КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 17.02.2010
21:10  "РГ": В уголовном розыске России планируют создать единую базу на всех иностранных рабочих
20:32  "Достижение переломного момента? Изменение климата и бедность в Таджикистане" (доклад)
20:27  Россия арендовала у Абхазии на 49 лет военную базу в Гудауте и объявила Саакашвили "персоной нон-грата"
20:20  Н.Харитонова: За что "воюют" казахстанские олигархи
20:07  "НГ": Лукашенко поедет за иранской нефтью. Сложности с Москвой вынуждают Минск искать энергетических партнеров
18:07  Тарифный спор. "Тенгизшевройл" приостановил поставки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан
17:09  Казахстано-узбекский товарооборот в 2009 году упал на треть
16:35  Spiegel: Монетарная политика "Синамерики". У китайцев есть план, а у американцев нет
16:07  ВВС: Россия задерживает поставку ракет С-300 Ирану. "Из-за технических проблем"
15:45  Что Россия забыла в Центральной Азии? (диалог экспертов в Екатеринбурге)
15:40  Ташкент. Убийцам режиссера Марка Вайля вынесен приговор
15:36  71% таджиков все равно хотят говорить на русском
15:33  "БП": Неприятная дата? В Кыргызстане не хотят вспоминать февральский Меморандум, подписанный в Кремле год назад
14:49  Гуус Хиддинк сбежал из России тренером в Турцию
14:43  Н.Баяман: Будем ДОМЕНировать. Чем на самом деле занимается Центр администрирования доменной зоны "KG"
13:55  Ш.Исмаилов: "Несущий свет" задержан на узбекской границе
13:44  В Душанбе осуждены 12 "хизбутчиков". Из них двое - граждане Узбекистана
12:48  Стоимость обучения в "Новом университете Астаны им. Н.Назарбаева" составит всего 12 тыс. фунтов в год
12:46  В Ташкенте начал выходить новый журнал о знаменитостях "Hello Uzbekistan"
12:42  Г. дель Кастильо: Для успеха в Афганистане необходимо вернуть талибов в общество
12:15  Скончался бывший Председатель Совета Министров Киргизской ССР (1958-61 гг.) Казы Дикамбаев
12:04  Н.Замараева: Маулви Нур Джамал - новый лидер пакистанских талибов
11:59  Кыргызская Шарапова - сеньорита Палкина
11:56  Р.Мирзоавлиев: Для покупки акций Рогунской ГЭС власти Таджикистана принуждают население к продаже скота
11:54  Население Кыргызстана хранит "в чулках" до $1 миллиарда
10:32  А.Давлетгалиева: Нефтяников Каспия просят забыть прошлое. Казахстан предложит операторам СРП оценить новый налоговый кодекс
10:16  Дж.Вергиз: Индия и плутоний. Дели развивает свою атомную энергетику с помощью России и США
10:13  Аза Мигранян: Средняя Азия. Итоги-2009. Значимость российских инвестиционных вливаний трудно переоценить
10:07  В.Месамед: Иран душевно отметил годовщину исламской революции
09:10  Хитро-мудрый Козы-Корпеш. Бывший замакима Алматы не крал деньги обманутых "дольщиков"?
09:00  Наталья Аринбасарова: "Я - Айтматовская героиня..."
07:58  В боях за Марджа талибы сбили американский вертолет Chinook
07:34  "ВН": Ценный трофей. Спецслужбы Пакистана и США захватили военного лидера афганских талибов
03:15  Д.Бухарова: Шамаиль – почти икона. Традиционное татарское искусство возвращается к православным истокам
02:33  Ю.Елисеев: Ой, мороз, мороз… Холода парализовали газоснабжение Южно-Казахстанской области
02:28  С.Малеев: Уха и потроха. Что губит рыбоперерабатывающую промышленность Казахстана?
02:15  "Къ": Украина озадачилась Таможенным союзом
02:01  Т.Ибраев: В прощении спасение? Новая тактика Рахата Шораз-Алиева
00:59  "Telegraph": Хиллари Клинтон утверждает, что режим Ирана становится "военной диктатурой"
00:58  CNN: Афганцы не очень охотно воюют против талибов
00:56  С.Дониеров: Сооружение Рогунской ГЭС превратилось в идею-фикс таджикского руководства
00:55  Премьер Б.Нетаньяху: "Мы стремительно приближаемся к войне"
00:44  М.Иволгин: К чему ведет маргинализация казахстанской оппозиции…
00:06  А.Халилов: Доллар и нефть - борьба продолжается
00:03  Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева стала офицером Ордена Почетного легиона Франции
Вторник, 16.02.2010
20:09  Культуру Казахстана взглавил Ильяс Козыбаев и др. назначения в РК
15:51  Г.Базаркулова стала депутатом Парламента Кыргызстана вместо ушедшего в правительство Джунусова
15:46  "РБК": Антииранский разворот. Нетаньяху уговаривает Медведева поддержать санкции против Тегерана
14:08  Сводят концы с концами. Казахстанские транссексуалы намерены подать в суд на Министерство юстиции РК
14:03  "Ты не смеешь унижать мою страну! Кто тут великий, никто не может решать". На форму в Дохе подрались американский посол и турецкий советник
13:28  "Asharq Alawsat": Иран постепенно уходит в изоляцию
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Бухарова: Шамаиль – почти икона. Традиционное татарское искусство возвращается к православным истокамД.Бухарова: Шамаиль – почти икона. Традиционное татарское искусство возвращается к православным истокам
03:15 17.02.2010

Речь пойдет о декоративно-прикладном искусстве татар – шамаиле. Сложилось ложное представление о татарском народе как исповедующем только ислам, и это представление намеренно укореняется. На самом же деле христианство традиционно для татарского народа на протяжении практически всей истории его существования (среди татар было много исповедующих религию Христа еще задолго до исламизации ханом Узбеком населения Золотой Орды).

Из-за одностороннего освящения истории татар многих шокирует развитие православного татарского искусства. Вопреки всему этот феномен доказывает, что такое явление, как переход татар в христианство, – достаточно распространенное явление. Православные татары естественным образом создавали и продолжают создавать свою культуру.

Слово "шамаиль" имеет арабское происхождение и означает буквально "качества", "достоинства". Как термин, означающий вид искусства, встречается в Иране, имея здесь немного другое значение – "священная картина, портрет, икона".

А теперь немного из истории этого вида декоративного искусства. Изначально это техника религиозной живописи на стекле, сочетающая изображение, орнамент и каллиграфическое письмо. Со временем техническое исполнение обогатилось печатью, вышивкой на полотне (ляуха), живописью на холсте.

Живопись на стекле берет свое начало в Византии, потом она распространилась в христианском мире и, наконец, в XVIII веке вернулась через Италию и Чехию на территорию когда-то православной Византии – но теперь уже мусульманской Турции. Именно оттуда в XIX веке в связи с популярностью предметов турецкого импорта в татарской среде искусство шамаиля получило широкое развитие в народной культуре татар.

Татары исповедуют ислам суннитского толка, запрещающий изображения людей. Поэтому шамаиль здесь представлен в ограниченном варианте – орнамент и каллиграфическое письмо, а изображение сведено до нескольких условных образов. Шамаиль был распространен в основном в Казани и селах Заказанья. Работы исполнялись черной или цветной тушью, а также акварелью на твердой бумаге и часто помещались в рамку под стекло. В них арабские надписи с сурами из Корана и молитвами нередко сопровождались условно-символическими черно-белыми или цветными изображениями мечетей, парных птиц, цветочно-растительного орнамента. Каллиграфические тексты писались имамами мечетей, сельскими муллами, изредка местными художниками-самоучками. В ранний советский период тексты сур Корана были вытеснены коммунистической пропагандой, а в поздний советский период шамаили использовались в качестве поздравительных открыток, всевозможных вывесок и бытовых надписей.

Шамаиль распространен также среди мусульман-шиитов в Азербайджане и Иране. Образный ряд произведений шамаиля у шиитов шире, чем у суннитов: здесь допускаются портреты особо почитаемых в этой ветви ислама людей, чаще всего это четвертый праведный халиф Али. Здесь наиболее ярко прослеживается связь с христианским происхождением шамаиля, само название которого, как уже было сказано, можно перевести как "икона".

Традиционный ислам ограничивал творческие начинания верующих всяческими запретами, но в связи с распространением идей движения джадидизма (либеральное исламское течение) шамаиль получил широкое распространение, став одним из способов национального самовыражения татар независимо от их вероисповедания. В наши дни многие мусульмане, ошибочно приписывающие шамаилю исламское происхождение, недовольны тем, что православные татары тоже обратились к этому виду искусства, насыщая его христианскими образами. Так что в православном исполнении шамаиль как бы вернулся к своим христианским корням. Кроме того, за 70 с лишним лет господства атеистической идеологии в советском обществе шамаиль приобрел значение татарского национального, а не исламского искусства.

Для православия нет противоречия в том, что христианская молитва может быть написана на татарском языке.

В свою очередь, использование православных мотивов в шамаиле полностью соответствует христианской традиции, имеет четкое богословское обоснование, что отражено в "Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", в преамбуле которой сказано: "Миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения".

В наши дни татары, принявшие православие, обратились к этому традиционному виду искусства. Таким образом, шамаиль возвращается к своим византийским истокам, учитывая тот путь развития, который он прошел в исламском мире. Произведения шамаиля православных художников исполнены в той же манере, что и их коллег-мусульман, только в центре изображения вместо мечетей – православные храмы и иконописные образы, а вместо сур Корана – фрагменты православных молитв.

Динара Абдулбяровна Бухарова - художник

Там, где у мусульман мечеть, в произведениях православных авторов – христианский храм. Работы автора в технике шамаиль

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1266365700
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх