КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 23.01.2009
22:00  Сергей Расов: Кадровая революция в Кыргызстане
21:50  А.Князев: ШОС для Китая - прекрасный механизм экономического проникновения в ЦентрАзию
20:46  Ост-Индская кампания. Н.Назарбаев отправился с "эпохальным" визитом в Индию
19:42  С.Козлов: Черный Обама или не черный - вопрос лишь приятного разнообразия...
18:13  Власти Кыргызстана выдают гражданство этническим кыргызам из Узбекистана
17:08  А.Абдуллина: Что день грядущий нам готовит. Пятничная "зачистка" президента Кыргызстана
14:27  Президент Д.Медведев стал почетным доктором Ташкентского университета мировой экономики и дипломатии
14:12  Россия и Узбекистан изучают возможность создания новых газопроводов
13:35  Президенту Польши не удалось создать антироссийский газовый фронт
13:23  "Известия": Самаркандский гость. Медведев попал в Узбекистане в атмосферу восточной сказки
13:20  Прокуратурой Карагандинской области восстановлены нарушенные права работников шахт "Арселор Миттал"
12:53  "Geopolitika": Беловежская пуща: собирались на зубра, а уложили... СССР
12:51  Дж.Сорос: Эффективная схема для перезагрузки мировой экономики
12:37  Таджикистан разом меняет послов в пяти странах
12:34  В.Рулинский: Все в "Нур-медиа". В Казахстане строят информационную вертикаль
12:32  Вл.Соловьев: Переменник родины. Президент Туркмении продолжает реформировать страну
12:28  Российский "Лукойл" вложит в Узбекистан еще $5 миллиардов
12:26  Б.Макаренко: Цена вопроса. Куда приведут реформы в Туркмении?
12:00  Киргизия. Отправлены в отставку - 1-й вице-премьер И.Айдаралиев, минобраз И.Болджурова, минсельхоз А.Ногоев, Чуйский губернатор К.Сыйданов и др.
11:30  Узбекистан интересуется российскими зенитками
11:23  "МК": "Знаковый визит". Президент Узбекистана рад приезду Медведева
11:03  И.Мурадян: Загадка Сектора Газа. Израиль пытается выиграть время
11:02  В.Юртаев: Иран и Россия - новый старт спустя 30 лет
11:00  Депутаты парламента КР предлагают правительству не расселять этнических кыргызов в Чуйской области и вокруг столицы
10:41  Европа ищет деньги на Нabucco
10:35  Кавказские пленники. В Атырау осуждены члены интернациональной банды, похищавшие известных в городе бизнесменов
10:32  Е.Михайлова: Курс на диверсификацию. Казахстану нужно жить так, как будто у него нет нефти. Ч. 1-я
10:17  Э.Аман: Последние из могикан. В Кабмине Туркмении остались только три министра Туркменбаши
10:10  К.Конырова: Доходы падают. Нефтянка Казахстана просит о помощи
09:57  Б.Обама назначил "старого ястреба" Ричарда Холбрука спецпредставителем США по Афганистану и Пакистану
09:33  В.Евсеев: Военный выбор для Ирана - реальности и вымыслы. Почему маловероятен силовой путь решения давно заботящей Вашингтон проблемы
09:29  К.Березовская: Узбекистан – Россия: сросшиеся кроны
09:20  Х.Юсупов: Чисто таджикское убийство. Криминальные разборки среди трудовых мигрантов в Екатеринбурге
09:03  "Газета": Ислам Каримов показал Дмитрию Медведеву красоты Самарканда. Затем президенты обсудили Афганистан и энергетику
08:50  С.Расов: Джокер из колоды Назарбаева. Новый глава Нацбанка РК Марченко имеет имидж конфликтного человека
08:47  "НВО": Терроризм, религиозный экстремизм плюс наркомафия… Бишкек определяет угрозы национальной безопасности Киргизии
08:43  В.Скосырев: Иран накануне выборов президента. На исход схватки может повлиять политика Обамы
08:42  В.Панфилова: Туркмения вооружается. Принята новая Военная доктрина страны
00:37  "НВ": Что-то стало холодать... Президент Э.Рахмон собирается в длительное турне по странам Европы
00:31  МИД Казахстана опровергает. Договора с РФ об упрощенном порядке приобретения российского гражданства никто не расторгал
00:24  Карагандинские полицейские спасли из снежного плена 65 граждан Узбекистана
00:21  Д.Перцев: Родимые пятна на государственном теле. Куда завела Киргизию лавинообразная политика Аскара Акаева. Ч. 1-я
00:09  "Къ": Дань ублажения. Дмитрий Медведев попробует уговорить Ислама Каримова подписать с Россией хоть что-нибудь
00:03  "КП": Кто разжигает национальную вражду. Этнические банды в... московских вузах
Четверг, 22.01.2009
23:40  В правительстве РК создана рабочая группа по проблеме казахстанско-китайских трансграничных рек
23:16  Д.Сатпаев: Сорок четвертый. У Обамы есть свои плюсы и минусы
22:19  Вышла в свет энциклопедия "Астана"
22:14  Каримов предложил Медведеву участок земли в Самарканде
21:07  Меламиновый скандал в Китае: за смерть малышей виновники распрощаются с жизнью
20:03  "Ведомости": Азия замедляется. ВВП Южной Кореи упал уже на 5,6%
19:08  С.Мелентьев: Россия недооценивает Среднюю Азию. Реального сотрудничества в рамках ШОС и ОДКБ недостаточно
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
И.Мурадян: Загадка Сектора Газа. Израиль пытается выиграть время
11:03 23.01.2009

Загадка Сектора Газа

Прекращение военной операции израильской армии в Секторе Газа аккурат в канун официального вступления в должность Барака Обамы не могло не вызвать вздох облегчения в мире. Представители арабских и европейских стран предпринимают усилия к тому, чтобы закрепить хрупкое перемирие, но, видимо, окончательный мир на Ближнем Востоке еще долго не будет возможным (если он возможен вообще)…

В последние дни президентской предвыборной кампании в США и после выборов по реакции не только политиков и политологов, но и широких масс европейцев, особенно французов, могло сложиться впечатление, что выбирают президента не США, а Франции. Во многих странах континентальной Европы имел место заметный энтузиазм, и даже Николя Саркози пытался сочетать свой американизм с риторикой, подчеркивавшей его приверженность традиционным французским и европейским ценностям.

Европа "проголосовала" за Барака Обаму, и даже некоторая "подмена" самого Б.Обамы клинтоновско-байденовской командой не испортила ей настроения. За исключением некоторых право-консервативных группировок практически все ответственные политические силы в Европе выражают надежду на создание более равновесных "трансатлантических отношений" на таких направлениях, как Ближний Восток, Восточная Европа и Россия, Китай, Иран, террористические угрозы.

Традиционно европейцев очень волнует проблема арабо-израильских отношений, но они понимают, что не обладают достаточными возможностями для реального влияния на ближневосточные процессы. В определенной мере европейцев обнадеживает некоторый, как они считают, успех, достигнутый в отношениях с Соединенными Штатами по иранской проблеме (подразумевается, что американская позиция стала ближе к европейской). Ведущие столицы континентальной Европы и возможно, Лондон, рассчитывают на коррекцию американской политики при Обаме и вовлечение США во внешнеполитические проекты Европейского Союза.

Данная перспектива, однако, вряд ли устроит Израиль, считающий Европу своим, так сказать, онтологическим врагом. В Тель-Авиве полагают, что европейцы готовы пожертвовать интересами Израиля, ведя дело к отторжению от Израиля многих стратегически важных территорий (включая Иерусалим) в соответствии с не проговариваемыми вслух планами католических кругов Европы. Недопущение формирования анти-израильского фронта на Западе стало генеральным направлением внешней политики Израиля.

Идеологами администрации Б.Обамы, видимо, будут засевшие в Институте им. Брукингса и отчасти в Совете по внешним сношениям высокопоставленные члены администрации Б.Клинтона. Напомним, схема ближневосточного урегулирования "имени Билла Клинтона" предполагала передачу палестинцам 22% "территорий", включая часть Иерусалима.

Уходящая администрация Дж. Буша имела своеобразные представления об урегулировании арабо-израильского конфликта (как и региональных конфликтов в целом). Применительно к Ближнему Востоку данная схема не предусматривала активного вмешательства при активной военно-технической и политической поддержке Израиля. Курс был выработан командой неоконсерваторов и проводился в жизнь на протяжении обоих президентских сроков Дж. Буша-младшего. На смену политики Б.Клинтона, предполагавшей "всеобъемлющее урегулирование" на Ближнем Востоке, пришла политика "ограниченного вмешательства". Хотя обе эти позиции гарантировали тотальную поддержку Израиля, они тем не менее вызвали острую дискуссию в американо-израильской общественно-политической среде.

Какой бы произраильской ни считали администрацию Б.Клинтона (она имела небывало тесные, обязывающие связи с еврейскими общественными организациями в США, которые во многом и инициировали клинтоновскую схему урегулирования), многим израильтянам ее подходы представлялись убийственными для Израиля. Отношения Б.Клинтон – И.Рабин не ушли в небытие с убийством И.Рабина. В самом Израиле левые и иные политические силы, включая группировку Э.Барака, поддержали план Б.Клинтона. Еврейские избиратели в США продолжали оставаться приверженцами Демократической партии, несмотря на то, что в самом Израиле уже 8 лет у власти находятся правые партнеры Республиканской партии. Политико-идеологическая доктрина Б.Нетаньяху – А.Шарона предполагает отрицание чрезмерных компромиссов (а по сути - компромиссов вообще), в особенности по проблеме "территорий".

В этой ситуации, когда перед Израилем обрисовалась задача обеспечения влияния на новую демократическую администрацию США, роль Европы может оказаться очень важной и отнюдь не позитивной с точки зрения израильской властной элиты. Возможен ли новый этап в американо-европейских отношениях, насколько новая администрация захочет возобновить прежний клинтоновский курс в отношении арабо-израильского конфликта, предусматривавший значительные территориальные уступки арабам, и стоит ли ждать усиления влияния Европы на США по проблемам Ближнего Востока – все эти вопросы не могут не волновать руководство еврейского государства. Израильтян тревожит, что ближневосточное наследие Дж.Буша будет либо забыто, либо крайне слабо повлияет на политику новой администрации. В этом случае в Израиле может возникнуть проблема власти в стране, так как нынешняя правящая команда и те политики, которые "на подходе", могут оказаться на аренах европейской и американской политики в изоляции.

Позиции альянса правоконсервативных сил в США и Израиле временно ослабли, но правые консерваторы обладают достаточными ресурсами, чтобы затруднить политику администрации Б.Обамы, и не только на Ближнем Востоке. Политическая борьба в США с прицелом на результаты выборов в Конгресс и президентские выборы уже началась.

Отсюда вывод о практически неизбежном нагнетании напряженности в арабо-израильских отношениях. Строго говоря, не допустить того, чтобы США при Б. Обаме в своей ближневосточной политике стали больше равняться на Европу, может только война.

В Израиле, по-видимому, уже пришли к необходимости принять превентивные меры с целью предотвращения более "умеренного" курса новой американской администрации в отношении Ирана (такая политика может сравнительно легко принять форму неких американо-европейско-российских договоренностей).

Своеобразной актуализацией данного израильского "проекта" и является сейчас Сектор Газа.

***
На узкой полосе земли протяженностью 25 на 8 км, при мизерных ресурсах воды и сельхозугодий проживают, по разным оценкам, от 750 тысяч до 1,2 млн. человек. Естественно, что на такой крохотной территории, да еще в изолированном положении невозможно обеспечить сколько-нибудь удовлетворительную жизнедеятельность.

Газа - это не Сингапур и не Гонконг, и даже не Западный берег реки Иордан. По стереотипу поведения население Газы заметно отличается от населения другой части Палестинской автономии, что и обусловило доминирование в Газе исламских политических организаций.

Заметно различаются две обособленные палестинские территории и по политическим приоритетам своих элит - настолько, что некоторые аналитики даже обращаются к идее создания двух арабо-палестинских государств. Элиты Западного берега заметно вестернизированы, что во многом объясняется активным общением с другими религиозными и этническими группами, чего почти нет в Газе, где, например, христиане составляют сотые доли процента от общей численности населении.

Из общения с политиками и экспертами Иордании, Ливана, Сирии и Египта можно сделать вывод о том, что нынешнее политическое руководство Палестинской автономии (де-факто - Западного берега) вполне "созрело" для восприятия идеи создания двух арабо-палестинских государств. Если это произойдет, общество Западного берега очень скоро подвергнется европеизации и "левантизации".

Во многих ведущих профильных институтах и исследовательских центрах США данная тема обсуждается давно. Соответствующие дискуссии велись в последние годы на семинарах и конференциях Совета по внешним сношениям, Вашингтонского института ближневосточных исследований, Института Ближнего Востока, Центра стратегических и международных исследований, Фонда "Наследие" и др. Попала данная тема и в поле зрения Ричарда Перла, одного из "большой тройки" неоконсерваторов в Пентагоне в период первого президентского срока Дж.Буша. Высказывался по этому вопросу и ведущий аналитик аналитической службы "Стрэтфор" Джордж Фридман.

Преследуя цель не допустить создания единого палестинского государства и территориальных уступок палестинцам, израильская элита, скорее всего, придет к идее разделения палестинской проблемы на две составляющие со ставкой на раскол палестинского движения.

Можно предположить, что Израиль займет менее непримиримую позицию в отношении Западного берега и более жесткую в отношении Сектора Газа и одновременно перенесет акцент с палестинской проблемы на "международный терроризм", чтобы оправдать этим свою жесткую линию и неготовность к компромиссам (кстати, многие считают, что ХАМАС появился некогда как "израильский проект" в пику ФАТХ).

Сейчас Израиль пытается выиграть время. Вероятно, под прикрытием планов решения палестинской проблемы израильская элита решает и другие задачи. Речь может идти, например, о продлении сроков пребывания американских войск в Ираке, о создании в регионе новых военных баз НАТО и даже о некой форме интеграции Израиля в Североатлантический альянс. Однако актуальнее всего - подрыв возможных усилий администрации Б.Обамы по урегулированию арабо-израильского конфликта и консервация наследия Дж. Буша в ближневосточной политике США, включая создание фронта борьбы с Ираном.

Перманентные военные действия в Газе - именно то, что в данный момент для этого нужно.

22.01.2009
Игорь МУРАДЯН (Армения)

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1232697780
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх