КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 26.01.2011
22:51  Казахстанские дипломаты вмешались в конфликт на границе с Узбекистаном
21:59  Страны ОДКБ будут совместно готовить миротворцев
21:39  Генерал Сабир Рахимов был казахом и его слава должна принадлежать казахстанскому народу (депутатский запрос А.Момышева)
19:48  Хилари Клинтон награждена казахстанским орденом "Достык"
19:47  На Украине арестованы активы казахстанского банкира Аблязова (БТА-банк)
18:50  С.Шарипов: "Угрозы не будет. Исламизация является естественным состоянием таджикского общества"
18:46  М.Салимпур: Кем были басмачи – разбойники или моджахеды?
17:09  Т.Мадылбай: Сакский период истории Кыргызстана... История - это нечто вроде публичной девки, которую все
16:12  Обращение обычных крестьян-узбеков Оша в Международный уголовный суд ООН в Гааге
15:18  "Тунисский синдром". Массовые беспорядки перекинулись на Египет и Ливан
13:56  Asia Times: "Аль-Каида" причастна к взрыву в Москве?
13:52  На востоке Таджикистана ликвидирован один из курбаши басмачей - Мазори Фатхиддинов
13:42  Непогода в Душанбе сыграла на руку террористам в Домодедово. Рассказывает раненый Нурулло Хасанов
13:37  Китай отказался от борьбы за таджикское месторождение серебра "Большой Кони Мансур"
13:15  "Домодедовский террорист прокричал перед взрывом, как его зовут, сказал, что ему 35 лет, сказал, откуда он родом, но...", - рассказывают очевидцы
12:18  В Ирландии задержан Интерполом экс-министр энергетики Киргизии С.Балкибеков
11:56  З.Каражанов/А.Беспалова: Русский терминал. Весь мир в шоке от очередного теракта в России
11:49  Ищите источник взрыва в Домодедово в московских криминальных группировках, - бредятина от М.Шевченко
11:41  "Литер": Антикризисный прорыв. Реализация национального плана по стабилизации экономики вывела Казахстан на новый уровень
11:35  "МК": Выжившие и мертвые в Домодедово. Урунбай Манбетов из Узбекистана, он всегда всем пытался помочь, работал не покладая рук в нескольких местах...
11:27  А.Саркорова: Таджикистан - исламизм от нищеты и безысходности
11:18  И.Нишанов: Кыргызстан в угаре национализма
10:51  Ю.Макеев: Первичное размещение акций на биржах КНР и Гонконга. Общая характеристика рынка акций КНР
10:35  "Это кощунство со стороны властей Узбекистана...", - казахстанский депутат А.Момышев возмущен сносом памятника советскому генералу Рахимову в Ташкенте
10:31  В Лондоне вышла книга "От шаманизма к суфизму: женщины, ислам и культура в Средней Азии"
10:28  А.Медведев: Воды в Центральной Азии достаточно, надо лишь грамотно ею управлять
10:24  Б.Ибраимов: В Кыргызстане усиливается волна терроризма
09:29  Д.Мамасалиев: Реформа в социальной сфере Кыгызстана - что изменится от перемены мест слагаемых
09:21  Д.Каримов: Зеленое знамя революции. В Кыргызстане боролись с авторитаризмом, чтобы идти к теократии?
09:12  М.Эгамзод: Трагедия объединяет людей. Посольство Таджикистана в Москве оперативно помогает пострадавшим при теракте
09:02  Генерал А.Медетбеков: Угрозы терроризма и религиозного экстремизма в ЦАР
08:58  В.Фарафонов: Издержки национальной идентификации, или Россия и Кыргызстан как субъекты интеграции
08:55  В.Сидоренко: Как охраняли памятники Бухарской старины в недалеком советском прошлом
00:58  В.Панфилова: Беспроигрышная игра Ислама Каримова. Узбекистан будет расширять сотрудничество с ЕС и НАТО
00:40  Алматы. Второй чемпионат по стрип-танцу на шесте выиграла Катя Репина из Ташкента
00:28  Я.Норбутаев: Полетел Ислам в Европу…
00:08  С.Байгазиев: Кыргызстан напоминает яйцо без скорлупы? Кто осветит путь заблудившемуся во вьюге кочевью?
00:04  Э.Караева: Виновата ли Отунбаева в Ошских событиях?
00:02  Госагентство связи при правительстве Киргизии возглавил Алмазбек Кадыркулов
Вторник, 25.01.2011
23:43  Mina Corp: Компании совершенно не нужно обеливать свое имя, потому что имя и репутация компании были очищены подкомитетом конгресса США
22:05  П.Дуйшонбаев: Кыргызстан. Виртуальные камикадзе превращаются в реальных. С какими итогами закончился год?
21:17  В.Нестеров: США обрели желтого "старшего брата"
18:14  Я.Бутаков: Чего добивается Ташкент? Россиянина посадили на 16 лет за измену… Узбекистану
18:12  А.Балиев: Почему Вашингтон идет на уступки Пекину?
17:10  Эмомали Рахмон назвал теракт в Домодедово чудовищным злодеянием
17:03  К.Козлов: Язык до песен доведет. Может ли казахскоязычная эстрада стать перспективнее, чем русскоязычная?
16:44  А.Бекирова: Убойный тандем. ВИЧ и туберкулез в паре атакуют Центральную Азию
16:42  К.Конырова: Проект надежды. Еще один казахстанский блок на Каспии ("Н") обещает нефть и газ
16:40  Китайцы составляют более 60% трудовых мигрантов в Таджикистане
16:12  В Китайском Гуандуне решено построить самый большой город в мире на 42 млн человек. Имени мегагороду пока не придумали
15:08  Атырау. Вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана Б.Камалиев разбился в ДТП
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
С.Байгазиев: Кыргызстан напоминает яйцо без скорлупы? Кто осветит путь заблудившемуся во вьюге кочевью?
00:08 26.01.2011

Снова беря в руки знамя Манаса …

Мы говорим о том хорошем, что дал нам социализм, и еще будем об этом говорить. Но, несмотря на материальные и научно- образовательные достижения во времена СССР, нельзя отрицать и загрязнение нашей природной и духовной экологии, об угрозе национальному генофонду. Вот так и пострадали наши природа и духовный мир, будущее омрачилось, мы мучились в тисках тоталитарного государства, не смея выплеснуть наружу накопившиеся доверху национальные проблемы, язык наш был связан, мы переживали за свое будущее – каким оно будет?

И вдруг появилась перестройка, а после нее реализовалась "бархатная революция", в результате чего мы неожиданно получили свободу, независимость и стали самостоятельным государством. Мы достигли цели, о которой мечтали издревле, и взяв в руки знамя великого Манаса, народ Ала-Тоо в белых калпаках почувствовал прилив силы, ожидая от будущего много хорошего. Да, это было. Однако, сейчас нам целесообразно глубоко задуматься, опустив голову. Сами по себе свобода и независимость не могут обеспечить благополучную жизнь и сделать народ счастливым. Если мудро не использовать широко открывшиеся возможности, жизнь превращается в хаос – " в безголовую лягушку, в безглазого слепня". Одна из причин этого - отсутствие точного, конкретного маршрута к своей цели, дорога к которой должна сопровождаться тщательной предварительной разведкой, всесторонними глубокими исследованиями, составлением плана- проекта, по которому надо семь раз отмерить, а один- отрезать.

Верблюды кыргызского кочевья

Говоря по правде, мы похожи на человека, который, не умея плавать, бросился в бурную реку, чтоб переплыть на новый берег. Под демократические лозунги, в шуме и хаосе, кыргызское кочевье вместе с верблюдами было спешно загнано на голый лед рыночной экономики, и что из этого вышло? Верблюды сразу поскользнулись и упали, барахтаясь на скользком льду. Со стороны партии и правительства в последнее время были вроде бы составлены новые планы поднять и поставить на ноги наших лежащих верблюдов. Но, есть основания сомневаться в тех "стратегиях" и "концепциях", и повторно взглянуть на них…

Мы не рискнем утверждать, что и сейчас с ходу сели правильно в седло. C с этой точки зрения, еще рано смотреть в будущее непогрешимым веселым оптимистом, или бесстрашным беспечным романтиком. Да, верно, кочевье строится по ходу своего движения. Тем не менее, для нас вопросительный знак сейчас имеет более важное значение, чем восклицательный. Времена меняются. И когда народ едва идет в буран по крутой дороге, глаза его застит туман, то должен найтись мудрец, который семь раз измерит, один раз отрежет; отправит разведку вперед по дороге, где должен пройти народ; найдет слова поддержки; в темноте найдет свет прозорливо, как некогда это сделал святой мудрец Бакай ата.

Причина ясна для глубоко вникающего в проблему человека. Экология духа, и без того недомогающего и не пролеченного, неожиданно подверглась эпидемии новых болезней, и далее дойдет до катастрофы, исчезнет облик национальности, да и сам этнос исчезнет, оказавшись в тяжелом и опасном положении.

Разве это можно скрывать? И почему такое происходит? Далее поговорим об этом.

Задыхаясь в объятиях сильных цивилизаций…

Растаяли льды бескровной войны, рухнули идеологические преграды, открылись границы и мы ступили на путь единения с миром и сотрудничества. Стоящий на Великом шелковом пути, выбравший направление к рыночной экономике, Кыргызстан стал активно втягиваться в орбиту экономических отношений, которые человечество развивает на новой основе. В этой ситуации чувствуешь и надежду, и переживаешь, и тревожишься.

Сейчас усиливаются интеграционные процессы между разными цивилизациями, мы напрямую связаны с сильными и слабыми государствами, нарастают миграционные потоки. Как сложится судьба кыргызского этноса, как будет развиваться его внутренний мир, сможет ли народ в белых калпаках сохранить свою национальную идентичность и самостоятельность, или же задохнется в объятиях сильных технических цивилизаций, не лишится ли своих национальных признаков и твердой почвы, не исчезнет ли? Мы полагаем, каждый думающий кыргыз понимает, что такие "непутевые" вопросы задаются не ради красивого красноречия. Если хотите, это – вопросы нашей судьбы.

Пережитки прошлого в политике открытых дверей…

Как мы можем противостоять внешней экспансии, если у нас нет намертво впитавшейся, глубоко укоренившейся религии, а пролетарская идеология под видом "пережитков прошлого" вытравила из нас вековую национальную самобытность, благородные обычаи, которые были растоптаны, высмеяны тоталитарным обществом, оторвавшим наших граждан от исторических корней и сделавшим их манкуртами.

Как одуванчик сдувается порывом случайного ветра, не имея сил противостоять ему, так и мы – будем ли поглощены стихией чужой цивилизации? Сейчас мы проводим политику открытых дверей. Правильно, на сегодня другой альтернативы этому, похоже, нет. Однако, в нынешнее опасное и ненадежное время цена народного менталитета измеряется не только открытостью дверей, но и способностью и умением противостоять воздействию извне течениям, наносящим урон нашему достоинству и ценностям нашего духовного мира.

Мы – кыргызская нация, владеем ли сегодня такими качествами? Например, Китай как государство противостоит иностранной модной идее, чуждой концепции, экспансии течений своей вековой великой культурой, либо буддизмом, а то и учением Конфуция. Арабы противостоят арабской исламской альтернативой. А мы, кыргызы, что можем противопоставить? Какую внутреннюю национальную идею, какую философию? Или же наша доля – следовать за чужаками, подражать им, копировать, быть ведомыми? Мы должны признать, что забыли об укреплении духовно- нравственного фундамента.

У нас до сих пор не выработана духовно- культурная концепция, морально- нравственная философия; нет национальной идеи как основы внутренней крепости и устойчивости; нет своего вдохновляющего идеала; нет общей для всех святыни – морального абсолюта, нет опоры. Нам не стоит забывать, что без руководящей высокой идеи ни отдельный человек, ни государство не смогут жить.

Когда народ крепко держит правильный путь, поклоняясь своему Богу, имея единый "центр притяжения" и "стрелку компаса", тогда он может анализировать хорошие и плохие вещи, отсортировать нужное от негодного даже при широко открытых дверях, и будет способен защититься от вредных чуждых воздействий. Зрелый народ похож на яйцо с крепкой скорлупой. Крепкая скорлупа хорошо защищает яйцо от внешних вредных влияний. Внутрь не просто проникнуть пыли, пакости, грязи.

Кыргызстан похож на яйцо без скорлупы?

Наша молодежь, как ни горько об этом говорить, сегодня похожа на яйцо без скорлупы. Не сложно заметить, как на ее незащищенную мякоть легко прилипает все извне, создавая опасность гниения изнутри. Из-за полной открытости нашего общества к нам беспрепятственно входят дешевые стандарты западной массовой культуры.

На нашей земле началось беспорядочное столкновение Запада и Востока. Многие граждане, воспитанные в духе отрицания национальности тоталитарной системой, оторванные от исторических корней, после обрушения коммунистических идеалов и их знамен, не имея внутреннего стержня почитания национальных святынь, опоры, превратились в благодатную почву для внешних чуждых воздействий, с открытым ртом и закрытыми глазами ведомые ими в разные стороны, чрезмерно доверчивые, попадая в плен чужих стандартов и идолов.

Постепенно увеличивается количество молодежи, переходящей в христианскую религию. Вызывает сожаление, что некоторые наши граждане и газеты не считаются с обычаями и традициями своего народа, его психологией, этнокультурными особенностями, и агитируют за некоторые беззастенчивые стороны еврохристианского образа жизни. Экраны кинотеатров переполнены эротическими фильмами и боевиками. В селах широко распространены "порнография". С каждым днем увеличивается число кыргызских девушек, продающих свое тело.

Сегодня у нас оживились отношения подхалимажа и лизоблюдства, возрос культ больших денег, финансово-коммерческого и материального успеха, об алчности и накопительстве нечего и говорить. В жизнь входит "философия" найти деньги любой ценой, получить выгоду, тогда ты – человек.

Идеологическую нишу заполнила безнравственность. Таковые результаты жизни без идеала и без высшей руководящей идеи, общей для всех. Если не будет своей национальной святыни – "Каабы"(мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запретной Мечети (Мекка)-прим.gezitter.kg), для всех одинаково ценной, и все разбредутся кто куда, и если оставить этот процесс без руководства, без контроля как сейчас, то совсем скоро наша духовная экология придет в полное расстройство и испорченность. Отсутствие вектора нашей внутренней духовной жизни приведет к тому, что ветры чуждой цивилизации вконец оголят наш национальный очаг, сдуют с нас и так едва держащуюся благородную "пыль", изменят наш облик и испортят нашу сущность.

Надо ли нам плотно закрыть двери?

Конечно же, это не означает, что мы должны избегать чуждых цивилизаций, плотно закрыться от внешнего мира. В военной авиации есть понятие "опасное сближение". Речь о том, чтобы помнили - история знает множество случаев, когда безоглядное бездумное сближение с цивилизацией, далеко опередившей нас, с чужой земли,обычаями и традициями, языком и религией, для нас чужими, заканчиваются плохо.

Подобным нам только начавшим развиваться кочевым этносам сегодня легко быть проглоченными развитыми технически продвинутыми цивилизациями (машины, компьютеры). Да, мы тоже будем развивать мировую науку и технологии, в будущем и мы достигнем , создадим себе материальный комфорт. Однако, какой будет эта экономическая райская жизнь, ее содержание? Когда-то мучивший великого Достоевского вечный большой вопрос встал теперь перед кыргызами, но мы его как бы не замечаем. Достоевский: Хорошо, скажем, человек все же сел на ковер. А что потом будет? Что последует за этим?- спросил он. Кто в будущем будет сидеть на этом ковре? Черт или ангел? Сабитжан или Едигей? (Ч.Айтматов). Бостон или застреливший Мать-Олениху, почитаемой предками священной, идущий к прогрессу через разрушение особо ценной колыбели и родительского становища Орозкул? Кто?

Если общество развивается в экономическом, техническом направлении и при каждом продвижении вперед люди теряют драгоценные человеческие качества, тогда это – не прогресс, а регресс. Следовательно, если человечество хочет сохранить в себе человека, он не должен поклоняться только одной стороне жизни – науке и технике, экономике, то есть не возводить в абсолют односторонний рост и прогресс.

Человек должен развиваться и расти не только в технике, науке, экономике, но и в совестливости, вере, духе. Только там, где процветают в людях хорошие качества- душа и вера, стыд и совесть, мораль и нравственность, имеют значение технико-экономическое развитие и его почитание. Необходимо, чтобы индустриальное развитие человечества сопровождалось его моральным развитием. В противном случае, как говорят прозорливцы, наступают последние дни человека.

Сегодня мы – потомки кыргызов, ищущие путь в будущее, должны получить уроки из опыта развития западного капитализма, попавшего в духовный кризис. Мы должны понять, что правильно в их опыте, а чего следует избегать, на каком отрезке пути быть осторожнее. В любом случае, в условиях мировой интеграции для кыргыза, стоящего на перепутье, задачей номер один является его духовная суть и строительство его внутреннего мира. Что надо делать в дальнейшем?

Обычай, оберегаемый как талисман…

Выше мы говорили о Китае и Конфуции. Действительно, идеология Китая сильна. Сегодня это государство бурно развивается, но в глубинах своего сознания как талисман хранит свою древнюю культуру и духовно-нравственные обычаи. Китай, с одной стороны- инноватор, а с другой стороны, касательно своих национальных традиций, в хорошем смысле слова- консерватор.

Послушаем культуролога Ю. Романова: "Современный китаец опирается на правила, используемые национальной культурой издревле. Сегодняшняя повседневная жизнь китайцев находится под сильным влиянием этико-философских идей Конфуция. В китайских семьях очень развито чувство ответственности всех членов семьи. Их первой обязанностью считается уважение к родителям. Ради интересов семьи китайцы могут пожертвовать собой и пойти на смерть. В их страну вошел капитализм, развивается, но он не стал какой-то господствующей доктриной для них. Консерватизм китайцев заключается в том, что на них не действуют чужие соблазны. Для них собственные ценности во много раз дороже, чем привнесенные извне". По пути сбережения своих национальных ценностей и опоры на них идут не только Китай, но и Япония, Турция, Иран, арабский народ, а также Узбекистан.

После таких примеров давайте снова задумаемся и зададим вопрос. В таких сложных условиях глобализации мы - кыргызы, на что можем опираться и сохранить себя? Тогда скажем прямо, если у Китая есть "Конфуций", то у нас есть великий "Манас". Мы очень древний народ. "Манас- это вершина древнего кыргызского духа" (Ч.Айтматов).

Если посмотреть пристальным взглядом, то в "Манасе" заложены морально-нравственные мудрости, которые могут быть основой сегодняшней жизни кыргызского духа. В глубине нашей культуры "бьется сердце" нашего огромного достояния.

Национальное духовное сокровище Манас-ата…

Что святого, и какие заветы нам оставил Кыргыз-ата, Манас-ата в сокровищнице национального духа? В первую очередь, свято Отечество, святы горы Ата-Тоо, святыми являются свобода, воля, независимость Отечества и народа в белых калпаках. Доминирующая идея о единстве кыргызского народа: если жить, то на одном холме, если умереть, то в одной яме, - является святой. Гражданский долг перед Отечеством, это - завещанный нам долг и обязанность; пострадать ради народа, быть ему мощной опорой, это-святое. Свят труд неустанный, тяжелый, денный и нощный ради народа. Свята дружба вдали и вблизи; свято единение с природой; святы обычаи, оставшиеся от предков; свят родной язык; свят трехструнный комуз.

С древних времен в кыргызском менталитете считаются неприкосновенно святыми Отец и Мать. Кроме того, кыргыз называется кыргызом благодаря своему гостеприимству. Молодой парень кыргыз никогда вперед аксакала не пройдет на почетное место, так как он уважает старшего, поэтому он -кыргыз.

Кыргыз не такой индивидуалист как европеец, это противоречит его нраву. В природе кыргыза всегда идут рука об руку общинность, отзывчивость, человечность, добрососедство, коллективность. С этими качествами он живет и в хорошем, и в плохом. Вот почему кыргыз, это-кыргыз.

Если перечислять, то наберется очень много хороших качеств гуманистического содержания в кыргызских морально-нравственных обычаях и традициях. В нашей горной стране всегда выше ценились душевные и духовные ценности, чем материальные богатства имущественного мира. В природе кыргыза на первом месте стоят человечность, личностные качества, гуманность.

Хотя сегодня Кыргызстан погружен в кризис, а капиталистический Запад давно растерял духовные и моральные богатства, в менталитете нашего народа, в его глубине все равно бьется одно сердце. Если Запад силен своей техникой, то мы- горцы, отличаемся своим духовным богатством. Душевный мир Манаса великодушного стал неотъемлемой частью кыргыза. Короче говоря, кыргызским народом была разработана система морально-этических ценностей, которые служат опорой его жизни. Наш народ с этой неповторимой духовной совестливой культурой прошел многотысячелетнюю историю, пройдя буранные просторы Азии, борясь с трудностями, претерпев холод и зной, сладкое и горькое и приобрел тяжелый и очень богатый жизненный опыт.

Скажем еще раз, опираясь на исторический опыт, переработав за тысячи лет и придерживаясь как знамени такие святые ценности и идеи, храня их в глубине сердца, кыргызский народ благодаря этому не потерялся на крутых поворотах буранной истории, выдержав тяжелые удары судьбы, сохранив себя как народ, дошел до 20 века. То, что мы не оцениваем такие глубинные бесценные богатства и привыкаем к евроцентристским позициям, приводит к манкуртизму (Манку́рт, согласно роману Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"), это взятый в плен человек, превращенный в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни-прим.gezitter.kg).

Мы верим, что сегодня кыргызский народ, породивший за 5.000 лет своей истории такие гуманистические, культурные, духовные ценности, сейчас снова возродится духовной цивилизацией. Мы должны достичь того, чтобы это великое достояние стало стержнем нашей внутренней идеологии; заново и глубоко их развить; сохранить; агитировать сознательно; распространять, чтобы они превратились в наследие для молодого поколения и впитались в кровь как оберегаемые ценности, которым следует поклоняться. Мы должны укрепить чувство национального достоинства, разбудить его сознательно, чтобы кыргыз понимал свою национальность и уважал свою нацию. Мы можем сохранить себя как народ благодаря такой культурологической концепции, противопоставив ее глобализации, по вине которой малые народы могут быть легко проглочены сильными.

"Без национальной идентификации, без осознания народом ничего не вырастет, и никаких плодов не даст. Чтобы вырастить плоды, нужна своя земля, свой климат, свое воспитание. Не имея твердой почвы под ногами, успешно двигаться вперед невозможно". (Ф.Достоевский)

И еще одно, если народ будет активно приводить в движение свои внутренние духовные ресурсы, придерживаться своих национальных обычаев и сознательно держаться этих ценностей, поливать их корни водой, всегда держать их в цвету, крепко укоренять национальную культуру, тогда этот народ сможет противостоять силам международной интеграционной ассимиляции, и как национальность сохранит свой облик, став достойной частью остального человечества.


Источник: газета "АЛИБИ" № 1 от 18.01.2011/ стр.2,12

Советбек БАЙГАЗИЕВ

Источник - gezitter.kg
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1295989680
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх