиозная идентичность перекрывала бы этническую и национальный вопрос бы снимался.

XI. Приоритетность религиозной принадлежности перед национальными ценностями для ПИВТ

В мусульманском обществе ввиду расхождения национальных и исламских ценностей существует конфликт интересов этих понятий. В современных национальных государствах, общество отражает все, присущее народу, все национальные традиции, а значит, и исламские в случае с Таджикистаном. ПИВТ же, как убедились в предыдущих позициях, в основном, выступает за соблюдение именно исламских ценностей, игнорируя при этом общенациональные, тем более чисто этнические ценности, связывая их с доисламскими, которых осмеивает в качестве остатков времен идолопоклончества.

Национальные ценности Таджикистана включают в себя как доисламские, исламские ценности, так и общечеловеческие достижения нового мира. При этом некоторые каноны ислама приспособлены к современному образу жизни, свободе и равноправию и закреплены Конституцией, соответствующим законодательством РТ, т. е. они не могут входить в конфликт с другими ценностями современного общества.

Пропагандируемые ПИВТ ценности, как хиджаб, молитва женщин в мечетях, многоженство, отношение к неверующим и т. п. не совместимы со светским характером государства и условиями гражданского общества. С другой стороны, как считают эксперты, при правильном подходе, ислам может способствовать совершенствованию гражданского общества, становиться "союзником" в развитии национального государства.

Однако подход ПИВТ часто противоречит национальным ценностям, традициям, гражданским и национальным позициям, этнокультурным ценностям, языку.

Необходимо ставить национальные интересы выше всего частного, идейного и на этой основе способствовать укреплению государственности, уважать и придерживаться существующих законов, решать все вопросы в соответствии с законами.

Важной идейной проблемой является позиция исламских политических сил Таджикистана по отношению к "национальному государству". На данном этапе, ПИВТ вроде и сохраняет свою приверженность национальному государству как единице международных отношений, однако ее действия свидетельствуют об обратном. Применяемый подход при этом напоминает процесс подготовки к созданию в перспективе наднациональной исламской государственности в виде исламского халифата, пропагандируемого Хизб-ут-Тахрир, ИДУ, ИДТ.

В глубокое средневековье, находясь в составе Арабского Халифата, предки таджикского народа упорно боролись за то, чтобы исламские ритуалы выполнялись на родном языке, проводились национальные праздники, прежде всего Навруз, сохранились другие национальные ценности. Сегодня ПИВТ выступает за полную арабизацию исламских ритуалов, под предлогом единения и братания с уммой. Им не нравится и то, что в Таджикистане каждый мусульманин после молитвы может вознести ду’а (обращение к Аллаху) на своем родном языке. Она активно выступает за внедрение слово "Аллах" при обозначении Всевышнего, тогда как до настоящего времени в обиходе мусульмане могли использовать соответствующее слово на родном языке. Или же ПИВТ ведет активную пропаганду присвоения арабских имен новорожденным. Сегодня уже инициируется, последователями ПИВТ публичное переименование людей, не имевших арабские имена. Поощряется арабоязычная терминология при проповедях в мечетях.

Священнослужители начинают имитировать манеру одеваться и образ жизни зарубежных исламских служителей. Люди при повсеместной поддержке ПИВТ и их последователей начинают в массовом порядке одевать т.н. афгано -арабизированную мусульманскую одежду, тюрбан, бурку, специфические никабы и разнообразные предметы быта жителей арабских стран, Ирана Афганистана, Пакистана, не только во время совершения молитвы, но и в повседневной жизни, в школах и высших учебных заведениях. С таким успехом можно дойти и до знаменитой афганской паранджи для женщин с сеткой для глаз.

Все это становится базой для разногласия, и следовательно, возможного конфликта между сторонниками традиционалистского и модернистского ислама в Таджикистане.

Активным пропагандистом единения уммы, соответственной тенденции является радикальная исламская партия "Хизб-ут-Тахрир", официально ставящая своей целью построение исламского транснационального государства "хилофат", реализация которой станет возможной только в случае свержения национальных государств региона. Данные обстоятельства говорят о внушительном влиянии этой партии на ПИВТ.

Все это свидетельствует о том, что в годы гражданской войны, в процессе установления контактов ПИВТ с политическими и идеологическими центрами исламского мира, произошли серьезные изменения в позиции их лидеров под влиянием панисламских транснациональных идей построения общества и государства.

Данное обстоятельство особенно явно выражается в сотрудничестве ПИВТ с ИДУ, "Джамоати таблиг", ИДТ, другими исламскими группами Афганистана, а также в готовности совместно взяться за исламизацию Центральной Азии. Об этом свидетельствует тот факт, что в годы гражданской войны в знак исламской солидарности вооруженные группы исламской оппозиции Узбекистана имели опыт совместной вооруженной борьбы против Правительства Таджикистана. В 1997-1998 гг. базы узбекских исламских боевиков находились не только в Афганистане, но и на подконтрольных ПИВТ территориях Таджикистана.

Следует подчеркнуть, что в условиях Таджикистана восстановление национального государства стала торжеством исторической справедливости, и обретение государственной независимости считается важнейшим событием его современной истории. В этих условиях, по мнению исследователей, формирование политической организации, противоречащей принципу "национального государства", считается реальной угрозой самому существованию государственности Таджикистана.

На наш взгляд, как для национального государства, так и для исламской политической организации важными должны являться ответственность за судьбу нации, всего народа, национального общества, обеспечение национальной безопасности и социально-экономического развития, поддержка демократических процессов, соблюдение прав граждан, сохранение и повышение уровня культуры и образования.

Вместо эпилога

Прежде чем писать эту статью, мы долго размышляли, мол "стоит ли?" Ведь, для того, чтобы реагировать на подобные вызовы, не подвергать опасности жизнедеятельность людей и конституционные основы государства существуют органы власти - соответствующие министерства, ведомства, правоохранительные структуры. Нам - ученым, живущим на скромную зарплату, жизненные заботы и хлопоты предостаточно. Однако, мы видим, что путь по которому мы идем весьма опасен - он через несколько лет может нам обеспечить настоящее средневековье: все факторы и признаки предсказывают это смутное будущее.

Не секрет, что, ислам становится все более значимым фактором общественно-политической жизни Таджикистана. В обществе активно обсуждаются вопросы, связанные с взаимоотношениями между государством и исламской религией. Пользуясь этим обстоятельством, ПИВТ стремится любыми путями, вплот до применения силы решить спор в свою пользу.

Противоправные действия ПИВТ и его пособничество террористическим организациям и экстремистским движениям ведут к осложнению обстановки не только в Таджикистане, но и на всем Центрально-азиатском пространстве. Данные обстоятельства вызывают серьезную обеспокоенность у стран региона и мирового сообщества, столкнувшихся с интернационализацией терроризма.

Следует отметить, что события, участниками которых является ПИВТ выступают в качестве звена большого стратегического плана по дестабилизации обстановки в Центрально-азиатском регионе. За всем этим стоят очень мощные силы, обладающие большими финансовыми ресурсами и другими возможностями.

Однако, на фоне всего происходящего мы наблюдаем полное безразличие к этому процессу.

За редким исключением, все так называемые "независимые СМИ" заняты освещением деятельности ПИВТ и религиозных деятелей, теперь по всем вопросам жизнедеятельности общества журналисты первым делом обращаются к лидерам ПИВТ, и те с охотой дают интервью, экспертные анализы, прогнозы, оценки и т.д.

Политические партии, особенно оппозиционного толка, повышают голос только тогда, когда к ним обращается пресса, опять же по поводу реагирования на какие-либо события. Их лидеров можно увидеть только на каких-то семинарах, конференциях по вопросам демократии или пышных мероприятиях. А среди населения, особенно тех слоев, с которыми работает ПИВТ, их увидеть - исключение. А если судить по выступлениям лидера СДПТ Р.Зоирова, создается впечатление, что ее партия является не более чем ячейкой ПИВТ.

Правительственные структуры также упустили много шансов и возможностей. Идеологический блок, имея все материально-технические возможности, работает крайне неэффективно, государственные СМИ (особенно ТВ, НИАТ "Ховар", газеты) далеко отстали от нынешних реалий, а информационное поле работает далеко не в пользу стабильности и развития общества.

Часть коррумпированных чиновников, также видимо, склонена к тому, чтобы внести изменения в Конституцию республики, поскольку среди них помимо всего прочего многоженцев много и они также ждут "легализацию" своего положения. Кстати, любой нарушитель закона, тем более коррупционер является потенциальным сторонником больших потрясений в обществе, ибо таким образом можно избавиться от "груза прошлого" и в новых условиях выставить себя ангелочком. История учит, что такие люди первыми предавали своих хозяев и способствовали скорейшему разрушению государственного механизма.

Есть много нерешенных вопросов в социально-экономической сфере, и все это умело используется пивтовцами в целях дискредитации власти. Кстати, о попустительстве и непрофессионализме в деятельности госчиновников можно писать много, но это уже другая тема, и мы к ней вернемся в другой раз.

Сегодня в политической атмосфере Таджикистане чувствуется холод 1992 года, когда ПИВТ было дозволено все, что ему угодно, средства массовой информации восхваляли ее, в мечетах молодые люди с восхищенными возгласами слушают проповеди новоявленных мул с микрофонами, а государственные органы не осмеливаются делать даже замечания представителю ПИВТ, тем более руководителям этой военизированной политико-религиозной организации.

Все это наводить на мысль - что будет завтра, через год, десятилетие? Мы на эту тему беседовали со многими знакомыми и друзьями, и пришли к тревожному выводу - большинство не уверены в устойчивости развития общества и не на шутку опасаются за будущее своих детей и внуков.

Недавно известный своими оригинальными взглядами поэт Бозор Собир, знающий ПИВТ изнутри выступил за запрет этой организации. Официальным властям страны стоит серьезно задуматься над тем, как предотвратить надвигающую трагедию и обезопасить Таджикистан от дальнейшего сползания в хаос. Нужны решительные меры для того, чтобы выбить почву из-под различных экстремистских и террористических группировок и объединений, проявляющие особую активность в Таджикистане. Это требует, прежде всего, перестройку подходов и тактики действий всех правоохранительных органов страны. Генеральной Прокуратуре, Министерству юстиции Республики Таджикистан, нужно быть более внимательным к выполнению Партией исламского возрождения законодательства РТ, Закона РТ "О политических партиях". На основании достоверных фактов о преступлениях Партии необходимо начать процедуру запрета регистрации ПИВТ в качестве политической организации. Таджикистан не сможет пережить еще одного потрясения, какими являлись события 1992 года. В народе говорят: там, где протекало русло реки, она туда вернется. ПИВТ военизированная организация в сущности, она легализовала себя силой оружия, пролитой кровью невинных и обманутых людей. Она с этой дороги не свернет. Ее требования и действия последние годы свидетельствуют о том, что возвращение на прежнее русло не за горами. Есть и другой путь решения вопроса. Ввиду отсутствия у этой партии культуры ведения политической борьбы, религиозной и этнической толерантности, она самостоятельно, в целях сохранения таджикской государственности, должна отказаться от своей деятельности до лучших времен.

Да, многим не нравится такая правда, но это действительность. Это ни в коем образом не является исламофобией. Страны Центральной Азии однажды пережили "красный террор", им не нужен еще один исламский коммунизм. По мнению исследователя Абдурахман Димишки "Главная цель сотворения людей не является создание противоречия, а в единении молитвы и отсутствие сомнения". В действительности, для того чтобы совершать мусульманские ритуалы, не обязательно создание исламского государства. Все что хочет ПИВТ - это приход к власти и ничто другое. Будьте уверены, если даже в годы атеистического правления никто из умерших мусульман не оставался без чтения джанозы (панихида), и любой желающий мог выполнять религиозные ритуалы, то в любом другом мусульманском обществе исламские ценности будут соблюдены и без ПИВТ.

Салим Одинаев, доктор исторических наук,
Ваххоб Назаров, кандидат политических наук,
Зафар Нурахмедов, независимый политолог.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1298365200
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх