КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 07.03.2008
23:27  Н.Пахомов: Чем хорош МакКейн?
22:21  Безопасность в регионе Каспия. В Баку начался семинар Парламентской ассамблеи НАТО
21:13  В ответ на новые санкции Белоруссия выдворяет американскую послиху
20:16  Карабах передал Азербайджану тела 4-х солдат, погибших в последних боях и посмертно награжденных Баку медалями
20:05  Украина обнародовала секретный ющенковский план дележа с "Газпромом" среднеазиатского газа
19:35  Е.Халмуратов: Казах чужому казаху предпочтет да хоть папуаса
18:59  Баку и Ашхабад урегулировали долги на... неизвестно какую сумму
18:48  Самые богатые по "Forbes": №4 Л.Миттал (Индия), №214 В.Ким (Казахстан), №334 П.Шодиев и др.
17:51  За плохие кадры. Глава МНБ Туркмении получил "строгий выговор" от президента
17:39  Н.Замараева: 100 дней президентства Первеза Мушаррафа. Непросчитанные политические риски
17:35  А.Князев: Киргизия и Россия - безопасность, сотрудничество и перспективы развития в Центральноазиатском контексте
15:26  В.Ющенко предлагает Э.Рахмону достроить Рагунскую ГЭС
13:30  Утверждена "Национальная концепция образования Таджикистана"
13:26  Киргизская Токтогульская ГЭС перешла на ограниченный режим работы. Нет воды
13:12  В Караганде шоу-аукцион. Купи холостяка и не получи свекровь в подарок!
13:08  В Казахстан незаметно пришел "Мягкий" кризис недвижимости
12:32  И.Федюкин: Что рождает революцию? Иногда одной ошибки короля или дебатов об опасности государственного долга достаточно, чтобы обрушилась великая монархия
12:26  М.Каменский (глава Sothebys-СНГ): В Казахстане уже есть новый класс - новая буржуазия, они обладают деньгами, вхожи во власть, частично эту власть собой олицетворяют
12:21  С.Мищенко (главред "Вечернего Алматы"): Государственная газета должна выступать мостом между властью и простым человеком
12:18  Без бумажки, ты - ... Известному узбекскому оппозиционеру П.Ахунову МВД не выдает паспорт
12:03  Дуромер для экстрасенса. Изобрел алматинский электрик А.Жунусов
11:57  Сапа Мекебаев: Не стой под стрелой - крановщик сегодня злой. Правящая партия Казахстана борется с коррупцией в своих сплоченных рядах
11:54  "ВБ": Миллионы, потерянные в небе. Как вытащить из черного списка Еврокомиссии кыргызстанских авиаперевозчиков?
11:52  Силы Поднебесные. Две китайские тяжелоатлетки намерены принять гражданство Казахстана
11:43  ВВС: Интернет пока не пробился в страну "Отца всех туркмен"
10:42  Госагентство информресурсов и технологий Киргизии возглавила Нина Валиева
10:34  Экс-губернатор Жалалабадской области С.Урманаев признан виновным в Аксыйских событиях
10:22  С.Шерматова: Спрос на революцию. Какое будущее у киргизской оппозиции?
10:07  Экологически чистое воровство. Вице-министры охраны окружающей среды Казахстана выведены на чистую воду
09:58  О.Сенчук: Беспризорность и детская преступность представляют серьезную угрозу здоровью Таджикской нации
09:51  А.Куртов: "Оснований для выводов о переменах во внешней политике Ташкента я не вижу"
09:38  З.Кабулов (посол России в Афгане): "Афганские лидеры в Кабуле считают, что они уже выросли из коротких штанишек" (интервью)
09:18  В Ферганской области новый хоким: А.Абдуллаева сменил М.Гафуров
09:15  Будущий Президент Армении Серж Саркисян: "Азербайджан должен признать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение" (интервью "РГ")
09:06  Секты в большом городе. В Казахстане продолжают действовать щупальца организации "Аят"
08:43  Человек с ракетой. Американцы подозревают арестованного в Таиланде россиянина В.Бута в поставках оружия талибам
08:33  Экс-МО Грузии Окруашвили раскрыл главный источник финансирования украинской "оранжевой революции" - дал разбогатевший в России миллиардер Иванишвили
08:11  Благодаря казахстанским потомкам Надежды фон Мекк в России вышел 1-й том переписки их бабушки с композитором П.И.Чайковским
00:53  Г.Хидоятов: Какой же расы были тюрки?
00:41  "НГ": Мы НАТО Ханабад не отдадим. Новые подробности об американской базе
00:15  Еurasianet: Скрытый маневр. Американские войска вернутся в Узбекистан в обстановке "оттепели"
Четверг, 06.03.2008
21:05  Россия отменила санкции в отношении Абхазии и пригласила к тому же другие страны СНГ
19:06  Е.Файнберг: Есть ли у Лужкова мозг? Надо ли России разворачивать сибирские реки в ЦентрАзию
17:14  Перебежчик. Полпред "Лукойла" в Казахстане Б.Зильберминц стал вице-президентом "Газпром нефть"
17:11  "Наймиты-вассалы продавали все, себя, национальную культуру, язык...", - заявление партии "Еркин Каракалпакстан"
17:01  "Газета по-украiнськи" утверждает, что София Ротару поранилась о крышку унитаза в Астанинском "Риксос Президент-отеле"
16:52  И.Царегородцева: Ахуристан напал на Азербайджан, США пришли на помощь...
16:43  Guardian: Демократия – приглашение к лицемерию. Давайте... практиковать ее сами
16:26  В.Ющенко зовет Н.Назарбаева в трубу "Одесса-Броды" и дает землю под новый НПЗ (текст заявления и пресс-конференция)
16:18  В Таиланде арестован знаменитый российский оружейный барон Виктор Бут
16:00  Дмитрий Медведев - питерский, мансуровский и алексеевский. Родовые корни нового российского президента
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
М.Каменский (глава Sothebys-СНГ): В Казахстане уже есть новый класс - новая буржуазия, они обладают деньгами, вхожи во власть, частично эту власть собой олицетворяют
12:26 07.03.2008

Русским интересно все
Генеральный директор "Sothebys Россия - СНГ" Михаил Каменский о том, как искусство и политика влияют друг на друга, как развивается художественный рынок и о буме на графику, который нас ждет

Аукцион Contemporary Russian Art - вторые специализированные торги современного русского искусства - состоится в Лондоне 12 марта (см. "Увидеть, пока не купили" № 6 (93) от 15 февраля 2008 года). В преддверии этого события генеральный директор дочерней компании "Sothebys Россия - СНГ" Михаил Каменский ответил на вопросы "Пятницы".

- Можно ли сказать, что в современной художественной жизни все замкнуто на аукционах?

- Действительно, в наше время нет более эффективного способа продвижения конкретного автора и художественного стиля, чем через крупный аукцион. В самых знаменитых музеях может быть сколько угодно интересных выставок, эффектных кураторских проектов с мощными рекламными компаниями, их увидят тысячи людей по всему миру. Но достигнутый в ходе этих выставок пропагандистский эффект не сопоставим с тотальным результатом удачных аукционных продаж. Невероятный всплеск популярности импрессионистов во многом следствие аукционных рекордов последней трети ХХ века. Зрительский бум на современное искусство - результат удачных продаж последних лет.

Люди, безразличные к этой области жизни, благодаря цифрам узнают новые имена, испытывают любопытство, как и почему искусство может столько стоить!
Массовый интерес к современному российскому искусству - в очевидном росте цен на него на последних аукционах Sothebys. Современный человек чутко реагирует на величину денежного знака, обозначающего стоимость произведения. СМИ транслирует эту информацию и привлекает внимание миллиардных аудиторий. Даже люди, безразличные к этой области жизни, благодаря цифрам узнают имена мастеров, запоминают названия художественных течений, испытывают естественное любопытство, как и почему искусство может столько стоить!

Сенсации, связанные с аукционными продажами предметов искусства, - важная составляющая информационного потока. И я считаю, что результаты торгов Sothebys в последние годы сделали больше для пропаганды российской культуры, чем любые выставки и гастроли.

- Это, наверное, способствует и лучшему пониманию нашей страны в мире?

- Конечно! Давайте вспомним 1988 год, когда Sothebys провел первые торги современного русского искусства, - в июне 2008-го аукционный дом собирается отмечать юбилей этого события. Это был настоящий культурный прорыв, который принес реальный, в том числе и политический результат. На мировую арену вышла новая страна, реформированная Горбачевым, а благодаря аукциону у этой новой страны появился свой новый художественный облик.

- Получается, искусство

повлияло на политику. А наоборот бывало?

- Через несколько лет после первого Sothebys готовил и второй русский аукцион. Однако Министерство культуры СССР стало осторожничать, а потом произошли политические события, переместившие перестройку на периферию общественного внимания, - "Буря в пустыне", рост политической напряженности. А потом распался Советский Союз.Да и на мировом художественном рынке последовал резкий спад.

- Возможно ли такое сейчас? Не последует ли за ростом популярности русского современного искусства резкий спад?

- Любому рынку свойственна коррекция, это нормально. Но рынок русского искусства и русский капитал только начинают свой подъем. Думаю, вектор развития останется неизменным. Рынок искусства может и затормаживаться, и даже опускаться, но потом все равно наверстывает упущенное.

Наша страна уже породила новый класс - новую русскую буржуазию. Аналогичный класс складывается и в других государствах постсоветского пространства - в первую очередь на Украине, в Казахстане. Эти люди обладают деньгами, вхожи во власть, частично эту власть собой олицетворяют. И находятся в поисках новой идеологии и философии, хотят осознать самих себя. Они ищут новый язык, новую идеологию и способствуют их формированию. В основе этого идеологического строительства лежит история и культура. Изобразительное искусство дает возможность новому классу утвердить себя и в качестве наследников прошлого, и в качестве строителей будущего. Поэтому они настроены создавать корпоративные и личные коллекции. А ближайшее будущее - за новыми музеями: государственными или же совмещающими частный капитал и государственную поддержку.

- То, что вы говорите, - правильные, но совершенно культуртрегерские постулаты. А где экономика? Что с этих рассуждений о воспитании нового класса экономическому гиганту - дому Sothebys?

- Постулаты правильные, но не очевидные. Вообще странно, что вы об этом спрашиваете… Я же говорю о мотивах, которыми руководствуются люди, распоряжающиеся огромными суммами. И если они ставят перед собой такие цели, то вне зависимости от того, есть кризис или нет, они направляют и будут направлять часть финансовых потоков на русский художественный рынок. А на этом рынке лидером является Sothebys.…

Мы оказались в нужном месте и в нужное время. Сегодня художественная жизнь на этом огромном пространстве не насыщена. Восполнению дефицита должны содействовать политическая, финансовая и культурная элита. С моей точки зрения, главными игроками на грядущем арт-рынке России и СНГ будут музеи, их владельцы и кураторы, кураторы музейных фондов и частные собиратели. В этом я вижу огромный ресурс. Возникнут галерейная инфраструктура, образовательные программы, новые учебные заведения и факультеты по экономике и менеджменту художественного рынка, кураторы, экспертиза, страхование.

- Что покупают русские коллекционеры? Какие у них предпочтения?

- Русским коллекционерам интересно все. Но наметилась тенденция покупать самое качественное и редкое, что не может не сказываться на цене. Времена, когда вещи покупались для того, чтобы завесить пустые стены кабинетов и спален, прошли. Некачественные произведения, купленные в период формирования вкусов в лихие 90-е, раздарены или ушли на вторичный, третичный рынок. Чем богаче становится вдумчивый собиратель, тем больше у него возможностей для расширения своего художественного кругозора, для разговоров с правильными людьми - музейными кураторами, искусствоведами. Можно сказать, что возникает коллекционерско-экспертное сообщество, основанное не на уровне богатства, а на общих интересах. Вместо хрестоматийных, раскрученных в конце прошлого века "джентльменских наборов" в коллекциях появляются новые имена, изысканные, утонченные вещи.

- Русское искусство приобретают в основном русские? Или западные покупатели также участвуют в этом процессе?

- Несмотря на то что пока рекордные цены поставлены именно нашими соотечественниками, западные покупатели, без сомнения, являются игроками на русском рынке.

- А что их больше интересует?

- Авангард десятых-двадцатых годов XX века. И современное искусство.

- А русские являются игроками на западном рынке искусства?

- Русские покупают импрессионистов, старых мастеров, европейский модернизм, присматриваются к звездам современного искусства.

- То есть, к примеру, те работы современных западных авторов, которые недавно привозил в Москву Лари Гагосян, пользуются спросом у наших коллекционеров?

- Насколько мне известно, эта выставка была коммерчески весьма успешна. В целом же о рынке можно сказать, что если бы не сложности с ввозом и таможней, искусство покупали бы еще активнее.

- А на что, по-вашему, будут обращать внимание в ближайшем будущем?

- Думаю, что лет через пять грядет бум на графику. Известно, что в силу каких-то странных предубеждений, характерных для постсоветского сознания, покупатели с недоверием относятся к произведениям на бумаге. Русская графика стоит существенно меньше, чем русская живопись. Непропорционально меньше. Это отличительное свойство именно нашего рынка. На Западе такого перекоса нет. И графика может стоить там столько же, сколько живопись. Все зависит от качества, а не от материала.

- О чем чаще всего спрашивают клиенты "Sothebys Россия - СНГ"?

- Мы постоянно консультируем. Обращаются люди, которым нужна оценка, экспертиза. Стараемся не отказывать. Возникают самые неожиданные вопросы по самым невероятным поводам. Но самой популярной темой остаются бесконечные скрипки Страдивари. Связано это с тем, что в начале XX века в Европе существовали заводы, которые делали скрипки "под Страдивари". Там внутри были наклейки, имитирующие подлинные. Хорошие фабричные скрипки, но, конечно, никакого отношения к великому мастеру не имеющие. Был такой завод и в Одессе. Люди на просторах России, у которых хранятся эти скрипки, видимо, прочитав надпись "Страдивари", считают, что у них есть баснословно дорогой музыкальный инструмент, и приходят к нам. Изображения скрипичных дек "Страдивари" я уже перестал пересылать экспертам в Лондон. Радуюсь от души, что в Одессе не делали Гварнери…

- На предаукционную выставку Contemporary Russian Art, которую Sothebys недавно устраивал в Москве, вы приводили своего сына. А какие работы ему показывали?

- Моему старшему сыну восемь, ему понравились три или четыре работы, например, одна картина Ивана Чуйкова. Он стал меня расспрашивать, и пришлось забыть про клиентов и рассказать, как получилось, что из сочетания мазков возник образ Москвы, что такое коллаж, почему допустимо наклеить фотооткрытку, сделав ее частью живописной поверхности, и так далее. Он ходит в Пушкинский музей с четырех лет, то есть провел там уже полжизни. Правда, больше всего, по-моему, ему нравится то искусство, которое делает он сам, - рисует комиксы и придумывает к ним подписи.

- Как вы думаете, когда ваши дети вырастут, они станут коллекционерами? И что будут собирать?

- Тут не угадаешь. Пока что они так и норовят ткнуть чем-нибудь в холст или дорисовать. Почти все картины в нашем доме были подарены моим родителям-искусствоведам их друзьями-художниками. И я воспитан на том искусстве, которым занимались отец и мать, но сам не коллекционирую. Что касается потомства, то моя задача - научить их чувствовать качество искусства, особенно нового. Думаю, если дети растут в художественной семье, то к моменту зрелости они должны осознать, прочувствовать все, что связано с искусством старым, насладиться им и насытиться. И на основании этого уже уметь отличать хорошее от плохого в современном им искусстве. Позволить себе роскошь собирать то, что большинству будет понятно значительно позже.

Автор - эксперт-обозреватель радиостанции "Бизнес FM"

----------------------------------------

Досье
Михаил Каменский

Окончил МГПИ и аспирантуру

ГИТИСа. Кандидат философских наук. Социолог искусства и художественного рынка.

Свою художественную карьеру начал в 1989-м в качестве руководителя PR-службы первой российской ярмарки современного искусства АРТ-МИФ. С 1991 года корреспондент газеты "Коммерсантъ". Директор первого российского аукциона "Альфа-Арт", галерей "Четыре искусства" и "Каталог".

Сотрудничал в качестве консультанта и куратора коллекций с рядом известных российских банков и корпораций. С 1996 по 1998 гг. - заместитель генерального директора ИД "Коммерсантъ" по связям с общественностью. С 1998-го по 2002-й - заместитель директора ГМИИ им. Пушкина. С 2003 года - директор департамента маркетинга, рекламы и связей с общественностью, советник президента "Банка Москвы".

В 2007-м назначен генеральным директором компании "Sothebys Россия - СНГ".

Дмитрий Буткевич
Для Пятницы
Иллюстрация: ВИКТОР БАЛАБАС
№ 9 (96) 07 марта 2008

Источник - Ведомости. Пятница
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1204881960
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх