–ј—Ќџ… ∆≈Ћ“џ… «≈Ћ≈Ќџ… —»Ќ»…
 јрхив | —траны | ѕерсоны |  аталог | Ќовости | ƒискуссии | јнекдоты |  онтакты | PDAFacebook  RSS  
 | ÷ентрјзи€ | јфганистан |  азахстан |  ыргызстан | “аджикистан | “уркменистан | ”збекистан |
÷ентрјзи€
  Ќовости и событи€
| 
¬торник, 26.01.2010
20:48  ¬ эпоху глобализма политкорректность €вл€етс€ условием выживани€... лохов. √аит€нские сопли –адзиховского
19:47  ƒ.ћавлоний:  азахские студенты и в јмерике отличаютс€ от однокурсников из ÷ентральной јзии
18:52  ƒ.Ѕабич: “урци€ - успех "нестрашных" исламистов
17:42  ∆.“урусбекова:   продовольственной безопасности  ыргызстана
16:22   азахстанский "јктобе" засудили в финале  убка —одружества
15:52  јктюбинский аксакал —ултанбек “ашенов изобрел чудо-посох дл€ чабанов, шприц-автомат дл€ ветеринаров и часы дл€ мусульман
13:29  "Wall Street Journal": ’екмати€р предлагает интересный план урегулировани€ афганского конфликта
13:27  "Foreign Policy": –осси€ не соглашаетс€ вывести талибов из списка террористов ќќЌ
13:22   арзай утверждает, что —Ўј и ≈вропа поддерживают план перемири€ с “алибаном
13:12  –.Ўакиржанов: ¬ода в ÷ентральной јзии Ц геополитический кризис в перспективе?
13:05  —траны Ўќ— создадут центр объединенного делового сотрудничества
12:39  ј.јсроров: –адикальный ислам в ÷ентрјзии. –азница в подходах
12:29  ∆.јйманбетова: јлматы Ц в списке самых гр€зных городов мира
12:28  √.јсанова: Ѕашню сносит. ¬ ∆амбылской области вандалы разрушают сигнальную кокандскую башню на горе —ундук (фото)
12:24  Ќа супер-престижном ÷ирковом фестивале в ћонте- арло кыргызские наездники удостоены "—еребр€ного клоуна" (фото)
11:38  Ќ.√оловкин:  орабль спасени€. »з жити€ преподобного —евастиана  арагандинского (1884-1966)
11:36  ј.»вановский: »ранский €дерный тупик
11:19  √ушунска€ трагеди€. Ќа противопехотных минах подорвались еще трое таджикских детей
11:03   азахстанские сталкеры. ¬ развалинах ѕрибалхашской –Ћ— "ƒарь€л-”" сгинули четыре человека
10:28  ј.√аджиев: ќб очередном плане военного переворота в “урции
10:27  ¬.ћесамед: »рано-израильские неконтакты
10:26  ¬ “аджикистане вырос боксер-гигант ћехроджиддин  аримов: 2 метра 18 см - рост, 115 кг - вес
10:04  ј. н€зев: –осси€ не будет ссоритьс€ с ”збекистаном из-за строительства  амбаратинской √Ё— в  ыргызстане
10:01  —.“арасов: —аммит в —очи. Ѕаку и ≈реван могут вступить в —оюзное государство?
09:57  "Time": Ёнергетические войны. —оседи –оссии свод€т с ней счеты
09:29  ¬. оргун: —Ўј в јфганистане - погон€ за призраком
09:17  ј. ратенко: —мертельный поцелуй Ѕарби. ¬ ¬осточном  азахстане вы€влены опасные детские игрушки
09:15  ћинфин  ыргызстана намерен сменить "бюджетный цикл". ’орошо хоть не менструальный...
09:13  ƒорогой добра, согласи€ и созидани€. ќ де€тельности духовного управлени€ мусульман  азахстана
09:11   . онырова: ƒеловой расчет.  азахстан пока не готов поставл€ть нефть в Ѕеларусь
07:15  ё.≈лисеев: ¬стретимс€ в суде. –уководство Ўымкента "утонуло" в судебных исках
01:32  я.Ѕергер: ”жесточение позиции. —тремление  ита€ к мировому лидерству требует по€снений
01:30  ј.¬оскресенский: ¬оспитание тигров.  ак готов€т и отбирают управленцев в странах ¬осточной јзии
00:55   ак вы€снили израильт€не. ѕоднимать имидж  азахстана (за $3.3 млн) подр€дилс€ бывший пиарщик дочки ≈льцина
00:49  ёжна€  оре€ намерена экспортировать в  азахстан высокоскоростные боевые катера "Yun Young Ha"
00:41  "Ѕѕ": ÷ены - вверх, жизнь - вниз. Ќовые тарифы в  ыргызстане могут обрушить всю государственную социальную политику
00:37  ¬.ѕанфилова: јмериканские надежды Ё.–ахмона. –азочаровавшись в ћоскве, ƒушанбе просит помощи у ¬ашингтона
00:20  ”збекистан отказываетс€ от железнодорожных перевозок через “аджикистан
00:14  Ћетучий шымкентец. ѕо€влени€ авиапрома в  азахстане ждут с таким нетерпением, что... перепутали самолеты
00:09  ¬нешний долг “аджикистана превысил полтора миллиарда долларов
00:02  Ќ.ƒенисова: —емь лет Ц не срок.  то зат€нул строительство в казахстанском ѕриаралье гидроузла јклак
00:00  "Ёхо":  итайский квартал Ѕаку. Ётнические ќѕ√ в јзербайджане - это реальность
ѕонедельник, 25.01.2010
21:47  ћ.Ўаймиев: "— особым чувством вспоминаю поездки на целину, в ѕавлодарскую область в 1957 и 1958 годах" (интервью)
19:47  "Ё- ": ¬ казахстанском јктау варварски уничтожают символ города - уникальные скалы
18:57  ¬ »раке, за геноцид курдов, казнен брат —аддама ’усейна "’имический јли"
18:25  —оюз казаков —емиречь€: 20 лет на коне!
16:10  ј вас, ∆анкулиев, € бы попросил... Ќ.Ќазарбаев решил укрепить и совершенствовать —лужбу внешней разведки "—ырбар"
16:02  “орговать казахстанскими книгами становитс€ невыгодно
14:50  ѕрезидент »ндонезии —усило Ѕамбанг ёдойоно выпустил третий альбом поп-музыки
14:45  “урок ћевлют „авушоглу избран новым председателем ѕј—≈
14:18  Ќ.’амрабаева: "ƒжамаати “аблиг" - экстремисты или невинные пропагандисты?
јрхив
  © www.centrasia.ru¬верх  
     азахстан   | 
ƒорогой добра, согласи€ и созидани€. ќ де€тельности духовного управлени€ мусульман  азахстана
09:13 26.01.2010

ƒорогой добра, согласи€ и созидани€

ќ де€тельности духовного управлени€ мусульман  азахстана

Ќаши предки прин€ли ислам в VII≤ЦIX веках. — приходом этой гуманной, человеколюбивой религии и цивилизации на казахской земле стали создаватьс€, в частности на юге и в присырдарьинских земл€х, научно-культурные и образовательные очаги. ќтрар (‘араб), »сфиджаб (—айрам), “араз, Ѕаласагун, “уркестан, —ыгнак, ∆енд, Ѕарчинкент, јркук и др. »з этих городов вышло много выдающихс€ мыслителей и ученых.

Ќовое врем€
Ќаши предки прин€ли ислам в VII≤ЦIX веках. — приходом этой гуманной, человеколюбивой религии и цивилизации на казахской земле стали создаватьс€, в частности, на юге и в присырдарьинских земл€х научно-культурные и образовательные очаги. ќтрар (‘араб), »сфиджаб (—айрам), “араз, Ѕаласагун, “уркестан, —ыгнак, ∆енд, Ѕарчинкент, јркук и др. »з этих городов вышло много выдающихс€ мыслителей и ученых.
¬ XX веке, с обретением независимости  азахстана, открываетс€ путь к возрождению исконной религии и культуры проживающих здесь народов. ¬ 1990 году было организовано ƒуховное управление мусульман  азахстана, занимающеес€ вопросами религии. Ќо нелегок был путь его становлени€, ибо неумелое руководство его лидеров, их малообразованность оказывали свое негативное воздействие.
ј как сейчас обсто€т дела? »меютс€ ли позитивные изменени€?
ѕодлинный подъем ислама начинаетс€ с 2000 года, когда мусульмане нашей страны на своем съезде избрали председателем ƒуховного управлени€ и ¬ерховным муфтием шейха јбсаттара хаджи ƒербисали хазрата.
¬ услови€х переходного периода, когда одной из важнейших задач становитс€ возрождение и развитие национальной культуры, чрезвычайно важны личностные качества духовного лидера.
Ўейх јбсаттар хаджи ƒербисали хазрат Ц ученый-востоковед и дипломат, известный теолог, получивший широкое признание за огромный вклад в исследование истории, литературы и культуры, исламского богослови€ не только нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежь€.
¬ 1977Ц1997 гг. јбсаттар ƒербисали основал отделение арабского €зыка и литературы в  азЌ” им. јль-‘араби, организовал кафедру восточных €зыков, стал ее первым заведующим, а после организации и открыти€ им соответствующего факультета работал его первым деканом, а также проректором по €зыкам и международным св€з€м. Ќар€ду с этим он впервые организовал подготовку специалистов в области турецкого, урду, €понского, китайского, корейского €зыков. ѕод его руководством было подготовлено свыше 400 высококвалифицированных востоковедов, существенно укрепивших эту остро востребованную специальность. »з числа его учеников вышли дес€ть послов и двое министров.
¬ 1997Ц2000 годах по приглашению ћинистерства иностранных дел –  он работал советником посольства  азахстана в  оролевстве —аудовска€ јрави€. »меет дипломатический ранг советника первого класса.
Ўейх јбсаттар хаджи ƒербисали хазрат €вл€етс€ автором более 600 теоретических трудов и практических разработок по арабскому €зыку и литературе, древним периодам казахской литературы и культуры, духовным св€з€м  азахстана с мусульманскими странами зарубежного ¬остока, а также по истории ислама, —в€щенному  орану и хадисам (изречени€м) пророка ћухаммада (мир ему).
ј. ƒербисали впервые ввел в научный оборот, изучил и систематизировал на основе письменных источников, хран€щихс€ в рукописных фондах научных учреждений –оссии, арабских и центральноазиатских стран, ценные материалы, касающиес€ биографических данных 50 ученых Ц выходцев из казахской степи с научным описанием историко-социальных особенностей обществ, в которых они жили и творили. —ледует при этом отметить, что их имена до последнего времени были неизвестными не только широкой общественности, но и в научных кругах.
ќн внес весомый вклад в изучение жизни и де€тельности средневекового государственного де€тел€, ученого-историка, поэта и мыслител€ ћухаммеда ’айдара ƒулати (1499Ц1551). ¬ результате поездок в  ашгарию (1994), ѕакистан (1995), »ндию (1998Ц1999) ему удалось обнаружить место захоронени€ ученого, расшифровать и прокомментировать надписи на его надмогильной плите.
–езультаты многочисленных исследований шейха јбсаттара хаджи ƒербисали хазрата были изложены им на форумах ќќЌ (—еул, 1995) и ёЌ≈— ќ (“ашкент, 2000; ƒоха, 2001), а также в университетах и академи€х японии, »ндии, ѕакистана,  ита€, “урции, …емена, »рака, ≈гипта, “униса, ћарокко, »спании, —Ўј и других стран.
ћногие годы јбсаттар хаджи ƒербисали €вл€лс€ заместителем, а затем и председателем јссоциации дружбы  азахстана с арабскими странами. «а заслуги в формировании арабского €зыка и литературы как самосто€тельных научных дисциплин в  азахстане и существенный вклад в изучение истории и культуры ислама шейх јбсаттар хаджи ƒербисали хазрат в 2002 году награжден орденом "Ќаука и искусство" 1-й степени јрабской –еспублики ≈гипет. ќн награжден многими правительственными наградами  азахстана за плодотворную работу.
ѕредседатель ƒуховного управлени€ мусульман  азахстана, ¬ерховный муфтий с момента начала своей де€тельности на этом посту активно участвует в работе международных и республиканских конгрессов, конференций и симпозиумов, где выступает от имени  азахстана с докладами об исламе, его роли и месте в жизни республики.

–елигиозное согласие и веротерпимость

Ўейх јбсаттар хаджи ƒербисали хазрат многое делает дл€ укреплени€ дружбы и сотрудничества народов  азахстана, взаимопонимани€ и взаимоуважени€ между конфесси€ми. »звестно, что межнациональные отношени€ сегодн€ стали одним из основных направлений внутренней политики –еспублики  азахстан. Ёто обусловлено в первую очередь тем, что национальные процессы на данном этапе развити€ казахстанского общества отличаютс€ многообразием, высокой динамичностью, эмоциональной насыщенностью, внутренними противоречи€ми.
¬месте с тем эти отношени€ в республике должны развиватьс€ в духе таких гуманистических ценностей, как братство, дружба, солидарность, интернационализм. Ѕольшое внимание этому вопросу удел€ет президент –  Ќурсултан јбишевич Ќазарбаев. ѕо его инициативе в г. јстане прошли три съезда лидеров мировых и традиционных религий, получившие огромный международный резонанс. ”частники третьего съезда лидеров мировых и традиционных религий (2009) единодушно отметили, что президент  азахстана покорил их своей искренней непринужденностью и демократичностью. ƒействительно, не каждый глава государства считает нужным почтить своим присутствием подобные встречи от начала и до конца, как это сделал Ќурсултан Ќазарбаев во врем€ религиозного съезда в нашей столице. јстана не случайно стала местом высокого духовного диалога руководителей различных религиозных направлений, так как мировое сообщество давно признало, что  азахстан демонстрирует убедительные образцы межрелигиозной гармонии и согласи€.
Ўейх јбсаттар хаджи ƒербисали хазрат оказывает благотворительную помощь обществам инвалидов, детским домам, домам престарелых, тюрьмам и колони€м, туберкулезным санатори€м республики, ветеранам и инвалидам ¬еликой ќтечественной войны, а также частным лицам, обращающимс€ в ƒ”ћ  за помощью.
¬ 2003 году ¬ерховный муфтий оказал материальную и финансовую благотворительную помощь жител€м района “урара –ыскулова ∆амбылской области, пострадавшим от землетр€сени€, а в 2005, 2007 годах Ц родственникам погибших шахтеров в г. Ўахтинск  арагандинской области.
¬ 2009 году в мес€ц –амадан шейх јбсаттар хаджи ƒербисали хазрат, как и в прошлые годы, оказал благотворительную помощь обществам инвалидов, детским домам и домам престарелых.
ƒл€ повышени€ эффективности своей работы в 2000 году ƒ”ћ  провел структурные преобразовани€ аппарата. —егодн€ в нем функционируют отделы по делам мечетей, шариата и мусульманского права; международных св€зей, хаджа и протокола; проповедей и учебно-просветительской работы и другие.
ћного сделано ƒуховным управлением дл€ объединени€ де€тельности ранее разрозненных мечетей.   примеру, специально созданна€ комисси€ подсчитала количество мечетей. ќказалось, что в 2000 году их было 1402 и только 284 из них €вл€лись филиалами ƒ”ћ . Ѕлагодар€ активной работе муфти€та под руководством шейха јбсаттара хаджи ƒербисали хазрата в 2003 году было объединено более тыс€чи мечетей республики.   насто€щему времени количество мечетей выросло до 2400, из них 2300 вошли в структуру ƒ”ћ .
—пециально созданна€ комисси€ ƒуховного управлени€ тщательно изучает каждое за€вление на открытие мечети и только после этого дает свое заключение. ќна обращает внимание прежде всего на то, чтобы здани€ строили в местах, удобных дл€ посещени€, чтобы они имели архитектурную ценность.
¬ 2009 году, после обращени€ ¬ерховного муфти€ к главе государства Ќ. ј. Ќазарбаеву, начинаетс€ строительство мечетей на 5000 мест в јстане и на 20000 мест в јлматы.
¬ центре неустанного внимани€ ƒуховного управлени€ находитс€ ход строительства мечети, возвод€щейс€ при содействии “урции в духовной столице всего тюркского мира Ц “уркестане Ц на 3 тыс€чи мест. ќткрыты медресе в ”ральске, Ўымкенте, в Ўамалгане, в јлматинской области, јктобе, ѕавлодаре. ¬ 2009 году в јлматы состо€лось торжественное открытие первого в  азахстане республиканского медресе, а в 2010 году планируетс€ открытие медресе в г. “уркестане.
¬есьма примечательным €вл€етс€ то, что сам ƒ”ћ  непосредственно готовит имамов дл€ этих мечетей. ѕодготовка кадров Ц чрезвычайно важный вопрос дл€ мусульман. ѕоэтому во врем€ первой после избрани€ ¬ерховного муфти€ встречи с главой государства он затронул вопрос о подготовке высококвалифицированных религиозных работников и попросил Ќурсултана јбишевича оказать содействие в передаче ƒ”ћ  »сламского культурного центра, построенного египт€нами в јлматы. ѕрезидент поддержал его и ради решени€ этого вопроса отправил в ≈гипет правительственную комиссию, чтобы решить вопрос на месте. ¬ результате в јлматы открылс€ ≈гипетский университет исламской культуры, который сегодн€ носит им€ президентов двух наших стран Ц "Ќур-ћубарак". ќн €вл€етс€ высшим исламским духовным учебным заведением в  азахстане. ”ниверситет готовит высококвалифицированных имамов, исламоведов, преподавателей арабского €зыка и литературы, переводчиков и других специалистов на уровне современных требований. ѕри нем организованы курсы по изучению исламских доктрин и арабского €зыка. ”ниверситетский городок раскинулс€ в одном из живописнейших уголков јлматы Ц на проспекте јль-‘араби.
Ќа территории городка разместились учебный корпус, дом дл€ имама и высотное здание мечети, в котором одновременно могут совершать молитву тыс€ча человек. «десь студенты могут не только предаватьс€ богослужению, но и подкрепл€ть свои теоретические знани€ практическими навыками, в частности, учебными упражнени€ми по произнесению проповедей.

 адры решают все

¬ университете имеютс€ богата€ библиотека и специальные кабинеты, оснащенные лингафонами, аудио- и видеоаппаратурой, компьютерами. Ќар€ду с египетскими специалистами здесь работают профессора и преподаватели нашей республики.  аждый год его стены покидают более сорока выпускников, высокообразованных и духовно грамотных людей, будущих имамов. ”спешно окончившие выпускники могут продолжить учебу в магистратуре и аспирантуре в ≈гипте, в университете аль-јзхар аш-Ўарифе, где египетска€ сторона берет расходы на их обучение на себ€. Ќесомненно, открытие ≈гипетского университета исламской культуры "Ќур-ћубарак" ознаменовало собой первый и исключительно важный этап в развитии высшего религиозного образовани€ в  азахстане.
«абота об уровне религиозной подготовки имамов Ц важное направление работы ƒ”ћ . “олько глубоко образованный, сведущий во всех нюансах религии имам может €сно и доходчиво объ€снить прихожанам различи€ в течени€х и направлени€х ислама. ѕотому ƒ”ћ  нужен был также –еспубликанский исламский институт повышени€ квалификации дл€ имамов. ≈го целью должно было стать усовершенствование и повышение религиозного образовательного уровн€ и квалификации имамов, работающих в мечет€х ƒуховного управлени€ мусульман  азахстана.
Ќо ни здани€, ни средств на его стро- ительство у ƒ”ћ  не было. “огда ћуфтий хазрат обратилс€ за помощью к руководству »сламского банка развити€. ќни охотно помогли Ц выкупили дл€ будущего института двухэтажное здание в јлматы на углу улиц —атпаева и “ургута ќзала и провели капитальный ремонт, переоборудовав комнаты под учебные кабинеты, намазхану, медпункт, библиотеку, столовую и общежитие. ¬ 2002 году ƒ”ћ  открыл институт и прин€л на первый семестр (он длитс€ четыре мес€ца) 40 имамов. ƒо сегодн€шнего дн€ в данном учебном заведении 700 имамов нашей страны повысил свои знани€. ѕервый республиканский семинар имамов, на который приехали более 700 человек, был проведен ƒ”ћ  в 2000 году.
ƒруга€ задача ƒ”ћ  Ц формирование высокого нравственного облика имамов, их образа жизни в соответствии с религиозным статусом. ƒл€ поддержани€ "тонуса" среди них регул€рно провод€тс€ конкурсы на лучшую проповедь. ќни проход€т на трех уровн€х Ц сельском, районном и областном. ѕобедители региональных туров затем приглашаютс€ в јлматинскую центральную мечеть, где читают проповедь перед п€тничной молитвой, совершенству€ тем самым свои богословские знани€.
¬ јстане при мечети "Ќур-јстана" ƒуховное управление организовало центр дл€ подготовки кариев Ц людей, знающих наизусть  оран и умеющих читать его выразительно.  роме того, следует отметить, что в крупных мечет€х республики карии и хафизы (лица, знающие текст —в€щенного  орана наизусть) совершают  оран-хатым, то есть полностью прочитывают —в€щенную книгу, что означает обращение к ¬севышнему с мольбой о благоденствии и согласии дл€ страны. ј это считаетс€ богоугодным делом, исключительно важной формой богослужени€.
¬ 2000 году был проведен первый республиканский конкурс на лучшее выразительное чтение —в€щенного  орана.   заключительному этапу было допущено 42 претендента. ѕобедители были награждены. “акже подобный конкурс был проведен в 2004 и 2008 годах. ќбладатели призовых мест и участники международных конкурсов на лучшее чтение —в€щенного  орана, проходивших в 2000Ц2009 годах в ћалайзии, »ндии, ≈гипте, —аудовской јравии и “урции, куда казахстанские чтецы  орана были направлены ƒуховным управлением, после возвращени€ на родину были отмечены наградами.
ќтрадно отметить, что с 2000 года при ƒуховном управлении налажен выпуск республиканской религиозно-познавательной газеты "»слам жЭне Шркениет" (»слам и цивилизаци€). ¬ насто€щее врем€ тираж газеты составл€ет около 50 тыс€ч экземпл€ров. ¬ этом издании посто€нно публикуютс€ материалы о де€тельности ƒ”ћ , духовных делах и межнациональном согласии, а также ответы на вопросы читателей. »здаетс€ также духовно-познавательский журнал "»ман", тираж которого составл€ет на данный момент 8450 экземпл€ров.
«а 2000Ц2009 годы опубликовано около 300 статей ¬ерховного муфти€ об исламе, его истории, жизненном пути пророка ћухаммада (мир ему), религиозной жизни мусульман республики, исламской культуре, казахской литературе и культуре, арабском €зыке и культуре, об общечеловеческих ценност€х ислама. Ёти работы напечатаны на казахском, русском и турецком €зыках в республиканских и зарубежных газетах и журналах, книгах, энциклопеди€х, различных сборниках и справочниках.
«а эти годы дано более 400 интервью и выступлений ¬ерховного муфти€ на теле- и радиоканалах по вопросам межконфессионального диалога, межнационального согласи€ и сотрудничества, де€тельности ƒ”ћ , увидевшие свет на казахском и русском €зыках в отечественных и зарубежных издани€х.
Ќа семинаре сотрудников отделов областных акиматов по св€з€м с религиозными организаци€ми, проходившем в јкадемии государственной службы –  (г. јстана), ¬ерховный муфтий выступил с развернутым докладом на тему "Ќезависимый  азахстан и исламска€ религи€" (ѕуть религии, по которому мы идем. –оль и место ислама в –еспублике  азахстан). Ётот доклад оказал значительную помощь госслужащим, работающим с религиозными организаци€ми.
ƒуховное управление проводит большую работу по пропаганде св€щенных хадисов (изречений) пророка ћухаммада (мир ему), теологических трудов мусульманских богословов.
–азработан и утвержден годовой план религиозных проповедей.  роме богословских проблем, ƒ”ћ  большое внимание удел€ет вопросам духовного здоровь€, места и роли ислама в обществе, межнациональному и межконфессиональному согласию.
«наменательным событием в духовной жизни республики стал праздник ћаулид ан-Ќабауи аш-Ўариф Ц день рождени€ пророка ћухаммада (мир ему), который отмечаетс€ ежегодно. — 2000 по 2009 год, в "ночь могущества" (лайлат ал-кадр), национальные телеканалы "’абар" и " азахстан" ведут пр€мую трансл€цию из столичной мечети "Ќур-јстана" и јлматинской центральной мечети. –аньше очень немногие знали о чудесных свойствах лайлат ал-кадр Ц ночи, когда много веков назад был ниспослан —в€щенный  оран. ¬ мечет€х не было возможности проводить ее с должным размахом. Ќыне ее с нетерпением ожидает кажда€ мусульманска€ семь€  азахстана.

»сламска€ цивилизаци€ и —в€щенный  оран

¬оззвани€ ¬ерховного муфти€ под названием "Ћюбовь к –одине начинаетс€ с имана, с истинной веры" и "“ам, где алкогольные напитки, желани€ ваши не будут услышаны ¬севышним", сделанные им в мес€це –амадан на основании хадисов (изречений) пророка ћухаммада, наход€т отзвук в сердцах сотен тыс€ч людей и начинают давать свои плоды.
≈жегодно по инициативе ƒ”ћ  одновременно во всех мечет€х республики провод€тс€ поминальные службы в пам€ть о шахидах и жертвах различных репрессий. —ледует отметить, что такого рода крупна€ акци€ ранее не имела аналогов.
ƒл€ возрождени€ и развити€ духовной культуры народа важны издани€ —в€щенного  орана, в частности, перевод смыслов и комментариев на казахском €зыке. ƒл€ человечества нет более великого пон€ти€, чем познание јллаха, признание ≈го —ущим и ≈динственным, поклонение ≈го ¬семогуществу. "≈сли бы  оран не был ниспослан, то не было бы исламской цивилизации. ј не будь исламской цивилизации, то не по€вилась бы цивилизаци€ общечеловеческа€. „еловечество пребывало бы до сих пор во тьме мракобеси€ и невежества" (≈. Ќюнкен).
 азахский народ, прин€вший ислам тринадцать веков назад и засыпавший с тех пор с молитвой на устах, просыпавшийс€ от звуков азана Ц утреннего призыва на молитву, долгое врем€, увы, не мог читать —в€щенный  оран на родном €зыке, вникнуть в его глубочайшие смыслы.
Ўейхом јбсаттаром хаджи были изданы такие фундаментальные труды как: " азак даласынын жулдыздары" ("ћектеп", 1995 ж); "»слам жане заман" (јлматы, 2003 ж); "»сламнын жауЬарлары мен жЭд≥герл≥ктер≥" ("јтамЯра", јлматы, 2009 ж); " азакстаннын меш≥ттер≥ мен медреселер≥", ("јруна", јлматы, 2009 ж).
¬ зарубежных и отечественных —ћ» опубликовано пор€дка 400 статей о де€тельности ƒ”ћ , в которых эксперты и религиозные де€тели положительно отзываютс€ о работе данного учреждени€.
ƒ”ћ  поддерживает добрососедские отношени€ с другими религиозными конфесси€ми как внутри республики, так и в рамках —Ќ√. ¬ первую очередь следует отметить, что у ƒ”ћ  сложились хорошие отношени€ с владыкой –усской православной церкви ћефодием, с председателем ƒуховного управлени€ мусульман европейской части –оссии, председателем совета муфтиев –оссии –авилем √айнутдином.
 репнут дружеские св€зи и партнерское сотрудничество ƒуховного управлени€ мусульман  азахстана с религиозными организаци€ми мира. ѕосле обретени€ нашей страной государственной независимости были установлены дипломатические отношени€ со многими странами ислама. ¬ јлматы были зарегистрированы и приступили к работе представительства различных международных организаций, что позволило ƒуховному управлению мусульман  азахстана наладить с ними партнерские отношени€.   примеру, в результате соглашени€ между ћинистерством религиозных дел и вакуфов јрабской –еспублики ≈гипет о сотрудничестве, достигнутого сторонами в 1993 году, многие молодые казахстанцы начали учитьс€ в университете богослови€ аль-јзхар аш-Ўариф в  аире. ѕервые его выпускники уже вернулись на родину и работают в религиозных учреждени€х ƒ”ћ .  роме того, приезжают в  азахстан и работают карии и богословы-исламоведы из ≈гипта.
ѕротокол о взаимном сотрудничестве между ƒуховным управлением мусульман  азахстана и ”правлением ƒуховных дел “урецкой –еспублики был подписан 7 сент€бр€ 1999 года. ¬ 2007 году в него были внесены некоторые поправки, усиливающие сотрудничество между братскими странами.
Ќа основании данного документа турецка€ сторона построила в јлматинской области три больших мечети. 90 имамов из  азахстана в 1999Ц2008 годы прошли стажировку на курсах усовершенствовани€ в “урции.
Ќачина€ с 2001 года на  оранических курсах, организованных общественным фондом имени ’аджи јхмеда яссауи в городе —тамбуле, ежегодно обучаетс€ 10Ц15 казахстанских служителей веры.
— 2000 года 25 преподавателей-богословов из “урции ведут зан€ти€ на курсах религиозной грамоты при центральных мечет€х республики. ¬ соответствии с соглашением между ƒ”ћ  и ћеждународным исламским университетом ѕакистана ежегодно 20 казахстанцев направл€ютс€ в данное учебное заведение.
 роме того, с 2004 года на международных курсах, организованных јкадемией "ƒауа" (ѕроповеди) при этом же университете, каждый год 10 имамов проход€т стажировку.
—тали традицией проведение пресс-конференций в канун ќразы (поста) и  урбан айта. Ќа них мусульманам разъ€сн€етс€ суть и свойства, различные достоинства данных праздников ислама. » это начинает вызывать уважение ино€зыч-ных и иноконфессиональных соотечественников к мусульманским праздникам. »слам вносит большой вклад в сохранение духа единства, согласи€ и сотрудничества в стране.
ѕосле обретени€ независимости мусульмане республики получили возможность дл€ полного исполнени€ своих исламских долгов перед —оздателем: открылась широка€ дорога перед теми, кто желает совершить хадж в св€щенные города ћекку и ћедину. ≈сли в 2000 году было отправлено на хадж в ћекку и ћедину 300 паломников, то в 2008 году их стало 3500 человек.

¬ человеке все должно быть прекрасно

¬ цел€х приведени€ внешности духовных лиц в соответствие с современными требовани€ми, формировани€ и улучшени€ культуры одежды даны специальные заказы јкадемии моды "—ымбат" и фабрике одежды "“ускииз", в результате чего улучшены фасоны одежды дл€ духовных лиц, имеющиес€ образцы обсуждены с последующим утверждением и рекомендованы имамам дл€ ношени€.
ƒл€ оценки степени квалификации уровн€ образовани€ св€щеннослужителей при ƒуховном управлении создана аттестационна€ комисси€, котора€ с 2001 года начала проводить аттестацию има- мов республики. «а период с 2001 по 2009 год проаттестованы имамы всех областей.
–аньше не только в сельских и районных мечет€х, но даже в самом ƒуховном управлении отсутствовала практика оформлени€ на имамов личных листков по учету кадров. Ќо с момента начала аттестации имамов стали собирать все необходимые документы. ƒ”ћ  строго следит за тем, чтобы исключить факты проникновени€ случайных людей в р€ды св€щеннослужителей. “аким образом, была урегулирована процедура назначени€ имамов и других служителей ислама.
 омплектуетс€ и регул€рно пополн€етс€ книжный фонд библиотек как в ƒ”ћ , так и в областных центральных мечет€х и исламских учебных заведени€х.

ќралбай јбдикаримов, депутат сената парламента – ; јдиль јхметов, депутат сената парламента – , академик јЌ ¬ысшей школы  азахстана, доктор филологических наук, профессор; ћурат јуэзов, кандидат филологических наук, общественный де€тель;јширбек ћуминов, зам. директора »нститута востоковедени€ им.–. —улейменова јЌ – , доктор исторических наук, профессор: ћарат ’асанов, профессор  азЌ” им. јль-‘араби, доктор философских наук
26.01.2010

»сточник - Ћитер
ѕосто€нный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1264486380
Ќовости  азахстана

 ѕерейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ru¬верх