КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 21.01.2009
22:23  Б.Сапарбаев (минтруд Казахстана): Центральное место в миграционной политике занимает регулирование этнической миграции
19:16  С.Балмасов: Китай стремительно "захватывает" страны третьего мира
16:04  В.Серф: Почему именно СССР дал толчок созданию интернета
14:28  Б.Исабаев: Отчего растут ряды религиозных экстремистов в Таджикистане
12:51  "Известия": Таджикистан готов помочь в транзите грузов НАТО в Афганистан
12:49  М.Калашников: Неудачное подражание Рузвельту. Почему выдвинутый Обамой план спасения американской экономики обречен на провал?
11:57  Reuters: С президентством Обамы начнутся новые отношения с мусульманами
11:53  "Надо очень сильно себя ломать, помнить все время, что ты...", - каково быть гастарбайтершей из Кыргызстана в Израиле
11:45  Казахстанский гидрогеолог Феофан Шестаков изобрел способ выращивать влаголюбивые растения без полива
11:36  К.Фицпатрик: Новый законопроект "О религии" в Казахстане раскритиковал даже... Папа Бенедикт XVI
11:34  А.Хачатрян: Армения и Иран углубляют связи. В планах сооружение железнодорожной магистрали, нефтепровода, ГЭС...
11:29  Боец чрезвычайной службы. В МЧС Казахстана будут служить "срочники" и появится свое "элитное подразделение"
11:23  А.Елисеев: "Вождизм" на Западе и Востоке. Тоталитарный глобализм примет обличье "диктатуры без лица" по образцу анонимной хунты "красных кхмеров"
11:19  "Столетие.Ру": Генерал Петреус: "Отставить разговорчики в строю!". Бишкек принял команду "смирно"
11:17  А.Проханов: Сегодня Россия - одна из самых несправедливых стран мира
11:13  А.Правов: Операция завершена, война - нет. Послесловие к бойне в секторе Газа
10:12  "НГ": "Манас" пока остается за США. Генерал Петреус утверждает, что вопрос о выводе базы США даже не поднимался
10:03  "Исламский мир должен найти пути для своего развития", - из первой "президентской" речи Б.Обамы
09:58  Пошел газ "Измаила". В туркменских Заунгузских Каракумах заработало новое месторождение
09:56  Энергетиков Кыргызстана беспокоит малый объем воды в Кайракумском водохранилище Таджикистана
09:52  ВВС: Штамм мутировал? Китаю угрожает новая эпидемия птичьего гриппа
09:48  За попытку продать младенца задержан... депутат атырауского гормаслихата Ж.Кушалиев
09:15  В.Панфилова: Звездно-полосатый Памир. Нахождение американцев в Афганистане – позитивный фактор для Таджикистана
09:05  Б.Шамс: Последний путь героя "Народного фронта" Лангари Лангариева (страницы новейшей истории Таджикистана)
09:01  Открыт огонь. Армения "нарушила перемирие в нескольких направлениях фронта"
08:44  В.Щекунских: Запущенное дело. Будут ли наказаны виновные в бесславной эпопее казахстанского спутника
08:36  Футбольная трагедия. "Астана" и "Кайрат" покидают премьер-лигу Казахстана
08:30  "МК": Козлов не жалко. Московские VIPы-"вертолетчики" погибли в горах Алтая браконьерствуя на краснокнижных архаров
08:21  А.Цыганок: Война стратегий. Израиль не мог победить ХАМАС
08:14  Ю.Симонян: Иран хочет стать железнодорожным перекрестком в Азии
08:12  В.Скосырев: Китай готовится к большой войне. Его армия должна быть готова отразить угрозу со стороны сепаратистов на Тайване, в Синьцзяне и Тибете
07:52  "Не имею морального права находиться в рядах Вооруженных Сил КР", - рапорт сына экс-министра обороны Киргизии Р.Исакова
07:48  Вышел в свет 3-й том антологии "125 лет узбекской фотографии"
02:36  NBCA: Туркменистан в газовом вопросе пока остается верен России
01:50  И.Неволин: Крапленая карта. В Казахстане нет некоррумпированных регионов
00:58  Р.Оруджев: Перспективы железной дороги Баку - Тбилиси - Карс. Уже вызывают серьезные сомнения
00:56  "Эхо": В Баку предотвращен теракт против посольства Израиля?
00:54  Установлены "разработчики" первого химического оружия. Это были древние персы, травившие римлян при осаде Дура
00:50  Таджикские трудовые мигранты из Екатеринбурга предлагают Э.Рахмону деньги для инвестирования в "строительство энергетических объектов в РТ"
00:48  "НВ": Туризм в Киргизии - Санта-Клаус и швейцарские технологии
00:45  А.Дурани: Афганистан - новые теракты и новые угрозы. Спокойствия не будет и в этом году
00:38  А.Матвеев: Судьба Байконура в руках Астаны. Жизнь космодрома зависит от казахстанского руководства
00:07  М.Хазин: Китай не ожидал такого быстрого падения совокупного спроса в США. Прогноз на 2009-й
00:04  И.Иванников: Пора задуматься о покупке китайских юаней
00:03  Е.Шилов: Киргизия попрощается с американцами? Военная база "Ганси" может быть закрыта?
Вторник, 20.01.2009
22:11  В Вашингтоне без происшествий инаугурировали Барака Обаму 44-м президентом США
21:42  А.Корбут: Хартия стратегического сумасшествия. Грузия готовит плацдарм для американских военных быз
20:44  Чингиз Велиев: Игра в газовый покер по-украински. Часть I
19:38  Жижа мысли. Лужков опять предлагает рыть водяной канал Сибирь-ЦентрАзия
18:44  Э.Гасанов: Роли и тени великих людей. История – это мираж, и знаменитые творцы подобных миражей наиболее глубоко преобразовали мир...
17:34  Л.Вардомский: Страны СНГ - испытание кризисом. Что ожидает Содружество в текущем году?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ю.Симонян: Иран хочет стать железнодорожным перекрестком в Азии
08:14 21.01.2009

Реализация коммуникационных проектов на Южном Кавказе вызовет геополитические изменения

Лет через пять из Еревана в Тегеран пойдут поезда.

В последние дни перспективы железнодорожных маршрутов на Южном Кавказе подверглись корректировке. Азербайджан объявил о приостановке строительства дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК), а Армения – о завершении первого этапа работ по прокладке ветки в направлении Ирана. Оба железнодорожных пути имеют важное стратегическое значение в регионе и способны существенно изменить геополитическую значимость его субъектов.

Приостановку строительства участка Ахалкалаки–Карс железной дороги БТК генеральный директор компании "Азериншаатсервис" Вусал Аббасов объяснил погодными условиями: "Толщина снега местами достигает одного метра. На дорогах – гололедица. Тяжело людям, порой невозможно использовать технику. Потому решено оставить строительство до марта". Но при этом он признал, что еще одной причиной остановки стали технические проблемы, связанные с недостаточным геологическим исследованием. "Также решено разработать новый проект после полного исследования маршрута", – сказал он.

Несмотря на внятное объяснение, недостатка в других версиях нет. Называются мировой кризис, который затронул Азербайджан, взваливший на себя основное финансовое бремя по реализации проекта, противоречия между его участниками и война в Южной Осетии, поставившая под сомнение транзитные возможности Грузии. "НГ" уже писала, что по большому счету дорога БТК нужна именно Азербайджану. Турция, признавая значимость БТК, сетовала на дороговизну строительства ветки из грузинского города Ахалкалаки до Карса и намекала на реабилитацию законсервированной по политическим причинам ветки из Карса до армянского города Гюмри. Ряд независимых турецких экспертов и вовсе настаивали на реализации проекта БТК именно в таком виде: строительство получалось менее затратным, а вовлечение Армении в проект сулило определенную политическую разрядку в регионе. Однако категорический отказ Баку от сотрудничества с Ереваном "до освобождения оккупированных территорий" и готовность взять на себя финансовые расходы сыграли решающую роль. Теперь после прогресса в нормализации армяно-турецких отношений в той же Турции все громче звучат голоса о необходимости открытия границ с Арменией – и в знак доброй воли, и в качестве конкретных действий – в установлении отношений. Если это произойдет, то есть турецко-армянская граница и вместе с ней железнодорожный участок Карс–Гюмри будут разблокированы, а симптоматика налицо, то сложное строительство дороги от Ахалкалаки до Карса станет лишь делом принципа Баку.

Что же касается Грузии, то здесь проект БТК изначально воспринимался неоднозначно. Решение властей взять под него кредит, пусть и однопроцентный, у Азербайджана и отдать строительный подряд азербайджанской же стороне вызвало недоумение как в рядах оппозиции, так и в экспертных кругах. "Дорога нужна Азербайджану, он и должен оплачивать ее строительство", – забила тревогу экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили. А независимые эксперты и вовсе заговорили о предательстве национальных интересов: с вводом в эксплуатацию БТК грузопотоки с Востока на Запад и обратно будут неизбежно переориентированы, и грузинские порты лишатся части доходов. Но эти аргументы власти не услышали. Теперь наблюдатели не исключают того, что одними из косвенных причин остановки строительства БТК могли стать меняющаяся ситуация в Грузии и заявления оппозиции о "необходимости пересмотра важных соглашений, заключенных при Саакашвили".

Впрочем, официальные структуры стран – участниц БТК причиной остановки работ назвали "НГ" исключительно погодные условия, предложив дождаться наступления весны: увидите сами – в марте строительство возобновится.

Обратное положение с проектом железной дороги Армения–Иран, вписывающейся в глобальный транспортный коридор Север–Юг. Как сообщили "НГ" в Министерстве транспорта, Ереван завершил его ТЭО: "Предполагалось, что протяженность армянской части дороги не превысит 400 километров. Но сложность рельефа добавила еще 80 километров. Примерно столько же надо построить на иранской территории. Реализация проекта займет около пяти лет и обойдется в 1,5–2 миллиарда долларов". По словам собеседника, финансировать работы могут Всемирный банк (ВБ), Азиатский банк развития (АБР), правительство Китая, Российские железные дороги (РЖД), управляющие армянским железнодорожным хозяйством, и Иранские железные дороги (IR). Тегеран, к слову, вообще строит грандиозные планы, объявив о намерении в ближайшие годы стать главным железнодорожным перекрестком в центре Азии. Что же касается ветки Армения–Иран, глава компании IR Хасан Зияри заявил журналистам, что Тегеран придает первостепенное значение проекту Армения–Иран, так как он обеспечит странам региона выход в международные транспортные коридоры. Правда, для большей успешности необходимо задействовать железную дорогу через Грузию и Абхазию, что на данный момент из-за политической ситуации не представляется реальным. Но это пока.

Для Армении значимость проекта очевидна уже сейчас. Республика получает полноценный выход в мир. А договоренность об использовании армянскими грузоперевозчиками иранских портов Бендер-Аббас (Персидский залив) и Энзели (Каспийское море) в льготном режиме открывает перед Ереваном радужные перспективы.

2009-01-21 / Юрий Симонян

Источник - Независимая газета
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1232514840
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх