КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 01.10.2009
22:41  Китай купил 11% "КазМунайГаза" почти за $1 млрд
19:39  Шнякина рапота. Как экс-генсек ЕврАзЭс разворовывает Поволжье
19:20  "Christian Science Monitor": Почему Китай не поддержит санкции против Ирана
19:01  В Москве начались аресты топ-менеджеров по делу казахстанского "Банка БТА"
17:58  В университете Стамбула врезали ботинком по главе МВФ Д.Стросс-Кану
17:25  Р.Шелия: Роль пиара и сплетен в проекте "президент Саакашвили"
16:52  А.Угланов: "Желтый удав" и "Белый кролик". К перспективам российско-китайского сотрудничества
16:09  "КП": Преступность среди мигрантов в Подмосковье выросла почти на 40%. Лидируют - узбекистанцы
16:02  Известная казахстанская певица Карина Абдуллина выпустила свою первую книгу "Девушка-мечта"
14:57  "Мои идеи для развития страны". Конкурс эссе для кыргызстанской молодежи
14:53  "Жэньминь жибао": Почему Китай в состоянии избавиться от "теории развала"?
12:18  Д.Ашимбаев: Стриптиз и государственное управление. "Ак орде" надо радикально менять труппу
12:11  А.Нагорный: Мировой театр Барака Обамы
12:09  Число погибших при землетрясении в Индонезии достигло 467 человек
11:56  Впервые в Интернете представлена электронная версия Книги рекордов Гиннес – Кыргызстан
11:29  Н.Стариков: "Никакой рыночной экономики не существует, а главный миф - это демократия"
11:22  Китай тряхнул оружием на грандиозном параде. Пекин продемонстрировал свою военную мощь ради поддержания "мира во всем мире"
10:16  Сапа Мекебаев: Обидеть боксера может любой, извиниться успеет не каждый
10:09  А.Конуров: Суета вокруг Ирана как предвестник глобального конфликта?
10:08  Л.Савин: Футурология и китайское могущество
10:06  А.Токмаков: Киргизия третий год подряд испытывает дефицит электричества и газа
09:57  И.Рустамбек: Кыргызстан. Ударим патриотизмом - по нищете и разрухе!
09:54  Вице-министр МЧС Казахстана А.Сабдалин задержан по подозрению в взяточничестве
09:48  Бишкекское издательство "Азур" объявило литконкурс на лучшую книгу для детей. Победителю - 1000 евро и публикация произведения
09:08  Атырау. Региональные аксакалы начали титуловать Н.Назарбаева "патша"
09:05  Новым главнокомандующим Военно-морскими силами Казахстана назначен Жандарбек Жанзаков
08:59  "РВ": Азербайджан попал в геополитический капкан
08:56  В Кыргызстане обнаружено тело, предположительно пропавшего без вести депутата парламента Руслана Шабатоева
08:52  С.Тарасов: Иранская карта Запада
08:39  "Christian Science Monitor": Китай все чаще вторгается в Индию
08:30  Кыргызстанский депутат С.Сакебаев добровольно сдал мандат. По болезни
08:08  Д.Триллинг: Таджикская авиация сегодня - на честном слове и на одном крыле
08:04  Х.Холикназаров: "Таджики играют заметную роль и в культурной жизни Китая..."
07:55  С.Мамедов: Румыния предоставила порт под каспийскую нефть. Бухарест и Баку заявили о стратегическом партнерстве
07:52  "НГ": Пекин готов взять Киев на буксир. Тимошенко рассчитывает на китайские инвестиции
07:49  Н.Сурков: На параде в Китае покажут "убийц авианосцев". В Поднебесной празднуют юбилей Народной Республики
01:01  "БП": Будет ли в домах кыргызстанцев газ?
00:50  Т.Атаев: Этот всегда величественный Каспий, или Геополитика нефти
00:02  Е.Авдеева/В.Градов: Они придут – ждите! Кто играет на руку религиозному экстремизму в Кыргызстане? Часть 2
Среда, 30.09.2009
21:44  В Казахстане официально разрешили операции по изменению пола
21:06  Узбекистан частично возобновил поставки газа в Таджикистан
20:58  Где деньги за насосы? В Астане начался суд над экс-главой Комитета по водным ресурсам А.Рябцевым
20:31  Итальянская "Eni" хочет вписаться в супер-стройку газопровода от Каспия до Пакистана
19:15  Н.Джусупова: В Киргизии более половины невест - краденые
19:13  "The Hindu": Иран не намерен останавливать разработку новых ракет
19:07  "Times": Сегодня исторический день. Закончилось американское господство в интернете
19:04  Ф.Фариддунов: Во что верим? Президент Э.Рахмон и религия
16:17  В.Волков: БТА-Банк и банковское чудо Казахстана
14:20  М.Вовк: Аральский узел. Убитое море
12:14  "Труд": Рецепт повиновения. Что будет дальше с Ираном
11:47  А.Саркорова: Власти Душанбе хотят запретить разводы по телефону. Мигранты в России забывают о своих женах
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Таджикистан   | 
Д.Триллинг: Таджикская авиация сегодня - на честном слове и на одном крыле
08:08 01.10.2009

ТАДЖИКИСТАН: НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ И НА ОДНОМ КРЫЛЕ

Перелеты в странах бывшего СССР зачастую наводят на фаталистические размышления и внушают добрую порцию страха. И, пожалуй, эти ощущения бывают вполне обоснованными, когда садишься на старенький советский винтовой самолет. И неизмеримо увеличиваются, когда следуешь по единственному маршруту, для которого Москва некогда ввела надбавку к жалованью за риск для пилотов.

Однако другого способа добраться до места, кроме как на самолете, порой попросту нет. Я же не хотел ни трястись в течение 14-24 часов по полуасфальтированным дорогам из Душанбе в Хорог, получая увечья различной степени тяжести, ни упустить шанс провести, по слухам, самые драматичные и пугающие 45 минут на свете.

Но даже большая доля решимости – и валиума – не может внушить уверенности, что Ан-28 таджикских авиалиний поднимется в воздух. Так как самолет летит скорее не над горами, а между ними, полет отменяют при малейшем намеке на облачность в какой-нибудь далекой таджикской или афганской долине по пути к месту назначения. Билеты приобретаются в день вылета, а когда так много пассажиров регулярно сталкиваются с отмененными рейсами, места в самолете достаются тем, у кого толще кошелек и высокопоставленнее связи.

Наша смешанная группа состоит из 34 сотрудников гуманитарных организаций, местных жителей и отважных путешественников, которые пытаются угнездиться на миниатюрных откидных самолетных сиденьях. Заботливый отец всю дорогу утешает маленькую дочку, у которой болят ушки в негерметизированной кабине воздушного судна. Женщина из Канады в спортивной одежде для йоги составляет резкий контраст с заросшим щетиной болезненного вида мужчиной, возвращающимся домой с похорон жены.

По слухам, во время войны в девяностых годах здесь сбили один самолет – то ли афганский, то ли таджикский. Но разбился действительно только один самолет – в момент вылета из Хорога, когда в 1993 году на борт 28-местного Як-40 набился 81 человек. Живыми из той аварии выбрались лишь четверо. То, что ни один самолет не потерпел аварии по причине сложных погодных условий, говорит о высокой квалификации таджикских метеорологов.

Двухвинтовой самолет не может подняться над пиками высотой 6 тыс. метров, так что ему приходится лететь между ними над ущельями глубиной 4 тыс. метров едва не задевая крыльями скалы по древним торговым маршрутам вдоль одиноких рек, по которым проходит граница с Афганистаном.

По существующим в США летным правилам, самолет должен лететь, выдерживая расстояние от препятствия, такого как горы, минимум 150 метров по горизонтали и 600 метров по вертикали.

Как рассказал мне капитан Ибрагим Каюмов, когда самолет летит по ущелью, расстояние от крыла до скал с каждой из сторон составляет лишь 50 метров. А кажется, как заметил один из пассажиров, что расстояние составляет не более 50 сантиметров. Хотя на вопрос, не пугались ли когда-нибудь пассажиры, капитан клянется, что никогда никаких проблем не возникало, но все же с ухмылкой просит меня поинтересоваться у них самих.

Никаких гигиенических пакетов для пассажиров в полете я не заметил.

Усугубляет ощущение опасности тот факт, что на больших высотах в этих высокогорных долинах самолет может попасть в тепловой поток. В столь разреженном воздухе на небольшом пространстве практически не остается возможности для маневра, чтобы компенсировать эти неожиданные воздушные ямы.

Но красота окружающего пейзаж помогла мне с легкостью забыть обо всех опасностях. Везде куда ни кинь взгляд, видишь покрытые снегом вершины Памира и Гиндукуша. По одну сторону реки Пяндж расположились афганские села, которые от ближайшей дороги отделяют дни пути, а между собой связывают тонкие тропки для копытных животных. По другую сторону на центральноазиатские рынки медленно продвигаются грузовики из Китая. С этой высоты кажется, что две стороны разделяют какие-то сантиметры, но, пожалуй, правильнее мерить это расстояние годами коммунистического строя.

Капитан Каюмов, летающий по этому маршруту вот уже 30 лет, подтвердил еще одну тревожную деталь. Когда маршрут входил в советскую аэрофлотовскую систему, "нам на этом маршруте платили по 700 рублей, тогда как другие пилоты получали по 500. Это единственный маршрут, на котором пилоты получали надбавку за риск", – широко улыбается он.

Интересно, платили ли им, когда рейс отменяли.

От редактора: Дэвид Триллинг является редактором центральноазиатских новостей EurasiaNet.

29.IX.2009

Источник - Eurasianet
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1254370080
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх