КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 11.01.2010
20:09  Экс-глава Минобороны Киргизии Исмаил Исаков осужден на 8 лет
18:28  Изнасилования почти нет. Высокосознательные таджикистанцы добровольно приобретают акции Рогуна
17:25  Грузия собирает в Батуми антироссийский энергетический саммит
16:22  Брат теннис-герл Курниковой российский теннисист Евгений Королев перешел под флаг Казахстана
16:20  "БП": Что будет с энергетикой в Кыргызатане?
16:10  Мишкины дурки. Саакашвили сделал экс-кандидата в президента США Маккейна "Национальным героем Грузии/Джорджии"
15:02  С.Грибанова: Ранены, но не убиты. Ни один казахстанский банк пока не объявил о банкротстве
14:54  С.Домнин: От Конго до Бозшаколя. Казахстанский ГМК будет наращивать производственную базу, несмотря на кризис и снижение цен на сырье
14:43  ВВС: Китайским мужчинам все больше не хватает женщин
14:16  А.Суздальцев: Нефтяная война? Что не поделили Россия с Белоруссией
14:07  А.Кобзев: США подготовились к нападению на Иран
14:04  Суд оправдал брата президента ОАЭ шейха аль-Наханайяна, обвинявшегося в пытках афганского коммерсанта
13:01  В Таджикистане заблокировали доступ к веб-сайту ЦентрАзия. За что лютуют супостаты?
12:54  А.Миловзоров: Две ЦентрАзиатские трубы, которые изменили мир
12:46  "Аль-Арабийя": Афганские салафиты объединились с талибами
12:05  "ХТ": Миграционный беспредел, организованный властями Туркменистана
11:52  Д.Тасбулатова: Персидские узоры иранского кино
11:49  Sydney Morning Herald: Ахмадинежад хочет долю для Ирана по итогам Второй мировой войны
11:43  Таджикские власти обращаются к ООН с призывом о помощи. Дайте денег на сейсмостойкие дома
11:41  Хуан Гойтисоло: Восток и Запад как культурные пространства. Реформисты существуют в самых разных исламских странах
11:35  "Къ": Зимняя нефтяная кампания. Первая энергетическая война 2010 года разразилась между Россией и Белоруссией
11:29  Н.Гриб: Туркмения предпочла европейскую цену. Объемам экспорта газа в Россию
10:26  Russia Profile: Иран проверяет стратегию "перезагрузки" российско-американских отношений на прочность
09:17  Е.Авдеева: Кыргызстан наотдыхался. Сегодня тысячи предпринимателей будут давиться в очередях в налоговую инспекцию и Соцфонд
09:12  Новым послом Казахстана в Узбекистане стал Б.Жексембин и др. назначения в РК
09:09  А.Арцимович: Внешняя политика Кыргызстана остается многовекторной
08:42  Храм достроен! Самый грандиозный православный собор Казахстана готовят к церемонии освящения
08:16  Черные пятна Карабатана. "Аджип" задолжала казахстанским рабочим уже более 200 млн тенге зарплаты
06:10  В 2010 году Кыргызстан будет получать природный газ из Узбекистана по $220 за тысячу кубов. Уверен Бишкек
01:31  Тимур Бекмамбетов снимает в Сибири новый фильм "Новый год шагает по стране"
01:01  "МК": Таможенный союз не проходит таможню
00:47  С.Тарасов: Турция может попроситься в ШОС
00:45  "New York Times": Очередная иранская революция? Вряд ли
00:40  Туркмения возобновила поставки газа в Россию. Впервые с апреля прошлого года
00:34  "Казахмыс" начинает освоение Бозымчакского золотомедного месторождения
00:33  Е.Коэмец: В Центральную районную больницу Илийского района Алматинской области забрался… маньяк
00:29  А.Мыскина: Зависли на бабки. Казчиновники промотали миллиарды тенге на никому не нужные электронные базы и программы
00:16  Правящая в Казахстане партия "Нур Отан" открывает "посты партийного контроля в учреждениях здравоохранения"
00:09  "КП": Россиянам разрешат иметь "личных гастарбайтеров" за 1000 рублей
00:07  В Темиртау умер Мирон Брук, выживший в 6 фашистских концлагерях
00:06  Я.Дексова: Год 2009-й для Казахстана, занавес…
00:05  В Афганистане погиб репортер британской "Sunday Mirror" Руперт Хэмер
00:04  Китай стал крупнейшим экспортером мира, обогнав Германию
00:03  Президент Таджикистана нашел главного виновника энергокризиса 2009 года - уволен директор Нурекской ГЭС Ш.Самиев
00:00  Стивен Ик: Как "оранжевая революция" повлияла на политику постсоветских стран
Воскресенье, 10.01.2010
23:47  На президентских выборах в Хорватии побеждает социал-демократ Иво Йосипович
15:04  Таможенный союз трещит по швам. Россия и Белоруссия опять не смогли договориться о поставках нефти
14:02  Иранский Ил-76 аварийно сел мимо полосы в Киеве
13:55  Премьер Казахстана К.Масимов открыл в Караганде памятник К.Станиславскому
13:54  Премьер Казахстана К.Масимов открыл в Караганде памятник К.Станиславскому
12:53  В Узбекистане идет повторное голосование по выборам депутатов
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Хуан Гойтисоло: Восток и Запад как культурные пространства. Реформисты существуют в самых разных исламских странах
11:41 11.01.2010

Восток и Запад как культурные пространства
Реформисты существуют в самых разных исламских странах. Они одновременно демократы и мусульмане, своим примером отрицают конфликт цивилизаций и выступают поборниками прав человека и равноправия женщин.

"Всякий пишущий о Востоке должен там побывать", - Эдвард Саид.

Несколько лет тому назад, когда я спокойно попивал кофе на площади Марракеша, ко мне подошла радостная французская туристка и выразила восторг от того, что находится на Востоке. На Востоке? Конечно, ведь все здесь проникнуто духом Востока: базары, площади, витающий в воздухе аромат пряностей. Разве не так? Мне не хватило смелости и терпения попытаться объяснить ей, что Восток и Запад, как культурные пространства, существующие в нашем общем воображении, не соответствуют географическим реальностям.

Для арабов Марокко это Магриб; а для жителя Йемена Аль-Акса, находящаяся далеко на западе, такая же экзотика, какими для нас были Дамаск или Каир до организации чартерных рейсов.
В современном политическом языке понятия Восток и Запад используются иносказательно: первое обозначает исламский мир; второе - Европу и созданный ею американский мир. То есть речь идет о двух антагонистических по своей сути терминах, а сам антагонизм как явление насчитывает несколько веков. Столкновение этих двух миров, якобы неизбежное, истолковывается некоторыми как знаменитый Конфликт Цивилизаций, по поводу которого были исписаны тонны бумаги, начиная с середины прошлого десятилетия и особенно после терактов 11 сентября 2001 года.

Если рассматривать его как дамбу на пути советского экспансионизма, то сегодня оно снова превращается в символ жестокости, с которой мы вынуждены сталкиваться. После краха коммунизма возрождается ислам. После короткой паузы, последовавшей вслед за падением Берлинской стены, которое вселило в нас столь радужные надежды, язык "холодной войны" вновь зазвучал в политическом и религиозном окружении президента Буша, решившего защищать свободу и демократию от тоталитарной идеологии, главным оружием массового поражения которой является терроризм.

Крайнему радикализму Бен Ладена, направленному своим острием в первую очередь против самих мусульман, не желающих участвовать в священной войне против неверных (джихад) и лишь во вторую очередь против тех, кого они называет "сионистами и крестоносцами", бывший хозяин Белого дома и его воинственное окружение противопоставили такой же радикализм, только с другим знаком, объявив врагами не только членов призрачной Аль-Кайды, но также их предполагаемых соучастников - Саддама Хусейна и духовное руководство Ирана -, включенных в так называемую Ось Зла - наспех придуманную и насквозь идеологизированную концепцию. Различия между мусульманином, исламистом и джихадистом были стерты благодаря усилиям телепроповедников и военных капелланов, выступавших в роли политкомиссаров.

Конфликт цивилизаций - между демократическими странами НАТО и миром ислама, между борцами за свободу и силами тьмы и угнетения - был подготовлен. Подобная формулировка не могла не привести к катастрофе, чьи последствия мы испытываем на себе сегодня.

Мы являемся свидетелями двух смертоносных войн, развязанных после терактов 11 сентября 2001 года: одна была поддержана международным сообществом, но плохо подготовлена и еще хуже проведена. Она и сейчас все еще идет в Афганистане. Вторая полыхает в Ираке. Порождение алчности, замешанной на лжи, рядящейся в псевдопатриотические одежды, убогие политические результаты которой никогда не компенсируют разрушение инфраструктуры страны, вражду между ее тремя основными национально-религиозными группами (не будем забывать о преследовании христианского меньшинства, составляющего тысячи человек) и огромное число жертв (включая самих американцев).

Эти войны сопровождаются мощными пропагандистскими кампаниями, в ходе которых происходит подмена понятий, а часть выдается за целое. Многообразие ситуаций, культур и религиозных традиций, существующих в исламском мире, столь же богатое и сложное, как и в христианстве, попросту игнорируется Пентагоном и Белым домом. Все, что отвечало потребностям в энергоносителях и односторонней стратегии, направленной на укрепление статуса главной державы мира, преподносилось как "цивилизаторская миссия". Ни дать, ни взять времена европейских колониальных захватов! Эти планы с треском провалились, что наглядно свидетельствует о том, насколько заблуждались их авторы.

В то время как различные верования и религиозные системы Азии -конфуцианство, брахманизм, буддизм и т.д.- всегда наблюдались нами на удалении, с благодушием или снисходительностью, ислам, как отметил в свое время великий тунисский историк Хичам Джаит (Hicham Djait), вплощал в себе верование близкое и в то же время непонятное, чье стремление к распространению вызывало беспокойство, и в зеркале которого мы видели свое отображение. Хотя и были периоды мира или, по крайней мере, равновесия между столь непохожими друг на друга мирами, которые мы называем христианством и исламом, в сознании обеих сторон преобладала историческая память завоеваний, побед, поражений, крестовых походов и Священных Войн. Столь длинная и драматичная общая история, полная конфликтов, превратностей и неожиданных поворотов, завершилась более века назад полной победой европейских держав: пала Османская империя, был отменен халифат, европейские страны колонизировали все южное побережье Средиземного моря от Гибралтара до Турции.

Политика Ататюрка, направленная на построение светского государства, и восстание Абдель Карима в Рифе свидетельствовали о начале нового исторического этапа. По прошествии трех десятилетий дальнейшее развитие событий подтвердило их правоту.
Сегодня эти события уже кажутся очень далекими, но мы должны осознать прошлое, чтобы понять настоящее и не повторять уже совершенных ошибок.

Когда-нибудь придется дать объяснения, почему и как освободительные движения арабского мира, возникшие от Марокко до Ирака, изначально светские по своему характеру и демократические по целям и задачам, стали одно за другим погибать от рук диктаторов или под тяжестью монархий, иногда теократического толка. Порой даже трудно найти различие между ними и республиканскими династиями, возникшими в 60-е и 70-е годы прошлого века в странах Магриба и Ближнего Востока. В то время как речи представителей Лиги арабских государств стали похожими на ходячий анекдот (достаточно вспомнить спектакль, который они устроили во время израильского вторжения в сектор Газа), возврат к религии, как в государственной так и в частной жизни, говорит о бессилии политики, не уважающей демократические ценности и права женщины, и о неприятии такой политики народами.

Я говорил о том, что уходит в небытие наследие лидеров национально-освободительных движений арабского мира - патриотических, светских и демократических. Сначала и руководители и сами движения были объектом преследования со стороны так называемых "европейских цивилизаторов", а затем со стороны монархий или чиновников, обслуживавших инетересы европейцев.

Если во времена "холодной войны" инакомыслящие в Советском Союзе и других коммунистических странах получали материальную и моральную поддержку от Запада, то диссиденты в арабском мире были просто-напросто уничтожены в результате его безразличия, если не позорного соучастия. Экономические и стратегические интересы Англии, Франции, а позднее и Соединенных Штатов возобладали над ценностями, которые они защищали перед лицом международной общественности. Результаты всего этого ужасающи, а статистические данные о политической, экономической и социальной ситуации, а также об уровне образования в арабском мире дают наглядные представления о масштабах катастрофы. Позволю себе привести один фрагмент, прочитанный мною некоторое время тому назад и, возможно, нуждающийся в корректировке. Эти статистические данные охватывают все исламское пространство:
"В мусульманском мире покупательская способность на душу населения составляет порядка 3700 долларов в сравнении с 28000 долларов в промышленно развитых странах. Совокупная сумма внутреннего валового продукта (ВВП) мусульманских стран меньше, чем ВВП Германии. Совокупный валовой продукт всего арабского мира чуть больше, чем ВВП Испании. 47% населения мусульманских стран не умеют читать и писать и никогда не ходили в школу. Отсюда кризис знаний. На арабском языке разговаривают почти триста миллионов человек, но ежегодно выпускается больше книг на греческом, на котором говорят всего пятнадцать миллионов. В мусульманском мире насчитывается лишь пятьсот высших учебных заведений, в то время как в США их около пяти тысяч и т.д.".

Скупое изложение фактов говорит само за себя. Чудовищный дисбаланс между Европой и мусульманскими арабскими странами имеет под собой не только религиозную основу и не может объясняться ссылками на суры из Корана, оправдывающими насилие. Его причины лежат в социальной, политической и культурной областях и покрыты обложкой Священной книги. Эти причины должны быть тщательно проанализированы, чтобы правильно выстроить будущие отношения с этими странами.

Не будем взваливать всю полноту ответственности на себя. Их ответственность не меньше нашей. Возрастающее социальное влияние и укрепление позиций консервативных сил, придерживающихся традиций строгого толкования текста Корана и защиты нравов и законов ушедшей эпохи, особенно в области положения женщины в обществе, является результатом крушения надежд, происходивших в течение десятилетий, а причиной подобного крушения стала коррупция правящей верхушки и установление диктаторских режимов, стремящихся увековечить свою власть. Нарушения и фальсификация результатов выборов практически во всех арабских странах лишь способствуют укреплению позиций исламистов, подпитывают и превращают их в жизнеспособную альтернативу. На обширных пространствах исламского мира соотношение сил между властью, в большей или меньшей степени угнетающей народ, и изможденным гражданским обществом, меняется в зависимости от конкретного государства: от фактического отсутствия такого общества в одних до самоотверженной борьбы немногочисленных, но боеспособных групп населения в других за общие с нашими гражданские ценности, не имеющие ничего общего, но при этом и не противостоящие религиозным убеждениям. Соотношение этих сил в Марокко иное, чем в Египте. В светской Турции оно отличается от существующего в столь сложной, противоречивой и интеллектуально развитой стране как Исламская Республика Иран.

Однако не все так мрачно в нашем глобализованном мире. Отход от демократических ценностей в мусульманских странах не принял необратимого характера. Реформаторы существуют и заставляют прислушиваться к своим голосам. Я их знаю лично и беседовал с ними как в Иране, так и на Ближнем Востоке и в странах Магриба. Они одновременно демократы и мусульмане, отвергающие своим примером конфликт цивилизаций. Они требуют соблюдения своих прав, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, и создают ассоциации, где женщины играют весьма активную роль. Именно они стремятся заключить союз или придти к взаимопониманию с теми, кто разделяет их ценности, не впадая в уныние от враждебности или заскорузлости мышления своих соотечественников.
В обстановке непрекращающихся призывов к войне против терроризма, провокационных лозунгов Аль-Каиды и преднамеренного бездействия правительств, преследующих свои цели, эти люди ждут и надеются на перемены в политике Европы и США.

Будет очень жаль, если благие намерения Обамы, заявленные им во время своих выступлений в Анкаре и Каире, так и останутся благими намерениями, натолкнувшись на слепую непримиримость правительства Израиля на оккупированных землях Палестины, на безысходность войны в Афганистане, на политику террора, проводимую властями Индии в отношении Кашмира (сталь правдиво описанную Хуаном Хосе Мильясом (Juan José Millás) на страницах этой газеты, на подавление инакомыслия в Иране и ядерный вызов этой страны и т.д. и т.п. В любом случае убежденность в том, что сила сама по себе не в состоянии решить все проблемы и не является разумной альтернативой экстремизму является верным шагом в правильном направлении.

Хуан Гойтисоло (JUAN GOYTISOLO)

("El Pais", Испания)

Оригинал публикации: Oriente y Occidente como espacios mentales

08/01/2010

Источник - ИноСМИ
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1263199260
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх