КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 22.01.2010
20:28  Б.Бободжанов: "Таджик Эйр" - пример неприемлемой авиации
19:23  М.Шаймиев оставляет пост главы Татарстана. Его преемником назван Рустам Минниханов
18:19  Грузия окончательно вышла из СНГ
16:03  Олег Бондаренко: Литературная жизнь Кыргызстана - в преддверии цифровой революции
16:00  "В этот общенациональный совещательный орган, который...". Телеобращение К.Бакиева о созыве Курултая согласия
15:31  Ж.Турусбекова: Кыргызстану нужен сильный "треугольник" - власть, гражданское общество и бизнес-среда
15:23  О.Гладунов: Таможенный союз и дурь в законе. Дружба России, Казахстана и Белоруссии доведет до разорения
15:14  Последний поклон сына лагерного полицая. Бандере присвоено звание героя Украины
14:00  Вышел в свет фундаментальный (свыше 50 тыс. слов) "Словарь кыргызского языка"
13:54  Скончался основоположник узбекской кибернетики академик Васил Кабулов
13:52  Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана переизбрана Дилором Ташмухамедова
13:40  "AFP": Карзай пытается подкупить умеренных талибов
13:38  "New York Times": Китай скоро займет второе место в мире по развитию экономики
13:09  Курбан Бердыев: "Четки всегда со мной..." (интервью казахстанской "Э-К")
12:15  Выкурить из страны. В Казахстане вступил в силу запрет на ввоз и распространение курительных смесей
12:07  Тарифы за выписку новорожденных. Новации таджикской медицины
12:05  В.Борейко: Процесс - это жизнь, а результат - кирдык
12:01  А.Тулембаева: Продовольственные перспективы Казахстана
11:43  В Ашхабаде будут возведены два мемориальных комплекса - в честь павших в годы Великой Отечественной и в память о жертвах землетрясения 1948 г.
11:37  Известный ученый Т.Беркелиев покинул Туркменистан, опасаясь преследований
11:32  ЕС призывает власти Кыргызстана найти убийц журналиста Г.Павлюка
11:20  Губернатор Кундуза М.Омар: "Аль-Каида" и "Талибан" создают на севере Афганистана плацдарм против государств Средней Азии
10:53  И.Гук: "Отмыть" кошелек. В Казахстане изобрели способ обеззараживания денег
10:50  $231. Таджикистан и Узбекистан договорились о цене на природный газ
10:00  Д.Тиесов: Даешь бензин! Китаефобия порождает на нефтяном рынке Казахстана "клаустрофобию"
09:52  "ХТ": Туркменский новый год или Корпоратив на кухне
09:44  Парламент Кыргызстана одобрил передачу Казахстану в аренду земель в Иссык-Кульской области
08:58  Н.Абсалямова: Казахстанский морской флот наткнулся на правовой риф
08:42  В Таджикистане стартовала предвыборная агитационная кампания
01:33  "Къ": Судебное китайское предупреждение. Китай ответил на обвинения Google иском в суд США
01:06  А.Халилов: В 2011 году населения Азербайджана останется без газа?
01:04  А.Шустов: ЦентрАзия - энергетическая дезинтеграция
01:02  И.Томберг: Батумская сходка - энергофорум пустых труб.
00:40  А.Фефелов: Дружить ли России с Талибаном?
00:38  Американцы сами признались в неприязни к мусульманам. Согласно опросу Gallup
00:37  "Associated Press": Следы "таиландской" сделки по продаже оружия ведут в Казахстан?
00:34  Ф.Наджибулла: Неофициальные медресе пугают власти стран Центральной Азии
00:21  Le Temps: Китай хочет скупить "больную" Украину
00:20  Е.Арын: Не собиратель - творец. Научное наследие казахского мыслителя М-Ж.Копеева
00:12  Вести.uz: Почему американцы не трогают афганских наркобаронов
Четверг, 21.01.2010
19:35  Пунган. Кыргызские пограничники похитили бульдозериста узбекско-российского СП А.Маматова
18:49  Экс-глава Кыргызстана И.Кадырбеков осужден на 6 лет условно
18:06  И.Туляков: Русское вторжение на Восток пугает Запад
17:28  Департамент таможенного контроля Мангистауской области Казахстана возглавил А.Чужегулов
13:15  Таджикистан предлагает разработать и принять водную доктрину по Центральной Азии
13:12  "НГ": Киргизам надо немного потерпеть. Президент Бакиев обещал покончить с энергетическим кризисом
12:54  А.Кутуева: За что депутатам парламента Кыргызстана грозит "неуд"
12:52  24.kg: Не боитесь ли вы гулять по ночному Бишкеку?
12:37  Н.Кочелягин: Китай нажал на тормоза. Власти Поднебесной сокращают объем кредитования
12:04  Казахстан предложил сменить Россию в поставках нефти в Белоруссию
11:58  Б.Рашидов: Кто же инициатор конфликтов на узбекско-кыргызской границе?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Ж.Турусбекова: Кыргызстану нужен сильный "треугольник" - власть, гражданское общество и бизнес-среда
15:31 22.01.2010

Нужен сильный "треугольник" - власть, гражданское общество и бизнес-среда

Осенью прошлого года президент Курманбек Бакиев инициировал реформу системы власти и государственного управления. В рамках первого ее этапа преобразованы Институт президента и правительство. В этом году реформирование будет продолжено и затронет правоохранительные и судебные органы, а также военные структуры. Новая технология управления предполагает изменение процедуры принятия решений и способов оказания государственных услуг.

Прошло всего три месяца и это совсем недостаточный срок, чтобы делать даже предварительные выводы и давать чему-либо оценки. Пока заработает вводимая новая технология управления, необходимо время, однако уже сейчас многие пытаются оценить, насколько она окажется жизнеспособной в условиях Кыргызстана, насколько тщательно продуман механизм ее реализации, все ли специфические особенности страны и общества учтены и предусмотрены. Вот вопросы, о которых есть смысл говорить и обсуждать всем сторонам "треугольника" - власти, гражданского общества и бизнес-среды.

Современные технологии управления предполагают изменение процедуры принятия решений и способов оказания государственных услуг, говорят специалисты. К.Бакиев в своей программе и последующих выступлениях не раз подчеркивал, что главная цель проводимых реформ – предоставление населению качественных государственных услуг. Одной реорганизации органов государственной власти, конечно, недостаточно, хотя определенный эффект это даст. Необходимы, по словам президента, диалог и партнерство власти и общества, то есть совместное участие разных групп интересов – власти, институтов гражданского сектора и деловой среды – в процессе принятия решений, то есть управления страной. Это значит, что должна быть обеспечена процедура и механизм общественного участия этих групп интересов, а также компетенция и ответственность власти.

Этот принципиальный момент К.Бакиев отметил в своей концепции реформы власти и госуправления и предложил создать в рамках Института президента две новые структуры – Народный курултай и Президентское совещание. Они, как следует из программы президента, "будут выполнять роль консультативных органов" и станут местом "постоянного диалога различных групп интересов для выработки согласованных властью и обществом предложений, координации и оценки принимаемых решений и их последствий". И что "все государственные решения президента будут приниматься с учетом мнения этих двух структур".

Одним из главных условий, чтобы Курултай, Совещание или другие структуры заработали и стали площадкой или правовым полем обсуждения и принятия решений, чтобы сложилась система эффективного диалога "треугольника" – власти, общества и бизнеса – является их готовность к такому партнерству на деле.

По мнению депутата Жогорку Кенеша Бегалы Наргозуева, на низовом уровне сотрудничество между органами госуправления и институтами гражданского общества существует давно. "Как минимум, уже 15 лет гражданский сектор активно участвует в жизни страны. Мои коллеги прислушиваются к идеям и предложениям, которые нам подсказывают общественные организации и стараются использовать их при подготовке законопроектов. А глава государства предлагает сотрудничество на высшем уровне – Курултай, где будут решаться вопросы управления страной", – отметил Б.Наргозуев, отвечая на вопросы Агентства "Кабар".

Процедуры, действующие сегодня в госорганах при принятии решений и затрагивающие интересы больших групп людей, пока не соответствуют новым требованиям, выдвигаемым президентом, например, решение правительства о повышении тарифов на электроэнергию, отопление и горячую воду было принято без обсуждения и участия гражданского общества.

Однако примеры сотрудничества местных неправительственных и международных организаций с органами государственного управления по оказанию услуг населению путем совместной реализации каких-либо социальных проектов при финансовой поддержке извне вселяют оптимизм.

"Многие формы сотрудничества между властью, бизнесом и гражданским обществом успешно опробованы в Кыргызстане. Я бы не хотел называть имена организаций, но среди многих партнерских организаций примеров достаточно. Во многих направлениях, начиная от сферы развития туризма до поддержки образовательных учреждений и во многих регионах по всей стране нередки случаи такого партнерства, когда местный бизнес помогает материально, или же помогает идеями и технологиями, власть оказывает поддержку политическую, или же помещениями или какими-либо льготами, а инициаторами и каждодневными исполнителями выступают неправительственные организации", – сообщил в интервью "Кабару" исполнительный директор Фонда Сорос-Кыргызстан (ФСК) Кумар Бекболотов.

"Также мы видим примеры, когда неправительственный сектор выступает в роли генератора идей, предоставляет экспертную и аналитическую поддержку усилиям власти и бизнеса, которые внимательно прислушивается к поступающим рекомендациям, – продолжает Бекболотов. – К сожалению, у всех трех сторон возможности не безграничны, и всегда присутствуют существенные ограничения в финансах, человеческих ресурсах или знаниях, но многие существующие примеры приводят к впечатляющим результатам".

По словам Кумара Бекболотова, "в нынешних условиях общества или организации, не открытые к постоянному и плодотворному партнерству всех трех сторон, являются заведомо проигравшими игроками на глобальной арене и будут серьезно отставать в развитии во всех отношениях".

"Гражданское общество Кыргызстана во всем его многообразии, – по мнению главы ФСК, – не только готово к такой ответственности, как исполнение социальных проектов по запросу государства. Более того, гражданское общество уже давно реализует как при поддержке местной и центральной власти, так и при поддержке доноров значимые проекты, касающиеся мобилизации граждан для многих дел общественной важности, от простых актов благотворительности и участия в инфраструктурных проектах до организации комплексных бюджетных слушаний. Конечно, такое сотрудничество не носит всеобъемлющий, постоянный характер, часто оно зависимо от донорской поддержки, и не всегда опирается на четкое понимание всеми сторонами своих ролей".

Имеющийся опыт партнерства с учетом практики развитых стран создает хорошие предпосылки для более широкого его применения в Кыргызстане. В связи с начатой реформой перед гражданским сектором и бизнес-сообществом открываются дополнительные возможности активно включиться в процесс управления страной. Как считают эксперты госуправления, в развитых странах мира вполне обычным делом является практика привлечения к процессу законотворчества одного из институтов гражданского общества – неправительственных организаций.

Другой распространенной формой поддержки НПО является государственный социальный заказ, например, в Казахстане еще с 2005 года действует закон "О государственном социальном зака¬зе". Государство на конкурсной основе предлагает НПО госзаказ на реализацию социальных услуг, касающихся социальной защиты, здравоохранения, экологии, образования, культуры, науки и так далее.

Эксперты ссылаются на практику развитых стран, где неправительственные организации способны более эффективно и более адресно, нежели государственные структуры, решать проблемы населения. При этом они используют свои методики и ресурсы, но средства выделяются из бюджета. То есть государство финансирует проекты, подготовленные для решения конкретных социальных проблем, а неправительственные организации, работающие непосредственно с на¬селением, реализуют эти проекты.

Таким образом, власть сама оказывается заинтересованной в создании и развитии институтов гражданского общества, так как это является главным условием достижения социального участия. Тем более, что современные технологии госуправления предполагают освобождение государства от излишних функций и передачу некоторой их части гражданскому обществу и бизнес-среде. Эти два сектора могут более качественно, нежели государство, предоставлять, к примеру, социальные услуги.

Депутат Б.Наргозуев считает, что Кыргызстан, например, имеет большой опыт в продвижении законопроектов при участии неправительственных структур. Один из таких свежих примеров - законопроект "О социально-правовой защите от насилия в семье", который был вынесен на парламентские слушания. Более того, парламентарий поддерживает идею законодательно обязать правительство сотрудничать с гражданским обществом, чтобы решения по вопросам, которые задевают интересы широких слоев общества, принимались только после обсуждения с представителями гражданского сектора. Это значит, что законодательно будет закреплено участие самого гражданского общества в управлении страной: "Мы можем совместно с НПО обсудить этот вопрос и принять такой законопроект".

Руководитель общественного фонда "Позитив хелп" Ирина Елебесова в интервью Агентству "Кабар" отметила, что "гражданское общество страны уже давно помогает государству в решении значимых социальных вопросов, так как государство в силу разных причин, в том числе из-за ограниченности финансовых, а где-то и людских ресурсов, не может ‘объять необъятное’. Положительным примером такого социального партнерства между органами власти и гражданским сектором И.Елебесова называет впервые реализуемый в Кыргызстане проект Фонда Ага Хана "Эффективное сотрудничество между Жогорку Кенешем и организациями гражданского общества в Кыргызстане", который осуществляется Фондом "Позитив хелп".

В рамках этого проекта "Позитив хелп" и парламентский комитет по социальной политике подписали Меморандум о взаимопонимании между ЖК и Фондом, после чего была создана национальная сеть по социальному партнерству, в которую вошли представители всех регионов. В соответствии с этим Меморандумом, профильный комитет парламента предоставляет Фонду законопроект, а "Позитив хелп" организовывает его обсуждение по всей стране. Затем все собранные рекомендации анализируются, систематизируются и представляются в комитет парламента. "Отклики, которые мы получили от депутатов, очень положительные. Они говорят, что это полезное и нужное дело, потому что раньше было очень трудно собрать такие рекомендации с мест, с низового уровня", - сообщила руководитель Фонда.

По словам И.Елебесовой, гражданское общество Кыргызстана является состоятельным и оно должно развиваться дальше, и здесь необходима поддержка государства: "Первый шаг был сделан еще в 2008 году принятием закона "О социальном заказе", который очень помог неправительственным организациям. И мы надеемся, что со стороны государства последуют следующие шаги".

Омбудсмен Турсунбек Акун также убежден, что гражданское общество, в том числе неправительственные организации, готово к диалогу и сотрудничеству. "Все зависит от власти, она должна инициировать встречи и сотрудничество и находить общий язык", - сказал он в интервью Агентству "Кабар". Главный правозащитник страны также добавил, что многие радикальные лидеры НПО являются членами структур при Институте омбудсмена, и он может сказать о них, что они стали более компромиссными и готовы к диалогу с властью.

Так что при всех неизбежных издержках, которые могут возникнуть в ходе реформы госуправления, в Кыргызстане уже складываются положительные условия для ее реализации. Примеры социального партнерства свидетельствуют, что гражданский сектор не прочь взять на себя часть тех функций, которые ранее являлись государственной прерогативой. Президент тоже заявил о готовности власти к сотрудничеству с гражданским сектором.

Без взаимодействия власти и гражданского общества трудно переходить на принципы современного управления. Чтобы страна могла адекватно ответить на современные вызовы и угрозы, необходимо единство сильной власти, сильного гражданского общества и сильной деловой среды.

История учит, что государство нуждается в сильных институтах гражданского общества, если оно хочет иметь общественную поддержку в реализации своих функций. Сильная власть также необходима для обеспечения порядка в обществе. Осознание этого поможет выстроить настоящее партнерство между властью и гражданским сообществом в Кыргызстане и создаст предпосылки для развития страны на качественном уровне.

БИШКЕК, 19 января 2010 года (Жылдыз Турусбекова).

Источник - Кабар
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1264163460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх