КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 07.10.2009
23:22  Конституционный суд Италии лишил премьера Берлускони неприкосновенности
23:16  "Правда": Американские "Зеленые береты" собрались в Киргизию?
22:30  Ж.Головань: "Казатомпром" при М.Джакишеве. "Любовь" за очень большие деньги
22:12  Семь степеней защиты. В Афганистане ввели в обращение новые банкноты
20:33  Reuters: Основной вклад в рост мировой экономики идет из Китая
19:29  C.Чериков: Кыргызстанское общество в роли безграмотного муллы-раскольника, или Свято место пусто не бывает
18:48  Восстание индийских рабов. Группа работников "Арселор-Миттал-Темиртау" подала на компанию в суд
16:52  Сменилось руководство "Евразийского банка" Казахстана. Вместо К.Бекетова пришел Майкл Эгглтон
13:55  В Казахстане создан Республиканский общественный совет по рассмотрению и разрешению социальных конфликтов
12:04  "Литер": В зоне выживания. Банковская система Казахстана переживает не лучшие дни
11:53  "РВ": Тегеран становится сговорчивее. Глава МАГАТЭ посетил Иран
10:32  С.Тарасов: Бесконечная война. Пакистан готовит супер-операцию против "Талибана"
10:13  Минобразования Таджикистана готовится к переходу на 12-летнюю систему образования в школах
10:02  Е.Ванин: Гости для будущего. Байконур может стать туристической Меккой
09:42  "НИ": Места себе не находят. Почему мигранты не могут адаптироваться в России
09:37  "Guardian": Америке еще предстоит осознать цену поражения в Афганистане
09:35  "Independent": Конец доллара и начало нового миропорядка
09:29  Обама: вывод войск из Афганистана не планируется. Судьбоносное решение?
09:14  Нарышкин шиш. Россия ведет переговоры о размещении в Киргизии второй военной базы
09:11  В.Месамед: Израиль и планы противодействия иранским атомным угрозам
09:03  "РБК": Французы дошли до Каспия. Получив 25% в российско-казахском СРП
08:55  США выражают робкий протест. Преследованию студентов Американского Университета в Туркмении
08:43  А.Дубнов: Туркменская мышеловка. Ашхабад не выпускает своих студентов за границу
08:40  "Къ": Казахстан привлек партнеров для ЛУКОЙЛа. По разработке Хвалынского месторождения на Каспии
08:36  С.Строкань: Ни мира, ни Афганистана. ООН и США не знают, что делать со страной дальше
08:27  Кыргызская банкнота номиналом 5000 сомов стала номинантом международного конкурса "Банкнота 2010 года"
07:52  Ашхабадское землетрясение: память и скорбь
07:48  Лаури Рич: "Северный" маршрут поставок в Афганистан может создать новые проблемы
06:38  Талибы взорвали офис ООН в Пакистане
03:13  Д.Нечитайло: "Награда" Тахира Юлдашева. Узбекский исламист нашел свою гибель на чужбине
02:31  Авгиевы конюшни. Славная Казахстанская велокоманда "Астана" опять на грани роспуска
02:12  Казахстан спустил на воду новейший военный корабль - погранкатер серии FC19 с мотором от "Роллс-ройса"
02:09  В.Волков: Афганские выборы стали предметом конфликта в ООН
01:33  В.Мустафаев: Национально-политические движения в Южном (Иранском) Азербайджане
01:20  Хорошо живем. ТРК "Казахстан" заказала Голливуду за $1111111 (один миллион сто одиннадцать тысяч сто одиннадцать) новый фильм
01:19  "НВ": Total и GDF Suez будут осваивать газовое месторождение в Казахстане
01:17  С.Юсупханова: Эксперты призывают государство не вмешиваться в экономику Киргизии
01:02  С.Назриев: Дангара – всетаджикская целина?
00:41  "Time": Почему мы так мало знаем о ядерной программе Ирана
00:36  В Таджикистане уже в третий раз меняют автомобильные госномера
00:32  "Эхо": Армении в "Набукко" не будет?
00:30  А.Шакур: "Иранская ловушка". Итоги переговоров в Женеве могут оказаться далеко не однозначными
00:18  Он памятник себе воздвиг. Не получилось... Рахат Алие в виртуальном мире
00:17  В.Мальцев: Тупики "русского национального ислама"
00:16  С.Туник: Сменив ориентацию – контролируй ситуацию. Унылая пора казахстанской полит-осени
Вторник, 06.10.2009
18:13  История о еврействе Ахмади-Неджада оказалась черным пиаром
17:04  Позорно "слив" азиатское турне Динара Сафина уступила Серене Вильямс первую ракетку мира
17:00  А.Гайдамака привлекают к израильскому суду. За аферы с казахстанскими фосфатами
16:46  В Иерусалиме, на деньги Льва Леваева, восстанавливают старинное кладбище бухарских евреев
16:40  "СП": Если газопроводы взрываются – значит это кому-то нужно
16:36  Киргизия начала выплачивать Узбекистану газовый долг. Ушел первый транш в $1.4 млн
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
В.Мустафаев: Национально-политические движения в Южном (Иранском) Азербайджане
01:33 07.10.2009

Политическое сознание в Южном Азербайджане
(Национально - политические движения в Южном Азербайджане)

Часть I

Проживание Южных Азербайджанцев (ЮА) в протяжении более 80-ти лет в условиях национальной неравноправности постоянно подталкивало их решению национального вопроса. Последняя попытка в Иране этом направлении началась после исламской революции 1978-79 гг.
В новую эпоху, особенно начиная с начала XX в. ЮА имеют весьма богатый исторический опыт создания радикальных, национальных, реформаторских, консерваторских, общеиранских, региональных, локальных (местных), легальных и нелегальных обществ, организаций, центров, политических партий. С точки зрения социальной базы и идеи этот исторический опыт можно разделить на два этапа.
Основной особенностью первого этапа, охватывающего период конца XIX и начало XX вв. является социально-политический характер региональных (Азербайджан) и обшеиранских организаций созданных азербайджанцами. Организации созданные и действующие в указанный период как Тайный центр (Merkezi -Qeybi), Азербайджанское региональное объединение (Тебриз), общество Счастье (Seadet) в Стамбуле, Демократическая партия Азербайджана (1917-1920), боролись за политические, экономические, культурные интересы Азербайджана.
Обшеиранские организации созданные непосредственно руководством и участием азербайджанцев - Организация муджахедов (Ictimaiyyun-amiyyun) (1905), Демократическая партия Ирана (1909), Партия справедливости (1917-1920), Коммунистическая партия Ирана (КПИ -1920-1941), исходя из призмы интересов определенных социальных групп выступали за политическое, экономическое, культурное преобразование и развитие Ирана. Только одна из перечисленных организаций- КПИ признала, что общество не разделяется только по социально-ремесленной, социально -политической, социально-экономической структуре, но также обладает этносоциальным строением с отдельными этнонациональными интересами. Они признавали, что каждый этнос имеет право на самоопределение. Основа деятельности вышеназванных Иранских политических партий определялось с внутренним развитием, характером национальных отношений и международным положением Ирана.
Итак, до 20-х гг. XX в. новоформировавшиеся социальные силы, пытались добиться новых общественных отношений. Усиление внешней зависимости Ирана подталкивало национальные меньшинства, особенно азербайджанцев к объединению и защите общеиранских интересов, что обуславливало их выступление в этом вопросе единым фронтом.
В 20-х гг. XX в. централизация Ирана и определение политической независимости, особенно изменения, происходящие в соотношении этнонациональных сил, сопровождалось лишением неперсидских народов их прав со стороны правящей персидской нации. Другими словами, в характере национальных отношений в Иранском обществе произошли основательные изменения. Отражение национального вопроса в программе принятой на II съезде КПИ (1927) была первой реакцией на эти изменения. Региональные (в том числе Азербайджанские) вопросы, переставая быть исключительно политическими, экономическими и культурными, обогатились этническим началом и начали проявляться на этнополитической, этноэкономической и этнокультурной плоскости. Именно поэтому в условиях относительной демократизации воцарившейся в Иране под влиянием глобальных процессов, разворачивающихся в мире 40-х гг. XX в. были созданы различные организации и культурные центры, которые защищали общественно-политические, культурные и этнонациональные интересы ЮА. Азербайджанское общество (Azerbaycan Encumeni), действовавшее в конце 1941 - начало 1942 гг. схематически проявлял и защищал интересы ЮА. Только сейчас можно говорить о завершении политического, социального, экономического и культурного аспекта с этническим аспектом.
Азербайджанская Демократическая партия, действовавшая со II половины 1945 г. -до конца 1946 г., также созданное и функционировавшее в результате ее деятельности (с конца 1945 г. до конца 1946 г.) Национальное правительство, демонстрировало формирование национального сознания, национальной идеологии, его программной части и самое важное, его претворения в жизнь, формирование азербайджанцев как нации. Но иранские власти и его покровители лишили Азербайджанский народ своей государственности, вновь превращая его в колониальную нацию. Азербайджанцы, понесшие большие потери (25 тыс. чел. были убиты. сотни тыс. были сосланы) были вынуждены начать все сначала. Националистическая политика, проводимая правящим режимом против ЮА, была попыткой предотвращения объединения и консолидированного действия национальных сил. Поэтому, политически активные азербайджанцы вновь обратились в общеиранские оппозиционно - политические и религиозно-политические организации. Отдельные представители национальной интеллигенции пытались встать на защиту национальной культуры и в первую очередь Родного языка.
Следует добавить, что азербайджанцы, тесно интегрированные в правящую политическую, экономическую, социальную и культурную структуру также активно работали в легальных политических партиях. Правящие легальные и нелегальные оппозиционные политические партии, легальные и нелегальные религиозно - политические организации стоявшие на позиции единая нация, едина община, выступали против предоставления национальных прав неперсидским народам.
Некоторые нелегальные левые и радикально - левые организации (Организация партизан иранского народа, Иранская народная партия - Туде) в принципе выступали за разрешение национального вопроса. Во всех случаях, не было общественного, политического, социального и культурных центров и организаций, защищающих этнонациональные интересы Азербайджанского народа. Только отдельные представители интеллигенции своей научно-культурной деятельностью старались защищать национально - культурные интересы Азербайджанского народа.
Сразу после победы революции 1978-79 гг. создалось условие для открытого провозглашения и защиты национальных интересов. Но через короткий срок (с середины 1980 г.) эти условия были аннулированы, что продолжалось до конца
Ирако - иранской войны (1980-1988 гг.) . Несмотря на то, что экономические (либерализация) реформы проводимые после завершения войны, и сопровождающие их культурные процессы были слабыми и ограниченными, они позволили созданию определенных условий для формирования, провозглашения и защиты национальных интересов. Политические и культурные реформы, начатые с 1997 г. позволили ее еще более расширению. Несмотря на это, правящий режим пытался противостоять созданию национально - политических организаций. Но уже пошел непредотвратимый процесс. Правящий режим мог только препятствовать легальному действию этих организаций. Именно начиная с этого периода Азербайджанское национальное движение вступает на новый уровень, основным различительным показателем которого является создание национально - культурных, национально -политических организаций.
Нужно отдельно затронуть роль внешнего фактора в создании этих организаций.
Падение СССР и социалистической системы Европы в начале 90-х гг. XX в., развитие в этих странах свободной рыночной экономики и временный уход на задний план идеи социального равенства, окрыли путь демократии и национальной свободы. Восстановление идеи суверенитета стало сильным толчком для начала борьбы народов Ирана, в том числе азербайджанского за национальную свободу. Выход на первый план политического спектра этнических (национальных) процессов ускорил постепенный переход исторически отличающихся социально-политической активностью политических сил южных азербайджанцев на позицию этнонационализма. Полное крушение практики принципа социального равенства, временный уход на задний план сначала идеалов социальной, потом национальной свободы, стимулировали восприятие идею национальной свободы как независимый критерий.
Неспособность достижения торжества общественной справедливости как под лозунгом коммунизма, также исламской идеологией и потеря обеих идеологий своей привлекательности оказало сильное влияние переходу Азербайджанских политически активных сил на позицию этнонационализма.
В отличии от СССР имеющего относительной положительной практики и длительной истории, ИРИ за короткий срок отошел от общественных ценностей и вновь превратился в инструмент правящей националистической идеологии. Азербайджанские политически активные силы, осознавшие, что социальное равенство не может быть достигнуто ни на основе коммунизма, ни исламской идеологии, для реализации своих идеалов начали опираться на национализм. Сейчас основной целью было не достижение социальной свободы во всем мире, а борьба за свободу конкретной нации и этносоциальное единство. После достижения свободы своего народа, без прямого влияния других народов и государств можно думать о построении более свободного и справедливого общества. До этого времени острая политическая, социальная борьба азербайджанцев в рамках Ирана, в рамках единого общества (единая нация) или единой общины (исламская умма), в конечном итоге сопровождалась еще более осложнением национальной зависимости Азербайджанцев. Все эти факторы ускорили переход активных политически сил азербайджанцев от исключительно политической, социальной позиции к этнонациональным, этносоциальным убеждениям.
Новый этап отчасти организованной борьбы азербайджанцев за свои национальные права проходится к 1978 - 1979 гг. - к победе революции. В этот период созданные азербайджанцами разносторонние общественные, политические, культурные организации в той или иной форме защищали интересы Азербайджанского народа. Организованная в начале 1979 г. влиятельной азербайджанской интеллигенцией организация Azerbaycan encumeni, отмечала необходимость разрешение национального вопроса в Иране на демократической основе , пыталась воздействовать на характер национальной политики нового режима, добивалась внесения изменений в проекте Конституции в пункте касавшегося национальных отношений и в общем выступал за предоставление азербайджанцам национально - территориальной автономии. Партия Azerbaycan Azadihaxlar, о которой имеются поверхностные информации, также Организация партизаны Азербайджана вели борьбу за общие социально - политические идеалы. Но обеспечение национальных интересов они считали составной частью общих целей. Так как в то время политическое противостояние носил социальный характер, национальный вопрос не был актуальным. Поэтому Азербайджанская национальная идеология не имела широкую поддержку со стороны азербайджанских политических сил и не могла сыграть объединяющую роль центра.
Деятельность созданной в феврале 1979 г. под руководством духовного лидера (этнического азербайджанца) Казыма Шериетмедари в Тегеране и имевшая сильные центры в ЮА Республиканская Партия мусульманских народов Ирана (РПМНИ) есть тому свидетельство. Партия выступала против создания в Иране теократического режима, но его старания остались безрезультатны и в декабре 1979 г. в Основном Законе была утверждена правящая и лидирующая роль духовенства и религиозной идеологии. Возрастание массовых акций, проводимых в Тебризе после референдума проведенного 6 декабря на восстание, тоже не изменила ситуацию. Некоторые радикальные действия и выдвижение национальных лозунгов в ходе восстания, не смогли оказать особого воздействия на характер национальных отношений.
Итак, накануне стабилизации нового политического режима из за отсутствия широкой социальной базы у Azerbaycan encumeni и национальной идеологии и программы у РПМНИ, разрешение национального вопроса было невозможным даже в самой ограниченной форме. Под влиянием тех спонтанных массовых и идеологических процессов в 15 пункте нового ОЗ была предоставлена ограниченная свобода использования этнических и локальных языков. По сравнению с шахским периодом эти права являлись ветхим сдвигом, но они не удовлетворяли основные интересы этнонациональных объединений. Как уже отмечалось, превращение системы в защитника интересов правящей персидской нации подталкивало неперсидские народы на борьбу за свои национальные интересы.
Тяготение южных азербайджанцев к организованности проявилось после открытого наблюдения националистической политики правящего режима в условиях строительства начатых после войны с Ираком. Отступление режима от позиции предоставления равноправия всем гражданам в соответствии с исламскими принципами к позиции блюстителя прав персидской нации стало толчком для начала или продолжения борьбы этнических меньшинств за свои интересы. Ограниченная политическая свобода (слово, прессы, собрания и др.), нашедшая свое отражение в Конституции давало формальную возможность для ведения мирной борьбы, особенно в идеологической сфере, в основном за национально- культурные права. Первыми в борьбу за национальные права среди азербайджанцев относительно последовательно, открыто и политическими методами вступили студенты
(читайте - http://ethnoglobus.com/index.php?page=full&id=562
http://ethnoglobus.com/?page=full&id=510
http://ethnoglobus.com/?page=full&id=561).
После обострения в 1997 г. борьбы между консерваторами и реформаторами, демонстрация первых конституционность своих действий, поневоле создала условия для относительного расширения политической и культурной деятельности, ослабления общего социального контроля во всей стране. Также были созданы условия для формирования новых национальных организаций, открытой и подпольной деятельности национальных сил в Азербайджане.
Под влиянием национального движения внутри страны, старанием национально-культурных организаций за рубежом, была создана единая организация азербайджанцев. После этого начали подпольно создаваться и действовать национально-политические организации внутри страны и легально за рубежом. Еще рано говорить о масштабе влияния этих организаций на национальное движение в целом. Но можем сказать, что политические организации и интеллектуальные группы, действующие за рубежом, сыграли неоценимую роль в исследовании почти всех вопросов касающихся относительно Азербайджана, Азербайджанской нации, языка, культуры, истории, в широком и повторном производстве национальной идеологии, наравне, порой даже в более высоком уровне с персидской национальной идеологией.
Теперь результат их интеллектуальной деятельности не ограничивается узким кругом, а превращается в составную часть Азербайджанского общественного сознания благодаря современной технике и технологиям, особенно Интернету не признающего национальные границы и техническую цензуру. Эта деятельность сыграла значимую роль в росте национального самосознания, еще более глубокого духовного объединения, нейтрализации результатов персидского национализма и политики ассимиляции. Национальные и культурные организации, действующие за рубежом сыграли незаменимую роль в вынесении Азербайджанской действительности к вниманию мировой общественности. Тем самым Азербайджанское национальное движение как в качественном, также в количественном значении вступила в новый этап, превратилось в национальное движение азербайджанцев всеми мира. Национальное движение Азербайджанцев представлено в Иране и ЮА легально действующим студенческим движением, культурными центрами и интеллигенцией, нелегально функционирующими национально- политическими организациями, объединениями, фронтами. За рубежом легально действуют в политические организации, культурные центры, объединения, правозащитные организации и др. Многие из этих организаций находясь на этапе формирования, не лишены некоторых серьезных ошибок, что и естественно. Одновременно представление политических организаций разных слоев общества, их различные подходы к национальному движению, особенно его национальной программе обуславливает разногласия и трениям между организациями.

Ознакомим читателей политическим крылом Азербайджанского национального движения - национальными политическими организациями.
1. Национально-освободительное движение Южного Азербайджана -CAMAH.
Создано в 1991 г. на II съезде, проведенном 16 мая 1994 г., где была также принята Программа и Хартия организации. В целом CAMAH нацелено на достижение национальной и личной свободы Азербайджанских тюрков, построение в Азербайджане независимого и демократического государства. Адаптируя программные требования к современным условиям, движение предлагает два варианта. В первом варианте говорится, что если действующий в Иране режим признает права тюркского народа Южного Азербайджана (ЮА) путем мирных переговоров, то для Азербайджана будет потребован статус автономной республики, которая будет иметь свой флаг, Конституцию, независимую судебную систему. Азербайджанский язык будет объявлен государственным языком, ислам будет признана как официальная религия и отделена от государства. Азербайджанская Автономная Республика будет строить культурные и экономические отношения со всеми странами. Согласно второму варианту, если вышеназванные требования не будут приняты мирным путем, то Движение приступит к военному пути и освобожденный Азербайджан будет объявлен независимой республикой.
Организация для реализации своих целей используют такие мирные формы как пропаганда, бойкот, пикет, митинги, парламентская борьба. Газета Azerbaycanin sesi - Голос Азербайджана является официальным органом движения.
Наряду с этим организация заявляет, что основной целью CAMAH является создание единого, независимого демократического Азербайджанского государства.
2. Движение Национального пробуждения Южного Азербайджана - GAMOH .
Учреждено в 1995 г., но в материалах об истории организации, его создание датируется 1991 г. Как независимая организация действует в ЮА с 1995 г. Центральный штаб находится в ЮА, отделения и комитеты расположены в Иране и за рубежом. С 2002 г. за рубежом открылись его представительства, действует всего 24 бюро.
GAMOH международная организация, признанная ООН, ЕС и Европарламентом. Глава организации д-р М.Чехраганлы встречался с секретарем Центрального Совета ЕС и был принят в Белом Доме. В собрании Национально-демократических партий мира в Австрии было распространено заявление и требования Движения.
В Программе движении указывается, что оно борется за восстановление права на самоопределение азербайджанцев. GAMOH предлагает двухвариантную программу действия. Первый вариант - создание в Иране Федерации наций или Конфедерации. Если этот план не будет приведено в исполнение, то будет избран второй вариант- создание независимого государства. В обоих случаях территория Азербайджана должна быть определена заново. Согласно принципам организации, Азербайджан является страной состоявшей из Западного, Восточного Азербайджана, останов Ардебиль, Зеджан. Газвин, из части Хамадана населенной азербайджанцами, шахристан Савэ, городов Анзели, Астара и Хештпер.
Основные принципы движения - современность, тюркизм и идейная свобода. В азербайджанском государстве воцариться свобода мысли, религия будет отдалена от государства. Историки движения говоря о его деятельности упоминают мероприятия посвященные памяти С.Гахрамани, С.М.Хийабани,С.Бехранги, проведение в Тегеране 88 и 89-ти летнего юбилеев революции Мешруте, протест поведению под покровительством иранских властей дня памяти называемого армянского геноцида, проведение 57 летие национального правительства в городе Шебюстер Восточного Азербайджана и 58 летие в Тебризе , поход к крепости Бабек. Считается, что события в Шебюстер и арест более 300 чел. было открытой политической акцией и является показателем перехода национального движения на новый этап. Именно после этого стало возможным проведение в Тебризе подобного мероприятия, и город превратился открытый центр национального движения. Вопреки всему, по причине высоко уровня ассимиляционного процесса азербайджанцев Национальное движение находится на стадии пробуждения.
Организация в 2003 г. учредила радио Голос Южного Азербайджана, но иранские силы безопасности проведя операцию в офисе радио расположенного за рубежом, приостановили его деятельность.
3. Всемирный конгресс Азербайджанцев -DAK. Зарегистрированный в 1997 г. в США DAK, вначале преследовал цель интенсивизации связей и отношений азербайджанцев, проживающих в диаспоре и разрешение их проблем. Но после усилились стремления защиты национальных интересов. В 2003 г. организация раскололась на две самостоятельных крыла. В настоящее время одно из этих крыла называется Демократический Всемирный конгресс азербайджанцев. Обе организации объединяющие азербайджанцев в Южном и Северном Азербайджане пытаются разрешить общенациональные вопросы, в том числе проблемы ЮА. DAK ежегодно, с 2003 г. два раза в год, в США или Европе проводит съезды организации. Идеологическая работа организации слаба.
4.Партия Солнце (Gunesh). В 2000 г. была легально зарегистрирована в ЮА, но вопреки усердиям до 2005 г. не смогла пройти регистрацию. В этом же году по причине тюркского названия была запрещена ее деятельность. Партия составила Программу, состоящую из 9 пунктов и Устав из 22 пунктов. Учредители партии с целью продолжения совей деятельности загранице планируют создание 24 часовой ТВ канал Gunesh в одном из демократических стран и для этой цели просит оказания финансовой помощи.
5.Организация 21 Азер. Организация начавшая свою деятельность с 2001 г. только в 2004 г. приняла свою программу. Конечной целью организации является восстановление Азербайджанского национального правительства. Для этого необходимо превращение Ирана в общество равноправных наций, то есть в Объединение Национальных государств и разделение страны по национально территориальным единицам. Эта организация также поставила перед собой краткосрочные (тактические) и долгосрочные (стратегические) цели. Стратегическая цель указан в Программе - необходимо официальное признание права на национальное государство народов проживающих на определенной территории Ирана и составляющих большинство право на автономию для немногочисленных народов, проживающими на определенной территории и культурную автономию народов проживающих смешанно.
Тактическую цель как основную обязанность определяет прекращение политики ассимиляции, обеспечение образования на родном языке. Организация некоторое время издавала журнал 21 Азер.
6.Национальный фронт Азербайджана (AMC)(2003). Программа организации, состоящая из 12 пунктах распространена 21 марта 2003 г. Здесь отражена (1) необходимость создания на исторических территориях национальных структур (политическая система, парламент, исполнительная власть, суды) (2) сохранение своего языка, истории, культуры.
В 3-ем пункте документа отражены Уставные вопросы.
Наряду с этим документом, в пункте А Указа AMC отмечается, что их целью является предупреждение ассимиляции азербайджанцев. Для чего необходимо защита национальных прав, признание равноправия на выборах, восстановление политических структур. В пункте Б отражены идеи патриотизма, свободы, справедливость, развитие.
В 1-м параграфе пункта В отмечается необходимость признания территориальной целостности ЮА в рамках исторических границ, создание национального государства и защита национальной сущности, 2-м параграфе провозглашается свобода выбора
своей судьбы, 3-м параграфе отражаются права азербайджанцев на самоопределение , 6-м параграфе выдвигается требование предоставления Азербайджанскому языку национального и официального статуса.
7.Фронт Единого независимого Азербайджана. (VMAC)(2003). Организация начала создаваться в 1978-79 гг. в дни Иранской исламской революции. В 1980-81 гг. VMAC действовал тайно. В 1993 г. объявил о себе, в 1996 г. провел в Тебризе собрание. С 18 февраля 1997 г. издает печатный орган Джарчы. В Уставе организации нашло свое отражении следующее
1. Наши исторические корни.
2. Какой структурой является VMAC?
3. Что является целью VMAC?
4. Что является национальной идеологией VMAC?
5. Герб Фронта.
6. Краткосрочная программа VMAC.
7. Долгосрочная программа VMAC.
И здесь отражены тактические и стратегические цели организации. Основной целью Фронта является создание независимого государства ЮА. В программе говорится - Мы усердны в построении своего государства на исторической территории. В тактической программе Фронта подразумевается создание государства и всех его структур. Независимая Азербайджанская республика станет Федеративным государством с 9-ю ханствами (провинциями) со своим парламентом и правительством - Урмия, Сулдуз, Тебриз, Марага, Ардебиль, Зенджан, Гезвин, Хамадан, Эрак.
Стратегические программа Фронта охватывает восстановительные работы, внутренние и внешние вопросы после приобретения политической независимости.
8. Партия национальной независимости Южного Азербайджана (CAMIP).(2004)
В уставе партии (05.12.2004) указывается, что - Единственный выход из рабства это полная независимость этих народов (проживающих в Иране - В.М.). CAMIP борется за полную независимость и создание Демократической Республики Южный Азербайджан.
Партия, говоря Азербайджан, подразумевает Восточный, Западный Азербайджан, Ардебиль, Гезвин, Хамадан, Центральные (Эрак) провинции, Анзали и Астара. Партия не признает центральные власти Ирана ни под какой формулировкой, предлагает создание Союза Иранских народов против персидского шовинизма, одновременно уважает персов как нацию.
Партия провозглашает, что за свои идеи во всем мире борется легальными, нелегальными, демократическими, дипломатическими, революционными методами, защищает общенациональные интересы, выступает за капиталистическую экономическую систему.
По представлению Партии после свержения центральных властей создается Временное правительство, которая создает Национальную Армию, в течении трех месяцев путем проведения Референдума принимается Основной Закон , через 3 месяца после референдума проводятся парламентские и президентские выборы.
Партия не оставляет без внимания азербайджанцев проживающих за пределами Республики Южный Азербайджан. Заявляет о стремлениях объявления Тегерана и его окрестностей двуязычной (персидо-турецкий) республикой, создания для Кашкаев Автономного государства. Центральным органом является - Независимый Южный Азербайджан.
9.Азербайджанский Демократический Совет Национального Единства (2004).
В результате 2-х летней деятельности инициативной группы Бирлик (Единство) в 2006 г. был Создан Национальный Совет. Считается обязательным вступление различных организаций в его ряды, целью которого является поддержка самоопределения Азербайджанского народа. разрешение вопроса видится в создании независимого государства или Федеративной Республики Иран. С этой целью Совет считает необходимым бороться за проведение Референдума, использование родного языка на радио и ТВ, объявление азербайджанского языка государственным.
10. Азербайджанское федерально - демократическое движение (2005).
Движение было создано на учредительном съезде 28-30 мая 2005 г. Организация нацелена на создание федеративного государства Иранских тюрков (Федеральное государство Азербайджанского народа и местные самоуправления Иранских тюрков). Этим в Иране воцарится демократия и создана Федеративная республика.
По видению Партии, Иранская Федеративная Республика (ИФР) должна быть двух парламентным (двух палатным - В.М.) государством и создаваться в условиях добровольности и свободы федеративных (? -В.М.) государств народов проживающих в Иране, государств автономных регионов и частного Тегеранского городского правительства.
Иранское федеративное государство будет организовано из государств 6-ти народов населяющих Иран - тюрков, персов, курдов, арабов, белуджей, туркмен.
В сферы полномочия центральных властей входит внешняя политика, армия, долгосрочная экономическая политика, деньги, планирование, коммуникация, экология. ИФР создается на национальной (этнической) федеративной основе.
Тегеран управляется отдельно. В многонациональных городах места должны быть разделены по языковому принципу. Центральная власть будет иметь 6 официальных языка.
Говоря об Азербайджане, подразумеваются исторические территории проживания тюрков. Местные власти Азербайджана должны состоять из законодательной, судебной и силовых структур. Азербайджанское государство будет иметь ОЗ, парламент, правоохранительные органы, правительство, гимн и флаг.
Азербайджанский язык в Азербайджане и автономных тюркских образованиях будет государственным языком. В Платформе движения указывается, что Хорасанские тюрки, тюрки, проживающие на юге Ирана, кашкаи имеют право создавать местные органы самоуправления.
В 4-м пункте Платформы говорится - Основной целью движения является создание в Иране федеративной и демократической Республики и Федеративной республики Иранских тюрков.
11. Азербайджанское национально общество (2005).
В объявлении распространенном обществом 18.02.2005 г. отмечается, что оно было учреждено несколькими людьми, действует подпольно. Общество обещает, что скоро будет участвовать в политической жизни и призывает все национальные силы к единству.
12. Азербайджанская национальная партия (AMF) (1945).
Время принятия Программы AMF не указывается. В программе выдвигается требование (1) защита территориальной целостности и независимости Ирана, (2) предоставление Азербайджану широкой автономии. Также считается необходимым условием создание Азербайджанского Милли Меджлиса, разного уровня общества , (объявление Азербайджанского (тюркского языка) государственным языком в Азербайджане, употребление персидского языка в межнациональном общении.
По причине ограниченных информаций о деятельности этих политических организаций высказывать конкретное мнение об их реальной деятельности очень сложно. Но, учитывая возможности интернета можно предположить, что политические программы организаций могут повлиять на формирование политического сознания азербайджанцев в той или иной форме. Одновременно можно сказать, что политическое сознание азербайджанцев в соответствии с противоречивыми подходами к вопросу разрешения национального вопроса неоднородно.
Программы свидетельствуют, что азербайджанские политические национальные силы могут выдвигать реальные и невообразимые варианты разрешения национального вопроса. Исходя из этого, можно предположить, что некоторые организации еще не сформировали свою конкретную позицию. Как свидетельствуют программы, несмотря на то, что большинство сил решение национального вопроса представляют в разных уровнях и формах, предпочтение дается федеративной форме. В этом вопросе существуют определенные расхождение во мнениях и даже исключающее друг друга позиции. Все политические силы в одном вопросе абсолютно единолично придерживаются общего мнения и позиции. Значить пока самая актуальная проблема национального вопроса это неравноправный статус азербайджанского языка или его представление как самой важной проблемой.
Программы требований принятых в ходе массовых национальных движений и мероприятий, проводимых в мае - июле 2006 г. в ЮА также продемонстрировало, что вопрос родного языка воспринимается как самая актуальная проблема. Последние массовые выступления национального движения продемонстрировали, что они не являются спонтанным, не были результатом спонтанных движений студентов, а происходили с участием Ассоциации профессорско-учительского состава Азербайджанских университетов (АПУСАИ). Организация, остающаяся вне вышеперечисленных политических сил представляет азербайджанский народ с четью, на высоком культурой и интеллектуальном уровне. АПУСАИ была создана еще 10 лет назад до последних массовых национальных акций и взяла на себя обязательства представлять азербайджанский народ перед центральными властями Ирана. Это должно считаться весьма важным, историческим и символическим событием. Народ легально представляют его высокообразованные, интеллигенты с благородной позицией. В независимости результатов последних событий, наличие отмеченного факта дает полное основание видеть успешное разрешение национального вопроса и его позитивного отражения на будущем Азербайджанского народа.

Источники-
1. интернет сайты перечисленных организаций
2. www.shamstabriz.com
3. www.tribun.com
4. www.achig.org

Видади Мустафаев,
заведующий отделом Истории и экономики Ирана
Института Востоковедения НАН Азербайджана,
кандидат исторических наук

22.09.2009
6.10.2009

Источник - ethnoglobus.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1254864780
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх