КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 20.02.2008
23:02  Хиллари получила кокус под нос. Капкарашка Обама выиграл выборы в Висконсине и Гавайях
22:36  Guardian: Суверенитет Косово - не более чем фикция
21:24  Журналистов туркменского ТВ уволили... из-за таракана в эфире
20:43  С.Кожемякин: Периферийный капитализм Кыргызстана. Вторая Швейцария или вторая Танзания? Ч. 1
18:40  С.Райт: Проект "Киргизская альтернатива". Если бы Кулов бросил Бакиева... Ч. 2
17:29  А.Вайскопф: В Южном Казахстане ожидается мощное наводнение
17:26  Цена нефти снова превысила отметку в 100 долларов. Вопреки прогнозам экспертов...
17:25  В Ташкенте прошла конференция "Эксплуатация детского труда в Узбекистане"
17:02  Глава Финразведки Киргизии М.Садыров: Члены "Аль Каиды" отмывают деньги в Кыргызстане
16:54  Г.Хидоятов: Махалля "Ташкент" в американском штате Юта
16:52  Ташкент. Освобожден по амнистии 62-летний правозащитник Бабамурад Мавлянов
16:44  В Узбекистане арестован влиятельный заместитель генпрокурора А.Набиев
15:54  П.Круг: Вторая "карикатурная война" началась. Самые лучшие карикатуристы в мире живут в Дании...
15:53  Экс-опальный глава КНБ Казахстана Н.Дутбаев стал советником Н.Назарбаева
15:52  Н.Нарочницкая: Славянский мир - осевое пространство Евразии
15:50  В Астане создано республиканское молодежное антикоррупционное движение "Карсы"
15:49  Странники в ночи. Пакистанский ислам в Центральной Азии: миссионерство или подрывная деятельность?
15:48  Э.Гасанов: Патриотизм и государство - разные понятия
15:47  У кыргызстанских невест самыми популярными женихами являются американцы
15:46  "Карибский Робин Гуд" дотянул до пенсии. Обзор иностранной прессы
15:38  Казахстан добился от России пересмотра "Байконурского соглашения"
15:29  Т.Неталиев: Таджикская аномалия. Пока гром не грянет, таджик не перекрестится
15:26  А.Атаханов: Произвол на кыргызскux дорогах и погранuчных переходах. Размер "дани" для узбекистанцев неулонно растет
15:22  Экс-посол Казахстана в Израиле В.Зверьков возглавил СПК "Сарыарка"
14:35  На взятке в $10 тысяч попался начальник управления госдолга и активов минфина Киргизии Абдуразаков
14:30  "КП": Джона Кеннеди застрелили по заказу чикагской мафии? В деле об убийстве президента США появились новые сенсации
14:22  "За выдающиеся заслуги в информациологии". Г.Бердымухамедов получил "международный орден", диплом и хрустальную скульптуру
14:15  "МК": В Германской пещере нашли что-то, очень похожее на знаменитую "Янтарную комнату"
14:12  Узбеку-олигарху Усманову не дают распродать в Китай железорудное достояние Австралии
14:09  "Газпром" получил две разведочные лицензии в Киргизии - "Кугарт" и "Майлусуу-4"
13:13  The New Times: Рост преступлений на почве национализма - это тенденция...
13:04  Майлуусуу. Причиной отравления детей в школьной столовой мог быть стафилококк
13:01  Авиапарк Туркмении пополнят два новых "Боинга"
12:59  В Шымкенте в результате прорыва на теплотрассе треть города осталась без тепла
12:46  Киргизия предложила "Газпрому" участвовать в приватизации нефтегазовой отрасли
12:45  52,86% голосов. Саркисян победил на президентских выборах в Армении
12:35  "Къ": Генерал Дустум раскалывает Афганистан. В стране назревает конфликт севера и юга
11:39  Моряк-маньяк. Герой Украины и узник Абу-Грейба капитан Мазуренко, оказался... педофилом
11:33  Зерно в обмен на мандарины. Казахстан готов помочь Грузии в преодолении зернового дефицита
10:43  С.Строкань: Пакистанская оппозиция собрала голоса для импичмента
09:17  Н. Назарбаев: главная идея нашей социальной стратегии - рост благосостояния казахстанцев
07:38  Казахстан запускает первую в мире кругосветную гонку на лошадях - супераламанбайгу
01:05  Олигофрен-Алгебра. В Казахстане продолжают выпускать поразительные по безграмотности... учебники
00:58  Е.Пастухов: Разногласия между узбекскими лидерами Афганистана вышли далеко за рамки политической сферы
00:43  Дж. Болтон: "В Косово подожжен фитиль всех сепаратистских движений"
Вторник, 19.02.2008
22:32  Премьер Армении Серж Саркисян уверенно побеждает на президентских выборах
21:19  Сменился министр индустрии и торговли в Казахстане: вместо Г.Оразбакова стал В.Школьник
21:03  Т.Акимов/С.Абдылдаев: Степ бай степ. Курманбеку Бакиеву грозит 7-летний срок…
20:27  Загадочно погибла россиянка-чемпионка по кикбоксинку Елена Сабитова
19:57  "Никто не хотел умирать...". Скончался Егор Летов - рок-музыкант, лидер "Гражданской обороны"
19:07  В Алматы прошел 1-й казахстанский чемпионат по "танцу живота" и пластичному стриптизу (фото)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Г.Хидоятов: Махалля "Ташкент" в американском штате Юта
16:54 20.02.2008

Бывают события, которые запоминаются на всю жизнь. Одно из таких мне пришлось пережить в мае 1984г. в американском штате Юта, известном своими соляными копями, урановыми рудниками, ракетными полигонами, баскетбольной командой Юта-Джаз и коренным населением мормонами, исповедующими свою оригинальную веру похожую на что-то среднее между иудаизмом и христианством.

Это христианская секта, стремящаяся сохранить первичные христианские традиции, фанатичную преданность христианской церкви с патриархальными обычаями, аскетизмом в быту и миссионерством. Они не употребляют алкоголь, не курят, не пьют кофе или чай, но по воскресеньям все население штата с утра в церкви, где усердно молятся богу и просят у него прощения.

По вечерам вся семья обязательно собирается на ужин, где глава семьи читает молитву и благодарит бога за дарованный день.

В 1848г. община мормонов во главе с Дж. Смитом основала на территории нынешнего штата свою колонию и начали строить город Солт Лэйк Сити(Город Соляного озера). Само название штата происходит от местного индейского племени Юта, означавшее "население гор". Юта была признана штатом в 1890г. До 1894г. здесь официально разрешалось многоженство, запрещенное в 1890г. церковью.

В штате есть свой университет, считающийся одним из самых крупных в США . Бригхэмянгский университет, названный так по имени его основателя священника
Бригхэм Янга. Он расположен в г. Прово, насчитывающем около 100 тыс. жителей. Руководство университета и вся профессура назначается мормонским попечительским советом. Финансируется также мормонами из частных фондов.

В 1925г. в университете впервые в мире (так говорят в университете) был создан телевизионный аппарат и произведена телевизионная передача. Через тринадцать лет, в 1938г. уже все атлантическое побережье страны было охвачено сетью коммерческих телевизионных станций началось серийное производство телевизоров.

Университет имеет одну из богатейших библиотек в США с большой коллекций книг по истории, культуре и литературе Центральной Азии.

В 1984г., когда я работал в Колумбийском университете, я получил приглашение из Бригхэмянгского университета для работы в библиотеке и проведения консультаций.

Когда я сказал об этом своему руководителю, директору Центра исследований Центральной Азии, профессору Э.Оллворту, что собираюсь в Юту, он рассмеялся: Ну .ну, поезжайте, надеюсь вы не разочаруетесь в Америке" Я знал, что американцы относятся к мормонам с большой иронией и поэтому замечание Э.Оллворта меня не удивило.

Все американские коллеги смеялись над моим предстоящим путешествием. "Самый веселый штат в Америке, говорили они, все как в Лас-Вегасе с точностью до наоборот".
Счастливо провести время . шутили они.

Приглашение было инициировано профессором Давидом Монтгомери, известным специалистом по узбекской литературе. В 1975г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную творчеству Хамида Алимджана. В 1978-1979гг. он работал в Ташкенте, собирая материал для монографии, связанную с поэтессой Зульфией. Я был его руководителем. Проживали они вместе с женой Джин, дочерью американского посла в ЮАР, в махалле рядом с табачной фабрикой. Жизнь в махалле им понравилась, во многом она походила на их образ жизни . скромная, простая, общительная, добрая, сплоченная.

В Ташкенте Джин забеременела и по возвращению в Америку родила сына. Пятого по счету. Он сообщил мне об этом по телефону. Мы назвали его узбекским именем Шербута, т.е. Сын Льва, а по-английски . Эмери.

Мой самолет прибыл в Солт Лэйк Сити ночью, а до Прово все 50 км. Меня поместили в очень уютном мотеле, тихом и спокойном, как и весь сам город. В мотеле меня ждал сюрприз, конверт с письмом и обратным адресом. В письме говорилось: "Дорогой профессор Г.Хидоятов, правление махалли Ташкент приглашает Вас на гап, который состоится 14 мая 1984г. во дворе дома профессора Д.Монтгомери".

На воротах махалли была надпись; "Добро пожаловать в нашу махаллю м-р Хидоятов"
Все прошло как у нас. На первое была мастава с самсой, на второе . шашлык. Смех, веселье, танцы, музыка, шутки продолжались до глубокой ночи. Как у вас в Ташкенте - все время говорил Давид Монтгомери.

У махалли Ташкент в Прово свои правила этики. Живут как одна семья. Джин рожала Шербуту дома. Как только родился сын, на большом окне дома появилась надпись: пятый сын . Шербута(Эмери). Вся махалля была перед домом и встретила объявление овацией. Вот такая она махалля Ташкент.

Но ждал меня еще один сюрприз. Первого июня было торжественное собрание университета, посвященное вручению дипломов об окончании университета. Баскетбольный зал университета, вмещающем свыше 14 тыс. человек был полон. С выпускниками были их родители, родственники, друзья.

Дипломы вручал сам ректор университета. Он был молод, всего 40 лет. Крупный ученый в области геологии. Знаменитый спортсмен. В свое время был чемпионом США в беге на 400м, с барьерами.

После вручения дипломов он объявил: "У нас сегодня присутствует гость из Ташкента. Вы все знаете, что у нас установились деловые научные связи с этим знаменитым городом. Профессор Монтгомери изучает литературу узбекского народа. Два года назад он провел незабываемые дни в этом городе. Я прошу профессора Хидоятова сказать несколько слов о своем народе, его истории, современной жизни и культуре."

Меня встретили овацией. Несколько минут я не мог говорить. Зрелище было потрясающим..14 тысяч человек, заполнивших зал, стоя приветствовали меня. Минут за
десять я рассказал о нашем народе, его древней истории и культурной жизни.

Ректор попросил меня сказать что-либо на узбекском языке. Я прочитал стихи Хамида
Алимджана, посвященные родине. Я не успел закончить, как на сцену выскочил Д.Монтгомери и сказал, что прочитанные мной стихи, являются началом пятой главы
поэмы Хамида Алимджана "Зайнаб и Омон" и сам продолжил стихи на узбекском
языке.

Огромное удовольствие и удовлетворение я получил от работы в библиотеке университета. Ее фонды представляют уникальную коллекцию книг и рукописей по истории тюркских народов и Центральной Азии. В частности, здесь имеется редкое издание книги арабского средневекового историка Рашид-ад-дина "Книга летописей", представляющая историю тюркских племен с древнейших времен.

До сих пор с большой теплотой вспоминаю Юту и мормонов, этот добрый и простой
народ со своими причудами и гордым достоинством.

По возвращению в Нью-Йорк я рассказал Э. Оллворту о своих впечатлениях и подсказал
ему одну идею.

Мои гостеприимные хозяева в Юте организовали мне поездку в штат Колорадо, где в скальных породах обнаружено кладбище динозавров с хорошо сохранившимися останками этих доисторических животных. Попутно я посетил несколько индейских резерваций. Меня поразило удивительное сходство индейцев с тюрками. Физически они похожи на хорезмских узбеков, правда, с более темным цветом кожи. Их обычаи и традиции во многом напоминают наши . гостеприимство, угощать гостя, дарить ему подарки, спрашивать о здоровье и родных, почитать старших, уважать соседей.

В одном из домов я увидел вещь, которая меня заинтересовала особо. Это был небольшой коврик с двумя буквами АЗ(AZ).Он хранился как икона, как святыня, на самом видном месте дома. На мой вопрос о значении этих букв хозяин ответил, что его племя является осколком древнего народа ацтеков, проживавшего когда-то на огромной территории, включавшей Мексику, Техас и Колорадо. АЗ инициалы названия народа, а полное название . Ак Зилон. Что же это означает в переводе? Белый Змей . ответил он
(White Snake).Я подумал . если убрать во втором слове первую букву, то получится Ак Илон, т.е.Белый Змей на узбекском языке.

Я сказал об этом Э.Оллворту. Он подтвердил мою мысль, добавив, что существует гипотеза, по которой в древности американский и азиатские континенты были соединены перешейком там, где сейчас проходит Берингов пролив, по которому могли пройти народы с азиатского континента на американский. Вода прорвалась здесь лишь в первом тысячелетии до н.э. Да и сам пролив легко перейти зимой по льду, а летом переплыть на обычной лодке. Его ширина 80 км, а глубина всего . 30 м. Так что по этой гипотезе вполне возможно, что индейцы являются потомками древних тюркских племен. Более того, на территории Америки не обнаружено следов древних общин, следов поселений или древних культур. Между гибелью динозавров и появлением признаков людей на территории Америки сотни миллионов лет.

Э. Оллворт являлся признанным специалистом в области тюркологии. До его
назначения на эту должность в течение 20 лет работал в ЦРУ резидентом в Турции. Он хорошо знал тюркские языки и глубоко разбирался в истории, литературе и культуре узбекского народа.

Стэндфордский университет заказал ему монографию "Современные узбеки", над которой он в то время работал.

Он неоднократно посещал Узбекистан, объездил области и собрал для своей
монографии уникальный материал, которому мог бы позавидовать любой узбекский ученый тюрколог. У него сложились обширные связи с узбекской интеллигенцией. В каждом новом знакомом он находил какую-нибудь новую идею или мысль. С большим уважением он говорил о литературоведе Матьякуб Кошчанове, писателе Адыл Якубове. Это уровень современной мировой культуры . говорил он о них.

В 1990г. Стэндфордский университет опубликовал его монографию "Современные узбеки. Культурная история с Х1Ув. до настоящего времени" (E.Allworth The Modern Usbeks. From Fourteenth Century to the Present. A Cultural History. Hoover Institute,Stanford University.1990.)

Э.Оллворт охарактеризовал свою монографию как "культурную историю" с Х1Ув.,т.е.с появления этнонима "узбек",но в ней дана и содержательная история нашего народа и более раннего периода. Он, конечно, прислал ее мне. Я прочитал ее и она показалась настолько интересной, что решил ее перевести. В ней было много нового для нашего читателя, да и общественности думается было бы интересно мнение американского ученого такого ранга о историческом пути нашего народа. Все-таки не всеми же народами интересуются в Америке.

Издательство "Шарк" согласилось опубликовать ее при условии получения от издательства Стэндфордского университета согласия на ее издание. Я собирался в командировку в США в ноябре 1990г.в Вашингтонский университет в г.Сиэттле и рассчитывал съездить в Сан-Франциско, где располагается Стэнфордский университет за разрешением. Меня ждало разочарование. В издательстве мне заявили, что я должен заплатить 500 долларов за согласие на публикацию, а об остальном договоримся, когда будем подписывать договор, заявили мне. Я ужаснулся . 500 долларов для нас в то время была немыслимой суммой. Я выразил свое недоумение и заявил, что по существу это издательство должно было бы по справедливости заплатить мне, т.к я беру на себя труд популяризировать продукцию издательства в своей стране. В дело вмешался и Э.Оллворт, который мечтал о публикации его книги в Узбекистане. Но и ему дали от ворот поворот. Таков закон . ответили ему.

С тех пор прошло 17 лет, книга так и лежит наполовину переведенная, закрытая крепким замком бюрократических преград. Может теперь удастся ее опубликовать . ведь есть же хронологические границы даже самых драконовских законов. Представляю читателю две главы из книги, где речь идет о шейбанидах, к которым сам Э.Оллворт относится с нескрываемым уважением и симпатией.

США не имели собственной истории, не имеют они укоренившихся исторических традиций, которые формируют национальное сознание и национальные интересы. У них нет ни древней, ни средневековой истории и история страны начинается с ХУ11в. с прибытием первых европейцев и созданием первых европейских колоний, которые носили
причудливые названия или мест их происхождения, или имена их основателей. Новая история США начинается с 1775г. с войны за независимость и провозглашения в 1776г. независимого государства США. Вся последующая история развивалась по схеме: захватил . купил . завоевал . присвоил.

США не имеют своей собственной национальной культуры. Духовная жизнь страны формировалась англичанами, французами, немцами, испанцами, евреями, китайцами, японцами. На тихоокеанском побережье есть города, где треть жителей общаются на испанском, другая треть . только на китайском, а третья на современном англо-негритянском языке, хотя официальный государственный язык . английский.

Отсутствие собственной истории американцы стремились компенсировать изучением
Истории других стран и народов. Создавались специальные фонды и университетские структуры, особые программы и центры по исследованию мировой истории и отдельных стран и народов. Совершенно естественно, что и Центральная Азия с ее бурной историей, конфликтами, огромным вкладом в развитие мировой цивилизации оказалась в поле зрения американской науки.

Холодная война дала новый импульс развитию исследовательских работ в этой области.
Правящие круги США рассчитывали, что коммунизм может победить только национализм. Почти полвека они внимательно изучали процессы политического и социокультурного характера в национальных республиках, предпринимая со своей стороны меры по активизации националистических тенденций, которые должны были вызывать эрозию коммунистической идеологии и подорвать политическую систему в СССР.

Рэнд-корпорейшн в ЦРУ, являвшаяся научно-исследовательской лабораторией американской разведки, изготавливала националистические идеи и шаблоны, которые затем передавались университетам, центрам, программам, по которым писались книги, научные статьи, проводились научные конференции, симпозиумы. СМИ также бы
ли подключены в этот бизнес, который принес хорошие политические дивиденды, разрушив Советский Союз.

Вместе с тем, объективно он способствовал развитию исследовательских работ по ис
тории национальных республик. Американские ученые с их огромными материальными
возможностями внесли значительный вклад в этой области. Как бы их ни называли (фальсификаторы, антикоммунисты, агенты ЦРУ) нельзя не признать их огромных заслуг в научной разработке истории отдельных национальных республик, которые подверглись деформации в советский период. Книга Э. Оллворта является хорошим доказательством тому.

В 2003г. известный американский политический деятель Збигнев Бжезинский был удостоен почетного звания доктора наук ташкентского Университета мировой экономики и дипломатии. Выступая перед членами ученого совета, он откровенно говорил о своем личном удовлетворении от получения столь почетного звания, т.к. посвятил изучению этого региона большую часть своей жизни. При этом он отметил два обстоятельства, которые вызывают в США особый интерес к нашей республике.

1.Узбекистан является страной с великими традициями науки образования и был первооткрывателем многих наук, центром идей и исследований, которые уже позже нашли развитие в других регионах мира. Это определяет место Узбекистана как одного из истоков современной цивилизации.

2.Моя первая поездка по СССР, которую я совершил в конце 1950х годов еще будучи студентом Гарварда, поразила меня тем, что именно в Узбекистане еще в то время была
Совершенно уникальная атмосфера жизни и именно Узбекистан имел ярко выраженное чувство собственной, отличной от других исторической и культурной индивидуальности,
И именно после посещения Узбекистана я понял, что Советский Союз является на самом деле искусственным образованием, новой формой колониализма и поэтому, в конце концов он будет трансформирован исключительно теми силами, которые имеют глубокое чувство собственного национального достоинства и идентичности.

Исследовательские работы по Узбекистану носили в США широкомасштабный
характер . от древности до современности. В 1954г. в Кембриджском университете(штат
Массачуcетс) состоялась защита докторской диссертации, уже известным в то время ирановедом Ричардом Фраем по теме: перевод и комментарий книги Наршахи "История
Бухары"(Х в. н.э.).В 32 американских университетах были образованы кафедры по изучению и подготовке кадров по истории и культуре Центральной Азии, концентрировавших свою работу на проблемах Узбекистана. Со многими положениями и концепциями американских авторов можно поспорить, но замечания могут быть выражены лишь на научном уровне и не могут бросить тень на добросовестность и
объективность их работ. И главное, они написаны авторами, питающими глубокие симпатии к нашему народу.

Как-то, в беседе со мной Э.Оллворт сказал об американском "узбековедении".
Я пытался выразить сомнение в отношении такого феномена. Почему нет? . сказал он. Ведь есть же в США "монголоведение", а узбеки в мировой цивилизации и истории сыграли гораздо большую роль, чем монголы. Ну, пусть будет так, сказал я. Тогда я объявляю Вас американским узбековедом номер один. Это была шутка, но с долей правды . его книга "Современные узбеки" до сих пор является самой глубокой и правдивой работой по истории узбекского народа, выходившей в США.

У меня было одно замечание. Я обратил его внимание на то, что в его книге культурная
история узбеков начинается с ХVIв., т.е. времени появления этнонима "узбек", но история
знает много случаев, когда название нации появляется гораздо позднее ее формирования.
К примеру, немцы до объединения Германии в 1871г назывались по-разному: пруссаками,
баварцами, саксонцами, бургундами и только после провозглашения единой Германии все
ее граждане стали называться немцами. Тот этнический пласт, который составил основу
узбекского народа, формируется в Хорезме гораздо раньше, примерно, в IV-III веках до н.э. и С.П.Толстов убедительно доказал это, раскрыв целую эпоху, названной им "хорезмской цивилизацией".

Неслучайно древнегреческие историки, в частности Геродот, называли население Центральной Азии "хорасмиями" и дальнейшая история узбекского народа тесно связана
с этими непосредственными этническими предками. Государство хорезмшахов ануштегенидов, академия Мамуна, Текеш, Атсыз, Мухаммад Аляутдин, Джалалэтдин являются символами одного из исторических периодов формирования узбекского народа.

Э.Оллворт не стал возражать. Он заметил только, что ему хотелось выделить и другой
этнический пласт в формировании узбекского народа . шейбанидов, которые незаслуженно оставались в работах советских историков в тени блистательных тимуридов. Вы недооцениваете роль шейбанидов . сказал он. Они заслуживают большего
внимания. Удалось ли ему показать истинную роль шейбанидов в истории узбекского народа? Обратимся к его книге.

Э.Оллворт Современные узбеки

Глава 2. Символы и ценности суверенитета

Первым узбекским вождем, поднявшемуся до уровня выдающегося лидера после Тимура был Абулхайирхан(1412-1468гг), который словно громом потряс кипчакские степи. Он сочетал в себе ценности характерные для правителей той эпохи. Один из историков выделял в нем могущество, возвышенность великодушие. Другой подчеркивал воинскую удаль, политическую нетерпимость, набожность, широту взглядов, проницательность и величавость. У обоих историков был необычно свободный доступ к внукам и сыновьям хана. Оба они служили у правителя Мавераннахра и Хорасана Мухаммад Шайбани хана.

Эти историки рассказали о победе Абулхайирхана над джучидским соперником своего
племени на равнине Икри Топ. Победу узбекский хан ознаменовал актами соответствующими протоколу королевской власти. Он возблагодарил бога щедрыми жертвоприношениями, а затем переехал в Орду Базар, расположенном в центре современного Казахстана, в долине реки Кенгир. В свое время эта долина являлась официальной резиденцией Батухана (правил в Золотой Орде в 1224-1256х гг.)
Орду Базар, который был столицей кипчакских степей и славой султанов мира, стал владением узбекского хана и убежищем мира. Здесь же провели жума намаз во славу Абулхайирхана и отчеканили таньгу с его прославленным именем и благородным титулом его высочества хакана (Масуд бин Ортман Кохистани "Тарих Абулхайирхани").

Хан раздал почетные одежды (сарпа) эмирам и приближенным, введя еще один царский
ритуал в степи. Тем самым хан утверждал свое царское право на высшие ритуалы и первичные символы власти для узбекской конфедерации на своей территории. Из первого
среди равных он становился верховным повелителем.

Авторы шестнадцатого столетия отмечали отсутствие в его характере таких признаков
племенных вождей как справедливость и терпимость к недостаткам, стремление к прощению, которые так ярко проявлялись в "Уложениях Тимура". Новая ханская власть требовала покорности от подданных, хотя это противоречило тем идеалам и ценностям, воплощенным в трудах среднеазиатских мыслителей еще за пять веков до утверждения в степи ханской власти узбекских правителей. Кочевые атаманы, конечно,
слышали о них от аксакалов или степных сказителей и певцов-самородков, но их идеалом
была абсолютная власть.

Набожность являлась обязательной чертой властителя. За ней следовало уважение к старшим. Причем уважение должно было быть проявлено не только к отцам, но и матерям. Особое уважение проявлялось к женам, родившим ханских детей. Эти жены не только продолжали династию, но и укрепляли ее, устанавливая кровные связи со своим собственным племенем, придавая легитимность властителю среди своих поданных.

Многочисленные летописцы подчеркивают особую роль, которую сыграла в истории
Центральной Азии дочь Улугбека Рабия Султан бегим. После того, как ее брат, Абдулатиф, убил собственного отца мирзу Улугбека, внука Тимура, правившего в Мавераннахре в 1409-1449гг., власть в Самарканде захватил другой внук Тимура мирза Абу Сайид, которого поддержал Абулхайирхан. Условием союза между ними было согласие Рабии Султан бегим выйти замуж за узбекского хана. Бракосочетание состоя
лось в 1451г. в тот же год, когда мирза Абу Сайид стал наследником империи Тимура
Она стала четвертой женой хана после жен из узбекских племен Бургут, Мангыт и Конграт, но считалась главной, т.к. связала шейбанидов и тимуридов родственными узами и создала политический альянс между двумя соперничавшими группировками. Дочь Улугбека пользовалась огромным уважением в узбекских племенах. Кохистани пишет: Шахиня была превосходной матерью, колыбелью королевства и самым высоким покрывалом царской власти. Билкиз своего времени(королева) была самой уважаемой женой хана, устраивала различные развлечения и была щедра на благодеяния. Современники отмечают, что она отличалась политической проницательностью и образованностью. Она родила двух сыновей, которые впоследствии стали ханами: Суюнич (1510г.) и Кучкунчи (1510-1530гг). Кроме того, она приютила своего племянника Мухаммад Джуки Мирзу(умер в 1463г.), сына своего брата Абдулатифа. Абулхайирхан усыновил его и дал ему военную дружину для его будущих походов на Самарканд.

Добрый победитель

Абулхайирхан представлял собой во многом образец среднеазиатского правителя, который знал, как обходиться с побежденным врагом и как вчерашнего врага превратить в друга и союзника. Вместе с тем, у побежденного никогда не было твердой уверенности в
своей судьбе, т.к. ситуация могла измениться и последовать унижения вполне соответствующие правовым нормам того времени. Хан также знал, что воины победителя должны быть вознаграждены за счет побежденного. Этот принцип повелителя он продемонстрировал в 1431г., когда захватив Ургенч, он позволил взять из казны правителя каждому эмиру и воину ценности соответственно рангу и заслугам.

В этом отношении узбекский хан во многом отличался от Исмаила Самани, который мог не только щедро вознаграждать своих солдат, но и требовал великодушия и почтительного отношения к побежденным. Абулхайирхан принес в менталитет господствующего класса больше кочевой нетерпимости, чем саманидской терпимости, больше монгольской мстительности, чем городской цивилизованности. Если для Исмаила Самани великодушие и снисхождение к побежденному, являлись господствующим нравственным принципом, то для кочевой знати они были приемами тактической борьбы.

Тимуриды в своей междоусобной принципиальной борьбе стремились цивилизовать
узбекские племена и заставить их принять свои стандарты политических взаимоотношений. К примеру в 1464г. тимуриды, как проявление жеста доброй воли, освободили младшего брата Абулхайирхана, Сайид Заки Султана, находившегося в заключении в Герате. Они рассудили, что соответственно Корану "юноша совершенного характера и чистой веры" был непригоден для руководства мощным племенем и не мог угрожать династии тимуридов.

Абулхайирхан хотел вмешаться в борьбу за наследие Тимура и когда в 1467г. Хусейн
Байкара, тимурид, изгнанный из Хорезма конгратами, явился в его ставку за поддержкой
в борьбе против своих соперников он удовлетворил его просьбу, хотя и не смог выполнить свое обещание, т.к. спустя месяц он скончался в возрасте 55 лет.

Хотя Абулхайирхан правил узбекской конфедерацией почти сорок лет, он не смог обеспечить единства своего детища и династического продолжения своей власти. Конфедерация развалилась, а сам он не стал для последующих поколений образцом
властителя. Брак с дочерью Улугбека не усилил легитимности его власти. Тимуриды шли к закату и этот династический союз не мог способствовать образованию новой государственной модели. Его сыновья и непосредственные наследники оказались слишком слабы, чтобы продолжить династию. Но у него был его любимый внук Мухаммад Шахбахт, который смело вступил в борьбу за наследие своего могущественного деда. Он вернулся к традициям чингизидов и в знак преданности к наследию Чингисхана заимствует имя его внука, родного брата Батухана . Шейбани. В последующем этот псевдоним закрепляется за ним и в историю он входит под именем Шейбанихана, а его наследников и последователей стали называть шейбанидам

Конец первой части.
Продолжение следует

Г.А.Хидоятов, профессор, узбекский историк
niagra@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1203515640
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх