КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 01.01.2009
08:45  Б.Мусаев: Право на историю. Кто же мы, тюрки или узбеки?
05:26  А.Бердыева: Новый год, новые деньги, новая жизнь Туркмении!
04:25  А.Вайскопф: Итоги экономического развития Казахстана
03:22  Д.Аляев: Узбекистан. Выход из ЕврАзЭС и другие итоги года
02:20  Н.Бухари-заде: Таджикистан. Итоги социально-экономического развития республики
02:04  Шакарим Жансеитов: Плоды раздела. Казахстан идет тропами Ходорковского
02:03  А.Куанов: Жилье мое. Казахстан планирует оживить рынок недвижимости
01:59  ВВС: "Газпром" перекроет кран Украине в 10 утра по Москве
01:56  Пожар в танц-клубе в Бангкоке: 54 погибших, 100 раненых
01:47  О.Маматов: Ответ пикетчикам в Лондоне. Сегодня на Узбекистан дует холодный воздух из туманного Альбиона
01:40  Э.Гасанов: Об искреннем богатстве. Наши нравы дошли до того, что бедность стала проклятьем и бесчестьем
01:33  Далер Назаров (звезда таджикской эстрады): "На чужбине все наши переживания, чаяния, мечты и надежды рассеиваются, превращаясь в прах"
01:32  Цена на узбекский газ для России еще не определена - "Узбекнефтегаз"
01:30  Казахстанцы все чаще предпочитают давать своим детям звучные и необычные имена
01:18  А.Токмаков: Трагические события и энергетический кризис. Киргизия - итоги года
00:42  А.Достиев (посол Таджикистана в РФ): "Радует, что в этом году состоялась целая цепочка культурных событий в России"
Среда, 31.12.2008
03:34  В Китае найдено крупнейшее кладбище динозавров, которое может раскрыть тайну исчезновения ящеров
02:20  А.Бушев: В Туркмении найден человек юрского периода. В горах Кугитанга верят, что динозавры и люди жили в одну эпоху
01:43  Назначены руководители администраций свободных экономических зон Таджикистана "Согд" и "Пяндж"
01:39  Антуан Басбу: "Хамас" - орудие Ирана. В Вашингтоне практически образовался политический вакуум
01:11  "КП": Узбекистан не собирается снижать цену на газ. Однако киргизский министр Давыдов уверен в успехе переговоров
00:44  ВВС: Пакистан прекратил доставку грузов НАТО в Афганистан
00:41  Ю.Шамсутдинов: В чем причина провокаций на узбекско-таджикской и кыргызско-таджикской границе?
00:38  "Reuters": Обратный отсчет миграции в Китае. Поток "сине-воротничковых" рабочих устремился обратно в сторону сельскохозяйственных районов
00:21  В отношении экс-министра обороны Киргизии Исмаила Исакова возбуждено уголовное дело
00:17  "НГ": Узбекистан инициирует развал постсоветских альянсов в Центральной Азии
00:16  В.Месамед: Новый виток ирано-саудовской конфронтации
00:15  А.Гурьев: Россия укрепляет позиции в атомной энергетике Турции
00:02  "НВ": Как встречают Новый Год киргизские политики? Что больше они любят – дарить или получать подарки?
00:01  Департамент обороны Северо-Казахстанской области совершенствует формы и методы работы
00:00  Кристина Нагель: Не надо бояться "газовой ОПЕК"
Вторник, 30.12.2008
12:16  ВВС: Побеждает ХАМАС. Может ли Израиль достичь своих целей в Газе?
09:46  Н.Бегали: Адекватный ответ на трудности. Лидеры СНГ создали фонд для борьбы с финансовым кризисом
09:41  "Литер": Взрывная волна. Казахстанские парламентарии пытаются навести порядок в китайской пиротехнике
09:31  Gazeta.kz: Сам себе землевладелец. Хаос землепользования в Южном Казахстане все увеличивается
09:26  "МК": "Кассам" алейкум! Антитеррористическая операция превратилась в очередную арабо-израильскую войну?
09:19  Нам повезло, что пик кризиса пришелся на позитивный год Быка, - предсказания от Норы Бекмахановой
09:07  "Восточный ковер". Азербайджанcкий писатель Рагимов выпустил новый историко-приключенческий детектив
09:04  А.Саркорова: Москва возмущена статьями об убитых таджиках
09:01  Ташкент-Москва-Донецк. Валерий Газзаев возглавит донецкий "Шахтер", а бразилец Зико из ташкентского "Бунедкора" - московский ЦСКА
08:56  Чиновники в Китае встретят Новый год скромно. К этому их обязало правительство
08:44  В посольство США в Казахстане пришел пакет с неизвестным порошком
08:41  В Туркмении в преддверии деноминации введены ценники с двойным указанием цен
02:05  "КрЗвезда": Байконур без камуфляжа. Как реорганизуется супер-космодром
01:03  Депутат Бакыт Бешимов: "У нынешнего правительства Киргизии всего две проблемы - воровство и некомпетентность"
00:57  С.Малинин: Антикризисный Шариат. Скоро мы все станем исламскими банкирами
00:36  А.Саидов: Дело – табак. Казахстан значительно повышает акцизный сбор на водку и табачные изделия
00:33  А.Бердыева: Что можно купить на 10 евро в Туркменистане?
00:31  А.Вайскопф: Казахстан - финансовый кризис и футбольные страсти
00:13  А.Гришин: Утром - деньги, вечером - газ. Поставки Украине скорее всего будут перекрыты
Понедельник, 29.12.2008
21:01  Министерство образования и науки - самое коррумпированное в Казахстане ведомство (соцопрос)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Право на историю. Кто же мы, тюрки или узбеки?
08:45 01.01.2009

Право на историю.
Фрагмент из будущих очерков "ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ (взгляды не специалистов)".
Бахадыр Мусаев.

"Не позор заблудившемуся, если он нашел свой дом, не стыдно голому,
после того как прикроется подолом". Тюркская поговорка.

Я уроженец Андижана. Моя незабвенная мама рассказывала мне, что здесь в этом крае жили и покоятся в ее земле все наши предки.
"Жители Андиджана – все тюрки, в городе и на базаре нет человека, который бы не говорил по – тюркски. Говор народа сходен с литературным, сочинения Мир Алишера Навои, хотя он и вырос и воспитывался в Герате, (написаны) на этом языке"1. Это слова из "Бабур – наме", знаменитой книги, которую создал, как известно, не менее знаменитый тюрок Захириддин Мухаммад Бабур (1483 – 1530) - тимурид и основатель империи Великих Моголов.

С тех пор, как научился читать и насколько помню себя, я любил историю. Правда, прежде она удовлетворяла мое праздное любопытство и страстное желание знакомиться с историями событий различных времен и народов. Подобные чувства всякого, нормально развивающегося человека хорошо выражены в словах Джавахарлал Неру: "Все мое существо было проникнуто духом приключений, и я жил последовательно в разных веках и эпохах, в окружении людей далекого прошлого"2.
По мере взросления и особенно теперь я стал обращаться к истории избирательно, по иным мотивам, проявляя при этом волю к пониманию и к проникновению в суть произошедших и происходящих событий. Одной из таких книг, которая помогла мне более или менее безболезненно пройти стадию перехода к взрослению, начать ответственно относиться к миру и к себе, явилась вышеназванная Великая Книга. Она одна из самых, самых… Я открываю ее. И снова, в который раз переживаю разумом и сердцем, склоняю голову перед светлыми мыслями, пронзительными откровениями бесподобного Бабура о Родине - Туркестане.
Здесь все едино в порыве любви, проявлений нежности к родному краю, восхищения красотой Туркестана и дарами ее природы…….
Вместе с тем, не может не поражать, что поэт – лирик, мыслитель- гуманист, благоговеющий перед таинствами человеческой жизни и ее бесценности, готов, когда речь идет о тех, кто отнял землю его отцов, кто….. Верно, говорят ведь, что из песни слов не выкинешь. Вот и я не переставал рефлексировать, сейчас размышляю, когда, читая его, встречаю, между прочим, и такое:
"Почти сто сорок лет столичный город Самарканд принадлежал нашему дому. Неизвестно откуда взявшийся узбек, чужак и враг пришел и захватил его"3
"Жители города еще спали. Лавочники, выглянув из лавок, догадались, в чем дело и возносили (благодарственные) молитвы. Через некоторое время обитатели города все узнали. Наших людей и горожан охватила необыкновенная радость и возбуждение; они убивали узбеков на улицах камнями и палками, словно бешеных собак; около четырехсот или пятьсот узбеков было убито таким образом. Городской даруга Джан Вафа находился в доме Ходжи Яхъи. Он бежал, вышел из города и ушел к Шейбани - хану" 4
О чем разговор? Имеет ли смысл возвращаться к истокам, как говорится, гнать волну, останавливая внимание на существующих подводных камнях во взглядах ученых – историков, этнографов (этнологов) советской школы на историю Центральной Азии и ее народов? Здесь позволим себе, несколько забегая вперед, отметить: утверждения одних историков не согласуются с утверждениями другой группы историков относительно времени появления тюркских племен на территории Центральной Азии. Так, например, некоторые, как это делает Лев Гумилев, отождествляют кочевых узбеков с оседлыми тюркскими племенами Центральной Азии и называют их оседлыми узбеками 5. Между тем, известный факт, что в начале ХV1 века Шейбани – хан привел в Центральную Азию тех самых "узбеков" - ордынцев, покинувших родину и, как известно, принявших себе новое название ("узбеки") в честь хана Узбека (1312 -1341), установившего в Золотой Орде ислам как государственную религию. "Так вот, оставшиеся в Самарканде и в Фергане тюрки, - пишет тот же Гумилев, - носят имя своих завоевателей – узбеков. Те же тюрки, но ушедшие в Индию, стали называться "моголами" в память того, что триста лет назад подчинялись монгольскому царевичу…"6. И далее подчеркивает, что нельзя путать кочевых узбеков с оседлыми узбеками, которые смешались в X1X веке и составляют ныне единый этнос, равно чтящий Тимуридов и Шейбанидов, бывших в ХV1 злейшими врагами, потому что эта вражда потеряла смысл и значение уже в ХV// в.7

После этих строк уместно процитировать суждение другого исследователя по иному поводу, но дающие импульсы к размышлениям на предмет о наших корнях "Для нас, потомков, не имеет смысла борьба, предположим саманидов и караханидов. Мы одинаково принимаем, растворяем в себе и поэзию классика персидско – таджикской литературы Рудаки, и поэзию одного из основателей тюркской поэтической школы – караханида Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни" 8.
Да, верно, мы одинаково принимаем, в частности, поэзию и вообще культуру другого народа, но это не значит, что мы одинаковы. У каждого народа своя история, культура и лицо. Какая она история народа (народов)? Пока ясно лишь одно, что далеко еще не распутан ее (их) клубок. Есть основание озадачиться не из праздного любопытства: кто же мы в своей основе, среднеазиатские тюрки или узбеки? Полагаю, что адекватного ответа на поставленный вопрос можно добиться, исключив субъективизм в изучении истории, прекратить писать, опираясь на неверное в корне положение, согласно которому наша родная история строится всецело на истории узбеков.

К сожалению, как известно, в исторической науке до настоящего времени утвердился подход, который "находил" и продолжает "находить" корни узбеков в глубине веков истории Туркестана. Между тем, любой здравомыслящий человек, сознание которого не обременено грузом концептуальных схем советской школы историков на предмет истории народов Центральной Азии, в т.ч. узбеков, при знакомстве с результатами интерпретации артефактов, может убедиться в проблематичности исторической правды в трудах советских и постсоветских ученых. Одним из подтверждений тому постыдная практика экспроприации "чужого" наследия, связанная, в частности, с присвоением выдающихся деятелей литературы, искусства, поэтов, философов или известных полководцев, исторических деятелей соседних народов. Примечательно, что подобная экспроприация, когда фактически пытаются украсть (крадут) и надеть (надевают) на себя чужие, пышные и разноцветные халаты, присуща не одним лишь узбекам. На таких примерах, наблюдаемых сплошь и рядом, мы остановимся в соответствующих разделах книги.

Но вернемся к артефактам. Право, здесь принципиально важно признать: одно дело, сохранять способность удивляться, недоумевать, но равно принимать на веру, например, содержание различных текстов, результаты исследований доисламской нумизматики, других источников ранней письменности и совсем другое – не быть легковерным, научиться осмысливать факты, приведенные в качестве истинных, критически размышлять о вещах, давно считающимися понятными.
Вероятно, на моих взглядах относительно истории сказываются не только профиль моего образования, а получившие в мире далеко не первый год умонастроения о конце истории.
Доминирующие же до настоящего времени точки зрения, подходы исследования событий прошлого, в основе которых остается прежний метод абсолютизации целого, точнее, стремление базироваться на примате целого, идти от целого, отвлекаясь от единичного, частного и особенного, укрепляют мою личную убежденность в том, что многие отрасли знания, связанные с историей теряют статус науки.
Вот я и думаю, перефразируя Бабура: все ли, что написано советскими и постсоветскими историками есть истина и все ли действительно, было и есть так, как у них написано? Каждое ли написанное слово было и является правдой? И всякое ли дело излагалось и излагается так, как оно происходило и происходит?

Читаю историю прошлого и настоящего касательно народов Центральной Азии. Эта история располагает к размышлениям: откуда и что представляем мы из себя сегодня на фоне общемировых тенденций развития, глобальных процессов? Где истоки и причины наших бед? Чем и как объяснить добровольную слепоту людей, ведомых слепыми поводырями и многое другое, включая новый активизм ученых и "ученых", творящих равно на потребу власти, несмотря на их же заявления о том, что де в новых тюркских государствах они всячески укрепляют суверенитетное историографическое мышление. Всему этому и будет посвящена будущая серия очерков, на страницах которых состоится разговор о прошлом в контексте и на фоне размышлений "…о современном строе нашего общественного неустройства" (Бальзак).
Так что же происходит с историей и с нами?
Повторю вновь: давайте поразмыслим вместе на предмет того, кто же мы, тюрки или узбеки? Но прежде, хотелось бы предупредить потенциальных читателей будущей книги: мои соображения отнюдь не являются откровениями, хотя они не совсем совпадают с утвердившимися точками зрения советских и постсоветских ученых относительно истории узбеков и общепринятых взглядов …..
Безусловно, везде и во все времена существовали политики, которые предписывали переписывать историю. Это объясняет отчасти тот факт, что, как правило, без исключения, история любой страны и народа писана и переписана (переписывается) бесконечное число раз. Как говорил один историк (не помню его имени – прим. БМ.): "нет ничего более изменчивого, чем неподвижное прошлое". Тем не менее, нет ничего зазорного в том, что, обращаясь к прошлому, переписывают историю, но при этом равным образом сочетают два типа прочтения истории – перспективный и ретроспективный. К сожалению, в условиях закрытых обществ оба названных типа прочтения истории, скажем так, хромают, ибо в таких обществах исследователи не вполне добросовестно обращаются с фактами. Более того, здесь, с одной стороны, процветают начетничество и догматизм во взглядах на историю, с другой – имеют место тотальное проявление замалчивания одних фактов, превозношение вторых, искажение третьих, создание прецедентов, связанных с присвоением, точнее, экспроприацией четвертых ("чужих") артефактов, откровенной фальсификация других и т.п. Все это вкупе намешано на ориентализации Востока (прим. БМ. - имеется в виду ориентализм западных концепций Востока, который по справедливому мнению Эдварда Саида оказался не состоятельным не только в интеллектуальном, но и в человеческом отношении) 9. Данное замечание о несостоятельности ориентализма, где речь идет о ней, как науке, по сути, занимающейся интерпретацией Востока, но никак не стремившейся понять его таким, каким он является в действительности, применимо и советской исторической науке, включая и востоковедение. Более того, на наш взгляд, европоцентризм, в той или иной мере присущий советской исторической науке, разумеется, и востоковедению, усугублялся тем обстоятельством, что они функционировали в условиях закрытого общества. Именно это обстоятельство дает основание для утверждения, что наша история, мало сказать предстает фрагментарно, а порядком искажена, профанирована. Лично у меня, в результате знакомства с избранными работами дипломированных специалистов по истории Центральной Азии и в первую очередь Узбекистана, складывается впечатление, что здесь никого не волновала проблема исторической правды. И это не удивительно, если согласиться, что реальная история может "строиться", воспроизводиться только благодаря свободе мысли, дискуссий между носителями различных точек зрения. Укоренившиеся же у нас методы изучения и подхода к истории, как и в каждой из стран СНГ после провозглашения независимости, показывают: коммунистические вожди (читай те же самые номенклатурные работники разговорного жанра), отказавшись от своих прежних догм, пытаются выработать национальные доктрины и соответственно дают социальный заказ - переписать истории своих стран и народов. Налицо взаимодействие авторитаризма "сверху" (власти) и конформизма "снизу" (так называемых ученых – патриотов). В итоге пишутся прелестные исторические картинки, содержание которых, как в кривом зеркале, отражают историю прошлого и настоящего. Это образцовый пример проявления интеллектуальной нечестности, когда "..добропорядочная "прогрессивная" наука легко может выродиться в догматический сон" ( Э. Саид). Разумеется, есть исключения из правил, но не они определяют лицо современных историков – тюркологов и т.п., ибо их многочисленные сочинения продолжают "рассмотрение истории тюркских народов и созданных ими государственных образований лишь в аспекте истории России и СССР…" (Кляшторный С. Г.)
В самом деле, будто ничего существенно не изменилось с той поры, когда еще в первой четверти минувшего столетия Ахмад Заки Валиди, критикуя некоторых западных, а также российских ученых, в т. ч. и академика В.В. Бартольда, указывал на недооценку ими тюркского фактора в развитии культуры, цивилизации в Средней Азии уже с древнего времени 10.
"Современный мир, - обмолвился как - то в одной из наших бесед актуальный отечественный художник Вячеслав Ахунов, - чрезвычайно скуден на интеллектуалов". И, опуская затронутую тему на местный материально – культурный субстрат, обобщил ее следующим суждением.
"У нас во всем, в частности, того, что касается изучения, понимания и соответственно объяснения национальной истории доминирует извращенный подход. Наша страна и народы, которые жили и живут сегодня здесь, имеют богатую и древнюю историю, но она не линейная и последовательная… Увы, "строим" мы нашу историю на фальсификации. Сейчас наступило время доморощенных ученых, пишущих по политическим заказам, галдящих в угоду национальных правительств. Собственно, наше время – время смуты, которое рождает крикунов. А если и встречаются ученые, то среди них больше людей мелкого полета. По данному поводу, мне почему - то вспоминаются итальянцы, когда они говорят: "чем меньше мощностей у мотоцикла, тем больше на нем погремушек".
В действительности, чем можно объяснить фальсификацию истории, кому и на что она нужна? Какой будет иметь смысл для нас приближение к нашей реальной истории? Быть может, впору нам озадачиться: имеем ли мы право на свою подлинную историю?

Пока же мы живем в эпоху безвременья. Нет движения, если не считать за таковое смуту. Она, смута во всех сферах общества, т.е. в экономике, политике, социальных отношениях. Но не в этом я усматриваю беду, а в грозном признаке приближающейся новой катастрофы - подобия Андижана 2005, выражением которой является, на мой взгляд, температура моральности, опустившаяся до нуля во всех перечисленных сферах жизни узбекистанского общества. Система не работает, страна разрушается, все на грани приближения коллапса…
Тем не менее, несмотря на тяготы жизни соотечественников все еще в ходу у них поговорка: "яхши ният – ярим мол" ("хорошее намерение – половина богатства"). Осмысливая содержание приводимой поговорки, думаю: нет, это не столько проявление терпимости и мудрости народа, его благоразумия или наоборот выражение факта капитуляции перед ложью, насилием, смирения, ухода от жестокой реальности, отнимающей последние надежды, а сколько – стремления преодолеть психологическую неустроенность и не предаваться отчаянию, считать, что все в порядке.
Кстати, о порядке и законе. В стране под покровом мнимого сохранения атрибутов конституционности, установленного режима власти, особенно в постандижанский период, имеет продолжение наведения порядка очень далекого от цивилизованных начал, который не может творить жизнь, способную обеспечить человеку соблюдение хотя бы элементарных его прав и свобод. Да и что тут скажешь, есть ли толк говорить о человеческой безопасности, незащищенности человека, перспективах усвоения общечеловеческих европейских ценностей (принципов человеческого измерения), когда подлость не наказуется и царит право беззакония в стране. Это и понятно, ибо, если доверять своим глазам и ушам, то видишь и слышишь кругом, как насилие и ложь и другие фантомы больного разума рождают свое подобие в реальной жизни.
В такие времена вполне уместно напомнить следующую хрестоматийную истину.
У людей память долгая. Они никогда не отводят взгляда от зеркала прошлого. К добру ли это, если соотечественники наши ныне в таком состоянии сознания ("синдрома репрессивного мышления", читай без царя в голове), когда признают силу в качестве абсолютно верного способа решения всех проблем, если помнят сотворенное и творимое над ними зло.
Почему так получилось, что уходит история многих народов и стран вперед, а мы в лучшем случае топчемся на месте и неизбывна тревога за настоящее и будущее нашей страны.

Ташкент. декабрь 2008 г.

Литература.
1. Захириддин Бабур. Бабур –наме Т. 1958. с.12.
2. Джавахарлал Неру Открытие Индии. Книга первая. М 1989. с. 28
3. Захириддин Бабур. см. там же, указ. соч., с. 101.
4.Захириддин Бабур. см. там же, указ. соч., с. 100.
5. Л. Гумилев Этногенез и Биосфера Земли М. 1993, с.79.
6. Л. Гумилев. Указ. соч. см там же, с. 78 -79
7. Л. Гумилев Указ. соч. см. там же, с. 79
8. Л.Солдадзе. Ибн Сина (Авиценна) Страницы Великой Жизни. Т. 1983, с.451.
9. Эдвард Саид. Ориентализм. Западные концепции Востока. Санкт-Петербург. 2006. с.508.
10. см об этом. Новая Страница из Жизни А.З. Валиди. Составление, предисловие и примечания Рината Н. Шигабдинова. Перевод на русский язык с копии текста оригинала Абдулкадиром Захидий. Токио 2001, с11.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1230788700
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх