КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 22.01.2010
20:28  Б.Бободжанов: "Таджик Эйр" - пример неприемлемой авиации
19:23  М.Шаймиев оставляет пост главы Татарстана. Его преемником назван Рустам Минниханов
18:19  Грузия окончательно вышла из СНГ
16:03  Олег Бондаренко: Литературная жизнь Кыргызстана - в преддверии цифровой революции
16:00  "В этот общенациональный совещательный орган, который...". Телеобращение К.Бакиева о созыве Курултая согласия
15:31  Ж.Турусбекова: Кыргызстану нужен сильный "треугольник" - власть, гражданское общество и бизнес-среда
15:23  О.Гладунов: Таможенный союз и дурь в законе. Дружба России, Казахстана и Белоруссии доведет до разорения
15:14  Последний поклон сына лагерного полицая. Бандере присвоено звание героя Украины
14:00  Вышел в свет фундаментальный (свыше 50 тыс. слов) "Словарь кыргызского языка"
13:54  Скончался основоположник узбекской кибернетики академик Васил Кабулов
13:52  Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана переизбрана Дилором Ташмухамедова
13:40  "AFP": Карзай пытается подкупить умеренных талибов
13:38  "New York Times": Китай скоро займет второе место в мире по развитию экономики
13:09  Курбан Бердыев: "Четки всегда со мной..." (интервью казахстанской "Э-К")
12:15  Выкурить из страны. В Казахстане вступил в силу запрет на ввоз и распространение курительных смесей
12:07  Тарифы за выписку новорожденных. Новации таджикской медицины
12:05  В.Борейко: Процесс - это жизнь, а результат - кирдык
12:01  А.Тулембаева: Продовольственные перспективы Казахстана
11:43  В Ашхабаде будут возведены два мемориальных комплекса - в честь павших в годы Великой Отечественной и в память о жертвах землетрясения 1948 г.
11:37  Известный ученый Т.Беркелиев покинул Туркменистан, опасаясь преследований
11:32  ЕС призывает власти Кыргызстана найти убийц журналиста Г.Павлюка
11:20  Губернатор Кундуза М.Омар: "Аль-Каида" и "Талибан" создают на севере Афганистана плацдарм против государств Средней Азии
10:53  И.Гук: "Отмыть" кошелек. В Казахстане изобрели способ обеззараживания денег
10:50  $231. Таджикистан и Узбекистан договорились о цене на природный газ
10:00  Д.Тиесов: Даешь бензин! Китаефобия порождает на нефтяном рынке Казахстана "клаустрофобию"
09:52  "ХТ": Туркменский новый год или Корпоратив на кухне
09:44  Парламент Кыргызстана одобрил передачу Казахстану в аренду земель в Иссык-Кульской области
08:58  Н.Абсалямова: Казахстанский морской флот наткнулся на правовой риф
08:42  В Таджикистане стартовала предвыборная агитационная кампания
01:33  "Къ": Судебное китайское предупреждение. Китай ответил на обвинения Google иском в суд США
01:06  А.Халилов: В 2011 году населения Азербайджана останется без газа?
01:04  А.Шустов: ЦентрАзия - энергетическая дезинтеграция
01:02  И.Томберг: Батумская сходка - энергофорум пустых труб.
00:40  А.Фефелов: Дружить ли России с Талибаном?
00:38  Американцы сами признались в неприязни к мусульманам. Согласно опросу Gallup
00:37  "Associated Press": Следы "таиландской" сделки по продаже оружия ведут в Казахстан?
00:34  Ф.Наджибулла: Неофициальные медресе пугают власти стран Центральной Азии
00:21  Le Temps: Китай хочет скупить "больную" Украину
00:20  Е.Арын: Не собиратель - творец. Научное наследие казахского мыслителя М-Ж.Копеева
00:12  Вести.uz: Почему американцы не трогают афганских наркобаронов
Четверг, 21.01.2010
19:35  Пунган. Кыргызские пограничники похитили бульдозериста узбекско-российского СП А.Маматова
18:49  Экс-глава Кыргызстана И.Кадырбеков осужден на 6 лет условно
18:06  И.Туляков: Русское вторжение на Восток пугает Запад
17:28  Департамент таможенного контроля Мангистауской области Казахстана возглавил А.Чужегулов
13:15  Таджикистан предлагает разработать и принять водную доктрину по Центральной Азии
13:12  "НГ": Киргизам надо немного потерпеть. Президент Бакиев обещал покончить с энергетическим кризисом
12:54  А.Кутуева: За что депутатам парламента Кыргызстана грозит "неуд"
12:52  24.kg: Не боитесь ли вы гулять по ночному Бишкеку?
12:37  Н.Кочелягин: Китай нажал на тормоза. Власти Поднебесной сокращают объем кредитования
12:04  Казахстан предложил сменить Россию в поставках нефти в Белоруссию
11:58  Б.Рашидов: Кто же инициатор конфликтов на узбекско-кыргызской границе?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Е.Арын: Не собиратель - творец. Научное наследие казахского мыслителя М-Ж.Копеева
00:20 22.01.2010

Чтобы память была деятельной...
У каждого из нас есть дорогие сердцу воспоминания детства, которые не тускнеют с годами. У нас в семье была традиция совместных чтений интересных книг по вечерам. Помню, как однажды отец принес домой две отпечатанные на машинке "сам-издатовские" книги, их дал академик Серик Кирабаев. Отец произнес сакраментальную фразу: "Ребята, когда вы вырастете, думаю, ситуация изменится, а пока только слушайте и никому не говорите". Мы с братом Нурланом, несмотря на то, что были в ту пору подростками, слушали чтение отца затаив дыхание. Это были книги Шакарима Кудайбердыева и Машхура Жусипа Копеева.

Когда этих двух выдающихся сыновей казахского народа с трагически схожими судьбами в прессе называют "забытыми мыслителями прошлого", на мой взгляд, читателей намеренно вводят в заблуждение, так же, как и пара небрежных строк в Большой Советской Энциклопедии, представляющей их как религиозных мистиков. Возвращается историческая правда, теперь мы знаем, что ничего крамольного в их произведениях не было. Могилу Машхура Жусипа, расположенную в урочище Ескельды, почитали как святыню даже в самые смутные советские годы, когда произнесение вслух одного его имени было равнозначно приговору. А прах Шакарима, который в начале 30-х годов сотрудники НКВД бросили в колодец, бережно вытащили оттуда. Сегодня он покоится в одном пантеоне с духовным отцом нашего народа – Абаем Кунанбаевым. Я убежден в том, что высший исторический суд творят не номенклатурные идеологи, а народ, у которого есть свой пантеон – пантеон памяти.

Религия как духовность

Начнем с того, что Машхур Жусип Копеев получил великолепное образование, учился в Дагестане, Бухаре, Самарканде, хорошо знал русский язык. Имеется его переписка с известными русскими писателями. Я поражаюсь – жил в Баянауле, вдали от центров общественной жизни, и хорошо знал, что происходит в литературном мире. Он был активным и самодостаточным человеком. Весьма образованный и широко эрудированный, Машхур Жусип Копеев оставил потомкам научные труды по истории, этнографии, философии, а также очень тонкие, проникновенные стихи, переводы произведений Пушкина. В советский период в традициях воинствующего атеизма сложилось определенное идеологическое клише: мол, в духовных учебных заведениях обучение находилось на примитивном уровне, ничему толковому там научить не могли. Но сохранившиеся архивы противоречат этому: в лучших духовных заведениях готовили разносторонне и глубоко, даже по современным меркам. Машхур Жусип в медресе Кокельдаш в Бухаре получил высшее по тем временам мусульманское духовное образование. Помимо научных сфер, в которых он был глубоко сведущ, Копеев знал толк в медицине, астрономии, физике и еще множестве наук. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило ему глубоко изучить поэзию Востока, а также создать по восточным мотивам ряд дастанов. Маленький штрих к портрету нашего героя: Машхур Жусип писал, как мы уже упоминали, кроме арабского и казахского, на средневековом персидском – специалистов по последнему в Казахстане единицы. Даже в Иране их немного. Сегодня его труды восстанавливает заведующий кафедрой казахской филологии К.П. Жусуп, владеющий, как и дед, средневековым персидским языком. Это к вопросу об образованности Машхура Жусипа. Скажу больше, современные ученые, оценивая масштаб исследований нашего выдающегося земляка, ставят его в один ряд с Авиценной, Улугбеком и Яссауи, которые в свое время также получили блестящее духовное образование. Но религиозность нашего выдающегося земляка не была ортодоксальной. Машхур Жусип воспринимал религию как духовность. В его произведениях она присутствует как социальное осмысление действительности, смысла жизни, сущности человека. В его работах и жизненных поступках религия - содействие духовному очищению. Запрет на творчество Копеева нас всех сделал беднее. По своей колоритности Машхур Жусип - неповторимая фигура в казахском и восточном литературоведении. Я разделяю точку зрения современных ученых в оценке его творческого наследия: имя М.Ж. Копеева достойно стоять в одном ряду с такими знаковыми именами Востока, как аль-Фараби, Абай, Яссауи. На этом небосклоне звезда Машхура не менее яркая. Прежде всего он - поэт, классический, народный. Мы воспринимаем русскую поэзию через Пушкина, Есенина, Лермонтова. Несчастье поэта Копеева в том, что он использовал в творчестве много религиозных символов, а советская система, воспринимая его произведения как пропаганду религии, замалчиванием приговорила его к духовной смерти на многие десятилетия. Даже с сожалением констатируя тот факт, что 40 процентов его трудов бесследно исчезло, поражаешься многогранности творческого наследия поэта, мыслителя, историка, этнографа, переводчика, востоковеда и собирателя казахского устного народного творчества.

Не собиратель - творец

Следуя славным страницам Большой Советской Энциклопедии, некоторые по сию пору считают главной заслугой Копеева собирательскую деятельность. Но это лишь одна – и не главная – грань его таланта. Да, разносторонние интересы Машхура Жусипа как собирателя казахского фольклора во многом определило его знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В.В. Радловым. Записанные Копеевым произведения устных народных сказителей Бухара жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов. Родословные, составленные им, уникальны. Они считаются самыми точными. Когда после долгих лет забвения, двадцать лет назад, выпустили книгу с шежире нескольких родов, составленных Копеевым, тираж в 30 тысяч экземпляров разлетелся за неделю. И все же собирательство – лишь одна грань его таланта. Он был блестящим публицистом, чьи материалы периодически печатались в газете "Дала уалаяты" и журнале "Айқап". Разве можно уложить в прокрустово ложе смиренного "книжника" и собирателя автора прозаической книги "Кому принадлежит Сарыарқа", поэтических сборников "Опыт, накопленный жизнью", "Положение", изданных в 1907 году в Казани? Почти весь тираж крамольной литературы был изъят, а автор, занесенный в список политически неблагонадежных, временно скрывался в Ташкенте, чтобы не попасть за решетку. Социальное неравенство, свобода просвещения и свобода слова – темы его произведений, какое уж тут религиозное смирение… Машхур Жусип со свойственным ему гражданским мужеством не шел против своей совести – и не пришелся ко двору ни царскому, ни советскому режиму. Значительно опередив свою эпоху, он стал нашим современником. К которому прислушиваются.

Феномен, не объяснимый логикой

У Олжаса Сулейменова есть поразительные стихи, посвященные великому Абаю. Вот лишь несколько строк из них:

"Вблизи Чингизских гор

его могила,

Усыпанная желтыми цветами.

Холодными, немилыми, нагими

К могиле приходили

на свидание…".

В этих строках отражение тюркского культа последних земных пристанищ людей, которых народ почитал как святых. М.Ж. Копеев - не просто выдающаяся творческая личность. "Холодными, немилыми, нагими" приходили тайком к нему и в годы официальной опалы - людской поток к могиле великого подвижника не прекращался никогда. Простой народ знал его прежде всего как целителя и провидца, предугадавшего множество событий, – от голода 1931 года до даты падения Советской власти. У казахов святые не канонизированы, как в православной церкви. Но в народе Машхура Жусипа называли святым. Он - последний классический святой, который жил на этой земле. Имел дар предвидения, умел оказать помощь больному, вылечить. К нему обращались не только казахи, он делился даром от Бога со всеми вне зависимости от национальной принадлежности и веры. Знал день своей кончины - назвал точную дату. Он заранее знал, что 1931 год будет голодным, а поэтому провел поминки в благополучное время, еще при своей жизни, собрав родственников и друзей. В год его смерти, объяснил свое неординарное решение старец, людям будет не до достойных похорон. И как в воду глядел, в ноябре 1931 года в степи уже царил голодомор. Родственники, которые неукоснительно выполнили пожелание аксакала, при его жизни построили его мазар. Он сам выбрал место в степи, составил проект: одну комнату отвел под непосредственно захоронение, а в другой велел сделать приют для странников – с печкой, посудой и лежанками. Звучит мистически, но установленный факт – тело Машхура Жусипа после смерти не пострадало от тлена. Очевидцы утверждают, будто тело провидца оставалось нетленным двадцать лет. Некоторые считают, что Машхур Жусип, знакомый с тайнами восточной медицины, забальзамировал себя. Другие верят, что оно сохранилось по велению Всевышнего. До осквернения могилы. А ее оскверняли дважды за советский период. В 1952-м по приказу тогдашнего партийного начальства снесли со-оружение и нетленные мощи святого грубо закопали. В Баянаульском районе среди жителей до сих пор ходит поверье, что трое безумцев, которые совершали святотатство (тракторист и два подсобных рабочих), после этого тронулись умом, несчастливы были и их потомки.
Дар Машхура Жусипа помогает людям и сегодня. По себе могу сказать. Я приехал в Павлодар с тяжелой болезнью - у меня был нервный лицевой тик. Посетив могилу Машхура Жусипа и прочитав молитву из двух сур Корана, ушел оттуда исцелившимся. Я ни о чем его не просил, обращаясь за помощью только к Аллаху, который, несомненно, наделил Машхура Жусипа особым расположением. Как ученый, привыкший оперировать только фактами, приведу еще один пример: в 1993 году ученые из Германии составляли на территории нашей области карту земель, наиболее открытых для контакта с космосом. Одним из этих участков оказалось урочище Ескельды, где покоится М.Ж. Копеев. Чем объяснить проницательность Машхура Жусипа, заранее выпросившего у соседнего рода именно эту местность для собственного погребения? Он был глубоко религиозным человеком, и вся его жизнь сопровождалась мистическими событиями. Как ученый, я бы должен развенчать эти явления, объяснив их особой природной прозорливостью Машхура Жусипа, глубоким аналитическим складом его ума. Но явления, которые не объяснимы логикой, не идут вразрез с научными знаниями, не противоречат науке, а лишний раз свидетельствуют о том, как еще далеко не всесторонне наше познание окружающего нас мира. Еще раз убеждаешься в том, что зыбки, как песчаные дюны, стереотипы и научные догмы.

Главное наследие Машхура Жусипа

Нынешнее время стало Ренессансом творчества Машхура Жусипа. С 2004 года в нашем университете действует центр изучения наследия Машхура Жусипа. Долгие годы труды Машхура Жусипа сохраняли родственники, часть была передана в Академию наук КазССР. Произведения Копеева печатались, первые два сборника стихов вышли в издательстве Казани. Мы начали выпуск 20-томного издания трудов Копеева, в них - его поэзия, исследования, проза и записи. Особо хотелось бы выделить персональную энциклопедию Машхура Жусипа. К 150-летию Копеева выпустили трехтомник на русском языке. Завершили работу над трехтомником, который составлен на английском языке, - для востоковедов-иностранцев это будет сюрпризом. Уже изданные произведения Копеева на казахском языке были разосланы нами в библиотеки крупных вузов Европы и Америки, в которых есть центры востоковедения. Издали ряд книг по машхуроведению.

Здесь - непочатый край исследовательской работы, изучения творчества Машхура Жусипа. В ПГУ на кафедре казахской филологии была введена новая специальность - машхуроведение. Творчество Копеева уже включено в школьные программы, и это не может не радовать. Всем нам, уроженцам Павлодарского Прииртышья, необходимо знать своих великих земляков не только по их именам и юбилеям. Надо читать их литературное наследие, испытанное на прочность Временем. Надо, чтобы наша память была деятельной и работала на будущие поколения.

Накануне Нового года из Астаны в университет пришла радостная весть о названии одной из улиц в юго-восточной части Астаны именем Машхура Жусипа Копеева.

Народ пронес в своем сердце великого сына и духовного лидера через самые тяжелые испытания. Оболганный и преследуемый двумя эпохами – царской и советской, он, на мой взгляд, очень органично вписывается в контекст 21 века, века восстановления гуманности и свободомыслия, возрождения утраченных духовных ценностей. Люди такого мощного духовного потенциала не принадлежат одному региону и даже одному народу. Они принадлежат всему человечеству.

Е. Арын,
депутат Павлодарского областного маслихата,
профессор, ректор ПГУ им.С.Торайгырова.

21.01.2010

Источник - Звезда Прииртышья
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1264108800
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх