КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 09.01.2010
17:33  В Технологическом университете Таджикистана откроется новый таджикско-российский факультет
16:17  А.Саркорова: Рогунская ГЭС - кто возьмет билетов пачку?
14:25  "Los Angeles Times": Неудачи разведки в Афганистане
13:23  Daily Beast: Пакистанская разведка - сообщник в убийстве агентов ЦРУ?
12:55  В Пакистане влиятельный лидер талибов "командир Ирфан" подорвал себя, чтобы избежать ареста
12:45  Дипломаты Таджикистана развернули в Узбекистане пропаганду Рогунской ГЭС
12:31  В Туркмении возвращение на сцену оперы назвали одним из событием 2009 года
12:11  Задержанных киргизских пограничников отпустили из Узбекистана
12:02  Хатлон. Гражданин Таджикистана Б.Анаров приговорен к 20 годам за шпионаж в пользу Узбекистана
11:57  Представитель Казахстана Дженисбек Джуманбеков назначен руководителем исполком РАТС ШОС
11:48  Patriot-ическая ссора. Оружейный скандал разгорелся между США и Китаем
11:45  Б.Каримов: Таджикистан. Экономические итоги 2009 года
10:43  П.Муллоджанов: Таджикские "войны". Отставки и назначения года - кадры уходят, кадры остаются
09:59  Саудовский дипломат устроил дебош в ташкентском ночном клубе
09:39  В Иране совершено покушение на одного из лидеров оппозиции Мехди Карруби
08:03  На российской авиабазе в Киргизии "Кант" произошел пожар
07:18  Кандидаты в президенты Украины: кто есть кто
05:09  В Тбилиси обрушилось здание министерства юстиции - есть погибшие
00:50  В.Якубян: "Албаны" в истории Азербайджана (полемика)
00:47  "Christian Science Monitor": Почему теперь Иран может быть более уязвимым к санкциям?
00:44  "Globe and Mail": Разочаровавшись в афганском правительстве, бывшие талибы вновь хотят воевать
00:38  Нурани: "Европейский вектор" для Турции
00:37  "АП": Претендент на влияние. Кто сменит А.Миралиева на посту руководителя аппарата президента Таджикистана?
00:36  А.Шакур: Афганский вопрос. Пересмотрят ли США свою стратегию?
00:31  Лучшие футболисты Кыргызстана Дэниэл Таго и Дэвид Тетте сбежали в Таджикистан
Пятница, 08.01.2010
19:54  Беспорядки в Нахичеване. Азербайджанская милиция провоцирует акт самосожжения
12:29  В Майами в мусорном баке нашли обгорелое тело модели Playboy 26-летней Полы Сладевски (фото)
11:41  С.Муминов: КСОР - громкое вчера и тупиковое завтра
11:05  В древней Бухаре открылся католический костел святого апостола Андрея Первозванного
10:41  О.Маматов: Прогресс не остановишь, или Ташкент, конечно, не Нью-Йорк, но зато у него есть отличные перспективы!
10:36  Financial Times: Америка теряет свободный мир
10:34  Guardian: Афганская дилемма Индии
10:23  Д.Мавлоний: Монголия показывает демократический пример странам Центральной Азии
10:18  М.Ахмедоглу: Азербайджан не виноват в провале "Набукко"
10:16  Узбекистан на 30% сократил поставки природного газа в Таджикистан
10:13  В Казахстане вводятся новые правила гособеспечения граждан лекарствами
09:46  К.Касымжанов: Таджикистану грозит социальный взрыв
09:20  Азербайджан собирается требовать от России компенсации за "вторжение советских войск 20 января 1990"
08:44  М.Абрамий: Трансграничные реки ЦентрАзии - частота экстремальных явлений увеличилась
08:05  Лучшим спортсменом Туркменистана назван боксер Сердар Худайбердыев
07:54  В Калифорнии за дебош арестован 31-летний внук Рональда Рейгана
07:50  За взятку в 100 тыс. тенге задержан главный эколог Северного Казахстана Оразалинов
04:11  Китайский торговый центр построил парковку для женщин
00:56  Д.Халилов: ГНКАР просчиталась в ценах. Что привело к спаду нефтедобычи в Азербайджане
00:54  Китай за год уличил в преступлениях более 115 тысяч чиновников
00:42  "Scotsman": Иранский режим становится все жестче
00:34  В Афганистане миной ранен губернатор провинции Хост Тахир Сабри
00:31  ВВС: В Непале освобождают тысячи бывших детей-солдат из числа маоистских повстанцев
00:23  В Таджикистане объявлен конкурс на лучший национальный логотип и слоган
00:21  В Душанбе за пару дней продано акций Рогунской ГЭС на сумму около $92 млн
00:20  Иргизско-Торгайская система озер на западе Казахстана оказалась под угрозой исчезновения
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Таджикистан   | 
Б.Каримов: Таджикистан. Экономические итоги 2009 года
11:45 09.01.2010

Экономические итоги года

С экономической точки зрения 2009 год оказался исключительно насыщенным, год всемирного экономического кризиса, который безусловно негативно повлиял на внутренную экономическую ситуацию в нашей маленькой и открытой всем ветрам глобализации стране.

Давайте вспомним основные события уходящего года, подведем итоги, сравним уроки как отрицательные так и положительные.

Глобальный контекст мирового кризиса и его уроки для Таджикистана

Уходяший год одназначно подорвал основы теории свободного рынка и незыблемые поспулаты капитализма о саморегулируещей роли свободного рынка в условиях минимального государственного вмешательства. Безудержная жадность мировых финансовых магнатов на фоне слабого регулирования подорвала финансовую систему планеты и привела к самому масштабному коллапсу крупнейших банков. Снежный ком просроченных потребительских кредитов, и особенно коллапс рынка ипотечного кредитования в США спровоцировал падение деловой и потребительской активности в экономике США, обеспечивающей 26% всемирного ВВП и крупную долю мирового потребления. Как следствие произошел массовый обвал цен на товарных и сырьевых рынках нефти, основных видов сырья, материалов и готовой продукции в планетарном масштабе. Кризис который начался как финансовый в 2008 году к началу 2009 года перешел в фазу мирового экономического кризиса и фактически затронул все страны мира вне зависимости от географии.

Особенно пострадали страны имеющие высокую зависимость от экспорта ограниченного вида источников сырья, недиверсифицированную и слабую внутренную экономику, зависимость от импорта, ограниченные запасы и резервы, слабый частный сектор.

Кризис в соседний для Таджикистана регион СНГ изначально пришел в страны зависимые от дешевых кредитов американских и западных банков, как то Прибалтика, Россия и Казахстан.

Центральная Азия, включая Таджикистан не ощутили немедленого прямого воздействия мирового финансово-экономического кризиса до конца 2008 года главным образом по причине относительной изолированности внутренних финансовых рынков и низкой зависимости финансового сектора от западных кредитов, за исключением Казахстана.

Интересно что наши финансисты и экономисты устами Министра Нажмидинова еще в конце 2008 года прилюдно заявляли что кризис это явление нам чуждое и что он нас не затронет. Однако затронул еще как.

Влияние кризиса на Таджикистан проявилось через два основных канала:

1. Сильнейший спад в странах региона особенно в России, который привел к падению спроса на рабочую силу из Таджикистана и как следствие снижение объемов переводов трудовых мигрантов и некоторое падение потоков трудовой миграции в целом. Эконимка России после 6% роста в 2008 году резко обвалилась до минус 10% в 2009 году до сегодняшнего дня, в то время как строительство принимающее массу трудовых мгрантов из РТ упало на 17%. По цепочке на внутреннем рынке Таджикистана обвалился импорт, внутреннее потребление и обострилась ситуация с ликвидностью в финансовом секторе. Все вдруг ясно осознали что так называемый высокий и стабильный (в среднем 6-8% в год) экономический рост в последние годы на самом деле достигался за счет внешних источников и Правительство сделало слишком мало чтобы задействовать внутренние резервы и источники роста. Это очевидно главный урок который нужно вынести из текущего кризиса.

2. Внутренная экономика Таджикистана оказалась крайне слаба чтобы смягчить внешний шок. 76% нашего экспорта составляет алюминий и хлопок. При этом хлопок подешевел на 30-40% а алюминий на целых 60% в начале года. В результате минус 48% экспорта к середине года. Итак урок номер два – необходимо срочно диверсифицировать наш экспорт, стимулировать деловую активность и улучшать инвестиционный климат чтобы поднимать привлекательные и потенциально конкурентоспособные сектора глубокой перерабоки агропромышленной продукции, текстильного сектора, и даже нетрадиционные сферы как например эко-туризм, нациоанльные ремесла.

А теперь вспомним как Правительство реагировало на кризис:

В период с января по март 2009 года Правительство РТ при помощи экспертов Всемирного Банка, МВФ занималось разработкой и утверждением так называемого анти-кризисного плана действий Правительства РТ по смягчению последствий мирового экономического и финансового кризиса. При этом Минэкономики до последнего держало мифический план в строжайшем секрете, а комментариев отвественных чиновников было днем с огнем не сыскать. К счастью наш народ к привык жить в перменентном кризисе, но все же хотелось бы занчть чем заняты великие умы национальной экономики. Наконец как всегда после выступления Президента все зашевелились и стали общаться с народом. Вполне возможно что такая "оперативность" в реагировании со стороны г-на Бобо-зода в конце концов стоила ему места. Все же в марте когда огонь кризиса уже бушевал вовсю план был обнародован.

Анти-кризисный план Правительства РТ состоит из следующих трех основных частей:

(1) Меры налогово-бюджетной и монетарной политики

(2) Меры по поддержке реального сектора экономики и развитию малого и среднего предпринимательства

(3) Поддержка и развитие рынка труда, создание рабочих мест и интеграция трудовых мигрантов

Отмечу что меры социльной поддержки как бы не были обозначены...

В целом план получился достаточно размытым и не включал четких краткосрочных приоритетов. Ряд мер политики были сфомулированы недостаточно четко. Также ряд положений оставались либо декларативными либо не были подкреплены финансированием, т.е. не были заведомо осуществими.

Самое главное оказалось не ясным план ли это вообще или набор декрараций о мерах текущих экономических реформ. В частности в данном плане действий отсутствовало четкое разгранечение краткосрочных и средне-долгосрочных мероприятий. Таким образом данный план получился не сколько анти-кризисным, сколько выступил в качестве среднесрочной программы экономических и структурных реформ Правительства. И все же в целом следует позитивно оценить данный документ (по принципу лучше что то чем ничего), осознавая тот факт, что кризис четко показал что крайную уязвимость ситуации высокой зависимости экономики от внешних факторов и срочную необходимость стимулирования внутренних источников экономического роста. В идеале данный подход должен способствовать созданию рабочих мест, производств, диверсификации экспорта через развитие внутренних конкурентоспособных производств, особенно в сфере агро-бизнеса и переработки плодоовощной продукции, текстильного производства, туризма и услуг, прочее.

В части критики плана хотелось бы отметить несостояльность мероприятий направленных на создание рабочих мест, так как программа запланировала создание 150 тысяч рабочих мест. Хотелось бы спросить на какой стадии находиттся исполнпение данного положения. Из сообщений прессы в течении года Минсоцтруда неоднократно организовывало ярмарки свободных рабочих мест, но успех последних был минимален. В силу ограниченности бюджетных ресурсов, Правительство не было в состоянии создать большое количество общественых работ, но даже в случае наличия последних предлагаемая заработная плата была не привлекательной для населения. Кроме того имело также место проблема низкой квалификации населения, особенно среди молодых и не имеющих никакой квалификации людей, недавно вынужденных вернуться из трудовой миграции из России по причине кризиса.

В результате привлекательность местного рынка труда остается крайне низкой, что не позволяет эффективно проводить политику по смягчению негативных последствий кризиса на доходы населения, которое вынуждено либо искать способы уехать из страны несмотря на кризис, либо вынуждены заниматься самозанятостью в сфере услуг и торговли. Также пр причине непривлекательного делового климата и высоких преград, отсутствует возможность создавать частные предприятия МСБ которые могли бы абсорбировать большое количество незанятых.

Анти кризисный блок мероприятий по стимулированию деловой среды и поддержке МСБ мог и должен стать ключевым. Однако например меры по либерализации частного сектора особенно сельского хозяйства оказались недостаточно радикальными, чтобы бысто привлечь трудоизбыточные ресурсы мигрантов.

И наконец план действий Правительства к большому сожалению не включил значимых мер по социальной защите и поддержке населения и малоимущих. Не были предложены новые срочные социальные выплаты особенно уязвимым. Однако стоит отметить что позднее в июле 2009 года по инициативе Президента было все же принято решение о повышение зарплат некоторым категориям работников социальной сферы на 15-30%, что едва компенсировало рост цен, особенно на услуги и коммунальные платежи.

Как эволюционировала наша экономика в 2009 году:

Вначале хорошая новость - экономический рост значительно сократился но остается положительным благодаря ... сельскому хозяйству, долгожданным реформам на селе и благодаря благоприятным погодным условиям. Все же Бог нас любит!!!

В 2009 году экономический рост В Таджикистане сократился с 7.9% в 2008 году до 3.1% на конец ноября 2009 года. Это лучше чем ранний прогноз МВФ о нулевом росте по итогам года. При этом промышленное производство сократилось на 7.4% (а в первом полугодии было даже минус 13%) в связи со спадом в производстве алюминия и в текстильной промышленности. Однако интересно отметить, что сельскохозяйственное производство выросло на 10.8% что и позволило во многом сохранить положительные темпы экономического роста. Рост в сфере сельского хозяйства во многом достигнут благодаря благоприятным погодным условиям и определенным усилиям по реформированию и либерализации в сельском хозяйстве и предоставлению больших свобод в выборе выращиваемых культур. Площади под хлопок были сокращены на 20%. Например урожай пшеницы впервые составил более миллиона тонн, а урожай овощей и фруктов в среднем вырос на 20-40%. Благодаря этому удалосб стабилизировать ситуацию на местном потребительском рынке и не допустить витка двухзначной инфляции. Тем не менее нельзя сказать что рост с.х производства сопровождался увеличением предложения рабочей силы на селе так как возврат трудовых мигрантов не отмечен несмотря на сокращение переводов..

Структура ВВП

В целом в струкруре ВВП, доля реальных секторов сократилась на 5% до 40.1%, а доля сферы услуг выросло на 9% до 49.2%. Таким образом, внутренняя база традиционной сырьевой экономики далее сокращается. Доля налогов в ВВП упала на 2.3% до 10% в связи с сокращением налоговой базы в основном по внешнеторговым операциям. Серьезный повод задуматься о туманных перспективах развития внутренней реальной экономики, а то скоро совсем превратимся в "банановую" экономику.

Инфляция сократилась из-за внешних факторов и высокого урожая с.х продукции в 2009 году

Уровень инфляции сократился с 12% в конце 2008 года до 4.9% в сентябре 2009 года по причине падения спроса, падения цен на продовольствие (мука, масло, пр). Рост инфляции был вызван в основном ростом цен на электроэнергию и газ, услуги – 13%.

В банковской системе в два раза выросла доля просроченной задолженности, но резервы Нацбанка пополняются, а внешний долг растет

Согласно НБТ, в то время как доля общих активов банковской системы к ВВП составляет 37.2%, доля ликвидных актвивов сократилась на 1% до 4.9% к ВВП. Доля же чистых внутренних активов банков к ВВП составляет всего около 10%. Все это означает наличие высоких рисков ликвидности в банковской системе. Кроме того в 2010 году банки страны должны также вернуть в бюджет 80 миллионов сомони бюджетных кредитов выданных на финансирование сектора хлопководства.

Доля кредитов выросла на порядка 10% до 5.2 миллиардов сомони, в то время как депозиты также выросли на 10% до 2.2 миллиардов сомони.

Около 65% всех депозитов и кредитов деноминированы в долларах США. В результате 24% обесценения сомони к доллару в 2009 году, в два раза выросла доля просроченной задолженности банков до 16% в общей структуре кредитов. Во многом к плохим кредитам относятся бюджетные кредиты хлопковому сектору.

В начале года иностранные резервы НБТ оставались на низком уровне до 100 миллионов долларов США, Однако позже чистые международные резервы Национального Банка выросли в 3 квартале 2009 года на 147 миллионов долларов США до 332 миллионов, включая 4 тонны золота.

В 2009 году вырос объем внешнего долга до 40% к ВВП или 2.4 милларда долларов США. Рост произошел за счет освоение кредита Китая на инфраструктуру.

Недобор доходов сократился на порядка 16% что привело к сокращения расходов

В связи с текущим кризисом Таджикистан испытал серьезный "фискальный шок". В результате способность государства исполнять свои социальные и прочие обязательства оказались под угрозой. Также оказались ограниченными возможности фискальной поддержки экономического и социального блоков.

В первом квартале 2009 года собираемость налогов в доходы бюджета сократилась на 26%. Основной причиной явилось резкое падение импорта и экспорта, как результата падения спроса. Налоги на импорт (НДС) и таможенные сборы составляют более 60% всех доходов государственного бюджета. В связи с сокращением переводов трудовых мигрантов (до 35% в 2009 году) также сократился импорт и платежеспособный спрос внутри страны.

В мае 2009 года был принят пересмотренный бюджет, в котором доходная часть была сокращена на 10% или на порядка 600 миллионов сомони. Расходы также были сокращены, особенно такие как на госуправление, реальный сектор, прочие. Социальные расходы, особенно зарплаты работников социальной сферы были защищены от сокращений. В июне недобор доходов составил 7% с учетом пересмотренных показателей. Далее летом текущего года Минсоцтруда сообщало о более чем 10 кратном увелечении до 14 миллинов долларов США, суммы задолженностей по заработной плате среди ряда получателей социальных пособий и пенсий. Минфин это упорно отрицал ссылаясь на данные центрального казначейства.

В конце июня 2009 года, Всемирный Банк и АБР выделили гранты на поддержку бюджета в размере 65 миллионов дорлларов США, что помогло смягчить ситуацию в поддержании ликвидности бюджета.

За десять месяцев 2009 года, общий объем государственного бюджета Таджикистана за составил 4 млрд. 347,5 млн. сомони (около $995 млн.), или 26,6% к ВВП. Доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета в январе-октябре этого года составила 66,4% и 95,4% от уточненного плана на этот период. Бюджетную ситуацию во второй половине года удалось улучшить в то время как госбюджет за январь-октябрь исполнен с дефицитом 56,1 млн. сомони или 0,3% к ВВП. Расходы бюджета составили 4 млрд. 403,6 млн. сомони.

В ноябре 2009 года Парламент страны принял закон о бюджете на 2010 год с доходами в 6.9 миллиардов сомони и расходами в 7.4 милларда сомони. Дефицит ожидается на уровне 490 миллинов сомони или 2% к ВВП. Структура доходов в целом остается неизменной, в том время как в расходах имеет место номинальное увеличение на ключевые социальные сектора, как то образование плюс 15%, здравоохранение плюс 21%, соц защита плюс 18%. Однако все же ключевым приориетом все же остается инфраструктура, особенно энергетика. Проект строительства Рогунской ГЭС получил около 30% роста финансирования, а экономический блок в целом около 60% увеличения финансирования. Хотя нужно отметить, что такой рост достигнут во многом благодаря внешним источникам закрепленным в Программе Государственных Инвестиций

Бюджетная ситуация в 2010 году останется напряженной в связи с ростом расходов на инфраструктуру, расходами на финансирование хлопка и необходимостью поддерживать расходы на социальный сектор. Также будет расти доля платежей по обслуживанию внешнего долга, объем которого вырастет с 41 до 50% к ВВП. Ожиданемое увеличение доходов будет зависеть от внешних факторов, особенно роста переводов трудовых мигрантов и как следствие роста импорта и спроса внутри страны.

Экспорт упал на 35% что привело к росту дефицита платежного баланса

Все страны региона, включая Таджикистан испытали на себе шок падения цен на товарных рынках, как экспортных так и импортных.

Экспорт сократился на 32.6% в ноября 2009 года, тогда как в середине года падение составляло до минус 48%, в основном за счет значительного обвала мировых цен на основные статьи таджикского экспорта как то алюминий и хлопок. Импорт упал на 22.8% в ноября 2009 года за счет сокращение спроса и сокращение притока денег трудовых мигрантов, которые формируют спрос. В целом сокращение объема внутренних продаж составило 20%, а объем располагаемых доходов населения сократился на 10% согласно МВФ.

Согласно НБТ дефицит счета текущих операций платежного баланса за 1 полугодие 2009 года составил 375.6 миллионов долларов США или 21.1% к ВВП, в сравнении с положительным сальдо 10.6 миллионов год назад.

"Зеленые ростки" выхода из кризиса ощущаются с начала осени 2010 года но впереди значительные глобальные риски новой волны кризиса.

Согласно анализу проведенному МВФ в рамках отчета о Перспективах Развития Региональной Экономики стран СНГ и Среднего Востока (Октябрь 2009 года), Таджикистан достиг дна кризиса и медленно восстанавливается. Однако данный процесс ожидает быть долгим и болезненным, с рисками второй волны кризиса в 2010 году. Пока что осенью 2009 года идет процесс восстанавления объемов экспорта на 12% благодаря 7-12% восстановлению мировых цен на хлопок и алюминий. На 8% восстановились объемы переводов трудовых мигрантов с минус 35% в июне до минус 27% в сентябре 2009 года. Это достигнуто благодаря укреплению российской валюты и определенному оживлению в странах региона. В 2010 году МВФ прогнозирует экономический рост в 5% против прогноза в 3% в текущем году. МВФ указывает что риски экономического роста в следующем году связаны с высокой зависимостью от внешних факторов, как то ситуация на товарных рынках, ситуация в экономике России как страны принимающей 90% трудовой миграции из РТ. Для этого предлагается усилить работу Правительства по (а) улушению делового и инвестиционного климата внутри страны, чтобы можно бло задействоваать внутренние источники роста, (б) развитию финансового сектора, (в) дальнейшей реформе по реформе сельского хозяйства и либерализации хлопкового сектора. В качестве примера приводятся данные о очень низком уровне частных инвестиций к ВВП – всего лишь 4%.

Доходы населения падают, бедность растет

Уровень бедности в стране сократился с 81% в 1999 году до 64% в 2003 и до 41% в 2009 году (согласно методологии 2.15 долларов в день), или до 53% согласно местной методологи по основным нуждам. Согласно Всемирного Банка до 50% сокращения уровня бедности было достигнуто за счет переводов трудовых мигрантов.

К сожалению данные обследования уровня бедности (Всемирный Банк, ЮНИСЕФ 2007), были обобщены и презентованы только недавно, и таким образом отсутствуют точные оценки настоящего уровня бедности в стране в связи с последствиями мирового экономического кризиса. Тем не менее, 55% сокращение уровня занятости в сфере строительства в сфере услуг в России привело к 35% сокращению объемов денежных переводов в страну. Согласно TLSS 2007, а также данных озвученных в ходе презентации ВБ и ЮНИСЕФ, 30% сокращение переводов мигрантов могло привести к росту уровня бедности как минимум на 6% с 53 до 59%.

Косвенно МВФ указывает на тяжелые негативные последствия кризиса на экономику РТ. Согласно Национального Банка РТ, доходы и расходы населения в июле 2009 года сократились в сравнении с декабрем 2008 года с 9.4 до 5.9 миллиардов сомони, т.е. на 45%. Согласно Госкомстата, объем розничных продаж упал на 20%. МВФ приводит схожие данные основанные на оценке уровня распологаемых денежных доходов, утверждая что 10% сокращение УРДД населения могло привести к 5% увелечению уровня бедности в условиях глобального экономического кризиса.

Что же еще интересного происходило в экономической жизни страны в уходящем году:

В конце 2008 начале 2009 года вышел наружу скандал связанный с заложенными резервами НБТ, который мягко замяли а затем чинно забыли. Оказалось что орган монетарной власти не первый год занимался функциями минсельхоза а мы об этом и не подозревали.

В начале года по требованию МВФ был открыто размещен специальный аудит НБТ по фактам использования средств Нацбанка на финансирование хлопковых операций. Специальный аудит выявил факты нецелевого использования резервов и наличности НБТ, включая залог и гарантии на 320 миллионов долларов США на кредитование хлопка из-за рубежа, и прямое финансирование со стороны НБТ аж на ... 800 миллионов сомони через печатный станок. Согласно аудита,

деньги вывозилсь грузовиками из хранилищ филилов НБТ в Курган-тюбе и Худжанде и не ясно кто и как конролировал их расходование.

В результате политики НБТ, уровнь резервов к началу кризиса составлял едва 120 миллионов долларов США. Это сократило способность НБТ поддерживать курс национальной валюты через интервенции на рынке форекс, и сомони обесценился на порядка 24% в начале 2009 года. Далее по цепочке в два раза выросла просроченная задолженость (плохие кредиты) в банковской системе в 8 до 16% к ВВП.

В 2008-2009 годах в связи с прекращением финансирования хлопка со стороны внешних инвесторов, Правительство из бюджета было вынуждено было выделить до 150 миллионов сомони на финансирование хлопка в качестве бюджетных кредитов через банки страны. Только половина этих денег была возвращена, во моного по причине высокого бремени прошлых долгов, и по причине порядка 40% падения цен на хлопок в кризис. Банки до сих пор должны 80 миллионов бюджету, что может негативно повлиять на ликвидность в целом.

Другая важная новость года: В начале 2009 года, задолженность хлопковых ферм перед различными инвесторами накопленная до 2008 года в размере 500 миллионов долларов была списана по решению Правительства РТ. Данная сумма составляет порядка 10% к ВВП, и соответственно часть данной сумму подлежит рекапитализации либо (а) путем включения в обязательства бюджета по внешнему долгу, (б) увеличения обязательств Национального Банка. В первом случае растет нагрузка на бюджет и сокращаются социальные расходы, во втором случае растут риски ликвидности для банковской системы и сокращатся активы НБТ.

Таким образом, проблема хлопковой задолженности значительно увеличила бремя и негативное влияние мирового экономического кризиса на Таджикистан.

Уходящий годе не был урожайным на перестановки в Правительстве. Из назначений стоит отметить смену в кресле главы Минэконоразвития и торговли. О возможных мотивах снятия предидущего Министра говорилось выше, а вот о новом Министре известно мало.

Фаррух Хамралиев – типичный "яппи" или белый вортничок с хорошим образованием, неплохо разбирающемся в экономике, молодой и амбициозный технократ. Один из едениц и немногих которому удалось оказаться замеченным и попасть как говориться в волну, без каких либо связей и без правильного штампа в паспорте. Эх побольше бы нам таких министров. К рискам можно отнести сомнения в части способности нового Министра собрать команду единомышленников, или же риски остаться "своим среди чужих". К сожалению, система госслужбы требует кардинальных перемен, свежой крови и молодых образованных кадров со знанием языков и серьезными профессиональными навыками. Министр может и один в поле воин, но не всегда...

В заключение пару слов об экономике в вопросах строительства Рогунской ГЭС. Безусловно эта новость доминировала на страницах прессы но экономические мотивы преподносились не всегда корректно.

Безусловно нам нужно любыми силами обеспечить энергетическую независимость и достроить Рогун. В части того, сможем ли мы это сделать своими силами есть серьезные сомнения. До и в период объявления массовой кампании привлечения средств граждан страны, очень важно правильно оценить потенциал сбережений населения, который до этого был серьезно подорван кризисом. 80-90% накоплений прстого населения тратится на текущее потребление, а инвестиции остаются незначительными. Второй вопрос – создание нормальных и привлекательных условий и прозрачность расходования средств. Если Рогунская ГЭС это государственное АО, каким образом деньги простых вкладчиков будут защищены. Какая доля собственности АО будет разделена между простыми вкладчиками, кто будет управлять долей их собственности в будущей структуре управления. Иначе говоря кто будет являтся агентом нас всех в совете компании. Каковы гарантии со стороны госадурства, что какой-нибудь серьезный инвестор не придет и не выкупит все наши акции с потрохами через скажем 2-3 года. И наконец какава будет доля доходности по акциям, и как скоро - будет гарантирована государством. Вероятно данные вопросы необходимо решать до того как процесс привлечения объявляется с высоких трибун.

09.01.2010

Бахриддин КАРИМОВ, независимый экономист

Источник - Азия-плюс
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1263026700
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх