КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 12.01.2009
20:58  Данияр Усенов назначен руководителем администрации президента Кыргызстана
19:52  Транзит российского газа в Европу возобновится 13 января. Дополнительный "укрпротокол" послан в...
18:51  "The Times": "Глубокая заморозка" 2009 года вызывает необходимость закупки газа у стран Прикаспия
12:33  З.Сыдыкова: "Он не оппозиционер, по природе он - трус!" Кадровые перестановки в Бишкеке
12:24  Л.Зеленская: Продажа порно в Кыргызстане не зазорна
12:21  Глава банка "АКБ Кыргызстан" О.Бабанов рейдерски захватил имущество бизнесмена В.Хона, - обращение кыргызских предпринимателей
12:03  В Алматы найдены убитыми ранее похищенные карагандинский бизнесмен Ю.Бармин и певица-модель Анна Шейдер
12:01  Р.Приживойт: Тех же щей да пожиже влей, или Страсти по власти в Киргизии
12:00  Группа обиженных алматинцев-"самостройщиков" грозит попросить политубежище у Обамы и Путина
11:58  Жители Таджикистана не дождались апокалипсиса. Кто распространяет "катастрофические" слухи?
11:12  "Къ": "Полюс" принесет KazakhGold трудности. Компании грозит досрочное погашение евробондов на $202 млн.
11:09  А.Габуев: Китай выстраивает антикризисную вертикаль. Пекин опасается "цветной революции"
10:46  Д.Верхотуров: Холод – энергетический ресурс Афганистана
10:42  UPI: Газовые войны заводят энергетику Центральной Азии в 2009 году
10:39  Экс-министр обороны Киргизии И.Исаков обвинен в незаконной "приватизации" квартиры для сына
10:35  Известного в ЦентрАзии сектанта-"оживителя" Грабового определили мотать срок в Пермский край
10:13  Арестованы сотрудники "КазТрансГаз-Тбилиси" Одишвили и Махатадзе. Сфальсифицировали данные счетчика... ресторана "Алаверди"
10:12  Л.Радзиховский: Святочный рассказ. Зачем Ющенко газовый конфликт
09:52  На месте могилы соорудят автостоянку. В столице Азербайджана начался демонтаж памятника 26 Бакинским комиссарам
09:44  Eurasianet: В Туркмении растет интерес к проекту "Набукко"
09:36  Е.Авдеева: Мальчики - направо, девочки - налево?. К.Бакиев растасовал кадры
09:25  Убежище для верхушки ХАМАСа строили… израильтяне
09:14  Франк Левен: Безмолвный крик умирающих лесов Таджикистана
09:04  Англия отпечатает Афганистану новые купюры. Крепче прежних
08:59  А.Собина: Германия скоро заговорит по-русски. Каждый пятый мигрант - с территории бывшего СССР
08:58  А.Дубнов: Бакиев везет в Москву дорогой подарок. Президент Киргизии попросит США вывести военную базу из Бишкека
08:55  А.Верин: США проводят секретные эксперименты над Ираном. Буш не позволил Израилю атаковать Исламскую Республику
08:52  "НГ": Деликатная миссия Байдена в Азии. Кабулу США обещают помощь, а от Исламабада требуют обуздать террористов
08:49  Скоропостижно скончался Фуад Ализаде - сотрудник посольства Азербайджана в Казахстане, сын сопредседателя Соцдемпартии
08:22  "Голос Америки": О видах высокоорганизованной преступности в Средней Азии и остальном мире
08:10  Возле Сулавеси перевернулся индонезийский паром - пропало без вести 248 человек
08:03  Mail.ru: Доля Интернета на рекламном рынке вырастет
07:40  Александр Лившиц: Экономика становится малопонятной. Новый социализм, или Как США будут мир от кризиса спасать
02:56  В.Ахунов: Флэшка национального масштаба для Узбекистана. Каждому поколению в наследство достаются "карты памяти"
01:40  М.Гришина: США готовятся к "прорыву" в Афганистане
00:24  С.Расов: Казахстанский пузырь лопнул. "Экономическое чудо" внезапно скукожилось
00:13  А.Вайскопф: Отнюдь не Россия или Китай. Нидерланды – главный инвестор Казахстана
00:11  Н.Бухари-заде: Власти Таджикистана запретили деятельность "Салафии". Будет ли толк?
00:07  Б.Мусаев: "Не может быть перса, не связанного с тюрком". Без интеллектуальной честности немыслимо подняться с колен
00:01  В Узбекистане пересмотрены формы государственной статистической отчетности
00:00  "Они меня перенедооценили". Перлы и крылатые выражения "Цицерона XXI века" Дж. Буша
Воскресенье, 11.01.2009
23:37  А.Шакур: "Террористическая дилемма" для властей Пакистана. Как отреагируют в Исламабаде на действия США и заявления Индии?
21:34  Р.Манафлы: В Азербайджане заканчиваются запасы зерна
19:22  В Кыргызском Нацуниверситете будет открыт Арабский центр
18:43  На склоне алтайской горы Черная нашли разбитым пропавший вертолет с VIP-охотниками
17:21  Дефицит мощности в Таджикистане проводит к отключениям электричества в киргизских Лейлеке и Сулюкте
13:25  Обамовское ЦРУ возгавит 70-летний непрофессионал Панетта, министерство внутренней безопасности - адвокатша Наполитано
12:28  В боях с австралийскими "миротворцами" и местными коллаборантами пали видные полевые командиры талибов - Абдул Джалиль и мулла Рашид
11:35  Тарифы на газ для населения Кыргызстана с 1 января 2009 года увеличатся почти в два раза
10:51  В Туркмении начата разработка нового газового месторождения на перспективной площади Гуррукбиль–Гарабиль
10:25  Нефть подешевела до $40 за баррель
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Б.Мусаев: "Не может быть перса, не связанного с тюрком". Без интеллектуальной честности немыслимо подняться с колен
00:07 12.01.2009

БЕЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЧЕСТНОСТИ НЕМЫСЛИМО ПОДНЯТЬСЯ
И "ИСКАТЬ НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО".
.
Фрагмент из серии будущих очерков "Вперед в Прошлое (взгляды не специалистов)"
Бахадыр Мусаев.

В предыдущем выступлении от 06. 01.2009 г., озаглавленном "Мы тюрки… Ответ "знатокам" из Форума сайта CentrAsia. Ru" мной были затронуты мимоходом вопросы, которые могут быть восприняты читателями не совсем адекватно или превратно. Я имею в виду тюркский фактор в истории цивилизации, развитии культуры Средней Азии и соответственно место в нем эпохи правления Тимура, тимуридов. Судя по откликам на Форуме и отдельным звонкам на мой домашний телефон, стало ясно, что мне следовало бы быть более внимательным и осторожным в процессе написания своей будущей серии очерков, особенно касающимися упоминаемой эпохи. Тем более, как сообщил мне Вячеслав Ахунов, актуальный художник и писатель, он готовит отклик на мои два выступления на страницах интернета (от 1 и 6.01 2009), обронив невзначай фразу, что в содержании его не будет обойдена фигура Тимура. Насколько мне известно, он всегда крайне отрицательно относился и относится к личности Тимура. Косвенным тому подтверждением является содержание, включенного мной в заключительную часть текста моей предыдущей статьи авторского анекдота о Тимуре и Насреддина Афанди, принадлежащего В. Ахунову. Однако это не означает, что концептуально я разделяю его взгляд на личность Тимура.
Поэтому считаю нужным остановиться на этом и предложить вниманию читателей сайта мои суждения, высказываемые в контексте сведений из некоторых источников. Безусловно, они с рабочего стола социолога и составляют пока рабочий вариант очередного фрагмента будущей работы "Вперед в Прошлое…".

Мне бы хотелось предварительно ознакомить аудиторию сайта вкратце с содержанием одного малоизвестного широкой публике статьи Ахмада –Заки Валиди "Наше национальное духовное богатство", которая была написана в феврале 1917 г. и опубликована в июне того же года в г. Коканде в первом номере журнала "Юрт" ("Юрт" - ежемесячный общественно – политический, историко – литературный журнал, издавался на узбекском языке в арабской графике. Об этом см. ж. "Эхо веков", Казань 2006, №2 – примеч. Б.М.)*.
"Известно, - писал А.-З. Валиди - что земли, на которых живут туркестанские тюрки, приняли ислам первыми. Туркестанское государство в период расцвета на протяжении всего средневековья оставалось одним из самых великих центров мусульманской культуры. Но в силу того, что в этих краях победило иранское влияние, а местная культура с древнейших времен была также в их руках, здешние тюрки полностью обрели иранский облик. Прошли века, здесь вели хозяйство караханиды, чингизиды и тимуриды, потом убекские племена. Наконец, число тюркских племен возросло, большинство арийцев под влиянием тюрок поменяло свой язык на тюркский. Даже в таком регионе, как Маргинан, все таджикские города стали тюркоязычными. Но в культуре тюрки были много ниже, чем местные иранские элементы, и иранцы подчинили их своей культуре…Тимур – бек и его потомок Улуг-бек были государями, почитавшими тюркские обычаи, но они не смогли противостоять культуре Ирана и победить иранских дервишей, таких как Ходжа Накшбанд Бахауддин, Ходжа Ахрар. Напротив, они оказались побежденными…"1. Далее А.-З. Валиди продолжает, что как бы открыто ни боролись Хусейн Байкара и Навои за тюркский язык, сочиняя на этом языке, в силу того, что победа осталась за иранской культурой, получилось так, что в результате они все равно служили иранской культуре и словом и делом 2. В заключении он делает вывод, в котором читается призыв думать и действовать: " Длительное время мы блуждали без нашей нации, теперь надо найти свою обитель. Надо прикрыться своим подолом Следует искать наше национальное духовное богатство…национальное будущее не в тюрках иранизированных городов, а в узбеке, казахе, киргизе степей….Где наша история, противостоящая истории Сасанидских царей и арабских халифов? Какие у нас обычаи, ритуалы, законы и государственность?"3.

Наш комментарий. Слова обращения А.-З. Валиди подобны гейзеру мыслей. Они освежают душу и заставляют думать о настоящем и будущем. Но, сегодня иные времена и, разумеется, они требуют корректировки в той части, где А.-З. Валиди ведет речь о культуре тюркской и культуре Ирана через призму их противостояния. На самом деле, еще со времен караханидов, тимуридов начался процесс этнического и языкового смешения. Многие монгольские племена смешались с местными тюркскими племенами и полностью ассимилировались с этносами региона – киргизами, казахами, узбеками 4. Примечательно, что согдийцы поднялись в VI –VIII вв., благодаря Тюркскому каганату. В тот же период истории наблюдается расцвет и развитие городов, городской культуры. Об этом свидетельствует и тот факт, что лексика тюрков содержит много слов связанных с градостроительством. Кстати, слово "кирпич" тюркского происхождения, а слово "балкон" от тюркского "болахона".
Выше упомянутый процесс этнического смешения касался и взаимодействия тюрков с иранским этносом. Вот, к примеру, одна из тюркских поговорок эпохи караханидов, приводимая тем же самым Махмудом Кашгари (XI в.) в его "Диван Лугати Турк", первом в истории мировой цивилизации толковом словаре:

"Татсиз турк булмас
Башсиз бурк булмас" -

В переводе на русский звучит примерно так – "Не может быть перса, не связанного с тюрком, как не может быть головного убора без головы, на которую его надевают" 5.

Уместно также вспомнить Навои, например, то, что он писал о Низами и о Мир Хосрове Дехлеви – создателях двух "Пятериц".

"Решил: писали на фарси они,
А ты на тюркском языке начни!
Хоть на фарси их подвиг был велик,
Но пусть и тюркский славится язык" 6.

Вместе с тем, я не вполне был бы искренен, не сказав: память человеческая хранит и иное прошлое, которое, если и не является актуализированным прошлым и не совсем созвучно сегодняшнему состоянию дня, то, во всяком случае, остается отчасти непреодоленным прошлым. Так, тот же самый Махмуд Кашгари приводил и другую поговорку тюрок. "Килиж татикса иш йунжир, ар татикса ат тунжир" - "Когда меч покрывается ржавчиной, дела плохи, а когда тюрк перенимает нравы перса, плоть его становится зловонной" 7. А в периоды нашествия дешкипчакских племен (кипчаков, найманов, кунгратов, мангытов, мингов и др.) в Ферганскую долину его оазисное население свысока смотрело на пришлых кочевых узбеков и называли их "илат". На рубеже же XIX - XX вв., согласно утверждению Рустама Шукурова, началось ускорение, происходившей в течении вот уже в течении четырнаднадцати – пятнадцати столетий процесса тюркизации персоязычных народов Центральной Азии, которое после создания Таджикской АССР и, конечно, с провозглашением независимости переросло в процесс контртюркизации, поиски "золотого века" в истории таджиков 8.
Прошу понять меня не превратно, все же оглянуться вокруг и видеть: помимо всего прочего, существуют и конфликтопорождающие факторы в межэтнической сфере региона, особенно, на примере таджиков и узбеков. Хотя считаю нужным подчеркнуть: здесь и теперь, по большому счету, когда миновали времена существования угрозы быть поглощенным другими и, надеюсь, нет опасности эрозии этнокультурной идентичности, было бы, по меньшей мере, наивно ломиться в открытую дверь, доказывая позитивность процесса "переноса" культур и его роль в духовном взаимообогащении и обновлении народов. Ведь прекращение взаимовлияния (переноса) культур, согласно, распространенному мнению культурологов, означало бы остановку их развития с последующей архаизацией и деградацией, что на языке политологов и социологов называется "традиционализм". Известно, что социальная история XX столетия дала немало тюркским и другим народам Центральной Азии в смысле начала очищения их менталитета от всего наносного, архаичного…Правда, за годы независимости, на мой взгляд, названный процесс, судя по "достижениям" Узбекистана в основных сферах жизни, включая и культуру, не нашел пока успешного продолжения. В частности, становится проблематичным освобождение от "реликтовых" форм социальной жизни, окостеневших традиций. Но эти вопросы выходят за рамки темы нашего разговора. Действительно продолжать в этом направлении, означало бы не миновать вопроса сопряженного с определением понятия нации, национальной идентичности, словом, этнической проблематики. Поэтому не стану проявлять избыточную неосмотрительность в попытках разобраться в рамках одной заметки c этим чрезвычайно сложным вопросом, требующим изображать основательного теоретического исследования, но сделаю следующее существенное замечание. Распад СССР – полиэтнического образования имперского типа - и возникновение на его основе независимых государств ставит задачу реформирования государства и общества. Только успешное и реальное, а не видимое, формальное решение таковой задачи может позволить говорить, что у нас происходит становление нации в полном смысле этого слова. Увы, в условиях псевдогосударства об этом не может идти и речи, как и о том, что якобы происходит консолидация народа на основе общности культурно – исторического прошлого и т.п..
Спросим все же себя: наследниками какой культуры являемся мы?
Думается, говорить об этих вещах нельзя, не затрагивая вопроса о том, собственно, есть ли в нашем обществе культура? Если да, то какая она и насколько связана с состоянием сознания современного человека, включая и социальное, гражданское, национальное? Имеет ли он желание и стремление знать свою подлинную, не мифологизированную историю? В состоянии ли он что – либо вспоминать, а что – то предавать забвению? Как заметил классик: "Люди часто думают, что чем больше знать, тем лучше. Это неправда. Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное" 9.
В связи с названным призывом, на наш взгляд, разумно помнить сегодня и брать из прошлого в настоящее, то, что помогало бы нам определяться, как народу и нации, развиваться, цивилизованно общаться с другими, конструктивным образом выходить из конфликтообразующих ситуаций, изменять и направлять жизнь в лучшую сторону, а это немыслимо, если не воспитаем в себе интеллектуальную честность.
Как – то известный ученый и мыслитель Сергей Аверинцев, выступая на международной конференции, сказал, что слишком очевидно, насколько будущее европейской традиции свободы связано с культурой совести, отметив, в частности, следующую черту Востока. "Напротив цивилизация Востока традиционно определяется культурой стыда: там человек должен "сохранять лицо", и как раз для этого ему лучше не открывать своих неприятных тайн" 10. Далее, отталкиваясь от названного справедливого обобщающего суждения, ученый сделал замечание, относящееся ко всем людям, безотносительно принадлежности к какой – либо определенной цивилизации. "Разумеется, слишком часто и мы, как индивидуально, так и коллективно, проявляем готовность думать не о совести, а о том, как спасти лицо" 11.

На основе изложенного подступлюсь к разговору о Тимуре.
Не могу понять ни умом, ни сердцем резкость тех оценок, в которых он предстает в одних черных красках и однозначно как разрушитель, сеющий смуту жестокий тиран и завоеватель, принесший миру лишь беды.
Не знаю, не знаю, кто и как воспринимает Сахиб Кирана, но достаточно привести ряд выдержек из различных источников различных времен и народов, чтобы убедиться: перед нами фигура исполина, который оставил о себе неоднозначные оценки. Причем, кидается в глаза, что он (Тимур), как и многие другие великие полководцы Востока, в отличие от полководцев подобного масштаба - выходцев из европейской части мира (тоже заливавших мир кровью многих народов, уничтоживших бесчисленное количество исторических памятников и городов), почему – то находит к себе менее благосклонное отношение со стороны летописцев западного, христианского мира и представляется ими чаще как жестокий варвар. Подобная характеристика Тимура свойственна русским историкам, среди которых также чаще имеет место двойные стандарты в оценках полководца. Хотя справедливости ради, надо признать, что Тимур этого не заслужил. Между тем, масштаб, оставленного им следа в политическом ландшафте мира, культуре, емко выражен, в частности, в словах А. Дж. Тойнби. "Тамерлан в XIV в. не смог, а русские в XIX в. сумели включить все окраинные районы Евразийской степи в единое неномадическое государство – преемник Монгольской империи. Если бы история отвела Тимуру больший срок для осуществления его имперских планов, то, возможно, бассейн Окса- Яксарта, а не бассейн Волги стал бы ядром империи…Политические превратности судеб государств этого региона дают представление о роли, которую сыграл данный район в культурном становлении ряда цивилизаций" 12.
Лично я, читая, названные строки английского историка, невольно сопоставляю содержание многих текстов, где, к примеру, пишут, облагораживая облик А. Македонского, Цезаря, Наполеона, уничижая Тимура. Если посмотреть критически на все это, то задаешься вопросом: где правда, а где вымысел и красивый миф? Почему умалчивают и Плутарх и античные историки и другие о том, как сжег Александр Македонский несравненный Персеполь, разрушал древнюю Мараканду, Балх, который упоминался древними авторами как матерь городов человечества. Вместо них, он воздвигал крепостные сооружения. В целом же поступки эти достойны лишь варвара. Принимая во внимание, что Александр М. был учеником Аристотеля, то это только еще более рельефно, на мой взгляд, характеризуют его личность не как героя, а жестокого завоевателя с явными признаками большого циника и величайшего в истории мировых войн насильника. Обходят молчанием или, по меньшей мере, не любят распространяться о подобных "подвигах", имевших место в военных кампаниях Цезаря, Наполеона. Наоборот же муссируются жестокости завоевательных походов Тимура. Вопреки правде истории умалчивается другая сторона деятельности Тимура. Тогда, как известно, что он на территории захваченного Ирана и иных странах строил многочисленные города, приказывал переписывать рукописи книг. На период его правления и тимуридов пришелся пик расцвета науки, ремесел, искусства, литературы. При Тимуре и под его покровительством творил великий Шамсиддин Хафиз, который писал, не боясь гнева повелителя:
"Дам тюрчанке из Шираза Самарканд, а если надо –
Бухару! А в благодарность жажду родинки и взгляда" 13.

Забывается и то, что именно при Тимуре впервые на мусульманском Востоке было разрешено художникам изображать лик человека, получила расцвет портретная живопись, что жил при дворе тимурида Хусейна Байкара гениальный Бехзад, именуемый ныне Рафаэлем Востока.
Правда и в том также, что впервые был поставлен памятник Тимуру во Франции в XV в и до сегодняшнего дня там существует общество Тамерлана. В конце XVI в Англии драматург Кристофер Марло (1564 – 1593) написал драму "Великий Тамерлан", посвятил специально ему одноименную ораторию известный композитор Гендель.

"Жизнь и деятельность Тимура, - пишет И Умняков, - достаточно подробно освещена восточными источниками, авторы которых были придворными историографами. Эти источники носят официозный и апологетический характер" 14.

Дадим слово Клавихо Р. Г., посланнику короля Кастилии ко двору Тимура.
Вот, в частности, что пишет испанец в своих дневниках (Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура: 1403 – 1406).
"Из этого рода татар – чагатаев, что осталось жить там, был и Тамурбек и другие чагатаи, что служили ему, и многие из жителей Самарканте также теперь называются так из – за ищзвестности, какую эти чагатаи приобрели, хотя они совсем и не из их племени" 15
Наш комментарий и информация к сведению. Наиболее распространено мнение, что Тимур происходил из семьи бека барласа Тарагая. По материнской же линии Тимур был татарином. Утверждение, что Тимур монгол ошибочно. Барласы, прикочевавшие со стороны Семиречья и осевшие в Карши были порядком уже тюркизированы ко времени появления на свет Тимура.
Нонсенс, что памятник Тимуру и музей Тимура являются составляющими национального проекта государства, которое носит имя, т.н. титульной нации, т.е. узбеков. Интересно в данной связи упомянуть, что у Тимура, скажем так, не очень складывались отношения с узбеками. В своей автобиографии Тимур немало строк посвятил узбекам, в которых негодует в их отношении и описывает в гневных тонах проявления низости и вероломства тех, кто насильничал, стремился поссорить его с союзниками, правителями, занимался грабежами, угонял в плен потомков Пророка, саидов. Вот, кстати, есть в Автобиографии следующие слова. "Когда узбеки возгорелись сильной враждой против меня…., они хотели убить меня исподтишка, и стали выжидать удобного момента, чтобы покончить со мною" 16.
Однажды, сообщает Тимур в той же Автобиографии, что он получил фетву от почетных лиц города Самарканда, где они обращаются к нему со следующим: "От насилий узбеков мир пришел в разрушение; почтенные люди оскорблены, имущество мусульман разграблено. Мы, факиры, саиды и шейхи, единогласно приняли решение подчиниться тебе. Если ты приложишь усилия к истреблению узбеков, мы все встанем за тебя…" 17.
Очень любопытны в этом отношении и наблюдения Франсуа Ренье (1620 -1688) - французского путешественника, врача, философа, 12 лет прожившего в Индии. В исследовании "История Последних Политических Переворотов В Государстве Великого Могола" встречаются его следующие замечания об узбеках.
"Во время их пребывания я три раза навещал их. Меня им представил в качестве врача один из моих друзей, сын узбека, сделавшего карьеру при здешнем дворе; я хотел узнать от них про разные особенности их страны, но натолкнулся на людей столь невежественных, что они даже не знали границ своей Узбекии…. Я же был настолько любопытен, что даже пообедал с ними; это было довольно легко устроить, так как они люди без церемоний…Во время обеда царило полное молчание: они были заняты только тем, что хватали пилав полными горстями, так как они не знакомы с ложками. Когда конина подействовала на их желудок, к ним вернулся дар речи.." 18.
Историческая заслуга Тимура в Средней Азии, согласно версии академика И. Муминова, состоит в том, что он создал объединенное самостоятельное государство в Мавераннахре. "Он организовал, - отмечает ученый, - огромные строительные работы, идя навстречу требованиям имущих классов – крупных землевладельцев, купцов и в определенной мере - населения в целом, установил по крайней мере на сто лет более или менее относительное спокойствие в стране, что, несомненно, служило важным фактором роста экономики, культуры, науки, литературы и искусства" 19.

Наш комментарий к высказыванию И. Муминова. Здесь хотелось остановить внимание на том обстоятельстве, что этой своей небольшой по объему работой (в несколько страниц) и, главное, проявленной позицией и свободой выражения своих научных убеждений в оценке Тимура отличной от официально господствующей точкой зрения, Ибрагим Муминович. Муминов был обвинен в национализме, выведен из состава членов ЦК КП Узбекистана, освобожден с поста вице – президента АН Узбекской ССР и вскоре скончался.

Вместо резюме. Давайте же будем готовы проявлять готовность думать и жить по совести, быть честными, разумными. Сказал эти слова и… рассмеялся над собой. Как старо…. Слова, слова,… На самом деле, если называть вещи своими именами, реалии нашей жизни показывают: мы позорно благоразумны, а не разумны и демонстрируем в неординарных обстоятельствах жизни желание спасать лицо, которое уже и без того стерто. Смею предположить, что мы идем вперед в прошлое, но не перестаем врать о нем и берем пока из него не лучшее, не пытаемся прочитать его по - новому, не стремимся и в нем "…искать наше национальное духовное богатство".
Откатываясь изо дня в день назад, на протяжении вот уже на протяжении почти двух десятков лет, мы очутились в средневековье, еще точнее, в том государстве, о котором в свое время было сказано следующее. "В стране, где ложь расценивается как талант, недоверие как обязанность, притворство как добродетель, не могут существовать радости искренней дружбы, неизвестны искренность и доверие….Обитатели Бухары отличаются учтивостью, раболепием и низкопоклонством… Я заметил влияние, которое оказывает власть произвола на нравы бухарского народа, страх, который внушает ему эта власть …" 20.
Эти слова принадлежат Е. К. Мейендорфу (1794 - 1863), высокопоставленному царскому чиновнику и путешественнику. Как ни прискорбно признать, строки, написанные им еще в 1822(3) г., будто зеркально отражают и ныне царящие в нашем обществе нравы и модели поведения людей.

8 -11 января 2009 Ташкент.
Литература.
* примеч. Вступительную статью, перевод с узбекского языка и транслитерацию с арабской графики документа – Ахмада – Заки Валиди: " … искать наше национальное духовное богатство …" подготовил к публикации в ж. "Эхо веков" Ринат Шигабдинов, старший научный сотрудник Института истории АН Республики Узбекистан.
1. А.З Валиди: "…искать наше национальное духовное богатство…." // ж. "Эхо веков", Казань 2006, №2 , с.192
2. см. там же, указ соч., с 192
3. см. там же, указ соч., с. 193
4. см об этом. Развитие межэтнических отношений в новых независимых государствах Центральной Азии. Бишкек - 1993, с. 173
5. Махмуд Кашгари. Диван Лугат Турк. Алматы -2005, с. 676
6 Алишер Навои. Сочинения в десяти томах. III / Смятение Праведных Т 1968, с.13
7. Махмуд Кашгари. Указ. соч., см. там же, с 677.
8. см. об этом Рустам Шукуров. Таджикистан: Муки Воспоминания // Национальные Истории в Советском и Постсоветских Государствах М. 1999. с. 199
9. Л.Н. Толстой. Путь Жизни М.1993,с255
10. Сергей Аверинцев Преодоление тоталитаризма как проблема: попытка ориентации //Преодоление Прошлого и Новые Ориентиры Его Преодоления. Опыт Росси и Германии на рубеже веков. М. 2002, с.35-36
11. Сергей Аверинцев. Указ. соч., см там же, с. 36
12. А. Дж. Тойнби. Постижение Истории. Сборник М.1991, с. 557 -557.
13.Ш. Хафиз "Дам тюрчанке из Шираза…" //Звезды поэзии. Душанбе. 1976, с.374
14. И Умняков. Тамерлан и Запад // Тамерлан. Эпоха Личность Деяния М 1992, с 522
15. Клавихо Г. История Великого Тамерлана // Тамерлан Эпоха Личность Деяния. М. 1992, с. 304
16. Автобиография Тамерлана// Тамерлан Эпоха Личность Деяния М 1992, с.53
17.см. указ соч. там же, с. 53-54.
18. Франсуа Бернье. Особенные события, или рассказ о том, что приключилось значительного в течение пяти или шести лет после войны в государствах Великого Могола // ж. Звезда Востока. № 2 1996, с. 112.
19 Муминов И. Роль и Место Амира Тимура в Истории Средней Азии // Тамерлан…М. 1992. с. 540.
20. Е. К. Мейендорф. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М. 1975, с. 105, 147, 154.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1231708020
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх