КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 16.07.2010
15:37  Суд истории. Абдурахим Ходжибаев и его роль в становлении советского Таджикистана
15:35  М.Яновская: Расследование массовых преступлений на Юге Кыргызстана. Адвокатура беспомощна
15:31  Список временных "насяльника" на предприятиях Кыргызстана
15:26  Дети гор... Четверо кыргызстанцев в Москве, угрожая ножом, похитили "невесту"
15:17  С.Султангалиев (гендиректор КазТрансГаз): Газопровод Бейнеу - Бозой - Шымкент рассматривается как второй участок газопровода Казахстан - Китай
15:15  Gazeta.kz: Иссык-Куль у нас не отберут
15:11  А.Байтенов: Составная часть. Метрополитен в Алматы все-таки будет завершен
15:10  Ф.Галиева: Золотые горы Афганистана
15:07  А.Дониш: Краткая история мангитских эмиров Бухары. Часть 2-я
12:29  А.Хамидов: Кыргызстан - события в Оше и преступное сообщество
12:26  Афганский солдат Хусейн расстрелял на базе в Гильменде двух британских офицеров и капрала-гуркха
12:12  И.Даиров: Политика и олигархия. Как Кыргызстану провести "неподкупные" выборы
12:10  Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж погрузился на дно Байкала
12:04  Washington Times: Что оказалось не так, как надо в Кыргызстане? И как поступить в этом случае?
12:02  В.Мясников: Пекин занимает чужое место на мировом рынке ВВТ практически без боя
11:58  Институт мировой экономики и политики Казахстана возглавил Султан Акимбеков
11:56  А.Каримов: Соратники Бакиева вновь рвутся к власти
11:53  Р.Отунбаева: Там, где надо ловить бакиевцев, преступников – у них ничего не получается, а где бизнес – тут прямо море успехов (выступление)
11:43  К.Конырова: Атомный интерес. США готовы к сотрудничеству с Казахстаном по развертыванию модульных реакторов малой мощности
11:41  С.Малеев: Сосед, ты не прав! Кто виновен в случившемся инциденте на казахстанско-киргизской границе?
11:37  Б.Кагарлицкий: Никто не хочет перемен. Неолиберальный порядок удивительным образом повторяет историю брежневского "застоя"
11:26  С.Епифанцев: Кому и почему не нужны русские в Центральной Азии
11:25  В Кыргызстане расформирована Государственная пограничная служба
11:01  Проблемы казахстанского "Банка Туран-Алем": были ли они срежиссированы, и если да, то кем?
10:58  С.Расов: Смена караула в Центральной Азии
10:57  А.Габуев: Тайваньская оппозиция против таможенного союза. Дружба с Китаем расколола остров
10:49  Узбекистан: Самарканд переживает "лепешечную интервенцию" из Ферганы
10:21  "НВО": Пентагон платит талибам. Несмотря на все усилия армии США талибы чувствует cебя в Афганистане как дома
10:19  В.Панфилова: Отунбаева хочет превратить Ош в цветущий мегаполис. Но для этого надо примирить живущих там киргизов и узбеков
10:16  А.Башкатова: Интеграция вместо инновации. Таможенный союз – меньшее зло, которое может случиться с Россией
09:50  А.Бекирова: Откровенная кабала. Киргизские трудовые мигранты становятся рабами на табачных полях Казахстана
09:10  В Иранском Захедане смертники взорвались у мечети: десятки погибших
09:05  "ВН": Больше полномочий и денег для правительства Афганистана
09:02  Мухтар Джакишев из "Казатомпрома": кто подставил Кролика Роджера
08:06  "Guardian": Свобода отступает по всему миру
08:02  А.Дубнов: ОБСЕ и елбасы. Встреча глав МИД ОБСЕ под Алма-Атой будет неформальной
01:04  А.Дониш: Краткая история мангитских эмиров Бухары. Часть 1-я
00:46  С.Арбенин: Зона аномалий, или Трехликий Янус киргизской власти
00:29  "МК": Банановая Россия. Сколько раз делать "ку" при появлении Башкирбаши?
00:19  Генпрокуратура Кыргызстана просит коллег из Казахстана возбудить уголовное дело против ЦентрАзии
00:16  Le Figaro: "Теневая война" Тегерана и Вашингтона. Одиссея иранского физика Шахрама Амири проливает свет на невидимую борьбу спецслужб
00:12  Нурани: "Персидские мотивы". Какие цели преследует скандал вокруг иранского физика Шахрама Амири?
Четверг, 15.07.2010
23:02  Президент Башкирии М.Рахимов ушел в отставку. Его временно сменил Рустэм Хамитов
15:37  Независимую Международную комиссию по изучению причин произошедших трагических событий на юге Кыргызстана возглавит финн Киммо Кильюнен
14:59  МЧС России тремя самолетами доставило в Ош 94 тонны гумпомощи
12:42  В.Малявин: Китайская правда. Чем отличается их дао от нашего смысла жизни
12:36  А.Ненашев: Кыргызстан - вечные каникулы для узбекских школьников
12:28  "Telegraph": Индия обвинила межведомственную разведку Пакистана в организации нападений на Мумбаи
12:26  "New York Times": На табачных полях Казахстана используется труд детей из Кыргызстана
12:23  М.Алимханова: Не нужен нам берег кыргызский? Есть ли альтернатива традиционному для алматинцев отдыху
12:20  А.Зубов: Яблоку негде упасть. Знаменитый алматинский апорт возрождают в пробирке – на земле же места ему не находится
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Афганистан   | 
"НВО": Пентагон платит талибам. Несмотря на все усилия армии США талибы чувствует cебя в Афганистане как дома
10:21 16.07.2010

Пентагон платит талибам

Несмотря на все усилия армии США талибы чувствует cебя в Афганистане как дома.

Американские СМИ сообщили, что в настоящее время Конгресс США обсуждает вопрос о выделении дополнительных 300 млрд. долл. на ведение войны в Афганистане. По мнению экспертов, такое решение будет принято, и в страну потекут дополнительные деньги. Однако в финансовом смысле на этом театре военных действий все идет не так гладко, и сотни миллионов долларов просто оседают в карманах боевиков.

ОТКРЫТИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

В конце прошлого месяца в подкомитете по национальной безопасности и иностранным делам (Subcommittee on National Security and Foreign Affairs) комитета Палаты представителей Конгресса США по надзору и правительственной реформе прошли слушания по вопросу коррупции в системе тылового обеспечения воинских контингентов Пентагона, входящих в Международные силы содействия безопасности (International Security Assistance Force – ISAF) в Афганистане. Они были инициированы председателем подкомитета Джоном Тирни, который незадолго до этого представил конгрессменам обширный доклад "Корпорация "Царь войны".

Факты вымогательств и коррупции в системе тылового обеспечения США в Афганистане" (Warlord, Inc. Extortion and Corruption Along the U.S. Supply Chain in Afghanistan). "Сведения, содержащиеся в этом докладе, являются одновременно отрезвляющими и шокирующими", – подчеркнул Тирни.

Он сообщил участникам обсуждения, что в ходе расследования "были обнаружены систематические провалы Пентагона в области управления подрядчиками и надзора за ними по всей цепочке доставки грузов в Афганистане". Тирни особо остановился на том, что "практика использования гражданских подрядчиков вместо военного персонала для доставки продовольствия, воды, боеприпасов, оружия и горючего для американские военных баз и отдаленных застав, разбросанных по всей территории Афганистана, была начата как образец рентабельной целесообразности, но вскоре превратилась в институционализированную зависимость и опасный упрощенный метод". В результате, подчеркнул председатель подкомитета, сегодня в Афганистане "мы имеем приблизительно 90 тысяч военнослужащих, однако, насколько известно, используем также 110 000 подрядчиков".

По данным Тирни, значительная часть ассигнований, выделяемых МО на войну в Афганистане уходит в карманы талибов, полевых командиров, местных чиновников и полиции. Законодатели решили передать это дело в отдел криминальных расследований армии США. Представитель этого отдела Крис Грей сообщил журналистам, что по фактам, изложенным в докладе, уже начато следствие, которое ведет специальная комиссия.

В докладе, в частности, отмечается, что руководство Минобороны осведомлено о том, что часть выплачиваемых афганским транспортным и охранным фирмам денег в конечном итоге оказывается в руках местных главарей вооруженных формирований и боевиков. Американские военные специалисты по МТО, отмечается в докладе, находящиеся в Афганистане, главное внимание уделяют доставке грузов туда, где они необходимы, а на самом деле находятся в полном неведении "каким образом обеспечивается безопасность" местных автомобильных конвоев, с помощью которых перевозится большая часть предметов снабжения и материалов, необходимых американским воинским контингентам для боевых действий. Главные транспортные подрядчики, проводящие автомобильные конвои с грузами, уже обращались в Пентагон, выражая свою озабоченность по поводу неблагополучного состояния дел в этой сфере. Однако, как подчеркивается в докладе, они столкнулись "с безразличием и бездействием" со стороны соответствующих руководящих инстанций военного ведомства, ответственных за организацию снабжения войск в Афганистане.

ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ...

Для ведения боевых действий в Афганистане Пентагон должен обеспечивать свои воинские контингенты в этой стране всем необходимым для их нормального функционирования, начиная с военной техники и кончая водой. Из пакистанского порта Карачи и с баз в Центральной Азии на базы ВВС США в Баграме под Кабулом и в Кандагаре, являющихся основными пунктами материально-технического обеспечения американских войск на афганской территории, грузовым автомобильным транспортом перевозятся десятки тысяч тонн грузов. С этих баз грузы отправляются в основном в восточные и южные районы страны, где расположены многочисленные пункты дислокации подразделений армии США.

Однако, если в Ираке снабжением войск занимаются американские компании, то в Афганистане подряды на перевозки выполняют местные компании, с которыми МО США заключило соответствующие контракты. В свое время высокопоставленные чиновники Пентагона очень пропагандировали выбранный подход к снабжению своих войск. Они утверждали, что он будет способствовать развитию мелкого предпринимательства в стране и обеспечит ее дальнейшее развитие. Однако на самом деле свой бизнес в данной области весьма успешно организовали талибы, местные власти, полевые командиры и полиция. Все они оказались при деле и извлекают из федерального бюджета очень приличные доходы.

Тирни в течение полугода изучал контрактные документы МО по организации непрерывной цепи поставок предметов снабжения для американских войск в Афганистане, называемой Host Nation Trucking. Общая стоимость услуг входящих в нее в основном афганских и незначительного количества американских фирм ежегодно обходится Пентагону в 2,1 млрд. долл. Они перевозят более 70% процентов грузов, прибывающих из Америки.

Военное ведомство США по запросу парламентария предоставило ему около 25 тыс. документов. Из них стало ясно, что для обеспечения безопасности транспортировки грузов афганские компании вынуждены пользоваться услугами местных охранных структур. Однако последние в значительной части контролируются боевиками, местными полевыми командирами и чиновниками, а большая часть маршрутов движения грузовых автомобильных караванов проходят через территории, находящимися под влиянием талибов. Поэтому транспортные и охранные предприятия вынуждены платить им определенные суммы из своей прибыли за беспрепятственный проход грузовых караванов.

В докладе Тирни также отмечается, что очень часто охранные фирмы просто вынуждают перевозчиков прибегать к своим услугам, что является не чем иным, как обыкновенным вымогательством. Транспортные компании вынуждены платить полиции и местным чиновникам, чтобы те обеспечивали беспрепятственный проезд по их территориям.

Один из транспортников поведал журналистам, что он не только платил охранным фирмам, но и был вынужден давать взятки в объемах до 10 тыс. долл. почти каждому чиновнику и начальнику полиции, по территории которых его компания перевозила грузы для американских военных.

Тирни проанализировал работу одной из самых крупных охранных компаний Афганистана – Watan Risk Management. Было установлено, что расценки за свои услуги в зависимости от регионов, по которым проходят маршруты движения транспортных средств, ее руководители назначают сами. Компаниям, которые не заплатили этой фирме либо задержали платежи, выставляются финансовые претензии. Каким способом затем с них взыскиваются долги, в докладе не говорится. Но вполне можно предположить, что и в этом случае используются угрозы или даже силовые методы.

По данным составителей доклада, в зависимости от района передвижения и уровня опасности подвергнуться нападению талибов с каждой фуры взимается мзда от 1,5 до 15 тыс. долл. В итоге боевики еженедельно пополняют свои кошельки суммами до 2 млн. долл. Не так давно госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая в Конгрессе, констатировала тот факт, что главным источником доходов для "Талибана" является "плата за защиту".

В докладе подкомитета также отмечается, что, "хотя полевые командиры предоставляют проводников и дают указания охранникам, подрядчики не имеют возможности не воспользоваться этой услугой" и что, по сути, это является масштабным рэкетом. В нем также говорится, что вследствие сложившейся практики транспортным компаниям, которые платят охранным структурам за обеспечение безопасности передвижений их грузов, предоставляется необходимая защита. Руководство фирм, которые не хотели бы делиться своей прибылью, в конечном итоге тоже вынуждено делать это, поскольку вероятность нападения на их грузовики без охраны, договаривающейся с талибами, многократно возрастает. "В результате платят все", – заключают составители доклада.

"ЛОРДЫ" АФГАНСКИХ ТРАСС

"Афганский подход" Пентагона к снабжению своих войск привел к тому, что наиболее влиятельные полевые командиры нашли себе новую нишу для заработков: дорожно-охранный бизнес. Таким образом, в Афганистане появился новый тип боевиков, зарабатывающих себе на жизнь не только торговлей наркотиками.

В настоящее время таких "бизнесменов" насчитывается чуть более десятка. Часть из них является предводителями племен, бывшими моджахедами и просто влиятельными людьми в различных провинциях страны. Другие появились не очень давно и мало известны. По словам одного из американских экспертов по Афганистану, "частичное превращение полевых командиров в бизнесменов в значительной мере свидетельствует о том, что в стране формируются мафиозные сети, которые легально и нелегально действуют в ее экономике, способны использовать силу для защиты своих интересов и увеличивать численность своих группировок. Он также отметил, что, "как бы они ни назывались: бизнесменами, командирами, влиятельными людьми, руководителями полиции или полевыми командирами, можно сказать только одно: любой такой человек, в подчинении которого сотни и тысячи вооруженных бойцов, способен действовать безо всякого контроля со стороны правительства, что существенно подрывает юридические основы афганской государственности".

Сегодня одним из самых влиятельных "дорожных королей" стал некто "командир Рухулла", командующий отрядом из 600 боевиков. Под его контролем находится основная трасса Афганистана, соединяющая Кабул и Кандагар. Рухулла работает на уже упоминавшуюся компанию Watan Risk Management. Ее владельцами являются двоюродные братья президента Афганистана Хамида Карзая, а всеми сделками по предоставлению охранных услуг ведает родной брат президента Ахмед Вали.

В докладе отмечается, что отряды "Талибана" и полевых командиров, действуя на одной территории, не плохо уживаются друг с другом, а талибы еще и получают неплохие деньги за беспрепятственный пропуск транспортных колонн с американскими грузами. Между ними правда иногда и возникают конфликты, но в основном из-за размеров платы за передвижение грузовиков.

По словам Рухуллы, каждый месяц его люди обеспечивают проход 3,5 тыс. грузовиков. За каждый грузовик при проводе транспортных колонн на участке шоссе от южной части Кабула до Кандагара он берет по 1,5 тыс. долл. За один раз в сопровождении людей Рухуллы проводится колонна из 200–400 грузовиков. На ее формирование уходит несколько дней.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

Авторы доклада подвергли резкой критике снабженцев американских войск в Афганистане. Они возмутились тем, что офицеры, которые несут ответственность МТО, практически не выходят за расположение пунктов своей дислокации и не осуществляют никакого контроля за процессами доставки грузов. Они также не следят за тем, чтобы подрядчики соблюдали все нормы и правила, действующие в армии США.

В качестве одной из мер по борьбе с кражей боевиками, полевыми командирами, воюющими на стороне ISAF, коррумпированными афганскими чиновниками и полицией Тирни предложил Пентагону своими силами организовать охрану транспортных артерий, по которым осуществляется снабжение американской армии. Он также настаивает на немедленном создании Пентагоном системы контроля за деятельностью частных охранных компаний.

В докладе предлагается провести оценку реальных действий афганской армии по обеспечению защиты транспортных путей. Если же окажется, что на настоящем этапе силы безопасности национальной армии и полиции не в состоянии обеспечить эффективную защиту транспортных перевозок военных грузов, то необходимо составить соответствующие планы их обучения и провести все необходимые мероприятия по повышению профессионального уровня афганских военнослужащих для решения этой задачи.

По мнению составителей документа, проекты контрактов афганских фирм с Пентагоном должны быть полностью прозрачны и обеспечивать возможность контроля соответствующими службами МО деятельности субподрядчиков и их полную отчетность за взятые на себя обязательства и проведенные работы. При этом соответствующие специалисты МО должны постоянно проводить необходимые аудиторские проверки.

В докладе также указывается, что все ведомства США, ответственные за национальную безопасность, начиная с МО и кончая спецслужбами, должны систематически контролировать дотации, поступающие в Афганистан из Америки и других стран НАТО, чтобы всеми возможными мерами воспрепятствовать незаконному использованию выделяемых финансовых средств и росту коррупции в стране, которая достигла беспредельных масштабов. Его авторы предлагают также провести анализ контрактов других стран ISAF, заключенных с афганскими фирмами на транспортировку и охрану военного имущества, поставляемого на их базы.

16.07.2010 |
Владимир Иванов

Источник - Независимая газета-Военное обозрение
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1279261260
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх