КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 24.01.2011
23:42  Среди пострадавших от теракта в Домодедово есть таджики
19:18  Пакистанские талибы похитили и казнили основателя движения "Талибан" полковника Имама (С.А.Тарара)
19:11  Террористы взорвали московский аэропорт Домодедово - более 30 погибших
18:52  Скончался автор первого гимна суверенного Казахстана поэт Кадыр Мырза Али
18:42  И.Адясов: Что ждет Содружество в 2011 году?
16:43  Р.Отунбаева: "Главное – найти антидот и обозначить границы..." (речь на первом Совете обороны КР)
16:23  La Repubblica: Последний вызов Пекина - подземные дороги и никаких авто на поверхности
15:21  В.Абатуров: Центральная Азия в координатах американских эпох
13:50  Раскрыта тайна смерти первого президента Грузии. Звиад Гамсахурдия не застрелился, его застрелили
13:33  Financial Times: Запад реабилитирует Каримова
13:03  Н.Атаева: "Права человека остаются для Каримова разменной монетой. Любой диалог с диктатором - это взаимные уступки!"
13:00  "The Independent": Правозащитники критикуют Европейский Союз за прием узбекского диктатора
12:57  IWPR: Туркменистан - ротация в высших эшелонах власти
12:26  В.Панфилова: Европа сменила санкции на газовый интерес. Президента Узбекистана пригласили в Брюссель
12:25  А.Бенгард: Дайте детям Кыргызстана шанс выжить
12:24  Б.Бакас уулу: Кыргызстан. Счастье общества – конец правительства?
12:09  Г.Бегларян: Китайская ломка. Парадокс состоит в том, что даже при всем нынешнем изо­билии...
11:59  "Регнум": Секретные российские торпеды проданы из Киргизии в Иран?
11:57  Душан Подгорски: "У казахов три лица..."
11:38  В списках не значатся. Памяти погибшей в 1942 г. под Харьковом 106-й казахской нацкавдивизии
10:13  Н.Садыкова: "Чумовой" проект. США предложили строить в Алматы лабораторию по изучению чумы и холеры
10:02  Д.Ювачев: Филькина грамота. Минобраз Казахстана увлекся новациями - ваучеры-модули-кредиты, ТиПО и МИО
09:59  В.Северный: Оптимизация в КазАрмии оптом и в розницу
09:53  "РГ": Сдал паспорт - изменил Узбекистану. Гражданина России посадили в Ташкенте на 16 лет
09:38  Н.Шабунц: Туркменистан. Имитация во всем...
09:25  М.Захидов: Как и почему И.А. Каримов пришел к власти
08:59  Т.Аладьина: Им – ПЛАНТАЦИЯ? Гастарбайтеры едут в Казахстан уже целыми семейными подрядами
08:57  А.Исаев: Бюро мимолетных знакомств. В Астане под вывеской элитных бюро знакомств работают, по сути, дорогие дома терпимости
08:54  А.Солтани (постпред Ирана в ООН): "Совет безопасности ООН утратил легитимность"
08:48  Уран-2011 пока стабилен. Переговоры по иранской ядерной проблеме провалились
08:41  В.Баранец: Политика и кэш. Как работала империя "оружейного барона" Бута. Часть 1
07:51  Туркменистан: Terra Incognita для Запада и России
01:09  С.Мамедов: Москва просит уточнений по Nabucco. Нарышкин обсудил в Баку поставки каспийского газа в Европу
00:57  Политолог А.Тожибой-огли будет пикетировать посольство Великобритании в Ташкенте. По поводу визита диктатора Каримова в Брюссель (анонс)
00:56  М.Боиров: За старость голодную нашу, спасибо родная страна. Таджикские старики обречены...
00:42  Т.Ивженко: Украина объявила войну Таможенному союзу
00:19  В.Сажин: В политической элите Ирана наблюдается единство в вопросе ядерного развития страны
00:11  Амангельды. Узбекские солдаты забили насмерть сына директора казахской школы
00:06  Dialog.kz: Награда авансом? Кто и за что ласкает премиями казахстанских "демократов"
00:05  Я.Гельдыев: Туркменистан - за взятки чиновников расплатится народ
Воскресенье, 23.01.2011
19:54  Uzmetronom: Узбекским олигархам рекомендуют не расслабляться
14:16  В.Сидоренко: Бухара – торгово-ремесленный центр Средневековой Центральной Азии
12:15  А.Каретников: России необходимо поставлять в Таджикистан не только пограничников, но и своих полицейских
11:22  Р.Альмеев: Святые лики семи пиров священной Бухары
01:00  Н.Тер-Оганов: О позиции Ирана перед началом переговоров в Стамбуле
00:59  Т.Акимов: Без нового осознания нашей общности в нынешнем суверенном состоянии Кыргызстан вполне может развалиться
00:51  И.Свистунова: О политике Турции в отношении Афганистана
00:38  Т.Алымбеков: "Броуновское движение" жаждет бури. Внешний долг Кыргызстана достиг 3 млрд 325 млн. долларов США
00:36  А.Келдибеков: Есть ли единство во власти кыргызской?
00:33  Еще один чукча упал с дерева. Светлой памяти пожизненного президента Зин аль-Абидин бен Али Тунисского
00:26  М.Захидов: Нишанов ввел термин "шарафрашидовщина", когда Рашидова уже не было в живых...
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Д.Ювачев: Филькина грамота. Минобраз Казахстана увлекся новациями - ваучеры-модули-кредиты, ТиПО и МИО
10:02 24.01.2011

Филькина грамота

На сайте Министерства образования edu.gov.kz в разделе "Аналитическая работа" – пусто. Хотя министр Бакытжан Жумагулов в своем выступлении на коллегии намекал, что такая работа ведется. Просто не видно ее, значит, невооруженным глазом эту работу-то.

В среду в министерстве была коллегия. Жумагулов обозначил задачи. Подписал с премьером меморандум о целевых показателях (расписался, надеюсь, кровью). Послушала широкая общественность министра, послушала премьера – и поняла, что надеяться ей, как и прежде, не на кого. Окромя самоей себя.

Потому что министр увлечен новациями, а вовсе не склонен навести порядок. Его заботят ваучеры-модули-кредиты, волнуют ТиПО и МИО, вдохновляют 4% ВВП, выделяемые на образование. Все это вещи, безусловно, важные и нужные. Но широкая общественность ждет нормальных учебников, грамотных тестов, сбалансированной программы, влюбленных в дело учителей. То есть образование и его министр находятся как бы в параллельных мирах. Отделены эти миры прозрачной звуконепроницаемой и пуленепробиваемой (на всякий случай) стеной. Находясь в одном мире, можно наблюдать, что происходит в другом. Но повлиять на то, что там происходит, нельзя.

В школах у нас катастрофа. Дети там – полуграмотные, зашоренные, интеллектуально неразвитые. Их такими делает наше среднее образование. Вот куда надо бросать все силы, вот какой пожар надо тушить в первую очередь. Потому что, если не исправить среднее образование, то и высшее, и наука, и все, чем сейчас занимается министр, уже будет не нужно. Если ребенка в первом классе заставляют складывать баурсаки и лепешки, в пятом он так и не поймет, почему к иксам нельзя прибавлять игреки.

Министерство приводит разную статистику, кивает на олимпиады, на разные достижения, тем самым отказываясь признавать очевидное – средний уровень знаний школьников упал ниже плинтуса. Была мощнейшая советская система образования, которая теперь признана одной из сильнейших в мире, и мы пока пожинаем ее последние плоды, хотя почти полностью ее уничтожили. Герольд Бельгер в своей последней книге очень ярко демонстрирует, насколько эффективной была советская система образования. Мы потратили 20 лет, чтобы ее разрушить. Как водится, до основания, а затем… А затем не наступило.

Все эти победители олимпиад и прочее – это все "вопреки", а не "благодаря". Мы, кажется, научились собирать вундеркиндов и детей со способностями чуть выше среднего уровня по всей стране, выжимая из них все. Но с каждым годом "жмыха" становится все больше, а "масла" все меньше. Предполагалось создать 20 интеллектуальных школ имени Назарбаева, но создали всего шесть, и даже об этом министр говорит с гордостью. Разве их трудно построить? Нет! Трудно стало найти столько одаренных детей и нужное количество грамотных педагогов.

Посмотрите на сегодняшних первокурсников. Мало кто сумеет написать пару строк без ошибок. Мало кто решит простейшую математическую задачку с дробями. Мало кто вспомнит разницу между "зверями" и "животными". Мало кто покажет на карте Гринвичский меридиан. Мало кто читал Драйзера и Достоевского. Мало кто имеет собственное мнение и смелость его высказать.

Обошедшие Интернет казахстанские объявления про госзакупки, где нужно построить "парабозик" и "извущку" писали выпускники этих вузов, вчерашние школьники, которых выпустили в свет, скрестив пальцы – на "авось".

Почему так происходит? На этот вопрос вам ответит любая мать, которая каждый вечер садится готовить со своим ребенком домашнее задание.

Во-первых, у нас тупые учебники. Бакытжан Жумагулов призвал как-то их не ругать, но ведь не осталось, кажется, ни одного, который бы не порицали публично. В "Познании мира" море называют большим озером, в "Математике" пишут, что на столе стоит пять "блюдей", в "Религиоведении" делят Евангелие на Новый и Ветхий завет… По этим учебникам нельзя учиться!

Во-вторых, у нас затюканные, нищие, неуважаемые учителя. Профессия обесценилась вконец. Учителя собирают какие-то подписи, участвуют в митингах, разыскивают избирателей. Но не занимаются своим делом. Они не учат. Многие потому, что просто не умеют. Потому, что платят копейки. Жумагулов на коллегии провозгласил цель: к 2015 году приблизить (!) зарплату учителей-бюджетников к зарплате учителей из частных школ. О чем тут можно говорить? Раз уж вы платите учителю гроши, вот у вас и образование грошовое.

Конечно, г-н Жумагулов обязался активно повышать статус педагога (замечу в скобках – приняв концепцию имиджевой работы министерства – трижды ха-ха!). Но этим обещали заниматься все его предшественники. "Я приложу все усилия, чтобы "Учитель" снова звучало гордо!" – горячился с трибуны Жансеит Туймебаев. А толку? Учителя в нашей стране остаются самыми бесправными существами. Стоит только какому-то депутату устыдиться картинок в учебнике – и учителей тут же заставляют собирать с родителей мнение о предмете "Самопознание". Стоит кому-то из родителей написать анонимку в гороно – мол, деньги собирают на ремонт класса – и учителя униженно пишут объяснительные, ищут свидетелей. Как результат – они срываются на детях. И дети – зашуганные, психологически неуравновешенные и, конечно, полуграмотные.

В-третьих, наша система проверки знаний поощряет бездарей. Тестирование – это только часть экзамена. Выбрать один вариант ответа из четырех или пяти – это еще не все. Школьник должен уметь думать, мыслить, анализировать, в конце концов. А у наших учеников в голове, как на сайте Министерства образования – аналитическая составляющая отсутствует напрочь. Ну как можно проверять знание литературы тестами? Чтобы ответить, сколько раз Наташа Ростова была замужем, не надо читать "Войну и мир", достаточно вызубрить пособие. Но разве кто-то из сдавших тест успешно сможет объяснить хотя бы, почему этот роман так называется?

В блоге Бакытжана Жумагулова больше всего вопросов про ЕНТ. Есть неотвеченный – от мамы, чья дочка посчитала, что в Непале республика. Ей этот ответ зачли как неверный, ибо учебник считает, что там монархия. Но девочка готовилась не только по учебнику и знает, что в Непале была революция. В нормальной системе образования девочка должна получить поощрение – молодец, интересуется хоть чем-то, не зубрила. Наша система таких отторгает – ответ неверный, потому что не из учебника.

А вы, Бакытжан Турсунович, говорите, что ЕНТ "и в действующем формате играет положительную роль" и предлагаете уделить внимание качеству и содержанию тестов, мол, это другой вопрос. Меж тем вопрос тот же самый: откуда возьмутся качественные вопросы, если нет ни качественных учебников, ни качественных педагогов. Да и нужны ли они, если для того, чтобы на них ответить, понадобятся качественные ученики? А где их взять?

Широкая общественность все ждет, когда же появится министр, который положит на алтарь свою карьеру ради того, чтобы войти в историю спасителем школьного образования. Теперь ясно, что Бакытжан Жумагулов – не тот человек. И широкой общественности по-прежнему придется выкручиваться самой: детей будут учить не учителя, а родители. Сдавать будем по одним учебникам, а читать другие. Готовиться к экзаменам в казахстанские вузы, но поступать за рубежом. Тем временем среднее образование будет все посредственнее.

Посредственность и серость – вот идеал Бакытжана Жумагулова. Во всяком случае, судя по делам его…

Данила ЮВАЧЕВ
24.01.2011

Источник - Мегаполис
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1295852520
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх