КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 24.01.2008
23:40  А.Таксанов: Казан узбекской дипломатии (краткие истории бывшего сотрудника МИД). Часть 6
22:28  Н.Байрамова: Власть и СМИ в Туркмении - игра без правил
21:36  Сапа Мекебаев: Бердымухамедов, подтверждая свою внезапно возникшую приверженность идеалам прогресса и демократии...
21:34  Астролог П.Глоба предрекает скорое воссоздание нео-СССР, в который войдут все республики ЦентрАзии кроме Таджикистана
21:17  Казахстан изучает и учитывает опыт создания Китаем "среднезажиточного общества"
21:09  Школьники Киргизии из-за морозов распущены на внеочередные каникулы
17:45  МВД Киргизии запрещает проведение праздничного намаза Орозо айт и Курман айт в центре Бишкека
17:33  В Ташкенте открывается центральноазиатский учебный центр СПИДа
16:18  "ВБ": Империя взятки. Секреты результативного "доения" по-киргизски
15:53  Пакистан начал производство собственных боевых самолетов JF-17
14:54  Мозговая диета. Состояния таджикского ТВ: поем, танцуем и воруем
14:50  Н.Назарбаев учредил ежегодный конкурс социальной ответственности бизнеса "Парыз"
12:58  Б.Мусаев: Нечто напоминающее выкидыш... Еще раз о постандижанском Узбекистане Ислама Каримова
12:49  С.Икрамов: Обрушившиеся холода экзаменуют несостоятельность узбекских властей…
12:36  Новые кадры в Казахстане: Примбетов - посол в Баку, Бахмутова - глава Агентства по надзору за финрынком
12:27  А.Правов: Мушарраф обещает не подвести Запад
12:13  М.Недоступ: "Кладбище чудес" в Афганском Кандагаре
12:08  Д.Молтаг/Д.Лоуб: Война с террором перемещается на восток
12:05  А.Маначинский: Афганская война без правил. У демократии меньше ресурсов, чем у Пентагона и ЦРУ
12:03  Е.Киселев: Как Лоуренс Аравийский инспирировал восстание Бачаи Сакао в Афганистане (история)
11:56  Financial Times: Иран находит новые способы обойти санкции. От санкций пострадал... Шрек
11:54  Дж.Сорос: Худший кризис фондового рынка за 60 лет. Конец эры кредитной экспансии
11:52  "Глубокое отключение". Глава "Барки Точик" идет на крайние меры и призывает народ к терпению
11:49  Узбекистан сократил поставки природного газа в Таджикистан. За долги в $7 млн
11:44  "Project Syndicate": Фактор страха в американо-китайских отношениях
11:21  Financial Times: Россия - младший партнер Китая или новый партнер Запада?
11:16  А.Богданов: Тюльпановый колпак. Оппозиция Кыргызстана создает альтернативный парламент
11:12  У.Тагиев: Русские в Казахстане - прошлое, настоящее и перспективы на будущее
10:14  В Киргизии создан "очень радикальный" "Революционный комитет" по досрочному освобождению/свержению К.Бакиева
10:00  С.Медеров: В кыргызской экономике превалирует казахский капитал
09:57  А.Джалдинов: И у Великой стены есть уши. В Казахстане наблюдается активность китайских спецслужб
02:47  А.Асроров: Долгая дорога в дюнах Узбекской демократии. Ч. 2
02:26  В.Панфилова: В Таджикистане остановлены предприятия. Власти готовы ввести в стране чрезвычайное положение
02:22  Д.Тайнан: Международные телекомпании обратили взор на рынок ЦентрАзии
01:46  Д.Перцев: Утомленные солнцем. Миграционные потоки из Центральной Азии вырастут из-за обострения в регионе экономических проблем. Ч. 1
01:34  В Китае за 2007 год закрыли 44 тысячи порносайта и... арестовали 868 человек
01:23  В парламенте Узбекистана новый спикер - Дилором Ташмухамедова
01:02  Алматинцы замерзают. За окном - мороз минус 20, Узбекистан ограничил подачу газа
00:41  Казахстан хочет выкупить аэропорт Алматы. Вопрос - у кого?
00:33  Новые амазонки. В Казахстане возникло движение девственниц "Алаш арулары"
00:18  Клуб уйгурских меценатов Казахстана вручил премии "Ильхам" лучшим в культуре, искусстве и спорте
00:09  С.Строкань: Санкции против Ирана не имеют силы в России
00:00  "Нетрадиционный министр"? Глава минторга Казахстана Оразбаков ищет сотрудничества с "нетрадиционными странами"
Среда, 23.01.2008
23:58  Найден и наказан виновник аварии на шахте "Абайская"... глава Карагандинского МЧС Казахстана Куйкабаев?!
22:56  Урожай 2007 года в Киргизии погубили жара и безденежье, - комментарий Минсельхоза КР
20:41  Немец Альберт Рау стал акимом Акмолинской области
19:33  "DW": В Таджикистане вскоре после запуска Сангтудинской ГЭС резко обострился энергокризис
18:52  В.Мухин: Оборона важнее пенсий. В нестабильных странах СНГ расходы на армию опережают рост ВВП
15:15  Кадровые подвижки в Казахстане: фонд "Казына" возглавил А.Дунаев, Агентство по защите конкуренции - М.Есенбаев
15:08  Мелочи жизни. Из Казахстана в Киргизию привезли четыре вагона "копеек" (фото новых монет КР)
13:07  Внимание! Сменился глава Администрации Н.Назарбаева. Новый взлет К.Келимбетова
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
А.Асроров: Долгая дорога в дюнах Узбекской демократии. Ч. 2
02:47 24.01.2008

2008 год Узбекистан начал с новым Налоговым кодексом и провозглашением его Годом молодежи.

США и Евросоюз не испытывали особых иллюзий по поводу примененных по отношению к Узбекистану санкций. В принципе, они изначально казались надуманными и формальными. Таковыми и остались.

С начала 2008 года у Запада появился реальный повод пересмотреть свои отношения с Узбекистаном. В стране не только отменена смертная казнь, но и введен новый Налоговый кодекс, который призван улучшить взаимоотношения между государством и бизнесом. Причем, это касается не только узбекского бизнеса, но и иностранных инвесторов.

Третья инициатива узбекских властей - переориентировать свои усилия на молодежь, правда, не имеет прямого отношения к анализируемой теме, однако представляется интересной с точки зрения дальнейшего развития всего Узбекистана.

Интерес Запада к новому Налоговому кодексу продиктован интересами иностранных инвесторов. Период хороших отношений с Узбекистаном, начавшийся в сентябре 2001 года сразу после террористических атак на США, сменился периодом прохладных отношений сразу после андижанских событий. Проблемы же у иностранных инвесторов возникали всегда.

По рассказам некоторых из них, часто складывалась ситуация, когда налоговики выносили им претензии на основании инструкций вышестоящих органов. При этом иностранные инвесторы не могли сослаться на заключенный ранее контракт, ибо инструкции противоречили некоторым его пунктам. Все это стало возможным в силу несовершенства узбекского законодательства, когда взаимоотношения между государством и инвесторами регулировались не Налоговым кодексом и другими законами, а подзаконными актами, которые по-иному трактовали положения законов.

По идее, два года назад президент РУ Каримов, подписывая постановление "О Программе по реализации целей и задач демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны", приоритетной задачей считал улучшение ситуации с иностранными инвесторами, а уже во вторую очередь, снятие необоснованной налоговой нагрузки с представителей узбекского бизнеса.

Завеса тайны

Вымучиваемый в течение двух лет Налоговый кодекс окружен завесой тайны. Его мало кто видел, быть может, кроме сенаторов, членов узбекского правительства и самого президента. В свою очередь, налоговики, от профессиональной компетенции которых зависит внедрение в практику кодекса, его еще не получили.

Официальные источники информации страны известили бизнес-сообщество о том, что "последовательно проводимая под руководством Президента Ислама Каримова налоговая политика по снижению налогового бремени дает свои результаты. Из года в год сокращается размер подоходного налога, единых социальных платежей, единого налога для субъектов малого бизнеса и производителей сельхозпродукции. Значительно сокращена налоговая ставка на доходы физических лиц".

В Узбекистане по большей части живут философы. Они уже давно привыкли надеяться на собственные силы, и не связывают с экономической политикой узбекских властей сколько-нибудь позитивные ожидания. Это касается, в первую очередь, структуры налоговой системы в Узбекистане. Она настолько непрозрачна и запутана, что редкие бизнесмены могут четко определить, какую часть доходов с них удержит государство и за что именно. А причиной тому то, что кроме официально установленных ставок налога, существуют так называемые косвенные налоги, и общая их сумма часто зависит от множества факторов.

Вообще информация о новом Налоговом кодексе пока доводится до общества лишь урывками. В частности, по сообщениям информационного агентства УзА, новый кодекс "предусматривает максимальное упрощение и унификацию правил исчисления и порядка уплаты по отдельным налогам, позволяет предпринимателям обоснованно прогнозировать развитие бизнеса на среднесрочной основе". Это комментарии узбекских сенаторов. Правда, непонятно, каков сам механизм "максимального упрощения и унификации правил исчисления и уплаты налогов".

Факторы торможения

Далеко не всегда большие ожидания могут принести реально ощущаемые плоды. Это правило, к сожалению, применимо, в частности, к Узбекистану. Любые изменения в национальное законодательство в сфере предпринимательства поначалу декларируются узбекскими властями как кардинальные и полезные для бизнеса. Как только доходит до практики, в силу вступают силы, способные забюрократизировать любые послабления и реформы. Так, по всей видимости, случится и с новым Налоговым кодексом.

Вполне может статься, что малое и среднее предпринимательство получит некоторые налоговые послабления. Ситуация в этом сегменте узбекской экономики выглядит довольно печально: из-за непосильного налогового бремени многие узбекские предприниматели вынуждены уводить в тень свои доходы.

По мнению некоторых наблюдателей, налоговое бремя будет смещено с малого и среднего предпринимательства на высоколиквидные предприятия, в частности, работающие в нефтегазовой сфере. Можно ожидать повышения налоговой и неформальной нагрузки на проекты, запущенные российскими компаниями "Газпром" и "Лукойл".

Когда я говорю о неформальной нагрузке, то подразумеваю обязательную благотворительность. Компании должны регулярно по большим праздникам перечислять на счета специальных госфондов определенные средства. Но и без праздников нагрузки хватает, как-то: помощь школам, детским садам и другим бюджетным объектам социальной сферы.

С другой стороны, в Узбекистане давно сложилась каста государственных чиновников, в том числе, и налоговиков, которые в буквальном смысле слова живут лишь на то, что могли "собрать" с предпринимателей. Поэтому любая реформа неминуемо наткнется на их негласное сопротивление, а ломать отлаженную систему у правительства вряд ли хватит и сил и решимости. Секрет полишинеля в том, что система неформальных платежей поддерживает государственный аппарат. И трудно представить ситуацию, когда неформальные платежи вдруг прекратятся. Тогда исчезнет главное в системе государственного управления - материальный интерес к карьере в госструктурах.

Год молодежи

Неслучайно 2008 год в Узбекистане объявлен Годом молодежи. По исследованиям международных организаций, стране свойственны высокие темпы прироста численности населения. Причем, преобладает сельское население, а темпы урбанизации, выросшие в связи с резким падением уровня жизни на селе, еще не высоки.

По проведенным Госкомстатом бывшего СССР исследованиям, численность населения Узбекистана за четверть века, то есть до 2015 года вырастет более чем в 1,5 раза и составит 36 миллионов 333 тысяч человек.

Численность населения в трудоспособном возрасте за этот период вырастет почти в 2 раза: с 10 миллионов 137 тысяч человек в 1990 году до 19 миллионов 884 тысяч - в 2015 году.

При этом дети и подростки (0-14 лет) в общей структуре населения составляют 40,8 процента, молодежь (15-29 лет) 28,3 процента.

Общий удельный вес детей, подростков и молодежи составляет около 70 процентов, то есть, более 2/3 населения республики.

Есть и другие подсчеты, проведенные подразделением ООН по народонаселению. Согласно их данным в 2015 году в Узбекистане будет проживать около 50 миллионов человек. В таком же соотношении необходимо скорректировать данные и по молодежи.

Но станет ли 2008 год на самом деле ключевым в решении проблем молодежи? На этот вопрос пока сложно ответить.

В первые годы независимости официальный Ташкент всерьез занялся вопросами образования. Через специально созданный госфонд за границу отправляли наиболее одаренных детей для получения западного образования. Посредством создания партии "Фидокорлар" узбекские власти стремились активизировать молодых людей, разумеется, под пристальным контролем государства.

Однако в число наиболее одаренных детей стали систематически попадать дети государственных чиновников и особ, приближенных к власти. Такая тенденция неэффективного расходования средств привела к тому, что была выхолощена сама суть программы. "Фидокорлар" так и не стала партией молодежи. Поначалу молодые люди поверили в то, что через партию смогут сказать о насущном. Количество молодых партийцев росло довольно быстро, но уже самые ближайшие выборы в парламент показали, что идея оказалась пустой.

Другие инициативы сверху также оказались невостребованными молодежью. Но самый мощный удар по молодежи должна нанести реформа среднего образования. Уже с нынешнего года после 9 классов общеобразовательной школы молодежь должна будет найти себя в колледжах и лицеях, которые были открыты повсеместно.

Правда, доступ в специализированные лицеи слишком сложен и не по карману рядовым узбекистанцам, а в колледжах (в советские времена, именуемые профессионально-техническими училищами) качество образования не выдерживает никакой критики.

Поэтому 2008 год в Узбекистане может стать годом, когда в сельской местности в разы увеличится количество незанятой молодежи. В городах ситуация не станет столь острой, ибо общеобразовательные школы в мегаполисах дают более качественные знания.

Предполагается, что двумя "китами", на которых будет держаться Год молодежи, станут образование и высокая духовность. Но многие понимают, что это лишь выхолощенные обещания…

22.01.08, Акрам Асроров , специально для Gazeta.kz

Источник - gazeta.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1201132020
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх