КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 26.01.2008
14:50  Cекс-андроид тургеневского типа. Доживем ли мы до контакта с искусственной женщиной
14:36  Киргизия намерена продать "Газпрому" госкомпанию "Киргизгаз"
13:56  Маша Шарапова выиграла Открытый чемпионат Австралии по теннису
13:27  Узбекский "Пахтакор" вышел в финал Кубка чемпионов Содружества, где сыграет с бакинским "Хазар-Ленкорань"
13:15  Долой Собчак и "Дом-2". Спасет ли нравственность Казахстана Партия девственниц?
13:09  Бесценный дар. Н.Сайдуллаев подарил Музею В.Высоцкого неизвестную запись чимкентского концерта поэта 15/10/1970
12:57  "Требую немедленно принять меры по очищению собственных рядов", - Н.Назарбаев (речь на коллегии Генпрокуратуры)
12:53  Правозащитное общество "Эзгулик" подает в суд на Национальную телекомпанию Узбекистана
12:49  Сижу ли я, пишу ли я… 70-летний юбилей Владимира Высоцкого отметили даже в Ташкенте
12:22  Грузинские азербайджанцы создают собственную партию
11:48  Т.Давлетов: "Золотой" парашют для казахстанской экономики
11:43  К.Маликов: Религиозная ситуация в Кыргызстане - анализ и перспективы развития
11:37  Б.Заиров: В отсутствие света душанбинцы вспоминают старинные способы обогрева жилищ
11:30  С.Чериков: Конец страусиной политики, или Русский мир возрождается?
10:40  Н.Замараева: Кризис региональной стратегии США на примере Пакистана
10:39  В.Ахмедов: "Умеренный" ислам и власть на арабском востоке - политическое взаимодействие или вооруженная конфронтация?
10:12  В Таджикистане новый вице-премьер по экономике - Муродали Алимардон
09:58  В.Дворкин: Рано успокоились. Не исключено, что у Ирана уже есть ядерное оружие
09:45  "НГ": Тегеран ставит Москве подножку. Иранское правительство решило поддержать проект Nabucco
09:43  Туркменистан готов раскрыть страшную тайну. Ашхабад допустит международных экспертов к аудиту газовых запасов
09:40  Не дави на газ. Кызылординские нефтяники добывают сырье варварским способом
09:38  З.Каражанов: Только для избранных. В Иране обостряется политическая борьба за власть
09:36  Нефтяной обсчет. Финполиция Казахстана выявила факты крупных хищений в АО "КазТрансГаз" и АО "Разведка и добыча"
06:08  Не играйте в "наперстки" с телевизором
01:00  Агентство по делам госслужбы Киргизии возглавит А.Рыскулбеков
00:56  Gazeta.kz: Резкого падения цен не будет. Рынок недвижимости в Казахстане
00:50  "Братья" смылись, не заплатив. В казахстанском Петропавловске разгромлен местный "Таблиги Джамаат"
00:45  Коварная книга... Рецензия И.Алиева на вышедший в Москве труд про Азербайджанскую ДемРеспублику 1918-20 гг.
00:34  Financial Times: Сербская победа Путина и "Россия Инкорпорейтед"
Пятница, 25.01.2008
22:14  Пакистан испытал новую баллистическую ракету дальнего радиуса "Шахин-1" (Хатф-4)
21:21  Андижан. Осужденный М.Косимов подвергается пыткам с 1999 года…
20:04  Астана диктует новые ставки. Казахстан на 27% повышает тариф транзита среднеазиатского газа для Украины
19:07  У России торговый дефицит с Китаем. Год "большого скачка" китайского экспорта
15:09  Р.Алшанов: Новый экономический курс Казахстана. Ч. 1
14:32  В Казахстане создана еще одна СЭЗ. "Бурабай" на курорте Боровое
13:39  Кыргызы в массовом порядке переписывают свои фамилии на русские окончания "-ов"
13:33  Киргизский автор А.Бекбалаев написал трилогию "Гунны", основываясь на труды ученого Н.Назарбаева
13:25  Д.Саидов: Народ мерзнет, а чиновники оправдываются (ответ главе "Барки Точик" Самиеву)
13:18  Россия запретила ввоз чая, кофе и риса из Индии. Ответ жуками за непринятые подлодки?
13:12  "Древнетюркские памятники – наше духовное наследие". Выставка в Астане
13:05  New York Times: Китайская Олимпиада... геноцида
12:52  Продолжение следует… С.Бодров снимет 2-ю часть казахстанского к/фильма "Монгол", про зрелые годы Чингисхана
12:49  А.Кисыкбасова: Долой презервативы! За что конкретно будет бороться движение девственниц Казахстана
12:33  "DW": Автобусная война. За что в Бишкеке бьют корейских бизнесменов?
12:21  Н.Бухари-заде: Ситуация с энергоснабжением в Таджикистане остается критической
11:12  НВО: Из огня да в полымя. В Ираке война для американцев еще не закончена, а в Афганистане она только разгорается
11:08  И.Каримов утвердил список 17 инвестиционных проектов, на которые арабы дают $1 млрд
10:53  Eurasianet: США-Узбекистан. Еще один шаг на пути к возобновлению отношений?
10:46  Е.Мешкова: Вода - это тоже товар. Халява на киргизские ресурсы скоро кончится
10:36  П.Гончаров: Иранский атом - СБ ООН принял план Лаврова
10:29  Первая мисс-Казахстан Сауле Рахметова вернулась на родину и создает "Балет Астаны"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Коварная книга... Рецензия И.Алиева на вышедший в Москве труд про Азербайджанскую ДемРеспублику 1918-20 гг.
00:45 26.01.2008

"По следам Азербайджанской Демократической Республики",
или По поводу книги Михаила Волконского и Вадима Муханова

В последние десятилетия в странах постсоветского мира, как и во всех других сферах общественной жизни, наблюдается оживление и в научных исследованиях исторического прошлого. Особенно актуальны различные этапы советского периода истории. Проявление большого интереса к страницам истории, называемым белыми пятнами, в различных странах этого пространства после распада СССР естественно. Если этот интерес, с одной стороны, исходит от научного интереса к проблемам, оставшимся неизученными по известным причинам, а, с другой, - от необходимости дать политическую оценку и выявить их роль в современной истории. Одним из таких проблем является история Закавказья, особенно Азербайджана 1917-1920 годов. Действительно долгие годы даже сами историки имели очень скудное представление о событиях, происходивших в 1917-20 годы в этом регионе. Документы тех лет прятались в архивах и "спецхранах" библиотек, куда имели доступ очень ограниченное количество исследователей, которые бы могли пролить свет на эти события. При советской власти соответствующие органы крайне чутко реагировали на каждое слово, сказанное о событиях тех лет в Азербайджане, и это было не случайно, ибо правдивая история никак не соответствовала требованиям коммунистической пропаганды. Сегодня ситуация изменилась. Отменены запреты, облегчен доступ к документам данной темы. Поэтому в течение последних десятилетий об истории Азербайджана периода 1917-1920 годов проведены многочисленные исследования, написано много книг, статей, опубликованы сборники документов. Это позволило расширить представление об этом противоречивом, запутанном периоде.

Однако в проводимых исследованиях и сегодня имеются ошибки и погрешности. На самом деле очень трудно добиться научных результатов, абсолютно реально отражающих долгое время подвергшегося фальсификациям, преднамеренно запутанного исторического периода. Над ними еще предстоит долгая, кропотливая работа. А наличие разногласий между его исследователями по тому или иному вопросу неизбежно и должно быть принято как нормальное явление. Однако следует различить объективно допущенную ошибку от умышленной фальсификации с определенными целями.

Например, ложный характер многих положений и выводов советских историков об истории Закавказья 1917-1920 годов, не для кого не было секретом, по крайней мере, в последние годы советской власти. А появление в последние годы противоположной крайности в позициях исследователей при оценке событий и процессов было естественной реакцией на духовно-идеологические запреты долгих лет, и это наблюдалось не только в Азербайджане. Думается, что со временем подобные ошибки будут преодолеваться по мере расширения исследований. В этом смысле следует особо подчеркнуть значение проведенных в Азербайджане в последние десятилетия фундаментальных исследований по тем проблемам. Однако настораживают не отдельные ошибки, допускаемые в научных трудах по объективным причинам, а то, что и сегодня даже в свете новых фактов продолжаются попытки фальсифицировать историю этих лет, делать противоречащие закономерностям исторического развития необоснованные выводы в интересах определенных политических сил, имеющих коварные намерения в регионе.

Книга М.Волконского и В.Муханова под названием "По следам Азербайджанской Демократической Республики", опубликованная московским издательством "Европа", является одним из ярких тому примеров. Не претендуя на основательный анализ всей книги, хотелось бы остановиться на тех основных моментах, в которых авторы явно противоречат здравому смыслу и всеми правдами и неправдами доказывают то, что их устраивает. Сами выполняя политический заказ имеющих коварные намерения в регионе определенных политических сил, обвиняют азербайджанских исследователей в этом и в каждом своем предложении и в своих выводах стремятся к тому, чтобы аргументировать свои необоснованные тезисы.

Эти методы давно известны, когда автор вроде бы рассуждает о предмете исследования правильно и будто бы соблюдаются все каноны научного анализа. А на самом деле внимательный читатель легко может обнаружить ложность хода мыслей и выводов во многом. В этой работе можно наблюдать то же самое. Особенно ложны выводы, для утверждения которых авторы приводят множество фактов, отрывая их от общего контекста, умалчивая невыгодные себе моменты, и т. д. Однако эти доводы даже после этого никак не доказывают правильность их выводов.

Сразу надо отметить, что к написанию данной книги привлечено огромное количество источников и исследовательского материала. Глубокое изучение проблемы и всесторонняя осведомленность авторов бесспорно. Однако настораживает не само исследование ими данной проблемы, а та цель, которую они преднамеренно поставили перед собой. А их мысли по этому поводу заключаются в том, что будто образование АДР и ее деятельность как независимое государство является лишь результатом мифотворческой выдумки азербайджанских историков. По их мнению, это является плодом ситуации, порожденной борьбой между противоборствующими силами в первой мировой войне, что оно не имеет отношения к социально-политическим, экономическим и духовным процессам в самом Азербайджане.

Они пишут: "Насколько вообще можно говорить о существовании в это время независимого суверенного государства под названием Азербайджанская Республика? Ведь на границах распавшейся Российской империи в этот период рождались и гибли многие эфемерные государственные образования. Не является ли Азербайджанская Республика всего лишь одним из подобных образований, возникших в результате сложных политических игр и экономических факторов?". Конечно, нельзя отрицать влияние указанных факторов. Однако проблема заключается не в наличии или отсутствии роли того или иного фактора, а в умышленном направлении их в ложное русло.

На наш взгляд, такой подход имеется не в желании авторов книги выявить объективную истину о событиях тех лет в Азербайджане, а в попытке очернить реальную историю, поставить под сомнение исторические достижения азербайджанского народа и тем самым доказать его неспособность иметь государство. Судя по их рассуждениям, их беспокоит не история 1917-1920 гг., а нынешнее состояние дел в Азербайджане. Отвергая этапы политической борьбы, этапы становления демократического государства в Азербайджане, они не хотят видеть закономерность в этом процессе и объясняют их случайными факторами. Исходя из этого, они ставят под сомнение наследственную связь современной Азербайджанской Республики с предыдущими республиками - Азербайджанской Демократической Республикой и Азербайджанской ССР. Сомневаясь в закономерности образования и функционирования Азербайджанской Демократической Республики, пытаются убедить читателей в отсутствии исторических корней современной Азербайджанской Республики. Таким образом, главной мишенью этих фальсификаторов является современная Азербайджанская Республика. Вес ход их мыслей направлен именно на это.

Главным аргументом авторов книги является необоснованный тезис об отсутствии в те годы воли азербайджанского народа в обретении независимости и создании суверенного государства. А в качестве примера они приводят историю феодальной раздробленности в Азербайджане второй половины XVIII века и, умалчивая известные периоды его истории. "Насколько население Азербайджана было консолидировано идеей независимого суверенного азербайджанского государства и насколько легитимными были органы власти молодой республики", - пишут в книге.

Следует еще раз напомнить авторам данной книги о том, что Азербайджан имеет давнюю историю государственности. Излишне сказать, что с древнейших времен на этой земле возникли государства. Сложилась богатая традиция политической истории. Конечно же, были различные этапы этой истории, когда оно усиливалось или слабело, как другие государства мира. Люди, имеющие какое-то представление об истории, знают, что в жизни каждого государства имеются различные моменты. Азербайджан был одним из тех стран, которые имеют полноценную историю государственности. В Азербайджане в начале XVI в. сложилось централизованное государство, которое явилось пиком феодальной государственности. То, что это государство ослабло и подверглось феодальной раздробленности, что превратилось в добычу для хищных соседей, имеет свои причины. И этот распад, и расчленение не могут объясняться отсутствием у азербайджанского народа традиции государственности. В истории каждого народа, каждого государства бывают взлеты и падения. Именно в тот период, когда Азербайджан переживал в XVIII- XIX веках свои трудные дни, был разделен своими соседями.

Авторы книги аргументируют свои выводы слабостью национального демократического движения и пассивностью азербайджанцев в социал-демократической революции. Действительно, становление национального демократического движения в Азербайджане шло труднее, оно в начале было слабее, чем у христианских народов, особенно русского народа не по вине азербайджанцев. Как сами авторы данной книги приводят факты о том, что мусульманское население подвергалось сильному давлению со стороны имперской власти. Не допускали мусульман к органам власти, к образованию. Время от времени проводилась чистка в мусульманской среде. В 1841-1943 гг. власти додумались до того, что стали проводить в мусульманском Закавказье политику с целью создания здесь "естественного русского дворянства". Лишали местных беков, агаларов их права и собственности, пытались заменить их христианскими дворянами и превратить все мусульманское население, в том числе местных дворян, в их крепостных. После реформ 1860 г. мало что изменилось. Эти реформы в мусульманской среде проводились половинчато.

Все это касалось крестьянской реформы, проводимой в 1870 г., судебной реформы, проводимой в 1866 г., городской реформы 1878 года. Во всех этих реформах власти позаботились о том, чтобы помешать развитию местной мусульманской элиты, способной вести народ за собой. Поэтому азербайджанцам трудно было консолидировать население вокруг национальной идеи при таких условиях. А то, что все же им удалось формировать национальное демократическое движение при тяжелых условиях, доказывают не об отсутствии воли народа к свободе, а наоборот - об их силе воли. Мало чем отличались позиции возникших в конце XIX - начале XX века политических партий и общественных движений от позиций власти по отношению к мусульманским народам России, в том числе и Закавказья. Объявляя себя демократами, ни одна из них не собиралась хотя бы учитывать их интересы. Социал-демократы не были исключением, хотя в своей программе утверждали "права нации на самоопределение". Насколько правильным был этот лозунг и насколько соответствовал интересам российских народов - это вопрос другого порядка и его обсуждать не собираемся. Хотелось только сказать, что как бы справедливо не звучали лозунги социал-демократов по национальному вопросу, на практике, в повседневной жизни мусульманское население сталкивалось совсем с другими отношениями.

Так, пренебрежительные отношения социал-демократов, смешанные с потенциальной армянской враждой к мусульманскому населению, отталкивали их от этого движения. Дискриминационное отношение как со стороны властей, так и со стороны социал-демократов неоднократно подтверждалось в повседневной жизни. Особенно после февральской 1917 года революции, когда поставленные цели социал-демократов были близки, это отношение еще больше проявилось. Ярким примером этому стало пренебрежительные отношения различных демократических сил к интересам азербайджанского населения Закавказья. А мартовские кровавые события 1918 года стали пиком этого противостояния. При таких унизительных отношениях к мусульманскому населению о нормальном дружеском сотрудничестве их с немусульманской массой было немыслимо. Большевики, объединившиеся с армянскими националистами, учинили резню азербайджанского мирного населения.

Они при этом забыли о провозглашенных марксистских целях и принципах. А мерилом политической активности в те годы считалось участие населения в совместном демократическом движении, в авангарде которого шли социал-демократы. Искать причины пассивности мусульманского населения в этой борьбе в их отсталости или аполитичности - значит, не понимать или не желать понимать реальной ситуации. А в таких условиях винить азербайджанское население в аполитичности, в отсутствии у него воли к независимости исходит из непоминания происходившего или же нежелания понимать их. Такой вывод есть результат умышленного или же бессознательного однобокого подхода к проблемам.

Пренебрежительные отношения к мусульманским народам проявились и в отношениях других христианских государств, участников противоборства в первой мировой войне. Даже самые демократические силы Европы, преследующие самые гуманные цели, подходили к проблемам народов Востока со своими европейскими мерками. А такой подход лежал на основе недопонимания сути происходивших процессов на Востоке.

Авторы книги утверждают о несамостоятельности проводимой АДР внутренней и внешней политики. Они ставят риторический вопрос: "Можно ли говорить о проведении правительством республики самостоятельной внутренней и внешней политики".

А что такое, по их мнению, самостоятельная политика. А кто не пользуется внешней поддержкой при таких сложных моментах своей истории. Может быть, белогвардейцы не пользовались поддержкой. Может быть, армяне, которые для достижения своей цели были готовы сотрудничать хоть с дьяволом, не пользовались поддержкой. Ведь армянская партия "Дашнакцутюн", выдавшая себя за поборника западной демократии, выполняла большевистский заказ, когда учинила резню мирных азербайджанцев в Баку. Они же подняли мятеж в разных местах Азербайджана в апреле 1920 года, чтобы привлечь вооруженные силы АДР и тем самым облегчить советскую оккупацию Азербайджана. По мнению авторов книги, Азербайджан должен был отказаться от помощи османской Турции, чтобы показаться "честным" в борьбе с окружающими его врагами, готовыми проглотить его в любую минуту. Обвинение Азербайджана в поиске поддержки является абсурдом.

Что касается того, что АДР просуществовала всего 23 месяца и пала, будучи оккупированной советской Россией, то это тоже не может быть связано с неспособностью АДР вести самостоятельную политику или отсутствием у азербайджанцев воли к независимости. Это было закономерным результатом исторического развития, зависящим не только от воли азербайджанского народа. Ведь все государства, отколовшиеся от Российской империи, при ее распаде рано или поздно были возвращены в границы империи под другим названием (за исключением Финляндии).

Правда, в деятельности правительства АДР было много недостатков и трудностей. Имелись негативные явления, коррупция, предательства, допускались непоправимые ошибки. Но их никто не собирается отрицать. Эти явления нашли всестороннее отражение в трудах азербайджанских историков. Но эти факты никак не дают повода сомневаться в праве и способности азербайджанского народа создать независимое суверенное государство.

Научными исследованиями неоднократно доказано, что образование АДР, его деятельность были закономерным результатом исторического развития Азербайджана. Оно зиждется на традициях государственности, продолжающихся уже несколько тысячелетий. Божьей милостью государство не образуется. Именно благодаря политической воле азербайджанского народа при советской власти Азербайджан стал Советской Социалистической Республикой. В те годы многих руководителей советской власти беспокоило наличие мусульманской республики наравне с христианскими. Поэтому долго старались затуманить этот факт различными оговорками. Советским руководителям не хотелось допустить вхождения мусульманской Азербайджанской ССР в СССР как равноправного члена Союза. Поэтому пришли к решению о создании Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. Однако в конце концов власти вынуждены были смириться с реальностью, и в 1936 году Азербайджанская ССР стала полноправным членом СССР. Таким образом, после падения АДР политическая воля азербайджанского народа проявилась, хотя в затуманенной форме, в существовании Азербайджанской ССР.

Распад СССР открыл путь к восстановлению полной независимости. Поэтому сегодня правомерно говорить о наследственности Азербайджанского Демократического государства.

А попытка отделить историю этих трех азербайджанских республик - АДР, Азебайджанской ССР и современной Азебайджанской Республики - друг от друга, прервать эту историю и пытаться объяснить образование каждого из них отдельными внешними причинами противоречит закономерностям исторического развития и является спекуляцией на историческую тему.

Во всей книге красной нитью проходит умышленное враждебное отношение авторов к Азербайджану и его народу. Эта позиция ярче всего проявляется в сделанных выводах. Они даже не скрывают свои намерения опорочить все положительное, все ценное, что есть в истории АДР. Все время они ищут аргументы для того, чтобы доказать, что достигнутые успехи являются результатом случайных факторов. Они обвиняют Азербайджан, его государство, политических деятелей во всех грехах. Так они обвиняют Азербайджан и Грузию в развале единого Закавказского государства, при этом не упоминая о предательской позиции и подрывной деятельности армян, которые всегда выполняли функцию пятой колонии различных внешних сил. Они выдают их за безвинных жертв, умалчивая об их вредительской деятельности в регионе, которая нашла отражение в научной литературе. Например, кровавым мартовским событиям 1918 г. в Баку, оказавшим огромное влияние на происходящие процессы в регионе, авторами книги уделено незначительное место, и то для опровержения фактов о численности жертв (стр. 77-79). Зато они с болью говорят о не имевшей место резне 32 тысяч армян при освобождении Баку в сентябре 1918 года Кавказско-Исламской армией. Почерк знакомый, не так ли?

Также можно говорить о других доводах этих авторов. Каждый может заметить их умысел, скрываемый за примитивными рассуждениями.

И.АЛИЕВ, кандидат исторических наук
25.01.2008

Источник - Эхо
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1201297500
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх