КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 01.10.2010
17:52  Шохрат Кадыров: Туркмения. Между позавчера и послезавтра
15:43  М.Захидов: Как в Оше расправлялись с узбеками (фотодоказательства)
15:36  Б.Мусаев: Трагедия и фарс т.н. "переходных систем" Новых Независимых Государств Центральной Азии
14:34  М.Жекшенкулов: "Мэр-узурпатор" как зеркало кыргызской государственности
14:28  О.Тутубалина: Мы сами их породили. Сами убьем... Время по кругу - Таджикистан опять воюет с басмачами
14:13  Р.Холов: Иран опять унизил Э.Рахмона
14:11  Ж.Масалиев: Все хорошо прекрасная маркиза?.. Убеждает Госналогслужба Кыргызстана
14:07  Прогресс подкрался не... Г.Бердымухамедов обещает гражданам Туркмении разрешить создавать политические партии и издавать газеты
14:05  Парламент Узбекистана настаивает на проведении международного расследования событий на юге Кыргызстана
12:35  Е.Авдеева: Кыргызстан – в партийных списках. В парламент рвутся маслокрады, экстремисты и криминальные авторитеты
11:53  Взятки брал... коттеджами. Казахстанский министр Доскалиев собирался бежать в Канаду
11:50  С.Исаева: Золотое зернышко "Настюши". Казахский бизнес Батуриной-Лужкова
11:40  В Астане распахнул двери "Назарбаев Университет". На 500 студентов - 55 преподавателей
11:35  Ф.Наджибулла: Раштская долина в Таджикистане может стать очагом исламистского мятежа
11:12  Ю.Сигов: "Киргизский экзамен" для Центральной Азии. Предстоящие парламентские выборы могут привести к важным политическим и стратегическим изменениям в регионе
11:11  Шолом-Алейхем от Гульнары Каримовой (анонс)
11:08  Uzmetronom: Маленькие узбеки под большим подозрением
11:01  "Эксперт": Антитеррор по-таджикски. Ситуация накаляется, Рахмон выдвинул ультиматум
10:48  Кыргызстан: В Оше во время судебных процессов избивают подсудимых и их адвокатов
10:44  Таможенному союзу мешает НДС на ж/д перевозки
10:33  Коматозник-симулянт. Финпол обвиняет главу Минздрава Казахстана в симулировании инсульта
10:29  А.Байжанова: Тюркское братство. "Исторический шаг" стамбульского саммита
10:28  Фигу в нос. МВД Казахстана хочет запретить насвай
10:22  Как правильно носить хиджаб школьницам. МВД и Минобраз Казахстана уточняют и разъясняют
10:12  Нидерланды также намерены запретить ношение паранджи
10:09  Б.Руигис: Слухи в Кыргызстане стали важнее масс-медиа
10:04  В Кыргызстане забастовали сотрудники золоторудной компании "Кумтор"
09:57  Полицейский переворот в Эквадоре остановила армия: десятки раненых, президент Корреа спасен в противогазе
09:52  Р.Манафов: Много слов и мало действий. Страдания по "Набукко"
09:08  Т.Осмонгазиева: Превосходство мнимой идеологии. Кому и зачем нужно тотальное внедрение госязыка
09:05  Н.Сарбагишева: Наше будущее - дети конфликта?
08:51  "КП": За что все любят Чулпан Хаматову? Сегодня у популярной актрисы - круглая дата
08:49  Начал работу веб-сайт "Казахстан Православный" - Притвор.kz
08:46  А.Штурман: Тягучий блюз про Таможенный союз...
08:36  Имам Р.Рязапов: "Утверждение о том, что сменить Петропавловск на Кызылжар – значит вернуть городу историческое имя, совершенно безосновательно"
08:32  Все, как у Обамы. Глава Казправительства К.Масимов призвал внедрять технологии Blackberry
08:29  В.Литовкин: "Мирная миссия-2010" в Матыбулаке. Китайская армия размяла мускулы на казахстанском полигоне
08:16  "Къ": Белый дом перешел на личности. Иранским чиновникам запретили въезд в США
07:53  М.Образкова: Общинно-таборный строй. России тоже скоро придется депортировать цыган
07:02  Задайте вопрос Ирине Винер и Евгении Канаевой!
00:05  Н.Замараева: Пакистан - вода как фактор межконфессиональных и внутриэтнических столкновений на территориях пуштунских племен
Четверг, 30.09.2010
18:57  "Times of Central Asia": Сквозь пеструю картину предвыборной кампании в Кыргызстане мелькает луч надежды
17:42  Сапа Мекебаев: Направление уже обозначили, но послать пока стесняются...
17:23  Пакистан перекрыл важнейший маршрут снабжения коалиционных сил в Афганистане.
17:20  Яхту Ататюрка сняли для проституток. Один из задержанных представился помощником премьер-министра Казахстана
17:15  О.Тутубалина: Оппозиция без позиции? Эволюция таджикских полевых командиров
17:12  Чаноро. В бою с исламистами погиб боец спецназа МВД Таджикистана. Убит и террорист из Дагестана
17:05  К.Луцюк: Крах энергонадежд кыргызстанских политиков
17:02  Ю.Барвинок: Кантоны, улусы, жилые массивы... Политпрогноз для Киргизии
16:40  VIP-посадка. Бывший замначальника ДКНБ по Алматы С.Асаинов приговорен к 8 годам
16:37  Р.Охунов: Унесенные ветром. Киргизская авиация бомбит Узбекистан... предвыборной агитацией
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Ю.Сигов: "Киргизский экзамен" для Центральной Азии. Предстоящие парламентские выборы могут привести к важным политическим и стратегическим изменениям в регионе
11:12 01.10.2010

"Киргизский экзамен" для Центральной Азии. Предстоящие парламентские выборы в Кыргызстане могут привести к важным политическим и стратегическим изменениям не только в этой республике, но и во всем регионе.

Маленькая по территории и численности населения Киргизия, о существовании которой многие в той же Америке знали только в связи с ведущейся операцией силами коалиции в Афганистане, на самом деле доставила в нынешнем году изрядных переживаний и забот всему мировому сообществу.

Массовые беспорядки в Бишкеке, приведшие к падению К. Бакиева и его команды, и последовавшие за этим кровавые события на юге республики показали как полную государственную несостоятельность самого Кыргызстана, так и неготовность мирового сообщества особо помогать этой республике в случае возникновения хаоса и межэтнических беспорядков.
И хотя на данный момент ситуация в Кыргызстане вроде бы не вызывает необходимости в пожарном порядке вмешиваться в нее как ближним, так и дальним соседям, вся атмосфера в регионе Центральной Азии характеризуется крайней непредсказуемостью и нестабильностью относительно того, что произойдет здесь после проведения в республике парламентских выборов, намеченных на 10 октября.
Разумеется, для Казахстана любые политические потрясения на территории ближайших географических соседей не просто нежелательны, но и крайне опасны для собственной стабильности и порядка. Но сегодня можно говорить и о том, что предстоящие парламентские выборы в Кыргызстане уже выходят далеко за рамки чисто политического переоформления власти в республике, еще совсем недавно руководимой единоначальной президентской властью. Ведь, по существу, глядя на то, что будет дальше с Кыргызстаном, можно смоделировать и целый ряд общих направлений, по которым в дальнейшем, скорее всего, будут развиваться события и в других центральноазиатскх государствах.

Осторожно! Базы расширяются!

Когда весной нынешнего года в Кыргызстане вспыхнули массовые беспорядки, приведшие к свержению К. Бакиева и его сторонников, многие говорили о том, что причиной смены власти в республике было значительное падение уровня жизни населения и чрезмерное увлечение официальным Бишкеком "базовыми играми" одновременно с Соединенными Штатами и Россией.
Решив разместить у себя две малостыкуемые и только на словах "перезагрузающиеся" военно-политические системы, киргизские руководители явно переоценили свои "базарно-базовые таланты" и в итоге основательно подпортили отношения и с США, и с Россией. Шантажируя поочередно то одну, то другую сторону, руководители Кыргызстана думали, что тем самым можно будет выторговать у них не только лишние десятки миллионов долларов, но и в дальнейшем сталкивать "военнобазовыми лбами" Москву и Вашингтон, разводя их тем самым на все новые и новые "денежные взносы" в киргизскую казну.
Чем вся эта "базовая забава" для К. Бакиева и его друзей закончилась – хорошо известно. Но, судя по всему, и нынешнее руководство Кыргызстана то ли от весьма скорой забывчивости, то ли по причине крайней финансовой нужды настойчиво продолжает "игру по базам", в которой, как того и следовало ожидать, возросли и денежные аппетиты Бишкека, и методы, какими на вашингтонско-московском противостоянии временное руководство республики намерено и дальше поигрывать.
Начнем с "российских торговых рядов", поскольку нынешнее киргизское руководство в самый канун парламентских выборов решило "по-военнобазовому" напомнить о себе России и ее правителям. Так, киргизская сторона предложила Москве раскошелиться на сохранение своей базы в республике на суммы, которые в разы превосходили те, что Москва опосредованно платила Бишкеку раньше, а также объединить все российские военные объекты в Кыргызстане под одну "базовую крышу" со сроком аренды 49 лет.
Стоит тут отметить, что у России на киргизской территории остаются весьма существенные военные интересы. Помимо авиационной базы в Канте в Киргизии расположена станция дальней связи российского ВМФ, поддерживающая контакт со всеми подводными лодками, плавающими в Мировом океане (за эту базу Россия не платит наличными Бишкеку, но принимает фактически бесплатно на учебу у себя киргизских офицеров), завод "Дастан" по производству самых современных военных торпед (правда, за него теперь новые власти в Бишкеке намерены либо получить от Москвы деньги, либо добиться долгосрочного арендного соглашения), а также еще пара объектов, имеющих определенное военное значение для российского Минобороны.
Понятное дело, что в Москве посчитали вести подобные разговоры до проведения парламентских выборов в Кыргызстане неуместным, но какое бы в дальнейшем правительство ни сформировалось в Бишкеке, Россию "по-базовому" киргизы попытаются раскручивать и дальше – сомнений в этом нет просто никаких.

При этом для Кыргызстана важно, чтобы Россия ни в коем случае не вмешивалась во внутренние дела республики со своей военной силой, но зато и денег приплачивала в казну побольше, и стабильность в республике своим военным присутствием обеспечивала для сохранения сложившегося ныне политического статус-кво.
Любопытно, что киргизское руководство подспудно подыгрывает тем российским политикам, которые не прочь бы укрепить в этой республике военное присутствие и расширить уже имеющиеся там российские военные объекты и базы. Без особой разницы, как это все будет называться (учебные, тренировочные или какие другие центры), как и под чьей "крышей" они будут функционировать (ОДКБ или напрямую Москвы).
Важно, что российские
войска, находящиеся в Кыргызстане, будут гарантировать хотя бы минимальную стабильность в республике, да еще и деньги за это киргизам платить. Неслучайно, что в канун проведения парламентских выборов в Кыргызстане стал обсуждаться вопрос о возможном расширении российского военного присутствия в Оше (с перебросом туда российской бригады, которая недавно участвовала в учениях стран ШОС на территории Казахстана), а также желании российского военного ведомства расширить свое присутствие на авиационной базе Кант неподалеку от Бишкека.
Конечно же, против такого "базового взаимопонимания" между Москвой и Бишкеком будет выступать Узбекистан, который вообще, мягко говоря, не приветствует любое возрождение военного сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии ("зачем, спрашивается, тогда было разваливать Советский Союз и затевать всю эту "игру в независимые государства", если опять российские войска будут дислоцированы на территории государств региона").
Но на данный момент факт остается фактом: Кыргызстан пытается "раскрутить" Москву на новые миллионы долларов, поставки вооружений и техники, оплату подготовки киргизских военных в российских военных учебных заведениях, причем делается это под нескрываемым "американским раздражающим фактором", на который Москва при всех своих нынешних "перезагрузочных отношениях" с Вашингтоном по-прежнему элементарно покупается.

Америке нужна не только военная база в Кыргызстане для афганской операции, но и "политический пилотный проект" для всей Центральной Азии

Долгое время почему-то считалось, что вся Центральная Азия (а уж Кыргызстан тем более) были интересны Соединенным Штатам только по причине продолжающейся операции сил коалиции в Афганистане. На самом деле военное сотрудничество со странами региона на афганском направлении американцам очень даже помогает, и развивать его они намерены и дальше - причем со всеми без исключения (в том числе - нейтральным Туркменистаном) государствами этого региона.
Что же касается действий Соединенных Штатов в Кыргызстане, то их достаточно неслабо понервировали киргизские власти и прежние, и нынешние по будущему военно-воздушной базы Манас. Дело даже не в том, что Бишкек периодически устраивал "аукционные торги", выканючивая из американского бюджета "лишние" миллионы долларов. Вашингтон крайне раздражало, что киргизская сторона постоянно пытается "сыграть под дурачка" и элементарно развести США с Манасом, сталкивая их позиции с интересами России в республике.
В конце концов К. Бакиева свергли, Манас новые власти при всей своей временности еще на год оставили, но что будет со всем этим военно-базовым хозяйством на будущее американцы не ведают. Также нет никакой конкретики и по поводу идеи Соединенных Штатов создать якобы для пользования исключительно киргизскими военнослужащими учебного центра на юге республики. Там планируется построить казармы для солдат и общежития для офицеров, но не планируется размещать тяжелое вооружение, а только легкое стрелковое оружие, минометы и гранатометы.
Оговорена вроде бы и арендная плата за объект – около 10 миллионов долларов в год, в то время как за Манас планируется повысить нынешнюю плату примерно до 60 миллионов долларов, если Соединенные Штаты захотят этот центр в окрестностях Бишкека за собой сохранить и дальше. Кстати, подписанный еще с К. Бакиевым американско-киргизский договор по Манасу истекает только в 2014 году, но продлевать его планируется ежегодно.

Кстати, подписанный еще с К. Бакиевым американско-киргизский договор по Манасу истекает только в 2014 году, но продлевать его планируется ежегодно. А вот здесь киргизская сторона может затребовать стоимость аренды фактически до любого потолка, пока американцы будут готовы выставляемые им арендные платежи покрывать.
И опять-таки для Кыргызстана в американском военном присутствии (в условиях непрекращающегося базово-союзнического кап-соревнования между Россией и США) есть существенная финансовая выгода, но вот у самих американцев в республике имеются куда более "дальнобойные" планы, нежели афганско-операционные. И именно о них стоит поразмыслить не только нынешним и будущим киргизским руководителям, но и тем, кто возглавляет соседние с Кыргызстаном центральноазиатские республики.
Главное же значение Кыргызстана для Соединенных Штатов заключается нынче в его будущей политике - как внешней, так и особенно внутренней, причем именно на Бишкеке Вашингтон может сделать ставку в плане проведения идей демократии и западных образцов государственного строительства для всей Центральной Азии (как минимум).
Самому киргизскому руководству подобный подход с американской стороны был очень даже симпатичен и вызывал у них даже определенную гордость еще при президенте А. Акаеве. А теперь так и подавно именнно "единственный демократический оазис в Центральной Азии" может действительно оказаться в центре весьма симптоматичных политических перемен во всем регионе.

Построят в Бишкеке демократию – а там глядишь и другие центрально-азиатские государства к ней потянутся

Если кому-то покажется слишком наивным желание Соединенных Штатов и дальше помогать Кыргызстану в деле построения в этой стране некоей демократической республики по классическим западным канонам, то смею вас заверить, что в этом деле все отнюдь не так уж примитивно и просто, как это может показаться на первый взгляд. В Вашингтоне даже во времена правления К. Бакиева надеялись, что некие "демократические импульсы" из Кыргызстана начнут постепенно распространяться и по остальной Центральной Азии.
Об этом постоянно говорили и ведущие американские конгрессмены, и сенаторы, и ключевые сотрудники госдепартамента и Пентагона, которые бывали в регионе, и внимательно оценивали происходившие в Кыргызстане события. Удивительно, но факт: в Вашингтоне считали, что хотя авторитарное руководство обеспечивает странам Центральной Азии большую политическую стабильность и предсказуемость, "демократическая анархия" в Кыргзстане куда более выгодна Соединенным Штатам именно на перспективу, а не на данный текущий момент.
Когда К. Бакиев стал "закручивать гайки" относительно всяких политических свобод и прав человека, то США стали ему на это не просто "по-дружески указывать" и реально беспокоиться за будущее демократического эксперимента не столько конкретно для этой республики, но и для всей Центральной Азии на перспективу.
И вот теперь, когда пусть и временное, но все же правительство в Бишкеке после свержения К. Бакиева было сформировано, в Вашингтоне вновь посчитали, что "уроки демократии" для Центральной Азии вполне можно давать и дальше.
Говорю об этом без всякой иронии и критики, поскольку по американским понятиям (которые очень сильно в этом плане отличаются от тех же российских, китайских или соседей центральноазиатских) сам по себе факт появления во главе государства женщины (что бы и кто бы о ней негативно-снисходительного ни говорил) считается в руководстве США именно проявлением демократических начал и свидетельством будущих кардиальных перемен в области политики и государственного устройства.
Более того – в этой ситуации Соединенные Штаты считают, что они обязательно должны помочь Кыргызстану стать на "столбовую дорогу западной демократии" и не дать стране вновь погрузиться в омут анархии и беспорядков. А для этого Кыргызстану планируется вновь оказывать весьма существенную финансовую помощь и увеличивать присутствие в стране разного рода американских неправительственных организаций (уверен, что, прочитав эти строки, те же российские или китайские представители посетуют: ну вот еще американцы пришлют сотни своих шпионов и агентов "внутреннего разложения", но ведь американцы уже сейчас на это парируют – "если вам это не нравится, то можете присылать своих "людей" в Кыргызстан, мы, дескать, не против).

В Вашингтоне действительно есть понимание того, что Кыргызстан может стать своего рода "пилотной страной" в Центральной Азии по продвижению основ западной демократии. И если различные политические группировки, борющиеся за власть в республике, найдут все же какое-то подобие консенсуса в своих интересах, то есть шанс на то, что парламентская республика Кыргызстан станет неким прообразом постепенной смены власти исключительно демократическим путем и в других государствах региона.
Вот только на пути этом будет огромное количество преград, которые прежде всего возникнут внутри самого Кыргызстана, а также со стороны ближайших и влиятельных соседей республики, которым вовсе не улыбается укрепление здесь американского не только военно-политического, но и долгосрочного идеологического влияния.

Америке в Кыргызстане будут мешать кто чем может Россия и Китай. Но еще больше республике будет угрожать собственная "демократическая бюрократия"

Конечно же, Соединенным Штатам далековато чисто географически брать на себя непосильную ношу не только усмирять военным путем Ирак, Афганистан и в перспективе - Иран, но и еще "воспитывать в духе западной демократии" такую республику, как Кыргызстан. В чем-то Вашингтон, безусловно, Бишкеку подсобит, но так уж ломать копья из-за киргизского "счастливого западного будущего" с Россией и Китаем не станет.
Что касается России, то для нее при всех словесных и саммитных перезагрузках укрепление позиций США на постсоветском пространстве – вещь просто неперевариваемая. Москва будет всячески мешать американцам в Кыргызстане по всем возможным направлениям – и в этом нет никакого сомнения.
Китайцы же будут действовать куда более скрытно и осторожно, но по сути не менее эффективно. Они вообще остались в стороне, когда в Кыргызстане наступил "постбакиевский бардак". И ничем не вмешались, чтобы прекратить резню в находящихся неподалеку от его границ Оше и Джалалабаде. Но вот расширение военного сотрудничества России и США с Кыргызстаном в Китае не приемлют, и будут делать все возможное, чтобы оно не складывалось.
В экономическом плане китайцев ни Америка, ни Россия в Центральной Азии особо не беспокоят, потому как у этих двух стран нет тех мощных финансовых и торговых рычагов, которые в этом регионе уже сформировались у КНР. А уже в слабом и открытом членством в ВТО всем торговым потокам Кыргызстане у Китая просто нет конкурентов, и постепенно местный рынок этой республики будет просто полностью "скушан" китайским бизнесом.
Но еще больше всем предстоящим для Кыргызстана "демократическим экспериментам" грозит внутренняя специфика политической жизни республики, которая во многом очень схожа с ее ближайшими географическими соседями. Уже сегодня в Кыргызстане, население которого превышает всего 5 миллионов человек, в парламентских выборах собрались участвовать около 30 политических партий и движений.
С точки зрения основ западной демократии, может быть, это и очень даже перспективно. Вот только в Центральной Азии подобная парт-мешалка чревата новыми пострясениями и полным развалом всей государственной системы страны. Уже сегодня занимающиеся Центральной Азией политологи в США открыто говорят, что по сравнению с прошлым киргизским парламентом за новые депутатские мандаты намереваются бороться дети, внуки, братья и сватья тех, кого совсем недавно из здания парламента и правительства с улюлюканьем изгоняли.
Ни для кого не секрет, что в партийных списках идущих на парламентские выборы 10 октября фигурируют ближайшие родственники практически всех членов нынешнего временного правительства Кыргызстана, включая и Розу Отунбаеву. При таких выборах (какими бы демократическими по западным понятиям они с виду ни были) в стране вновь будет сформирована "клановая бригада по
госуправлению", которая очень быстро не просто разонравится народу и вызовет его упреки, и не исключено - новую вспышку насилия и этнических беспорядков.
В такой пестрой палитре политпартий практически гарантированно не удастся создать никаких вменяемых коалиций, а в самом Кыргызстане абсолютно нереально будет выдвинуть как сильного главу государства - подлинного национального лидера (ведь парламентская форма правления как раз умышленно "рассасывает" власть и не дает ей сконцентрироваться в чьих-то одних руках).

Поэтому, скорее всего, ситуация будет складываться так, что именно нынешняя глава временного правительства Кыргызстана номинально и станет неким "единоначальником", но при этом все же вряд ли сможет пользоваться поддержкой всего населения республики. А это значит, что созданные к выборам многие партии и движения в республике после их окончания развалятся и начнется новая дележка власти в Кыргызстане, которая, скорее всего, не особо будет отличаться от той, что была при прежнем его президенте.
Ну а остальным странам Центральной Азии во всей этой "киргизской игре в выборы" придется не просто сторонне наблюдать за протекающим у соседей избирательным процессом, но и примерять "киргизский политпиджак" к своим собственным будущим реалиям. Ведь нигде больше в регионе даже в обозримой перспективе не планируется создавать парламентские формы правления (кстати, слово "парламент" буквально переводится как "говорильня"), да и отказываться на данном этапе от жесткой и властной руки своих первых лиц больше нигде в Центральной Азии желающих не найдется.

Юрий СИГОВ, Вашингтон, специально для "Делового Казахстана"
№37 за 1.10.2010

Источник - Деловой Казахстан
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1285917120
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх