КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 13.05.2009
23:37  Заявление в защиту О.Хосабекова, посмевшего открыто критиковать власти Горно-Бадахшанской области
22:04  Г.Векуа: Грузинская дилемма. Государство-нация против этноса, народа и федеральной империи
20:42  Guardian: Курьезное увольнение генерала Маккирнана. Еще одна ступень на пути к "американизации" афганской войны
19:34  Ю.Елисеев: Испорченный монетопровод. В Южном Казахстане финансовая поддержка сельхозпроизводителей существует только на бумаге
18:29  Не уберегли. Скончалась 130-летняя Сахан Досова - самая старая жительница Казахстана
12:54  В Кашкадарье найден труп неизвестной науке 10-метровой змеи (фото)
12:25  В Баку докопались. Террорист из нефтяной академии был агентом армянских спецслужб
12:21  Ю.Латышева: После нас... Строительство Коксарайского гидроузла грозит затоплением историко-археологическим памятникам
12:17  Кавалер вечно цветущей "Мугунхвы". Н.Назарбаев поменялся с корейским коллегой Ли Мен Баком высшими орденами
11:36  В Бишкеке вышел труд американца С.Транума "Жизнь на краю Империи: повествования о жизни интересных людей в советское время"
10:48  Хаваст. Граждане Таджикистана перелезли госграницу и разбойно напали на узбекские склады с... ядохимикатами
10:38  Кыргызы возвращаются на землю предков. Хакасию заселяют мигранты из Средней Азиии
10:34  М.Калашников: Пламя над Исламабадом. Ближайшая перспектива Пакистана – демонтаж страны с помощью войск НАТО
10:32  К.Черемных: Каспийские игры Еврокомиссии. Как Жозе Мануэль Баррозу за двумя зайцам гонялся
10:28  А.Шустов: Киргизия - локальный конфликт государственного масштаба
10:21  Рост промпроизводства в Китае не оправдал ожиданий
10:09  А.Куртов: Курдский и армянский вопросы в свете сближения Анкары и Еревана
09:38  Кинорежиссер Али Хамраев: К Шарафу Рашидову можно было попасть с улицы... (история в лицах)
09:32  Почему перезахоронили Тамерлана, - рассказывает аксакал М.Каюмов
09:20  Последний еврей Худжанда хочет подарить Э.Рахмону драгоценный старинный нож, в обмен на... (житейская история)
09:17  "Известия": Высокие ставки в афганской игре. Есть на земле место, в котором сверяются с часами конца истории судьбы империй
09:14  Таджикские СМИ продолжают жестко критиковать Россию - мониторинг РИАН
08:58  Н.Юлдашева: Кыргызское кино - от "Первого учителя" до "Первого кадра"
08:44  Подсчет ущерба. Ливни "смыли" из бюджета Таджикистана $1 млн и убили оползнями 10 человек
08:40  В.Путин летит в Монголию. Среди вопросов, которые будут обсуждаться в Улан-Баторе, значатся...
08:36  Селекционеры Узбекистана вывели новый сорт маша - "Дурдона" (Бесценный)
08:26  "Telegraph": Новая стратегия США в Афганистане уже требует новых руководителей
08:11  В 2008 году количество туристов в Синьцзяне сравнялось с численностью местного населения
08:06  "McClatchy Newspapers": Вторжение НАТО в Афганистан привело к увеличению масштабов наркобизнеса. Ч. 1-я
07:48  "АП": Таджикистану давно нужен новый закон о СМИ, который бы...
07:46  Э.Касаев: Тенденции развития иранского инвестиционного законодательства
07:27  Д.Тайнан: Новая база в "Навои". С помощью Южной Кореи США восстановили свое стратегическое присутствие в Узбекистане
07:23  Guardian: Газовое соглашение между Турцией и ЕС ослабляет "мертвую хватку" России
07:20  "НВ": В Киргизии вновь развернулись дискуссии вокруг смертной казни
07:12  С.Правосудов: Трубопроводное обострение. Россия, Украина, ЕС и Туркменистан в поиске новых решений
05:48  О.Мефодьева: "Разброд и шатания" грузинской демократии
00:54  Ю.Сигов: Туркменская задвижка от "Каспийской головоломки"
00:51  Д.Бисимбаева: Молочная река – бюджетные берега. Молоко "Казахстанское" выпускает Литва
00:28  GZT.RU: Казахстан отнесся к интернету почти по-китайски
00:26  "New York Times": Пакистанцы больше озабочены экономикой, чем терроризмом
00:25  В Туркмении откопали совсем уникальную царскую гробницу "цивилизации Маргуш". А в ней - семь собак, семь шаровидных...
00:21  "Узбекнефтегаз" и "Узавтопром" создадут пять СП с Южной Кореей
00:19  М.Бабаев: Закрытое ведомство. Секретные "органы" туркменской власти
00:01  РБК daily: Афганский десант в Москве. Россия восстановит свои позиции в Средней Азии и Афганистане
Вторник, 12.05.2009
21:51  В Казахстан прибыл с госвизитом президент Южной Кореи Ли Мен Бак
15:49  Палач Собибора. США экстрадировали на суд в Германию украинского полицая Демьянюка
15:46  Пакистанские войска выбросили десант в тыл талибских позиций - в верховья реки Сват
15:23  "Апта": Кандидата в президенты Кыргызстана А.Атамбаева спонсирует... Турция
15:19  Узбекистан выделил 500 га приаральской земли под израильский проект капельного орошения
15:17  С.Кожемякин: Игра началась. В борьбу за кресло президента Киргизии вступили - власть, оппозиция и… Вашингтон
15:13  Судьба "Тигровой балки". Крупнейший заповедник Таджикистана должен стать международным
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Кинорежиссер Али Хамраев: К Шарафу Рашидову можно было попасть с улицы... (история в лицах)
09:38 13.05.2009

Али Хамраев: "Идею фильма о войне подал Шараф Рашидов"

16 мая 2009 года в Москве, в кинозале Государственного Музея Востока состоится показ художественного фильма Али Хамраева "Я тебя помню".

Фильм посвящен памяти отца режиссера - Эргаша Хамраева, одного из первопроходцев узбекского национального кинематографа, погибшего на фронте. Но кроме того, это фильм-путешествие - "по волнам нашей памяти", к которому героя подталкивает поездка в поисках могилы отца; фильм-сон - о детстве в послевоенном Самарканде и о Самарканде 80-х глазами маминой сестры Оли, приехавшей в гости из далекого Ленинграда; фильм, богатый символами и образами, передающими уникальность многонациональной среды советской Средней Азии. Участие в работе над картиной известного художника Рустама Хамдамова трудно переоценить - многие кадры можно смело причислять к лучшим образцам мирового киноискусства.

У фильма непростая судьба. Снятый в 1985 году, он был запрещен к показу партийным руководством Узбекской СССР, а в других советских республиках был показан ограниченно. Претензии к фильму носили скорее характер мелких придирок, но очевидно также, что он был чужд советским партократам идеологически. Автору киноленты удалось реабилитировать картину лишь благодаря обращению в вышестоящие московские инстанции - в одну из комиссий XXVII съезда КПСС.

Подробнее о судьбе картины режиссер Али Хамраева рассказал эксперту "Ферганы.Ру" Санобар Шерматовой.

* * *

- Много лет я жил мечтой поставить фильм о Тимуре. И сказал об этом Шарафу Рашидову, когда на одной из встреч он стал спрашивать о моих планах. Сначала последовала пауза, после чего он неодобрительно покачал головой. "Еще не пришло время,- сказал он задумчиво. - Надо подождать". И вдруг заговорил о войне. "Ты знаешь, что погибло 450 тысяч узбеков? В пересчете на количество населения Узбекистан понес самые большие потери из всех республик Советского Союза. Об этом нельзя говорить, это закрытые данные". И предложил: "Сними фильм о войне, сынок".

Эргаш Хамраев перед уходом на фронт. Рашидов сам был участником боевых действий, поэтому так близко к сердцу принимал военную тематику. Для меня же это было не просто творческой задачей. Мой отец, сценарист и актер, работавший на киностудии "Узбекфильм", ушел на войну осенью 1941 года, а в январе 1942 года сложил голову под Вязьмой. Я нашел его могилу в 1973 году, тогда еще были живы те, кто хоронил павших солдат. Такое это было облегчение, найти место упокоения отца. Был Рамазан, время поста, который я не мог соблюдать. И я, стоя над могилой, дал слово месяц не есть мяса…

Последняя неделя моего вегетарианства пришлась на Берлин, куда я попал в 1973 году с делегацией кинематографистов. Андрей Тарковский привез своего "Андрея Рублева", о котором уже говорил весь мир. Меня включили в делегацию с картиной "Седьмая пуля", это такой советский вестерн о гражданской войне в Узбекистане.

Андрей, который знал мою историю, трогательно заботился обо мне, и на обедах пытался заказать овощи повкуснее. Как только закончился пост, он повел меня в забегаловку, где мы взяли по килограмму сарделек и по литровой кружке пива. Бутылка водки у меня была с собой. Выпили, поели сарделек, помянули моего отца, и в немецком кафе он взял с меня клятву снять фильм о том, как я искал могилу отца. "Вот об этом сделай, что ты все снимаешь не то, - повторял он, имея в виду картину "Седьмая пуля". А я ему: "Как? У меня и сценария нет". "Я напишу тебе",- пообещал Тарковский. И сдержал слово. Вместе с драматургом Мишариным написал прекрасный сценарий фильма "Сардор" - но его не запустили в работу.

Тема на какое-то время отошла на второй план. Но разговор с Рашидовым вернул меня к этой идее. Написал сценарий, в основу которого легла история моей семьи. Молодой узбек, по просьбе больной матери, едет искать могилу отца. В фильме есть Самарканд, есть село под Вязьмой, где похоронен отец героя. Я снял мою мать и ее сестру, которые поют протяжные русские песни.

Судьба картины оказалась непростой. Шел перестроечный 1986 год. В Ташкенте, после смерти Шарафа Ращидова, сменилась власть. Но свободой не пахло. Секретарь по идеологии ЦК КП Узбекистана Рано Абдуллаева после просмотра картины сделала ряд замечаний, которые я более-менее исправил. Затем последовала новая порция претензий. Они были примерно такого характера: почему персонажи картины пьют в вагоне-ресторане кока-колу? "У нас в республике есть прекрасный лимонад, необходимо заменить",- заявила Абдуллаева.

Претензии были вздорные, и я отказался от доработок. И нарвался на конфликт. Мой вопрос вынесли на бюро ЦК партии. Против картины выступили второй секретарь Владимир Анищев и Рано Абдуллаева, остальные члены бюро их поддержали. Они не оставили от картины камня на камне. Почему, когда герой едет в поезде, все небо в тучах? Что вы этим хотели сказать? Что из Узбекистана в Москву дуют темные ветры? И что за сцена в колхозе, разве сельские труженики живут так бедно, как показано в вашем фильме?

В общем, картину признали вредной. Соответственно, был запрещен прокат. У меня не оставалось другого выхода, как апеллировать к Москве. И я написал письмо в адрес XXVII съезда партии. Обычно все жалобы, направляемые в московские инстанции, отсылались обратно в республики. Я, конечно, знал об этих порядках. Надежда была на ветеранов войны, которые работали в комиссии по жалобам. Вот они отличались въедливостью и дотошностью, доводили все до конца - на что у меня был расчет. И он оправдался. Ветеранам картина понравилась. Соответствующая бумага ушла в ЦК, куда меня вызвали из Ташкента.

В итоге фильм был реабилитирован, в ЦК республики признали ошибку. Но что интересно – проката в Узбекистане так и не было. Месть, конечно. Уже в 90-х годах мы с женой пошли в кинотеатр "Нукус", где должны были демонстрировать мой фильм. Однако кассирша отказалась продавать билеты. Оказывается, нет зрителей, кроме нас. Был праздник 9 Мая, все гуляли. Но мы закупили десяток билетов, необходимых для начала сеанса, и в пустом зале смотрели картину.

- Вы были близко знакомы с Шарафом Рашидовым?

- Мы встречались несколько раз. Близких отношений, конечно, не было, но так получилось, что он несколько раз выручал меня из трудных ситуаций. В первый раз я оказался на приеме у Рашидова по просьбе московского режиссера Романа Тихомирова. Узнав, что я еду в Ташкент, Тихомиров вручил мне сверток с просьбой передать Рашидову. "Мировой мужик!" – заявил он, объяснив, что они вместе были в поездке во Франции.

Я, выпускник ВГИКа, надеялся устроиться работать на студию "Узбекфильм". Мама, сама работавшая на киностудии, посоветовала обратиться к другу моего отца Сабиру Мухамедову, который в то время занимал пост министра культуры. Но министр отказал.

Делать было нечего, и я, чтобы выполнить поручение московского режиссера, отправился в ЦК. В вестибюле сидел вахтер, читал газету. Никаких постов, проверок документов, пропусков. Он даже не поинтересовался, что в свертке. Такие тогда были времена, спокойные. Я сначала зашел к помощнику, и он тут же отвел меня в кабинет Рашидова. Встречал меня высокий, красивый мужчина, в костюме шоколадного цвета. Лет тогда ему было сорок пять. В свертке оказались номера журнала "Пари матч" с фотографиями хозяина кабинета. Сделаны они были в Париже, куда Рашидов ездил выступать в ЮНЕСКО.

"Ну, как,- листая журнал, спросил он.

- Превосходно!

- Да я не про фото, посмотри, какая бумага! Научимся ли мы когда-нибудь делать такое?

Рашидов стал расспрашивать о жизни. Перешел на русский язык, когда понял, что я с трудом подбираю узбекские слова. Сказывалось отсутствие практики в Москве, где говорил исключительно на русском языке. "Ничего, в Ташкенте быстро наберешь,- сказал Рашидов. Почаще бывай в чайхане, вот где народный язык!". Надо сказать, впоследствии я по достоинству оценил его совет. Язык вернулся, теперь я на Би-Би-Си даю интервью по-узбекски. А в чайхане, кроме того, нашел сюжет одного из моих фильмов.

Но это было потом. А во время первого разговора с Рашидовым пришлось признаться про проблемы с трудоустройством. Он пообещал содействие. Не успел я войти в ворота дома, как в нашу маленькую улочку, вызвав всеобщий переполох, въехала начальственная "Волга", посланная за мной. На этот раз министра было не узнать: встретил с распростертыми объятиями, вспомнил и про отца. Вскоре я уже работал на киностудии "Узбекфильм". Многие мои картины принимались партийным начальством с большим трудом. И Шараф Рашидов несколько раз меня выручал.

- Как вы отметите нынешний праздник Победы?

- Собираю детей, внуков, поедем в Вязьму на могилу отца. Мы раскиданы по разным странам: живем в России, Узбекистане, Италии. Но каждый праздник Победы отмечаем здесь.

Беседовала Санобар Шерматова

Али Хамраев, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии. Закончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Григория Рошаля и Юрия Геника). Снял в качестве режиссера-постановщика двадцать художественных и около сорока документальных и телевизионных фильмов, во многих из которых выступал как автор или соавтор сценария.

Наиболее известные художественные фильмы, имевшие большие сборы в кинопрокате: вестерны "Седьмая пуля" и "Телохранитель", исторические фильмы "Красные пески" (совместно с А.Акбарходжаевым) и "Чрезвычайный комиссар", музыкальные комедии "Невеста из Вуадиля" и "Где ты, моя Зульфия?" ("Ер-ер").

Фильм Хамраева "Триптих" был удостоен Гран-при на кинофестивале в Сан-Ремо в Италии, картина "Человек уходит за птицами" - Главного приза за лучшую режиссуру "Серебряный павлин" Международного кинофестиваля в Нью-Дели, Индия.

Кинопритча "Бо Ба Бу" получила высокие оценки на международных кинофестивалях "Лики любви" (Гран-при "Золотая стрела"), "Киношок".

09.05.2009

Беседовала Санобар Шерматова

Источник - Фергана.Ру
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1242193080
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх