КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 14.01.2009
19:18  РБК: Азиатские инвестфонды готовятся к тяжелому году
12:59  Алматинский ужас. Как похитили и убили карагандинского бизнесмена-депутата Бармина и певицу Anne’Shi (подробности)
12:41  Е.Кисилев: США - угроза для врагов и друзей. Россию, Китай, Иран и Турцию должна сплотить общая опасность
10:46  Р.Мамедов: В ожидании войны? В 2009 году возможно начнется очередная армяно-азербайджанская битва за Карабах
10:45  Тесты показали. Школьники Узбекистана успешно усвоили 79% учебного материала
10:40  И.Азар: Кредит в антиамериканских долларах. Киргизия просит у России
10:34  ОАО "НЭС Кыргызстана": В этом году странам региона в нижнем течении реки Нарын может не хватить поливной воды
10:22  Израильская пехота вошла в Газу. Число погибших приближается к 1000
10:11  А.Арешев: "Газовая война" Ющенко - всерьез и надолго
10:09  Кипчачка Тажикан Калимбетова стала председателем Социального фонда Кыргызстана
10:08  Минфин Киргизии во второй раз возглавил Марат Султанов
10:04  Академик А.Х.Фазели: Наркопроизводство в Афганистане регулируется международной наркомафией
10:00  М.Калашников: Метастазы в американском теле. Кончится ли оргия потребления?
09:57  А.Малер: Столкновение цивилизаций - миф или эпоха?
09:53  И.Мурадян: Украина в турецкой геополитике. Разочарования и противоречия
09:50  Freedom House записала Туркмению и Узбекистан в число самых несвободных стран мира
09:45  Казахстан направит в Таджикистан партию гуманитарной помощи на сумму $12 млн.
09:39  С.Назриев: "Точиказот" терпит миллионные убытки...и долги
09:29  "Необходимо создать учебные подразделения Специального центра моделирования и симуляции", - обращение Президента И.Каримова
09:15  Аскар Акаев: "Данный проект из пяти компонентов вполне сегодня реален...". Как двинуть Киргизию (советы бывалого)
09:14  Е.Михайлова: Зеленый коридор Казахстана. Курс доллара может подняться до 130 тенге
09:08  Кому "СамрукКазына", а кому - мать родна. Казахстанский супер-фонд решает жилищные проблемы своих сотрудников за счет госсредств
08:57  "Время": Миссия Петреуса. Переедет ли американская военная база из Бишкека в Алматы?
08:37  The Independent: Почему мы все время берем у США не те идеи?
08:34  Генри Киссинджер: Шанс для нового миропорядка. Америка и ее потенциальные партнеры обретают уникальную возможность превратить...
08:30  Разгорается скандал. Азербайджан обвиняет Россию в безвозмездном вооружении Армении
08:26  С.Жураев: Генералы песчаной карьеры. Кадровые "подвижки" узбекских силовиков
08:23  Иван Ярцев: Танцы вокруг Рахимова. Президенту Башкирии нашли замену в лице русского Шаронова
08:22  "Къ": Кредит под залог вывода американцев. Киргизия потребует сворачивания авиабазы США
08:18  Было ваше, стало... Молдова, Эстония, Литва и Латвия не хотят отдавать свой госдолг Киргизии
08:12  Gazeta.kz: Продам ребенка в хорошие руки...
08:10  "Литер": Белые пятна. Биография Барака Обамы может послужить краху его карьеры
07:58  Н.Мирсаидов: Газовые байки. Почему Таджикистан не осваивает собственные месторождения?
07:53  Р.Уколов: Московская западня для гастарбайтера. Экономия на иностранных рабочих все чаще приводит к их массовой гибели
07:49  С.Мамедов: Евробонус для Баку. Газовая война Киева и Москвы повысила спрос на азербайджанские энергоресурсы на Западе
07:46  "НГ": Новый год с новыми кадрами. Бакиев перетасовал собственную администрацию
07:44  А.Дубнов: "ЦентральноАзиатские" заботы Медведева. У Киргизии, Узбекистана и Таджикистана накопились вопросы к Москве
01:11  Н.Позднякова: Киргизия без тепла и света. Как выживает население разных регионов республики
00:55  В Кыргызстане официальное число членов партии "Хизб ут Тахрир" достигло 1833 человека
00:13  "DW": ЕвроСоюз обещает помочь Казахстану решить проблему внутренней миграции
00:09  Китай готов расширить инвестиции в нефтепроекты в Актюбинской области Казахстана
00:05  Тегеран обвиняет. США финансировали заговор против правительства Ирана
00:02  Т.Становая: Газовые войны в ближайшие годы станут неотъемлемой частью мировой политики
Вторник, 13.01.2009
17:07  "Asia News": Новые банкноты Туркменистана как отход от культа личности
15:17  ТИПЧ: Носков мужских - 5 пар. Все больше запретов и ограничений вводят туркменские таможенники.
14:37  NBCA: Бердымухаммедов не намерен ослаблять контроль над парламентом
14:34  Ариэль Коэн: Москва давно уже использует энергию в качестве геополитического оружия
14:27  А.Токмаков: Киргизская оппозиция раскололась на "объединенных" и "справедливых"
14:21  Краны закрыты. Россия пустила газ, но Украина его не приняла
14:05  Наскреб с зарплаты. Бывший управделами Президента Казахстана Б.Утемуратов покупает четверть БТА-банка
14:02  Заякорились в Гваделупе. Первая в истории Казахстана парусная кругосветка остановлена из-за финансовых проблем
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Генри Киссинджер: Шанс для нового миропорядка. Америка и ее потенциальные партнеры обретают уникальную возможность превратить...
08:34 14.01.2009

Шанс для нового миропорядка
Америка и ее потенциальные партнеры обретают уникальную возможность превратить момент кризиса в предвидение надежды

Сегодня, когда новая американская администрация готовится приступить к исполнению своих обязанностей в обстановке серьезнейшего финансового и международного кризиса, крайне нелогичными кажутся утверждения о том, что неурегулированный характер международных отношений сам по себе создает уникальную возможность для созидательной дипломатии.

В такой возможности присутствует мнимое противоречие. С одной стороны, финансовый кризис нанес мощнейший удар по репутации Соединенных Штатов. Если американские оценки в области политики зачастую оказывались противоречивыми, то рекомендации США в области мирового финансового порядка никто, в общем, не оспаривает. Но сейчас во всем мире распространилось разочарование по поводу того, как США этим порядком управляют.

В то же время, масштабы бедствия уже не позволяют остальному миру прятаться за спиной американского господства и американских провалов.

Каждой стране придется задуматься над тем, какой она внесла вклад в возникший кризис. Каждый будет теперь изо всех сил стремиться устранить те условия, которые привели к краху. В то же время каждому придется посмотреть правде в глаза и признать, что проблемы кризиса можно преодолеть лишь совместными усилиями.

Даже самые богатые страны столкнутся с сокращением имеющихся ресурсов. Каждому государству придется пересмотреть свои национальные приоритеты. Если возникнет система совместимых приоритетов, то появится новый мировой порядок. Но если разные приоритеты согласовать и выверить не удастся, то произойдет катастрофа, и этот миропорядок расколется на части.

Крах нынешней мировой финансовой системы совпал по времени с многочисленными политическими кризисами в различных точках планеты. Никогда прежде в самых разных уголках мира одновременно не происходило такого большого количества изменений, о которых тут же становилось известно всем благодаря современным средствам коммуникации. Альтернативой новому международному порядку является хаос.

Финансовый и политический кризисы на самом деле тесно взаимосвязаны, потому что в период экономического процветания возник раскол между экономической и политической организацией нашего мира.

Мир экономики стал "глобализованным". Его институты проникли повсюду, и действует он, исходя из того, что глобальный рынок является саморегулирующимся механизмом.

Финансовый кризис показал, что это только мираж. Он продемонстрировал отсутствие глобальных институтов, способных смягчать удары и изменять тенденции. И неизбежно возникает следующая ситуация: когда испытывающее удары кризиса общество обращается к национальным политическим институтам, они в своей деятельности руководствуются главным образом внутренними соображениями, а не интересами мирового порядка.

Каждая крупная страна пытается решить встающие перед ней проблемы в основном самостоятельно, откладывая коллективные действия на потом, когда натиск кризиса ослабеет. Так называемые пакеты экстренной помощи появляются поштучно, отдельно в каждой стране. И в целом, те внутренние кредиты, которые стали причиной краха, благодаря им просто подменяются казалось бы неисчерпаемыми государственными кредитами. И пока они не дают ничего, кроме сдерживания возникающей паники.

Международный порядок в политической и экономической сфере не возникнет до тех пор, пока не появятся общие правила, по которым смогут ориентироваться и сверять свой путь разные страны.

В конечном итоге, гармонизации политической и экономической системы можно добиться лишь двумя способами: создав международную политическую систему регулирования тех же масштабов, что и мировой экономический порядок; или сократив охват экономических институтов до таких размеров, когда ими смогут управлять существующие политические структуры, что может привести к новому меркантилизму на региональном уровне.

Новое глобальное соглашение по образу и подобию Бреттон-вудского - это самый предпочтительный вариант. И роль Америки в такого рода предприятии будет определяющей. Это парадокс, но американское влияние будет огромным, если сопоставить его со скромностью нашего поведения. Нам следует откорректировать ту добродетельность и праведность, которая была характерна для позиций и действий Америки по многим направлениям, особенно после распада Советского Союза.

Это эпохальное событие и последовавший за ним период почти непрерывного экономического роста заставили слишком многих приравнять мировой порядок к принятию американских схем и замыслов, включая наши внутренние предпочтения.

В результате этого возник некий неустранимый унилатерализм (на который постоянно жалуются европейские критики). Это своего рода настойчивый консилиум, требующий от стран доказывать свою пригодность к вступлению в международную систему - иными словами, свое соответствие американским предписаниям.

Со времен инаугурации президента Джона Кеннеди (John F. Kennedy) полвека тому назад, в Америке не было ни одной новой администрации, на которую возлагались бы столь огромные надежды. Случай беспрецедентный: все главные актеры на мировой сцене открыто заявляют о своем стремлении к преобразованиям, которые навязал им глобальный кризис, причем преобразования эти они хотят осуществлять во взаимодействии с США.

Экстраординарное воздействие избранного президента на представления человечества - это важный элемент в формировании нового мирового порядка. Однако оно лишь предоставляет возможность, но не определяет курс.

В конечном итоге, главная задача состоит в том, чтобы определить и сформировать общие озабоченности большинства стран, а также всех ведущих государств в отношении экономического кризиса, отнеся туда коллективный страх перед террористическим джихадом. Затем все это должно быть превращено в общую стратегию действий, подкрепленную осознанием того, что новые вопросы, такие как распространение оружия массового уничтожения, энергетика и изменения климата невозможно решать в рамках отдельной страны или региона.

Самую большую ошибку новая администрация совершит в том случае, если позволит себе почивать на лаврах собственной популярности, которой она пока пользуется. Дух взаимодействия и сотрудничества, который возник в настоящий момент, следует направить в русло стратегии высшего порядка, способной перешагнуть через рамки споров и разногласий недавнего прошлого.

На самом деле, обвинения в адрес американского унилатерализма имеют под собой определенный фундамент. Они также оправдывают ключевые разногласия Европы и Америки. Корень различий заключаются в том, что Соединенные Штаты по-прежнему ведут себя как национальное государство, способное потребовать от своего народа жертв во имя будущего. А Европе, находящейся в подвешенном состоянии перехода от рамок национальных государств к пока не созданному политическому механизму, гораздо труднее отказаться от существующих преимуществ и выгод.

Отсюда такое внимание к "мягкой силе". Трансатлантические разногласия в основном имеют сущностную основу, и лишь отчасти относятся к порядку и процедурам. Конфликт все равно возникнет - и неважно, насколько интенсивно ведутся консультации. Атлантическое партнерство будет в гораздо большей степени зависеть от общности политического курса, нежели от согласованных процедур.

В равной степени в создании нового мирового порядка важную роль играет Китай. Взаимоотношения между сторонами, которые начинались в основном как стратегическая схема сдерживания общего противника, с годами превратились в один из краеугольных камней международной системы.

Китай позволил Америке хвастаться своим расточительным потреблением, скупив американские долги. Америка помогла модернизировать и реформировать китайскую экономику, открыв свои рынки для ее товаров.

Обе стороны переоценили прочность этой схемы. Но пока она действовала, мир переживал эпоху невиданного глобального развития. Такая схема развеяла страхи по поводу роли и места Китая в мире, когда эта страна в полной мере проявила себя как ответственный член клуба сверхдержав. Возникло общее мнение о том, что враждебные отношения между этими столпами международной системы приведут к разрушению достигнутого и не принесут пользы никому. Такую убежденность необходимо сохранять и укреплять.

Обе страны, находящиеся на противоположных берегах Тихого океана, нуждаются в двустороннем сотрудничестве для ликвидации последствий мирового финансового кризиса. Сегодня, когда глобальный финансовый крах разрушил китайские экспортные рынки, эта страна сосредоточила усилия на развитии своей инфраструктуры и внутреннего потребления.

Набрать обороты будет нелегко. Темпы роста китайской экономики могут временно упасть ниже показателя в 7,5 процента. А специалисты по Китаю всегда говорили, что это та пограничная черта, ниже которой возникает угроза политической нестабильности. Америка нуждается в сотрудничестве с Китаем, чтобы решить проблемы своего бюджетного дисбаланса и предотвратить возникновение такой ситуации, когда взрывоопасный дефицит вызовет пожар разрушительной инфляции.

Какого рода глобальный экономический порядок возникнет в будущем - это в значительной степени зависит от того, как Китай и Америка будут строить свои взаимоотношения в ближайшие годы. Разочаровавшись в США, Пекин может начать присматриваться к исключительно азиатской региональной структуре, база для которой уже существует в виде формата АСЕАН плюс Три (Китай, Япония, Южная Корея - прим. перев.).

В то же время, если в Америке усилится протекционизм, или если она начнет относиться к Китаю как к противнику на долгие времена, то самосбывающееся пророчество может разрушить все шансы на создание мирового порядка.

Такой возврат к меркантилизму с его государственным вмешательством в хозяйственную деятельность и к дипломатии 19-го века расколет мир на соперничающие между собой региональные блоки. А это будет иметь опасные и длительные последствия.

Китайско-американские отношения нужно поднять на новый уровень. Сегодняшний кризис можно преодолеть лишь при осознании общности целей. Такие вопросы как распространение оружия массового уничтожения, энергетика и изменения климата требуют укрепления политических связей между Китаем и Соединенными Штатами.

Нынешнее поколение лидеров имеет возможность трансформировать взаимоотношения государств по обе стороны Тихого океана в "проект общей судьбы", как это было с трансатлантическими отношениями в послевоенный период. Разница состоит в том, что существующие сегодня вызовы имеют в большей мере политический и экономический характер, нежели военный.

Этот проект должен включать и такие страны как Япония, Корея, Индия, Индонезия, Австралия и Новая Зеландия, которые могут присоединиться к нему в рамках общих тихоокеанских и региональных структур, занимающихся конкретными вопросами, например, энергетикой, нераспространением оружия массового уничтожения и охраной окружающей среды.

Сложность обретающего свои очертания нового мира требует от Америки в большей степени исторического подхода со взглядом на перспективу. Она должна отказаться от своих настойчивых заявлений о том, что каждая проблема должна решаться в рамках определенных программ с конкретными временными рамками, которые зачастую увязываются с политическими процессами в нашей стране.

Мы должны научиться действовать в рамках реально достижимого. Мы должны быть готовы к тому, чтобы добиваться конечной цели постепенно, с учетом всех нюансов.

Международный порядок может быть постоянным лишь в том случае, если его участники вносят свой вклад не только в его создание, но и в его сохранение. Таким образом, Америка и ее потенциальные партнеры обретают уникальную возможность превратить момент кризиса в предвидение надежды.

Генри Киссинджер был советником по национальной безопасности и государственным секретарем в администрациях президентов Ричарда Никсона (Richard Nixon) и Джеральда Форда (Gerald Ford).

("The International Herald Tribune", США)
13 января 2009

Источник - ИноСМИ
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1231911240
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх