КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 02.02.2011
22:53  В активе казахстанцев 13 золотых медалей - итоги дня Азиады-2011
19:33  Толпа на толпу. В Каире идут ожесточенные уличные бои между сторонниками и противниками Х.Мубарака
18:35  Каир. Защитники Мубарака топчут оппозицию верблюдами. Армия держит нейтралитет
12:30  Б.Эргашев/А.Ахмерова: Будущее урбанизации Узбекистана в руках бизнеса
11:54  Восставшая "улица" заставила президента Йемена Салеха объявить о скорой отставке и отказе передать власть сыну
11:32  Роза Отунбаева наградила орденом "Данакер" премьер-министра Турции Р.Эрдогана
11:06  Азербайджан, Россия и Иран создают СП. В рамках строительства новой железной дороги Север-Юг
11:04  В.Захаров: В ближайшие 5-7 лет на карте мира появится несколько совершенно новых государств. Одни из них...
10:53  В Таджикском Гиссаре началось строительство нового металлургического комбината
10:47  Антимонопольная служба: "Tajik Air" незаконно повысила цены на билеты
10:28  А.Малашенко: Если Мубарак будет упрямиться, то тогда вмешаются "Братья-мусульмане". А это будет удар по всему Ближнему Востоку
10:23  З.Керезбеков: Кто сегодня грабит караваны кыргызских паломников?
10:21  Мартин Сифф: Символ советской и российской гордости покидает небо Средней Азии
10:16  Рик Розофф: Вашингтон усиливает проникновение в Центральную Азию
10:12  Брюс Пэнньер: Таджикистан пускает китайцев на свои поля
10:05  Генри Сокольски: Ядерная мощь Пакистана вызывает все большую озабоченность...
10:02  Сесар Видаль: Египетские революционеры, кто они? О демократии и либерализме речь не идет...
09:38  "Регнум": До 2014 года Китай намерен резко нарастить импорт газа из стран Средней Азии
09:34  Д.Кадыров: Богач, бедняк… Всего несколько семей в Кыргызстане по кругу удерживают власть и делят богатства страны
09:14  Н.Пахомов: Сам приехал. К визиту И.Каримова в Брюссель
09:08  К.Али: Шейх Зайед и его команда, или Немного об эмиратской демократии
08:44  М.Ниязова: Большие проблемы маленького кыргызского села Озгоруш. За что аборигены ловят и бьют милиционеров?
08:37  Т.Уметалиева: Теракты в Кыргызстане спланировало правительство?
08:31  И. Стародубцев: Турция - стратегия экономического развития
08:30  Е.Кирсанов: Политический кризис в Тунисе и Египте: возможен ли "эффект домино"?
08:25  Михаил Горбачев: "Перестройка понадобится и США..." (полезные советы)
08:24  С.Маркедонов: Россия и постсоветское пространство. Наследие Б.Ельцина (хрень)
08:23  С.Каирбекова (минздрав Казахстана): "Плохо поставлена работа с населением. Население не доверяет нашим врачам..." (интервью)
08:16  А.Собянин: В ближайшие год-полтора в России - либо революция сверху, либо киргизско-тунисский вариант
08:03  С.Строкань: Кандидат в президенты США нашелся в Китае. Джон Хантсмен покидает Пекин с прицелом на Вашингтон
08:00  А.Реутов: Хосни Мубарака отстраняют и привлекают. Египтянам уже мало отставки президента Египта, они требуют суда над ним
07:58  Авраам Шмулевич: Моссад не взрывал Домодедово
06:05  "Къ": Железные дороги свернули в Монголию. ОАО РЖД снова претендует на Таван-Толгой
05:08  Хосни Мубарак: - "Я умру только на египетской земле"
00:50  Иван Преображенский: Как США свергали Мубарака
00:43  Я твой родственник! Госслужба и бизнес в Казахстане спаяны прочными семейными узами. Ч. 1-я
00:35  14:1. Казахстанские хоккеисты разгромили на Азиаде сборную Китая
00:30  Счетный комитет Казахстана трясет за неэффективность АО "Национальный медицинский холдинг"
00:25  Кинорежиссер Тимур Бекмамбетов инициировал в Атырау проверки рынков для выявления контрафакта
00:23  Г.Михайлов: Киргизия готовится к возможным терактам. Роза Отунбаева предупредила об этом общество
00:21  3:2. Казахстанские хоккеистки на Азиаде по буллитам одолели сборную Японию
00:20  "НГ": Контакты Карзая с Хекматиаром. Афганская оппозиция в качестве непременных условий для начала мирных переговоров выдвигает ряд условий
00:18  Сибиряки просят муфтия Казахстана содействовать смене этикетки коньяка "Туркестан"
00:17  Казахстан выдал Удмуртии педофила, который изнасиловал нескольких детей
00:15  Spik.kz: Бабушка с ложкой. Казахстан облаготворительствовал Киргизию уже на $13 млн
00:04  "Завещание Матери". В Алматы вышла "семейная сага о нелегкой жизни женщин Средней Азии" Дурням Машуровой - тещи премьер-министра К.Масимова
00:03  В Кыргызстане задержали очередного чернокожего мошенника с "черными долларами"
00:02  Dialog.kz: Тлеющий уже два года скандал вокруг фигуры Аблязова в очередной раз высветил...
Вторник, 01.02.2011
17:45  "Я сломал палец, дурачась...", - интервью Наоми Кэмпбелл/В.Путина
17:21  Король Иордании выполнил требование улиц - правительство ар-Рифаи отправлено в отставку
17:17  На анти-мубараковский митинг в Каире вышел 1 млн человек. Создана "Национальная коалиция за перемены"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Эргашев/А.Ахмерова: Будущее урбанизации Узбекистана в руках бизнесаБ.Эргашев/А.Ахмерова: Будущее урбанизации Узбекистана в руках бизнеса
12:30 02.02.2011

Будущее урбанизации в руках бизнеса, четверки мегаполисов и сотни городов

У городов все как у людей. Что ни город, то характер. Есть древние и совсем юные, огромные и крохотные. У каждого – свое лицо, своя профессия. Современный мир – мир урбанизированный, где есть города-рабочие и города-ученые, города-банкиры и города-туроператоры. Разные города объединяет одно свойство. Не могут они бесконечно впитывать новые потоки людей без постоянного расширения инфраструктуры, наращивания промышленного производства и развития сильного частного предпринимательства.

Не Ташкентом единым

Нравится нам это или нет, но в Узбекистане во многом сложилась система "ведущего города". Именно так, по классификации Саскии Сассен1, американского социолога и экономиста, именуют систему, где один город, как правило столица, концентрирует непропорционально большой объем населения и экономической активности.

Это происходит на фоне постоянно возрастающего демографического давления аграрных регионов на города.

Реальность такова, что в ближайшие десятилетия стране жизненно необходимо перейти к более сбалансированной системе, в которой будет не один, а несколько крупных городских агломераций. Где каждый город в иерархии относительно слабее стоящего выше его и относительно крупнее стоящего ниже, и каждый переплетен множественными хозяйственными связями, образуя единое экономическое пространство.
По расчетам Центра экономических исследований (www.cer.uz), для снижения демографического давления на Ташкент и более сбалансированного пространственного развития стране нужен еще один город-миллионер и две городских агломерации на 500–800 тысяч жителей каждая. Эта большая четверка – Ташкент и три крупных городских агломерации – будет "стягивать" экономическое пространство страны воедино. У каждого из более чем сотни крупных, средних и малых городов Узбекистана2 своя, важная роль в этом "стягивании" пространства и территориальном разделении труда.

Вызов начала XXI века

Прогнозная оценка в краткосрочном периоде: численность занятых в сельскохозяйственном секторе сократится с нынешних 3 млн. до 2 млн. человек.

Сокращение рабочих мест в сельских регионах в определенной степени смягчается внешней миграцией рабочей силы. В результате влияния мирового кризиса ситуация осложнилась. Крупные города страны, и прежде всего столица, начинают ощущать последствия обратного притока избыточной рабочей силы.
Более того, вероятно, в ближайшие десятилетия страна столкнется с проблемой дефицита водных и земельных ресурсов. Это будет сдерживать развитие сельскохозяйственного сектора и еще более сократит число занятых в нем.

Таким образом, Узбекистан в средне- и долгосрочной перспективе будет ощущать возрастающее влияние демографического фактора, заключающегося в неуклонном росте численности населения страны (особенно в сельской местности), на которое будут накладываться ограниченность земельных и дефицит водных ресурсов.

В противодействие этим факторам правительством осуществляется целый комплекс мер, направленных на увеличение занятости на селе. Было особо отмечено, что задачи Государственной программы "Год развития и благоустройства села" не ограничиваются 2009 годом. Это включает в себя и меры по поддержке создания малых промышленных предприятий по переработке сельхозпродукции, развития сектора услуг.

Развитие аграрного производства и услуг в сельской местности потребует бесперебойного снабжения электроэнергией, газом и водой.

Урбанизация сознания

Ответ этим вызовам может дать урбанизация страны с опорой на крупные города.
При выборе модели урбанизации, развития городов должен быть использован комплексный подход.
К примеру, четверка больших мегаполисов выступает "полюсами роста", обеспечивая наилучшие возможности для развития наукоемких и капиталоемких инновационных проектов, требующих знаний и более квалифицированных трудовых ресурсов. Эти центры урбанизации, сосредоточившие крупный бизнес, будут размещать заказы для среднего и малого бизнеса, как в самих мегаполисах, так и в соседних небольших городах.

Тогда малые и средние города (МСГ) должны стать опорой для малой индустриализации, пространством для развития бизнеса, обеспечивающего и обслуживающего, прежде всего (но не только!) сельскохозяйственное производство. Эти города должны обеспечивать занятость рабочей силы, высвобождаемой в результате реализации политики оптимизации фермерских хозяйств. Вместе с этим урбанизация должна не просто перемещать жителя из села в город, но и менять его образ жизни, модель поведения, взаимодействие с окружающим миром.

Сегодня МСГ сталкиваются с целым рядом специфичных проблем. Это ограниченные возможности по занятости городского населения, неудовлетворительное состояние городских служб, недостаток средств для ведения жилищного строительства и текущего ремонта городских коммуникаций.
В сложившейся системе управления администрация городов, как малых, средних, так и крупных, не имеет достаточных стимулов для проведения активной политики по привлечению инвестиций, человеческих ресурсов.

"Стягивая" пространство

У малых и средних городов достаточно широкий набор сфер деятельности. Американский экономист Саския Сассен пишет3, что в структуре развитых экономик растет удельный вес сферы услуг. Бизнес во всех отраслях – от горнодобывающей до оптовой торговли – пользуется теперь бухгалтерскими, юридическими, рекламными, финансовыми, прогностическими услугами больше, чем они это делали двадцать лет назад.

А теперь – внимание. С. Сассен подчеркивает, что на региональном уровне городские центры – центральные или периферийные – являются подходящими, а зачастую и лучшими площадками для производства таких специализированных услуг. Города открыты для фирм всех отраслей. Это, в свою очередь, приводит не только к росту числа рабочих мест, но и к важным результатам в экономическом росте городов. Можно говорить о новой фазе в развитии города как экономического пространства. Под властью финансов и специализированных служб у него появились новые производственные функции.

Особое значение имеет развитие в МСГ производств, которые не требуют значительной инновационной составляющей. К примеру, производство строительных материалов (кирпичное, шиферное производство, керамзит, деревообработка и т.д.), легкая промышленность и традиционное ремесленничество.
Однако это направление осложняется отсутствием собственных администраций и самостоятельных бюджетных полномочий у большинства МСГ.

Ограничитель развития предпринимательства – инфраструктура

В настоящее время в городах страны (и прежде всего малых и средних) существует серьезный разрыв между спросом на услуги инфраструктуры и предложением на них4.

Это обусловлено:
износом оборудования и коммуникаций, нехваткой средств на их модернизацию и замену;
ограниченными инвестиционными возможностями государства;
недостаточно эффективным использованием уже имеющихся средств, ресурсов и оборудования.
Изношенность инфраструктуры городов (водо-, газо, электроснабжение, канализация, дороги, утилизация бытового мусора) – одно из основных препятствий для их развития как центров промышленности, центров развития малого и среднего бизнеса.

Подавляющее большинство предпринимателей в регионах сетуют на то, что состояние инфраструктуры не позволяет обеспечить бесперебойное газо-, водо- и элекроснабжение, услуги канализации. В такой ситуации большая часть малых и средних предприятий простаивает.

В качестве выхода из этого положения бизнесмены вынуждены переходить на автономную систему электроснабжения, на использование угля вместо газа и создание локальной канализации. Однако в этом случае нельзя говорить о безопасности, эффективности и экологичности подобных решений. В итоге недостаток инфраструктуры порождает множество проблем – низкие рентабельность производства и конкурентоспособность продукции (как по качеству, так и по цене), сложности с возвратом банковских кредитов и прочее.

Усугубляет эту проблему то, что создаваемые малые и средние предприятия, в условиях отсутствия комплексного перспективного планирования малых и средних городов, разбросаны по разным частям города. "Каждый сам за себя": каждое отдельное предприятие несет существенные издержки по подведению коммуникаций. Перспективное же городское планирование должно обеспечивать компактное группированное расположение предприятий в промышленных зонах.

В районе за город не отвечают?

Нет маленьких городов. Есть маленькие бюджеты. Но каждый город, за редким исключением, бюджет зарабатывает сам.

Будут ли в Узбекистане богатые малые города? Вполне возможно. Только для этого надо решить ряд вопросов. Для начала нужен градоначальник.

МСГ (районные центры) сегодня управляются районными хокимиятами.
Но в районных центрах не существует отдельного управленческого аппарата, определяющего социально-экономические задачи, а самое главное – регулирующего вопросы, связанные с развитием инфраструктуры городов. Например, первый заместитель хокима района отвечает за развитие инфраструктуры, транспорта, связи на территории района, однако развитие городского хозяйства в его прямые функциональные обязанности не включено.

К чему привело отсутствие в действующей административной системе управления ответственного лица, непосредственно занимающегося вопросами развития города?

Сложилась система, когда городские службы, ответственные за состояние городской инфраструктуры, действуют несогласованно. Отсутствует единый подход к координации их деятельности.
Увеличивается разрыв в потребностях населения и субъектов предпринимательства МСГ в бесперебойном доступе к услугам городской транспортной и инженерной инфраструктуры и возможности различных городских служб в их удовлетворении (питьевая вода, природный газ, городской транспорт и дороги, теплоснабжение и т.д.).

Другая проблема – недостаточность выделяемых местными бюджетами финансовых средств для благоустройства и градостроительства в малых и средних городах. Это обеспечение предпринимательства коммуникационными сетями.

Недостаточность средств вынуждает хокимияты переносить часть бремени по благоустройству городов и территорий на частный сектор, призывая бизнес к социальной ответственности.

Один из возможных вариантов решения этой задачи – создание отдельной должности заместителя хокима района по управлению городским хозяйством с небольшим (3–4 чел.) штатом сотрудников (с содержанием за счет средств, выделяемых из бюджета для благоустройства) в рамках уже существующей структуры районных хокимиятов. Такой подход может обеспечить более целенаправленную координацию деятельности по управлению процессами городского развития, городского хозяйства и городского планирования и создаст возможность для комплексного развития районов и районных центров (МСГ).

Без частного бизнеса невозможно

Учитывая то, что вопросы совершенствования инфраструктуры городов – это дорогостоящий и растянутый по времени процесс, один из выходов – разработка комплексного подхода к планированию городского развития. Частью этого процесса может стать формирование промышленных зон в малых и средних городах.

Промышленные зоны позволяют сконцентрировать различные производства на сравнительно небольшой территории. Это обеспечивает получение значительного экономического эффекта по инвестиционным, территориальным, материально-техническим, а также энергетическим ресурсам. Появляется возможность экономии (от 10 до 25 процентов) площади, протяженности автомобильных и железных дорог, числа возводимых производственных зданий. Формирование промзон рядом с железнодорожными путями обеспечит снижение издержек на транспортировку произведенной предприятиями промзоны продукции.

Если ограниченные финансовые средства будут сконцентрированы на создании небольших промышленных зон, то это позволит упростить расположенным в них предприятиям получение доступа к услугам инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур.

В результате сформированные в МСГ промзоны, привлекая частных инвесторов, будут способствовать решению вопросов индустриального развития городов и прилегающих сельских районов.
Здесь уместно будет вспомнить практиковавшуюся долгое время политику размещения в малых городах филиалов и производств крупных промышленных предприятий из больших городов – индустриальных центров. В нашем случае 115 городов будут конкурировать между собой за право разместить филиалы крупного бизнеса из четырех мегаполисов.

Кроме того, концентрация промышленных зон в определенной территории за пределами города сможет обеспечить улучшение экологической ситуации в городах (при организации кожевенного производства, выпуска химической продукции и т.д.).

Для финансирования этих проектов предлагается два варианта.

Первый вариант. Использование средств Фонда реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ). Учитывая, что средства ФРРУ предназначены для финансирования строительства промышленных объектов, представляется целесообразным выделение отдельной кредитной линии для финансирования проектов инфраструктуры в формируемых промышленных зонах МСГ страны. Средства данной кредитной линии могут выделяться на конкурсной основе на специальный расчетный счет, который должен быть открыт хокимиятами районов и городов. Данные средства будут носить целевой характер и проводиться через местные органы Казначейства. При этом главными условиями участия местных органов государственной власти в конкурсе на получение средств должны быть согласованные и утвержденные ТЭО и бизнес-планы по формированию промышленной зоны в том или ином городе.

Второй вариант. Использование механизма частно-государственного партнерства (ЧГП).
В современных условиях, когда частный бизнес страны значительно укрепился, формирование инфраструктуры промышленных зон невозможно без самого широкого использования инвестиционных возможностей частного капитала. Как одна из форм, ЧГП – возможность для предпринимателей (групп предпринимателей) участвовать в строительстве и дальнейшем обслуживании объектов инфраструктуры в формирующихся промышленных зонах.
В этом случае предприниматели, вкладывая средства в формирование инфраструктуры промзоны, получают право сдавать в аренду земельные участки в ее пределах и через это окупить свои затраты.
Для реализации этого варианта существуют серьезные законодательные и институциональные ограничения, не позволяющие эффективно использовать потенциал ЧГП в осуществлении инфраструктурных проектов.

Urbi et orbi ( Городу и миру)

Развивая МСГ, государство должно создавать благоприятный инвестиционный климат. Тогда частный сектор сможет полностью раскрыть свой потенциал. Положительные результаты не заставят долго себя ждать.

Бахтиер Эргашев,
Алина Ахмерова

Статья подготовлена на основе аналитической записки "Совершенствование системы городского управления в малых и средних городах Узбекистана – основные направления, механизмы и инструменты" Центра экономических исследований (www.cer.uz), 2010.

Примечания:

1 Saskia Sassen. Cities in a World Economy. Chapter 3. National and Transnational Urban Systems.
2 В Узбекистане к малым городам относятся города с населением до 20 тыс., а к средним - от 50 до 100 тыс. человек. Это, прежде всего, районные центры и города районного подчинения.
3 Саския Сассен. "Глобальные города: постиндустриальные производственные площадки". – "Прогнозис", 4, 2005.
4 Объем подаваемой водопроводами питьевой воды снизился за последние несколько лет на 20%. Изношенность и аварийность водопроводных сетей достигает 27,5% от их общей протяженности. Во многих городах питьевая вода подается по графику не более 3–5 часов в сутки. Дефицит электроэнергии приводит к временным прекращениям подачи электричества и его "веерным" отключениям в ряде регионов страны. Параметры подаваемого эл ектричества часто не соответствуют установленным требованиям, растет количество аварийных отключений.

Типологизация и определение кластеров городов Узбекистана

Специалистами ЦЭИ проведена типологизация городов в Узбекистане. По двум основным показателям (численность населения и объем промышленного производства) города страны разделены на пять кластеров.

I. Малые и средние города (от 20 до 50 тыс. чел.) с низким уровнем индустриализации. Это преобразованные, в силу роста численности жителей и наличия градообразующих процессов, в города поселения сельского типа. Экономически ориентированы преимущественно на сельскохозяйственное производство. Города первого кластера встречают наибольшие трудности на пути превращения в центры индустриализованного развития на местном, локальном уровне.
(Пахтаабад, Байсун, Нурата, Пскент, Китаб, Кунград, Паркент и др.)

II. Малые и средние (от 20 до 100 тыс. чел.) города со средним уровнем индустриализации. Именно малые и средние города второго кластера, большинство из которых являются районными центрами, могут сыграть значительную роль в увеличении доли промышленности и сферы услуг на региональном уровне, что будет способствовать индустриализации страны в целом.
(Аккурган, Питнак, Шаргунь, Кумкурган, Газалкент, Муйнак, Газли, Талимарджан, Гулистан, Каттакурган, Денау, Хива, Шахрисабз, Гиждуван и др.)

III. Монофункциональные города – малые и средние города с высоким уровнем индустриализации. Образованы вокруг крупных промышленных предприятий. Города третьего кластера имеют хорошие показатели индустриального развития, развития инфраструктуры, уровня жизни. В отличие от подавляющего большинства МСГ, входящих в первый и второй кластеры, города третьего кластера имеют свои самостоятельные городские администрации. Однако в перспективе их потенциал будет снижаться (особенно это характерно для тех городов и предприятий, которые ориентированы на переработку минерально-сырьевых ресурсов), если не будут предприняты комплексные меры по расширению функций данных городов. Прежде всего, через использование возможностей имеющегося высокого уровня развития городской инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжение), которая может стать основой для развития всех видов малого и частного бизнеса. Второе – использование достаточно высокого уровня человеческого капитала в данных городах (уровень образования и качества преподавания, наличие вузов и их филиалов технической направленности в данных городах), что дает возможность создавать небольшие, компактные технопарки, инновационно-внедренческие центры и так далее. Третье – некоторые из городов, входящих в третий кластер (Учкудук, Зарафшан, Мубарек, Ахангаран), имеют возможность стать крупными транспортно-логистическими центрами местного и национального значения.
(Келес, Ханабад, Тойтепа, Ахангаран, Янгиюль, Мубарек, Учкудук, Зарафшан, Бекабад, Асака и др.).

IV. Крупные города (от 100 тыс. чел.) со средним уровнем индустриализации. Имеют инфраструктуру городского типа и развитые урбанистические черты. Города четвертого кластера имеют определенный потенциал для развития, прежде всего образовательный, инфраструктурный. Но в силу экологических факторов потенциал их развития имеет серьезные ограничения. Потребуется долговременная, целенаправленная, комплексная работа по расширению функций данных городов, поиску и использованию новых конкурентных преимуществ, в первую очередь, индустриально-инновационного характера, транспортно-логистического и туристического.
(Ургенч, Джизак, Нукус, Термез, Маргилан, Ангрен, Коканд, Бухара, Наманган).

V. Крупные города с высоким уровнем индустриализации. Данные города имеют потенциал для выполнения функций узловых центров – концентрации, управления и перераспределения транспортных, финансовых, товарных, миграционных, информационных и других потоков и превращения в "полюса роста". В этом случае на основе существующих инфраструктурных, транспортных, человеческих, финансовых ресурсов они смогут обеспечить наилучшие возможности для развития капиталоемких и техноемких отраслей и сферы услуг.
(Самарканд, Андижан, Навои, Карши, Фергана, Алмалык, Чирчик).

№10, 2010 год

Источник - Экономическое обозрение
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1296639000
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх