КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 22.01.2010
20:28  Б.Бободжанов: "Таджик Эйр" - пример неприемлемой авиации
19:23  М.Шаймиев оставляет пост главы Татарстана. Его преемником назван Рустам Минниханов
18:19  Грузия окончательно вышла из СНГ
16:03  Олег Бондаренко: Литературная жизнь Кыргызстана - в преддверии цифровой революции
16:00  "В этот общенациональный совещательный орган, который...". Телеобращение К.Бакиева о созыве Курултая согласия
15:31  Ж.Турусбекова: Кыргызстану нужен сильный "треугольник" - власть, гражданское общество и бизнес-среда
15:23  О.Гладунов: Таможенный союз и дурь в законе. Дружба России, Казахстана и Белоруссии доведет до разорения
15:14  Последний поклон сына лагерного полицая. Бандере присвоено звание героя Украины
14:00  Вышел в свет фундаментальный (свыше 50 тыс. слов) "Словарь кыргызского языка"
13:54  Скончался основоположник узбекской кибернетики академик Васил Кабулов
13:52  Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана переизбрана Дилором Ташмухамедова
13:40  "AFP": Карзай пытается подкупить умеренных талибов
13:38  "New York Times": Китай скоро займет второе место в мире по развитию экономики
13:09  Курбан Бердыев: "Четки всегда со мной..." (интервью казахстанской "Э-К")
12:15  Выкурить из страны. В Казахстане вступил в силу запрет на ввоз и распространение курительных смесей
12:07  Тарифы за выписку новорожденных. Новации таджикской медицины
12:05  В.Борейко: Процесс - это жизнь, а результат - кирдык
12:01  А.Тулембаева: Продовольственные перспективы Казахстана
11:43  В Ашхабаде будут возведены два мемориальных комплекса - в честь павших в годы Великой Отечественной и в память о жертвах землетрясения 1948 г.
11:37  Известный ученый Т.Беркелиев покинул Туркменистан, опасаясь преследований
11:32  ЕС призывает власти Кыргызстана найти убийц журналиста Г.Павлюка
11:20  Губернатор Кундуза М.Омар: "Аль-Каида" и "Талибан" создают на севере Афганистана плацдарм против государств Средней Азии
10:53  И.Гук: "Отмыть" кошелек. В Казахстане изобрели способ обеззараживания денег
10:50  $231. Таджикистан и Узбекистан договорились о цене на природный газ
10:00  Д.Тиесов: Даешь бензин! Китаефобия порождает на нефтяном рынке Казахстана "клаустрофобию"
09:52  "ХТ": Туркменский новый год или Корпоратив на кухне
09:44  Парламент Кыргызстана одобрил передачу Казахстану в аренду земель в Иссык-Кульской области
08:58  Н.Абсалямова: Казахстанский морской флот наткнулся на правовой риф
08:42  В Таджикистане стартовала предвыборная агитационная кампания
01:33  "Къ": Судебное китайское предупреждение. Китай ответил на обвинения Google иском в суд США
01:06  А.Халилов: В 2011 году населения Азербайджана останется без газа?
01:04  А.Шустов: ЦентрАзия - энергетическая дезинтеграция
01:02  И.Томберг: Батумская сходка - энергофорум пустых труб.
00:40  А.Фефелов: Дружить ли России с Талибаном?
00:38  Американцы сами признались в неприязни к мусульманам. Согласно опросу Gallup
00:37  "Associated Press": Следы "таиландской" сделки по продаже оружия ведут в Казахстан?
00:34  Ф.Наджибулла: Неофициальные медресе пугают власти стран Центральной Азии
00:21  Le Temps: Китай хочет скупить "больную" Украину
00:20  Е.Арын: Не собиратель - творец. Научное наследие казахского мыслителя М-Ж.Копеева
00:12  Вести.uz: Почему американцы не трогают афганских наркобаронов
Четверг, 21.01.2010
19:35  Пунган. Кыргызские пограничники похитили бульдозериста узбекско-российского СП А.Маматова
18:49  Экс-глава Кыргызстана И.Кадырбеков осужден на 6 лет условно
18:06  И.Туляков: Русское вторжение на Восток пугает Запад
17:28  Департамент таможенного контроля Мангистауской области Казахстана возглавил А.Чужегулов
13:15  Таджикистан предлагает разработать и принять водную доктрину по Центральной Азии
13:12  "НГ": Киргизам надо немного потерпеть. Президент Бакиев обещал покончить с энергетическим кризисом
12:54  А.Кутуева: За что депутатам парламента Кыргызстана грозит "неуд"
12:52  24.kg: Не боитесь ли вы гулять по ночному Бишкеку?
12:37  Н.Кочелягин: Китай нажал на тормоза. Власти Поднебесной сокращают объем кредитования
12:04  Казахстан предложил сменить Россию в поставках нефти в Белоруссию
11:58  Б.Рашидов: Кто же инициатор конфликтов на узбекско-кыргызской границе?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Д.Тиесов: Даешь бензин! Китаефобия порождает на нефтяном рынке Казахстана "клаустрофобию"
10:00 22.01.2010

Даешь стране бензин!

Китаефобия порождает на нефтяном рынке Казахстана "клаустрофобию"

Синдром китаефобии, которому в последнее время были посвящены многочисленные статьи в казахстанских СМИ, в частности по земельному вопросу, перекинулся и в нефтяную сферу.
Вопрос возник по поводу заключения контракта с китайской компанией по модернизации Атырауского НПЗ. Начавшаяся в конце прошлого года волна критики с элементами борьбы за чистоту экологии региона после новогодних праздников снова возобновилась. С одной стороны, перед нацкомпанией "КазМунайГаз", на которую возложена программа модернизации всех трех казахстанских НПЗ, стоит четкая задача: обеспечить в полном объеме к 2013 году страну качественным бензином, с другой стороны – имеют место недовольства с явным налетом китаефобии. Чтобы расставить все точки над "i", "Литер" решил задать вопросы напрямую исполнителям поставленной правительством задачи – представителям нацкомпании "КазМунайГаз", а именно управляющему директору по переработке и маркетингу нефти Данияру Тиесову.

"КазМунайГаз" оказался на острие ножниц. С одной стороны, у него есть обязательства модернизировать три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) Казахстана и обеспечить к 2013 году в полном объеме страну качественным бензином, с другой – палки в колеса ставит китаефобия. О том, как компания проходит мимо Сциллы и Харибды, сегодня рассказывает управляющий директор по переработке и маркетингу нефти нацкомпании Данияр Тиесов.
Для начала напомню, что в 2009 году "КазМунайГаз" (КМГ) подписал контракт с китайской компанией CINOPEC Engineering на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ. Суть проекта – наладить выпуск высокооктанового бензина, который республика для удовлетворения своих потребностей завозит из России, отсюда и ценовая зависимость от соседнего рынка.
На реализацию этого проекта потребуются 1 млрд 40 млн долларов, которые КМГ получит в рамках выделенного Казахстану Китаем кредита в размере 10 млрд долларов.
Теперь ситуация складывается так: национальная принадлежность компании – партнера "КазМунайГаза" в данном проекте и происхождение инвестиций для него стали главными причинами высказываемого в Атырау недовольства. Однако во главу угла ставится вопрос экологии города, которая может пострадать от нового производства.
С другой стороны, на прошедшей недавно коллегии в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов Карим Масимов сказал, что пора форсировать проекты, о которых так долго говорилось в последнее время, имея в виду и программу модернизации трех казахстанских НПЗ.
"Модернизация НПЗ в Атырау уже началась, в Шымкенте надо как можно быстрее начинать, в Павлодаре все договоренности надо также быстрее довести до завершения, чтобы мы, как обещали, с 1 января 2014 года на 100 процентов обеспечили потребление ГСМ", – сказал тогда глава правительства. При этом он подчеркнул, что все соглашения подписаны и, самое главное, решен вопрос с финансированием.
– Данияр Суиншликович, ответьте нам, почему все-таки выбор пал на китайского партнера и действительно ли есть опасность для перегруженной экологии данного региона от нового производства?
– На мой взгляд, из-за недостоверной информации в ряде атырауских СМИ у населения создается негативное впечатление о нашем проекте. И по этой причине возникают различные популистские движения и зарабатывается дешевый авторитет.
Сейчас мы видим, как подменяется суть дискуссий. Задача нашего проекта – обеспечить выпуск бензина, который будет соответствовать экологическим требованиям и иметь стандарт Евро-4. То есть в будущей продукции завода будет меньше канцерогенных веществ, которые обычно попадают в атмосферу через выхлопные газы автомобилей. И АНПЗ через четыре года будет покрывать 35 процентов потребности страны в более чистом для нас высокооктановом бензине.
А то, что мы удаляем из него, пойдет на дальнейшую переработку, и в результате мы получим еще один продукт – параксилол, который сегодня очень востребован на мировом рынке. Кстати, его производством сегодня занимаются Япония, Корея, США, Европа.
Так что настало время перестать заниматься устаревшим и, по нынешним меркам, примитивным производством и переходить в разряд высокотехнологичных компаний.
– Ну а что вы скажете по поводу китайского фактора? Известно, что в тендере участвовали и японские компании – лидеры в нефтепереработке, но выбор пал на китайскую компанию.
– Давайте отойдем от популистских моментов и отвлечемся от национальной принадлежности партнера в данном проекте. Не секрет, что сегодня на развитие мировой экономики все большее и большее влияние оказывает развитие китайской экономики. Причем Китай активно присутствует не только в Казахстане, но и во многих странах мира. Такова тенденция, что в общемировом производстве и в потреблении растет китайская состав-ляющая. Ну а мы, как ближайшие соседи Китая, подпадаем под те законы, по которым сегодня развивается вся мировая и в том числе китайская экономика.
Что касается японской компании, предлагаемая ими цена, да и сроки реализации проекта были намного выше и дольше. При этом не могу согласиться, что стоимость проекта в один миллиард долларов, согласованная с китайской стороной, низка. К тому же мы обеспечиваем, ударив по рукам с китайской стороной, гарантированный рынок сбыта будущей продукции завода.
– Это в условиях контракта прописано, что востребованный сегодня параксилол будет уходить в тот же Китай?
– Да, он будет уходить на китайский рынок. Но хочу отметить, что там нас особо не ждут, и нам придется конкурировать с теми же японскими и корейскими компаниями, которые давно присутствуют и доминируют на этом рынке. Но тот факт, что мы выходим туда не с сырьем, как это было раньше, а с готовой продукцией, – это плюс и для нас, и для нашего бюджета.
Что касается вопроса качества работ с выбором китайского подрядчика, здесь есть два момента. Во-первых, CINOPEC – это седьмая компания в мире по производству нефтехимической продукции. Ее общий объем переработки нефти только внутри Китая составляет 200 млн тонн в год, тогда как наша нефтедобывающая республика перерабатывает на трех своих НПЗ в год всего лишь 12,5 млн тонн.
Во-вторых, если посмотрите динамику наших контрактов за последнее время, то увидите, что кроме CNPC (Китайская национальная нефтяная компания. – Ред.) мы заключили контракт с другой китайской компанией, тем самым создав конкуренцию между ними. Это заставит задуматься и наших коллег из CNPC, и нас трудно будет обвинить в связи только с одним партнером.
– Скажите, было заявлено, что работы по реализации этого проекта должны были начаться в январе этого года. Как обстоят дела на самом деле?
– Строительство уже началось с того момента, как был подписан контракт, но это не означает, что для этого мы должны махать лопатой. Сейчас идет невидимая часть работы, причем не только внутри Казахстана, но и за рубежом. Сейчас выбираются заводы – производители оборудования, с ними согласовываются условия размещения заказов, ведутся переговоры по созданию временного поселка для строителей и т.д., то есть полным ходом идет подготовительная часть…
А та часть работы, которую мы сможем уже представить общественности реально на строительной площадке, будет видна только в конце марта 2010 года.
– А как обстоят дела с принятой правительством программой модернизации на двух других НПЗ – Шымкентском и Павлодарском?
– По Шымкентскому мы надеемся, что только к концу этого года сможем приступить к практической реализации работ по модернизации. Сейчас наши специалисты совместно с китайскими партнерами занимаются проектно-сметной документацией, которая должна пройти длительную процедуру согласования как с госорганами, так и с общественностью.
К тому же открытым остается вопрос о привлечении средств на его модернизацию. Сегодня ситуация складывается двоякая: с одной стороны, нам говорят – вкладывайте деньги в модернизацию, в другой стороны – хотят, чтобы цены на выпускаемую продукцию были регулируемыми, то есть низкими.
Но когда мы обращаемся в банк с просьбой о выделении средств, там начинают смотреть на финансовую составляющую. И нам говорят: "Ребята, у вас все проекты высокорискованные, с большими вложениями, но на продукцию, которая будет выпускаться, низкая и неокупаемая цена". То есть нет условий для инвестирования со стороны банков. Это затрудняет нам задачу по привлечению средств.
При этом не следует забывать, что сегодня наши заводы все еще едут на багаже с советских времен, а многие казахстанцы пересели на дорогие машины и требуют отечественного бензина по низкой цене. Поэтому мы честно говорим, что нам надо привлечь большие средства на модернизацию, но при регулируемых ценах на рынке ГСМ сделать это будет весьма сложно.
– А как обстоят дела на Павлодарском НХЗ, который также нуждается в модернизации?
– Ну, мы только в конце прошлого года зашли на этот завод. Сейчас прошли предварительные переговоры с итальянской компанией по подготовке ТЭО. И нам потребуется год-полтора, чтобы после ТЭО подготовить проектно-сметную документацию, чтобы знать, с какой конкретной суммой мы пойдем в банк, который также без экологической составляющей проекта даже не будет рассматривать нашу заявку. Так что здесь работы начнутся года через два.
– Помнится, что в самом начале премьер-министр Карим Масимов, когда речь зашла о покупке акций "Мангистаумунайгаза", куда входит Павлодарский НХЗ, вел речь и о покупке самой крупной сети АЗС в республике, которая принадлежала "дочке" ПНХЗ – компании "Гелиос". Но во время покупки "Гелиос" был выведен отдельным лотом. Что намерены предпринять в будущем: будете ее "поглощать"?
– Любому участнику рынка, в том числе нам, как национальной нефтяной компании, всегда интересен такой раскрученный бренд, как "Гелиос", и для нас его покупка должна стать логич-ным решением.
– То есть будете покупать? А какова цена?
– Да, вопрос цены ключевой… но пока рано о нем говорить.
– Ну если заговорили о нефтепереработке в целом, скажите, как обстоят дела с модернизацией нашего НПЗ в Румынии, в порту Констанца, который с прошлого года стал 100-процентной собственностью Казахстана?
– Принятая ранее программа по модернизации НПЗ в Констанце продолжается в рамках утвержденного бюджета (300 млн долларов США. – Ред.). Однако из-за мирового финансового кризиса ее завершение планируется осуществить не в 2010 году, как планировалось ранее, а в 2011-м.

Кульпаш КОНЫРОВА, Астана
22.01.2010

Источник - Литер
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1264143600
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх