КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 21.01.2010
19:35  Пунган. Кыргызские пограничники похитили бульдозериста узбекско-российского СП А.Маматова
18:49  Экс-глава Кыргызстана И.Кадырбеков осужден на 6 лет условно
18:06  И.Туляков: Русское вторжение на Восток пугает Запад
17:28  Департамент таможенного контроля Мангистауской области Казахстана возглавил А.Чужегулов
13:15  Таджикистан предлагает разработать и принять водную доктрину по Центральной Азии
13:12  "НГ": Киргизам надо немного потерпеть. Президент Бакиев обещал покончить с энергетическим кризисом
12:54  А.Кутуева: За что депутатам парламента Кыргызстана грозит "неуд"
12:52  24.kg: Не боитесь ли вы гулять по ночному Бишкеку?
12:37  Н.Кочелягин: Китай нажал на тормоза. Власти Поднебесной сокращают объем кредитования
12:04  Казахстан предложил сменить Россию в поставках нефти в Белоруссию
11:58  Б.Рашидов: Кто же инициатор конфликтов на узбекско-кыргызской границе?
11:37  Ф.Файзуллаев: Туризм должен стать важнейшей отраслью экономики Таджикистана
11:14  Р.Ивахникова: Едим дома. Казахстанским продуктам путь в Европу заказан
11:08  "McClatchy Newspapers": США вложили огромные суммы в заведомо невыгодный проект в Афганистане
11:02  Сапа Мекебаев: Места у нас тихие - все с глушителями ходят
10:59  Г.Бендицкий: Турецкий демарш. Как мадам Курмангалиева захватила Алматинский завод тяжелого машиностроения
10:52  "НАТО плюс Казахстан". Одобрен и принят второй цикл Индивидуального плана действий партнерства Казахстана с НАТО
10:40  Д.Ювачев: Порт-о-Пренс в руинах, Алматы – в высотках. Что останется от Алматы, построенной на откатах, в случае сильного землетрясения?
10:37  К.Ларина: Легче подчинить Сырдарью, чем достичь консенсуса
10:13  Б.Саттори: Таджикистан обрел национальную идею
10:12  Таджикская эстрадная певица Фарзонаи Хуршед задержана за то, что помогла своему другу сбежать из здания суда
10:10  С.Смагулов: Доктрина, национальность и единство для Казахстана - слитно или раздельно?
10:06  С.Борисов: Атомкуль. Сорок пять лет назад в казахстанских степях появилось искусственное озеро
09:08  "Кто вы, господин Ка?". Новый казахстанский кинобоевик выходит на экраны
09:04  "Литер": Дипломатия воды. Пять стран Центральной Азии начали делить воды Сырдарьи на 2010 год
08:42  М.Сарсенбаев: По законам шариата... халал-продукты, халал-шейпинг и халал-бани. Когда режем животное, оно интенсивно двигает ногами, и таким образом
08:29  Каракас. Самолет вице-президента Боливии столкнулся с российским Ил-76
08:02  Ю.Елисеев: Матерный скандал в шымкентском акимате. Кто, кого, куда послал?
01:47  Академик Е.Султанмурат: "У тюрков остался только последний шанс"
01:29  Адмирал Р.Комратов: "В мае КАDЕХ расцветет, или Перспективы казахстанской "оборонки"
01:11  Н.Сурков: Иран официально отверг проект МАГАТЭ. Американская разведка переоценивает планы Тегерана
00:54  Израильский востоковед В.Месамед выпустил новый труд "Иран-Израиль: от партнерства к конфликту"
00:43  "РБК": Китай больше не хочет быть локомотивом мировой экономики
00:38  "New York Times": Новая тактика "Талибана" - воевать в центре города
00:37  "РГ": Самая обаятельная и привлекательная. Россия остается наиболее желанной страной для мигрантов
00:34  Е.Шибаршин: Европейские стандарты азиатской жизни. Реформа высшего образования в Казахстане обнажила старые проблемы
00:21  "Сегодня отделять Московию - значит резать через миллионы семей и людей". Письмо хана Мамая князю Дмитрию
00:17  Ю.Ляйхт: Внешняя политика Турции - усиление конфликтов с Западом
00:13  Financial Times: Почему столкновение между Америкой и Китаем неизбежно
00:03  Казахстан никогда не будет отдавать свою землю в аренду кому бы то ни было - уверяет премьер К.Масимов
00:01  Не понравилась надпись: казахстанское правительство изымает из продажи более миллиона банок российского молока "Шадринское"
00:00  Японо-россиянка Юко Кавагути стала Чемпионкой Европы по фигурному катанию в спортивных парах
Среда, 20.01.2010
21:44  Н.Жанабилов возглавил Ситуационный центр Совбеза Казахстана
14:24  Экс-глава КНБ и посол в США Абдулазиз Камилов назначен первым заместителем главы МИД Узбекистана
14:15  К.Боконбаев: Кыргызстану нужна легислатура
14:13  И. Каримов переназначил еще пятерых хокимов областей и мэра Ташкента
14:08  Мехди Халайи: Иранская республика страха
13:59  В Таджикистан из Дубая экстрадирован брат осужденного экс-командира Президентской гвардии Гаффора Мирзоева - Абдурасул
13:54  Р.Отунбаева: Переданные в аренду Узбекистану и Таджикистану кыргызстанские пастбища стали невозвратными
13:40  Индийские длиннохвостые попугаи начали массово мигрировать в Узбекистан
13:36  В Ташкенте открыт Hi-Tech Bank
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
С.Смагулов: Доктрина, национальность и единство для Казахстана - слитно или раздельно?
10:10 21.01.2010

Доктрина , национальность и единство: слитно или раздельно?

Начиная с декабря прошедшего года газеты запестрили статьями о проекте Доктрины национального единства, которая была презентована на последней сессии Ассамблеи народа Казахстана. Мнение одних сводилось к тому, что это судьбоносный документ, других - враждебная народу идеология, которая может это самое национальное единство разрушить.

Автора этих строк разобрало любопытство, что же такое содержится в документе, что вызвало такой ажиотаж? Вооружившись терпением и текстом пресловутого документа, проштудировал его от начала до конца.
Итак, как и любой программный документ, доктрина начинается с общих положений, в которых указаны нормативно-правовые документы, на основе которых был разработан данный проект. Среди них значатся Конституция Республики Казахстан, Закон "Об Ассамблее народа Казахстана". Кроме этого, идет ссылка на "другие нормативно-правовые акты" страны и "нормы международного права". В целом ничего сверхъестественного данный раздел и не должен содержать, поэтому описание его на этом можно было б и закончить.
Смотрим далее, в следующем разделе раскрывается история вопроса, рассказывается о принятых государством мерах по совершенствованию казахстанской модели межэтнического согласия, "получившей высокую оценку в мировом сообществе". Раздел, по существу, - добротный отчет о проделанной государством работе в сфере языковой политики, религии, СМИ, культуры в целом. Не преминули авторы отметить и риски, в потенциале угрожающие национальному единству.
В третьем разделе можно ознакомиться с основными целями, задачами и принципами государственной политики, направленной на обеспечение национального единства. Никаких отступлений от основных приоритетов и принципов, закрепленных в Конституции: если кому-то что-то не нравится - придется посягать на авторитет оригинала. Здесь мы можем найти все что нужно о патриотизме, духовно-культурной общности, сохранении стабильности, межэтническом и межконфессиональном согласии в обществе, гражданской идентичности. То есть тех базовых вещах, на которых все держится в любой нормальной полиэтнической стране и не упомянуть о которых в подобного рода документе просто нельзя.
Следующий раздел, посвященный основным направлениям реализации доктрины, знакомит нас с мерами, которые по замыслу авторов будут способствовать укреплению единства в стране.
Так, к примеру, в сфере укрепления институтов межэтнического взаимодействия основная ставка делается на обеспечение эффективного участия Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, а также укреплении позиций государственных органов, обеспечивающих ее проведение.
Естественно, приводятся меры, которые должны придать данному направлению более эффективный и качественный характер. Из практических шагов можно выделить создание аналитико-исследовательского центра по системному и целенаправленному исследованию межэтнических отношений, а также развитие сети исследовательских учреждений, обеспечивающих научно-прикладную базу национальной политики государства. То есть проводить работу не с кондачка, "потому что чувствую, что так надо", как часто у нас бывает, а разобравшись в тонких местах и держа руку на пульсе. Вполне разумно.
Есть мера, направленная на совершенствование механизма привлечения к госслужбе представителей различных этнических групп, естественно, обладающих соответствующей квалификацией и способностями. При этом важно, делают уточнение авторы, осуществлять практику выдвижения на ответственные должности в системе государственной службы из числа лиц, свободно владеющих государственным языком. Что тоже естественно, учитывая общемировую практику, согласно которой представители официальной власти обязаны свободно владеть языком официальной коммуникации. Потому что статус государственного языка - не фетиш, а рабочий инструмент. Владеешь инструментом - работаешь, нет, но хочешь работать - учись, как и во всяком профес-сиональном деле. И никакой этнической дискриминации либо умаления конституционного статуса казахского языка как языка официального общения.
Вообще, в сфере языковой политики значительный акцент делается на укреплении позиций государственного языка, этот тренд проходит "красной" нитью практически во всех мерах. И это опять-таки естественно для документа, первостепенной целью которого является объединение всех граждан страны, независимо от этнической принадлежности, внутри одного государства. Потому что в любой развитой стране, которая к этому стремится, первейшим национальным идентификатором является государственный язык. Так в Турции, так во Франции, США, странах Западной Европы, России, да и везде.
Понятно, что в идеале госязыком должны владеть все граждане страны. Но ведь к этому и идем, может быть, и не быстро, но однозначно неуклонно. Надо просто вспомнить, как было раньше, и осознать, как это не похоже на то, что есть сейчас. И честно признать, что такие грандиозные проекты, как языковой, требуют времени и создания условий. А они создаются - достаточно вспомнить, сколько за последнее время открыто школ с казахским языком обучения. Зато и закрепится прочнее - на века.
Здесь уместно вспомнить критику некоторых российских экспертов, утверждающих, что доктрина призвана "возвысить" казахский язык над русским и другими языками малых народов. По прочтении же такого впечатления не возникает, наоборот, меры кажутся вполне либеральными, не предполагающими каких-либо насильственных мер и ужесточения требований (вспомните шаги, предпринятые прибалтийскими странами). Наоборот, возникает ощущение, что меры выстроены комплексно и сбалансированно, чтобы без нажима, но неуклонно. В общем, все по Конституции.
Ключевой целью в данном вопросе становится создание благоприятных условий для всех казахстанцев, чтобы "овладение казахским языком стало естественным стремлением каждого гражданина".
Не новым, но важным является рассмотрение мер по образованию и воспитанию молодого поколения казахстанцев на ценностях толерантности и согласия. В проекте авторы коснулись и духовно-культурной сферы. Здесь весьма тактично прописаны меры, которые будут содействовать сохранению этнокультурного многообразия страны. Кроме этого, обозначены поддержка СМИ, выходящих на языках различных этносов (помимо казахского и русского), проведение информационно-разъяснительной работы с целью освещения реализуемой национальной политики, укрепления патриотизма и этнокультурной толерантности.
Меры в правовой и правоохранительной сферах призваны содействовать совершенствованию законодательства в области национальной политики, предупреждению и пресечению любых форм и проявлений этнической и религиозной нетерпимости. Интересно, что в сфере межконфессиональных отношений в качестве одной из мер укрепления национального единства должна стать опора на объединяющие начала религий, с одновременным предупреждением негативного воздействия религиозного фактора на состояние межэтнических отношений.
Кстати, ни в одном из разделов я не нашел термина ни "казахстанская нация", ни "казахская нация" - то есть тех горячих точек, из-за которых, по идее, поднялась буря в национал-патриотической среде. Есть, правда, в тексте констатация того факта, что "фундаментом согласия и стабильности в обществе стал изначальный выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности", но это действительно не более чем констатация свершившегося факта. Подтверждаю это как свидетель первых лет обретения Казахстаном независимости. Как все могло бы повернуться в случае иного выбора тоже знаю, как человек, интересующийся внешней политикой.
И еще - в доктрине под национальным единством "понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов". По-моему, более взвешенной и сбалансированной формулировки невозможно придумать. Не отнять ничего и не прибавить: все прочее прозвучало бы либо как "чемодан, вокзал и:" далее по вкусу, либо отрицало бы факт существования самого Казахстана как суверенного государства. А в сумме и то и другое просто перечеркнуло бы все, чего мы за все это время добились, и отменило бы будущее. Здесь и кроется главная опасность для независимости страны: либо мы, все, кто здесь проживает, соглашаемся принять эти правила и тогда развиваем и дальше то, что у нас получилось, либо нет - и тогда разрываем страну на части.
Третьего не дано. Можно спорить о частностях, о том, каким получился документ, но принятие его главной идеи - закрепление в общественном сознании вышеназванного принципа национального единства - представляется теперь, после начала дискуссии, жизненно необходимым.
Потому что обсуждение документа, так кстати начатое с легкой руки Назарбаева, всегда имевшего тонкое чутье на подспудно назревающие в общественном организме тонкие места, к которым всегда относилась сфера межэтнических отношений, выявило вопросы, требующие взаимопонимания и обсуждения. Потому что действительно была задета какая-то "чувствительная" струна в умонастроениях людей - и, значит, пришло время по-новому взглянуть на существующее положение вещей, переосмыслить привычные стереотипы, найти ответы на те вопросы, которые возникли в обществе.
И хотя мой пристальный, но непредвзятый взгляд не обнаружил в тексте этого образцово-невинного рамочного документа того самого "яблока раздора", породившего столь страстные дискуссии, сам факт наличия такой ожесточенной критики говорит о многом.
Лично для меня понятна осторожность, с которой авторы проекта подошли к формулировке основных постулатов доктрины. Страна только завершила первый этап в формировании ментальности нового общества, которому необходимо было изжить советскую идеологическую "матрицу", осознать себя новой гражданской общностью, привыкнуть жить в новых условиях. С этой точки зрения доктрина - попытка осмысленно нащупать те общие точки соприкосновения, которые должны способствовать дальнейшему объединению граждан страны вне зависимости от этнической принадлежности.
В любом случае, не будем забывать, что проект доктрины пока - не более чем проект, то есть набросок, абрис чего-то действительно очень важного и серьезного, что должно быть предпринято в сфере укрепления национального единства. Дискуссия продолжается. С этой точки зрения можно только приветствовать начавшийся диалог - открытый и смелый шаг со стороны власти, четко осознающей все риски такого обсуждения.
Итак, первые конструктивные шаги навстречу друг другу сделаны, впереди - самое сложное: прийти к принятию устраивающего все стороны документа, который обозначит пути дальнейшего обустройства нашего мира. Мирного и комфортного для всех.

№ 8 (16880) от 21.01.2010
Серик СМАГУЛОВ, Астана

Источник - Экспресс-К
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1264057800
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх