КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 08.06.2010
23:15  На казахстано-российской границе установлены два первых пограничных столба
22:09  В Казахстане будет создан Национальный информационный лекарственный центр
21:06  Согласован проект новой резолюции СБ ООН по Ирану
19:12  ЦентрАзию ждет аномальная жара. Европейские синоптики предрекают самое жаркое лето за всю историю метеонаблюдений
15:44  Р.Баллиева: Проблемы пользования трансграничной водой в Центрально-азиатском регионе
14:41  Н.Пусенкова: Китайский фактор. За рынки Поднебесной резко обостряется конкуренция
13:45  К.Мельников: Условия на троих. Россия и Греция решили ускорить строительство нефтепровода Бургас-Александруполис
12:28  Х.Юсупов: Кого Бог наказал - таджикистанцев или Онищенко?
12:26  Катастрофу в Индии расследовали четверть века. Закончено дело о химической атаке в Бхопале
12:24  А.Звонарев: "Азиатская двадцатка". Казахстан предложил сделать СВМДА основой для новой архитектуры евразийской безопасности
12:18  Нурани: Что делать с сектором Газа? "Хамасистан" превращается во все более серьезную проблему для мирового сообщества
12:16  Р.Алиев: Реанимация Европы и исторический треугольник Россия - Турция - Иран
12:14  Между Азербайджаном и Турцией заключен договор, который может стать толчком к реализации проекта "Набукко"
12:07  Е.Авдеева: Именем революции!? Инвесторы навсегда занесли Кыргызстан в черный список
12:06  А.Кулматов: Почему не работает Духовное Управление мусульман Кыргызстана? Религиозные экстремисты идут во власть
11:59  В Кыргызстане 15 неизвестных парней избили и.о. муфтия республики Суюна ажы Колуева
10:36  В.Ворсобин: "Столицу нового округа сделаем в Бишкеке. И наведем там порядок!". Таджикистану не понравились слова Онищенко и Жириновского
10:26  А.Куртов: "Референдум - это преходящий момент. В условиях Киргизии он не будет обозначать..."
10:23  Россия и Турция переведут переговоры с Газы на газ. Премьеры двух стран обсудят создание энергетического альянса
10:22  "Къ": Не подпиши себе кумира. Н.Назарбаев может стать лидером нации вопреки собственной скромности
10:18  А.Мыскина: Китайский шопинг отменяется? 1 июля – эта дата для тысяч челноков в Казахстане звучала как приговор
10:09  С.Жильцов: Каспийский трубобилдинг. Энергетические ресурсы Каспия растаскивают по трубопроводам
10:08  Д.Ювачев: Нурсултан Назарбаев "преемников" просит не беспокоиться
10:04  С.Туник: Пузырь совести. Какая вредная работа у председателя правления фонда "Самрук-Казына" Келимбетова
09:33  Foreign Policy: Как бразильский этанол мог бы помочь Ирану перехитрить американские санкции. Бразилия хочет завести дружбу с Ираном
09:16  Ж.Айтжанова (министр экономразвития РК): "Что даст единое пространство Казахстану?" (интервью)
09:11  Р.Ивахникова: Не будем мелочиться. Казахстанские инвесторы вправе требовать возмещения убытков от Кыргызстана
09:03  С.Мамедов: Гейтс успокоил Алиева. Вопрос об американских военных базах в Азербайджане нуждается в уточнении
08:14  Пол Крэйг Робертс: Чума для всего мира. США - это "несостоявшееся государство"
08:12  Guardian: Китайские "раковые деревни" разоблачают темную сторону экономического бума
08:01  В.Панфилова: Персидское братство. Рахмон и Ахмадинежад поговорят без переводчиков
07:59  "НГ": Веллитон и духоборы. Россия готова выбрасывать деньги на что угодно, забывая о тысячах соотечественниках за рубежом
00:59  О.Тутубалина: Под "прицелом"… Кто и почему пытается дискредитировать Партию исламского возрождения Таджикистана?
00:57  А.Матвеев: Н.Назарбаев против "культа личности"
00:56  Когалы. Узбекский пограничный наряд задержал группу казахстанских подростков, которые решили искупаться на узбекской территории
00:53  Главным лауреатом ІІІ-го Международного театрального фестиваля стран ЦентрАзии стал спектакль Кыргызского нацтеатра "Белое облако Чингисхана"
00:51  Назначены новые руководители МВД и УНБ Афганистана - Мунир Мангал и Ибрагим Спинзада
00:49  Совет министров КНДР возглавил зять Ким Чен Ира Чхве Ен Рим
00:39  Дж.Сингх: Возрожденный Талибан
00:37  Чарльз Купчан: Нужно ли продолжать диалог с Ираном?
00:33  А.Саркорова: "Абрикосовая война" с Россией - взгляд из Душанбе
00:31  В.Скосырев: Карзай уволил проамериканских чиновников. Решение президента Афганистана стало ударом по агентуре ЦРУ
00:30  А.Князев: Необходимость поиска новых парадигм на афганском векторе
00:29  А.Шустов: Узбекские анклавы Киргизии – будущие "горячие точки"
00:23  Д.Триллинг: Трудовая миграция чревата появлением в Кыргызстане "потерянного поколения"
00:02  В Актау четвертый день бастуют сотрудники ТОО "Кеппел Казахстан"
Понедельник, 07.06.2010
15:55  ВВС: МИД Таджикистана обратилось к России с требованием отменить запрет на импорт таджикских сухофруктов и орехов
13:50  В.Иванов (глава антинаркотического комитета РФ): Миллион малых доз. Россия готова возглавить антинаркотическую коалицию
12:09  Asia Times: Трубопровод Nabucco подстегивает каспийские проекты
12:05  Стамбул принимает глав государств и правительств СВМДА на III саммит
11:06  Al Ahram: Перспективы Шелкового пути
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Чарльз Купчан: Нужно ли продолжать диалог с Ираном?
00:37 08.06.2010

Нужно ли продолжать диалог с Ираном?

ВАШИНГТОН, округ Колумбия. 12 июня отмечается первая годовщина спорного избрания Махммуда Ахмадинежада на второй срок в качестве президента Ирана. Несмотря на продолжающиеся усилия иранской оппозиции опротестовать их итоги и ускорить политическую либерализацию, Ахмадинежад и его сторонники добились значительных успехов по удержанию власти в своих руках, используя грубую силу для подавления движения за проведение реформ. Надежды на то, что народное восстание сможет свергнуть режим, угасли.

В то же время, обостряется кризис вокруг ядерной программы Ирана. Иранский режим продолжает игнорировать попытки международного сообщества по недопущению разработки им ядерного оружия. В ответ администрация президента США Барака Обамы ведет работу с Советом безопасности ООН по установлению более жестких экономических санкций. Несмотря на это, Иран продвигается к овладению процессом обогащения урана до уровня, необходимого для производства оружия. Чем ближе Иран подходит к разработке ядерного оружия, тем больше вероятность атаки со стороны Израиля, как при поддержке США, так и без нее, на ядерные объекты Ирана.

Непримиримость иранского правительства, его очевидные попытки ввести в заблуждение инспекторов по ядерному оружию, его одиозные призывы к разрушению Израиля, жесткое подавление им политических оппонентов ‑ все это предоставляет Обаме законное основание "хлопнуть дверью" и прекратить диалог. В связи с провалом дипломатических усилий по обузданию ядерных амбиций Ирана, критики достижения договоренности заявляют, что настало время для перегруппировки и применения силы, пока Иран не перешел "ядерный Рубикон". Нарастают голоса сторонников совместных усилий для принуждения руководителей Ирана, настаивающие на том, что режиму пришло время уйти.

Прекращение диалога с Ираном было бы опрометчивой и опасной ошибкой. Как подтверждает моя новая книга "Как враги становятся друзьями" ("How Enemies Become Friends") даже ожесточенные противники могут урегулировать разногласия путем переговоров. Существует четыре непреодолимых причины, по которым США и их союзники должны "держать дверь открытой" для диалога до самой последней минуты.

Во-первых, более жесткие санкции могут иметь смысл только в качестве инструмента дипломатии, а не грубого инструмента принуждения. Новые санкции являются недостаточно жесткими для того, чтобы заставить Иран подчиниться, а санкции, предусматривающие большие ограничения, не найдут поддержки среди членов Совета безопасности. Таким образом, если более жесткие санкции будут признаны целесообразными, то они скорее поставят Иран в конфронтацию с объединенным дипломатическим "фронтом", чем вынудят его правительство пойти на сделку с целью прекращения изоляции страны. Введение новых санкций обосновано, но только в качестве дополнения, а не альтернативы дипломатическим усилиям.

Во-вторых, затраты, связанные с отказом от дипломатических усилий, настолько значительные, что продолжение взаимодействия будет иметь смысл, даже если Иран откажется отойти от своей позиции. Прекратить дипломатические усилия ‑ значит оставить международному сообществу два ужасных выхода из ситуации: смириться с ядерным Ираном либо нанести превентивный военный удар по иранским ядерным объектам.

Если у Ирана появится "абсолютное оружие", то это может привести к новому сдерживанию его внешней политики. Государства, обладающие ядерным оружием, должны быть особенно осторожны в связи с тем, что исторически они могут столкнуться с ответным ядерным ударом. Однако, иранский режим ‑ это необычное правительство, он может не соблюдать нормальные практики в области ядерных ограничений. Если даже он будет их соблюдать, то наличие ядерного оружия у Ирана может положить начало гонке вооружений в регионе и содействовать иранскому правительству, которое уже поддерживает экстремистские движения на Ближнем Востоке. Американский "зонтик безопасности" над Персидским заливом и Израилем может успокоить нервы, но он мало поможет в противостоянии увеличивающейся иранской поддержке исламистским радикалам.

Военный удар, скорее всего, будет иметь значительно худшие последствия. Даже если удар будет иметь оперативный успех, он лишь отсрочит ядерную программу Ирана на несколько лет, одновременно дав режиму новый стимул для получения ядерного сдерживающего средства, а также для создания более скрытых и защищенных ядерных объектов. В ответ на атаку Иран может приложить усилия к затруднению движения судов в Персидском заливе, что может привести к дефициту нефти и стремительному росту цен на нее.

Кроме того, Иран может нарастить свои усилия по финансированию и вооружению повстанцев в Ираке и Афганистане, подвергая опасности обе указанные страны. Он также может начать атаки на американские, европейские и израильские объекты по всему миру. Указанные перспективы делают продолжение дипломатических усилий, независимо от труднодостижимости их успеха, обязательным.

Третьей причиной в пользу продолжения диалога является наличие соперничества между фракциями и политической интриги внутри иранского режима, что может привести к значительной политической гибкости. По общему признанию, беспорядки в Тегеране приводят к непостоянству внешней политики Ирана, предостерегая об осторожности в отношении перспектив многозначного дипломатического прорыва. Однако маневрирование на пути к власти, также означает, что для разрешения ситуации путем переговоров может подойти объединение в коалицию.

В самом деле, сам Ахмадинежад в конце прошлого года с энтузиазмом высказался по поводу предложения Запада "сдвинуть дело с мертвой точки", экспортируя иранский уран для переработки за границу, но затем он выбрал противоположный путь. В прошлом месяце он опять изменил свою позицию, разрабатывая с Бразилией и Турцией несколько "разбавленную" версию первоначального предложения. Возможно, Ахмадинежад колеблется и отклоняется от своей точки зрения. Однако его переменчивая точка зрения делает вполне возможным тот факт, что он может посчитать политически выгодным заключить сделку по ядерному вопросу. Именно для такой возможности дипломатическая "дверь" должна оставаться приоткрытой.

И, наконец, даже если безвыходное положение, касающееся обогащения урана Ираном, будет продолжать оставаться таковым, совместные усилия могут предложить обходные пути по достижению соглашения в отношении ядерного вопроса. Диалог с США может быть ориентирован на такие регионы, как Ирак и Афганистан, в отношении которых у обеих сторон имеется общая позиция. Совместные усилия по борьбе с наркотрафиком в Афганистане, например, могут помочь ослабить взаимную вражду и недоверие, что принесет пользу при блокировании ядерного "фронта". Для освоения технологии, необходимой для создания ядерного оружия, Ирану необходимо еще несколько лет, что предоставляет время для поиска вышеуказанных дипломатических возможностей.

Презрительное отношение Ирана к компромиссным предложениям Обамы делает для администрации США привлекательным отказ от продолжения диалога. Однако ставки при отказе от диалога слишком высоки. Даже несмотря на применение в самом ближайшем будущем новых санкций, диалог продолжает оставаться самым лучшим мирным средством разрешения, возможно, самого опасного спора в мире.

("Project Syndicate", США)

Чарльз Купчан (Charles A. Kupchan), Charles A. Kupchan 4.06.2010,

Источник - Project Syndicate
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1275943020
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх