КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 17.12.2010
20:33  Парламент Кыргызстана избрал премьер-министром Алмазбека Атамбаева
19:09  Д.Ниязалиева: Новое правительство Кыргызстана уже сегодня называют "политическим самоубийцей"
17:04  Дж.Ассандж обещает: Работа WikiLeaks пойдет быстрее
17:00  ИА REX: Киргизский гамбит - новая парламентская коалиция объединила необъединимое
14:07  Казахстанский лыжник А.Полторанин сделал сенсацию в Давосе, победив на этапе Кубка мира
14:02  Е.Джикибаев: Бесправные токал. Неравный брак благо или зло?
13:39  В Абу-Даби установили самую роскошную елку в мире
13:38  Т.Одинаев: Таджикское образоваие - ученика учит недоучка
13:36  Ж.Алматов: Главная причина высыхания Арала…
13:06  Вслед за ВТБ облигации в юанях выпустит российский "Русал"
13:04  И.Джамшедов: Таджикистан. "Посткризисный" бюджет не станет бюджетом развития
12:13  Еurasianet: Жители Самарканда недовольны произвольной перепланировкой города
12:04  Rebelion: Утечки Wikileaks свидетельствуют о неуважении США к демократии
11:54  Asia Times: Трубопроводный проект – новый Шелковый путь
11:53  Недетское кино. Гурбангулы Бердымухамедов опасается "оранжевой революции"
11:51  Ч.Орозобекова: Глубокие корни кумовства и семейственности в Центральной Азии
11:20  Д.Тайнан: Афганистан. Сможет ли трубопровод ТАПИ противостоять "Талибану"?
10:48  IWPR: Туркменистанцев волнует водный вопрос
10:45  Б.Капышев: Нестабильный Кыргызстан в тисках исламского экстремизма
10:43  Ахматбек Кельдибеков избран спикером Жогорку Кенеша Киргизии
10:23  Эрин Каннингхэм: Афганистан. Талибы посягают на "безопасный" район вокруг американской базы
10:01  Le Figaro: Смерть Холбрука ослабит позиции США в Афганистане
09:46  Ю.Барвинок: Кыргызстан. На горизонте вновь маячит HIPC
08:42  Е.Авдеева: Назло врагам? Коалиционное соглашение кыргызских партий "Ата Журт", СДПК и "Республики" подписано на два года
08:32  К.Карабеков: Киргизия собрала большинство. Новая коалиция попытается избрать спикера парламента
07:40  Муфтий Р.Гайнутдин: "Приток мигрантов в РФ обусловлен деградацией местного населения"
07:36  Киев. После массовой драки в Верховной Раде депутатов развезли "скорые"
07:33  "Къ": Китайцам расскажут о Мао Цзэдуне в "красном" Twitter
06:26  Е.Дьяконов: Норвегия. Ситуация вокруг узбекских беженцев катастрофическая, людей отправляют на смерть и пытки
00:57  А.Караваев: Постсоветские конфликты - между Россией и Западом
00:22  МТС выгоняют из Туркмении
00:10  С.Гриняев: Долгосрочные оценки Пентагона ситуации на постсоветском пространстве
00:08  Э.Усубалиев: В XXI столетии Япония вновь станет полноценной военной державой
00:05  М.Суюнбаев: Развитие Кыргызстана как цивилизационная проблема
00:00  "Financial Times": Провинции Китая обгоняют по экономической мощи европейские страны и даже Россию
Четверг, 16.12.2010
23:52  Ассанж вышел на свободу и пообещал продолжить свою работу
22:02  "Spiegel": "Мальчики и их игрушки". Трагедия от нефти в коррумпированном Азербайджане
18:36  Н.Назарбаев наградил Полада Бюль-Бюль Оглы Госпремией мира и прогресса Казахстана
18:33  "Ел-Журт hэм Елбасы – Наш Лидер". В Казахстане вышла книга О.Болатбекова
18:28  Н.Назарбаев: "Только сверхнациональная цель позволяет нации..." (речь)
17:52  Н.Мустафаев: Нужны ли Казахстану турецкие гастарбайтеры?
17:50  К.Усманов: Казахские жузы в истории степей
17:46  Ю.Костенко: Полицейские ОБСЕ в Кыргызстане - да или нет?
17:38  Бишкек. Национализированный "Пятый канал" возглавил Кубатбек Талыпов. Титульный. Непрофессионал
17:32  Т.Алтымышев: Кыргызстан встретит Новый год без Правительства и Парламента?
17:26  ФМС лишило гражданства 35.000 россиян. "Ускоренная программа" бюрократии и мздоимства
15:43  Таджикистан вносит свою лепту в поставки героина из Афганистана в Россию, а оттуда – в страны ЕС
14:32  Я.Норбутаев: Мистерия БУФФ-ОДКБ и Ислам Каримов
13:59  Тянут за косу. Юлия Тимошенко очень скоро сядет в тюрьму
13:53  "АСМАНpress": У Розы Отунбаевой есть домик в лондонском Челси (фото)
11:56  Д.Ашимбаев: Крах операции "Преемник". Тайны казахстанского декабря 1986 года (окончание)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Э.Усубалиев: В XXI столетии Япония вновь станет полноценной военной державой
00:08 17.12.2010

В XXI столетии Япония вновь станет полноценной военной державой

Как и в прошлом, так и сейчас, США играют определяющую роль в судьбе Японии. То, что было сделано в 1854 г. командором М. Пэри, можно сравнить с открытием медной лампы, в которой спал "джин" – японский воинственный дух. США думали что "открыли" Японию всему миру, а на самом деле, они "открыли" весь мир Японии. Какое-то время "джин" выполнял пожелания "хозяина", но затем, на время, он стал "непослушным", удовлетворяя свои агрессивные желания, диктуемые духом воина и завоевателя. 7 декабря 1941 г. нападением на Перл Харбор "джин" попытался оспорить могущество "хозяина", но в конечном итоге ядерная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки, загнала "джина" обратно в лампу, запечатав ее на долгие годы. Сейчас Япония под давлением США, усиленно готовится стать полноценной военной державой. Но, зачем "хозяин" вновь трет лампу?

Мир уже давно расстался с иллюзиями по поводу стабильного и справедливого мирового порядка после окончания "холодной войны". Долгожданный "мир во всем мире" так и не наступил, конфликтов и войн стало намного больше, в то время как отношения между бывшими врагами, пережив короткий период "дружбы", все больше скатываются к новому витку "холодного" противостояния. Тем более что механизмы обеспечения военной безопасности "времен холодной войны" в Европе и Азии не только не исчезли после распада Организации Варшавского Договора и СССР, но и продолжают трансформироваться.

Принятие стран Восточной Европы в НАТО в мае 2004 г., к которым могут теперь присоединиться Грузия и Украина, размещение систем противоракетной обороны североатлантического альянса у границ России, а также укрепление и расширение полномочий Японии в рамках японо-американского режима безопасности, служат более чем красноречивым подтверждением усугубляющегося "похолодания" в международных отношениях.

За последние 15 лет стало уже привычным обвинять США в гегемонизме и попытках единолично вершить судьбы мира. Однако было бы неверным полагать, что США могут самостоятельно вынести бремя мирового господства. США как никогда нуждаются в поддержке. В этом им на помощь всегда рады прийти союзники, в которых США, не испытывают недостатка. Но союзник союзнику рознь.

Часть союзников США – стабильный источник получения природных ресурсов (арабские страны Персидского залива), другая часть из числа стран Восточной Европы, интересны Вашингтону только как территории, необходимые для обеспечения их военно-политических интересов и отчасти, политической поддержки на международной арене. В "кармане" США есть Великобритания – молчаливо идущая в русле американской внешней политики и неизменно поддерживающая их во всех начинаниях, а также страны ЕС, которые несмотря на регулярные намеки на независимую политику, в большей степени склонны поддерживать США, чем противостоять единственной сверхдержаве мира.

Однако никто из имеющихся на стороне США союзников не может так полностью отвечать глобальным устремлениям Вашингтона, как Япония – второй по величине экономический центр мира и главный претендент на лидерство в Азиатско-тихоокеанском регионе. Страна также обладает значительным военно-техническим потенциалом и, что немаловажно, идеологической убежденностью в своей особой роли в Азии, да и, пожалуй, в мире. Безусловно, об этом никто сейчас открыто не говорит, однако нельзя не учитывать тот факт, что в условиях враждебного окружения в регионе, страны Азии до сих пор не могут простить Японии преступления военных лет, "страна восходящего солнца" лишена пространства для маневра. Она может либо признать в перспективе лидерство Китая и отойти на второй план, либо, в альянсе с США, противостоять КНР, прибавив к этому расширение сфер влияния в других районах мира при покровительстве старшего партнера. Очевидно, что Япония с второстепенной ролью в азиатском регионе вряд ли смирится.

США умело создают и выбирают союзников. Япония – это азиатско-тихоокеанский "Израиль", ее не любят, но вынуждены поддерживать отношения. Положение этих стран во многом схоже, по крайней мере, в том, что их есть, за что не любить. Правда, в отличие от Израиля, тот факт, что японцы проживают на своей территории, никто в регионе не подвергает сомнению, но это другая тема. Но все же главное отличие заключается в том, что Израиль союзник и проводник регионального влияния, Япония же, потенциально, партнер в глобальной расстановке сил.

Но для полноценного альянса с США недостаточно быть просто второй экономической державой мира. США необходим хорошо вооруженный, оснащенный передовым высокотехнологичным оружием партнер-союзник, который также как и они убежден в истинности выбранного пути и не остановится ни перед чем, если речь идет о сохранении своего могущества и влияния. США предложили, Япония согласилась.

Все началось практически сразу после окончания "холодной войны". И если в Европе сначала для вида подняли дискуссию о целесообразности сохранения НАТО, то в Азиатско-тихоокеанском регионе намерений сохранить японо-американский режим безопасности не скрывали и открыто согласились его в дельнейшем укреплять. Стало очевидным, что расширение НАТО на Восток, необходимо для сдерживания России, в Азии же, военный альянс Японии и США призван создавать противовес не только России, но и в большей степени растущему влиянию КНР. Безусловно, что все это было представлено как ответ стран на возросшую опасность развязывания военных региональных конфликтов в условиях замены стабильной Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений на довольно неопределенный и крайне неустойчивый "новый мировой порядок".

Япония в "Белой книге по обороне" (1994) отмечала, что "положение в мире нестабильно и оценка перспектив развития ситуации затрудняется неопределенностью того, по каким направлениям многие страны будут развивать свои структуры, пытаясь приспособить их для нужд обороны после окончания холодной войны". Правящие круги Японии не сомневались в том, что необходимо укреплять военно-политический альянс с США. В 1995 г. Управление Национальной Обороны официально заявило, что "оборонная система Японии является неотъемлемой частью ее деятельности в рамках поддержания усилий США по сохранению глобальной стабильности".

В период с 1994 по 2007 гг. японо-американское сотрудничество в сфере безопасности значительно активизировалось, а их взаимодействие возросло и вышло за рамки азиатского региона. За это время постепенно были сняты многие запреты и ограничения как в вопросах военно-технического сотрудничества, так и области законодательного обеспечения военных операций сил самообороны в рамках японо-американского альянса и под эгидой ООН.

В качестве отправной точки качественного изменения роли Японии в стратегическом альянсе с США послужило подписание в сентябре 1997 г. документа – "Новые руководящие принципы сотрудничества Японии и США в области обороны", в котором регламентировались двусторонние связи в военной области. В этом документе содержится расширенная интерпретация сферы действия японо-американского договора безопасности, согласно которой за Японией закреплено обязательство, оказывать поддержку США в случае возникновения угрожающей ситуации "в районах окружающих Японию", без указания четких географических границ, на которые распространяются эти обязательства.

Уже тогда многие аналитики заговорили о том, что этот договор является поворотным моментом в японской политике обеспечения безопасности и может служить основой для более активной поддержки американской военной стратегии во всем мире. Для реализации этих принципов, руководство страны добилось от парламента внесения поправок в Закон о силах самообороны об использовании ВМС за пределами японских территориальных вод и в Закон о мерах на случай военного нападения, определяющий рамки совместных с силами США действий "вокруг Японии". С принятием этих законов правительство Японии открыло путь к направлению сил самообороны за рубеж в военное время.

Осложнение международной обстановки, вызванное событиями в США 11 сентября 2001 г. и последовавшей военной операции сил США и НАТО в Афганистане, а затем и война в Ираке, по сути, легализовали действия правительства Японии в области модернизации японской военной политики.

На волне этих событий кабинет Д. Коидзуми предпринял ряд практических шагов по созданию законодательной базы для "полноценного реагирования" Японии на "новые вызовы и угрозы национальной безопасности". В частности, борьба с терроризмом была возведена в ранг проблемы обеспечения безопасности Японии. В кратчайшие сроки были разработаны и приняты в октябре 2001 г. законы и поправки к существующим законам, создавшие правовую основу для самостоятельных и коллективных действий Японии в борьбе с международным терроризмом: Закон об особых мерах против террора, поправки к Закону о силах самообороны и Закону об управлении по безопасности на море.

В июне 2003 г. парламент принял пакет из трех "чрезвычайных законов": об обстановке в период вооруженного нападения, о поправках к Закону о силах самообороны, о поправках к Закону об учреждении Совета национальной безопасности. Премьер-министр Д. Коидзуми констатировал в этой связи: "Мы совершили генеральный пересмотр концепции действий Японии в чрезвычайных ситуациях и намерены способствовать строительству национальной обороны, которая будет эффективна в любой обстановке".

Регулярно появляющиеся в СМИ прогнозы относительно растущей экономической и военной мощи КНР вынуждают США и Японию предпринимать ответные шаги для нейтрализации возможных последствий возрастающей роли Китая как в регионе, так и в мире в целом. Поскольку очевидно, что для того чтобы сдерживать Китай, недостаточно просто иметь особые стратегические отношения и увеличивать превосходство в высокотехнологичном вооружении в АТР. Как известно, Китай является геополитическим фактором как минимум трех крупных регионов – АТР, Центральной и Южной Азии. В этой связи необходимы усилия, выходящие за рамки существующего японо-американского оборонительного альянса.

Хотя в действительности, отношения между странами уже давно переросли в глобальное взаимодействие и поддержку в экономическом и политическом плане. Дело за малым – Япония должна отказаться от конституционного запрета относительно использования военной силы.

В отношении факторов формирования военной политики Японии общепринятой была точка зрения, что до 90-х годов прошлого столетия главным тормозом на пути активного военного строительства являлись "пацифистская" конституция страны, "ограничительная" законодательная база и идеологическая атмосфера, существовавшая в японском обществе. Именно на этих направлениях руководство современной Японии и активизирует свои действия.

Сменивший Коидзуми на посту премьер-министра С. Абэ продолжил дальнейшие преобразования, всерьез задумавшись до конца своего срока пересмотреть мирную конституцию страны. Правда, в настоящее время поддержка изменения конституции в обществе Японии упала с 61%, вначале срока премьера Абэ, до 40%, что связывается многими аналитиками с падением популярности премьер-министра. Однако можно быть уверенным, что процесс будет продолжен, даже если это будет стоить С. Абэ его поста.

Стоит напомнить и недавние изменения, инициированные С. Абэ: Япония вновь обрела полноценное министерство обороны, при кабинете министров создан новый Совет национальной безопасности, полным ходом идет развертывание ПРО Японии и все это проходит на фоне крупномасштабного перевооружения и модернизации японских сил самообороны.

Несмотря на том, что эта деятельность официально связывается с необходимостью Японии более оперативно отвечать на появление новых угроз безопасности страны в связи с нестабильной обстановкой в регионе в целом. Но в действительности, очевидно, что укрепление потенциала Японии, необходимо для глобальных стратегических планов США.

Повышая ее военный потенциал в АТР, США также направляют политические и экономические усилия Японии в другие регионы. В 2006 г. Япония выступила с двумя инициативами: "Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности" и, более масштабная – "Создание пояса свободы и процветания", который по замыслу Японии должен охватывать страны Северо-Восточной Азии, Центральной Азии, Кавказа, Турции, Центральной и Восточной Европы и страны Балтии. Все это увязывается с необходимостью тесного сотрудничества со странами НАТО в вопросах безопасности континента. НАТО, как известно, продолжает расширяться…

Если инициатива Японии в отношении Центральной Азии и сообразуется с ее намерением закрепить за собой право, в перспективе, участвовать при распределении богатых энергоресурсов региона, то ее новое видение, представленное в плане "Создания пояса свободы и процветания", указывает на более масштабные устремления и наводит на мысль о координации действий ЕС, Японии и США в отношении Евразии в целом.

Это при том, что "пояс свободы и процветания" немного напоминает выдвигавшийся во время второй мировой войны лозунг – создание "Сферы взаимного процветания Великой Восточной Азии", который стал известен благодаря заявлению министра иностранных дел Японии Х. Арита. Все это не может не вызывать определенные ассоциации с ее прошлой ролью в международных отношениях. По всей видимости, некоторые идеи Японии, некогда существовавшее в период экспансии на Тихом океане и Азиатском континенте, в настоящее время вновь востребованы, но, безусловно, с поправкой на существующее положение дел в мировой политике. Тем более что теперь, на ее стороне бывший противник – США, что в перспективе, может существенно повлиять на успешность этих планов.

По сути, противостояние КНР и США, в союзе с Японией неизбежно. Это лишь вопрос времени. Однако за это время Япония должна стать полноценным военным партнером в альянсе с США. При этом никто не утверждает, что это противостояние будет иметь военный характер. США при поддержке Японии должны сохранять военный баланс сил в регионе и такой вариант, как представляется, может стать основой для выработки новых подходов к формированию мирового порядка.

Последние события в АТР, по всей видимости, могут свидетельствовать о том, что принципы нового мирового порядка будут закладываться именно с учетом стратегического расклада сил в Азии и возможно впервые в истории международных отношений "правила игры" будут заложены при непосредственном участии азиатских стран.

Усубалиев Эсен, к.и.н., директор аналитического центра "Prudent Solutions".

7.12.2010

Источник - analitika.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1292533680
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх