КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 29.01.2009
22:14  Д.Жантиев: Так кто же победил в "секторе Газа"?
20:27  Investor"s Business Daily: Враги Америки не дремлют. Ахмадинежад пытается тяпнуть протянутую ему руку Обамы
19:34  В Худжанде началось строительство (примерная оценка - 1,5 млн евро) таджикского Диснейленда
18:16  "Где мой черный пистолет?". Оппозиция Кыргызстана возмущена попытками властей ее разоружить
17:37  Детская беспризорность в Таджикистане сократилась на 17% - радуется МВД РТ
17:08  Кыргызстану для реализации "Стратегии развития до 2011 года" необходимо всего-то - $8,2 миллиарда
15:21  Л.Радзиховский: Труба? Пуповина? Поводок? Так все-таки – что же это все было за "газовые" войны...
12:44  П.Арабов: Новая газовая карта мира. "Война" не закончилась, теперь идет битва за рынки
11:50  Ю.Баранчик: Россия и СНГ - время смены внешнеполитической парадигмы
11:46  А.Шустов: Ташкентский гамбит. Итоги российско-узбекских переговоров по газовой проблематике действительно впечатляют
11:33  П.Химшиашвили: Афганская мечта разбилась о реальность. Военные рассказали Бараку Обаме о перспективах кампаний в Центральной Азии
11:10  А.Девятов: Газопроводные войны. Архитекторы глобализма выбрали путь мировой деградации
11:06  Россиянин В.Анисимов продал росгосхолдингу "Атомредметзолото" долю в казахских урановых месторождениях
10:43  А.Корбут: Американцы устремляются в ЦентрАзию. Планы новой администрации США в СНГ угрожают интересам России
10:36  Э.Козубекова: К обновлению президентского курса К.Бакиева. Удастся ли это?
10:17  Список запрещенных в Казахстане организаций пополнился "солнечной" сектой "Алля Аят", основанной трактористом Ф.Абдуллаевым
10:08  Туркмения предложила увеличить мощность Прикаспийского газопровода
10:05  "Курьер Таджикистана": "За последние 20 лет лично я видел три полноценных кризиса и восемь менее крупных". В мире ураган, а у нас - молчание...
10:01  МИД РФ осудил Таджикистан за критику Дмитрия Медведева
09:39  В.Дашичев: Секретный план США - после газовой войны начнется Третья мировая
09:22  "Э-К": Акционирование казахстанских институтов - наука в осадке
09:19  Алишер Усманов (олигарх): "Мы не должны дарить государству химеру", или Как жить с долгом в $3,5 млрд? (интервью)
09:17  Мангистауские таможенники отняли у российского матроса-механика судна "Ерефли Стар" гашиш и героин
09:15  Т.Неталиев: Кризис - хуже развода. Вы лишаетесь половины денег, но сохраняете жену
09:08  А.Кобяков/А.Кондрашов: На руинах "Империи доллара". Нынешний глобальный кризис будет одним из самых тяжелых за последние 150-200 лет
09:04  "Болгарское чудо" - теннисный вундеркинд Сесиль Каратанчева приняла казахстанское гражданство
09:00  Сапа Мекебаев: Кто дует в стакан? Если не дружишь с головой, постарайся, чтобы это не переросло во вражду
08:47  Д.Сатпаев: Формируя посткризисный мир. Пока еще рано плясать на костях западных экономик
08:45  Р.Искандеров: Дракон, пожирающий свой хвост. Как Казахстану решить проблему дефляции
08:42  Фр.Старр: В защиту "Большой Центральной Азии". Часть I
08:32  Столичный мэр поднял антипрезидентское восстание на Мадагаскаре - 68 погибших
08:02  В.Скосырев: Карзай ждет помощи из Москвы. Президент Афганистана хочет уменьшить зависимость от США
08:01  "НГ": Труба пройдет в обход России. Европейцы высказались в пользу южного газового маршрута Nabucco
07:59  Г.Михайлов: Бакиев обещает киргизам новый путь. Средства на его реализацию предоставит Россия
07:57  "Къ": От США требуют коренных извинений. Тегеран сформулировал условия для прямого диалога с Вашингтоном
07:54  А.Реутов: Рогунская ГЭС выдала первое напряжение. В отношениях Душанбе с Москвой
07:50  Gazeta.kz: Период вынашивания затягивается? Проект строительства Карабатанского супер-нефтехимического компекса на Западе Казахстана "завис"
05:56  "Reuters": Россия и Китай станут героями Давосской встречи
00:41  "Эхо": Строительство "Набукко" завершится до 2014 года. В Будапеште принята совместная декларация по газопроводу
00:28  "Time Magazine": Россия намерена извлечь выгоду из планов НАТО в Афганистане
00:12  BPС: Можно ли и как обуздать Интернет? Обсудили эксперты в Бишкеке
00:06  Н.Ханамов: Игра в "Набукко"? Туркмения - не очень надежный партнер
00:01  Азербайджан гордится славной победой. В бою у Джавахирли убиты три армянских солдата
Среда, 28.01.2009
22:29  Ахмадинежад решил вновь баллотироваться в президенты Ирана
20:48  ВВC: Иран официально предлагает США извиниться за политику Буша
19:13  А.Богданов: Векторы национальных интересов. Кыргызстан нашел общий язык с Узбекистаном в поставках газа
18:17  С.Станишев (премьер Болгарии): "Газопровод "Набукко" показал Европе свою необходимость"
12:18  Кипит разум возмущенный. Список научных трудов Аскара Акаева с 2006 по 2008 год
12:16  Пресс-секретарь В.Путина: Проблемы "Набукко" связаны с недостоверными данными о запасах газа в Туркмении
11:54  "Эменгерлiк – в степи не бывает сирот!". Анонс пресс-конференции в Алматы 29/01 о создании единой информсети Детских домов Казахстана
11:50  А.Серенко: Похищение Украины. Газовый кризис на стыке 2008-2009 годов сформировал новую энерго-политическую ситуацию в Европе
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ю.Баранчик: Россия и СНГ - время смены внешнеполитической парадигмы
11:50 29.01.2009

Если внешнеполитический курс России в "дальнем зарубежье" опирается на серьезные экономические и военно-технические возможности страны и включает в себя ВТС, энергетику, различные инфраструктурные проекты и т.д., то в "ближнем зарубежье" никакой стройной системы мер до последнего времени не наблюдалось. Первой и во многом удавшейся попыткой системного подхода Москвы ко всем без исключения странам СНГ стал перевод республик бывшего СССР на рыночные цены за энергоносители, который закончился только к 2009 году, когда было сломлено сопротивление оранжевой украинской элиты. Тем не менее, внешнеполитические достижения России в "дальнем зарубежье" и теперь выглядят гораздо более значительными, чем на постсоветском пространстве.

В настоящее время Россия в своих действиях в ареале стран бывшего СССР опирается, в основном, на экономические методы, добавляя к переводу энергетических отношений на рыночную основу целенаправленное и поддерживаемое государством укрепление позиций российского капитала в ключевых отраслях и предприятиях постсоветских стран.

Надо признать, что эти методы подтвердили свою эффективность - и не только в постсоветском мире. Европа не имеет никаких альтернатив (далекий от реализации проект "Набукко" обеспечивает только 5% европейских потребностей в газе) российским поставкам газа. Отсюда необходимость выстраивания позитивной политической повестки дня в отношениях Европы с Россией. Точно такой же позитивной должна быть и повестка стран-транзитеров, только это до сих пор в надлежащей мере не осознано. А потому Россия вынуждена прокладывать прямые пути поставки российского газа в Западную Европу.

Вместе с тем, не будем забывать, что оказавшийся столь болезненным для постсоветских стран переход на рыночную основу в области энергетики остается всего лишь экономическим инструментарием. Понятного, рассчитанного на стратегическую перспективу инструментария политики России на постсоветском пространстве нет до сих пор. Это может повлечь очень серьезные последствия.

Сегодня в российских экспертных кругах начинают приходить к пониманию того, что на постсоветском пространстве надо делать что-то еще, кроме чисто экономической работы. Возникает вопрос о необходимости и возможности включения в деятельность государства на международной арене достаточно сложных и тонких политических механизмов.

До сих пор стиль российской внешней политики на постсоветском пространстве мог быть хорошо выражен фрагментом из интервью О.Рыбачука (cоветник президента Украины): ".... я в Кремле… встречался с Волошиным, когда Волошину был задан знаменитый вопрос одним из депутатов: "Почему Кремль избегает любых контактов с оппозицией? Вы посмотрите, у нас оппозиция имеет рейтинг значительно больше, чем у власти, и мы же можем стать властью". На что господин Волошин сказал: "Вот станете властью – тогда мы всячески будем с вами иметь контакты. Это такая политика Кремля. Мы в Украине поддерживаем президента Кучму. Станет президентом Ющенко, то мы будем поддерживать президента Ющенко". Цитата почти дословная: "Это наша политика"...

Аналогичной позиции придерживался Б.Ельцин в отношениях с Белоруссией: пока у власти был В.Кебич, работали с ним и игнорировали новую команду во главе с А.Лукашенко. Пришел к власти А.Лукашенко – стали работать с ним ("убрав все предыдущее со стола"), и больше ни с кем. Однако как быть, если к власти в Белоруссии придет, например, А.Милинкевич или любой другой маргинальный политик, который при поддержке США и Запада в целом начнет тянуть страну в НАТО?

Всеобъемлющее предпочтение во внешней политике Москвы контактам с "партией власти", полное отсутствие системной работы по другим направлениям (партии, общественные объединения) изначально контрпродуктивно. Недостатки такого подхода очевидны:

а) сотрудничество устанавливается с личностью, а не со страной;

б) затрудняется достижение долгосрочных целей внешней политики, которые не должны зависеть от персоналий;

в) нет возможности работать с другими (не участвующими во власти) общественно-политическими силами, оказывать им поддержку в рамках действующего законодательства;

г) в случае резкой смены ориентации руководства страны в отношениях с ней неизбежны крупные внешнеполитические неудачи;

Примером могут служить хотя бы Белоруссия и Грузия. Глава Белоруссии - А.Лукашенко, и с ним можно работать (или можно было работать?), т.к. он - (условно) "пророссийский". Глава Грузии - М.Саакашвили, и он – "прозападный", и с ним уже работать нельзя, поскольку он изначально следует сценарию, написанному для марионеток. К чему это приводит? Невозможность (или неспособность) работы с лидером закрывает перспективы внешней политики России на данном страновом направлении.

Еще один пример на постсоветском пространстве - Молдавия. Когда-то Воронин пришел к власти на российской волне, однако потом предпочел другой лагерь. После чего весь политический пасьянс Москвы в этом регионе полетел в тартарары. А виной этому только то, что ставка была сделана на фигуру, а не на систему отношений, в которой и Воронин, и "Пронин" должны были бы быть звеньями одной цепи, элементами единой системы, которую не может разрушить замена фигур на политическом поле.

Подход, основанный на выстраивании отношений только с главой того или иного государства, конечно, нельзя назвать системным. Его результатом может стать лишь полная потеря влияния на постсоветском пространстве. А применительно к Белоруссии это тот же самый вопрос: "участвует Россия в политических процессах на белорусском поле или нет? Если нет, то в чем смысл экономической удавки на шее страны, обреченной свалиться в западный огород?".

Поворот политических элит многих республик бывшего СССР в сторону Запада связан не только с международной активностью западного мира, но и с серьезными недостатками внешней политики Российской Федерации как государства, образующего геополитическое ядро постсоветской Евразии.

Однобокость российского подхода еще более очевидна в сравнении с западной внешнеполитической стратегией. Например, как это происходит в той же Белоруссии. Запад говорит Минску: давайте жить "так и так", вы согласны? В Минске думают и отвечают: нет, мы не согласны. Тогда Запад говорит: ну, раз вы не согласны быть в нашем лагере, а мы хотим вас видеть у себя за столом, то получите наше участие в вашей политической жизни. После чего начинается организационная, финансовая, рекламная и коммуникативная поддержка "своих" структур, раскрутка прозападных лидеров и т.д. и т.п., причем в легальном правовом пространстве. То есть Запад обставляет свое вхождение во внутреннюю политику той или иной страны через создание своих политических (партии) и общественных (НПО) структур с помощью грантов, конференций, поддержки подконтрольных печатных и электронных СМИ и т.д. и т.п.

Запад работает с руководством каждого постсоветского государства независимо от того, придерживается ли оно западной ориентации или нет. И во всех случаях Запад не отказывается от регулярной финансовой, организационной, моральной поддержки структур, созданных им в той или иной стране бывшего СССР.

Такой подход является гораздо более системным, чем тот, что практикуется Москвой: он позволяет проводить внешнюю политику в любых условиях, при любых конфигурациях властной элиты и оппозиции в той или иной стране.

Сегодня ключевыми во внешнеполитической деятельности России на постсоветском геополитическом пространстве должны стать такие принципы, которые развяжут Москве руки в отношении схем и методов работы в политико-правовом поле любой страны бывшего СССР.

Присутствие России во внутренней политике постсоветских государств должно стать более системным, а это предполагает создание легитимных институтов влияния (партии, общественные организации и т.д.) на внешне- и внутриполитический курс каждой из бывших советских республик, ныне новых независимых государств.

И следующая наша статья посвящена обоснованию данного тезиса в отношении Беларуси.

29.01.2009
Юрий БАРАНЧИК (Беларусь)

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1233219000
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх