КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 18.06.2009
23:56  Четвертый по счету Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж принес присягу
09:47  Д.Ашимбаев: Особенности национальной казахстанской коррупции. Когда сажают абстрактного акима/директора - это...
09:02  А.Асроров: Узбекское "нет" для КСОР. Часть 1-я
08:35  Шесть человек на сундук... В Кыргызстане официально завершилась регистрация кандидатов в президенты республики
08:29  А.Куртов: Саммит ШОС в Екатеринбурге и энергетическое наступление Китая к Каспию. Часть I
08:25  Пол-стакана демократии
08:21  ИА "24.kg": Оставайся база уходи. Интрига вокруг военной авиабазы "Манас" в Кыргызстане
08:11  Шейх Кавказа Аллахшукюр Пашазаде предложил создать консультативный совет мусульман СНГ
06:39  В Петербурге задержан возможный заказчик убийства депутата Галины Старовойтовой. Им оказался экс-депутат от ЛДПР М.Глущенко
05:57  РБК: Иран обвиняет США в разжигании беспорядков в их стране
05:46  "Таджикцемент" встал. 1000 рабочих ушли в неоплачиваемый отпуск
05:39  Джульетто Кьеза: Сегодня центр тяжести в сфере международных финансов уже переместился в Азию...
05:24  "АН": Армения уходит в НАТО. Из-за невнятной российской политики...
05:21  Бойцов КСОР переоденут в форму от Юдашкина. Гламурненькие берцы на высокой подошве...
05:10  Два часа по пекинскому времени. Как Владимир Путин провел переговоры с Ху Цзиньтао, - репортаж Андрея Колесникова
05:07  А.Габуев: Друзья не разлей нефть. Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао не достроили энергетический альянс
05:03  В Кокшетау открылся первый международный конгресс "Актуальные вопросы комплексного исследования алтаистики и тюркологии"
05:00  В.Ситнина: Нефтепровод дружбы. В отношениях России и Китая царит положительная энергетика
04:56  "ВН": На всякий случай. Россия, Казахстан и Белоруссия пока не вышли из индивидуальных переговоров по ВТО
04:52  Э.Билевская: Москва тянет БРИК в "большую восьмерку". Лидеры ШОС буквально фонтанировали неординарными инициативами
03:19  "Я рад встретиться с вами, но обязан сказать, что...". Премьер Индии и президент Пакистана провели переговоры
03:05  А.Иванова: Мировой финансово-экономический кризис и страны СНГ - масштабы влияния и преодоление последствий
02:40  Сапа Мекебаев: Если раньше говорили - обделался, то теперь - изменил состояние текущих дел
02:15  Неизвестные напали на французское посольство в Иране
01:29  Ю.Елисеев: Кот наплакал. Хлопковая посевная в Южном Казахстане закончилась провалом
01:04  Кишор Махбубани: Чтобы постучать в двери Китая, стучите в двери России
01:00  "РГ": Рубль - Юань: встречный курс. Лидеры России и Китая продолжили переговоры в Москве
00:57  Bloomberg: Китай и Россия соблазняют Среднюю Азию кредитами
00:54  Б.Абдыгалиев: Так дела не делаются. Кто саботирует работу Президентского фонда развития казахского языка?
00:48  Нурани: Противостояние времен. Ситуация в Иране остается труднопредсказуемой
00:47  "Известия": Старому доллару нашли молодого "преемника". Участники саммита ШОС готовы вводить новую валюту
00:46  У.Табаров: В надежде на авось. Таджикское правительство гордится... отсталостью страны
00:45  С.Расов: "Манас" - то ли база, то ли эпос...
00:44  Аждар Куртов: Торжество Ахмадинежада. Итоги президентских выборов в Иране
00:32  "Spiegel": Иранский лидер находит поддержку в Екатеринбурге
00:30  К.Богданов: Новая атомная вертикаль. С российско-казахстанским уклоном
00:29  Wall Street Journal: Китай продолжает защищать отечественного товаропроизводителя
00:20  Г.Фасхутдинов: Китай завоевывает позиции в Таджикистане
00:18  Л.Левтеева: Об истории ЦентрАзии расскажут монеты
00:17  Сотрудники ГКНБ принуждают ноокатцев оговорить своих осужденных родственников и попросить прощения у Президента Бакиева...
00:09  С.Куликов: Назарбаев поставил крест на... Страны ШОС разошлись в валютном вопросе
00:08  Иранский прокурор пригрозил казнью организаторам беспорядков в Тегеране
00:07  Бобо Ло: Китай-Россия. Игры в дружбу медведя и дракона
00:05  Даниал Ахметов освобожден от должности министра обороны Казахстана
00:04  Арестован бывший глава госавиакомпании "Tajik Air" Хокимшо Тиллоев
00:03  В Астану прибыл Президент Бразилии Лулу да Силва
00:02  В Душанбе застрелился экс-глава МВД Таджикистана Махмадназар Салихов
Среда, 17.06.2009
14:06  А.Балиев: Как Хрущев Порт-Артур китайцам сдавал. Из уроков геополитических провалов советского руководства
12:08  Соловей перестройки. Михаил Горбачев записал диск романсов в собственном исполнении
12:03  Яна Заусаева: Минсредмаш в обмен на диверсификацию. "Росатом" и казахстанские урановые недра
11:54  Бен-Гурион. Израильский диспетчер спас от столкновения самолет из Узбекистана
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Иванова: Мировой финансово-экономический кризис и страны СНГ - масштабы влияния и преодоление последствий
03:05 18.06.2009

масштабы влияния и преодоление последствий
Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, на фоне расширяющихся процессов глобализации и интеграции вынуждает страны мирового сообщества искать новые пути и меры по преодолению его последствий, совершенствовать свою экономическую политику, вырабатывать новые стратегии модернизации национальной экономики с целью повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
При этом масштабы и глубина последствий глобального кризиса отличаются в разных государствах, в том числе и в странах СНГ. Во многом они определяются наличием или отсутствием прочной финансово-банковской системы, эффективностью работы кредитных институтов, степенью зависимости от иностранных и корпоративных финансовых структур, объемами внешнего долга и внешних кредитов, сложившейся структурой экономики и ее конкурентоспособностью. Среди важных факторов, определяющих вектор влияния мирового кризиса на экономику той или иной страны, - выбор национальной модели реформ, темпы либерализации и диверсификации экономики, доля сырья и полуфабрикатов в структуре экспорта.
Пониманию процессов, происходящих сегодня в странах СНГ в связи с мировым кризисом, лучше всего способствует сопоставительный анализ статистических данных о развитии их национальных экономик.
Согласно прогнозно-аналитическому докладу Международного валютного фонда (МВФ), представленному в апреле 2009 года на сессии руководящих органов фонда и Всемирного банка, среди всех стран мира самые негативные перемены в социально-экономической ситуации в ближайшей перспективе ожидаются в большинстве государств СНГ. Это станет следствием сразу трех испытанных ими сильных шоковых ударов: финансовых потрясений, резко ограничивших доступ к внешнему финансированию, падения спроса на товары и услуги в странах с развитой экономикой, снижения цен на сырьевые товары, прежде всего на энергоносители.
По прогнозным оценкам, в 2009 и 2010 годах наихудшие показатели роста валового внутреннего продукта будут наблюдаться в России (-6 % и +0,5 % соответственно), Казахстане (-2 % и +1,5 %), Таджикистане (-2 % и +3 %) и Кыргызстане (-0,9 % и +2,9 %).
В обнародованном в начале нынешнего года докладе ООН "Мировое экономическое положение и перспективы на 2009 год" также прогнозируется, что среди стран СНГ негативные последствия кризиса в наибольшей степени проявятся в России, Казахстане и Украине. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем выступлении в мае 2009 года признал, что масштабы негативного воздействия кризиса для страны оказались более глубокими, чем это представлялось в конце 2008 года, и в 2009 году объем ВВП уменьшится приблизительно на 6,5-6,6 %. Только за первый квартал 2009 года золотовалютные резервы России сократились примерно на 10 %. Продолжается падение внутреннего спроса, растет просрочка задолженности у банков.
Минздравсоцразвития РФ прогнозирует, что численность безработных в России в 2009 году составит порядка 2 миллионов человек.
Так в чем же главные причины столь серьезного воздействия глобального кризиса на экономику ряда стран СНГ?

Одна из важнейших причин этого, в первую очередь для России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, - недиверсифицированная за годы независимости экономика. Так, две трети российского экспорта в 2008 году пришлись на нефть и газ, еще 20% - на металлы. С учетом резкого падения на мировых рынках спроса на сырье и энергоносители можно предположить, что в 2009 году объем российского экспорта уменьшится примерно на 40%. В стране происходит быстрое сокращение производства металлов, автомобилей, объемов строительства. В целом спад наблюдается во всем реальном секторе экономики.
Стратегия на экспорт сырья, преобладание в структуре экономики добывающих отраслей не оправдала себя, более того - оказалась в условиях кризиса крайне опасной и влечет непредсказуемые экономические и социальные последствия.

Другая причина масштабного воздействия кризиса - ничем не обоснованное проведение в переходный период "шоковой терапии", связанная с ней излишне быстрая либерализация банковско-финансовой системы, поспешная приватизация государственных предприятий, в том числе стратегического значения, привлечение рискованных внешних инвестиций в различных видах и формах.

Недальновидность этой политики особенно наглядно проявилась сегодня, в процессе углубления мирового финансово-экономического кризиса. Согласно оценкам МВФ, доля банковских кредитов, деноминированных в иностранной валюте и соответственно подорожавших в условиях кризиса, варьируется от почти 30% в России до 50% в Казахстане. Обслуживание этих валютных обязательств на фоне девальвации курса национальных валют потребовало крупных сокращений инвестиций и занятости.
Кризис сказался на торговом и платежном балансах ряда стран СНГ, следовательно, на состоянии их бюджетов - значительном его дефиците, снижении доходной части, - а также на проблеме внешнего долга.
Чрезмерные надежды на внешние и внутренние займы, без учета возможностей их возврата, нерациональное использование этих ссуд - все это привело к потере управляемости финансами государства.
Наибольшие отрицательные последствия мирового кредитного кризиса испытал Казахстан, в основном по причине высокой степени зависимости страны от иностранного финансирования. На фоне затруднений с доступом к иностранному капиталу значительно уменьшилось предоставление кредитов, что привело к резкому замедлению экономической активности в стране. Общий внешний долг Казахстана вырос в конце 2008 года на 1,6% и составил 107,8 миллиарда долларов США, 98% из которых - негарантированный государством долг частного сектора. Не лучше ситуация и в Кыргызстане, общий внешний долг которого оценивается в 2 миллиарда 287 миллионов долларов, что составляет 45% к ВВП. В Таджикистане этот показатель также очень высок - 26,7% к ВВП.

Особую озабоченность вызывают социальные последствия кризиса для этих стран, связанные с резким ростом безработицы, снижением доходов и уровня жизни населения. Так, по оценке МВФ, в 2009 году рост потребительских цен ожидается в России и Кыргызстане более чем на 12%, в Таджикистане - на 11,9%, в Казахстане - на 9,5%. В свою очередь, эксперты ООН прогнозируют в 2009 году повышение безработицы в России на 5,8%, в Казахстане - на 6,9%. При этом, с точки зрения социальных последствий, мировой кризис тяжелее всего сказывается в Кыргызстане и Таджикистане, где резко снизился уровень жизни населения, в том числе в связи с возвращением трудовых мигрантов.
Безработица в Кыргызстане сегодня составляет 11%, а уровень занятости трудоспособного населения - 59,8%. Как показывают результаты недавно проведенного опроса среди руководителей кыргызских диаспор в России, в этой стране работают 253 тысячи кыргызстанцев. По подсчетам, общий объем денежных переводов трудовых мигрантов может составлять до 15% ВВП Кыргызстана. Отмечаемое сокращение средств, пересылаемых на родину, означает нарастание социальной напряженности в стране.
Самый большой поток трудовой миграции наблюдается из Таджикистана. По сведениям местных властей, в России работает один миллион граждан Таджикистана. Значительное сокращение числа таджиков, которым разрешено работать в России, будет иметь гибельные последствия для экономики Таджикистана. По данным Азиатского банка развития, 98% денежных переводов, отправляемых ими на родину, идут именно из России. В прошлом году по банковским каналам в Таджикистан было переведено 1,8 миллиарда долларов, что более чем вдвое превышает госбюджет страны. По неофициальным же оценкам, переводы рабочих-мигрантов составляют две трети от объема ВВП Таджикистана.

В целом, анализ социально-экономических последствий глобального кризиса для отдельных стран СНГ выявил следующее. За годы независимости в этих государствах не были сделаны реальные шаги по диверсификации экономики, в которой до настоящего времени доминирует сырьевой сектор, в том числе в структуре экспорта. Надежда на нефтедоллары в условиях кризиса не оправдала себя, проведение такой экономической политики привело к рецессии. Не была создана прочная банковско-финансовая система, устойчивая к проявлениям мирового финансового кризиса. Необоснованный уровень либерализации банковских институтов, интеграция в различные международные институты, привлечение любой ценой сомнительных иностранных инвестиций привели к банкротству финансовой системы. Следствием слепого копирования рыночных механизмов хозяйствования стала утрата государственного регулирования экономики, особенно в части решения социальных проблем и долгосрочной стратегии социально-экономического развития своих стран.
Однако не все страны СНГ оказались сегодня в такой ситуации. В докладе МВФ сделан вывод, что одним из очень немногих государств Содружества, где есть реальная перспектива экономического роста в условиях кризиса, является Узбекистан - в 2009-2010 годах темпы роста национальной экономики могут составить 7 %. Как удается стране стойко "держать удар", несмотря на общий спад экономической активности в мире?

Время доказало, что помимо "шоковой терапии", есть и гораздо более эффективный, эволюционный путь перехода к рыночной экономике. Именно его и выбрал Узбекистан, которому, кстати, ко времени обретения независимости досталось далеко не лучшее "наследство" на постсоветском пространстве. Резкие перекосы в экономике республики, фактически выполнявшей роль сырьевого придатка и работавшей в условиях административно-командной системы с глубоким минусом почти по всем показателям, - все это никак не могло служить фундаментом для быстрого экономического роста.
Необходимо было в кратчайшие сроки определить приоритеты развития страны. В основу принятой в Узбекистане собственной модели реформирования и модернизации были положены пять принципов. Это - приоритет экономики над политикой, возложение роли главного реформатора на государство, верховенство закона, проведение сильной социальной политики и эволюционный путь перехода к рыночным отношениям.
Благодаря неуклонному соблюдению этих принципов, поэтапности и последовательности экономических реформ в Узбекистане обеспечены макроэкономическая стабильность и устойчиво высокие темпы экономического роста. Золотовалютные резервы страны за последние пять лет увеличились в шесть раз. С 2005 года государственный бюджет исполняется с профицитом. Темпы роста ВВП в 2008 году составили 9 %, а в первом квартале этого года - 7,9%. За счет проведения продуманной денежно-кредитной политики обеспечены устойчивость, прозрачность и эффективность работы банковской системы. Приняты меры по повышению уровня капитализации ведущих банков страны. В прошлом году их совокупные активы составили 32,8% к ВВП, а объем кредитования реального сектора экономики - 17,3 %. Сегодня совокупный капитал узбекских банков почти в три раза превышает стандарты, установленные международным Базельским комитетом по банковскому надзору. Примечательно, особенно в сравнении с другими странами СНГ, что совокупный вн
ешний долг Узбекистана составляет 13,3% и характеризуется по международной классификации как "менее чем умеренный".
Высокие темпы экономического роста в Узбекистане стали результатом прежде всего глубоких структурных преобразований в экономике. В кратчайшие сроки была достигнута топливно-энергетическая и зерновая независимость, созданы абсолютно новые, высокотехнологичные отрасли, в том числе такие, как автомобилестроение, газохимическая и электротехническая. Динамично растут объемы производства в реальном секторе экономики. Сформированы все условия для развития малого бизнеса, удельный вес которого в ВВП вырос до 48,2%. Расширяется реализация программы локализации, что способствует импортозамещению. На основе модернизации, технического и технологического перевооружения производства повышается качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. С 2000 года объем экпорта увеличился более чем в 3,5 раза, достигнув к 2008 году 11,5 миллиарда долларов США. При этом в его структуре доля готовой продукции превысила 71%.
В стране создан благоприятный инвестиционный климат, что способствует активному привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в национальную экономику. В 2008 году освоено около 1,7 миллиарда долларов иностранных инвестиций - на 46% больше, чем в предыдущем. Важно, что около 50% из них было направлено на модернизацию и техническое перевооружение производства. Несмотря на продолжающийся мировой кризис, приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличивается.
Ускоренными темпами осуществляются реформы в сельском хозяйстве. Создано более 100 тысяч высокопроизводительных частных фермерских и почти 4,7 миллиона дехканских хозяйств. Сегодня они производят весь объем хлопка-сырца, зерна и других видов сельскохозяйственной продукции.
Все эти меры способствуют повышению занятости населения - лишь в прошлом году было создано около 661 тысячи новых рабочих мест. Одним из важнейших направлений реформ является осуществление в государственном масштабе социальных программ - в сфере образования, здравоохранения, всесторонней поддержки уязвимых групп населения, в первую очередь детей, женщин, пожилых людей. 62 процента расходов госбюджета направляются на социальные нужды. В целом, результатом экономических и социальных преобразований стало значительное повышение совокупных и реальных доходов населения.
Таким образом, в Узбекистане создан более чем достаточный запас прочности для того, чтобы не только сохранить но и приумножить свой экономический потенциал, несмотря на мировой кризис. Эффективному преодолению его последствий способствует разработанная в стране антикризисная программа, реализация которой началась уже в прошлом году. По сути, она является логическим продолжением проводившейся в предшествующий период работы по кардинальному изменению структуры и диверсификации экономики, модернизации и техническому обновлению производства, укреплению финансово-банковской системы, формированию современных рыночных механизмов, институтов и инфраструктуры. В том числе в рамках выполнения антикризисной программы запланирована реализация 300 новых инвестиционных проектов в отраслях реального сектора экономики, осуществление которых позволит достичь прироста ВВП почти на 15% по отношению к показателю прошлого года.

В конце мая в Ташкенте прошла Международная научно-практическая конференция по изучению опыта нашей страны в формировании устойчивой, стабильно развивающейся национальной экономики. В ней приняли участие государственные и общественные деятели, бизнесмены, ученые и эксперты из 60 стран, представители 30 международных организаций и финансовых институтов, которые отмечали, что Узбекистан является для многих государств мира примером успешного смягчения последствий мирового кризиса, а "узбекская модель" перехода к социально ориентированной рыночной экономике - одной из наиболее результативных.
Нынешний глобальный финансово-экономический кризис - явление не уникальное. Они сотрясают мировую экономику с периодичностью в 30-40 лет. Но, по мнению экспертов, наблюдающийся сегодня экономический спад - самый глубокий за последние 70 лет. И то, насколько эффективно страны смогут преодолеть последствия кризиса 2008 года, наглядно продемонстрирует дееспособность их экономической политики. Официальные доклады международных финансовых структур предупреждают многие страны о недальновидности их действий, чреватых новыми потрясениями и глубоким регрессом в их экономике.
Однако вместо того, чтобы прислушаться к мнению специалистов, в конце концов, поучиться на имеющемся положительном опыте, некоторые государства, в том числе входящие в СНГ, занимаются "поиском соломинки в чужом глазу". Зависть к чужим успехам, стремление нарушить покой в мирном, благополучном доме соседа - непонятны нормальному человеку. Тем более, не к лицу они странам, ратующим за демократию и соблюдение норм международного права - как видно, только на словах. Не лучше ли было бы заняться собственными проблемами, которые, как показывают данные независимых международных источников, чрезвычайно обострились в период мирового экономического кризиса, и невнимание к ним может привести к катастрофическим последствиям для их стран и народов.

Анна Иванова, журналист
anna-55@inbox.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1245279900
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх