КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 14.01.2011
23:05  В Тунисе народ сверг бессменного (с 1987 г.) президента Бен Али
22:20  Ара Папян: Евреи, денме и Мустафа Кемаль
18:15  "Guardian": США пока не настроены признавать мощь таких средних держав, как Турция
16:12  Ж.Акенеев: 2011-й - ничуть не страшно, или О кыргызской экономике - радостно
16:10  В Кыргызстане забастовали горняки Сулюкты
16:07  А.Кратенко: Поставить в уголь. Ледниковый период охватил города и села Казахстана
13:55  Президент Евроазиатского еврейского конгресса А.Машкевич стал членом Российской академии социальных наук
13:52  В Алматы появился свой Вольф Мессинг. 16-летняя гипнотизерша "бомбит" обменники
12:38  А.Новик: ЕС меняет стратегию в Афганистане
12:36  Жители киргизского анклава Барак на территории Узбекистана попросили помощи у президента США, как у тезки
12:04  Братишка президента Болот Отунбаев возглавил "Социал-демократическую партию Кыргызстана"
11:57  Будет ли "втихую" продана России кыргызская ГЭС Камбар-Ата-2?
11:55  Генерал Т.Мамытов: "К сожалению, ГКНБ контролировал нас самих, внутреннюю политику..."
11:52  Наото Кан переформатировал правительство Японии, но остался премьер-министром
11:34  О.Гриценко: Откусили территорию. Таджикистан закончил царский спор с Китаем, отдав ему часть своей земли
11:22  Роберт Катлер: Таджикистан обнаружил фактор, меняющий расклад сил
11:20  Стив Левайн: Как потерять деньги в Туркмении. Горемыки от МТС
11:16  М.Ахмадов (экс-курбаши тадж-басмачей): "Мы достанем их и в правительстве"
11:10  "L"Occidentale": Диалог между ШОС и НАТО
10:44  Д.Ердебай: Угрожает ли Киргизии исламский радикализм?
10:28  "Foreign Policy Journal": Киргизия после выборов - союзник утраченный или вновь обретенный?
10:06  Баррозу в Баку: "Это прорыв. Европа получила выход к газу из Каспийского бассейна"
09:56  Спецтрибунал ООН расколол Ливан. Политический кризис грозит перерасти в гражданскую войну
08:01  Правительство Японии ушло в отставку. Из-за морского конфликта с Китаем
00:56  Е.Джикибаев: На юге Казахстана найдена Джувара - потерянная столица государства огузов?
00:49  В Таразе открылся Институт благородных девиц для девушек-казашек
00:41  А.Николайчук: "Арыстан" кует военную элиту Казахстана
00:36  М.Иволгин: Сам ты …"Т-т-т-рактебель". Кто и как развалил и разворовал казахстанский энергокомплекс?
00:35  Резкий скачок цен на самые главные продукты питания зафиксирован в нескольких регионах Казахстана
00:25  В.Скосырев: Китайский "черный чулок" напугал Америку
00:23  С.Мамедов: Баррозу продвигает Nabucco. Глава Еврокомиссии привез в Баку декларацию о создании Южного коридора
00:20  "НГ": "Манас" перешел от Бакиевых к Отунбаевым. В Киргизии разрастается скандал, связанный с поставками топлива на американскую базу
00:15  А.Сакенов: Иллюзии, ведущие в бездну. Чему учит секта "Алля Аят"?
00:04  Ж.Канафина: ЗубоДРОБИльная математика. Качество казахстанских учебников
00:03  В Москве увековечат мемориальной доской память казахского политического деятеля Турара Рыскулова
00:00  Р.Рахимов: Таджикистан. Пятничные проповеди стали "государственными"
Четверг, 13.01.2011
23:29  55,2% казахстанцев подписали инициативу о продлении полномочий Н.Назарбаева
22:32  Казахстанцы подают в суд на российскую авиакомпанию "Трансаэро". За бардак в аэропортах
21:36  С.Куликов: Кризис обессилил мировую экономику
19:01  Н.Еримбетов: "Проблема единого тюркского языка имеет право на существование..."
18:29  С.Ежков: Узбекистан. Аппарат сам "правит" себя
18:26  IWPR: Дипломаты будут открывать миру Туркменистан
16:30  АКИpress: Кыргызстан. Под тяжестью энергетики...
16:01  Патриарх Кирилл обратился к православным христианам на туркменском языке
15:59  Г.Бердымухамедов уволил 18 и назначил 10 новых руководителей местных администраций
15:51  Посреди Германии затонул танкер с 2,4 тысячами тонн серной кислоты
15:26  Сборная Узбекистана по футболу одолела Кувейт и пробилась в плей-офф Кубка Азии
15:20  Дело против казахстанского пограничника, обвиняемого в изнасиловании гражданки Киргизии, прекращено "за отсутствием в его действиях состава преступления"
14:23  О.Молдалиев: Экстремисты, это- не бородачи в исподнем белье, это- грамотные, образованные, умные, работающие среди нас люди
14:20  Рой Медведев: Самая большая нация. Этническая самоидентификация китайцев началась более трех тысяч лет назад...
13:59  В.Абатуров: Мировая экономика все никак не обустраивается
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Ж.Канафина: ЗубоДРОБИльная математика. Качество казахстанских учебников
00:04 14.01.2011

ТРУДНАЯ ЗАДАЧА стоит перед школьниками Казахстана, их родителями и учителями

Рисунок Олега ПАРФЕНОВАУже столько написано о том, что некоторые казахстанские учебники грешат ошибками, опечатками и многими другими недостатками, которые чаще всего ставят в вину авторам этих самых учебников. Мы решили взглянуть на проблему с другой стороны – глазами тех, кто не только решает эти задачи, учит по этим учебникам детей, но и сам их пишет.

"ЗубоДРОБИльная" МАТЕМАТИКА
Наша читательница Айжан КАСЕНОВА пошла в школу разбираться с оценками своего сына-пятиклассника Армана. Из-за болезни мальчик пропустил одну тему, учил ее дома с родителями, однако учитель математики упорно ставила ребенку тройки, даже не объясняя за что. Простые дроби стали казаться ребенку чем-то страшным и непостижимым. Когда мама Армана подошла к учителю, та показала ей учебник математики и сообщила: "Я требую от вашего ребенка записывать дроби так, как дано в учебнике. Хотя я и сама знаю, что это грубая ошибка, но обязана давать материал по учебнику".

Не смогла повлиять на учителя и директор школы (по специальности, кстати, тоже математик), которая, придя на урок математики, сразу же обнаружила грубую ошибку в работе учителя. Но учитель вновь кивнула на учебник. И ведь формально она права!

Ситуация нас заинтересовала, тем более что и у нас самих дети в школе учатся, поэтому мы решили разобраться вместе с родителями Армана: кто прав – учитель или автор учебника?

УЧИТЕЛЬ КРУГОМ ВИНОВАТ?
Директор одной из школ Алматы с физико-математическим уклоном и рецензент учебника математики за 5-й класс Абдимажит ОТЕШ считает, что сегодня нужно говорить не столько об учебниках, сколько о качестве преподавания в школах:

– Заметив ошибку, учитель должен указать на нее ученику и не допускать ее в своей работе. Ведь помимо учебника есть и другие источники информации.

Преподаватель истории в вузе Кайрат ОСПАНОВ, а также отец двоих школьников считает, что школьное образование должно быть четким, без разночтений:

– Учебники становятся некой аксиомой для дальнейшей сдачи ЕНТ, тестов промежуточного государственного контроля – и потому ошибок в них быть категорически не должно!

Конечно, логика есть во всех суждениях, но если взять США, то в тамошних учебниках (даже вузовских!) ошибки, опечатки встречаются на каждом шагу, их замечают не только преподаватели, но и студенты. Их исправляют и учатся дальше. Но от этого система образования в целом не страдает.

ЧТОБЫ РОДИЛСЯ УЧЕБНИК, НУЖНЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
– Чтобы родился настоящий учебник, нужны десятилетия, – говорит одна из директоров школ-гимназий Алматы. – Но, к сожалению, за годы независимости возможность создать что-то свое была реализована в самом непонятном ее воплощении. В учебниках часто встречаются опечатки, откровенные ошибки, авторы словно пытаются заново изобрести велосипед, хотя он уже в мире существует! Ну что можно нового придумать после советских учебников, которые были писаны целыми авторскими коллективами? Однако мы почему-то этот опыт отринули, а свой не приобрели…

Нам же после таких слов вспомнилось недавнее выступление министра образования и науки РК Бакытжана ЖУМАГУЛОВА, который откровенно возмущался тем, что писать казахстанские учебники зачастую доверяют зарубежным специалистам:

– Зачем привлекают к написанию учебников киргизских или узбекских ученых? Разве у нас, в Казахстане, своих ученых или авторов не хватает? Конечно, они (зарубежные авторы) пишут у нас ради гонораров, потому что такую сумму, которую заплатят у нас, им там никто не положит на стол. Мало того, привлекают в основном авторов преклонного возраста. Я не хочу обидеть никого из них, но возникает вопрос: зачем? – возмущался министр.

МАЛО ПЛАТЯТ?
Абдимажит ОТЕШ говорит, что за те гонорары, которые платят в Казахстане, при этом не освобождая специалиста от основной работы, вряд ли удастся привлечь к написанию учебников специалистов высокого класса.

– Я как-то написал книгу, даже не учебник, который требует куда больших сил и умственного напряжения! Мне за нее заплатили… 30 тысяч тенге. Смогу я прожить на эти деньги?

НЕ МОЖЕТЕ РЕШИТЬ? САМИ ВИНОВАТЫ!
Автор учебников математики для 5-го и 6-го классов Турсынкуль АЛДАМУРАТОВА считает, что учебники, написанные ею, уже переживают третье издание, и в каждое из них она вкладывает огромные усилия:

– Вы думаете, я не учитываю замечаний, предложений? Каждый год стараюсь отшлифовывать учебник, добавляю новые технологии решения задач, которые появляются в современном мире. Ведь наука не стоит на месте, и наши дети тоже не должны отставать. Если мой учебник не понимают учителя, то в этом нет моей вины.

Меня часто обвиняют в том, что в моих учебниках размещены задачи по химии и физике. Но математика – царица всех наук! Мой учебник подготавливает учеников к усвоению и этих предметов тоже…

– Получается, что учителя просто "не догоняют" ваши новшества?

– После каждого переиздания я читаю авторские курсы для учителей в институте повышения квалификации учителей, мы решаем задачи. Но почему-то большая часть учителей на время курсов не освобождается от занятий. Поэтому они часто "прогуливают" мои уроки. А в одних только методических рекомендациях разъяснить весь свой учебник я не могу. И упрощать его – тоже: я привожу в нем задачи трех уровней – для гуманитариев, среднего уровня и логические задачи олимпиадного уровня. Ограничивать развитие детей нельзя…

ЗАЧЕМ ЗАСЕДАЛ СОВЕТ?
О том, что ситуация с учебниками в Казахстане далека от идеальной, свидетельствует тот факт, что перед Новым годом в Астане заседал Республиканский совет по рассмотрению результатов экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий.

Он является третьей независимой инстанцией по рассмотрению представленных республиканским научно-практическим центром "Учебник" и Национальной академией имени Ы. Алтынсарина экспертных заключений на учебники и учебно-методические комплексы (УМК). И принимает окончательное решение по рекомендации их для использования школами республики.

По данным Министерства образования, размещенным на сайте, всего республиканским советом были рассмотрены экспертные заключения на 853 учебника и учебно-методические комплексы. В итоге 223 учебника и УМК направлены на доработку, 16 учебников и УМК не рекомендованы.

Впрочем, добиться раскрытия подробностей работы этого совета мы не смогли. К примеру, некоторые депутаты, официально входящие в его состав, как оказалось, не принимали участия в его работе. Хотя в прошлые годы в своих запросах мажилисмены интересовались механизмами работы издательств и авторских коллективов и сетовали на то, что в наших учебниках так много науки и так мало педагогики.

P.S. Мы бы хотели пригласить к дискуссии по качеству учебников учителей, родителей, экспертов, ученых и просто неравнодушных людей. Если у вас есть на этот счет свое мнение или конкретные факты, пишите на электронный адрес kanafina@caravan.kz.

Жанар КАНАФИНА
14 января 2011

Источник - Караван
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1294952640
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх