КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 24.01.2009
22:41  Более пяти тысяч этнических кыргызов, приехавших в Кыргызстан из Таджикистана, вернулись назад
17:03  И.Азар: Содружество зависимых государств. Попытка России привязать к себе страны СНГ за счет кредитов провалилась
16:06  "Газета.Ру": Долгие газопроводы. Россия и Узбекистан будут увеличивать сотрудничество в газовой сфере
15:15  А.Шустов: Куда приведет Шелковый путь? "Пятидневная война" на Кавказе детонировала глубинные геополитические сдвиги
14:39  Азербайджан настоял. Грузия восстановит разрушенный музей одного из основателей АзербССР Наримана Нариманова
14:32  С.Ориен: Джамоат Ошоба. В Таджикистане существует селение с первобытнообщинным строем
13:05  "АП": И.Каримов просит Москву повлиять на Киргизию и Таджикистан в решении водного вопроса
12:45  Интеграция маоистов. ООН расширяет мандат миротворческой миссии в Непале
12:43  Аортокоронарное шунтирование. Премьеру Индии Манмохану Сингху сегодня делают сложную операцию на сердце
12:36  Regnum: Перезагрузка Киргизии. Распространяются слухи о скором бегстве из страны руководства республики
12:08  Д.Косырев: Дорогие центральноазиатские друзья. Не зря президент И.Каримов постарался отодвинуть подписание соглашений на задний план...
11:27  Украина снабжала оружием "Тигров освобождения Тамил-Илама"
11:22  "СП": Россия пытается перехватить у США "афганскую проблему"
10:46  "КП": Почетный доктор Медведев. Президент России провел два дня в Узбекистане
10:31  "Известия": "Мы продаем газ только России". Зачем Дмитрий Медведев поехал в Узбекистан?
10:29  О.Жигалина: Курды и перспектива вывода американских войск из Ирака
10:21  Р.Зойиров/М.Мамадшоев: Помянем добрым словом В.И.Ленина. История не терпит фальши...
10:15  Нур Омаров: Все, что происходит в Кыргызстане в последние две недели, я бы обозначил таким понятием, как аппаратные игры
10:08  Евгений Примаков выпустил очередные скучные мемуары "Мир без России? К чему ведет политическая близорукость"
09:55  "Independent": Обама готов бросить Карзая на произвол судьбы
09:51  "Особо опасен" Тимура Бекмамбетова претендует на два "Оскара"
09:46  А.Саидов: Американские горки. Новый всплеск активности доллара в Казахстане
09:44  А.Кононец: На линии – контроль. Казправительство решило смелее бороться с безработицей
09:34  К.Троепольский: В условиях глобального кризиса. Что ожидать в 2009 году от военной политики США и их союзников
09:25  "The Financial Times": На поле боя за европейский газ - сплошь тела проигравших
09:22  В Кыргызстане 7,6 процента детей не посещают школу
09:17  "Къ": "Приятно иметь дело с человеком новой формации". К итогам визита Д.Медведева в Узбекистан
09:16  З.Курманов: Смена политических элит в Киргизии - нормальный закономерный демографический процесс
09:11  Глава "Нефтегаза Украины" О.Дубина попал в реанимацию. Разорвал сердце между указаниями президента и премьерши
08:27  The Times: По Европе катится новая эпоха бунтов и беспорядков
08:13  "Росатом" извлечет уран из монгольских недр. Стороны создают СП по освоению месторождений Дорнода
07:23  Для кыргызстанских журналистов, пишущих о кино, учреждена премия имени К.Ашимова
07:15  Россия и Узбекистан предлагают созвать международную конференцию по афганской проблеме
06:32  "ВПК": Смена ориентации. Британская армия становится ополчением педерастов (в прямом смысле)
00:33  На базе "Казахстанской правды" будут открыты новостная газета на английском языке "Weekly news" и журнал "Путь в Европу"
00:29  Д.Перцев: Родимые пятна на государственном теле. Раздел Киргизии между другими странами ЦА можно рассматривать в прикладном плане. Ч. 2-я
00:26  "МК": Каримов узрел нежность в глазах Медведева. Центральная тема переговоров - газовая
00:14  Смотрины по-черному. Б.Обама провел в Кабуле кастинг потенциальных преемников Карзая
00:05  Иранская милиция объявила награду в $1 млн за голову... президента Египта Хусни Мубарака
Пятница, 23.01.2009
22:00  Сергей Расов: Кадровая революция в Кыргызстане
21:50  А.Князев: ШОС для Китая - прекрасный механизм экономического проникновения в ЦентрАзию
20:46  Ост-Индская кампания. Н.Назарбаев отправился с "эпохальным" визитом в Индию
19:42  С.Козлов: Черный Обама или не черный - вопрос лишь приятного разнообразия...
18:13  Власти Кыргызстана выдают гражданство этническим кыргызам из Узбекистана
17:08  А.Абдуллина: Что день грядущий нам готовит. Пятничная "зачистка" президента Кыргызстана
14:27  Президент Д.Медведев стал почетным доктором Ташкентского университета мировой экономики и дипломатии
14:12  Россия и Узбекистан изучают возможность создания новых газопроводов
13:35  Президенту Польши не удалось создать антироссийский газовый фронт
13:23  "Известия": Самаркандский гость. Медведев попал в Узбекистане в атмосферу восточной сказки
13:20  Прокуратурой Карагандинской области восстановлены нарушенные права работников шахт "Арселор Миттал"
12:53  "Geopolitika": Беловежская пуща: собирались на зубра, а уложили... СССР
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Шустов: Куда приведет Шелковый путь? "Пятидневная война" на Кавказе детонировала глубинные геополитические сдвиги
15:15 24.01.2009

Куда приведет Шелковый путь?
"Пятидневная война" на Кавказе, результатом которой стало военное поражение Грузии и признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, детонировала глубинные геополитические сдвиги, затронувшие все прилегающие страны.

Одним из важных последствий войны стало осознание небезопасности проходящих через Грузию транспортных коммуникаций. Наиболее неприятным для США и Евросоюза "сюрпризом" явилась остановка проходящих через территорию Грузии нефтепроводов Баку – Тбилиси - Джейхан, Баку - Супса и газопровода Баку - Эрзерум – единственных независимых от России каналов поставки углеводородов из Каспийского региона. Однако последствия войны сказались и на других составляющих проекта создания транспортного коридора в обход России, ключевым участником которого выступает Грузия.

Коммуникационные возможности Грузии привлекли внимание Запада сразу после распада СССР. В мае 1993 г. на международной конференции в Брюсселе, в которой участвовали министры транспорта и торговли всех азиатских государств СНГ - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Армении, Грузии и Азербайджана - было заключено соглашение по внедрению программы технической помощи для развития транспортного коридора Европа – Кавказ - Азия (ТРАСЕКА), финансирование которой взял на себя Евросоюз. В 1996 г. участниками ТРАСЕКА стали Украина и Монголия, затем – Молдавия, а в 2002 г. – Болгария, Румыния и Турция. В сентябре 1998 г. на международной конференции в Баку, посвященной возрождению Великого Шелкового пути, было подписано Основное международное соглашение по ТРАСЕКА, а в марте 2001 г. был образован постоянный секретариат организации.

Основными целями ТРАСЕКА является создание альтернативы российской Транссибирской магистрали, присоединение региона к европейским транспортным сетям и поддержка независимости новых государств СНГ1. Однако список участвовавших в программе государств, абсолютное большинство которых в прошлом являлись советскими республиками или членами социалистического блока, явно говорил о стремлении Евросоюза усилить свое влияние на южных рубежах России, экономически оторвав от нее этот стратегически важный и богатый ресурсами регион.

Ключевыми участниками проекта стали два основных транзитных государства - Грузия и Азербайджан. Именно Грузия в 2000 г. первой председательствующей в ТРАСЕКА страной. Вся дальнейшая реализация проекта была направлена на выстраивание широтных коммуникаций в направлении Восток – Запад. Трудности, связанные со сложным рельефом местности, наличием водных преград, необходимостью унификации налогового и таможенного законодательства, отступали перед главной задачей - обойти Россию, которая, несмотря на распад СССР, продолжала контролировать основные транспортные маршруты в Евразии. С широтной направленностью проекта было связано и игнорирование его участниками всех инициатив Армении, заинтересованной в развитии торгово-экономических связей в направлении Север - Юг, что делало необходимым привлечение России и Ирана2.

Несмотря на технические, естественно-географические и юридические сложности, в осуществлении проекта удалось добиться определенных успехов. К 2000 г. в его реализацию было вложено более 270 млн. дол. В рамках ТРАСЕКА были запущены программы по созданию сети логистических центров и подготовке персонала воздушного и наземного транспорта. В украинском Ильичевске был построен крупнейший на Черном море транспортный терминал, позволявший обрабатывать до 20 тыс. большегрузных контейнеров в год. В середине 2000-х гг. объем перевозимых по ТРАСЕКА грузов достиг 45 млн. тонн, причем прогнозы экспертов свидетельствовали о том, что его можно существенно увеличить. Одним из главных товаров стала азербайджанская нефть, которая доставлялась по железной дороге до терминалов в грузинских портах Поти и Батуми. В 2005 г. ее перевозки составили 9,8 млн. тонн3.

Другим маршрутом ТРАСЕКА должна была стать железная дорога Баку – Тбилиси - Карс (БТК). Соглашение о ее строительстве было подписано в феврале 2007 г. президентами Азербайджана И. Алиевым, Грузии М. Саакашвили и премьер-министром Турции Р. Эрдоганом. Общая протяженность железнодорожных путей составит 98 км, из которых 68 км пройдут по турецкой и 30 км – по грузинской территории. Строительство дороги займет около двух лет, а ее стоимость оценивается в 400 млн. дол. 4. Заинтересованность в проекте также выразил Казахстан, большие надежды на присоединение которого высказывались министерством транспорта Азербайджана.

Именно завершение строительства железной дороги Баку – Тбилиси - Карс вызывает в последнее время серьезные сомнения. В январе 2009 г. Азербайджан приостановил до марта строительство своего участка дороги, мотивируя это сложными погодными условиями в зимний период и необходимостью провести дополнительные геологические исследования маршрута. При этом дорога, по мнению экспертов, больше всего нужна именно Азербайджану, так как Турция скорее заинтересована в возобновлении работы железнодорожной ветки до армянского города Гюмри, а Грузия в случае ввода в строй БТК может потерять часть доходов от транзита грузов через черноморские порты5.

Одновременно новый импульс получил проект создания транспортного коридора "Север - Юг", соглашение о создании которого было подписано в сентябре 2000 г. Россией, Индией и Ираном. Позднее к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман и Сирия, а заявки на присоединение подали Турция и Украина. Проект предусматривает выстраивание альтернативных широтным долготных транспортных коммуникаций между странами Северо-Западной Европы, Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Коридор "Север - Юг" должен стать в два раза короче, чем традиционный морской путь через Суэцкий канал, а стоимость перевозки по нему грузов планируется сделать существенно дешевле. Проект предусматривает три основных маршрута, соединяющих Россию с Ираном, – по Каспийскому морю, по железной дороге через Азербайджан, а также Казахстан и Туркмению6.

Одним из вариантов маршрута в рамках проекта "Север - Юг" могла бы стать железная дорога из России в Иран через территорию Армении, Грузии и Абхазии. Но если в Грузии реализация такого проекта сейчас невозможна, то Армения строит в отношении него большие планы. Уже завершено технико-экономическое обоснование железной дороги Армения -Иран, протяженность которой составит 480 км по армянской и столько же по иранской территории. Планируется, что реализация проекта займет около пяти лет и будет стоить 1,5-2 млрд. дол., а инвесторами выступят Всемирный банк, Азиатский банк развития, правительство Китая, Иранские и Российские железные дороги, управляющие железнодорожной сетью Армении. В результате Армения получит выход к морю через иранские порты Энзели на Каспии и Бендер-Абас - в Персидском заливе, а Иран сможет существенно увеличить свои доходы от грузоперевозок7.

Не останется в стороне и тот вариант маршрута, который должен пройти по восточному побережью Каспийского моря. Год назад в Ашхабаде между Ираном, Туркменистаном и Казахстаном было подписано соглашение о строительстве железной дороги из иранского г. Горган до казахстанского г. Узень. Транспортный потенциал этой железной дороги оценивается в 3-5 млн. тонн, а в перспективе - до 12 млн. тонн. В работе нового транспортного коридора планирует участвовать и Узбекистан8.

Расширение транспортных связей с государствами Южного Кавказа и Центральной Азии позволит России существенно увеличить грузоперевозки в страны Ближнего и Среднего Востока, а учитывая активную модернизацию Ираном своей железнодорожной сети – в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Помимо существенного увеличения доходов развитие транспортного коридора "Север - Юг" будет способствовать экономической интеграции государств региона и усилению влияния России, которая станет одним из ключевых звеньев этих маршрутов.

_____________________
1 Программа ТРАСЕКА – Восстановление исторического Шелкового Пути // Ministerul Transporturilor / http://www.mt.ro/traceca/russian/indexrus.html

2 Корьюнов Л. Грузию поставили во главе коридора // Коммерсант. 2000. 15 марта.

3 Ввод БТД не отразится на перевозках нефти по TRACECA // Интерфакс. 2006. 5 нояб.

4 Государственная железная дорога Азербайджана огласила прогнозы перевозок грузов по маршруту Баку-Тбилиси-Карс // Транскаспий / http://www.transcaspian.az/ru/2007/ex_news/transport_stream

5 Симонян Ю. Иран хочет стать железнодорожным перекрестком в Азии // Независимая газета. 2009. 21 янв. / http://www.ng.ru/cis/2009-01-21/5_iran.html

6 Международный транспортный коридор "Север-Юг" // Российские железные дороги / http://cargo.rzd.ru/wps/portal/cargo?STRUCTURE_ID=682

7 Симонян Ю. Иран хочет стать железнодорожным перекрестком в Азии // Независимая газета. 2009. 21 янв. / http://www.ng.ru/cis/2009-01-21/5_iran.html

8 Иран: Новая железная дорога ускорит доставку грузов из Центральной Азии в иранские порты // Фергана.ру. 2009.19 янв. / http://www.ferghana.ru/news.php?id=11088

***

24.01.2009
Александр ШУСТОВ

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1232799300
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх