КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 26.01.2008
14:50  Cекс-андроид тургеневского типа. Доживем ли мы до контакта с искусственной женщиной
14:36  Киргизия намерена продать "Газпрому" госкомпанию "Киргизгаз"
13:56  Маша Шарапова выиграла Открытый чемпионат Австралии по теннису
13:27  Узбекский "Пахтакор" вышел в финал Кубка чемпионов Содружества, где сыграет с бакинским "Хазар-Ленкорань"
13:15  Долой Собчак и "Дом-2". Спасет ли нравственность Казахстана Партия девственниц?
13:09  Бесценный дар. Н.Сайдуллаев подарил Музею В.Высоцкого неизвестную запись чимкентского концерта поэта 15/10/1970
12:57  "Требую немедленно принять меры по очищению собственных рядов", - Н.Назарбаев (речь на коллегии Генпрокуратуры)
12:53  Правозащитное общество "Эзгулик" подает в суд на Национальную телекомпанию Узбекистана
12:49  Сижу ли я, пишу ли я… 70-летний юбилей Владимира Высоцкого отметили даже в Ташкенте
12:22  Грузинские азербайджанцы создают собственную партию
11:48  Т.Давлетов: "Золотой" парашют для казахстанской экономики
11:43  К.Маликов: Религиозная ситуация в Кыргызстане - анализ и перспективы развития
11:37  Б.Заиров: В отсутствие света душанбинцы вспоминают старинные способы обогрева жилищ
11:30  С.Чериков: Конец страусиной политики, или Русский мир возрождается?
10:40  Н.Замараева: Кризис региональной стратегии США на примере Пакистана
10:39  В.Ахмедов: "Умеренный" ислам и власть на арабском востоке - политическое взаимодействие или вооруженная конфронтация?
10:12  В Таджикистане новый вице-премьер по экономике - Муродали Алимардон
09:58  В.Дворкин: Рано успокоились. Не исключено, что у Ирана уже есть ядерное оружие
09:45  "НГ": Тегеран ставит Москве подножку. Иранское правительство решило поддержать проект Nabucco
09:43  Туркменистан готов раскрыть страшную тайну. Ашхабад допустит международных экспертов к аудиту газовых запасов
09:40  Не дави на газ. Кызылординские нефтяники добывают сырье варварским способом
09:38  З.Каражанов: Только для избранных. В Иране обостряется политическая борьба за власть
09:36  Нефтяной обсчет. Финполиция Казахстана выявила факты крупных хищений в АО "КазТрансГаз" и АО "Разведка и добыча"
06:08  Не играйте в "наперстки" с телевизором
01:00  Агентство по делам госслужбы Киргизии возглавит А.Рыскулбеков
00:56  Gazeta.kz: Резкого падения цен не будет. Рынок недвижимости в Казахстане
00:50  "Братья" смылись, не заплатив. В казахстанском Петропавловске разгромлен местный "Таблиги Джамаат"
00:45  Коварная книга... Рецензия И.Алиева на вышедший в Москве труд про Азербайджанскую ДемРеспублику 1918-20 гг.
00:34  Financial Times: Сербская победа Путина и "Россия Инкорпорейтед"
Пятница, 25.01.2008
22:14  Пакистан испытал новую баллистическую ракету дальнего радиуса "Шахин-1" (Хатф-4)
21:21  Андижан. Осужденный М.Косимов подвергается пыткам с 1999 года…
20:04  Астана диктует новые ставки. Казахстан на 27% повышает тариф транзита среднеазиатского газа для Украины
19:07  У России торговый дефицит с Китаем. Год "большого скачка" китайского экспорта
15:09  Р.Алшанов: Новый экономический курс Казахстана. Ч. 1
14:32  В Казахстане создана еще одна СЭЗ. "Бурабай" на курорте Боровое
13:39  Кыргызы в массовом порядке переписывают свои фамилии на русские окончания "-ов"
13:33  Киргизский автор А.Бекбалаев написал трилогию "Гунны", основываясь на труды ученого Н.Назарбаева
13:25  Д.Саидов: Народ мерзнет, а чиновники оправдываются (ответ главе "Барки Точик" Самиеву)
13:18  Россия запретила ввоз чая, кофе и риса из Индии. Ответ жуками за непринятые подлодки?
13:12  "Древнетюркские памятники – наше духовное наследие". Выставка в Астане
13:05  New York Times: Китайская Олимпиада... геноцида
12:52  Продолжение следует… С.Бодров снимет 2-ю часть казахстанского к/фильма "Монгол", про зрелые годы Чингисхана
12:49  А.Кисыкбасова: Долой презервативы! За что конкретно будет бороться движение девственниц Казахстана
12:33  "DW": Автобусная война. За что в Бишкеке бьют корейских бизнесменов?
12:21  Н.Бухари-заде: Ситуация с энергоснабжением в Таджикистане остается критической
11:12  НВО: Из огня да в полымя. В Ираке война для американцев еще не закончена, а в Афганистане она только разгорается
11:08  И.Каримов утвердил список 17 инвестиционных проектов, на которые арабы дают $1 млрд
10:53  Eurasianet: США-Узбекистан. Еще один шаг на пути к возобновлению отношений?
10:46  Е.Мешкова: Вода - это тоже товар. Халява на киргизские ресурсы скоро кончится
10:36  П.Гончаров: Иранский атом - СБ ООН принял план Лаврова
10:29  Первая мисс-Казахстан Сауле Рахметова вернулась на родину и создает "Балет Астаны"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Н.Замараева: Кризис региональной стратегии США на примере Пакистана
10:40 26.01.2008

Пакистан всегда рассматривался США с позиции противостояния СССР, имевшего прочные дружественные многолетние отношения с Индией. Небольшая страна по соседству с такими гигантами, как Китай и Индия, появилась на карте мира в результате распада Британской империи; без значительных природных ресурсов, с постоянными военными переворотами, неустойчивой конституционно-гражданской структурой власти, растущим ядерным арсеналом, а в последние годы и с ростом терроризма, она всегда рассматривалась США в тени ее регионального соседа - Индии. Поэтому цели и задачи политики США в отношении Исламабада традиционно носят, с одной стороны, в основном однобокий, а именно, военно-экономический характер, а с другой - временный, проектный характер.

Официально пакистано-американские отношения берут начало спустя четыре года после появления Пакистана на карте мира в 1947 г. В феврале 1951 г. между двумя сторонами было подписано соглашение об оказании экономической помощи Исламской Республике Пакистан. Затем последовали Договор о взаимной помощи в целях обороны (1954), Американо-пакистанское соглашение (1959), Соглашения о военно-экономической помощи (1981, 1986) и т.д.

В 60–70-е годы Пакистан был необходим США с точки зрения противостояния широкому советско-индийскому экономическому и военно-техническому сотрудничеству.

В 80-е годы Пакистану отводилась роль прифронтового с Афганистаном государства (до вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.). В 1990 г., после вывода советских войск из Афганистана, президент Буш приостановил выделение экономической помощи Пакистану, за исключением тех статей, которые шли на борьбу с наркотрафиком. На них выделялось от 3 до 5 млн долларов ежегодно. Но уже в 1992 г. конгресс США частично возобновил оказание помощи, предоставляя Пакистану продовольствие через неправительственные организации.

В 90-е о Пакистане практически забыли. У США отсутствовал стратегический интерес – в то время за власть боролись два экс-премьера Пакистана - Беназир Бхутто и Наваз Шариф. Но сегодня их имена сошли на нет. Первая – убита, второй практически растерял свой политический потенциал.

В то же время в рассматриваемые годы США несколько раз приостанавливали оказание экономической помощи или вводили санкции против Пакистана в связи с развитием последним ядерной программы.

И если во второй половине ХХ века пакистано-американские отношения рассматривались сквозь призму военно-политического противостояния СССР, то в XXI веке они поднялись на принципиально новый уровень – Пакистан рассматривается Вашингтоном в качестве основного союзника в регионе в борьбе с исламским экстремизмом и терроризмом в мировом масштабе.

События 11 сентября 2001 г. заставили администрацию Дж. Буша в срочном порядке разрабатывать проекты национальной безопасности, переводя очаги борьбы с мировым злом далеко от своей береговой линии. Уже 13 сентября под сильнейшим дипломатическим давлением Пакистан был назван ключевым союзником в борьбе против исламского экстремизма. По программе борьбы с терроризмом США предоставили в общей сложности финансовую помощь администрации П. Мушаррафа в размере 9,6 млрд долларов, в том числе на закупку Исламабадом военной техники.

Но предоставляя финансовую помощь и военную технику, США прежде всего стремятся защитить свои границы, свое воздушное пространство, преследуют цели собственной национальной безопасности.

Раскрутив мощь военно-промышленного комплекса для ведения боевых операций в регионе Ближнего Востоке и Центральной Азии - Ираке, Афганистане и т.д., нынешняя администрация США в преддверии смены хозяина Белого дома в Вашингтоне заканчивает первый этап Проекта борьбы с терроризмом и в Пакистане. На повестке дня – второй этап, а это колоссальные военные программы, лоббирование их через конгресс, многочисленные рабочие места, имидж страны-мироносца, наконец, голоса избирателей и т.д.

Именно этим объясняются столь шумные дебаты кандидатов на пост президента США. Одним из обязательных вопросов для них был: "следует ли Соединенным Штатам продолжать поддерживать президента Мушаррафа, учитывая недавние события в этой стране?" [1].

Проводимые в первой половине января 2008 г. теледебаты между кандидатами от Республиканской и Демократической партий США по вопросу о Пакистане выявили принципиально противоположные позиции. Демократы, за исключением Х. Клинтон, категорически выступают за перемены в Пакистане, а республиканцы - на сегодняшний день не видят альтернативы президенту П. Мушаррафу как с точки зрения дальнейшего проведения демократических преобразований в стране, так и в борьбе против исламских экстремистов.

Позиции обеих партий объяснимы. Если республиканцы поддерживают проводимый администрацией Дж. Буша курс на проведение демократических преобразований в Пакистане, одновременно укрепляя отношения с военным истеблишментом Пакистана, то демократы, рвущиеся во власть, откровенно говорят о явных провалах политики США на Ближнем и Среднем Востоке в целом и в борьбе с глобальным терроризмом и экстремизмом, в частности. Сенатор-республиканец от штата Аризона Дж. Маккейн заявил, что, по его мнению, "Мушарраф уже сделал большую часть того, о чем мы просили его… Пакистан был несостоявшимся государством до того момента, когда он пришел к власти" [2].

Пиаровская окраска их выступлений объяснима, она рассчитана на массового среднего американца, своими глазами видевшего, как рушатся башни-близнецы в Нью-Йорке в результате атаки исламских экстремистов 11 сентября 2001 г. Именно эта категория людей поддерживает выделение конгрессом колоссальных сумм на борьбу с терроризмом.

Но вернемся к итогам первого этапа Проекта США в борьбе с мировым терроризмом, и в частности, в Пакистане. Итоги налицо. США ни на йоту не продвинулись в своей борьбе с исламским экстремизмом на территории Пакистана, для чего, собственно, и предназначены американские миллиарды. Более того, борьба приобретает новые масштабы и формы - Пакистан захлестнула волна террористов-смертников; резко усилился религиозный экстремизм. Масштабная военная операция, проводимая подразделениями регулярной армии против боевиков в полосе пуштунских племен вдоль границы с Афганистаном на территории Северо-западной пограничной провинции, детонирует взрывы смертников в густонаселенных районах страны. Это принципиально новая форма борьбы боевиков против администрации П. Мушаррафа. И выхода из этой ситуации не видно.

Оборотной стороной военной операции являются вовлеченность в нее тысяч граждан из числа мирного населения, человеческие жертвы, разрушение инфраструктуры, а главное - она сеет дальнейшую вражду среди пуштунов по отношению к правящей администрации. Генерал-президент П. Мушарраф за время своего правления, начиная с октября 1999 г., умело избегал военных конфликтов с давним врагом – Индией, но использует регулярные войска на собственной территории.

Кризис судебной власти в Пакистане, который повлек за собой временное введение режима чрезвычайного положения; убийство экс-премьера Беназир Бхутто 27 декабря 2007 г. и последовавшие за этим погромы в ее родной провинции Синд, оттолкнули мировое сообщество от Пакистана. Как следствие - сократился приток иностранных инвестиций; на глобальном уровне - ослабли его роль и значимость в международных организациях и т.д.

Парадокс пакистано-американских отношений заключается в том, что чем больше США предоставляют военную помощь Исламабаду, тем сильнее антиамериканские настроения внутри страны.

Но существует и еще одна опасность в наметившейся в последние дни тенденции – США вбивают клин между президентом П. Мушаррафом и начальником штаба сухопутных войск генералом Ашфагом Кияни/Gen Ashfaq Kayani. Последний был назначен на свой пост 29 ноября 2007 г., а днем раньше П. Мушарраф, отставной генерал, вступил в должность президента. Именно это обстоятельство дает возможность США, в частности, в лице бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни/Mitt Romney подчеркнуть, что "новый начальник штаба армии также является другом Соединенных Штатов… И если Мушарраф не схватит "Аль-Каиду", Кияни сделает это. Что нам необходимо, так это всеобъемлющая стратегия при оказании помощи мусульманским странам для отражения исламского экстремизма" [3].

Планируемое сокращение американской финансовой и военной помощи Пакистану негативно скажется на настроениях внутри пакистанской армии. Заокеанская техника, сопутствующие составляющие, ее ремонтное обслуживание американским персоналом, различные тренинги в США и т.д. вероятнее всего будут урезаны во втором проекте, а это не прибавит энтузиазма среднему и высшего эшелону пакистанских военных. Учитывая, что армия является основной опорой администрации президента П. Мушаррафа, волнения или явные недовольства могут привести к непредсказуемым результатам.

Но изменилась ли в целом стратегия отношения США к Пакистану в начале XXI века? По существу - нет. Изменился объект, которому сегодня по указанию США должен противостоять Пакистан. Это глобальный терроризм. Мир является свидетелем знакомого одностатейного варианта военно-экономического пакистано-американского сотрудничества, но с более масштабными цифрами.

Налицо системный кризис подхода США к практике мирового терроризма, исламского экстремизма, что проецируется, в частности, на пакистано-американские отношения.

Президент П. Мушарраф, избранный осенью 2007 г. сроком на пять лет, останется у власти, по меньшей мере, до ноября 2012 г. Первые четыре года будущий глава Белого дома обязан будет координировать свою региональную программу, в первую очередь антитеррористическую, именно с ним.

Но XXI век - век Пакистана! У этой страны есть неоценимое качество - географическое местоположение. На юге она омывается Индийским океаном, на Западе граничит с Ираном, на северо-западе - с Афганистаном, на северо-востоке - с Китаем, на востоке - с Индией. Планируемые трансконтинентальные проекты пройдут именно по ее территории.

В последнее время практически ни одна из мировых держав - США, Китай, Россия и т.д. - не уделяют Пакистану большого внимания. Вашингтон захлестывают эмоции по поводу набирающей силу избирательной кампании; Пекин занят приближающейся Олимпиадой, на подготовку к которой брошены все человеческие и финансовые ресурсы; Москва - вся в государственных программах и мартовской смене лидеров. Следующие мировые проекты, следующая схватка гигантов - за углеводородные ресурсы, за газопроводы, за железнодорожные магистрали, спутниковую связь в регионах Центральной Азии, где Пакистан занимает одно из ключевых географических позиций. И Исламабад вновь окажется в эпицентре стратегических интересов США.

1. Dawn 12.01.08.

2. Dawn 12.01.08.

3. Dawn 12.01.08.

Н.А. Замараева
23 января 2008

Источник - Институт Ближнего Востока
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1201333200
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх