КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 31.01.2008
20:40  Повстанцы-туареги Нигера объявили войну французской урановой компании "Арева"
19:56  Перуанский военный танкер взорвался и затонул, едва не утопив и американскую нефтеплатформу
19:38  "Правозащитный Альянс Узбекистана" пикетировал здание Генпрокуратуры в Ташкенте
16:17  Н.Харитонова: Каспийский узел и проблема энергобезопасности
15:48  РБК: Китай рубит окна в ЦентрАзию. Новые железные дороги увеличат приток в Поднебесную товаров и энергоносителей
15:14  Р.Назаров: Национальные диаспоры в Туркменистане. Часть 3. Азербайджанцы
15:10  Институт государства и права при президенте Туркмении возглавил Б. Захыров
15:04  "Несуществующий маршрут" в голове леди Ю. МИД Туркмении издевательски прокомментировал инициативу Ю.Тимошенко
14:52  Высший генералитет МВД Киргизии погорел на "крышевании" наркоторговли
14:46  ВВС: Сотни тысяч людей живут на вокзалах! Китай завалило снегом по самые уши
14:41  Многочисленные потомки Махатмы Ганди, в знак примирения между собой, развеяли над океаном прах великого предка
14:31  Близ Узгена (Киргизия) схвачен один из лидеров "Исламского движения Туркестана" Абдулхай Юлдашев
14:22  Los Angeles Times: "Иранский президент прославляет ядерные подвиги"
14:20  Казахстан открывает полноценное посольство в Грузии
13:51  А.Мамараимов: Киргизия. Власти пытаются реанимировать экономику, оппозиция – себя
13:49  А.Волосевич: Гимн национализму. За последние 17 лет в Ташкенте переименована половина улиц
13:45  Наш Капкарашка! Шымкентские краеведы установили, что кандидат в Президенты США Б.Обама рожден казашкой (фото)
13:19  Арматурагеддон. Изрядная часть алматинских небоскребов рухнет от минимального земле-толчка
12:58  В Бишкеке планируется ввести халал-сертификацию заведений общепита и продуктовых товаров
12:56  П.Синовец: Ядерные возможности Пакистана
12:50  Вышел в свет новый статсборник "Женщины и мужчины Узбекистана (2000-2005)"
12:34  Сапа Мекебаев: Ковыряние в носу - лучшее средство от грязи под ногтями
12:29  Пешие прогулки. Трест "Ташкентлифт" ликвидируют за ненадобностью
11:54  Историк Х.Пирумшоев заканчивает биографию Бободжона Гафурова и начинает "Дореволюционную историографию истории таджикского народа"
11:14  П.Искендеров: Атомный мехр. "Бушер" достроят осенью
11:04  А.Дубнов: Афганская игра. Спецслужбы США сорвали планы Великобритании
10:56  Омбудсмен Киргизии Бакир уулу вспомнил: деньги за японских заложников в 1999 году поделили экс-скретарь Совбеза и экс-министр Нацбезопасности
10:53  В.Богатырев: Самобытные куски киргизской элиты - институт "визирей" и "пророки" из других отечеств
10:39  Морис Дрюон: "Верный путь к демократии? А что это такое? Сталин был неплохим политиком"
10:32  К.Ромодановский: Нелегальная миграция - головная боль для СНГ
10:25  П.Караваев: Дружба барса с драконом. Рецепт эффективного казахстано-китайского сотрудничества
10:19  "Нет возврата к акаевщине". В Бишкеке объявили голодовку работники Национального телевидения
10:11  Ю.Рокс: Еще одна подводная труба. В ГУАМ вспомнили о проекте GUEU
10:07  "НГ": Лугар избавляет Баку и Астану от Джексона–Вэника
09:47  И.Асадуллаев: Принципы неограниченного обнажения и ислам
09:13  В.Панфилова: Туркмен учат считать до двадцати. Бердымухамедов установил телекоридор для населения
08:05  Манн подтвердил "высокую заинтересованность". США тянут руки к Ашхабаду
00:40  "Известия": Туркмения обесценила "газовые обещанки" Тимошенко Евросоюзу
00:28  О.Серова: Единый экономический ЕврАзЭС
00:24  Т.Синицына: Россия и Китай договорились о спасении общих рек
00:20  Н.Назарбаев: "Вы – поколение граждан, которое создаст Новый Казахстан в новом мире" (речь перед "болашаковцами")
00:15  Ю.Кобяков: Башкирские партизаны в Отечественной войне 1812 года (история)
00:05  "DW": С панели к стенке? Власти Таджикистана хотят сделать проституцию уголовно наказуемым деянием
00:04  Ю.Кудинов: На Кольском полуострове нашли прародину мировых цивилизаций - пирамиды в 9000 лет
00:00  Карзаю все равно капут. Немцы не хотят отправлять просимые НАТО подкрепления в Афган
Среда, 30.01.2008
23:04  В.Нурмухамедов: Ешь анансы, рябчиков жуй! Ташкентский экс-судья З.Исаев начинает искать врагов народа
19:25  Мэра Питера В.Матвиенко и муфтия Ж.Пончаева собирались убить в Курбан-байрам радикалы из джамаата
18:04  Киргизия открывает посольство в Южной Корее
17:38  Р.Ихсанов: Узбекистан-Туркменистан - отношения углубляются и расширяются
17:28  Р.Керимов: Растет площадь "мусорок" Каспия. Азербайджан превращает свой берег в зловонное болото
14:52  Казахстанцы "новой формации". Н.Назарбаев инициировал проект "Интеллектуальная нация - 2020"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
П.Синовец: Ядерные возможности Пакистана
12:56 31.01.2008

25 января Пакистан успешно произвел испытание ракеты "Шахин-1" или "Хатф-4", способной нести ядерную боеголовку. Об этом сообщили пакистанские телеканалы со ссылкой на армейские источники. Особенностью "Хатф-4" является то, что она представляет собой мобильную ракету железнодорожного базирования. Этот момент весьма важен для Пакистана, поскольку мобильность ракетного арсенала потенциально усиливает его выживаемость. Напомним, что, по официальным данным, пакистанский ядерный арсенал, созданный с целью установления ядерного равновесия в Южной Азии, значительно отстает от индийского как по количественным, так и по качественным показателям. Указанная диспропорция угрожает стабильности ядерного сдерживания в Южной Азии, прежде всего в силу неуверенности Пакистана в своих возможностях в случае эскалации ядерного конфликта.
Впрочем, на сегодняшний день оценка количественных показателей ядерного потенциала Пакистана затруднена вследствие проводимой Исламабадом политики ядерной непрозрачности. Так, по информации СИПРИ за 2002 г., пакистанский ядерный потенциал исчислялся примерно 15-20 боеголовками против 30-40 индийских. В то же время Национальный совет исследований и развития США, напротив, считает, что Пакистан изначально лидировал по количеству боеголовок и соотношение выглядит как 48 против 30 или 35 у Индии. Еще большие цифры дают недавние оценки пакистанского ядерного потенциала - 55-90 бомб, изготовленных из высокообогащенного урана, и 20-60 с плутониевой начинкой.
Что касается ракетного потенциала, то Пакистан испытывает некоторые сложности с разработкой ракеты "Шахин-2" ("Хатф-6") с радиусом действия 2500 км, а потому вынужден полагаться на ракеты "Шахин-1" (Хатф-3") и "Гаури" ("Хатф-5") с дальностью полета 450 и 1200 км. При этом структурной особенностью ядерных сил Пакистана является упор на баллистические ракеты, поскольку пакистанская стратегическая авиация представлена самолетом F-16A/B, чьи возможности боевых полетов не превышают 1600 км.
Специфическая черта южноазиатской системы сдерживания заключается в том, что ни индийские, ни пакистанские ядерные силы не являются оперативно развернутыми и это дает несколько "отложенный" эффект взаимной ядерной угрозы. Причем, если в Индии за ядерным оружием осуществляется исключительно политический контроль, не позволяющий применять его в качестве инструмента ведения войны, то в Пакистане ядерный арсенал подконтролен исключительно армии, т.е. осуществляется оперативный подход к сдерживанию. Это означает, что ядерное оружие в Пакистане дополняет сдерживающую функцию обычных вооружений, предполагая значительно более низкий, чем у Индии, порог его применения.
Ярким примером этого стал Каргильский конфликт мая 1999 г. Поддерживаемые повстанцами пакистанские силы, замаскированные под гражданское население, оккупировали территорию индийской Линии контроля в Кашмире. Пакистан хотел вызвать всеобщий страх эскалации конфликта от слабой интенсивности до обычного и далее до ядерного, надеясь таким образом спровоцировать международное вмешательство и вынудить Индию пойти на переговоры. Конфликт начался в мае, и на протяжении двух месяцев продолжались обстрелы и бомбардировка индийцами пакистанских военных баз в горах, а также столкновения между индийскими и пакистанским армиями вдоль границы Линии контроля. И хотя индийские вооруженные силы строго придерживались границы Линии контроля, премьер-министр Ваджпаи информировал правительство США о полной боеготовности Нью-Дели к началу контратаки на пакистанскую территорию. Данную угрозу полностью подтвердили наблюдения разведывательных спутников США - серьезность положения вынудила Билла Клинтона вмешаться и оказать давление на Пакистан с целью прекращения конфликта.
При этом основной причиной столкновения стала чрезмерная вера пакистанского руководства в неприменимость ядерного оружия в данном конфликте - ошибочность такого убеждения подтверждается готовностью индийских вооруженных сил начать полномасштабное наступление на пакистанскую территорию, что вполне могло спровоцировать ядерный ответ Пакистана.
Основой ядерной политики Пакистана является "поддержание минимального убедительного сдерживания во имя предотвращения агрессии против государства". Так эта идея была озвучена лидером государства генералом Мушаррафом, откровения которого в условиях политики ядерной непрозрачности дают нам единственную возможность оценки ядерной политики Исламабада. Еще одним важным тезисом Мушаррафа стала "победа над противником без ведения войны", что демонстрирует беззаветную веру Пакистана как в принудительную, так и в сдерживающую функцию ядерного оружия.
При этом Пакистану гораздо больше, чем Индии, знакомо чувство страха, которое сопровождало перспективу оказаться беспомощным перед обычным вооруженным потенциалом Индии, подкрепленным ее ядерными силами. Поэтому, в отличие от Индии, Пакистан не давал обещаний не применять ядерного оружия первым, пряча основные элементы своей ядерной стратегии под сенью политики непрозрачности.
Действительно, недостаток стратегической глубины пакистанской территории и отсутствие аналогичных Индии наступательных возможностей делают реальной перспективу противостояния индийских обычных вооруженных сил и пакистанского ядерного арсенала. В этом контексте напрашивается аналогия военного соотношения Советский Союз-НАТО в период "холодной войны", когда советское преимущество в обычных вооруженных силах Североатлантический альянс компенсировал низким порогом применения ядерных сил.
Еще один важный момент - состояние боеготовности пакистанских ядерных сил. Существует информация, в соответствии с которой пакистанские ядерные силы находятся в более мобилизованном состоянии, нежели индийские. Об этом косвенно свидетельствует отрывок интервью президента Мушаррафа.
По словам Мушаррафа, состояние пакистанских ядерных сил можно оценивать как "оперативно развернутое" или в "компонентной форме". Последний термин эксперты склонны оценивать как частичное развертывание. Данную оценку мы предлагаем, ссылаясь на интервью Мушаррафа, в котором тот на вопрос корреспондента: "Можете ли вы сказать, что ядерное оружие [Пакистана] готово к применению либо оно сначала должно быть собрано?", ответил: "Да, вы правы, оно еще не собрано, географически прежде всего. Оно не применимо, да и не готово к этому".
Впрочем, данная оценка состояния ядерных сил Пакистана добавляет еще больше туманности к его ядерной политике, ибо вопрос о степени развернутости ядерных сил остается открытым. Можно лишь предположить, что в противовес индийскому "минимальному убедительному сдерживанию" "минимальное убедительное сдерживание" Пакистана должно обладать большей вероятностью ядерного ответа (по аналогии с натовским "гибким реагированием"), что в условиях небольшой территории государства и его неконкурентоспособности в области обычных вооружений предполагает более высокую готовность ядерных сил к атаке. И, вероятно, ответ на вопрос о ядерном пороге Пакистана следует искать в его доктрине "красных линий". Под "красными линиями" подразумеваются условные границы поведения противника, нарушение которых может привести к осуществлению задекларированной ранее угрозы.
Одним из основных источников определения "красных линий", проведенных Исламабадом для своих противников (здесь имеется в виду прежде всего Индия), является статья в прошлом влиятельных пакистанских функционеров, занимавших какое-то время посты глав министерств иностранных дел и высшие военные посты Пакистана. Абдул Саттар, Ага Шахи и Зульфикар Али Хан в своей статье говорят о возможных "красных линиях" ядерного ответа Пакистана. Прежде всего, это угроза существованию пакистанского государства путем нанесения крупного поражения пакистанской армии, оккупации или угрозы оккупации пакистанских жизненно важных экономических и урбанистических центров /коммуникаций либо политической дестабилизации государства.
Правда, Пакистан способен и к понижению ядерного порога. Генерал Халид Кидваи, глава отдела стратегического планирования, в своем интервью итальянским ученым из центра Ландау заявил, что Исламабад рассматривает возможность ядерного ответа в случае даже попытки Индии дестабилизировать экономику либо политическую обстановку в Пакистане. Эта оговорка достаточно актуальна именно для данного государства. Значительная часть ученых полагают, что Индии не нужно прибегать к ядерному возмездию - чтобы обескровить Пакистан достаточно затяжной войны с полномасштабной мобилизацией, 45 дней которой принесут государству расходы в размере 400-600 млн долл., в то время как его годовой бюджет не превышает 2,5 млрд. Кроме того, Кидваи отметил, что в дальнейшем Пакистан, вероятно будет вынужден диверсифицировать свой ядерный арсенал для того, чтобы в будущем иметь возможность "гибкого ответа" на любой вид агрессии.
Еще один вариант применения ядерных сил Пакистаном не исключен в том случае, если Индия предпримет ряд авиаударов по пакистанской территории. Базы ряда террористических группировок находятся в штатах Пенджаб и Синд. Удар по этим целям содержит риск неправильной интерпретации и моментальной эскалации кризиса на уровень ядерного. Впрочем, аналогичный индийскому "отложенный" эффект ядерного возмездия может в данной ситуации выступить как стабилизирующий.
Оценивая степень убедительности ядерного сдерживания Пакистана, необходимо отметить, что аспект применимости ядерных сил Исламабада выглядит значительно более убедительным, нежели у Нью-Дели. В то же время низкий порог компенсируется невысокой выживаемостью пакистанских ядерных сил в случае обмена сторон ядерными ударами.
Недостаток стратегической глубины территории Пакистана и отсутствие ракет достаточного радиуса действия являются факторами, потенциально сужающими стратегические возможности Пакистана. Прежде всего, это касается расположения ракетно-ядерных сил и возможности их идентификации. Так, если дальность полета пакистанских ракет не превышает 1600 км (а именно ракетный потенциал служит основой пакистанского ядерного арсенала), то для получения большей возможности поражения стратегических целей на индийской территории весь ракетный потенциал государства, по идее, должен размещаться вдоль границ с Индией.
Кроме того, отсутствие систем предупреждения о ракетном нападении может сыграть роковую роль для Пакистана, обладающего ограниченным количеством компактно расположенных носителей, на которые возлагается широкая роль сдерживания широкомасштабной атаки Индии любыми видами вооружений.
Стабилизировать взаимное сдерживание могло бы создание Исламабадом подводной компоненты ядерных сил. С 1994 г. в Пакистане собирается французская подводная лодка класса "Агоста-9Б", две единицы которой были поставлены на вооружение в марте 2007 г. "Агоста-9Б" предусматривает возможность оснащения 16 крылатыми ракетами типа "Гарпун" с ядерными боеголовками. По существующим данным, на сегодняшний день Пакистан располагает двумя такими подводными лодками, что в условиях реального противостояния с Индией, конечно, не является даже относительно приемлемым числом. По оценкам стратегических аналитиков, для обеспечения надежного потенциала второго удара государство должно иметь в распоряжении не менее девяти подводных лодок с ракетами, оснащенными ядерными боеголовками, что в условиях крайне ограниченных экономических возможностей Пакистана представляется малореальным.
Что же касается двух подводных лодок, имеющихся в пакистанском ядерном арсенале на сегодняшний день, то их основной функцией является укрепление скорее психологической составляющей ядерного сдерживания государства, которое можно озаглавить как "убедительность через повышение возможности".
В то же время основным фактором, существенно понижающим угрозу внезапной ядерной войны, является "сниженный" или "отложенный" характер индо-пакистанской системы ядерного сдерживания, то есть взаимное неразвертывание ядерных арсеналов. Это лишает любой кризис риска моментальной эмоциональной реакции либо ошибки в интерпретации взаимных сигналов, которые служат основными факторами, способными спровоцировать внезапную ядерную войну.
Кроме того, дополнительной страховкой в данном случае представляется подписание в 1999 г. Лахорской декларации, открывшей механизм взаимных консультаций и заведомого предупреждения о ракетных испытаниях друг друга. Лахорский механизм консультаций фактически дополнило соглашение, подписанное сторонами в 2005 г., об учреждении в августе 2005 г. "горячей линии" между министрами иностранных дел Индии и Пакистана.
При этом необходимо отметить, что данные меры носят преимущественно тактический характер, и в случае обострения конфликта могут не оказать должного воздействия в силу доминирования других факторов.
Среди этих факторов необходимо прежде всего отметить то, что Исламабад придерживается политики "первого удара", которая служит для него неким уравнителем слабости Пакистана в области обычных вооружений. Напомним, что Пакистан отказался подписать с Индией соглашение о неприменении ядерного оружия первыми. Это значительным образом обусловлено тем, что развитие возможностей второго удара является для Пакистана проблематичным, учитывая как стратегическую глубину территории государства, так и его весьма ограниченные экономические возможности для строительства значительного ядерного арсенала.
Учитывая тот факт, что ядерное соглашение Индии и США предположительно дает Индии широкие возможности для повышения как количественного, так и качественного состава своих ядерных сил, единственной гарантией убедительности пакистанского ядерного сдерживания остается игра на понижение ядерного порога. Как отмечает пакистанский аналитик Мазари Ширин, "можно прогнозировать, что доктрина ядерного щита будет становиться для Пакистана все более привлекательной как символ растущей военной асимметрии между двумя государствами".
Кроме того, рост индийской ядерной мощи в условиях ограниченных возможностей Пакистана будет диктовать Пакистану необходимость поиска укрепления убедительности собственного ядерного сдерживания за счет рассмотрения таких известных операционных мер, как ответно-встречный удар, который служит своего рода страховкой ядерных сил от уничтожения в первом ударе противника. Пока что между обоими государствами не существует средств предупреждения о ракетном нападении, однако представляется, что их строительство вопрос будущего, особенно в условиях операционализации ядерных доктрин Индии и Пакистана. То есть, если Индия установит системы ПРО на своей территории, Пакистану придется прибегнуть к менее дорогостоящим, но адекватным мерам противодействия. В то же время строительство систем предупреждения о ракетном нападении и принятие на вооружение доктрины ответно-встречного удара, адекватных для классического сдерживания в системе Москва-Вашингтон, окажет прямо противоположный эффект на стабильность сдерживания в Южной Азии. Прежде всего, потому, что, учитывая географическую близость государств, максимальное подлетное время баллистической ракеты составит от 5 до 7 минут, что фактически лишает государства времени на прояснение ситуации и принятие адекватного решения. В данном контексте любая ошибка или сбой системы может привести к катастрофе.
Учитывая опасность первого варианта, другим вариантом обеспечения убедительности сдерживания Пакистана может стать сценарий упреждающего удара, который должен уничтожить индийские ядерные силы в момент их подготовки к атаке. Ответной мерой Индии может стать "упреждение упреждения", что выводит вероятность внезапной ядерной войны на очень высокий уровень.
Тот факт, что индийский и пакистанский ядерный арсеналы значительно меньше, чем арсеналы СССР и США в годы "холодной войны", в данной ситуации станет фактором, понижающим порог сдерживания, поскольку степень страха от возможности гарантированного уничтожения друг друга в этом случае значительно сильнее, чем в ситуации, когда численность населения стран превышает ядерные возможности, что может создать иллюзию каких-либо перспектив после окончания ядерной войны.
Итак, оценивая стабильность системы ядерного сдерживания в регионе Южной Азии, можно изложить следующие соображения. В индо-пакистанской системе ядерного сдерживания основным элементом нестабильности является Пакистан как государство, чья основанная на доктрине "первого ядерного удара" оборонная стратегия не сковывает, а, напротив, стимулирует склонность его политического руководства к балансированию на грани войны. Ситуация осложняется из-за опасности преднамеренного развязывания "случайной" ядерной войны между Индией и Пакистаном вследствие захвата пакистанского ядерного оружия экстремистскими группировками, которые имеют ряд баз на территории страны.
Неоднозначность системы ядерного сдерживания между Индией и Пакистаном, вызванная, с одной стороны, "отложенным" характером ядерного возмездия, а с другой поведением в рамках "парадокса стабильности/нестабильности", играет скорее на понижение стабильности системы. Опасность ситуации заключается в чрезмерном уповании пакистанской стороны на ядерный фактор, что может завести Исламабад в провоцировании Нью-Дели достаточно далеко. Результатом таких действий станет война с применением обычных вооружений, которая уже сама по себе предполагает ряд возможностей для перерастания в ядерный конфликт.
Перспективы растущей асимметрии системы взаимного сдерживания вследствие ядерного соглашения Индии и США также способны спровоцировать двойственные последствия. С одной стороны, рост ядерной мощи Индии неизбежно приведет к понижению ядерного порога Пакистана и к возможному принятию на вооружение таких доктрин, как "упреждение" или "ответно-встречный удар", что превратит ядерное столкновение между Индией и Пакистаном лишь в вопрос времени. С другой стороны, откровенное ядерное превосходство Индии при сохранении к ядерному оружию политического подхода в рамках "минимального сдерживания" может привести к стабилизации поведения Пакистана и его отхода от политики риска, обусловленной "парадоксом стабильности/нестабильности".

30.01.2008
Синовец П.А.

Источник - Институт Ближнего Востока
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1201773360
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх